ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Пантелеев В.Ю.
В статье обсуждаются проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере потребительского рынка. Автор определяет правоотношения в сфере потребительского рынка как сфере производства и торговли товарами (работами, услугами), обеспечения защиты, прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности при материальном и духовном потреблении населения, а также экономической, экологической, продовольственной и других видов национальной безопасности Российской Федерации. Анализируется состояние экономической преступности в Свердловской области и Уральском федеральном округе и ее влияние на теневую экономику. Предлагаются меры по совершенствованию взаимодействия между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, меры по изменению законодательства и применению инновационных технологий по противодействию экономическим преступлениям. По мнению автора, эти меры, в частности, будут способствовать развитию государственных программ по поддержке бизнеса в сфере потребительского рынка.
В настоящее время в России наиболее актуальна задача построения современной рыночной инфраструктуры в регионах, где право собственности было бы надежно защищено и обеспечена экономическая безопасность как хозяйствующих субъектов, так и государства. Только в результате формирования этих условий возможен качественный рост экономики, основанный не только на экспорте сырьевых ресурсов, но и на инновациях и развитии современных форм предпринимательской деятельности.
С другой стороны, государственным органам необходимо обеспечить защиту прав, интересов, жизни, здоровья , безопасности граждан-потребителей от негативного влияния теневой экономики в сфере производства и торговли товарами, выполнения работ, оказания услуг населению. Учитывая важность проблемы, попытаемся рассмотреть взаимосвязь влияния теневой экономики и безопасности населения при потреблении товаров, работ и услуг, как с экономической, так и правовой стороны. Обеспечение безопасности населения в сфере потребительского рынка включает в себя: 1) безопасность жизни и здоровья населения; 2) экономическую безопасность товаров, работ и услуг; 3) экономическую безопасность потребительского рынка России; 4) обеспечение собираемости налогов на объектах потребительского рынка; 5) противодействие теневой экономике на потребительском рынке; 6) обеспечение различных видов национальной безопасности России, в том числе экономической, продовольственной, экологической безопасности; 7) снижение влияния незаконной предпринимательской деятельности на безопасность рынка товаров, работ и услуг; 8) обеспечение таможенной безопасности; 9) контроль за качеством товаров, работ и услуг со стороны производителей и др.
Согласно нашему определению сферы потребительского рынка как сферы производства и торговли товарами, выполнения работ, оказания услуг населению, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и обеспечения безопасности населения, экономической, продовольственной, экологической безопасности населения, проанализируем эффективность правового регулирования общественных отношений в данной сфере, а
также факторов, влияющих на нее. На наш взгляд, в сложившейся ситуации на российский рынок наибольшее воздействие оказывают следующие группы факторов: организационно-правовые (несовершенство законодательства, нескоординированная работа государственных органов, общественных организаций и правообладателей по противодействию распространению фальсифицированной продукции); социально-экономические (низкий уровень доходов населения, недостаточная степень правового сознания и воспитания, более низкая цена поддельной продукции и т.д.).
Значимость декриминализации сферы потребительского рынка и защиты его от экономических правонарушений обусловлена значительным влиянием последних на социально-экономические процессы. Так, по оценкам экономистов, ущерб, наносимый этой сфере, составляет более 25 % валового регионального продукта. Учитывая, что под экономической безопасностью региона Российской Федерации понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, мы попытаемся проанализировать эффективность борьбы с экономическими правонарушениями в сфере потребительского рынка в Уральском федеральном округе.
УрФО представляет, на наш взгляд, особый интерес, так как является, с одной стороны, крупным региональным территориальным образованием, с другой - может рассматриваться как типовой: наличие развитой индустриальной составляющей (Свердловская, Челябинская области) и сельского хозяйства (Тюменская, Курганская области), выпуск наукоемкой продукции и добыча в крупных объемах сырьевых ресурсов (Тюменская, Свердловская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа), образовательный центр и российская глубинка, значительные пространства и сконцентрированность промышленных объектов и населения вокруг крупных городов.
Одной из основных проблем, которую необходимо решить правоохранительным органам для обеспечения экономической безопасности региона, является снижение объема теневой экономики и уровня экономических правонарушений; обеспечение реальной защиты собственности и экономических свобод, жизни, здоровья, прав, интересов граждан.
Необходимо отметить, что, несмотря на снижение общего уровня экономической преступности в стране в 2007 году на 6,2 % и на территории регионов Уральского федерального округа на 18,4 %, отмечается устойчивый рост количества преступлений против собственности, доля преступлений данной категории в сфере промышленности и реализации товаров, работ и услуг неуклонно возрастает. Причем анализ оперативной обстановки, связанный с выявлением этих преступлений, показывает, что наиболее значительное увеличение количественных показателей происходит в сфере оказания финансовых (в т.ч. банковских, страховых), информационных и других видов услуг. В 2007 году на 5,2 % возросло количество преступлений, совершенных путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), на 12,4 % - хищений путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ). Таким образом, необходимо направить усилия государственных органов, и в первую очередь правоохранительных, на выработку мер экономического, правового и организационного характера, противодействующих данной категории преступлений.
Аналогичная ситуация складывается и с преступлениями в сфере экономической деятельности. Так, в 2007 году на территории России возросло на 8,6 % количество преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью (ст. 171 УК РФ), на 66,1 % - лжепредпринимательства (ст. 173 УК РФ), на 18,3 % - фактов ле-
гализации денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), на 9,3 % - незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ), на 217 % - фактов изготовления или сбыта поддельных кредитных карт или иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Неуклонно возрастает и количество выявленных налоговых преступлений на территории Российской Федерации (по сравнению с 2005 г. в 2006 г. рост составил 17,8 %, а в 2007 г. по отношению к 2006 г. - 2,7 %; по Уральскому федеральному округу 19,3 % и 2,3 % соответственно).
С целью стабилизации экономической ситуации, на наш взгляд, необходимо разработать и осуществить комплекс мер, направленных на: снижение объема теневой экономики в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг и выполнения работ; экономическое стимулирование «прозрачности» бизнеса и изменение законодательства, связанного с созданием, лицензированием и функционированием предприятий; применение более гибкого подхода к налогообложению хозяйствующих субъектов, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе возможного освобождения их от уплаты налогов в период становления экономической деятельности.
Тревожным симптомом для экономики является значительный рост экономических преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, в том числе в сфере экономической деятельности (в 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. рост составил 27,2 % и 68,0 % соответственно). Динамика экономической преступности в УрФО в целом совпадает с общероссийской статистикой. Указанные статистические данные свидетельствуют о консолидации преступных элементов, взаимосвязанности совершения экономических и общеуголовных преступлений, тенденции усиления контроля организованной преступности над противоправным бизнесом в теневом секторе экономики, и особенно в сфере производства и реализации товаров, работ, услуг. Указанный сектор теневой экономики оказывает негативное влияние на производственную, торговую, инвестиционную, финансовую, на-учно-технологическую, внешнеэкономическую, социальную, продовольственную, экологическую сферы деятельности.
Для минимизации данного негативного влияния необходимо проведение комплекса мероприятий со стороны всех уровней власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Профилактика рассматриваемого вида преступлений со стороны правоохранительных органов в сфере потребительского рынка должна быть направлена на противодействие незарегистрированной деятельности, подлежащей обязательной регистрации, нелицензионному производству товаров, работ, услуг, ведению хозяйственной деятельности с нарушением антимонопольного законодательства, авторских прав и интеллектуальной собственности, уклонению от уплаты налогов и сборов, контрабандному ввозу и вывозу товаров, особенно контрафактных или опасных для жизни и здоровья населения, на противодействие злоупотреблению должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления своими полномочиями в сфере регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Анализ материалов возбужденных уголовных дел показывает, что совершаемые преступления отличаются гибкой адаптацией к новым формам и методам предпринимательской деятельности, маскировкой под заключение и осуществление законных гражданско-правовых сделок, оперативным реагированием на конъюнктуру рынка, использованием современных технологий в хозяйственной деятельности и типовых схем совершения различных видов экономических преступлений. Активно используются при совершении преступлений банковские документы, кредитные карты, средства связи и оргтехника (компьютеры, принтеры, множительные аппараты и т.п.). Разнообраз-
ны приемы и способы сокрытия преступлений под видом «неудачной» коммерческой деятельности (невыгодная сделка, многочисленные реорганизации юридических лиц, переименование фирм и т.п.) и путем использования предприятий, зарегистрированных на подставных лиц или по фиктивным адресам. Спецификой данной категории преступлений является то, что они носят многоэпизодный и межрегиональный характер, совершаются организованными преступными группами с распределением ролей, использованием коррупционных связей, применением современных информационных технологий, достижений научно-технического прогресса, изощренных экономических схем, пробелов в современном российском законодательстве.
Поэтому на первоначальном этапе выявления и документирования их преступной деятельности правоохранительным органам, и в первую очередь органам внутренних дел, необходимо получение максимального объема информации с использованием всех оперативно-розыскных методов, указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», мероприятий, предусмотренных Законом РФ «О милиции» и другими нормативными актами. Источниками получения информации в данном случае могут выступать: заявления и сообщения граждан, публикации и сообщения средств массовой информации, документы, различные информационные системы, находящиеся в государственных органах, коммерческих организациях и т.д.
С целью прогнозирования, предупреждения и противодействия криминальным структурам, организованным преступным группам и сообществам, подготавливающим и совершающим преступления данной категории, необходимо также усиление взаимодействия органов внутренних дел со всеми заинтересованными ведомствами и организациями: создание интегрированных банков данных, межведомственных советов и рабочих групп различных контролирующих и правоохранительных ведомств федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ. Поэтому в Уральском федеральном округе были изданы соответствующие приказы и подписаны соглашения подразделений органов внутренних дел с Уральским таможенным управлением, Уральской оперативной таможней, ФНС по УрФО, Межрегиональным управлением Росфинмони-торинга по УрФО, ФСБ РФ, Прокуратурой и Следственным комитетом при Прокуратуре РФ, министерствами и ведомствами органов исполнительной власти субъектов РФ по активизации работы и улучшению взаимодействия по выявлению, пресечению, документированию конкретных видов экономических правонарушений.
В результате был создан банк данных о схемах совершения данной категории преступлений, проведено прогнозирование экономической ситуации по выявлению отраслей экономики, наиболее подверженных посягательствам преступников, форм и методов их выявления, предотвращения и пресечения. Представляется интересным опыт Свердловской области, где были созданы интегрированные автоматизированные банки данных и информационные системы, предназначенные оказывать помощь сотрудникам органов внутренних дел по предупреждению и выявлению различных видов экономических правонарушений. Так, заслуживает внимания внедренная службой УБЭП ГУВД по Свердловской области информационно-поисковая система, содержащая сведения о номинальных предприятиях, зарегистрированных на подставных лиц или несуществующие юридические либо реальные адреса, об утерянных, утраченных, похищенных паспортах и других документах, а также официально зарегистрированных юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, их налоговом учете и ряд другой информации, позволяющей выявлять через компьютерные базы данных мошеннические дейст-
вия и лиц, их совершающих, обнаруживать объекты преступных посягательств и схемы их совершения.
Указанные системы использовались сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Свердловской области для выявления, пресечения и документирования фактов совершения экономических преступлений в комплексе с уже существующими информационно-поисковыми системами, например, информационно-поисковой системой «Досье-мошенник» и др., а также другими информационными массивами правоохранительных, контролирующих или регистрирующих органов, например Единой базой по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На наш взгляд, одной из основных проблем в деле обеспечения экономической безопасности регионов, на которую необходимо обратить внимание с учетом задач, поставленных перед органами внутренних дел, является профилактика экономических преступлений, в первую очередь преступлений в сфере потребительского рынка, а в случае совершения преступления - максимальное возмещение материального ущерба. Это подтверждают и статистические данные. Так, если процент возмещенного материального ущерба от фактически нанесенного экономическим преступлением в России в
2006 г. составил 59,0 %, то в 2007 г. при снижении общего количества совершенных экономических преступлений на 6,2 % лишь 48,4 %, т.е. снизился на 10,6 %.
При аналогичной динамике экономической преступности в Уральском федеральном округе правоохранительными органами, и в первую очередь органами внутренних дел, было обеспечено возмещение материального ущерба в 2006 г. - 73,6 %, а в
2007 - 83,5 %, т. е. рост составил 9,9 %, что почти в два раза больше среднероссийских показателей. Как уже отмечено выше, это, в первую очередь, результат налаженного взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими организациями, подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ, коммерческими структурами, общественными организациями.
Еще одним фактором, значительно влияющим на эффективность обеспечения экономической безопасности, является применение органами внутренних дел достижений научно-технического прогресса, комплексного подхода и передовых методов организации уголовного процесса, современных форм ведения оперативно-розыскной деятельности, в том числе с использованием новейших телекоммуникационных и информационных технологий.
Результаты работы по выявлению экономических преступлений (в 2007 году более 95 % выявлено органами внутренних дел) опровергают мнение о необходимости ликвидации функции контроля за субъектами предпринимательской деятельности со стороны МВД России, сворачивания деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности, прав и свобод граждан, проведению профилактических мероприятий по борьбе с экономическими правонарушениями. Более того, с целью повышения эффективности этой деятельности необходимо развивать взаимодействие МВД РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти России и субъектов Федерации.
Еще одним направлением деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности является более активное применение норм административного права, а для повышения эффективности правового регулирования сферы производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ, защиты прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности населения при осуществлении ими материального и духовного потребления необходимо проведение систематизации различных норм
административного права в КоАП РФ, совершенствование форм и методов их правоприменения.
С целью обеспечения надежной государственной и общественной защиты потребительского рынка от экономических правонарушений необходимо применение комплекса организационных, экономических и иных мер. Так, на законодательном уровне необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РФ по ужесточению наказания за экономические и налоговые преступления, в том числе при их повторном совершении, и в главы 14, 15, 16 КоАП РФ по усилению ответственности за правонарушения в сфере финансов и торговли, налогообложения, внешнеэкономической и таможенной деятельности. Необходимо разработать законодательство по обеспечению эффективной и оптимальной защиты предпринимателей со стороны государства, легализации инфраструктуры незарегистрированных экономических объектов, исключению получившей в настоящее время широкое распространение системы «обналичивания» и вексельных расчетов посредством создания альтернативных, легитимных и эффективных инструментов расчетов, например внедрения системы электронных платежей для юридических и физических лиц.
Целесообразно принятие нормативных актов по созданию высокоэффективной и оптимальной контрольной деятельности путем обеспечения ее адресности и гласности, что позволит избежать излишнего административного давления на предпринимательские структуры и снизить затраты на исполнение контрольных функций, ввести практику экспертизы проектов нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Учитывая, что более 50 % юридических лиц, зарегистрированных в ФНС РФ, длительное время не представляют налоговой отчетности, являются лишь предприятиями с номинальным руководством и не осуществляют реальной хозяйственной деятельности, а создаются в основном для совершения мошеннических операций, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, производства фальсифицированной и опасной для жизни и здоровья людей продукции, легализации доходов, полученных преступным путем, увода активов за рубеж страны, уклонения от налогообложения и т.д., необходимо разработать и запустить механизм ликвидации таких пред-приятий-«однодневок» в административном порядке и предусмотреть ответственность должностных лиц инспекции по налогам и сборам за нарушения при их регистрации.
Организационные меры должны быть направлены на оптимизацию структуры государственных органов, уменьшение их количества, устранение дублирования функций, разграничение полномочий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации (согласно статьям 71, 72 Конституции РФ), с одновременным повышением эффективности их контрольной деятельности. Делегирование государственных полномочий общественным организациям предпринимателей (ассоциациям, корпорациям, гильдиям и т.д.) и потребителей, создание интегрированных органов (комитетов, комиссий и т.д.) по правовому регулированию общественных отношений в сфере потребительского рынка, безусловно, является необходимым элементом повышения его эффективности.
Необходимо отметить, что компетенция всех органов государственной власти субъектов РФ зависит, с одной стороны, от объема компетенции, установленной Конституцией РФ и другими федеральными законами, с другой стороны, зависит от объема компетенции органов местного самоуправления, который устанавливается законодательством РФ и ее субъектов. Таким образом, Федеральный центр может увеличить
или уменьшить компетенцию субъектов Федерации, а они могут передавать часть полномочий своих органов органам местного самоуправления. Сложность нахождения оптимального баланса и пределов регулирования субъектов Федерации заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обеспечить становление и развитие цивилизованного местного самоуправления и достаточного потребления населением товаров и услуг, с другой стороны, гарантировать защиту органов местного самоуправления от ущемления со стороны субъектов РФ, и в этом состоит оптимальный баланс централизации и деконцентрации.
С целью повышения эффективности профилактических мер, направленных на защиту сферы потребительского рынка от экономических правонарушений, требуется, с одной стороны, повышение социальной активности личности - потребителей, с другой стороны, создание оптимальной, стабильной, взаимосвязанной системы органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций по регулированию не только сферы торговли или области защиты прав потребителей, но и всего комплекса отношений данной сферы - от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг до защиты интересов потребителей - с помощью различных административных органов и общественных организаций.
Необходимо принятие государственной концепции развития потребительского рынка и создание стройной системы государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и общественных организаций, осуществляющих правовое регулирование сферы производства и торговли товарами, услугами, и в первую очередь, целевой государственной программы в сфере потребительского рынка по реализации прав, интересов и обеспечению жизни, здоровья и безопасности потребителей. Необходимо внесение изменений в нормативные акты, в т.ч. в главу 4 «Государственная и общественная защита прав потребителей» Закона РФ «О защите прав потребителей», уголовное, административное законодательство и др.
Так как МВД России является наиболее профессионально подготовленным органом исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности, необходимо активизировать взаимодействие его с:
• Федеральной службой по финансовому мониторингу по выявлению лиц, занимающихся легализацией доходов, полученных преступным путем;
• Федеральной налоговой службой по обмену информацией о нарушениях налогового законодательства, проведению совместных финансовых проверок на предприятиях и в организациях, в том числе документальных и фактических ревизий, обследованию по поводу выявления сокрытых от налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью, оказанию помощи органов внутренних дел по установлению местонахождения юридических лиц или граждан, скрывающихся от налогообложения, проведению совместной профилактической работы среди юридических и физических лиц по предупреждению экономических правонарушений, в том числе совместных проверок сохранности денежных сумм и материальных средств на проверяемых объектах;
• Росфиннадзором РФ по проведению совместных проверок по выявлению хищений и принятию решений в соответствии с УПК РФ;
• таможенными органами по выявлению фактов контрабанды и юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность за границей, с использованием возможностей НЦБ Интерпола и др.
Необходимо также совершенствование уже созданных интеграционных, информационных баз и систем органов внутренних дел, Федеральной налоговой службы, таможенных органов и других органов исполнительной власти, базы которых содержат информацию о реализации разрешительных полномочий федеральных министерств и ведомств, в частности, о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях, о регистрации юридических лиц, выпусков ценных бумаг, регистрации сделок с недвижимым имуществом, о выданных квалификационных аттестатах, о налогоплательщиках и уплаченных ими налогах, о примененных штрафных санкциях и др.
Меры только административного и организационного характера не дадут действенного повышения эффективности правового регулирования сферы потребительского рынка, поэтому с целью комплексного подхода необходимо применение экономических мер, направленных на стимулирование правомерного поведения предпринимателей, со стороны государства. В частности, такими мерами могут быть стимулирование законопослушного поведения предпринимателей, льготное предоставление инвестиционных ресурсов для предприятий, ведущих «прозрачный» бизнес, упрощение взаиморасчетов как между хозяйствующими субъектами, так между ними и государственными органами и т.д. Принимая во внимание необходимость приоритетного развития в России предприятий малого и среднего бизнеса, необходимо стимулирование их деятельности и упрощение налогового контроля, порядка проведения проверок. Одной из таких мер для предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, не имеющих собственных юридических служб, что не позволяет им отследить в полном объеме изменения в законодательстве в сфере экономики и своевременно исполнять их, является обеспечение доступа предпринимателей к нормативной документации, включая создание сайтов с бесплатным доступом и максимально наглядным представлением информации по вопросам регулирования хозяйственной деятельности. С целью устранения нестабильности налогового законодательства необходимо внести поправки в Налоговый кодекс по определению механизма заключения соглашений между налогоплательщиком и ФНС РФ с целью решения противоречий, вызванных постоянным изменением законодательства, снижения затрат как налогоплательщиков, так и государственных органов на выполнение своих обязанностей.
Примером комплексного подхода к решению проблем развития наукоемкой и гибкой экономики, стимулирования правомерного поведения предпринимателей, снижения уровня администрирования хозяйственной деятельности со стороны государства с переходом к правовому регулированию рассматриваемых нами общественных отношений в сфере потребительского рынка, может быть создание большого количества предприятий малого и среднего бизнеса, использующих для производственной деятельности, либо создающих, продукцию на основе современных достижений научно-технического прогресса. Они могут быть образованы в рамках ассоциаций, корпораций или других общественных организаций предпринимателей по определенным направлениям деятельности или территориальности, либо в системе технопарков и научно-исследовательских объединений. Обязательным условием успешного развития данных предприятий должно быть освобождение от налогообложения на период становления их хозяйственной деятельности, безвозмездная передача инновационных технологий, в том числе со стороны государственных научных учреждений, оказание организационной и методической помощи с их стороны. Государственные органы, в свою очередь, должны обеспечить надежную защиту этих предприятий от возможного проникновения в них криминальных структур, необоснованных проверок различных контролирующих
органов, организовать действенное наблюдение за процессами развития бизнеса со стороны общественных организаций предпринимателей, основанного, в том числе, на делегировании им части государственных полномочий по правовому регулированию в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг.
Построение развитой рыночной экономики и инфраструктуры, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности невозможны без кардинального снижения объемов теневой экономики и уровня экономических правонарушений. В свою очередь, надежная защита государством прав собственности и гарантированность экономических свобод позволяет развиваться отношениям в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг, выполнения работ, защиты прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности граждан, следовательно, и всей рыночной экономике и рыночным отношениям. При наличии теневого оборота и его постоянном увеличении, доходы от которого в основном идут на обеспечение криминальных структур, реальная защита прав собственности, экономических свобод невозможна.
Анализ причин, влияющих на обеспечение экономической безопасности в рассматриваемой нами сфере, показывает, что для повышения ее эффективности необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих в себя: предоставление информационных услуг государственными органами налогоплательщикам и предпринимателям о порядке уплаты налогов, их исчислении, о порядке получения лицензий, об изменениях в законодательстве, касающихся осуществления предпринимательской деятельности; устранение противоречий в налоговом, таможенном, финансовом законодательстве, выработку методов более эффективной проверки соответствия принимаемых нормативных актов действующим; упрощение налогового и бухгалтерского учета; сокращение налогового бремени для налогоплательщиков с целью устранения экономической «полезности» неуплаты налогов; создание единой информационной базы органов исполнительной власти, установление порядка постоянного обновления; уменьшение количества надзорных и контролирующих органов, снижение административных барьеров; разработку экономических мер (санкций) к правонарушителям за экономические правонарушения, а также экономических мер поощрения за правомерное поведение и деятельность; теоретическую разработку мер борьбы с теневой экономикой, их практическое внедрение; усиление ответственности за налоговые и экономические правонарушения, особенно при повторном их совершении; создание совместных рабочих групп органов исполнительной власти с общественными организациями налогоплательщиков и предпринимателей, выработку совместных мероприятий по противодействию теневой экономике и т.п.
Указанные меры, в первую очередь, позволят снизить негативное влияние теневой экономики на сферу потребительского рынка и количество совершаемых преступлений в экономической сфере, повысить доходность бюджетов всех уровней, что благоприятно скажется на общем уровне развития общества и государства, увеличить благосостояние и обеспечить надежную защиту прав, интересов, жизни, здоровья, безопасности граждан при осуществлении ими материального и духовного потребления.