УДК 343.9.01 ББК 67.518
Д.С. Лунёв
доктор юридических наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Р.С. Лунёв
Смольный институт Российской академии образования
СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНЕ
В статье раскрыты современные тенденции экономической преступности, формы проявления теневой экономики в различных сферах хозяйствования, определены меры по снижению ее негативного эффекта. Показана проблема коррупции в правоохранительных органах, в Вооруженных Силах Российской Федерации, отражены факты злоупотребления служебным положением, ведения незаконного оружейного бизнеса, совершения контрабандных сделок. Раскрыта деятельность Следственного комитета РФ по раскрытию и предотвращению преступной экономической деятельности. Показано, что в жестких условиях российской рыночной экономики одной из существенных угроз экономической безопасности страны является криминализация экономики. В целях повышения эффективности борьбы с экономической преступностью предложены: в сфере внешнеэкономической деятельности - осуществление мониторинга и введение жесткого валютного контроля по всем операциям в сфере международных расчетов, создание единой информационной базы налогообложения в рамках СНГ; на рынке ценных бумаг - применение методов контроля и правовых возможностей государства с целью лишения недобросовестных участников финансовых рынков теневых средств; в малом бизнесе - снижение налоговой нагрузки.
Ключевые слова: экономическая преступность; коррупционная преступность; детерминанты экономической преступности; противодействие экономической преступности.
shadow economy effect on regional business work
AND development pREVENTION AND LEVEL DECREAsE ACTIONs
framework
The article reveals current tendencies in economic crime, forms of shadow economy manifestation in different economic sectors, and defines actions aimed at its negative effect reduction. The paper presents issue of corruption in law enforcement agencies, Armed Forces of the Russian Federation. The paper also reveals facts of abuse of official position, illegal gun business. The author discovers activity of Russian Federation Investigative Committee on economic crime detection and prevention. The paper shows that in tough conditions of Russian market system one of significant threats for state economic security is criminalization of economy. In order to increase effectiveness of economic crime counteraction: in International trade - conducting monitoring and introduction of severe currency eschange regulation for all operation related to international payments, unified tax-imposition data-base development within CIS; in financial market - application of control methods and state legal resoursces aimed at financial market unscrupulous competitors deprivation of shadow facilities; in small business - tax deduction.
Key words: economic crime; corrupt crime; economic crime determinants; economic crime counteraction.
D.s. Lunev
Doctor of Law, Military medical academy of SM.Kirov
R.s. Lunev
Smolny Institute of the Russian Academy of Education
Одной из наиболее криминализированных сфер национальной экономики является финансовая сфера и теневая экономика. В ней сосредоточены значительные денежные ресурсы, она недоступна для всеобщего обозрения, отношения сложны и многим непонятны [3]. Теневая экономика является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Благодаря экономическому росту и общему улучшению социально-экономической обстановки в Российской Федерации внимание общества к ней несколько снизилось. Между тем воздействие теневой экономики на российскую действительность сохраняется, имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям.
Рассмотрим взаимоотношения государство - теневая экономика (рис. 1).
Теневая экономика влияет на все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает хозяйственную целостность региона, сокращает доходы бюджетов всех уровней. Теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности экономики. В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста. Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, постановлениях Правительства РФ.
Отечественные и зарубежные исследователи часто обращают внимание на компенсационную функцию теневой экономики. Она частично сглаживает негативные последствия непродуманных решений властей, в частности поглощает излишки предложения рабочей силы, позволяет функционировать предприятиям, которым грозит закрытие, снабжает дешевой продукцией потребителей с низкими доходами. Однако, по нашим оценкам, в период экономического роста и преодоления кризисных социальных явлений начинает превалировать деструктивная функция теневой экономики, а компенсационное влияние снижается. Это еще раз подтверждает, что разработка научно обоснованных мер по противодействию теневой экономике является актуальной и практически значимой задачей.
На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, борьба ведется только с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета региональной специфики. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способны существенно замедлить экономический рост. Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий на хозяйствующие субъекты. Важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.
Рис. 1. Взаимоотношения государство — теневая экономика
Решить эти задачи можно только путем всестороннего анализа взаимовлияния теневой и официальной экономики, разработки методического аппарата, обеспечивающего на региональном уровне оценку масштаба теневой экономики по видам экономической деятельности, преимущественных способов перевода ресурсов в теневой оборот, влияния теневой экономики на сферы жизнедеятельности. Только сбалансированный комплекс научно обоснованных экономических и административных мер с учетом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и на этой основе дать позитивный импульс устойчивому развитию экономики.
Изучение теневой экономики с научной точки зрения началось в мировой практике сравнительно недавно, лишь с 30-х гг. ХХ в. Отечественная наука в силу субъективных и объективных причин базируется главным образом на западных концепциях и теориях. В исследованиях институционализации теневой экономики можно выделить «экономическую теорию преступлений и наказаний» Г. Беккера, концепцию «преступности среди людей в белых воротничках» Э. Сатерленда, «теорию неформальной экономики» К. Харта. Исследования в рамках неоинституционального подхода осуществлялись С. Дэварэйдженом, К. Джонсом, М. Ромером, М. Моррисом, М. Ньюменом. Современная парадигма теневой экономики во многом базируется на исследованиях Э. де Сото. Актуальны исследования теневой экономики А. Портесом, С. Сассен-Куб, С. Бру-ско, Й. Убаррой в контексте теории экономических систем. Следует отдельно выделить зарубежных экономистов-советологов, осветивших в своих работах проблему теневой экономики в советском обществе, таких как Г. Гроссман,
A. Кацелененбойген, М. Лос, Л. Шелли.
В отечественной науке проблему выявления и оценки масштабов теневой деятельности активно разрабатывают С. Астапкина, Н. Бо-кун, С. Глинкина, С. Головнин, В. Дадалко, И. Елисеева, В. Иваницкий, В. Исправников, Т. Корягина, С. Кордонский, Л. Косалс, А. Ку-клин, Ю. Латов, Д. Липницкий, Ж. Лукашина, Д. Макаров, Л. Никифоров, А. Пономаренко,
B. Попков, В. Радаев, Г. Синилов, А. Татаркин, Н. Тимофеев, А. Шохин, А. Яковлев и др. Вопросами моделирования теневой деятельности занимались К. Боулдинг, А. Ингстер, В. Кал-бертсон, М. Левин, М. Микаэли, А. Плюмтрэ, В. Полтерович, Г. Ямада.
Противодействие теневой экономике тесно связано с обеспечением экономической безопасности территории, проблеме изучения которой посвящены работы Л. Абалкина, Р. Акбердиной, Е. Андреевой, И. Богданова, О. Боткина, С. Глазьева, Б. Губина, Г. Гутмана, К. Ефремова, А. Илларионова, Н. Кремлева, Е. Логинова, Е. Олейникова, В. Павлова, О. Романовой, В. Сенчагова, С. Степашина, В. Там-бовцева и др.
Высоко оценивая вклад ученых в развитие данного направления, необходимо отметить, что в настоящее время оценка масштабов теневой экономики обычно ограничивается федеральным уровнем, не затрагиваются региональный аспект, виды экономической деятельности и способы перевода ресурсов в теневой оборот, что является весьма актуальным в связи с неравномерностью развития регионов. Не уделено должного внимания проблеме минимизации негативного влияния теневой экономики на социально-экономическое развитие региона. Актуальность, дискус-сионность и неразработанность многих теоретико-методологических положений, а также их высокая практическая значимость предопределили выбор темы данного исследования. В кредитно-финансовой и банковской сфере возникновению экономической преступности и теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно-правового характера. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента. В современных условиях отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушение предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включая ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в России предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке; за несоблюдение условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также за их использование без согласования с обслуживающим банком; за умышленное препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных правил и норм работы с денежной наличностью;
Рис. 2. Формирование доходов по видам экономической деятельности
за ненадлежащее и небрежное оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие и др. [1, с. 12]. Рассмотрим, в виде примера, основные формы формирования доходов по видам экономической деятельности (рис. 2).
Итак, хозяйствующие субъекты имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и др.). Все это создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей. Существует также возможность эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
В экономике сохраняется тенденция к распространению мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей-продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, недобросовестными и необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карт и других платежных средств, а также прямыми хищениями денежных средств, включая хищения при помощи компьютерных технологий [6, с. 22] (рис. 3).
Теневой производитель i
Банк зарубежной фирмы
Зарубежная 12 фирма^
Рис. 3. Схема обналичивания с легализацией продукции теневой экономики
Одной из распространенных форм проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли. На ее долю в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. Доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В странах дальнего зарубежья осуществляется примерно две трети всех закупок товаров. Основные объемы неучтенного импорта поступают из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины [7, с. 223-224].
Криминальный менеджмент проявляется и на рынке ценных бумаг в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования конфиденциальной информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, прямого хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
Одной из форм проявления теневой экономики является бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, в основном через подставные фирмы-посредники («однодневки»), с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что приводит к переходу целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных структур и зарубежных компаний.
Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объем ущерба с помощью механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг в полном объеме не представляется возможным, поскольку отсутствует учет подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.
Одной из сфер финансового рынка, в которой проблема перевода капитала в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Имеющаяся система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяют не платить налоги. Проведенные расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает и практически теряет сумму, равную 50 % от номинала каждого векселя без учета НДС.
Следующей не менее опасной проблемой является фиксируемая правоохранительными
Гетерогенное негативное воздействие теневой экономики
Производственная и торговая составляющие
-Недобросовестная конкуренция -- Нарушение лицензионных прав -
Инвестиционная составляющая
Нарушение прав акционеров Нарушение прав кредиторов
Финансовая составляющая
■Злоупотребление полномочиями в сфере финансов-Незаконная банковская деятельность -
-Теневой экспорт капитала-
Бюджетная составляющая
■Уклонение от уплаты налогов и обязательных платежей_Нарушения законодательства при поставках_
для государственных нужд
Социальная составляющая
Недофинансирование социальной сферы предоставление не в полной мере социальных _ гарантий, пенсионного обеспечения
Экологическая составляющая
-Незаконное использование природных ресурсов- «Экономия» на природоохранных мероприятиях-
Синергия проявлений
теневой экономики
Последствия синергии негативных воздействий теневой экономики
Распространение теневых поведенческих моделей
Нарушение хозяйственной целостности
Снижение транспарентности экономики региона
Снижение инвестиционной привлекательности региона
Рост трансакционных издержек
Издержки переговорного процесса
Издержки влияния субъектов, ведущих теневую деятельность
Издержки, вызванные ошибками измерения свойств товаров
Издержки, связанные с оппортунистическим поведением партнеров
Издержки влияния, обусловленные вмешательством государства, спровоцированным теневой экономикой
Рис. 4. Воздействие теневой экономики
органами тенденция криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления в данной сфере, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов в тень и ухода от налогообложения, стали носить массовый характер. Сохраняется опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики эта проблема не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны.
Теневая и незаконная хозяйственная деятельность в сфере малого бизнеса разнообразна, и подход к ней должен быть дифференцирован. С одной стороны, необходимо наращивать усилия по борьбе с криминализацией экономики - это функция правоохранительных органов. С другой стороны, очевидна необходимость принятия целого ряда организационно-правовых мер по легализации части теневого бизнеса, что позволит в большой степени как стабилизировать экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные замаскированные формы малого предпринимательства [2, с. 98].
Основными причинами ухода малых предприятий в теневую экономику являются жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных финансовых расчетов (наличные, бартер и др.), нерыночный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и др. По результатам экспертной оценки МВД России, теневая экономика охватывает от 30 до 40 % объема продукции, услуг в малом бизнесе [4, с. 113].
Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономической деятельности, могут быть разделены на три группы. Первая группа - сугубо криминальные нелегальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность, наркоторговля, контрабанда и др.). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием. Вторая группа -теневики-хозяйственники, скрывающие свои
доходы и умышленно уменьшающие налоговую базу. Они дополняют каркас, созданный первой группой. Третья группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники, занимающиеся неформальной (неучтенной) хозяйственной деятельностью. Значительную часть этой группы составляют физические лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.
Практический интерес представляет оценка проявления теневой экономики в различных отраслях реального сектора экономики. На рис. 5 приведена классификация способов экономического уклонения от общественных норм, правил и обязательств.
Так, в машиностроительном комплексе значительное количество неиспользованного производственного потенциала, ограниченность спроса на выпускаемую продукцию, длительность производственного цикла ее изготовления, невозможность ускорить оборот капитала объективно снижают привлекательность скрытого, а тем более нелегального производства продукции. Что касается производства продукции для потребительского комплекса (легковые автомобили, запчасти к ним, часы, светотехническое оборудование и др.), то при отсутствии свободных денежных средств у таких организаций некоторые элементы теневой экономики могут появиться на стадии реализации этих видов продукции через систему посреднических структур.
В металлургическом комплексе, где технология производства предусматривает использование научно обоснованных норм расхода сырья, материалов и энергетических ресурсов, бесконтрольное их расходование и хищение значительно затруднены. Однако в сфере сбора, переработки и реализации металлического лома возник ряд лазеек, которые сделали вывоз из России этого ценнейшего сырья бесконтрольным и выгодным (особенно в части лома цветных металлов) из-за большой разницы цен на внутреннем и мировом рынках. Ежегодный ущерб России от беспошлинного вывоза лома и отходов черных и цветных металлов оценивается в десятки триллионов рублей.
Значительные ниши для теневой экономики существуют в лесопромышленном комплексе. Предпринимательские структуры, а также физические лица, занимающиеся лесозаготовками, лесопилением и производством пиломатериалов, располагают древесными ресурсами для производства и реализации лесоматериа-
лов, которые не попадают в сферу статистического учета. Неучтенная органами статистики продукция в сфере лесопромышленного комплекса, включая продукцию индивидуальных предпринимателей в лесном бизнесе, достигает 9-10 % общего объема товарной продукции.
Одним из наиболее привлекательных для теневого производства секторов выступает производство товаров легкой промышленности. Так, разница между объемом продаж обуви и ресурсами на ее производство составляет около 75 млн пар, что является неучтенным производством и неучтенным импортом. По оценкам экспертов, неучтенное производство равно официальному. Аналогичная ситуация сложилась в других отраслях легкой промышленности: кожевенной, меховой, трикотажной и др. Наибольший объем теневого сектора имеет место на рынке одежды. Здесь преобладают малые предприятия, использующие существу-
ющие льготы малого бизнеса и ликвидирующиеся по истечении срока действия льгот.
Одной из наиболее характерных форм проявления теневой экономической деятельности в переработке драгоценных металлов и драгоценных камней является создание неучтенных запасов золота (с последующей их продажей в виде золота или его переработкой в ювелирные изделия, их реализацией в интересах отдельных лиц и организаций) на основе умышленного занижения объемов запасов драгметаллов при оценке месторождения; утаивание предприятиями добычи руды при разработке месторождения; искажение объемов выхода драгметалла при обогащении. Все это дает возможность создать неучтенные запасы драгметаллов в объеме от 5 до 20 % их фактического наличия. С этой же целью осуществляется занижение процента извлечения драгоценных металлов из лома электронных деталей и контактов и др.
Рис. 5. Классификация способов экономического уклонения от общественных норм, правил и обязательств
Доля теневого сектора экономики на предприятиях транспорта и связи составляет около 10 % объема реализации. В основном это бесконтрольное определение тарифов и бесконтрольное осуществление международных перевозок.
Удельный вес теневой экономики особенно велик в торговле, включая внешнюю, и составляет более 60 % всего товарооборота.
Достаточно развита неучтенная экономика и в отраслях социальной сферы. В сфере образования в детских дошкольных учреждениях это образовательные услуги по подготовке в первый класс, осуществляемые без лицензии, дополнительные занятия по различным направлениям эстетического и нравственного воспитания и сдача в аренду служебных помещений. В общеобразовательных школах - дополнительные услуги по репетиторству, различные формы индивидуального обучения, в том числе и работа подготовительных отделений для дошкольников, работа различных художественных, спортивных и иных кружков, труд руководителей которых оплачивается не через кассу, сдача в аренду помещений различным коммерческим структурам и частным образовательным структурам. В средних и высших профессиональных учреждениях - подготовительные курсы для абитуриентов, поступающих в учебные заведения, плата за повторную сдачу экзаменов, зачетов, лабораторных и курсовых работ, обучение иностранным языкам, работе на ПЭВМ, экономическим, юридическим дисциплинам и т.д. В области здравоохранения элементы теневой экономики присутствуют в системе медицинского страхования, где имеются условия для незаконного и нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, а также скрытая незаконная оплата медицинских услуг. В области культуры скрытая экономическая деятельность проявляется, например, в шоу-бизнесе, выражаясь в сокрытии доходов, получаемых в основном от эстрадной деятельности.
Значительных масштабов достигло видеопиратство, незаконный прокат и сбыт видеопродукции. В области телерадиовещания основной формой проявления теневого мошенничества является бесконтрольное ведение коммерческой деятельности, в основном это продажа эфирного времени для рекламы на государственных каналах. Предпочтительное рекламное время продается телекомпаниями пакетом определенному кругу посредников, главным образом
коммерческим фирмам, которые перепродают его рекламодателям и другим коммерческим структурам, включая и иностранные, по более высокой, спекулятивной цене. В книгоиздании и периодической печати элементы теневой экономики проявляются в сокрытии или занижении авторских гонораров, занижении реально выпускаемых тиражей и скрытой неучтенной рекламе в периодических изданиях.
Следует подчеркнуть, что условия для развития неформальной теневой экономики формируются в национальной экономике, они определяются несовершенством правовой базы, медленным становлением контролирующих институтов рыночной экономики, несовершенством налогового законодательства, бедностью и нищетой значительной части населения, вынужденного искать дополнительные источники заработка. Особую угрозу представляет криминальная деятельность, проявляющаяся в форме слияния общеуголовной и экономической преступности, совершенствование организованности и профессионализма лиц, совершающих правонарушения и преступления, использование в преступной деятельности современных технических средств, особенно компьютеров, сращивание организованных преступных групп и служащих органов государственного управления.
В последние десятилетия активизировалась преступная деятельность в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Состояние отечественного рынка спиртных напитков характеризуется сокращением объемов производства высококачественных ликеро-водочных изделий, увеличением доли продукции низкого качества, в том числе опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды. По имеющимся в МВД данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих лицензии, но занижающих в отчетности объемы производства. Скрытая в документах часть производства никакими налогами не облагается, а расчеты за нее осуществляются наличными деньгами. Тотальный контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной продукции, создание специальных постов и другие меры носят в большей степени временный, профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности только сделки, попавшие в поле зрения контрольных органов.
Экономические правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий. По данным органов внутренних дел, большинство экономических преступлений совершается с участием коррумпированных чиновников и представителей органов государственной власти и управления. К таким преступлениям относятся злоупотребление служебным положением и предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц, умышленное занижение стоимости приватизируемых объектов, хищение финансовых средств, вырученных от продажи акций, и махинации с этими средствами, укрытие полученных доходов от государственного контроля и налогообложения, должностные подлоги в ходе умышленного искажения фактических результатов, взяточничество в ходе приватизации жилого фонда и др. Имеют место и правонарушения со стороны покупателей акций. Это невыполнение инвестиционных обязательств, представление фиктивных подложных документов и др. На рис. 6 показаны экономические мероприятия по противодействию теневому сектору.
Рис. 6. Экономические мероприятия по противодействию теневому сектору
В ходе реализации законодательства РФ, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства по земельной реформе произошло расширение компетенции местных органов власти в вопросах землевладения, права собственности на землю и др. Данные полномочия должностные лица в ряде случаев используют в корыстных интересах. Основными видами преступлений в вопросах
землевладения, землепользования и распоряжения являются злоупотребление служебным положением и взятки.
К перечню преступных действий по земельным вопросам относятся предоставление права на выделение земельного участка юридическим и физическим лицам; получение свидетельства на право собственности на землю и его регистрация; предоставление права на пожизненно наследуемое владение или бессрочное пользование, аренду и выкуп участков в собственность; расширение границ участков, наделов сверх установленных предельных норм; принятие Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству решений о выделении участков вне компетенции своих ведомств; решение вопросов об изъятии земельного участка в соответствии с законодательством и др. Все указанные действия, а также получение соответствующих документов, практические действия должностных лиц сопряжены с возможностью получения взяток как за неправомерное решение, так и за ускорение решения.
Правонарушения затронули и такую сферу деятельности, как страхование. Наиболее распространенными нарушениями законодательства являются осуществление не-лицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, искажение установления страховых сумм, задержки принятия решения о возможности и величине страховой выплаты. Особо опасны такие правонарушения, как незаконные выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых премий, финансовые операции, связанные с ложным банкротством. Значительную долю в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или брокерских страховых компаний.
Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно поддерживается, стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные группы, используя коррупционные связи, под «крышей» коммерческих организаций «перекачивают» государственные средства в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других сырьевых ресурсов. Они вынуждают должност-
ных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, юридических и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономической деятельности, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.
В данной ситуации коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой неучтенной экономики. По различным оценкам, на взятки и подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти незаработанные деньги пополняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих осуществляется крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, которые связаны с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в различных отрас-
лях промышленности, сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.
Особо острой является проблема коррупции в правоохранительных органах, а также в Вооруженных Силах. Вскрыты многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействия за взятки в прекращении уголовных дел, противоправного участия в незаконной предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.
Правоохранительные органы проводят определенную работу по раскрытию и предотвращению преступной экономической деятельности. Взаимосвязь официальной экономики и теневого сектора можно проследить на рис. 7.
Применяемые государством в борьбе с экономическими преступлениями меры будут определяющими при выборе пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества. Российская экономика может встать на путь закона, что позволит ей реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями.
Показатели, характеризующие воздействие официальной экономики на теневую
Показатели, характеризующие воздействие теневой экономики на официальную
Рис. 7. Взаимосвязь официальной экономики и теневого сектора
Повышению эффективности борьбы с экономическими преступлениями могут способствовать и другие меры, в частности значительное расширение и законодательное закрепление административных полномочий органов государственного контроля и регулирования, развитие системы правового регулирования деятельности контролирующих и регулирующих систему экономических отношений органов исполнительной власти; присоединение нашей страны к Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конвенция), а также неукоснительное выполнение ею взятых на себя обязательств (в связи с ратификацией Россией Венской конвенции и вступлением в Совет Европы) по разработке и принятию законодательства о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем; вступление России в члены Международной группы финансовых действий (РАТТ), укрепление связей с международными организациями, действующими в области борьбы с международными финансовыми злоупотреблениями и правонарушениями; ускорение процесса подготовки и заключения Россией межправительственных соглашений с иностранными государствами и заключения межведомственных соглашений и протоколов о сотрудничестве в сфере противодействия злоупотреблениям и преступлениям на различных финансовых рынках; принятие более жестких, действенных мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и др.
В сфере внешнеэкономической деятельности необходимы: осуществление мониторинга и введение жесткого валютного контроля по всем операциям в сфере международных расчетов (включая операции по конвертации рублевых накоплений нерезидентов в валюту, проводимые в специальных уполномоченных банках); создание единой информационной базы налогообложения в рамках СНГ, которая будет содержать сведения министерств финансов, налоговых служб и центральных банков о результатах деятельности действующих на их территории фирмах других государств СНГ; заключение соглашения между государствами СНГ - участниками Таможенного союза об унификации валютного законодательства и единых принципах осуществления валютного контроля; модификация пограничного и тамо-
женного контроля, особенно на границах со странами СНГ и в территориальных водах России; контроль и обеспечение полного декларирования и взимание таможенных сборов в бюджет с ввозимых на территорию России грузов; полная отмена таможенного оформления и таможенного контроля на границах России со странами - членами Таможенного союза только после унификации законодательства стран, входящих в этот союз; разработка необходимой нормативно-правовой базы для практического применения мер регулирования, предусмотренных Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; создание и постоянное обновление единого для всех ведомств информационного банка данных о внешнеэкономической деятельности.
На рынке ценных бумаг особенно актуальны корректировка законов РФ «О банках и банковской деятельности», «О валютном контроле и валютном регулировании», «О рынке ценных бумаг», «О переводных и простых векселях»; подготовка и внедрение промежуточной схемы проведения электронных расчетов операторами вексельного обращения по бумажным векселям, обеспечивающей контроль за их обращением; применение методов контроля и правовых возможностей государства с целью лишения недобросовестных участников финансовых рынков теневых средств, которые внедряются в легальную экономику.
В сфере борьбы с коррупцией оправданным является обеспечение деятельности Координационного совещания руководителей правоохранительных органов, созданного в соответствии с Законом «О прокуратуре»; обязательное проведение спецпроверки при поступлении на госслужбу и продвижении по службе управленческого персонала, а также создание действенного механизма декларирования доходов и расходов должностных лиц; сокращение числа лиц, обладающих неприкосновенностью против проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
В малом бизнесе следует осуществить снижение налоговой нагрузки и тем самым создать условия для легализации теневой экономики в малом бизнесе; обеспечить недоступность для криминальных структур информации о финансовом состоянии малых предприятий, создать систему региональных центров правовой защиты малых предприятий; для предотвращения коррупции и упорядочения контрольной деятельности органов исполнительной власти,
допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые проверки, сократить проверки деятельности субъектов малого предпринимательства, закрепить в правовых актах жесткий порядок проведения проверок, четко определяющий полномочия должностных лиц.
Таким образом, в условиях рыночной экономики современной России одной из су-
щественных угроз ее экономической безопасности и обеспечению устойчивого развития хозяйствующих субъектов является криминализация экономики. Борьба с ее наиболее опасными, распространенными и злостными формами, несомненно, будет способствовать обеспечению надежной национальной безопасности, решению наиболее значимых социально-экономических проблем в России.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.
2. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства / В.И. Авдийский, В.А. Да-далко. - М. : Альфа-М, 2010. - 234 с.
3. Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность [Электронный ресурс] : учебник /
A.К. Бекряшев, И.П. Белозеров. - Омск, 2000. - Режим доступа: http://kiev-security.org.Ua/b/x232/intro.shtml.
4. Грунин О.А. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны / О.А. Грунин,
B.В. Головач. - СПб., 1999. - 256 с.
5. Латов Ю.В. Теневая экономика : учеб. пособие / Ю.В. Латов, С.Н. Ковалев ; под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Ка-зиахмедова. - М. : Норма, 2006. - 321 с.
6. Лукашин В.И. Экономическая безопасность : учеб.-практ. пособие / В.И. Лукашин ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 1999. - 345 с.
7. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Да-далко. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА, 2010. - 234 с.
REFERENCES
1. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and its counteraction. [Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie]. Voprosy jekonomiki, 1994, no. 12. p. 4-13.
2. Avdijskij V.I. Shadow economy and state economic security [Tenevaja jekonomika i jekonomicheskaja bezopasnost' gosudarstva]. Moscow, Al'fa-M, 2010. 234 p.
3. Bekrjashev A.K. Shadow economy and economic criminality: educational book.[Tenevaja jekonomika i jekonomicheskaja prestupnost': uchebnik]. Omsk, 2000. Available at: http://kiev-security.org.ua/b/x232/intro.shtml.
4. Grunin O.A. Shadow economy and its influence on state economic security [Tenevaja jekonomika i ee vlijanie na jekonomicheskuju bezopasnost' strany]. Saint-Petersburg, 1999. 256 p.
5. Latov Ju.V. Shadow economy: educational book. [Tenevaja jekonomika : ucheb. posobie]. Moscow, Norma, 2006. 321 p.
6. Lukashin V.I. Economic security: educational and practical book. [Jekonomicheskaja bezopasnost' : ucheb.-prakt. posobie]. Moscow, 1999. 345 p.
7. Shadow economy and state economic security: educational book. [Tenevaja jekonomika i jekonomicheskaja bezopasnost' gosudarstva : ucheb. posobie]. Moscow, INFRA, 2010. 234 p.
Сведения об авторах
Лунёв Денис Сергеевич - доктор юридических наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected].
Лунёв Роман Сергеевич — помощник проректора по научной работе и международной деятельности АНО ВПО «Смольный институт Российской академии образования», ассистент кафедры истории и социально-политических дисциплин, помощник депутата Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга (V созыв), член Петровской академии наук и искусств, советник Российской академии естествознания, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected].
About the authors
Lunev Denis Sergeevich - Doctor of Law, Military medical academy of S.M. Kirov, Saint-Petersburg; e-mail: [email protected].
Lunev Roman Sergeevich - Prorector for Research and international activity's of Russian Academy of Education Smolny Institute, assistant of History and social and political science Department, Member of Saint-Petersburg Legislative Assembly assistant, Petrovskaya Academy of arts and Sciences member, The Russian Academy of Natural History councelor, Saint-Petersburg; e-mail: [email protected].