Бочков Павел Владимирович
священник, доктор богословия, кандидат юридических наук,
кафедра украинского православия и теологии, Межрегиональная академия
управления персоналом, Украина; настоятель храма святителя Луки г. Норильска
Адрес: 03039, Украина, Киев, ул. Фрометовская, 2 E-mail: [email protected]
Норильская и Туруханская епархия: историческая справка
В статье рассматривается история становления и исторического развития Норильской и Туруханской епархии, одной из самых крупных по своей территории епархий Русской Православной Церкви, расположенной в Сибирском регионе, в районах Крайнего Севера. Освоение Крайнего Севера русскими первопроходцами и успехи миссионерской проповеди православного вероучения привели к интенсивному развитию церковной жизни, к настоящему времени приобретя форму самостоятельной епархиальной структуры.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Норильская и Туруханская епархия, Норильск, полуостров Таймыр, Мангазея, Туруханск, Крайний Север, миссионерство.
Бочков П.В. Норильская и Туруханская епархия: историческая справка // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 2. С. 58-72.
Норильская и Туруханская епархия Красноярской митрополии Русской Православной Церкви учреждена решением Священного Синода 30 мая 2014 г. Кафедральный город - Норильск, кафедральный собор -иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Норильске. Правящий архиерей - епископ Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014 г.). Норильская и Туруханская епархия объединяет приходы в границах северных районов Красноярского края: Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Туруханского районов Красноярского края и Норильского городского округа. Норильская и Туруханская епархия разделена на три благочиннических округа: Норильский, Таймырский и Свято-Троицкий (Туруханский). При епархиальном управлении существуют отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по социальному служению и церковной благотворительности, экологии и природоохранной деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по делам молодежи, по профилактике и реабилитации наркозависимых, по взаимодействию с казачеством, строительно-архитектурный, по тюремному служению, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. К февралю 2018 г. в епархии насчитывались один монастырь и 34 действующих храма и часовни, в клире состояли 21 священник, 7 диаконов.
Первоначальные приходы Приенисейского края входили в состав Тобольской епархии, с 1732 г. левобережные приходы находились в составе Тобольской епархии, а правобережные - в Иркутской епархии. В 1861 г. была учреждена Енисейская и Красноярская епархия, в которую вошли все приходы Туруханского края. В 1934 г. название епархии было изменено на Красноярскую и Енисейскую. С 1949 г. вся территория Красноярской епархии входила в состав Новосибирской епархии и пребывала в ней в качестве благочиния. Определением Поместного собора РПЦ 7-8 июня 1990 г. путем выделения из состава Новосибирской и Барнаульской епархии на территории Красноярского края была воссоздана Красноярская и Енисейская епархия, в состав которой вошла и территория современной Норильской епархии. 30 мая 2011 г. определением Священного синода РПЦ была образована самостоятельная Енисейская и Норильская епархия, в нее вошли территории ряда районов Красноярского края, в том числе территория современной Норильской епархии. 30 мая 2014 г. решением Священного синода Русской Православной Церкви образована самостоятельная Норильская епархия в пределах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Туруханского районов Красноярского края и Норильского городского округа.
XVI - XIX вв. Православное духовенство появилось на Енисейском Севере вслед за первыми служилыми и промышленными русскими людьми, обосновавшимися здесь в начале XVII в. С освоением русскими Енисейского Севера возникли крупные торговые поселения, ставшие также центрами миссионерского влияния на коренное население. Таким центром был город Мангазея, знаменитый своим святым - мучеником Василием Мангазейским, претерпевшим мученическую кончину на рубеже XVI-XVII вв. В то время, в конце XVI в., в связи с активным освоением северного морского пути Мангазея переживала расцвет как центр торговли пушниной и интеграции новых территорий в состав Российского государства. Первые православные храмы в древней Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею
и Нижней Тунгуске основаны в конце XVI в. Для нужд православного населения Мангазеи функционировало сразу три православных храма. Влияние русских из Мангазеи вскоре распространилось до Енисея, где к 1607 г. были объясачены коренные малые народности - остяки и тунгусы. Со временем в ведении Мангазеи находились все нижнеенисейские инородцы, которые были обязаны выплачивать наложенный на них ясак пушниной. Желая пресечь приток иностранных купцов и возможное вторжение иноземцев на Енисейский Север, царь Михаил Федорович Романов в 1620 г. издал указ, согласно которому морской путь в Мангазею был закрыт. После пожара в 1619 г. и ввиду трудностей по доставке в город провианта и прочих необходимых запасов, а также вследствие уменьшения пушных зверей в Тазовском крае и основания новых русских северных городищ и поселений Туруханска (Старотуруханска) и Енисейска влияние Мангазеи стало уменьшаться. Второй большой пожар, произошедший в 1642 г., привел к постепенному опустению города, который окончательно прекратил свое существование в 1662 г. Мангазея была оставлена населением, а ее гарнизон переведен на Енисей в Туруханское зимовье, основанное в 1607 г. С первой половины XVII в. в этом населенном пункте уже существовала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, из-за чего это поселение также иногда именовалось «зимовьем у Николы Чудотворца». На месте зимовья в 1672 г. был заложен город - Новая Мангазея, в 1780-х годах переименованный в Туруханск (в настоящее время - село Старотуруханск Туруханского района).
В качестве русских форпостов на территории современной Норильской епархии были образованы Туруханское (1607), Хантайское (1610), Хатангское (1626) и Дудинское (1667) зимовья. Одновременно при каждом из них строились православные храмы, становившиеся центром христианизации коренных народов Севера. Правительственный указ от 1 сентября 1720 г. гарантировал инородцам, принявшим крещение, льготу на три года при уплате дани в царскую казну. В 1824 г. произошло официальное крещение ненцев. Несмотря на активное миссионерство, коренные народы продолжали исповедовать свои народные религии, и в общем христианизация коренного населения происходила довольно медленно. Помимо этого на территории Туруханского края нашли убежище многочисленные представители старообрядцев-беспоповцев Часовенного согласия, поселения и общины которых сохранились до наших дней. В XVII-XVIII вв. в этом же районе существовала секта скопцов, насчитывающая несколько десятков последователей.
По побережью Енисейского и Пясинского заливов и на побережье Таймыра в XVI-XVII вв. также появляются зимовья. В Енисейском заливе -зимовья Малое и Стрелово (XVII-XVШ вв.), Волгино и Крестовское (XVIII в.), промышленника Максима Гаврюшина (1902 г.), в Пясинском заливе -зимовья Федота Тобольского (XVII в.), Верхнепясинское (XVIII в.), на берегу - Харитона Лаптева (XVIII в.), на побережье Таймырского залива -зимовье Никифора Фомина (XVIII в.), зимовье на полуострове Челюскин. Наибольшее число зимовий XVIII в. приходится на район берега Петра Чичагова: Зверево, Здоровское, Заледеево, Каргавое, Кускино, Моржовское, Нижнее Подволошино, Убойное и др.
В 1657-1660 гг. был основан Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь (с. Туруханск Туруханского района). Основателем и строителем монастыря стал енисейский монах Тихон (Семенов). В 1652-1653 гг.
была воздвигнута деревянная церковь во имя Преображения Господня. Вокруг обители разрослось село Монастырское, ставшее одним из крупных русских поселений на территории. Монашествующие активно занимались просветительской и миссионерской деятельностью, духовно окормляя церковные общины при зимовьях. В 1664 г. обитель получила статус монастыря. В 1670 г. из Мангазеи были перенесены мощи святого мученика Василия Мангазейского. Монастырь успешно развивался и играл значительную роль в социально-экономической сфере региона. В 1640 г. на берегу реки Манзы были открыты богатые соляные ключи. На их месте вскоре появился крупнейший в Сибири солеваренный завод, хозяин которого после своей смерти завещал его Туруханской обители. Благодаря этому дару монастырь успешно поставлял соль не только на всю Енисейскую губернию, но и в казну государства. К 1678 г. по документам Мангазейского уезда только вверх по Енисею за монастырем числилось 864 десятины пахотной земли и 85 десятин скотинного выпуска. В конце XVII в. в Енисейске было основано Абалацкое подворье Туруханского Свято-Троицкого монастыря. Кроме того, к 1700 г. подворье монастыря имелось и в Красноярске. Помимо торговли солью во владении монастыря насчитывалось несколько зимовий в низовьях Енисея, в которых наемные работники-покрученники занимались пушным промыслом, приносившим немалый доход обители. Кроме того, к 1744 г. во владении монастыря имелось 430 крестьян. В 1764 г. вступил в силу указ императора Петра III 1762 г. о секуляризации церковных земель, вследствие которого солеваренный завод в 1764 г. отошёл в пользу государства, а благосостояние монастыря стало резко падать, так как сельское хозяйство в условиях вечной мерзлоты и сурового климата не могло принести плоды, способные восполнить потребности монастырского хозяйства. С этого времени стал наблюдаться спад экономической и хозяйственной деятельности монастыря.
Несмотря на это, обитель уделяла большое внимание миссионерству и устроению церковной жизни в регионе, в том числе и в небольших селениях. В 1719 г. было основано зимовье Инбатское (в настоящее время -с. Верхне-Инбатское), в котором вскоре также затеплилась церковная жизнь и появился Свято-Успенский приход, основу которого составили остяки, крещенные митрополитом Тобольским Филофеем (Лещинским) во время его миссионерских поездок по Березовскому краю и в Туруханский монастырь. Деревянная церковь в Инбатске сгорала два раза вместе с архивом и утварью, пока после последнего пожара в 1789 г. не был построен каменный двухэтажный Успенский храм. В 1803 г. было совершено освящение нижнего храма во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1834 г. -верхнего во имя Успения Божией Матери. К Инбатскому приходу относилось также шесть часовен, в которых богослужения совершались на переносном антиминсе, действовала приходская «школа грамоты» для местных детей. В 1919 г. храм был закрыт, а позже разобран на кирпичи. В конце XVIII века, в 1770 г., стараниями архимандрита Туруханского Троицкого монастыря Амвросия в «урочище при Толстом Мысу по Енисею» (село Толстый Нос) была построена Введенская церковь. Церковь эта сгорела до основания в 1832 г. Через десять лет, в 1842 г., в Толстом Носу была возведена новая деревянная церковь. В случае невозможности построения церкви старались устроить небольшие часовни. По сообщениям современников, в это же время число богомольцев в селе Толстый Нос не росло и местные жители, как новообращенные, так и русские, не проявляли ревности в деле
посещения храма. По состоянию на 1781 г. в самом Туруханске действовал не только Троицкий приход Туруханского монастыря, но и приход Соборной Преображенской церкви. В 1821 г. была построена небольшая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1722 г. при Троицком монастыре была открыта миссионерская школа для обучения новокрещеных детей инородцев, позднее преобразованная в училище. Из-за отсутствия средств к 1860 г. училище прекратило свою деятельность, но уже в 1863 г. возобновило свою работу стараниями меценатов. Однако к 1874 г. училище вновь было закрыто и возрождено в конце 1890-х гг., просуществовав до первых лет советской власти. Помимо этого училища в Туруханске существовала и церковно-приходская школа для детей жителей города. Кроме того, в XVIII в. монастырь являлся и политической тюрьмой, в которой в разное время отбывали заключение участники Пугачевского восстания, декабристы, ссыльные поляки - участники Польского восстания. Среди узников был и последний войсковой писарь Запорожской Сечи И.Я. Глоба, скончавшийся в Туруханске в 1791 г.
После строительства церквей в Туруханском крае в 1851 г. по ходатайству томского епископа Афанасия при Троицком монастыре была учреждена православная духовная миссия, состоящая из двух священников и псаломщиков. Несмотря на малый штат сотрудников, миссия имела большое значение в деле распространения христианства и разъяснения его догматов. Миссия эта действовала в пределах Туруханского края и получила название Туруханской. Основное население было инородческим: тунгусы, якуты, долганы, самоеды. Однако помимо коренных жителей миссионеры вели работу среди скопцов и старообрядцев, которая иногда увенчивалась успехом и присоединением к церкви из сектантства и раскола. Туруханская миссия по условиям жизни и деятельности миссионеров являлась одной из самых трудных в Российской империи. Миссионерская и просветительская деятельность священнослужителей осуществлялась по двум направлениям: проповедь христианства среди язычников и обращение их в истинную веру и совершение православных треб среди новообращенных. К 1870 г. результатом работы миссии являлись 3000 крещеных инородцев, коренных жителей Туруханского края. Малый штат миссионеров, скудные ресурсы, суровые климатические условия и огромные расстояния являлись основными причинами для решения о закрытии миссии в 1873 г. Ликвидация миссии не означала прекращения миссионерской деятельности, и дело просвещения было возложено на причты приходов и монастырское духовенство. Самоотверженность и труды насельников Троицкой обители, однако, не могли поправить хозяйственную сторону жизни обители. В 1862 г. первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) после ознакомления дел духовной консистории по Туруханскому монастырю писал: «Грустный монастырь, много лишений. Зябнут, здания сгнили» (Малашин, 2011. С. 89). Этот архипастырь неоднократно посещал Туруханский монастырь, внимательно наблюдая за приходами Туруханского края. В 1864 г. в Иркутске епископ Никодим опубликовал свою «Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря». По состоянию на 1865 г. в Туруханске имелись одна каменная и одна деревянная церковь, в Туруханском крае две и три соответственно. В 1881-1886 гг. несколько раз пределы Туруханского края посещал епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский). В одну из
своих поездок еп. Исаакий лично крестил несколько язычников из числа инородцев. В 1915 г. Туруханский Троицкий монастырь был преобразован в одноименный женский монастырь, женская монашеская община была создана, но в 1916-1920 гг. продолжала действовать и мужская община. После революционных событий и Гражданской войны в России монастырь был закрыт в 1920-1921 гг. В 1939 г. был закрыт Преображенский храм, купола с него были сняты, а позже разрушен до основания.
Одним из самых выдающихся клириков-миссионеров того времени являлся священник Михаил Суслов, с 1870 до 1913 г. духовно окормлявший свою паству по всему Таймыру, приведший к православию сотни коренных жителейТаймыра. С1869 г. - священникДудинской Введенскойцеркви, с этого же года заведовал Хатангским приходом. С 1877 г. - настоятель Туруханского Преображенского собора, с 1879 г. - благочинный Туруханского края. С 1884 г. отец Михаил исполнял обязанности законоучителя Туруханского приходского училища и заведовал училищами на территориях приходов, где позже служил. В октябре 1900 г. он был включен в миссию Туруханского края и стал священником Хатангской Богоявленской церкви. В 1901 г. Михаил Суслов принял монашество с именем Макарий и был назначен настоятелем Туруханского Свято-Троицкого монастыря с возложением на него обязанностей катехизаторской должности по Дудинскому и Хатангскому приходам, а в июле 1904 г. назначен особым миссионером Туруханского края. Одновременно ему было поручено заведовать Хатангским приходом и жить там до назначения священника. В 1905 г. иеромонах Макарий был избран в члены-сотрудники Императорского православного палестинского общества. В 1913 г. о. Макарий был переведен в Енисейский Спасский мужской монастырь и возведен в сан архимандрита, скончался в Енисейске в 1915 г.
В 1890-1891 гг. епископ Енисейский и Красноярский Тихон (Троицкий-Донебен) предпринял поездку по Туруханскому краю и районам Нижней Ангары, посетив отдаленные селения епархии, в ходе которой ознакомился с церковной жизнью туруханских верующих. К 1892 г. на территории Туруханского края находилось пять самостоятельных приходов и церквей: в Туруханске - Преображенский собор и Благовещенская церковь; в Хатанге - Богоявленская; в Дудинке - Введенская и приписанная Успенская в с. Толстый Нос; в с. Тазовском - Никольская.
В Хатанге первый православный храм во имя Святого Богоявления был построен в первой половине XVII в., затем, вследствие его обветшания, к началу XVIII в. был построен новый рядом с первым, простоявший до 1905 г. По штату 1872 г. при храме состояли священник и псаломщик. Земли при церкви не было, однако имелся дом в селе Дудинском для церковных нужд. В 1908 г. был построен новый деревянный храм, а на следующий год покрыт железной кровлей (Малашин. 2011. С. 192). Духовное окормление не ограничивалось лишь самой Хатангой, и клирики церкви были вынуждены по полгода проводить в поездках по всему Таймыру, объезжая небольшие зимовья и станки с верующими, преподавая таинства и совершая требы. В ведении прихода состояло три часовни, имелась библиотека. В 1937 г. второй богато украшенный храм был окончательно закрыт и в 1939 г. переоборудован под общежитие для колхозных курсов, а затем под жилые помещения. Позже в храме размещались различные мастерские, ателье, парикмахерская, а затем вновь жилые помещения для проживания четырех семей. В 1975 г. этот храм был снесен.
В Дудинке первая церковь была возведена в XVII в. В 1844 г. на средства енисейского купца третьей гильдии Самуила Лаптукова была возведена каменная Введенская церковь. Очень скоро этот храм пришел в негодность, и в 1855 г. енисейские казаки братья-урядники Туруханской станицы Петр и Киприян Сотниковы построили новую деревянную церковь. Примечательно, что кирпичи, оставшиеся от первого каменного храма, были использованы Сотниковыми для сооружения плавильной печи в районе Норильских гор. В 1880 г. иждивением купца Петра Сотникова и казака Ивана Даурского к дудинской церкви была пристроена небольшая колокольня. По данным метрических книг Дудинской Введенской церкви, до революции 1917 г. ее приход составлял 1178 человек, 596 человек составляли инородцы, то есть коренные жители, проживающие по Енисею. Церковь просуществовала до 1925 г., когда храм был закрыт. Последним настоятелем дудинской церкви являлся священник Григорий Кайдалов.
В 1862 г. на станке Норильский была возведена небольшая часовня для удовлетворения религиозных нужд немногочисленных жителей и совершения богослужений приезжими клириками. Впоследствии в годы советской власти часовня была закрыта.
Годы гонений. Первая половина - середина ХХ в. После Октябрьского переворота 1917 г. и в ходе Гражданской войны верующие и духовенство Приенисейского края разделили все тяготы того тяжелого для страны времени.
В годы гонений все храмы на территории Туруханского района и Таймыра были закрыты, а священнослужители репрессированы. В это же время новой страницей истории православия в пределах Норильской епархии становится исповеднический и мученический подвиг православных священнослужителей и мирян, в 1920-1950-х гг. находившихся в тюрьмах, лагерях и административных ссылках в Заполярье и Туруханском крае.
Имеются сведения о 22 клириках- жертвах репрессий, отбывавших ссылку в Туруханском районе: митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископы Лука (Войно-Ясенецкий), Николай (Добронравов), епископы Дамаскин (Цедрик), Василий (Преображенский), Варсонофий (Лузин), Никита (Пребытков), Иоасаф (Удалов) и Афанасий (Сахаров), протопресвитер Александр Хотовицкий, протоиереи Иоанн Николайсенко, Михаил Сорокоумовский, священники Яков Ольшанский, Петр Шипков, Петр Новосельский, Василий Ушаков, Спиридон Ишмаев, Тихон Смородинов, Иоанн Смирнов, Иоанн Капендюхин, Мартин Римша, иеромонах Григорий (Попов) и многие другие.
Бедующий святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пребывал в ссылке на территории Красноярского края с декабря 1923 г. по январь 1926 г., и большую часть этого времени он провел в ссылке в Туруханском крае (в Туруханске - сентябрь - декабрь 1924 г., станок Плахино - декабрь 1924 -март 1925 г., вновь Туруханск - апрель - декабрь 1925 г.). По прибытии в Туруханск святитель Лука знакомится с местным благочинным, священником Мартином Римшей, который совершал богослужения в уже закрытом Троицком монастыре и подчинялся обновленческому епископу. Скоро священник Мартин Римша принес покаяние в грехе уклонения в раскол и был принят в церковь через покаяние. В Туруханске свт. Лука много времени посвящал делу церковного учительства и проповеди, сведя на нет атеистическую пропаганду, а также трудился в местной больнице.
Находясь в ссылке в ст. Плахино, свт. Лука совершал крещения и иные требы, используя при этом подручные средства и материалы ввиду неимения богослужебных облачений и книг.
Обнаружение полезных ископаемых в районе зимовья Норильского, располагавшегося на месте современного Норильска, привело к созданию крупного индустриального центра по добыче руды и получению из нее никеля, меди, кобальта, металлов платиновой группы, а также железа, свинца, цинка и ртути. Кроме того, были обнаружены большие запасы угля, природного газа и нефти. Все это привело к построению нового города Норильска и его промышленных и жилых объектов. Вся стройка проводилась силами сотен тысяч заключенных - жертв сталинского режима. В годы репрессий на территории Таймыра и Туруханского района действовала система «исправительных трудовых лагерей», входивших в систему ГУЛАГа. В 1935 г. был организован Норильлаг. В его состав входили до 40 различных отделений, пунктов и других подразделений, которые располагались в разных районах Красноярского края. Десятки тысяч заключенных Норильлага ежедневно добывали уголь, строили шахты, рудники, городские коммуникации, производственные объекты металлургического комбината. Из-за нечеловеческих условий содержания в лагере, истощения, тяжелых работ и болезней количество заключенных постоянно менялось. По оценкам исследователей, в 1948-1952 гг. в Норильлаге находилось ежегодно 220 000-250 000 осужденных. Потери в лагери исчисляются десятками тысяч навсегда оставшихся на Крайнем Севере страдальцев. Среди заключенных было также немало осужденных священнослужителей, некоторые из которых были приговорены к высшей мере наказания. В настоящее время еще не установлены все отбывавшие срок и погибшие в Норильлаге священнослужители, однако известны: свящ. Боровчук Иван Викентьевич (расстрелян 18.09.1937 в Норильске), свящ. Борткевич Михаил Антонович (в 1931 г. сослан в Игарку и в том же году погиб), свящ. Крайнов Семен Васильевич (расстрелян 23.03.1938 в Дудинке), свящ. Марчевский Евгений Самсонович (расстрелян 2.03.1938 в Туруханске), свящ. Мерзляков Степан Александрович (расстрелян 17.03.1938 в Игарке), свящ. Меркулов Иван Васильевич (расстрелян 9.05.1938 в Дудинке), свящ. Павловский Викторин Иванович (расстрелян 4.03.1938 в Норильске), свящ. Михаил Александрович Рождественский (расстрелян 28.02.1944 в Норильске), свящ. Соколов Михаил Сергеевич (расстрелян 17.03.1938 в Дудинке), свящ. Устьян Семен Петрович (расстрелян 16.06.1938 в Игарке), свящ. Херасков Михаил Иванович (расстрелян 2.03.1938 в Туруханске), свящ. Цветков Николай Иванович (расстрелян 9.02.1938 в Игарке), свящ. Чулков Николай Иванович (расстрелян 23.03.1938 в Дудинке), псаломщик Яковлев Иван Митрофанович (расстрелян 17.03.1938 в Дудинке). В лике святых Архиерейским собором РПЦ 2000 в лике новомучеников и исповедников российских прославлен в лике святых умерший от голода Стефан Наливайко (память 14 ноября). Сроки заключения в Норильлаге отбывали сотни и тысячи священнослужителей, в том числе известные впоследствии пастыри проф.-прот. Ливерий Воронов, архим. Иов (Кундря) (прп. Иов Угольский), прот. Иоанн Приходько и другие.
По имеющимся данным, в 1950-1960-е гг. некоторые клирики, отбывшие свой срок и оставшиеся на некоторое время в Норильске, тайно изредка совершали богослужения и требы для ограниченного числа верующих. В 1970-1980 гг. православная жизнь на севере Красноярского края практически отсутствовала.
Возрождение церковной жизни: конец ХХ - начало XXI в. В ноябре 1989 г. по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона (Докукина) в г. Норильске был образован первый православный приход во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В июле 1991 г. епископом Красноярским и Енисейским Антонием (Черемисовым) были освящены закладные камни крестильного храма во имя рождества св. Иоанна Предтечи и большого храма «Всех скорбящих Радость». Строительство храма св. Иоанна Предтечи окончилось в конце 1994 г. С 1995 г. в нем начали регулярно совершаться богослужения. Храм «Всех скорбящих Радость» был введен в эксплуатацию в 1996 г., но окончательно обустроен только к 2003 году. В том же году храм был освящен и указом Патриарха Алексия II храму был присвоен статус собора. При соборе в 1999-2011 гг. действовала общеобразовательная гимназия.
В 1990 г. в Туруханске был создан православный приход, в 1993 г. возобновиласьмонашескаяжизньвТуруханскомСвято-Троицкоммонастыре, начались восстановительные работы. В 1996 г. был зарегистрирован новый устав монастыря и началось его активное возрождение. По благословению Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) в 1997 г. было проведено освидетельствование места в Троицкой церкви, где прежде хранились мощи и были найдены фрагменты останков. Для обретенной святыни сделали раку, которая в настоящее время находится в монастырском храме.
В 1991 году встал вопрос о возрождении православной общины в Дудинке и Хатанге, а затем и о строительстве храмов, которые к 2000 г. были возведены.
Православный приход во имя Святой Троицы в районе Талнах г. Норильска был основан в 1991 г. Временная часовня построена и освящена в 1995 г. В 2001 г. заложен новый храм во имя Святой Троицы, к настоящему времени освященный и успешно функционирующий.
Православный приход в районе Кайеркан г. Норильска был образован в 1995 г., обустроен временный храм, в котором совершаются богослужения.
В 2006 г. в Норильске был образован второй православный приход, во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Красноярского, как местночтимого святого Красноярской епархии. В 2010 г. был заложен новый храм, основная часть строительных работ завершилась к 2018 г.
В сентябре 2015 г. Норильск посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершивший закладку нового храмового комплекса в г. Норильске во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2018 г. строительство комплекса было окончено.
Книгоиздательская деятельность и церковная журналистика.
Возрождение религиозной жизни на Таймыре привлекло интерес коренного населения. С середины 1990-х гг. Институтом перевода Библии (ИПБ) в 1995 г. был начат проект по переводу отрывков Евангелия от Луки. Главный специалист управления образования Таймырского муниципального района Д.С. Болина впервые перевела отрывки из Евангелия от Луки на свой родной энецкий язык. Большую роль в распространении православия среди коренных народов Таймыра сыграл долганский журналист Н.А. Попов. В 1996 г. Н.А. Попов приступил к переводу текстов Священного Писания на долганский язык. В сотрудничестве с Институтом перевода Библии Попов выпустил в свет четыре книги переводов на долганский язык: «Евангелие
от Марка» (1996), «Иисус - друг детей» (1997), «Евангелие от Луки» (2002), отрывок из «Евангелия от Иоанна» 16-17 (2008). В 2005 г. опубликовано первое издание библейского текста на нганасанском языке - отрывки из «Евангелия от Луки». Тексты переводов на долганском, нганасанском и энецком языках транслируются таймырским радио для отдаленных оленеводческих стойбищ и рыболовецких точек. Библейские тексты широко используют в школах как материал для внеклассного чтения и воспитательной работы. Важным событием в жизни Таймыра в декабре 2014 г. стало издание «Евангелие для детей» на двух языках: русском и долганском. В епархии работает несколько епархиальных и приходских сайтов, периодически издаются приходские газеты, бюллетени.
Широко представлена социальная работа и благотворительность, осуществляемая как приходами, так и православным сестричеством, функционирует центр по реабилитации алко- и наркозависимых. Реликвии и святыни. Главной реликвией на территории епархии являются мощи святого мученика Василия Мангазейского, пребывающие в Туруханском Свято-Троицком монастыре. Архиереи: Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой; 30 мая - 5 июля 2014, временно управляющий), еп. Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014).
Литература:
«Добрый воин Царя Небесного». Михаил Иванович Суслов (1844-1915). - Дудинка, 2015.
Базыкина С. Особенности распространения христианства на Таймыре // Таймырские чтения - 2011: сб. докл. Ч. 1 / науч. ред. Е.В. Майорова; Норильский индустр. ин-т. - Норильск: НИИ, 2011. - С. 99-105.
Беглов К.Е. Путешествие по святым местам Таймыра и Туруханского края: исторический очерк. - Норильск: АПЕКС, 2014.
Биче-оол, В.К. Эволюция православия на Таймыре / В.К. Биче-оол, Е.М. Халина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Биче-оол - 2015. - № 1 (41). -С. 68 - 75.
Бочков П.В. Основание в г. Норильске второго православного храма как следствие развития церковной жизни в регионе // Таймырские чтения - 2016. [Текст]: сб. статей / науч. ред. Е.В. Майорова; Норильский государственный индустриальный институт. - Норильск: НГИИ, 2016. - С. 26-31.
Бочков П.В., свящ. Основные этапы распространения православной веры в Сибири и первые храмы на Таймырской земле // Таймырские чтения - 2011. Ч.2. Посвященные 50-летию Норильского Индустриального института. Сборник докладов. - Норильск, 2011. -С. 161-170.
Буцинский П.Н. К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601-1645 гг.) // Записки Императорского Харьковского университета. Кн. 1. - Харьков, 1893.
Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVII вв.: монография. КГПУ им. В.П.Астафьева. - 2-е издание., доп. - Красноярск, 2013.
Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) // Русские. Материалы VII Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. - С. 19-25.
Денисов В.В. Хронология Таймыра: хронология исторических событий генезиса Таймыра и Норильского района. - Норильск, 2009.
Диксон - снежной Арктики столица: сборник статей. Науч. ред. В.Г. Реданский. - Красноярск, 2005.
Дудинка. Время. Люди. Судьбы [Текст]: Документы. Фотографии. Воспоминания / сост. Н.А. Предтеченская; отв. за вып. О.П. Корнеева. - [Б. м.: б. и.], 2012.
Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX века. - Иркутск, 2006.
Зольникова Н.Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии // Христианство и церковь в России феодального периода: материалы / Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. Отв. ред. Н.Н. Покровский - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 1989. - С. 261-315.
Кокухин Н. Небесный посланник // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. 2002. № 2. Красноярский материк. Времена. Люди. Документы. - Красноярск, 1998. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. - СПб., 1865.
Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдания... Автобиография. - М.: Издательство имени свт. Игнатия Ставропольского, 2000.
Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. - Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011.
Марьясов Н. «Самый северный в мире». Хатангский Богоявленский храм // Таймырские чтения - 2011. Ч. 2. Посвященные 50-летию Норильского индустриального института. Сборник докладов. - Норильск, 2011. - С. 161-170.
От Мангазеи до Норильска. 30 историй Заполярья. - М.: РИПОЛ классик, 2017.
Пархимович С.Г. Новые исследования Мангазейского городища // Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. -С. 159-167.
Письма преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Красноярского, к профессору Платонову И.В. - Сергиев Посад. Повесть о блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского монастыря. - Иркутск, 1864.
Потапов И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях. - Красноярск: ОАО ПИК «Офсет», 2008.
Религия и общество в Приенисейской Сибири. 1920-1930-е годы. - Красноярск, 2011.
Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. - 2-е изд. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1886.
Степанов А.П. Енисейская губерния. - Красноярск, 1997.
Таймыр. 300-летию горно-геологической службы России, 70-летию Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа посвящается. Фотоальбом. - М.: Пента, 2000.
Урванцев Н. Н. Таймыр - край мой северный. - М., 1978.
Хромых А.С. История Сибири (конец XVI - XVIII в.). - Красноярск, 2014.
Шекшеев А.П. Служители православной церкви на Енисее, репрессированные за веру. Опыт создания мартиролога // XV Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения. - Красноярск, 2015. - С. 366-415.
Шекшеев А.П. Русская Православная Церковь на Енисее 1917-1922 гг. // Православие, Россия: Размышление о прошлом, взгляд в будущее. Материалы научной конференции (Красноярск, 13 окт., 2011 г.). - Красноярск, 2012. - С. 41-62.
Pavel V. Bochkov
priest, doctor of theology, PhD, Department of Ukrainian orthodoxy and theology, Interregional Academy of Personnel Management; rector of the church of st. Luke of Norilsk
Address: 03039, Ukraine, Kyiv, Frometivska str., 2 E-mail: [email protected]
Norilsk and Turukhansk diocese: Historical Background
The article discusses the history of the formation and historical development of the Norilsk and Turukhansk dioceses, one of the largest dioceses of the Russian Orthodox Church in its territory located in the Siberian region, in the Far North. The exploration of the Far North by Russian pioneers and the success of the missionary preaching of the Orthodox doctrine have led to the intensive development of church life by now acquiring the form of an independent diocesan structure.
Keywords: Russian Orthodox Church, Norilsk and Turukhansk diocese, Norilsk, Taimyr Peninsula, Mangazeya, Turukhansk, Far North, missionary work.
Bochkov P.V. Norilsk and Turukhansk diocese: Historical Background. Christianity in the Middle East, 2019, no. 2, pp. 58-72.
References
"Good warrior of the King of Heaven." Mikhail Ivanovich Suslov (1844-1915). Dudinka, 2015.
Bazykina, S. Features of the spread of Christianity in Taimyr // Taimyr Readings - 2011: Sat. doc. Part 1 / scientific. ed. E.V. Mayorova; Norilsk industry institute - Norilsk: Research Institute, 2011, pp. 99-105.
Beglov K.E. Traveling to the holy places of Taimyr and Turukhansk Territory: historical outline. Norilsk: APEX, 2014.
Biche-ool, V.K. Evolution of Orthodoxy in Taimyr / V.K. Biche-ool, E.M. Khalina // Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2015, no. 1 (41), pp. 68-75.
Bochkov P.V. The foundation in Norilsk of the second Orthodox church as a consequence of the development of church life in the region // Taimyr Readings - 2016. [Text]: Sat. articles / scientific. ed. E.V. Mayorova; Norilsk State Industrial Institute. - Norilsk: Scientific Research Institute, 2016, pp. 26-31.
Bochkov P.V., priest. The main stages of the spread of the Orthodox faith in Siberia and the first temples in the Taimyr land // Taimyr Readings - 2011. Part 2. Dedicated to the 50th anniversary of the Norilsk Industrial Institute. Collection of reports. - Norilsk, 2011, pp. 161-170.
Butinsky PN To the history of Siberia. Mangazeya and Mangazeysky district (1601-1645) // Notes of the Imperial Kharkov University. Book 1. Kharkov, 1893.
Bykonya G.F. Russian settlement of the Yenisei territory in the 17th centuries: monograph. KSPU them. V.P. Astafieva. - 2nd edition., Add. Krasnoyarsk, 2013.
Vizgalov G. P. Russian township housing construction in the north of Western Siberia in the XVII century (based on new studies of the Mangazeya) // Russians. Materials of the VII Siberian Symposium "Cultural Heritage of the Peoples of Western Siberia" (December 9-11, 2004, Tobolsk). Tobolsk, 2004, pp. 19-25.
Denisov V.V. Chronology of Taimyr: a chronology of historical events of the genesis of Taimyr and the Norilsk region. Norilsk, 2009.
Dixon - Arctic snow capital: a collection of articles. Scientific Ed. V.G. Redansky. Krasnoyarsk, 2005.
Dudinka. Time. People. Fates [Text]: Documents. Photos. Memories / comp. N. A. Predtechenskaya; open for issue. O.P. Korneeva. - [B. m .: b. and.], 2012.
Dulov A.V., Sannikov A.P. The Orthodox Church in Eastern Siberia in the XVII - early XX centuries. Irkutsk, 2006
Zolnikova N.D. Bulletin of 1781 on the composition of the parishes of the Tobolsk province // Christianity and the Church in the feudal period in Russia: materials / Institute of History, Philology and Philosophy of the Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences. Repl. Ed. N.N. Pokrovsky - Novosibirsk: Science. Siberian branch, 1989, pp. 261-315.
Kokukhin N. Heavenly Messenger // Journal of the Krasnoyarsk-Yenisei Diocese, 2002, no. 2.
Krasnoyarsk mainland. Times, People, Documents. Krasnoyarsk, 1998.
Krivoshapkin M.F. Yenisei district and its life. St. Petersburg, 1865.
Luke (Voyno-Yasenetsky), archbishop. I loved the suffering... Autobiography. M. Publisher named St. Ignatius of Stavropol, 2000.
Malashin G.V. Krasnoyarsk (Yenisei) diocese of the Russian Orthodox Church: 1861 - 2011. Krasnoyarsk: LLC «Publishing House» Eastern Siberia", 2011.
Maryasov N. "The most northern in the world." Khatanga Epiphany Church // Taimyr Readings -2011. Part 2. Dedicated to the 50th anniversary of the Norilsk Industrial Institute. Collection of reports. Norilsk, 2011, pp. 161-170.
From Mangazeya to Norilsk. 30 history of the Arctic. M.: RIPOL classic, 2017.
Parkhimovich S. G. New Studies of the Mangazeya Settlement // Tyumen Land: Yearbook of the Tyumen Regional Museum of Local Lore: 2005. Issue. 19. - Tyumen, 2006, pp. 159-167.
Letters from His Grace Nicodemus, Bishop of the Yenisei and Krasnoyarsk to Professor Platonov IV - Sergiev Posad. The story of the blessed Vasily of Mangazey and the beginning of the Turukhansky monastery. Irkutsk, 1864.
Potapov I.F. Yenisei province. History in documents and photographs. - Krasnoyarsk: PIK Offset OJSC, 2008.
Religion and society in the Yenisei Siberia. 1920-1930. Krasnoyarsk, 2011. Slovtsov P.A. Historical review of Siberia. - 2nd ed. SPb., Type. I.N. Skorokhodova, 1886. Stepanov A.P. Yenisei province. Krasnoyarsk, 1997.
Taimyr. The 300th anniversary of the mining and geological service of Russia, the 70th anniversary of the Taimyr (Dolgan-Nenets) Autonomous Okrug is dedicated. Photo album. Moscow, "Penta", 2000.
Urvantsev N. N. Taimyr - my northern land. Moscow, 1978.
Khromykh A.S. History of Siberia (late XVI - XVIII centuries). Krasnoyarsk, 2014.
Sheksheev A. P. The servants of the Orthodox Church on the Yenisei, repressed for their faith. The experience of creating a martyrology // XV Krasnoyarsk Regional Educational Christmas Readings. Krasnoyarsk, 2015, pp. 366-415.
Sheksheev A.P. Russian Orthodox Church on the Yenisei 1917 - 1922 // Orthodoxy, Russia: Reflection on the past, a look into the future; Materials of the scientific conference (Krasnoyarchk, October 13, 2011). Krasnoyarsk, 2012, pp. 41-62.