Отечественная история National History
Научная статья
DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-5-82-98 УДК 93/94
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САЛЕХАРДСКОЙ ЕПАРХИИ В 2011-2021 ГГ.
Харина Наталья Сергеевна
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-7485-5787 hanase83@yandex.ru
Ткачева Татьяна Владимировна
Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск, Россия ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-0914-1825 tattkacheva@mail.ru
Аннотация. Введение. Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием интереса к изучению места и роли православия в современном российском обществе. В настоящее время активно идет процесс возрождения и выработки новых форм и методов распространения православия.
Материалы и методы. Основу исследования составили отчеты о деятельности миссионерских центров и отчеты о миссионерских поездках с 2011 по 2021 гг., а методологической основой исследования являются принципы историзма, научности и объективности.
Результаты исследования. На основе отчетов о миссионерской деятельности авторами дается анализ форм и методов миссионерской деятельности Салехардской епархии в 2011-2021 гг.
Обсуждение и заключения. Авторы пришли к выводам о том, что миссионерская деятельность Салехардской епархии первоначально осуществлялась в про-
стых формах, но со временем происходит резкое увеличение объема миссионерской работы и появление новых форм миссионерской деятельности.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Салехардская епархия, миссионерская деятельность, церковный приход, молебен, огласительная беседа, исповедь, причастие, крещение, коренные народы
Для цитирования: Харина Н.С., Ткачева Т.В. Формы и методы миссионерской деятельности Салехардской епархии в 2011-2021 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2022. Т. 14, № 5. С. 82-98. DOI: 10.17748/2219-60482022-14-5-82-98
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20414 https://rscf.ru/project/22-28-20414/ и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Original article
FORMS AND METHODS OF SALEKHARD DIOCESE MISSIONARY ACTIVITY IN 2011-2021
Natalia S. Kharina
Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-7485-5787 hanase83@yandex.ru
Tatiana V. Tkacheva
Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-0914-1825 tattkacheva@mail.ru
Abstract. Introduction. The relevance of the research topic is due to the growing interest in studying the place and role of Orthodoxy in modern Russian society. Nowadays, the process of revival and development of new forms and methods of spreading Orthodoxy is actively developing in Russia.
Materials and methods. Based on the reports on missionary activity, the authors analyze the forms and methods of missionary activity of the Salekhard diocese in 20112021.
Research outcomes. The missionary activity of Salekhard diocese was initially carried out in simple forms, but over time, there is a sharp increase in the volume of missionary work and the emergence of new forms of missionary activity.
Discussion and conclusions: the missionary activity of Salekhard diocese was initially carried out in simple forms, but over time, there is a sharp increase in the volume of missionary work and the emergence of new forms of missionary activity.
Keywords: Russian Orthodox Church, Salekhard diocese, missionary activity, church parish, prayer service, public speaking, confession, communion, baptism, indigenous peoples.
For citation: Kharina N.S., Tkacheva T.V. Forms and methods of missionary activity the diocese of Salekhard in 2011-2021. Historical and Social-Educational Idea. 2022. Vol. 14, No.5. PP. 82-98. (In Russ.). DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-5-82-98
Acknowledgments: The research was supported by the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-20414, https://rscf.ru/project/22-28-20414/and the Government of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra
Введение
Миссионерская деятельность Русской православной церкви (РПЦ) занимала и занимает особую и яркую страницу в истории России. При активной поддержке государства она всегда проводила довольно значительную миссионерскую деятельность внутри страны и за ее пределами.
На открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «на сегодняшний день еще остается огромное количество нерешенных миссионерских задач», для реализации которых «необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий - иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция» [1, с. 2].
Согласно Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (далее - Концепция), «миссией является проповедь для пробуждения веры и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15)» [2].
Председатель Миссионерского отдела Московской епархии протоиерей Михаил Егоров отмечал, что «под словом миссия следует понимать просветительское служение Церкви. Живое слово о Живом Боге, направленное к тем, кто его не слышал, либо имеет неполное или искаженное понятие о Нем» [3].
На территории Салехардской епархии миссионерская деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021), где под миссионерской деятельностью «признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осу-
ществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо другими законными способами» [4].
Таким образом, если «информацию о вероучении распространяет отдельное лицо, а не организация, и эта информация не религиозное вероучение, то, согласно Федеральному закону, такое распространение информации не является миссионерской деятельностью» [4].
В связи с этим особое значение приобретает поиск перспективных форм и методов миссионерской деятельности, который невозможен без обращения к историческому опыту распространения православия на Севере Западной Сибири. Актуальность проблемы выбора форм и методов миссионерской деятельности на территории Салехардской епархии в исследуемый период представляется вполне закономерной и обоснованной.
Целью исследования является системный анализ форм и методов миссионерской деятельности Салехардской епархии в 2011-2021 гг.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих поставленных задач:
- провести анализ отчетов отдела миссионерского служения Салехардской епархии в исследуемый период;
- осуществить попытку исследования деятельности православных церковных организаций, занимающихся в регионе миссионерством;
- выявить основные направления миссионерской деятельности;
- рассмотреть трансформацию форм и методов миссионерской деятельности и выявить наиболее эффективные.
В связи с этим авторами предпринята попытка охарактеризовать формы и методы миссионерской деятельности Салехардской епархии в исследуемый период.
Обзор литературы
Вклад советской историографии в изучение выбранной темы незначителен. Правда, стоит упомянуть коллективную монографию «Русское православие. Вехи истории», которая включала главу «Миссионерская деятельность церкви (вторая половина XIX в. — 1917 г.)» как своеобразный итог исследований по истории РПЦ в советский период [5].
Среди трудов зарубежных исследователей стоит упомянуть монографию американского ученого Г. Фриза «Приходское духовенство в России в XIX веке: кризис, реформы, контрреформы» [6].
Начиная с 2000 г. интерес к истории миссионерской деятельности РПЦ сильно возрос. Научные работы в основном представлены диссертациями на соискание ученой степени, в которых рассматриваются особенности миссионерской деятельности РПЦ в различных регионах страны.
Анализ историографии данной проблемы позволяет сказать, что нет полноценного научного исследования по миссионерской деятельности Салехардской епархии в 2011-2021 гг. Можно только встретить отдельные сведения в сборниках научно-практических конференции в регионе [7].
Из современных работ по данной теме можно назвать выпуск научных трудов преподавателей, магистрантов и студентов Белгородской православной духовной семинарии, посвященный актуальным вопросам современной миссионерской деятельности в России и за ее пределами [8].
Авторы исследования предпринимают попытку на основе неопубликованных источников дать характеристику форм и методов миссионерской деятельности Салехардской епархии. Полученный в ходе этого исследования материал представляет возможность заполнить имеющиеся пробелы в изучении миссионерской деятельности РПЦ в этом регионе.
Материалы и методы
Исследование основано на отчетах о деятельности миссионерских центров и отчетах о миссионерских поездках священнослужителей с 2011 по 2021 г. в отдел миссионерского служения Салехардской епархии. В них хранятся наиболее ценные сведения и факты о миссионерской деятельности, которые нельзя выявить при анализе других источников.
Отчеты миссионерских центров содержат информацию о формах и методах работы в благочиниях, а отчеты о миссионерских поездках содержат более подробные данные о датах и планах, участниках экспедиции, посещенных населенных пунктах, описании всех мероприятий и трудностях, с которыми сталкиваются миссионеры.
Не менее интересными являются отчеты о миссионерской деятельности приходов. В них содержатся сведения о настоятелях, приходских библиотеках, наименованиях журналов и газет в приходе. Имеются упоминания о проведенных беседах по изучению Святого Писания, литургической и церковной жизни. Перечисляются все мероприятия миссионерской направленности, проводимые в приходе. Очень важной является информация о храмах и молельных домах других религий, наиболее распространенных сектах на территории прихода.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности и объективности. При решении исследовательских задач авторами применялись как общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация), так и традиционные методы исторического анализа (историко -типологический и сравнительно-исторический).
Результаты исследования
До 30 мая 2011 г. Салехардская епархия была частью огромной по своей территории Тобольско-Тюменской епархии. Здесь имелись православные общины, строились храмы, проводилась миссионерская работа. Но ощущалась значительная удаленность Салехарда от Тобольска, нехватка священников. Миссио-
нерские задачи чаще всего требовали личного участия архиерея. Все эти причины и стали основанием для решения разделить существующую епархию на несколько самостоятельных. На сегодняшний день в епархии трудятся более 40 священнослужителей, открыты и действуют более 50 православных храмов и более 80 объектов религиозного значения, ведется активная миссионерская деятельность.
На первом епархиальном собрании были сформированы три благочиния: Салехардское, Новоуренгойское и Ноябрьское, и в них решено было открыть миссионерские центры. Так, в Салехардском благочинии центры появились в приходах г. Лабытнанги и пос. Яр -Сале, в Новоуренгойском - в приходах г. Надым и пос. Тазовский, а в Ноябрьском благочинии - в приходе г. Тарко-Сале.
Для работы центров было рекомендовано выбрать наиболее подходящих священнослужителей для осуществления миссионерских поездок по отдаленным поселкам. Лабытнангский центр возглавил штатный священик храма иерей Андрей Калугин. Надымский центр возглавил иерей Артемий Почекутов, в центре открыли православную общину в п. Новозаполярный.
В апреле 2012 г. состоялся снегоходный пробег «Навстречу Пасхе», по святым местам Надымской земли, который имел целью вовлечение городской молодежи в лоно РПЦ. Приход храма Святителя Николая г. Надыма совместно с управлением социальных программ провел благотворительный марафон «Лето -2012». Благодаря марафону были собраны средства для летнего отдыха детей из малоимущих семей. Миссионеры Тазовского центра регулярно совершали поездки за полярный круг. Из Тарко-Сале и Яр-Сале периодически осуществлялись миссионерские поездки в отдаленные поселки. 21-22 марта приходом храма св. Николая совместно с администрацией Пуровского района была проведена научно-практическая конференция «Становление православия на Ямале» [9].
Согласно общей статистике, в Новоуренгойском благочинии за 2012 г. было крещено 313 человек, при четырех храмах открыты воскресные школы. На территории благочиния действовали следующие сектантские организации: Надымская церковь «Радостная весть» христиан полного Евангелия, религиозная организация Миссия Евангелизации и Благотворения христиан веры евангельской «Пробуждение» (пятидесятники), группа «Управленческий центр свидетелей Иеговы» и религиозная группа евангельских христиан-баптистов [9].
В Ноябрьском благочинии крестили 1 432 человека, во всех храмах есть воскресные школы. Действующие религиозные организации и сектантские группы здесь представлены значительно шире: МРО «Магърифат», Духовное управление мусульман, мусульманская религиозная организация «Нур», религиозная организация христиан веры евангельской «Слово жизни» (пятидесятники), религиозная группа евангельских христиан-баптистов, религиозная организация «Свидетели Иеговы» и др. [9].
В Салехардском благочинии крещение приняли 1190 человек, во всех храмах есть воскресные школы. Религиозные организации и сектантские группы представлены мусульманской организацией «Маулюд», религиозной организацией Церковь евангельских христиан-баптистов «Вефиль», религиозной организацией Объединение евангельских христиан «Возрождение Ямала» и др. [9].
В целях осуществления и координации миссионерско-просветительской деятельности в благочиниях Салехардской епархии в 2011 г. был образован отдел миссионерского служения, а с 2015 г. его возглавил иерей Петр Богдан. Основными задачами миссионерского отдела являются проведение общеепархиальных мероприятий миссионерско-просветительского характера и взаимодействие с церковными и светскими организациями [10].
Это можно отследить на основе ведущегося документооборота епархии -в отчетах прихода о миссионерской деятельности и отчетах о миссионерских поездках. Так, в отчете настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Лабытнанги иерея Михаила Малышкина от 30 декабря 2011 г. говорится, что «приход осуществлял миссионерскую просветительскую деятельность среди работников ОАО "Ямалтрансстрой", осуществляющих строительство новой железнодорожной линии "Обская -Бованенково". Дважды в месяц совершается объезд вахтовых поселков - проповедуется Слово Божие, совершаются требы и таинства. Длительность поездки от 4 до 7 дней. Проводятся беседы: о вере, о необходимости духовной жизни, о таинствах и их смысле и т.д. Основными собеседниками и слушателями являются крещеные, но невоцерковленные православные христиане. Изредка для личных бесед приходят желающие принять крещение, с ними проводятся катехизические беседы, разъясняется смысл крещения и ответственность, связанная с этим решением. Для посещения руководством компании было выбрано 10 крупных вахтовых поселков, определена очередность и время посещения» [11].
Главными проблемами по проведению миссионерской деятельности в этих вахтовых поселках являются отсутствие подходящего помещения для встреч и совершения богослужений, низкая заинтересованность людей, наличие среди работников практикующих мусульман, сложность застать рабочих в поселке, опоздание поезда или отсутствие возможности остановки на некоторых участках и др.
Рассмотрим миссионерскую деятельность на местах. Так, в отчете о миссионерской деятельности на территории Ямальского района за 2012 г. содержатся сведения о следующих миссионерских поездках: «в рабочий поселок Бова-ненково (2 поездки). Совершались водосвятные молебны, панихиды, молебны с акафистами Господу Иисусу, Богородице, Блаженной Ксении Петербургской и др., также проходили таинства Исповеди (около 20 человек) и Причастия (около 10 человек) ... В период рождественских святок была осуществлена миссионерская поездка в поселки Салемал и Панаевск... За время нахождения в селе Сале-
мал был отслужен водосвятный молебен, проведены беседы с желающими крестить детей... Верующие имели возможность приобрести духовную литературу, освятить жилища, пообщаться со священником, приступить к таинству Исповеди и Причастия, присутствовать на богослужениях. В период пребывания в Панаевске таинство Крещения приняли 7 человек. К таинствам Исповеди и Причастия приступили 12 человек. В конце августа 2012 года миссионерская поездка в село Се-Яха. В период поездки не удалось совершить таинства Крещения и Причастия из-за отсутствия людей. В сентябре освящение поселков Новый Порт, Мыс Каменный, Се-Яха, Сюнай-Сале и Бованенково отложено на середину - конец четвертого квартала.» [ 12].
В 2013 г. в поселок Бованенково состоялось пять поездок (с 21 по 23 января, с 25 по 27 февраля, с 22 по 24 апреля, с 24 по 26 июня и с 19 по 25 ноября. Священик приезжал каждый раз на три дня. Расписание Богослужений подстраивалось под рабочий график верующих. Верующие могли в любой момент помолиться и получить консультацию священника по любым интересующим их вопросам. Доставкой священника в поселок и обратно занималось руководство компании «НадымГазСервис» [13].
В Концепции уделяется внимание служению в пенитенциарных учреждениях, поэтому на территории Салехардской епархии систематически проводятся беседы с заключенными. Например, в декабре 2013 г. иерей Богдан Василюк посетил СИЗО г. Лабытнанги и совершил таинство Крещения одного человека. В январе 2014 г. встретился с заключенными ИК № 8 (87 человек). Иереем совместно с руководителями колонии был создан график посещения заключенных на 2014 г. [14].
Миссионерскую работу в отношении коренных малочисленных народов в регионе подтверждают отчеты о поездках священнослужителей Салехардской епархии [15]. Например, в отчете о деятельности миссионерского центра при приходе храма в честь святителя Николая Чудотворца в г. Тарко-Сале говорится, что «20 января состоялась миссионерская поездка в национальный поселок Ха-лясавей. В концертном зале сельского дома культуры прошла встреча с жителями поселка. Был поднят вопрос об организации в поселке прихода. Присутствовали примерно 30 человек. Была проведена встреча с учениками халяса-вейской школы-интерната. Присутствовали примерно 20 воспитанников (5-8 класс) . 25-26 февраля миссионерская поездка в поселок Самбург. В доме культуры состоялась встреча жителей поселка с иереем Алексеем Падылиным, по окончании была проведена огласительная беседа. На второй день были отслужены панихида и таинство Крещения. К таинству приступило 13 человек. Исповедовалось 12. а 29 августа иерей Алексей Падылин с миссионерской целью посетил стойбище лесных ненцев в окрестностях поселка Ханымей. Провел беседы в каждом чуме. Были освящены 1 чум и 4 избы. От прихода были розданы иконы и для детей различные сладости. 22-23 сентября миссионерская поездка
в поселок Харампур... Был поднят вопрос об организации в поселке прихода. На встрече присутствовали 30 человек. По окончании была проведена огласительная беседа и исповедь. На второй день были отслужены таинство Крещения и освящения детского сада. был установлен поклонный крест на месте строительства будущего храма.» [16].
В мае 2013 г. в миссионерскую поездку в село Толька Красноселькупского района из Ноябрьского прихода был отправлен иерей Евгений Косолапов, где «были проведены огласительная беседа и крещение. Крещение приняли около 15 человек, половина из которых селькупы. После крещения священник беседовал с людьми по личным вопросам и исповедовал. В понедельник священника пригласили провести уроки с учащимися в школе -интернате. В актовом зале собралось около 120 детей.» [17].
Священнослужители регулярно совершали миссионерские поездки в поселок Тазовский, для проповеди «слова Божия среди коренного населения Севера, для совершения таинств, окормления православных общин. В марте из п. Тазовский была совершена поездка в п. Антипаюту, где была совершена литургия и крещение, было крещено 6 ненцев.» [9].
В ноябре 2013 г. иерей Артемий Почекутов осуществил поездку в составе делегации администрации Надымского района в национальные поселения Нори, Ныда и Кутопьюган. Целью поездки был «молебен перед иконой святителя Николая Чудотворца (призвать Благодать Святого Духа, поддержку и заступничество), с облетом на вертолете вышеобозначенных населенных пунктов» [18].
В сентябре 2014 г. состоялась миссионерская поездка по рыбацким станам: Панипан (крестились 5), Товопогал, Чапаевск (крестился 1), Веселый, Катравож (крестились 36) и Ямбура (крестились 24). В Чапаевске проживают в основном ханты, которые «приняли протестантское учение. В Катравоже люди были рады нас видеть, ощущается потребность в священнике. У многих освятили дома, провели соборование на дому.» [19].
В марте 2020 г., во время очередной миссионерской поездки в Катравож, иереем Максимом Кузнецовым было крещено 40 младенцев и 2 взрослых [20].
С 8 по 10 февраля, с 12 по 14 марта и с 1 по 4 декабря 2018 г. состоялись миссионерские поездки иерея Андрея Калугина в поселки Кутопьюган, Нори и стойбища Надымского района. Были проведены богослужения, проповеди, индивидуальные беседы и консультации [21].
В отчетах миссионеров [22] часто встречается информация о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в поездках: добираться на рейсовых катерах, лодках и снегоходах, подстраиваться под график полета рейсовых вертолетов и т.д. Так, в сентябре 2012 г. состоялась миссионерская поездка иерея Иоанна в с. Салемал Ямальского района. Данный населенный пункт находится примерно в 90 километрах от с. Яр-Сале. «Наземной дороги в поселок нет, что отчасти затрудняет передвижение. Миссионерская поездка осуществлялась вод-
ным транспортом на рейсовом судне. Предварительно приезд миссионеров обговаривался с местными органами самоуправления. Отмечено, что руководители администрации поселка всегда идут навстречу в вопросах приезда с миссионерской целью. Проживание и питание священника во время миссионерской программы осуществляется в здании школьного интерната. Богослужения проводились в часовне в честь св. Николая, водосвятный молебен был отслужен в помещении поселкового клуба» [23]. Это не единственный отчет, где упоминается о помощи со стороны местной администрации или предприятия.
В отчетах о миссионерской деятельности благочинии с 2016 по 2019 г. прослеживается увеличение миссионерских поездок (например, 2016 г. из Нового Уренгоя - 19, из Ямбурга - 17), количества литургий, молебнов, богослужений, проповедей, бесед, рост крещеных и причастников (например, 2016 г. Ям-бург - 192 причетника) и др. [24].
В 2020-2021 гг. из-за пандемии невозможно было совершать большое количество поездок. Приходилось применять видеотрансляции, но по возможности миссионеры отправлялись по населенным пунктам епархии. Так, в декабре 2021 г. протоиереем Артемием Почекутовым в день памяти Иконы Божией Матери, именуемой Знамение, была совершена поездка на Бованенковское НГКМ. Цель поездки - плановое окормление верующих работников предприятия и подрядных организаций. Исповедалось 9, а причастилось 7 человек [25].
Обсуждение и заключение
Авторами были рассмотрены и проанализированы отчеты Отдела миссионерского служения с 2011 по 2021 г. На основе полученных данных можно утверждать, что в Салехардской епархии наиболее активно велась миссионерская деятельность в приходах храмов Святителя Николая г. Губкинский, Преображения Господня г. Муравленко, Архистратига Михаила г. Ноябрьска, Св. Мученика Василия Мангазейского с. Красноселькуп, Св. Апостола Иоанна Богослова п. Ямбург, в честь святителя Николая Чудотворца г. Надыма и Рождества Христова пос. Пангоды Надымского района.
Вся ответственность за миссионерскую деятельность в Салехардской епархии лежит на правящем архиерее. Существует и миссионерская ответственность священников, на которых возложены следующие обязанности в рамках прихода или благочиния: организация миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян; привлечение активных прихожан к миссионерскому служению; ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность; воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера; ведение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения (в виде отчетов).
В Салехардской епархии миссионерская деятельность первоначально осуществлялась в простых формах. Чаще всего это было связано с недостаточным материальным и кадровым положением, отсутствием связей с местными
властями, труднодоступностью многих населенных пунктов, отсутствием помещений для проведения религиозных обрядов и пр. А современный священник помимо своих прямых обязанностей должен уметь ездить на снегоходе, лодке, машине, ориентироваться на местности и быть очень выносливым.
Миссионерская деятельность в Салехардской епархии должна была осуществляться одновременно среди православных, нехристианских народов и сектантов. В отчетах отдельным пунктом прописаны наиболее распространенные секты в приходе и перечислены их мероприятия. Проводятся беседы, и при храме имеется информационная доска, содержащая информацию об опасности сект и методах борьбы с ними. В отчетах миссионеров нередко можно встретить информацию о сотрудничестве с государственными и общественными организациями в регионе при проведении миссионерской деятельности.
Можно выделить пять основных и наиболее эффективных форм миссионерской деятельности: воспитательная миссия (воцерковление), апологетическая, информационная, внешняя миссии и миссия примирения. Со временем происходит резкое увеличение объема миссионерской работы и появление новых форм миссионерской деятельности. Так, управляющий Салехардской епархией архиепископ Салехардский и Новоуренгойский Владыка Николай дал распоряжение всем возглавляющим миссионерские поездки о пребывании в них не менее трех дней, с обязательным служением литургии.
Важно отметить, что в условиях цифровой трансформации общества, особенно в период пандемии, происходит трансформация форм и методов миссионерской деятельности. Из отчетов Отдела миссионерского служения с 2011 по 2021 г. можно отметить, что миссионерская деятельность заключалась не только в проведении богослужения. Обязательными являлись: беседы по изучению Священного Писания, литургической и церковной жизни; огласительные беседы; соборование; таинство крещения и причастия; беседы перед таинством брака; православный семейный досуг; информационные доски при храме, содержащие просветительскую информацию; открытие и освящение храмов; научные конференции; интернет-ресурсы с миссионерской и антисектантской тематикой; взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для осуществления совместных проектов и др.
При «служении треб» ключевые действия необходимо было сопровождать пояснениями. Необходимо, чтобы люди, которые дежурят в храме, следят за подсвечниками либо стоят за свечным ящиком, были сведущими в религиозных вопросах и могли правильно ответить на вопросы прихожан. Также надо следить, чтобы пение и чтение на клиросе было четким, неторопливым, чтобы молящиеся могли понимать то, о чем поют и что читают. Необходимо также учитывать особенности форм и методов работы в сельской местности, в городе, в воинской части, в учреждениях культуры и науки, в храмах, созданных при учебных заведениях и в местах лишения свободы.
Таким образом, сложившиеся в годы пандемии обстоятельства привели к появлению новых форм миссионерской деятельности. Также были составлены рекомендации по миссионерской работе среди коренного населения ЯНАО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выступление Святейшего патриарха Кирилла на открытии IV Всецерков-ного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви // Церковный вестник. - 2010. - № 23 (444) декабрь.
2. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (27.03.2007 г.). - URL:https://missioner-tver.ru/wp-
content/uploads/2020/11/Missinerskaja-koncepcia-RPC.pdf (дата обращения: 17.10.2022).
3. Егоров М., прот. Доклад Председателя Миссионерского отдела Московской епархии протоиерея Михаила Егорова на научно-практической конференции, посвященной 1025- летию Крещения Руси. Город Коломна, 02 декабря 2013 года. - URL:
http://ableinfomissia.cerkov.ru/2013/12/05/missionerskaya-deyatelnost-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 22.10.2022).
4. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021 г.). - URL:
https://docs.cntd.ru/document/420364594?marker=7DM0K9 (дата обращения: 03.10.2022).
5. Русское православие. Вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. - М., 1989. - 719 с. ISBN 5-250-00246-3.
6. Freeze G.L. The Parish Clergy in nineteenth-century Russia: Crisis, reform, counter-reform / Gregory L. Freeze. - New Jersey: Princeton Universiti Press, 1981. - 508 с. ISBN 0-691-05381-2.
7. Становление православия на Ямале: научно-практическая конференция, г. Тарко-Сале, март 2012 / Пуровское станичное казачье о-во Обско-Полярного отдельского казачьего о-ва Сибирского войскового казачьего о-ва, Салехардская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат). - Тарко-Сале: Шадринский дом печати, 2012. - 159 с. ISBN 978-5-7142-1435-6.
8. Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск XIII: Сборник научных трудов / По благословению Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2021. - Вып. XIII. - 432 с.
9. Отчет о деятельности миссионерского отдела Салехардской епархии за 2012 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
10. Салехардская епархия (официальный сайт). Отдел миссионерского служения. - URL: https://www.yamalrpc.ru/division/division/view/3 (дата обращения: 27.09.2022).
11. Отчет о миссионерской деятельности настоятеля храма в честь иконы Бо-жией Матери «Знамение» в г. Лабытнанги иерея Михаила Малышкина от 30 декабря 2011 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
12. Отчет о миссионерской деятельности на территории Ямальского района за 2012 г. иерея Иоанна Шишлянникова от 01.11.2012 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
13. Отчет о миссионерских поездках в рабочий пос. Бованенково в 2013 году иерея Иоанна Шишлянникова от 26.11.2013 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
14. Отчет о миссионерской деятельности председателя Приходского совета прихода храма в честь великомученика Георгия Победоносца г. Лабытнанги иерея Богдана Василюка, январь 2014 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
15. Миссионерская поездка по Шурышкарскому району 17-28 августа 2012 г.; Отчет о миссионерской поездке в поселки Салемал и Панаевск с 18 по 22 февраля 2013 года иерея Иоанна Шишлянникова; Отчет по миссионерской поездке в село Старые Нори и Нори 5-8 августа 2013 года иерея Андрея Калугина от 08.08.2013 г. и др.
16. Отчет о деятельности миссионерского центра при приходе храма в честь святителя Николая Чудотворца в г. Тарко-Сале, май 2012 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
17. Отчет о миссионерской поездке в с. Толька Красноселькупского района иерея Евгения Косолапова, май 2013 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
18. Отчет о миссионерской поездке в национальные поселения Надымского района 5 октября 2013 г. иерея Артемия Почекутова от 7.10. 2013 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
19. Отчет о миссионерской поездке со 2 по 4 сентября 2014 г. по рыбацким станам. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
20. Рапорт руководителю миссионерского отдела Салехардской епархии иерею Петру Богдану от иерея Максима Кузнецова от 04.03.2020 г.
21. Отчет о миссионерской поездке в поселки Кутопьюган, Нори и стойбища Надымского района с 8 по 10 февраля; с 12 по 14 марта; с 10 по 12 мая 2018 г.; с 1 по 4 декабря иерея Андрея Калугина. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
22. Отчет о миссионерские поездки в с. Халясавэй Пуровского района иерея Андрея Медведкова от 30 декабря 2013 г.; Отчет о миссионерской поездке в с. Мыс Каменный 25-27.03.2014 г. иерея Иоанна Шишлянникова, апрель
2014 г.; Отчет о миссионерской поездке в рабочий поселок Бованенкова иерея Иоанна Шишлянникова от 05.09.2014 г.; Отчет о миссионерской поездке в с. Сюнай-Сале с 25 по 27 августа 2014 г. иерея Иоанна от 29.08.2014 г. и др.
23. Отчет о миссионерской поездке в с. Салемал с 5 по 7 сентября 2012 г. иерея Иоанна; Отчет о миссионерской поездке в п. Новый порт, декабрь
2015 г. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
24. Отчет о миссионерской деятельности Ново-Уренгойского благочиния за
2016 г. протоиерея Артемия Почекутова. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
25. Отчет о миссионерской поездке на Бованенковское НГКМ 9-10 декабря 2021 г. протоиерея Артемия Почекутова. Отдел миссионерского служения Салехардской епархии.
REFERENCES
1. Speech of His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the IV All-Church Congress of Diocesan Missionaries of the Russian Orthodox Church // Church Bulletin. 2010. No. 23 (444) December.
2. The concept of missionary activity of the Russian Orthodox Church (27.03.2007). Available at: http://missioner-tver.ru/wp-content/uploads/2020/11/Missinerskaja-koncepcia-RPC.pdf(accessed оп 17.10.2022).
3. Egorov M., prot. Report of Archpriest Mikhail Egorov, Chairman of the Missionary Department of the Moscow Diocese, at a scientific and practical conference dedicated to the 1025th anniversary of the Baptism of Rus. Kolomna city, December 02, 2013. Available at:
http://ableinfomissia.cerkov.ru/2013/12/05/missionerskaya-deyatelnost-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (accessed on 10.22.2022).
4. Federal Law No. 125-FZ of 26.09.1997 (as amended on 11.06.2021) "On Freedom of Conscience and on religious associations" (with amendments and additions, came into force on 03.10.2021). Available at: https://docs.cntd.ru/document/420364594?marker=7DM0K9 (accessed on 3.10.2022).
5. Russian Orthodoxy. Milestones of history / Edited by A.I. Klibanov A. - M., 1989. 719 p. ISBN 5-250-00246-3.
6. Freeze G.L. The Parish Clergy in nineteenth-century Russia [Текст]: Crisis, reform, counter-reform / Gregory L. Freeze. - New Jersey: Princeton University Press, 1981. - 508 с. ISBN 0-691-05381-2.
7. The formation of Orthodoxy in Yamal [Text]: scientific and practical conference, Tarko-Sale, March, 2012 / Purov stanichnoe Cossack society of Ob-Polar separate Cossack society of Siberian Cossack military society, Salekhard diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate). - Tarko-Sale: Shadrinsky House of Printing, 2012. - 159 p. ISBN 978-5-7142-1435-6.
8. Proceedings of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation). Issue XIII: Collection of scientific papers / With the blessing of His Eminence John, Metropolitan of Belgorod and Starooskolsk. - Belgorod: Belgorod and Starooskolsk Diocese, 2021. - Issue XIII. - 432 p
9. Report on the activities of the missionary department of Salekhard diocese for 2012. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
10. Salekhard Diocese (official website). Department of Missionary Service. -Available at: https://www.yamalrpc.ru/division/division/view/3 (accessed on 27.09.2022).
11. Report on the missionary activity of the Rector of the church in honor of the Icon of the Mother of God "The Sign" in Labytnangi, Priest Mikhail Malyshkin dated December 30, 2011. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
12. Report on missionary activity on the territory of Yamal district for 2012 by Priest John Shishlyannikov dated 01.11.2012. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
13. Report on missionary trips to the working settlement Bovanenkovo in 2013 by Priest John Shishlyannikov from 26.11.2013 Department of Missionary Service of the Salekhard Diocese.
14. Report on the missionary activity of the Chairman of the Parish Council of the parish of the church in honor of the Great Martyr George of Labytnangi, Priest Bogdan Vasilyuk, January 2014. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
15. A missionary trip to Shuryshkar district proccedings, on August 17-28, 2012; A report on a missionary trip to the villages of Salemal and Panaevsk from February 18 to 22, 2013 by Priest John Shishlyannikov; A report on a missionary trip to the village of Old Nori and Nori on August 5-8, 2013 by Priest Andrey Kalugin from 08.08.2013.
16. Report on the activities of the missionary center at the parish of the church in honor of St. Nicholas the Wonderworker in Tarko-Sale, May 2012 Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
17. Report on a missionary trip to the village of Tolka of Krasnoselkupsky district by Priest Yevgeny Kosolapov, May 2013. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
18. Report on the missionary trip to the national settlements of the Nadym district on October 5, 2013 by Priest Artemy Pochekutov dated 7.10. 2013. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
19. Report on the missionary trip from September 2 to 4, 2014 to the fishing camps. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
20. Report to the head of the missionary department of Salekhard Diocese, Priest Peter Bogdan from Priest Maxim Kuznetsov dated 04.03.2020.
21. Report on the missionary trip to the villages of Kutopyugan, Nori and the camps of the Nadym district from February 8 to 10; from March 12 to 14; from May 10 to 12, 2018; from December 1 to December 4 by Priest Andrey Ka-lugin. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
22. Report on missionary trips to the village of Khalyasavey of the Purovsky district by Priest Andrey Medvedkov dated December 30, 2013; Report on a missionary trip to the village of Cape Kamenny 25-27.03.2014 by Priest John Shishlyannikov, April 2014; Report on a missionary trip to the working settlement of Bovanenkov by Priest John Shishlyannikov dated 09.05.2014; Report on a missionary trip a trip to the village of Sunai Sale from August 25 to 27, 2014 by Priest John from 08.29.2014, etc. Report on the missionary trip to the village of Salemal from 5 to 7 September 2012 by Priest John. Department of Missionary Service of the Salekhard Diocese.
23. Report on the missionary trip to the village of Salemal from 5 to 7 September 2012 by Priest John; Report on the missionary trip to the village of Novy Port, December 2015. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
24. Report on the missionary activity of the Novourengoy Deanery for 2016 by Archpriest Artemy Pochekutov. Department of Missionary Service of Salekhard Diocese.
Информация об авторах: Харина Наталья Сергеевна - доцент кафедры истории, философии и права, кандидат исторических наук. Югорский государственный университет (628012, Российская Федерация, Ханты -Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16), ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-7485-5787 SPIN-код: 7565-9463 Author ID: 635033 e-mail: hanase83@yandex.ru
Ткачева Татьяна Владимировна - доцент кафедры истории, философии и права, кандидат исторических наук. Югорский государственный университет (628012,
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-
Мансийск, ул. Чехова, д. 16),
ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-0914-1825
Е-mail: tattkacheva@mail.ru
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors: Kharina Natalia Sergeevna - Candidate of Historical
Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law,.
Yugra State University (628012, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous
Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Chekhov St., 16),
ORCID.ID: 0000-0002-7485-5787,
SPIN-код: 7565-9463,
Author ID: 635033
E-mail: hanase83@yandex.ru
Tkacheva Tatiana Vladimirovna - Candidate of Historical Sciences. Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law.
Yugra State University (628012, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Chekhov St., 16), ORCID.ID: 0000-0002-0914-1825 E-mail: tattkacheva@mail.ru
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 28.09.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.10.2022
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2022
Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests
© Харина Н.С. 2022 © Ткачева Т.В. 2022 © «ИСОМ» 2022