Институциональные направления
обеспечения экономической безопасности потребительского рынка
Фирсов а.л. *
In article questions of economic safety of the consumer market are considered. The basic attention is given counteraction to shadow economy and corruption. New forms and methods of maintenance of economic safety of the consumer market in the conditions of administrative reform are offered.
о
CJ
о о о
CL
ce
CQ s
H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s S
0
1
о *
о
S ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со
Несмотря на взаимосвязанность теневой экономики и коррупции, эти явления в достаточной мере различные и представляют два самостоятельных института. При их изучении необходим индивидуальный подход, на основе которого и должен осуществляться подбор разноплановых систем противодействия.
Так, теневая экономика — чисто экономическое и более широкое в этом смысле явление, чем коррупция, и бороться с ней следует в рамках экономических и административных методов.
В то же время коррупция по степени охвата оказывает детерминирующее воздействие почти на все сферы жизни общества и преследует не только экономические интересы в отличие от теневой экономики, но и другие субъективные интересы (такие, как власть, зависть, месть, секс и иные пороки человека) и, следовательно, требует более широкого набора методов искоренения этого явления.
Глобализация теневой экономики и коррупции, которая отмечается практически всеми исследователями этой проблемы, требует и транснациональной борьбы с ней1. Для эффективной же борьбы с теневой экономикой и коррупцией внутри страны необходимо создавать новые демократические формы управления государством, формировать по-настоящему гражданское общество, сделать государственный бюджет прозрачным и открытым.
Государственные органы должны вести непримиримую борьбу с теневыми рынками, для чего необходимо следующее.
Во-первых, использование в борьбе с криминальным предпринимательством всего потенциала репрессивного государственного аппарата. В сегодняшних условиях основными направлениями реформ в нем должно быть совершенствование имеющихся институтов власти и механизмов
их воздействия на криминальные экономические отношения, и прежде всего:
> оптимизация структуры госорганов;
> усиление координации между ними;
> расширение международного сотрудничества.
Во-вторых, реформирование государственной экономической политики (особенно политики в денежно-кредитной сфере и управлении государственной собственностью). Сегодня большое количество экономических преступлений на потребительском рынке совершается по причине слабого контроля и широкого поля для злоупотреблений чиновниками различных уровней, отсутствия внятного алгоритма и критериев принятия ими управленческих решений, а также из-за несовершенства системы контроля. Следует максимально уменьшить влияние личных симпатий и антипатий чиновника на принимаемые им решения.
В-третьих, завершение начатой административной реформы2. Большой штат чиновников ведет к возрастанию роли бюрократии и росту расходов государственного бюджета на его содержание. При этом заработные платы самих чиновников остаются невысокими. Огромные масштабы чиновничества делают его трудноуправляемым и приводят к ослаблению контроля и росту коррупции в его рядах. Необходимо максимально сократить количество чиновников, оставить на службе наиболее квалифицированных. Должны быть повышены размеры заработной платы чиновников, упрощена и стать прозрачной процедура регистрации предпринимательства, его лицензирования и сертификации, что повысит управляемость всей системы государственного регулирования и управления экономическими процессами, создаст предпосылки для снижения уровня коррупции и создания эффективной системы борьбы с экономической преступностью.
Соискатель Академии управления МВД России.
В-четвертых, популяризация этических и моральных норм. Криминальное предпринимательство — сложное явление, включающее в себя духовную и моральную составляющие. Законодательство не в силах предусмотреть все возможные реалии жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение исходя из того, что подсказывают здравый смысл и совесть. Само провозглашение данных принципов не приведет непосредственно к повышению социальной ответственности бизнеса сразу. Устойчивый курс на социальное партнерство подтолкнет предпринимателей к принятию морального кодекса, формированию кодекса чести для государственных служащих.
Реализация государственной политики в отношении криминального теневого предпринимательства на потребительском рынке, без сомнения, отразится на общих принципах ведения бизнеса на современном этапе развития экономики в России.
В процессе противодействия криминальному предпринимательству на потребительском рынке в качестве эффективного союзника органов государственного управления непременно должны выступить социальные институты — профсоюзы работников, объедения предпринимателей, кооперативы, общественные организации и др. Политика в отношении криминальной экономики из государственной программы должна перерасти в общественно-государственную.
Функционирование любого предприятия невозможно без использования ресурсов, поэтому одним из направлений политики в отношении криминального предпринимательства является воздействие на рынки ресурсов, что позволит сократить отток ресурсов из легальной экономики в теневую.
Важный момент — создание развитой рыночной инфраструктуры для эффективного управления на потребительском рынке экономическими процессами на рынке труда. Функция контроля со стороны государства, несомненно, является крайне важной, но оно не в состоянии контролировать абсолютно все процессы. В связи с этим необходимо повысить роль социальных институтов, что позволит снизить издержки государства и увеличит качество и широту охвата контролем экономической деятельности. Государство должно направить значительную часть репрессивного аппарата на борьбу с
криминальным предпринимательством на потребительском рынке в сфере обращения ресурсов (борьба с браконьерством, нелегальным выращиванием наркотических культур, фальшивомонетничеством и т.д.).
Процессы распределения капитальных ресурсов в экономике должны проходить под жестким контролем. Для этого необходимо:
> сделать прозрачными процедуры распределения капитальных ресурсов и контроля данных процессов со стороны общества и государства;
> добиться равноудаленности крупного капитала от государственной власти;
> крайне осторожно приватизировать стратегически важные для государства хозяйственные объекты.
При соблюдении данных условий будут созданы предпосылки, препятствующие криминальным предпринимателям получить контроль над капитальными ресурсами путем использования ограниченности информации о них, коррумпированных чиновников и криминальных элементов.
В отношении трудовых ресурсов на потребительском рынке государственная политика должна проводиться максимально осторожно, особенно в области занятости и безработицы. Сюда относятся вопросы:
> поощрения предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места;
> возрождения системы профессиональной ориентации;
> проведения государственных мероприятий по совершенствованию структуры подготавливаемых кадров;
> повышения значимости служб управления трудом и занятостью, их эффективного функционирования3.
В результате государственной политики по противодействию теневому предпринимательству на потребительском рынке будут созданы предпосылки для противостояния криминальной экономике в рыночных условиях России.
В изменившихся условиях криминальное предпринимательство на потребительском рынке не сможет беспрепятственно развиваться, поскольку политика государства создаст условия для подрыва ее ресурсной базы. Сложности в деятельности криминального предпринимательства на потребительском рынке, связанные с поиском естественных, капиталь-
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ных и трудовых ресурсов, непременно приведут к сокращению масштабов противоправной экономической деятельности. Кроме того, неизбежным следствием дефицита ресурсов для криминального предпринимательства станет рост цен на товары и услуги, производимые в данном секторе экономики, что приведет к неэффективности нелегальной экономической деятельности.
Для эффективной борьбы с криминальным предпринимательством на потребительском рынке необходимы существенные изменения в институциональной структуре общества, в механизме хозяйствования. Без этого невозможно ослабить криминализацию экономики, в том числе противодействовать противозаконному предпринимательству.
Требует продолжения реформа налогового института государства, в котором необходимо предусмотреть упрощенный и облегченный режим малого и среднего предпринимательства, предложив ему правила игры, конкурентоспособные с правилами криминального мира, возродить дифференцированную ставку налога на доходы, освободив от налогов работающих в предпринимательских структурах пенсионеров, создать механизм налоговых соглашений предпринимателей и государства на облегчение налогового режима в обмен на повышение общего объема налоговых платежей.
Во внешнеэкономической политике для защиты предпринимателей необходимо сочетание свободной торговли и протекционизма, использование нетарифных барьеров. Для защиты национальных производителей следует шире использовать правила ВТО по установлению квоты на импорт или повышать до 100 % пошлины на западные товары, вводить ограничения, добиваться исключений из правил ВТО, как это делают развитые страны. Необходима система защиты и страхования инвестиций с привлечением зарубежных страховых фирм и банков как гарантов.
Необходимо формирование современной редакции законодательств, предусматривающих жесткие меры ответственности за использование недобросовестных методов конкуренции, нарушение контрактных обязательств, дискриминацию партнеров, нужно укрепить систему рассмотрения хозяйственных споров.
Субъектами проведения специальных мер профилактики правонарушений в
сфере предпринимательства на потребительском рынке могут выступать сами предприниматели, менеджеры предприятий любой организационно-правовой формы собственности, трудовые коллективы и общественные организации, представители внутрихозяйственного, аудиторского и государственного контроля.
Важная роль принадлежит государственным структурам, выполняющим контрольные и надзорные функции в сфере предпринимательства:
> Центральному банку РФ (надзор за деятельностью банков и кредитных учреждений);
> налоговой службе Минфина России (контроль за соблюдением законодательства о налогах);
> Министерству внутренних дел РФ в лице Департамента экономической безопасности (выявлять, предупреждать и пресекать экономические и налоговые правонарушения);
> службе по финансовому мониторингу (контроль за движением крупных денежных средств);
> антимонопольной службе (предупреждать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию);
> Счетной палате РФ (проверка хозяйственной деятельности экономических субъектов), а также таможенной службе, службам финансово-бюджетного надзора по финансовым рынкам и др. Нужно шире распространить аудиторскую деятельность (вневедомственный независимый контроль).
Задачей государства в сфере потребительского рынка является не только установление жестких правил, но и условий, при которых любому субъекту было бы выгодно цивилизованное законопослушное ведение дел, что явилось бы гарантией его безопасности. Однако пока нельзя утверждать, что достигнуты позитивные изменения в российской хозяйственной системе. Требуются совершенствование системы социально ориентированных и демократических рыночных отношений и переориентация всей хозяйственной системы с поощрения спекулятивного интереса на развитие реального сектора экономики.
В числе первоочередных должны быть меры, направленные на укрепление роли власти, повышение доверия к ее институтам, рационализации механизмов выработки экономической государственной
политики, препятствующей развитию дестабилизирующих тенденций. Эти меры могут дать результаты только во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения.
Борьба с криминальным предпринимательством на потребительском рынке является сложной задачей. Она — часть общей стратегии государства, направленной на нейтрализацию преступности в сфере экономики. Противодействие криминальной экономике стало задачей не только государства, его органов, но и широких слоев гражданского населения. Только консолидация усилий всех ветвей власти и общества позволит ослабить криминальные процессы в стране, откроет путь к модернизации социально ориентированного рыночного хозяйства.
Первые шаги уже обозначены. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»4 регламентированы конкретные административные ограничения избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Есть изменения и в правоохранительной сфере. Например, Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» 5 направлен на предотвращение случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти. Речь в нем идет и о разработке комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России.
При дальнейшем построении программы обеспечения экономической бе-
зопасности потребительского рынка следует учитывать, что сложность криминализации отношений обусловливает и сложность борьбы с ними. Необходимо иметь в виду, что только планомерные и последовательные действия могут привести к желаемому результату, поскольку криминальное предпринимательство является сложной системой и ее одномоментное разрушение может подорвать интересы нации. Потому что криминальная экономическая деятельность — продукт общества, взаимодействия его экономической, социальной, политической и духовной составляющих, и использование в этом процессе только правоохранительных органов не даст значительных результатов. Необходимо соединение усилий государства, его органов и общественных организаций страны.
Что касается общих решений по противодействию коррупции на потребительском рынке, то ключевыми представляются следующие:
> политическая воля и публичное политическое решение;
> целенаправленная поэтапная программа охвата категорий госслужащих новыми мерами противодействия коррупции;
> добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих (соблюдение кодекса чести);
> жесткая формализация деятельности госслужащих;
> разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих;
> введение парламентской процедуры проверки законопроектов на корруп-циогенность;
> внедрение механизма ответственности (политического, административного, уголовного, морально-нравственного) для госслужащих.
Литература и примечания
1. Белкин Ю.В., Наумов Ю.Г., Смоляков А.Г. Органы внутренних дел в системе государственного контроля потребительского рынка: монография. М., 2008. С. 168.
2. Административная реформа в России: научно-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, ТЯ. Хабрие-вой. М.: Контракт, Инфра-М, 2006. С. 352.
3. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Проспект, 2008. С. 7.
4. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 // Российская газета. 2008. 17 мая.
5. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Российская газета. 2009. 28 декабря.
О
сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со