МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ
В. В. СМАГИНА
Статья посвящена исследованию проблемы масштабного распространения теневых экономических отношений в современной России, анализу негативных последствий их развития для национального хозяйства страны. В статье выделены принципы, приоритетные направления и меры противодействия возникновению и развитию теневых экономических отношений.
Ключевые слова: теневая экономика, теневые экономические отношения, коррупция.
На сегодняшний день криминализация экономических отношений, развитие тенденций подчинения экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур становятся одной из угроз экономической безопасности страны.
Современный этап развития национальной экономики сопровождается интенсификацией теневых процессов во всех сферах общественной деятельности. Анализ тенденций трансформационного периода, оказавшего дестабилизирующее воздействие на развитие национальной экономики, позволил выявить недостатки механизма рыночных преобразований и обосновать их ведущую роль в формировании специфических причин роста теневого сектора.
В научно-публицистической литературе существует огромное количество подходов к рассмотрению теневой экономики. Различные авторы называют данный вид экономики ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной или подпольной. Данные разногласия в терминологии приводят к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой - различные категории обозначаются одними и теми же терминами.
Следует отметить, что теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Кроме того, она формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование, а также является финансовой основой коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики [1].
Таким образом, сущность «теневой экономики» заключается в ее «невидимости».
В соответствии с методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:
- скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
- неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
- нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная) [2].
Возникновение большинства новых хозяйственных структур в эпоху переходной экономики России основывалось на подпольных капиталах, отмываемых через законные экономические структуры. Неформальные экономические отношения между организацией, предприятием, предпринимателем с одной стороны и банком с другой зачастую превращались - и сегодня превращаются - в криминальные. По данным экспертов сейчас теневой капитал в России оценивается в 40-42 % ВВП. Порядка 12 % в нем составляют классические источники - наркобизнес, контрабанда оружия, проституция (на Западе этот показатель колеблется от 4 до 12 %). Оставшуюся часть можно условно поделить на четыре основные группы: хищения сырья, неучтенка продукции - 10,5 %, нецелевое использование бюджетных средств - 3-4 %, незаконное присвоение денежных средств путем мошенничества - 7 %, контрабанда и занижение та-
моженных платежей - 9 %. Все средства, полученные из данных источников, в дальнейшем подвергаются легализации в целях придания им правомерного вида и дальнейшего беспрепятственного использования [4].
На сегодняшний день теневая экономика является частью экономики в целом. Анализ учетных проблем нашей экономики, впрочем, как и любой другой современной экономики показывает, что все виды деятельности можно считать теневыми [5].
Теневая экономика неразрывно связана с коррупцией, которая в свою очередь, создает основу для процветания теневой экономики. Коррупция и теневая экономика неразрывно сопровождают развитие любого государства независимо от его социально-экономического, политического и общественного устройства.
В то же время государство в своей экономической политике не придает должного значения уходу предпринимательской деятельности в теневую сферу, разрастанию экономической преступности до критических размеров. Экономика страны находится на пороге того рубежа, когда остановить теневые процессы цивилизованными методами станет практически невозможно, поскольку теневые экономические отношения составляют базу для взращивания огромной армии коррумпированных чиновников и политических деятелей.
Таким образом, теневая экономика является материальной основой, на которой сформировалась современная криминальная структура, она является серьезным препятствием для политикоэкономических преобразований в стране, укрепления рыночных отношений, сдерживания выхода государства из экономического кризиса.
В результате, предупреждение и противодействие коррупции и теневой экономике являются национальным приоритетом и стратегической задачей государства и общества. Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие ХХ в. общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн человек, причем более 970 тыс. - госчи-новники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ - реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профес-
сионализмом корпуса госслужащих. Консолидированные усилия всех ветвей и институтов государственной власти, гражданского общества по противодействию коррупции и теневой экономике должны найти свое выражение в осуществлении понятных населению последовательных и системных мер, в первую очередь законодательного характера, направленных на создание условий, препятствующих распространению коррупции и теневой экономики [3].
Однако, нельзя полностью искоренить теневую экономику, а возможно лишь снизить ее до какого-то приемлемого и не столь ощутимого для экономики страны уровня. По нашему мнению, обоснованным параметром в стратегии уменьшения влияния теневой экономики должен стать ее удельный вес, не превышающий 10 % валового внутреннего продукта. Этого уровня государство должно достичь путем резкого сокращения теневых операций олигархических структур, коррупции и взяточничества госаппарата. Необходимо принять меры для легализации значительной части вынужденной внелегальной экономики.
Осуществляемые в стране реформы по переходу к рыночной экономике создали предпосылки для развития предпринимательской деятельности и вместе с тем теневой экономики и коррупции. Переход на новые формы хозяйствования наряду с позитивными изменениями привнес в экономику множество факторов, создающих благоприятные условия для совершения различных злоупотреблений.
На сегодняшний день противодействие теневым экономическим отношениям должно базироваться на ряде принципов:
- наличие благоприятных для развития бизнеса правоохранительных условий;
- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.
Кроме того, в целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой необходимо осуществить коренные преобразования. Для этого необходимо свести к нулю разрешительно-распределительные
функции чиновников, которые порождают коррупцию в эшелонах власти. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.
В борьбе с теневыми экономическими отношениями, наряду с общесоциальными, важна роль и правовых мер. В свою очередь, правовые меры борьбы с теневой экономикой должны включать в себя широкий спектр законов, причем не только узкоотраслевых, но и комплексных, приводящих совокупность разнообразных правовых средств воздействия на коррупцию в единую систему. Для этого необходимо дополнить Федеральный закон «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положением об установлении контроля над финансовыми операциями публичных должностных лиц, о разработке перечня таких лиц либо критериев отнесения к данной категории лиц.
Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность - на уровне закона - так и не делится на федеральную, региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров. Если современная центральная власть сумеет выстроить грамотную систему арбитражных судов, от которых в немалой степени зависит обеспечение базовых гарантий неприкосновенности частной собственности в России, - только за одно это она сможет считать свою задачу выполненной.
Кроме того, установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Таким образом, в целях формирования механизма противодействия теневым экономическим отношениям необходимо проведение следующих мероприятий:
- стимулировать безналичный денежный оборот;
- запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятие на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами в особо крупных размерах, так как обычное кредитование для населения сегодня процесс весьма
затруднительный, особенно для сельской местности;
- децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
- превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. В результате многократно возрастут масштабы безналичных расчетов, а государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедолларизации экономики и стабилизации рубля [6].
Другими важными направлениями нейтрализации теневых экономических отношений является проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.
При этом, в выборе механизмов реализации стратегических целей необходимо установить соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия.
Одной из составляющих интеграции части теневой экономики в легальную может стать так называемая «экономическая амнистия», по поводу которой разгорелась острая дискуссия.
Программа интеграции теневого капитала с легальным - лишь одна, но, возможно, и приоритетная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого - всемерное поощрение российского товаропроизводителя. Очевидно это сможет стать значительной помощью отечественным предпринимателям, укрепит их положение в обществе.
Интеграция части теневой экономики в легальную и гарантия защиты свободного предпринимательства от криминальных структур и налогового произвола окажет положительное влияние
на развитие общества. Инвестиции отечественных предприятий, уплата налогов в бюджет, увеличение товаро-производства и улучшение благосостояния значительной части населения России -вот лишь малая часть того, что последует за грамотными экономико-правовыми действиями государства. Своим трудом предприниматели могут не только материально обеспечить все общество, но также укрепить государственную власть и способствовать дальнейшему продвижению реформ.
При этом желательно, чтобы реабилитация вынужденных теневиков-хозяйственников сопровождалась усилением борьбы с криминальным миром вообще и его экономической деятельностью в частности [6].
Еще одним направлением нейтрализации теневых экономических отношений может стать международное сотрудничество российских и зарубежных органов власти в вопросах борьбы с экономической преступностью. Актуальность создания механизма государственного противодействия теневой экономике возрастает в современных условиях, характеризующейся как конфликтное, противоречивое явление, обладающее совокупностью позитивных и негативных последствий. Современный уровень криминализации внешнеэкономической сферы свидетельствует о росте активности теневых структур. Это предопределяет необходимость разработки межгосударственной стратегии борьбы с теневым сектором. Эффективность мер противодействия зависит от качества интеграционных связей государств и уровня их транспарентности, позволяющих учитывать национальные приоритеты регулирования теневой сферы.
Таким образом, вопросы противодействия теневым экономическим отношениям в сложившихся российских условиях приобретают исключительную актуальность, если учесть, что в стране складывается новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его конкретная ответственность перед гражданами России, которые еще продолжают надеяться, что власть проявит волю в борьбе с коррупцией. Однако, полное искоренение теневых отношений невозможно и нецелесообразно, что связано с амбивалентностью их социально-экономических последствий. С одной стороны, они оказывают разрушающее воздействие на развитие национальной экономики через механизм бюджетного дефицита, образующегося вследствие искажения налогооблагаемой базы, через деформацию конкурент-
ной среды предпринимательской деятельности, через акции криминальных субъектов, наносящих угрозу жизни и здоровью населения. С другой стороны, способствуют нейтрализации конъюнктурных перепадов путем перекачки ресурсов из теневого сектора в формальный, обеспечивают необходимый уровень доходов населения, сглаживают социальную напряженность при помощи неформальной занятости.
Литература
1. Газма В. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? иКЬ: http://www.Kreml.оrg. 6.08.2007.
2. Газма В. А. Что такое российская теневая экономика и как с ней бороться // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 168-169.
3. Козлов В. А. Криминологическая экспертиза законопроектов - важнейший фактор противодействия коррупции и теневой экономике // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 131.
4. Миленина Н. С. Государственный финансовый контроль за легализацией доходов, полученных преступным путем // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 524.
5. Семенихин А. И. Учетные факторы непрозрачности российской экономики // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике России: мат-лы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 158.
6. Степичева О. А. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России: монограф. Тамбов, 2007.
* * *
MECHANISM OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMIC RELATIONS
V. V. Smagina
The article is devoted to the study of a problem of extensive expansion of the shadow economic relations in modern Russia, to the analysis of negative consequences of their development with regard to the national economy of the country. In this article, the principles, the priority directions, and arrangements of counteract to occurrence and development of the shadow economic relations are specified.
Key words: shadow economy, shadow economic relations, corruption.