(cc)0
Отечественная история National History
Научная статья
DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-5-67-81 УДК 281.93
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1990-2020 гг.
Татьяна Владимировна Ткачева
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Наталья Сергеевна Харина
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Тарас Анатольевич Борозенец
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия [email protected]
Аннотация. Введение. Активизация деятельности Русской православной церкви в 1990-е г. изменила положение церкви в российском обществе, сделав ее действенным актором общественных отношений. Расширение православного пространства поставило перед церковью ряд задач, в том числе реформирование системы управления церковью.
Материалы и методы. В качестве источниковой базы авторы использовали годовые епархиальные отчеты Ханты-Мансийской митрополии, документы Руси и 1 и Т"» и и ^
ской православной церкви, официальные сайты Русской православной церкви. В работе используются общенаучные и традиционные для исторического исследования методы анализа, обобщения и историко-генетический метод.
Результаты исследования. В статье предпринята попытка рассмотреть институциональные изменения в структуре Русской православной церкви на севере Западной Сибири в 1990-2020 гг.
Обсуждение и заключения. Авторами сделан вывод, что выделение из Тоболь-ско-Тюменской епархии самостоятельных епархий произошло по причине большой площади и труднодоступности территории севера Западной Сибири. Была выстроена привычная для РПЦ централизованная система управления в рамках канонической вертикали власти в церкви.
Ключевые слова: Русская православная церковь, север Западной Сибири, То-больско-Тюменская епархия, Ханты-Мансийская митрополия, Югорская епархия, благочиние, приход.
Для цитирования: Ткачева Т.В., Харина Н.С., Борозенец Т.А. Институциональные изменения в деятельности Русской Православной Церкви на севере Западной Сибири в 1990-2020 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2022. Т. 14, № 5. С. 67-81. DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-5-67-81
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20414, https://rscf.ru/project/22-28-20414/ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Original article
INSTITUTIONAL CHANGES IN THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA
IN 1990-2020
Tatiana V. Tkacheva Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia [email protected]
Natalia S. Kharina Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia [email protected]
Taras A. Borozenets
Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia [email protected]
Abstract. Introduction. The intensification of the activity of the Russian Orthodox Church in the 1990s changed the position of the church in Russian society, making it an effective actor of public relations. The expansion of the Orthodox space has set the church a number of tasks, including reforming the church's management system. Materials and methods. The official websites of the Russian Orthodox Church were used as a source base by the authors of the annual diocesan reports of the Khanty-Mansi Metropolia; the documents of the Russian Orthodox Church; the official websites of the Russian Orthodox Church. The work uses general scientific and traditional methods for historical research: analysis, generalization, historical and genetic method. Research outcomes. The article attempts to consider the institutional changes in the structure of the Russian Orthodox Church in the north of Western Siberia in 19902020.
Discussion and conclusions. The authors concluded that the separation of independent dioceses from the Tobolsk-Tyumen diocese occurred due to the large area and inaccessibility of the territory of the north of Western Siberia. A centralized management system, familiar to the ROC, was built within the canonical vertical of power in the church.
Keywords: Russian Orthodox Church, North of Western Siberia, Tobolsk-Tyumen diocese, Khanty-Mansi metropolia, Yugra diocese, deanery, parish
For citation: Tkacheva T.V., Kharina N.S., Borozenets T.A. Institutional changes in the activities of the Russian Orthodox Church in the North of Western Siberia
in 1990-2020. Historical and Social-Educational Idea. 2022. Vol. 14, No.5. PP. 6781. (In Russ.). DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-5-67-81
Acknowledgements: The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-20414, https://rscf.ru/project/22-28-20414 / and the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra.
Введение. В настоящее время Русская православная церковь (РПЦ) является не только религиозным, но и важнейшим социальным институтом. В постперестроечное время началось постепенное выстраивание взаимоотношений между церковью и государством, возрождалась миссионерская деятель-
ность, восстанавливалась жизнь епархий и приходов. Церковь выступила с православными социально значимыми инициативами, активизировав социальное служение.
Базовыми документами для организации деятельности Русской православной церкви в новом государственно-правовом поле явились: Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» № 267-1 от 25 октября 1990 г. [1] и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125 -ФЗ от 26 сентября 1997 г. [2].
В конце XX - начале XXI в. усилилась активность православных верующих, повлекшая массовую регистрацию приходов, заявлений на передачу верующим зданий храмов. Экстенсивное развитие церковной инфраструктуры выявило проблему недостатка кадров, для решения которой с 1989 г. начинается открытие духовных училищ.
Стремительное расширение сферы влияния Русской православной церкви в обществе не могло не поставить приоритетной задачи реформирования системы управления самой церковью, что отражало произошедшие изменения во внутренней жизни и внешней деятельности церкви в постсоветский период.
Обзор литературы
В начале XXI в. появились исследования, посвященные проблемам межконфессионального взаимодействия [3; 4], поиску методологических подходов в анализе современного состояния церкви в обществе [5; 6; 7], осмыслению места и роли религиозных организаций в процессе социальных трансформаций [8; 9].
Обозначился устойчивый интерес к изучению актуальных проблем в развитии церкви [10; 11], практики, специфики деятельности Русской православной церкви [12; 13].
Проблемы истории Русской православной церкви в Сибири в постперестроечное время постепенно становятся в центр внимания ученых [14; 15], в том числе история епархий [16; 17]. Следует отметить труд духовенства То-больско-Тюменской епархии, подготовившего летопись истории епархии с 1990 по 2010 гг. [18].
Институциональные особенности православной церкви как субъекта гражданского общества, а также наиболее значимые реформы в системе управления Русской православной церкви рассмотрены в ряде работ [19; 20].
В настоящее время практически отсутствуют работы по исследованию изменений в институциональной структуре Русской православной церкви на севере Западной Сибири в постсоветский период, в работах ученых представлены лишь отдельные вопросы развития православия в регионе.
В связи с этим авторы предпринимают попытку охарактеризовать институциональные, в том числе и административно -территориальные изменения в структуре Русской православной церкви на севере Западной Сибири в 1990-2020 гг.
Материалы и методы
Источниками для написания статьи послужили годовые епархиальные отчеты Ханты-Мансийской митрополии, документы Русской православной церкви, официальные сайты Русской православной церкви, Тобольско -Тюменской епархии, Ханты-Мансийской митрополии, Югорской епархии, Салехардской епархии.
В работе используются общенаучные и традиционные для исторического исследования методы анализа, обобщения, историко-генетический метод.
Результаты исследования
В 1990-е годы начавшиеся перемены в государственной политике в отношении Русской православной церкви привели к перестройке ее административно-территориальной структуры, в том числе на территории Западной Сибири.
В январе 1990 г. решением Священного Синода была возрождена Тоболь-ско-Тюменская епархия (выделена из Омской епархии) в границах Тюменской области с входящими в нее Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. На тот момент в епархии насчитывалось всего 11 зарегистрированных приходов, 18 храмов и молитвенных домов, а духовенство состояло из 17 священнослужителей. Первым архипастырем Тобольским и Тюменским стал епископ Виленский и Литовский Антоний (Черемисов), осуществлявший служение с января по июнь 1990 г. Летом 1990 г. управляющим епархией был назначен епископ Илиан (Востряков), который не смог прибыть на службу из-за состояния здоровья [21].
В октябре 1990 г. Священным Синодом Русской православной церкви было принято решение об избрании главой Тобольско-Тюменской епархии архимандрита Димитрия (Капалина) с возведением его в сан епископа и назначением его ректором Тобольской духовной семинарии, открывшейся в 1989 г. Хиротония архимандрита Димитрия прошла 4 ноября 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
Особенно тяжелой была ситуация с обустройством территории автономных округов. В конце 1980-х годов в Ханты-Мансийском автономном округе были зарегистрированы первые православные приходы в городах: Сургут (Свято-Никольский приход, 1987 г.), Нефтеюганск (Свято-Пантелеимоновский приход, 1988 г.), Нижневартовск (приход Иоанна Предтечи, 1988 г.). При этом особенностью являлось отсутствие на территории округов действующих православных храмов. Храмы были разрушены, сожжены или отданы под хозяйственные нужды. Например, храм во имя апостолов Петра и Павла в Салехарде частично сохранился, но использовался как спортзал.
Развитие Тобольско-Тюменской епархии привело к преобразованию ее структуры - образованию в 1997 г. благочиний: Тобольского, Салехардского, Тюменского и Ханты-Мансийского.
Первоначально Ханты-Мансийское благочиние охватывало территории Ханты-Мансийского, Сургутского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Октябрьского, Белоярского, Советского, Березовского и Кондинского районов. Распоряжением правящего архиерея от 2 сентября 1997 г. благочинным Ханты -Мансийского благочиния был назначен протоиерей Алексий Сидоренко [21].
С 1 января 2002 г. благочинным Ханты-Мансийского округа был назначен протоиерей Николай Матвийчук. На этот момент в благочинии действовало 20 храмов, 59 приходов, 2 проходили регистрацию. На приходах служило 27 священников и 3 диакона.
30 октября 2004 г. решением Епархиального совета Ханты -Мансийское благочиние было разделено на три благочиния: Ханты-Мансийское, Нижневартовское и Югорское. Благочинным Ханты -Мансийского благочиния (реорганизованного) был назначен протоиерей Николай Матвийчук, Нижневартовского -протоиерей Георгий Безнутров, Югорского - иерей Сергий Тарасов.
Вновь организованное Ханты-Мансийское благочиние охватывало три района автономного округа: Ханты-Мансийский, Сургутский и Нефтеюганский. На этот момент в благочинии было зарегистрировано 24 прихода; действовало
22 храма; 4 храма-часовни; 4 часовни; 7 молебных домов и 10 молебных комнат; строились 11 храмов, 1 храм-часовня, 1 часовня; окормлялись 6 населенных пунктов и 3 лечебно-исправительных учреждения. Пастырское служение несли 12 священников и 3 диакона. По состоянию на 1 января 2009 г. пастырское служение в благочинии несли 24 священника и 5 диаконов, было зарегистрировано
23 прихода, действовали 25 храмов, 4 храма-часовни, 5 часовен, 6 молельных домов, 10 молельных комнат. В 2010 г. в благочинии действовал 21 приход, насчитывалось 37 храмов, 4 храма-часовни, 6 часовен, 5 молельных домов, 12 молельных комнат. Общее число штатных священников и диаконов - 37, из них 26 священников и 6 диаконов [21].
Нижневартовское благочиние охватывало территорию Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа и города Нижневартовск, Лан-гепас, Мегион, Радужный, Покачи. К 2010 г. возглавлял благочиние иерей Максим Дурнев, а само благочиние насчитывало 8 приходов, 9 храмов, 4 храма-часовни. Общее число штатных священников и диаконов - 17, из них 12 священников и 5 диаконов.
Югорское благочиние охватывало территорию Белоярского, Березовского, Кондинского, Советского, Октябрьского районов Ханты-Мансийского автономного округа с городами Белоярский, Нягань, Советский, Урай, Югорск. К 2010 г. нес послушание благочинного протоиерей Сергий Тарасов. Само благочиние насчитывало 15 приходов, 5 религиозных групп, 15 храмов, 3 часовни, 5 молельных домов, 2 молельные комнаты. Общее число штатных священников и диаконов - 12, из них 11 священников и 1 диакон [21].
Салехардское благочиние охватывало территорию Приуральского, Шу-рышкарского, Ямальского районов Ямало-Ненецкого автономного округа с городами Лабытнанги и Салехард. К 2010 г. в благочинии нес служение иерей Алексий Мартынов. В благочинии насчитывалось 6 приходов, 6 храмов, 10 часовен. Общее число штатных священников и диаконов - 8, из них 7 священников и 1 диакон.
3 июля 2006 г. было образовано Ноябрьское благочиние, которое охватывало территорию Надымского, Красноселькупского, Пуровского, Тазовского районов Ямало-Ненецкого автономного округа. К 2010 г. в благочинии нес служение протоиерей Роман Маркелов. Оно насчитывало: 15 приходов, 3 религиозные группы, 19 храмов, 2 домовых храма, 2 храма-часовни, 3 часовни, 3 молельных комнаты. Общее число штатных священников и диаконов - 21, из них 17 священников и 4 диакона.
С начала 1990-х годов Тобольско-Тюменская епархия в лице Владыки Димитрия начала процесс выстраивания диалога с властными структурами северных автономных округов разного уровня. Однако не всегда этот процесс проходил гладко. В практике епархии происходили единичные случаи, когда священникам не позволяли выступать с проповедью на совместных церковно -светских мероприятиях, несмотря на утвержденный муниципальной администрацией график. Такие случаи можно встретить не только в Западной Сибири и не только по отношению к простому духовенству.
В последующем времени непонимание сторон постепенно устранялось, согласовывались и утверждались планы совместной деятельности, оказывалась помощь в возвращении бывших церковных зданий и храмостроительстве. Епархия стала активно привлекать фонды нефтяных, газовых компаний, административные ресурсы двух автономных округов для проведения социальных акций, миссионерской деятельности, в том числе для строительства храмов-часовен в вахтовых поселках.
Важным шагом в развитии взаимодействия между епархией и автономными округами стало празднование 2000-летия Рождества Христова. На празднование в Тобольск архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием были приглашены руководители Тюменской области (губернатор Л.Ю. Рокецкий, председатель Областной Думы С.М. Корепанов) и автономных округов (губернаторы ХМАО - А.В. Филиппенко, ЯНАО - Ю.В. Неелов). При поддержке руководителей, глав городов и поселков автономных округов были подготовлены и проведены юбилейные торжества на территории округов.
Укреплению взаимоотношений Русской православной церкви с региональными властями и, как следствие, материальной базы епархии на севере Западной Сибири способствовали приезды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1994, 1998, 2001 гг. В 2010 г. были подписаны соглаше-
ния о сотрудничестве между Правительством ХМАО, ЯНАО и Тобольско-Тюменской епархией.
В 2011 г. в Русской православной церкви началась реформа организационно-территориального устройства, согласно которой в пределах субъектов РФ создавалось несколько новых епархий путем дробления существующих. В основе процесса по увеличению числа епархий РПЦ лежало решение Архиерейского Собора 2011 г. об увеличении количества приходов и о доступности храмов для населения: «Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, при наличии православных жителей было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения» [22].
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «создание епархий может вернуться к первоначальному церковному устройству» [23]. С одной стороны, решение объяснялось тем, что епархии территориально были слишком большие, включающие сотни приходов (особенно в Сибири). Правящий архиерей должен был объезжать свою епархию и служить на местах, но реализовать это оказывалось очень сложно иногда из-за отдаленности и труд-нодоступности приходов. Например, на севере Западной Сибири с населением больше миллиона человек и тысячами квадратных километров на правящего архиерея ложилась неподъемная нагрузка. С другой, образование новых епархий, безусловно, повышало управляемость церковью.
Перестановки, учреждение новых структур и кадровые решения были вызваны желанием руководства РПЦ восстановить институциональные церковные учреждения, расформированные в годы советской власти. На территории То-больско-Тюменской епархии практически выстраивались иерархические и централизованные структуры внутри церкви. В то же время административные реформы и преобразования были направлены на оживление жизни церкви на всех уровнях: от епископата до прихода.
30 мая 2011 г. из состава Тобольско-Тюменской епархии были выделены Ханты-Мансийская епархия в пределах ХМАО - Югры и Салехардская епархия в пределах ЯНАО. Главой Ханты-Мансийской епархии был назначен епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин). В епархии насчитывается: храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат и часовен - 161, священнослужителей - 125.
Главой Салехардской епархии был назначен епископ Звенигородский Николай (Чащин). На 1 мая 2020 г. в епархии насчитывается: 85 храмов, молебных домов, молитвенных комнат и часовен, 45 священнослужителей.
В октябре 2011 г. Синод внес корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта РФ стали объединяться в митрополии, которых за 2011-2012 гг. было создано 33.
30 января 2012 г. в докладе на совещании архиереев митрополий РПЦ Святейший Патриарх Кирилл охарактеризовал создание митрополий как «шаг, обусловленный необходимостью сохранить единство епархий, находящихся в одном регионе, в их взаимодействии с обществом и государственными институтами, обеспечить координацию усилий на наиболее важных участках церковной работы» [24].
Решением Священного Синода Русской православной церкви от 25 декабря 2014 г. была создана Ханты -Мансийская митрополия в пределах Ханты -Мансийского автономного округа - Югры. Создание Ханты-Мансийской митрополии стало важным процессом в области организации церковной жизни на территории округа. Этой же датой из состава Ханты -Мансийской епархии была выделена Югорская епархия и включена в состав Ханты-Мансийской митрополии. Югорская епархия объединила приходы в административных границах Белоярского, Березовского, Кондинского, Октябрьского, Советского муниципальных районов, а также в административных границах городов окружного значения - Югорск, Нягань, Урай Ханты -Мансийского автономного округа - Югры. Епископом Югорским и Няганским был назначен бывший инспектор Тобольской духовной семинарии архимандрит Фотий (Евтихеев). В Югорской епархии действует: 40 храмов, 14 молельных домов, 11 молельных комнат, 5 часовен, Свято-Троицкое архиерейское подворье. Служат: игумен - 1, священство - 32, диаконы - 6.
Следует отметить, что деятельность новых структурных подразделений находилась под особым вниманием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2013 г. патриарх совершил визит в Ханты-Мансийскую епархию, 2018 г. - в Ханты-Мансийскую митрополию [25].
Обсуждение и заключение
Активизация миссионерской деятельности Тобольско -Тюменской епархии на севере Западной Сибири в 1990-2010 гг. привела к внутренней реорганизации в епархии, созданию приходов и благочиний на окормляемой территории. Разукрупнение Тобольско-Тюменской епархии произошло по решению Архиерейского Собора 2011 г. Причинами можно назвать большую площадь епархии и труднодоступность территории севера Западной Сибири, что вызывало необходимости оформления церковного православного пространства на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Таким образом, на территории севера Западной Сибири Русской православной церковью в процессе поэтапной направленной работы была выстроена привычная для нее централизованная система управления в рамках канонической вертикали власти в церкви.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» № 267-1 от 25 октября 1990 г.
[Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/3961281/ (дата обращения: 20.09.2022).
2. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» №
125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://feor.ru/wp-content/uploads/2019/05/Fed.zakon_.pdf (дата обращения: 20.09.2022).
3. Бугай Н.Ф. Проблемы диалога культур: изучение, теория, практика // Исто-
рическая и социально-образовательная мысль. - 2022. - Т. 14. - № 1. -С. 17-36.
4. Федотов А.А. Государственно-конфессиональные отношения в России. -
М.: Архангельск: Институт управления, 2009. - 646 с.
5. Кугай А.И. Русская православная церковь как институт гражданского обще-
ства (философско-методологический аспект) // Власть. - 2021. - Т. 29. - № 3. - С. 217-225.
6. Herbert D. Religion and Civil Society: Rethinking Public Religion in the Con-
temporary World. - Ashgate, 2004. - 322 p.
7. Turner B. Religion and modern society: citizenship, secularisation, and the state.
- Cambridge: Cambridge university press, 2011. - 344 p.
8. Капалин А.М. Социальные функции института Русской православной церк-
ви: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2009. - 26 с.
9. Зенков А.Р. Деятельность Русской Православной Церкви в социальной сфе-
ре: институты и социальные практики // Южно-Российский журнал социальных наук. - 2019. - Т. 20. - № 4. - С. 63-73.
10. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 650 с.
11. Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России. - М.: Изд-во Московского университета, 2009. - 302 с.
12. Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). - М.: Сретенский монастырь, 2007. -815 с.
13. Русская Православная церковь в России в конце ХХ века / Л.А. Королева, А.А. Королев, О.В. Мельниченко. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 223 с.
14. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2000. - 150 с.
15. Овчинников В.А. Русская православная церковь на юге Западной Сибири в 1990 г. - начале XXI в.: состояние и перспективы развития / Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии /
Дашковский П.К., Овчинников В.А., Селезнев А.Г., Серова Е.А. и др. -Т. 3. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2017. - С. 10-25.
16. Смолина И.В. Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940-1980-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2010. - 346 с.
17. Васькин А.Н. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви: предпосылки создания, основание и развитие: 1970 -е гг. -начало XXI в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2013. - 36 с.
18. Второе крещение Сибири: летопись возрождения Тобольской епархии, 1990-2010. - Тобольск: Издательско-информационный отдел Тобольско-Тюменской епархии, 2011. - 536 с.
19. Михайлов К.Н. Реформы системы церковного управления Русской православной церкви 2009-2013 гг. // Социум и власть. - 2014. - № 1(45). - С. 5-11.
20. Алексеев С.В., Златанов Б.Г., Шумилов А.В. Институциональные особенности православной церкви как субъекта гражданского общества // PolitBook. - 2018. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https: //cyberlenmka.ra/artide/n/mstitatsionalnye-osobennosti-pravoslavnoy-tserkvi-kak-subekta-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 10.11.2022).
21. Матвийчук Н., прот. Духовное возрождение Югры - это чудо и милость Божия // Сибирская православная газета [Электронный ресурс]. - 2009. -№ 3. - URL: http://www.ihtus.ru/032009/st08.shtml (дата обращения: 19.10.2022).
22. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». 4 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html (дата обращения: 10.09.2022).
23. «Создание епархий может вернуться к первоначальному церковному устройству» // Сибирская православная газета. - 2011. - № 9 (165). - С. 1-2.
24. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви. 30 января 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1987928.html (дата обращения: 20.09.2022).
25. Визит Патриарха в Югру // Югра православная [Электронный ресурс]. -2018. - № 4 (17). - URL: https://ugraeparhia.ru/category/yugra-pravoslavnaya/ (дата обращения: 25.10.2022).
REFERENCES
1. Zakon RSFSR «O svobode veroispovedaniy» № 267-1 ot 25 oktyabrya 1990 g. [The Law of the RSFSR "On Freedom of Religion" No. 267-1 of October 25, 1990. Available at: https://base.garant.ru/3961281 / (accessed: 20.09.2022). (In Russ.)
2. Federal'nyy zakon «O svobode sovesti i religioznykh ob"edmeniyakh» № 125 -FZ
ot 26 sentyabrya 1997 g. [Federal Law "On Freedom of Conscience and Religious Associations" No. 125-FZ of September 26, 1997. Available at: https://feor.ru/wp-content/uploads/2019/05/Fed.zakon_.pdf (accessed:
20.09.2022). (In Russ.)
3. Bugai N.F. Problemy dialoga kul'tur: izuchenie, teoriya, praktika [Problems of
the dialogue of cultures: studying, theory, practice]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational idea]. 2022. Vol.14. No. 1. Pp. 17-36. (In Russ.) Available at: https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3652/3280
4. Fedotov A.A. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnosheniya v Rossii. Manual
[State-confessional relations in Russia: studies]. M.; Arkhangelsk: Institute of Management, 2009. 646 p. (In Russ.)
5. Kugai A.I. Russkaya pravoslavnaya tserkov' kak institut grazhdanskogo ob-
shchestva (filosofsko-metodologicheskiy aspekt) [The Russian Orthodox Church as an institution of civil society (philosophical and methodological aspect)]. Vlast' [Power]. 2021. Vol. 29. No. 3. Pp. 217-225. (In Russ.)
6. Herbert D. Religion and Civil Society: Rethinking Public Religion in the Con-
temporary World. Ashgate, 2004. 322 p. (In Engl.)
7. Turner B. Religion and modern society: citizenship, secularisation, and the state.
Cambridge: Cambridge university press, 2011. 344 p. (In Engl.)
8. Kapalin A.M. Sotsial'nye funktsii instituta Russkoy pravoslavnoy tserkvi [Social
functions of the Institute of the Russian Orthodox Church]: abstract of the dissertation ... cand. social sciences. Tyumen, 2009. 26 p. (In Russ.)
9. Zenkov A.R. Deyatel'nost' Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v sotsial'noy sfere: in-
stituty i sotsial'nye praktiki [The activity of the Russian Orthodox Church in the social sphere: institutions and social practices]. Yuzhno-Rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences]. 2019. Vol. 20. No. 4. Pp. 63-73. (In Russ.)
10. Mitrokhin N.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov': sovremennoe sostoyanie i ak-tual'nye problemy [The Russian Orthodox Church: the current state and current problems]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie = New Literary Review, 2006. 650 p. (In Russ.)
11. Kazmina O.E. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i novaya religioznaya situatsi-ya v Rossii [The Russian Orthodox Church and the new religious situation in Russia]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta = Moscow University Press, 2009. 302 p. (In Russ.)
12. Tsypin V.A., prot. Sinodal'nyy i noveyshiy periody, (1700-2005) [The History of the Russian Orthodox Church. Synodal and modern periods, (1700-2005)]. Moscow: Sretenskiy monastyr' = Sretensky Monastery, 2007. 815 p. (In Russ.)
13. Russkaya Pravoslavnaya tserkov' v Rossii v kontse XX veka [The Russian Orthodox Church in Russia at the end of the twentieth century]. L.A. Korolev, A.A. Korolev, O.V. Melnichenko. M.: INFRA-M, 2022. 223 p. (In Russ.)
14. Tyurina L.V. Gosudarstvo i russkaya pravoslavnaya tserkov': evolyutsiya otnosheniy. 1917 - 2000 gg. [The State and the Russian Orthodox Church: the evolution of relations. 1917 - 2000]: dis. ... Candidate of Historical Sciences. Kursk, 2000. 150 p. (In Russ.)
15. Ovchinnikov V.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov' na yuge Zapadnoy Sibiri v 1990 g. - nachale XXI v.: sostoyanie i perspektivy razvitiya [The Russian Orthodox Church in the south of Western Siberia in 1990 - the beginning of the XXI century: the state and prospects of development]. Religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia. Dashkovsky P.K., Ovchinnikov V.A., Seleznev A.G., Serova E.A., etc. Volume 3. Barnaul: Publishing House: Altayskiy gosudarstvennyy universitet = Altai State University, 2017. Pp. 10-25. (In Russ.)
16. Smolina I.V. Irkutskaya eparkhiya v sisteme gosudarstvenno-tserkovnykh otnosheniy v 1940-1980-e gg.[Irkutsk Diocese in the system of state-church relations in the 1940s-1980s]: dis. ... Candidate of Historical Sciences. Irkutsk, 2010. 346 p. (In Russ.)
17. Vaskin A.N. Kemerovskaya i Novokuznetskaya eparkhiya Russkoy Pra-voslavnoy Tserkvi: predposylki sozdaniya, osnovanie i razvitie: 1970-e gg. [Kemerovo and Novokuznetsk Diocese of the Russian Orthodox Church: prerequisites for creation, foundation and development: the 1970s - the beginning of the XXI century]: abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences. Kemerovo, 2013. 36 p. (In Russ.)
18. Vtoroe kreshchenie Sibiri: letopis' vozrozhdeniya Tobol'skoy eparkhii, 19902010 [The Second Christening of Siberia: Chronicle of the rebirth of the Tobolsk Diocese, 1990-2010]. Tobolsk: Izdatel'sko-informatsionnyy otdel To-bol'sko-Tyumenskoy eparkhii = Publishing and Information Department of the Tobolsk-Tyumen Diocese, 2011. 536 p. (In Russ.)
19. Mikhailov K.N. Reformy sistemy tserkovnogo upravleniya Russkoy pra-voslavnoy tserkvi 2009-2013 gg. [Reforms of the system of church administration of the Russian Orthodox Church 2009-2013]. Sotsium i vlast' [Society and power]. 2014. № 1(45). Pp. 5-11. (In Russ.)
20. Alekseev S.V., Zlatanov B.G., Shumilov A.V. Institutsional'nye osobennosti pravoslavnoy tserkvi kak sub"ekta grazhdanskogo obshchestva [Institutional features of the Orthodox Church as a subject of civil society]. PolitBook. 2018. № 4. Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osobennosti-pravoslavnoy-tserkvi-kak-subekta-grazhdanskogo-obschestva (accessed: 10.11.2022). (In Russ.)
21. Matviychuk N., prot. Dukhovnoe vozrozhdenie Yugry - eto chudo i milost' Bozhiya [The spiritual revival of Ugra is a miracle and the grace of God]. Sibirskaya pravoslavnaya gazeta [Siberian Orthodox Newspaper]. 2009. No. 3. Available at: http://www.ihtus.ru/032009/st08.shtml Russian Russian Orthodox Church (accessed: 10.19.2022). (In Russ.)
22. Opredelenie Osvyashchennogo Arkhiereyskogo Sobora Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi «O voprosakh vnutrenney zhizni i vneshney deyatel'nosti Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi». 4 fevralya 2011 g. [Definition of the Consecrated Bishops' Council of the Russian Orthodox Church "On issues of internal life and external activities of the Russian Orthodox Church". February 4, 2011]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551.html (accessed: 09.10.2022). (In Russ.)
23. «Sozdanie eparkhiy mozhet vernut'sya k pervonachal'nomu tserkovnomu ustroystvu» ["The creation of dioceses can return to the original church structure"]. Sibirskaya pravoslavnaya gazeta [Siberian Orthodox Newspaper]. 2011. № 9 (165). Pp. 1-2.
24. Doklad Svyateyshego Patriarkha Kirilla na Arkhiereyskom soveshchanii arkhiereev mitropoliy Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. 30 yanvarya 2012 g. [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the Bishops' Conference of the Bishops of the Metropolitans of the Russian Orthodox Church. January 30, 2012]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1987928.html (d accessed: 09.20.2022). (In Russ.)
25. Vizit Patriarkha v Yugru [Visit of the Patriarch to Ugra]. Yugra pravoslavnaya [Ugra Orthodox]. 2018. № 4 (17). Available at: https://ugraeparhia.ru/category/yugra-pravoslavnaya / (accessed: 10.25.2022). (In Russ.)
Информация об авторах: Ткачева Татьяна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права, Югорский государственный университет (628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16), tattkacheva@mail. ru ORCID.ID: 0000-0002-0914-1825 Е-mail: [email protected]
Харина Наталья Сергеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права. Югорский государственный университет (628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16), ORCID.ID: 0000-0002-7485-5787, SPIN-код: 7565-9463, AuthorID: 635033 e-mail: [email protected]
Борозенец Тарас Анатольевич - кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и права, Югорский государственный университет (628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16) e-mail: [email protected] тел.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors: Tkacheva Tatiana Vladimirovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law,
Yugra State University (628012, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Chekhov St., 16), ORCID.ID: 0000-0002-0914-1825 E-mail: [email protected]
Kharina Natalia Sergeevna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law,
Yugra State University (628012, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Chekhov St., 16), ORCID.ID: 0000-0002-7485-5787, SPIN-код: 7565-9463, AuthorID: 635033 E-mail: [email protected]
Borozenets Taras Anatolyevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law, Yugra State University (628012, Russian Federation, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Chekhov str., 16) e-mail: [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.09.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 16.10.2022
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2022
Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests
©Ткачева Т.В. 2022 © Харина Н.С.2022 © Борозенец Т.А.2022 © «ИСОМ». 2022