Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности работы правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности регионов России'

Проблемы повышения эффективности работы правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности регионов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1324
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пантелеев Вадим Юрьевич

В статье обсуждаются проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере потребительского рынка. Автор определяет правоотношения в сфере потребительского рынка как сфере производства и торговли товарами (работами, услугами), обеспечения защиты, прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности при материальном и духовном потреблении населения, а также экономической, экологической, продовольственной и других видов национальной безопасности Российской Федерации. Анализируется состояние экономической преступности в Свердловской области и Уральском федеральном округе и ее влияние на теневую экономику. Предлагаются меры по совершенствованию взаимодействия между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, меры по изменению законодательства и применению инновационных технологий по противодействию экономическим преступлениям. По мнению автора, эти меры, в частности, будут способствовать развитию государственных программ по поддержке бизнеса в сфере потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the increase of efficiency of activity of police organs of economical safety provision in the regions of Russia

At the article the problems of provision economical safety of the consumer market sphere are discussed. The author defines of legal relations of consumer market sphere as legal regulation of sphere of production and trade goods (works, services), provision of protection rights, interests, life, health, safety of material and spiritual consumption of population and also economic, ecological, product, other kinds of national safety of Russian Federations. He analyses the condition of economical crimes of Sverdlovsk region and the Ural Federal District and its influence on shadow economy. He offers the measures increasing interaction between government bodies of Russian Federation and subjects RF, the measures altering legislation and application the innovation technologies for counteraction economical crimes. In the author's opinion these measures have to foresee the development of state programmes of support of small business in consumer market sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности работы правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности регионов России»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Пантелеев В.Ю.

В статье обсуждаются проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере потребительского рынка. Автор определяет правоотношения в сфере потребительского рынка как сфере производства и торговли товарами (работами, услугами), обеспечения защиты, прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности при материальном и духовном потреблении населения, а также экономической, экологической, продовольственной и других видов национальной безопасности Российской Федерации. Анализируется состояние экономической преступности в Свердловской области и Уральском федеральном округе и ее влияние на теневую экономику. Предлагаются меры по совершенствованию взаимодействия между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, меры по изменению законодательства и применению инновационных технологий по противодействию экономическим преступлениям. По мнению автора, эти меры, в частности, будут способствовать развитию государственных программ по поддержке бизнеса в сфере потребительского рынка.

В настоящее время в России наиболее актуальна задача построения современной рыночной инфраструктуры в регионах, где право собственности было бы надежно защищено и обеспечена экономическая безопасность как хозяйствующих субъектов, так и государства. Только в результате формирования этих условий возможен качественный рост экономики, основанный не только на экспорте сырьевых ресурсов, но и на инновациях и развитии современных форм предпринимательской деятельности.

С другой стороны, государственным органам необходимо обеспечить защиту прав, интересов, жизни, здоровья , безопасности граждан-потребителей от негативного влияния теневой экономики в сфере производства и торговли товарами, выполнения работ, оказания услуг населению. Учитывая важность проблемы, попытаемся рассмотреть взаимосвязь влияния теневой экономики и безопасности населения при потреблении товаров, работ и услуг, как с экономической, так и правовой стороны. Обеспечение безопасности населения в сфере потребительского рынка включает в себя: 1) безопасность жизни и здоровья населения; 2) экономическую безопасность товаров, работ и услуг; 3) экономическую безопасность потребительского рынка России; 4) обеспечение собираемости налогов на объектах потребительского рынка; 5) противодействие теневой экономике на потребительском рынке; 6) обеспечение различных видов национальной безопасности России, в том числе экономической, продовольственной, экологической безопасности; 7) снижение влияния незаконной предпринимательской деятельности на безопасность рынка товаров, работ и услуг; 8) обеспечение таможенной безопасности; 9) контроль за качеством товаров, работ и услуг со стороны производителей и др.

Согласно нашему определению сферы потребительского рынка как сферы производства и торговли товарами, выполнения работ, оказания услуг населению, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и обеспечения безопасности населения, экономической, продовольственной, экологической безопасности населения, проанализируем эффективность правового регулирования общественных отношений в данной сфере, а

также факторов, влияющих на нее. На наш взгляд, в сложившейся ситуации на российский рынок наибольшее воздействие оказывают следующие группы факторов: организационно-правовые (несовершенство законодательства, нескоординированная работа государственных органов, общественных организаций и правообладателей по противодействию распространению фальсифицированной продукции); социально-экономические (низкий уровень доходов населения, недостаточная степень правового сознания и воспитания, более низкая цена поддельной продукции и т.д.).

Значимость декриминализации сферы потребительского рынка и защиты его от экономических правонарушений обусловлена значительным влиянием последних на социально-экономические процессы. Так, по оценкам экономистов, ущерб, наносимый этой сфере, составляет более 25 % валового регионального продукта. Учитывая, что под экономической безопасностью региона Российской Федерации понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, мы попытаемся проанализировать эффективность борьбы с экономическими правонарушениями в сфере потребительского рынка в Уральском федеральном округе.

УрФО представляет, на наш взгляд, особый интерес, так как является, с одной стороны, крупным региональным территориальным образованием, с другой - может рассматриваться как типовой: наличие развитой индустриальной составляющей (Свердловская, Челябинская области) и сельского хозяйства (Тюменская, Курганская области), выпуск наукоемкой продукции и добыча в крупных объемах сырьевых ресурсов (Тюменская, Свердловская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа), образовательный центр и российская глубинка, значительные пространства и сконцентрированность промышленных объектов и населения вокруг крупных городов.

Одной из основных проблем, которую необходимо решить правоохранительным органам для обеспечения экономической безопасности региона, является снижение объема теневой экономики и уровня экономических правонарушений; обеспечение реальной защиты собственности и экономических свобод, жизни, здоровья, прав, интересов граждан.

Необходимо отметить, что, несмотря на снижение общего уровня экономической преступности в стране в 2007 году на 6,2 % и на территории регионов Уральского федерального округа на 18,4 %, отмечается устойчивый рост количества преступлений против собственности, доля преступлений данной категории в сфере промышленности и реализации товаров, работ и услуг неуклонно возрастает. Причем анализ оперативной обстановки, связанный с выявлением этих преступлений, показывает, что наиболее значительное увеличение количественных показателей происходит в сфере оказания финансовых (в т.ч. банковских, страховых), информационных и других видов услуг. В 2007 году на 5,2 % возросло количество преступлений, совершенных путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), на 12,4 % - хищений путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ). Таким образом, необходимо направить усилия государственных органов, и в первую очередь правоохранительных, на выработку мер экономического, правового и организационного характера, противодействующих данной категории преступлений.

Аналогичная ситуация складывается и с преступлениями в сфере экономической деятельности. Так, в 2007 году на территории России возросло на 8,6 % количество преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью (ст. 171 УК РФ), на 66,1 % - лжепредпринимательства (ст. 173 УК РФ), на 18,3 % - фактов ле-

гализации денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), на 9,3 % - незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ), на 217 % - фактов изготовления или сбыта поддельных кредитных карт или иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Неуклонно возрастает и количество выявленных налоговых преступлений на территории Российской Федерации (по сравнению с 2005 г. в 2006 г. рост составил 17,8 %, а в 2007 г. по отношению к 2006 г. - 2,7 %; по Уральскому федеральному округу 19,3 % и 2,3 % соответственно).

С целью стабилизации экономической ситуации, на наш взгляд, необходимо разработать и осуществить комплекс мер, направленных на: снижение объема теневой экономики в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг и выполнения работ; экономическое стимулирование «прозрачности» бизнеса и изменение законодательства, связанного с созданием, лицензированием и функционированием предприятий; применение более гибкого подхода к налогообложению хозяйствующих субъектов, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе возможного освобождения их от уплаты налогов в период становления экономической деятельности.

Тревожным симптомом для экономики является значительный рост экономических преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, в том числе в сфере экономической деятельности (в 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. рост составил 27,2 % и 68,0 % соответственно). Динамика экономической преступности в УрФО в целом совпадает с общероссийской статистикой. Указанные статистические данные свидетельствуют о консолидации преступных элементов, взаимосвязанности совершения экономических и общеуголовных преступлений, тенденции усиления контроля организованной преступности над противоправным бизнесом в теневом секторе экономики, и особенно в сфере производства и реализации товаров, работ, услуг. Указанный сектор теневой экономики оказывает негативное влияние на производственную, торговую, инвестиционную, финансовую, на-учно-технологическую, внешнеэкономическую, социальную, продовольственную, экологическую сферы деятельности.

Для минимизации данного негативного влияния необходимо проведение комплекса мероприятий со стороны всех уровней власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Профилактика рассматриваемого вида преступлений со стороны правоохранительных органов в сфере потребительского рынка должна быть направлена на противодействие незарегистрированной деятельности, подлежащей обязательной регистрации, нелицензионному производству товаров, работ, услуг, ведению хозяйственной деятельности с нарушением антимонопольного законодательства, авторских прав и интеллектуальной собственности, уклонению от уплаты налогов и сборов, контрабандному ввозу и вывозу товаров, особенно контрафактных или опасных для жизни и здоровья населения, на противодействие злоупотреблению должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления своими полномочиями в сфере регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Анализ материалов возбужденных уголовных дел показывает, что совершаемые преступления отличаются гибкой адаптацией к новым формам и методам предпринимательской деятельности, маскировкой под заключение и осуществление законных гражданско-правовых сделок, оперативным реагированием на конъюнктуру рынка, использованием современных технологий в хозяйственной деятельности и типовых схем совершения различных видов экономических преступлений. Активно используются при совершении преступлений банковские документы, кредитные карты, средства связи и оргтехника (компьютеры, принтеры, множительные аппараты и т.п.). Разнообраз-

ны приемы и способы сокрытия преступлений под видом «неудачной» коммерческой деятельности (невыгодная сделка, многочисленные реорганизации юридических лиц, переименование фирм и т.п.) и путем использования предприятий, зарегистрированных на подставных лиц или по фиктивным адресам. Спецификой данной категории преступлений является то, что они носят многоэпизодный и межрегиональный характер, совершаются организованными преступными группами с распределением ролей, использованием коррупционных связей, применением современных информационных технологий, достижений научно-технического прогресса, изощренных экономических схем, пробелов в современном российском законодательстве.

Поэтому на первоначальном этапе выявления и документирования их преступной деятельности правоохранительным органам, и в первую очередь органам внутренних дел, необходимо получение максимального объема информации с использованием всех оперативно-розыскных методов, указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», мероприятий, предусмотренных Законом РФ «О милиции» и другими нормативными актами. Источниками получения информации в данном случае могут выступать: заявления и сообщения граждан, публикации и сообщения средств массовой информации, документы, различные информационные системы, находящиеся в государственных органах, коммерческих организациях и т.д.

С целью прогнозирования, предупреждения и противодействия криминальным структурам, организованным преступным группам и сообществам, подготавливающим и совершающим преступления данной категории, необходимо также усиление взаимодействия органов внутренних дел со всеми заинтересованными ведомствами и организациями: создание интегрированных банков данных, межведомственных советов и рабочих групп различных контролирующих и правоохранительных ведомств федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ. Поэтому в Уральском федеральном округе были изданы соответствующие приказы и подписаны соглашения подразделений органов внутренних дел с Уральским таможенным управлением, Уральской оперативной таможней, ФНС по УрФО, Межрегиональным управлением Росфинмони-торинга по УрФО, ФСБ РФ, Прокуратурой и Следственным комитетом при Прокуратуре РФ, министерствами и ведомствами органов исполнительной власти субъектов РФ по активизации работы и улучшению взаимодействия по выявлению, пресечению, документированию конкретных видов экономических правонарушений.

В результате был создан банк данных о схемах совершения данной категории преступлений, проведено прогнозирование экономической ситуации по выявлению отраслей экономики, наиболее подверженных посягательствам преступников, форм и методов их выявления, предотвращения и пресечения. Представляется интересным опыт Свердловской области, где были созданы интегрированные автоматизированные банки данных и информационные системы, предназначенные оказывать помощь сотрудникам органов внутренних дел по предупреждению и выявлению различных видов экономических правонарушений. Так, заслуживает внимания внедренная службой УБЭП ГУВД по Свердловской области информационно-поисковая система, содержащая сведения о номинальных предприятиях, зарегистрированных на подставных лиц или несуществующие юридические либо реальные адреса, об утерянных, утраченных, похищенных паспортах и других документах, а также официально зарегистрированных юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, их налоговом учете и ряд другой информации, позволяющей выявлять через компьютерные базы данных мошеннические дейст-

вия и лиц, их совершающих, обнаруживать объекты преступных посягательств и схемы их совершения.

Указанные системы использовались сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Свердловской области для выявления, пресечения и документирования фактов совершения экономических преступлений в комплексе с уже существующими информационно-поисковыми системами, например, информационно-поисковой системой «Досье-мошенник» и др., а также другими информационными массивами правоохранительных, контролирующих или регистрирующих органов, например Единой базой по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На наш взгляд, одной из основных проблем в деле обеспечения экономической безопасности регионов, на которую необходимо обратить внимание с учетом задач, поставленных перед органами внутренних дел, является профилактика экономических преступлений, в первую очередь преступлений в сфере потребительского рынка, а в случае совершения преступления - максимальное возмещение материального ущерба. Это подтверждают и статистические данные. Так, если процент возмещенного материального ущерба от фактически нанесенного экономическим преступлением в России в

2006 г. составил 59,0 %, то в 2007 г. при снижении общего количества совершенных экономических преступлений на 6,2 % лишь 48,4 %, т.е. снизился на 10,6 %.

При аналогичной динамике экономической преступности в Уральском федеральном округе правоохранительными органами, и в первую очередь органами внутренних дел, было обеспечено возмещение материального ущерба в 2006 г. - 73,6 %, а в

2007 - 83,5 %, т. е. рост составил 9,9 %, что почти в два раза больше среднероссийских показателей. Как уже отмечено выше, это, в первую очередь, результат налаженного взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими организациями, подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ, коммерческими структурами, общественными организациями.

Еще одним фактором, значительно влияющим на эффективность обеспечения экономической безопасности, является применение органами внутренних дел достижений научно-технического прогресса, комплексного подхода и передовых методов организации уголовного процесса, современных форм ведения оперативно-розыскной деятельности, в том числе с использованием новейших телекоммуникационных и информационных технологий.

Результаты работы по выявлению экономических преступлений (в 2007 году более 95 % выявлено органами внутренних дел) опровергают мнение о необходимости ликвидации функции контроля за субъектами предпринимательской деятельности со стороны МВД России, сворачивания деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности, прав и свобод граждан, проведению профилактических мероприятий по борьбе с экономическими правонарушениями. Более того, с целью повышения эффективности этой деятельности необходимо развивать взаимодействие МВД РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти России и субъектов Федерации.

Еще одним направлением деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности является более активное применение норм административного права, а для повышения эффективности правового регулирования сферы производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ, защиты прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности населения при осуществлении ими материального и духовного потребления необходимо проведение систематизации различных норм

административного права в КоАП РФ, совершенствование форм и методов их правоприменения.

С целью обеспечения надежной государственной и общественной защиты потребительского рынка от экономических правонарушений необходимо применение комплекса организационных, экономических и иных мер. Так, на законодательном уровне необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РФ по ужесточению наказания за экономические и налоговые преступления, в том числе при их повторном совершении, и в главы 14, 15, 16 КоАП РФ по усилению ответственности за правонарушения в сфере финансов и торговли, налогообложения, внешнеэкономической и таможенной деятельности. Необходимо разработать законодательство по обеспечению эффективной и оптимальной защиты предпринимателей со стороны государства, легализации инфраструктуры незарегистрированных экономических объектов, исключению получившей в настоящее время широкое распространение системы «обналичивания» и вексельных расчетов посредством создания альтернативных, легитимных и эффективных инструментов расчетов, например внедрения системы электронных платежей для юридических и физических лиц.

Целесообразно принятие нормативных актов по созданию высокоэффективной и оптимальной контрольной деятельности путем обеспечения ее адресности и гласности, что позволит избежать излишнего административного давления на предпринимательские структуры и снизить затраты на исполнение контрольных функций, ввести практику экспертизы проектов нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Учитывая, что более 50 % юридических лиц, зарегистрированных в ФНС РФ, длительное время не представляют налоговой отчетности, являются лишь предприятиями с номинальным руководством и не осуществляют реальной хозяйственной деятельности, а создаются в основном для совершения мошеннических операций, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, производства фальсифицированной и опасной для жизни и здоровья людей продукции, легализации доходов, полученных преступным путем, увода активов за рубеж страны, уклонения от налогообложения и т.д., необходимо разработать и запустить механизм ликвидации таких пред-приятий-«однодневок» в административном порядке и предусмотреть ответственность должностных лиц инспекции по налогам и сборам за нарушения при их регистрации.

Организационные меры должны быть направлены на оптимизацию структуры государственных органов, уменьшение их количества, устранение дублирования функций, разграничение полномочий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации (согласно статьям 71, 72 Конституции РФ), с одновременным повышением эффективности их контрольной деятельности. Делегирование государственных полномочий общественным организациям предпринимателей (ассоциациям, корпорациям, гильдиям и т.д.) и потребителей, создание интегрированных органов (комитетов, комиссий и т.д.) по правовому регулированию общественных отношений в сфере потребительского рынка, безусловно, является необходимым элементом повышения его эффективности.

Необходимо отметить, что компетенция всех органов государственной власти субъектов РФ зависит, с одной стороны, от объема компетенции, установленной Конституцией РФ и другими федеральными законами, с другой стороны, зависит от объема компетенции органов местного самоуправления, который устанавливается законодательством РФ и ее субъектов. Таким образом, Федеральный центр может увеличить

или уменьшить компетенцию субъектов Федерации, а они могут передавать часть полномочий своих органов органам местного самоуправления. Сложность нахождения оптимального баланса и пределов регулирования субъектов Федерации заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обеспечить становление и развитие цивилизованного местного самоуправления и достаточного потребления населением товаров и услуг, с другой стороны, гарантировать защиту органов местного самоуправления от ущемления со стороны субъектов РФ, и в этом состоит оптимальный баланс централизации и деконцентрации.

С целью повышения эффективности профилактических мер, направленных на защиту сферы потребительского рынка от экономических правонарушений, требуется, с одной стороны, повышение социальной активности личности - потребителей, с другой стороны, создание оптимальной, стабильной, взаимосвязанной системы органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций по регулированию не только сферы торговли или области защиты прав потребителей, но и всего комплекса отношений данной сферы - от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг до защиты интересов потребителей - с помощью различных административных органов и общественных организаций.

Необходимо принятие государственной концепции развития потребительского рынка и создание стройной системы государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и общественных организаций, осуществляющих правовое регулирование сферы производства и торговли товарами, услугами, и в первую очередь, целевой государственной программы в сфере потребительского рынка по реализации прав, интересов и обеспечению жизни, здоровья и безопасности потребителей. Необходимо внесение изменений в нормативные акты, в т.ч. в главу 4 «Государственная и общественная защита прав потребителей» Закона РФ «О защите прав потребителей», уголовное, административное законодательство и др.

Так как МВД России является наиболее профессионально подготовленным органом исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности, необходимо активизировать взаимодействие его с:

• Федеральной службой по финансовому мониторингу по выявлению лиц, занимающихся легализацией доходов, полученных преступным путем;

• Федеральной налоговой службой по обмену информацией о нарушениях налогового законодательства, проведению совместных финансовых проверок на предприятиях и в организациях, в том числе документальных и фактических ревизий, обследованию по поводу выявления сокрытых от налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью, оказанию помощи органов внутренних дел по установлению местонахождения юридических лиц или граждан, скрывающихся от налогообложения, проведению совместной профилактической работы среди юридических и физических лиц по предупреждению экономических правонарушений, в том числе совместных проверок сохранности денежных сумм и материальных средств на проверяемых объектах;

• Росфиннадзором РФ по проведению совместных проверок по выявлению хищений и принятию решений в соответствии с УПК РФ;

• таможенными органами по выявлению фактов контрабанды и юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность за границей, с использованием возможностей НЦБ Интерпола и др.

Необходимо также совершенствование уже созданных интеграционных, информационных баз и систем органов внутренних дел, Федеральной налоговой службы, таможенных органов и других органов исполнительной власти, базы которых содержат информацию о реализации разрешительных полномочий федеральных министерств и ведомств, в частности, о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях, о регистрации юридических лиц, выпусков ценных бумаг, регистрации сделок с недвижимым имуществом, о выданных квалификационных аттестатах, о налогоплательщиках и уплаченных ими налогах, о примененных штрафных санкциях и др.

Меры только административного и организационного характера не дадут действенного повышения эффективности правового регулирования сферы потребительского рынка, поэтому с целью комплексного подхода необходимо применение экономических мер, направленных на стимулирование правомерного поведения предпринимателей, со стороны государства. В частности, такими мерами могут быть стимулирование законопослушного поведения предпринимателей, льготное предоставление инвестиционных ресурсов для предприятий, ведущих «прозрачный» бизнес, упрощение взаиморасчетов как между хозяйствующими субъектами, так между ними и государственными органами и т.д. Принимая во внимание необходимость приоритетного развития в России предприятий малого и среднего бизнеса, необходимо стимулирование их деятельности и упрощение налогового контроля, порядка проведения проверок. Одной из таких мер для предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, не имеющих собственных юридических служб, что не позволяет им отследить в полном объеме изменения в законодательстве в сфере экономики и своевременно исполнять их, является обеспечение доступа предпринимателей к нормативной документации, включая создание сайтов с бесплатным доступом и максимально наглядным представлением информации по вопросам регулирования хозяйственной деятельности. С целью устранения нестабильности налогового законодательства необходимо внести поправки в Налоговый кодекс по определению механизма заключения соглашений между налогоплательщиком и ФНС РФ с целью решения противоречий, вызванных постоянным изменением законодательства, снижения затрат как налогоплательщиков, так и государственных органов на выполнение своих обязанностей.

Примером комплексного подхода к решению проблем развития наукоемкой и гибкой экономики, стимулирования правомерного поведения предпринимателей, снижения уровня администрирования хозяйственной деятельности со стороны государства с переходом к правовому регулированию рассматриваемых нами общественных отношений в сфере потребительского рынка, может быть создание большого количества предприятий малого и среднего бизнеса, использующих для производственной деятельности, либо создающих, продукцию на основе современных достижений научно-технического прогресса. Они могут быть образованы в рамках ассоциаций, корпораций или других общественных организаций предпринимателей по определенным направлениям деятельности или территориальности, либо в системе технопарков и научно-исследовательских объединений. Обязательным условием успешного развития данных предприятий должно быть освобождение от налогообложения на период становления их хозяйственной деятельности, безвозмездная передача инновационных технологий, в том числе со стороны государственных научных учреждений, оказание организационной и методической помощи с их стороны. Государственные органы, в свою очередь, должны обеспечить надежную защиту этих предприятий от возможного проникновения в них криминальных структур, необоснованных проверок различных контролирующих

органов, организовать действенное наблюдение за процессами развития бизнеса со стороны общественных организаций предпринимателей, основанного, в том числе, на делегировании им части государственных полномочий по правовому регулированию в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг.

Построение развитой рыночной экономики и инфраструктуры, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности невозможны без кардинального снижения объемов теневой экономики и уровня экономических правонарушений. В свою очередь, надежная защита государством прав собственности и гарантированность экономических свобод позволяет развиваться отношениям в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ, защиты прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности граждан, следовательно, и всей рыночной экономике и рыночным отношениям. При наличии теневого оборота и его постоянном увеличении, доходы от которого в основном идут на обеспечение криминальных структур, реальная защита прав собственности, экономических свобод невозможна.

Анализ причин, влияющих на обеспечение экономической безопасности в рассматриваемой нами сфере, показывает, что для повышения ее эффективности необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих в себя: предоставление информационных услуг государственными органами налогоплательщикам и предпринимателям о порядке уплаты налогов, их исчислении, о порядке получения лицензий, об изменениях в законодательстве, касающихся осуществления предпринимательской деятельности; устранение противоречий в налоговом, таможенном, финансовом законодательстве, выработку методов более эффективной проверки соответствия принимаемых нормативных актов действующим; упрощение налогового и бухгалтерского учета; сокращение налогового бремени для налогоплательщиков с целью устранения экономической «полезности» неуплаты налогов; создание единой информационной базы органов исполнительной власти, установление порядка постоянного обновления; уменьшение количества надзорных и контролирующих органов, снижение административных барьеров; разработку экономических мер (санкций) к правонарушителям за экономические правонарушения, а также экономических мер поощрения за правомерное поведение и деятельность; теоретическую разработку мер борьбы с теневой экономикой, их практическое внедрение; усиление ответственности за налоговые и экономические правонарушения, особенно при повторном их совершении; создание совместных рабочих групп органов исполнительной власти с общественными организациями налогоплательщиков и предпринимателей, выработку совместных мероприятий по противодействию теневой экономике и т.п.

Указанные меры, в первую очередь, позволят снизить негативное влияние теневой экономики на сферу потребительского рынка и количество совершаемых преступлений в экономической сфере, повысить доходность бюджетов всех уровней, что благоприятно скажется на общем уровне развития общества и государства, увеличить благосостояние и обеспечить надежную защиту прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности граждан при осуществлении ими материального и духовного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.