Научная статья на тему 'Начало христианизации коренных народов Обского Севера'

Начало христианизации коренных народов Обского Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
950
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИНОРОДЦЫ / ЯЗЫЧЕСТВО / ИНОВЕРЦЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / CHRISTIANIZATION / MISSIONARY ACTIVITIES / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / FOREIGNER / PAGANISM / ADHERENTS OF DIFFERENT FAITH / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харина Наталья Сергеевна

Данное исследование посвящено процессу христианизации коренных народов Обского Севера, который составлял одну из важнейших сторон колониальной политики государства в Сибири. Входившие в состав русского государства «иные народы» (или «инородцы») обладали своими сформировавшимися и устоявшимися духовными традициями, религиозно-мировоззренческими представлениями, обычаями, обрядовой системой. К данной проблеме интерес проявлялся уже в XVIII в. В дальнейшем разные исследователи приводили отдельные сведения о монастырях Тобольской епархии, о роли Русской православной церкви и деятельности тобольских архиереев [80; 91; 109]. Для второй половины XIX начала ХХ в. характерно увеличение работ, посвященных отдельным аспектам истории РПЦ [1-4; 5; 10; 20; 21; 22; 24; 26; 28; 29; 31; 33; 34; 36; 37; 47; 51; 65; 66; 72; 84; 86-89; 90; 96; 99]. В первые годы советской власти появляются публикации антирелигиозного содержания, в которых описывалось аморальное поведение священнослужителей и произвол церковных властей [12; 23; 46; 64; 67; 73; 75; 83; 95; 101]. История, касающаяся деревянного и каменного строительства Тобольской архиерейской резиденции, также нашла отражение в трудах историков [6; 32; 40; 42-44; 49]. Миссионерская деятельность РПЦ и тобольских архиепископов в Сибири стала объектом исследования в 1990-е и 2000-е гг. [7; 8; 41; 52-54; 60; 61; 70; 74; 77-78; 81; 94; 97; 98, 100]. В исследовании отмечены причины необходимости христианизации коренного населения и рассматриваются ее этапы. Особое внимание уделяется деятельности митрополита Филофея Лещинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEGINNING OF CHRISTIANIZATION OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE OB NORTH

The research focuses on the process of Christianization of the indigenous peoples of the Ob North, which was one of the most important aspects of the colonial policy of the state in Siberia. Part of the Russian state "other nations" (or "foreigners"), had their own formed and established spiritual traditions, religious and ideological beliefs, customs, ritual system. Interest to the issue has appears as early as in the XVIII century. Later different researchers reported the individual details of the monasteries Tobolsk diocese, about the role of the Russian Orthodox Church and the activities of the Tobolsk bishops. The second half of XIX early XX century are characterized by the increase of papers on certain aspects of the history of the Russian Orthodox Church. The publications of anti-religious content, which describes the immoral behavior of clergies and tyranny of the Church authorities, appeared in the first years of the Soviet regime. History relating to wooden and stone construction of the Tobolsk Bishop''s residence has also reflected in the writings of historians in 1990’s and in 2000’s. The research specifies the reasons necessary for Christianization of the indigenous population and considers its stages. Special attention is paid to the activities of metropolitan Philotheus Leschinsky.

Текст научной работы на тему «Начало христианизации коренных народов Обского Севера»

УДК 94

ХАРИНА Наталья Сергеевна

Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск. Россия

HaNaSe83@yandex.ru

НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ОБСКОГО СЕВЕРА

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -105-110 Natalya S. KHARINA

Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia

HaNaSe83@vandex.ru

BEGINNING OF CHRISTIANIZATION OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE OB

NORTH

Данное исследование посвящено процессу христианизации коренных народов Обского Севера, который составлял одну из важнейших сторон колониальной политики государства в Сибири. Входившие в состав русского государства «иные народы» (или «инородцы») обладали своими сформировавшимися и устоявшимися духовными традициями, религиозно-мировоззренческими представлениями, обычаями, обрядовой системой. К данной проблеме интерес проявлялся уже в XVIII в. В дальнейшем разные исследователи приводили отдельные сведения о монастырях Тобольской епархии, о роли Русской православной церкви и деятельности тобольских архиереев [80; 91; 109]. Для второй половины XIX - начала XX в. характерно увеличение работ, посвященных отдельным аспектам истории РПЦ [1-4; 5; 10; 20; 21; 22; 24; 26; 28; 29; 31; 33; 34; 36; 37; 47; 51; 65; 66; 72; 84; 86-89; 90; 96; 99]. В первые годы советской власти появляются публикации антирелигиозного содержания, в которых описывалось аморальное поведение священнослужителей и произвол церковных властей [12; 23; 46; 64; 67; 73; 75; 83; 95; 101]. История, касающаяся деревянного и каменного строительства Тобольской архиерейской резиденции, также нашла отражение в трудах историков [6; 32; 40; 42-44; 49]. Миссионерская деятельность РПЦ и тобольских архиепископов в Сибири стала объектом исследования в 1990-е и 2000-е гг. [7; 8; 41; 52-54; 60; 61; 70; 74; 77-78; 81; 94; 97; 98, 100]. В исследовании отмечены причины необходимости христианизации коренного населения и рассматриваются ее этапы. Особое внимание уделяется деятельности митрополита Филофея Лещинского.

The research focuses on the process of Christiani-zation of the indigenous peoples of the Ob North, which was one of the most important aspects of the colonial policy of the state in Siberia. Part of the Russian state "other nations" (or "foreigners"), had their own formed and established spiritual traditions, religious and ideological beliefs, customs, ritual system. Interest to the issue has appears as early as in the XVIII century. Later different researchers reported the individual details of the monasteries Tobolsk diocese, about the role of the Russian Orthodox Church and the activities of the Tobolsk bishops. The second half of XIX - early XX century are characterized by the increase of papers on certain aspects of the history of the Russian Orthodox Church. The publications of anti-religious content, which describes the immoral behavior of clergies and tyranny of the Church authorities, appeared in the first years of the Soviet regime. History relating to wooden and stone construction of the Tobolsk Bishop's residence has also reflected in the writings of historians in 1990's and in 2000's. The research specifies the reasons necessary for Christianization of the indigenous population and considers its stages. Special attention is paid to the activities of metropolitan Philotheus Leschinsky.

Ключевые слова: христианизация, миссионерская деятельность, Русская православная церковь, инородцы, язычество, иноверцы, мировоззрение.

Keywords: Christianization, missionary activities, Russian Orthodox Church, foreigner, paganism, adherents of different faith, ideology

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Разработка научно-методических и практических основ формирования эффективного механизма управления

информацией о культурно-историческом и социальном развитии коренных малочисленных народов ХМАО-Югры», соглашение № №15-13-86007/16 от 22.04.2016 г. и Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 07/16.0243-10/16-ЮГУ-170 от 03.08.2016 г.

Acknowledgement. This article was prepared with support of a grant of Russian Humanitarian Foundation "Development of scientific-methodical and practical bases of formation of effective information management mechanism of cultural, historical and social development of the indigenous peoples of the KhMAO-Yugra", Agreement №15-13-86007/16 from 22.04.2016 and the Department of Education and Youth Policy of KhMAO-Yugra № 07/16.0243-10/16-YUSU-170 from 03.08.2016

Распространение христианства на территории Западной Сибири и Дальнего Востока тесно связано с освоением и присоединением новых земель Русским государством.

Цель данного исследования - охарактеризовать и проанализировать христианизацию коренных народов Обского Севера на начальных этапах становления Русской православной церкви в Сибири.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма, позволивший рассмотреть процесс христианизации коренных народов Обского Севера с учетом отдельных фактов и явлений. В работе также были использованы проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы.

- 1C5 -

Широкую сферу деятельности церковь развернула с момента строительства сибирских острогов и городов, где в числе первых строений воздвигались церкви, храмы и монастыри. Церковные священнослужители находились уже в составе первых переселенцев и правительственных воинских отрядов [4, с. 6, 55, 57-58, 64-65; 55, с. 441; 69, с. 138, 139, 186; 80, с. 42, 227, 349; 89, с. 18; 91, с. 22].

Первым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Киприан (Старорусенин) (1621-1624). С именем Киприана связано начало сибирского летописания и иконописания. Важное значение для ранней истории сибирского иконописания и древнейших сибирских икон, по мнению Н.Н. Покровского и Е.К. Ромодановской, имеют два документа: это отписка тобольских воевод М. Годунова и И. Волконского царю от 13 ноября 1621 г. о завершении строительства Софийского собора и царская грамота от 18 января 1622 г. по челобитью тобольского иконописца протодьякона Матвея Мартынова. В челобитной протодьякона говорится, что в 1621 г. он написал для Софийского собора две двусторонние иконы с изображением на первой - Софии и Богородицы Знамение, на второй - Богородицы Одигитрия и Троицы. Кроме того, он «в соборной церкви иконы починивал многие и подсвечники красками писал» [68, с. 17; 102, с. 2327].

Вторым архиепископом, возглавившим Сибирскую кафедру, стал архиепископ Макарий (1624-1635). Одним из направлений деятельности Макария являлось увеличение числа крещеных инородцев. При этом были введены более строгие правила перехода в христианскую веру сибирских народов - для искоренения случаев, когда иноземцы, приняв крещение, через некоторое время опять молились своим богам. В 1633 г. было произведено крещение семейства сибирских князей Алачевых: главу семейства нарекли именем Никифор, мать его нарекли Анной, жену - Агафьей, а сыновей Симоном и Исидором. Пробыл на архиерейской кафедре преосвященный Макарий одиннадцать лет и четыре месяца, скончался 24 июля 1635 г. [5, с. 191].

Следующие архиепископы Нектарии (1636-1640) и Герасим (1640-1650) продолжили развивать сибирское иконописание. При Нектарии случилось важное для Сибирской церкви событие. В селе Абалак, в 25 верстах от Тобольска, в 1636 г. несколько раз были «явления Божьей Матери некоей вдове Марии» [4, с. 72-73; 5, с. 186]. В 1637 г. владыка благословил построить в Абалаке каменную церковь во имя Знамения Божьей Матери, а протодьякон Матфей написал икону Знамения Богоматери [46, с. 90, 277].

Герасим увлекался церковным иконописанием и сам был искусным живописцем. В Тобольском архиерейском доме были открыты иконописные мастерские, в которых работали «под ведением особого надсмотрщика присланные еще при архиепископе Нектарии иконописцы» [РГАДА. Ф. 214. Кн. 487. Л. 426].

Пятым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Симеон (1651-1664). По мнению Е.К. Ромодановской, преосвященный Симеон являлся неординарной фигурой: литературно одаренный, с четкими принципами, последовательно и строго проводимыми в жизнь, поддерживающий на первых порах ссыльных вождей старообрядчества (Аввакума и Лазаря), а позднее поддержавший Никона [75, с. 177].

Корнилий (1664-1678) [27, л. об. 84] продолжал начатые его предшественниками преобразования по развитию Тобольского архиерейского дома. Активно велась миссионерская деятельность, строились новые церкви и монастыри [92, с. 229].

С новой силой развернулась культурная, хозяйственная и миссионерская деятельность при втором сибирском митрополите Павле I (1678-1692) [11, т. 2, с. 410], которая была связана с борьбой с расколом. В 1681 г. отправлена духовная миссия в Западную Даурию, состоявшая из игумена Феодосия, иеромонаха Макария и нескольких монахов, а в Селенгинске были основаны Троицкий и Преображенский монастыри, причем оба мужские [5, с. 329].

2 апреля 1692 г. на место митрополита Павла I был избран Игнатий, принадлежавший древнему дворянскому роду Римских-Корсаковых. Преосвященный вел активную борьбу с расколом, написал «Три окружных послания» [4, с. 81-82; 39, с. 21; 89, т. 2, с. 505]. После отъезда Игнатия в 1701 г. на архиепископскую кафедру был определен архимандрит Новгород-Северского Спасского монастыря Димитрий (Даниил Туптало), церковный писатель и проповедник. Он известен как составитель «Четьи-Миней» или «Жития Святых» [4, с. 82; 89, т. 2, с. 8, 505]. При выборе нового сибирского владыки Петр I указывал: «...назначить пастыря ... который ... мог бы приводить в познание истинного Бога слепотствующих и закостенелых в идолослуже-нии жителей Сибири и Монголии.» [10, с. 328-332; 79, с. 321-325]. Однако в Тобольск Димитрий так и не прибыл [92, с. 143].

В качестве нового митрополита в Тобольскую епархию Петром I был избран Филофей (Лещинский) (1702-1711, 1715-1720) [93, с. 3], с деятельностью которого связано начало формирования нового этапа в истории Тобольской епархии. Филофей Лещинский организовал при архиерейском доме школу для детей духовенства. Целью учреждения архиерейской школы, по мнению А.И. Сулоцкого, являлось то, чтобы лица, вышедшие из ее стен, могли «учить христи-

анской вере и нравственности прихожан и обращать в христианство не только сибирских инородцев, а даже их соседей, например китайцев» [19, с. 107-111; 89, т. 2, с. 431 -435, 454]. Основные усилия митрополита были направлены на просвещение и приведение в христианство народов Сибири [14, с. 45-56; 56, с. 140-152]. Однако тяжелая болезнь вынудила Филофея удалиться в Тюменский Троицкий монастырь.

В связи с этим на архиепископскую кафедру в 1711 г. назначили митрополитом Иоанна (Максимовича) (1711-1715), который продолжил основные направления деятельности своих предшественников. В июне 1712 г. по распоряжению Иоанна (Максимовича) была организована новая проповедническая и миссионерская экспедиция к северным народам, на проведение которой была выделена большая сумма денег, судно с гребцами, казаки для охраны. Миссионеры отправились вниз по Иртышу, а затем по Оби и Сосьве. Вторая экспедиция была предпринята в низовьях рек Оби и Сосьвы в 1713 г., где было окрещено до 3,5 тыс. человек. Третья совершена в 1714 г. в Пелымский край, в результате которой окрестили 600 жителей. За эти три экспедиции было окрещено более 4 тыс. человек. 10 июня 1715 г. митрополит Иоанн (Максимович) умирает, и вновь возвращен на митрополичью кафедру Феодор (Филофей Лещинский). Он управлял епархией вторично до 1720 г. [4, с. 84-85; 69, с. 298; 89, т. 2, с. 115].

За 1716-1719 гг. он посетил Сургут, Нарымский и Кетский округи, также Томский, Енисейский, Иркутский, Туруханский края. По подсчетам исследователей, им было окрещено до 40 тыс. человек. Преосвященный Феодор запретил Березовским жителям завозить в стойбище северных народов вино, скупать у них за бесценок меха, покупать в рабство их детей, а вновь окрещенные освобождались на несколько лет от уплаты ясака [30, с. 70-77; 89, т. 2, с. 52-53, 507]. В 1706 г. по ходатайству митрополита учреждено Иркутское викарство, которое возглавил епископ Варлаам (Коссовский) [82, т. 1, с. 158].

Предполагалось пригласить в Тобольск двух остяцких князей, ляпинского Шекшу и обдор-ского Тучабалду, и предложить им там принять христианскую веру, «но силою не крестить» [РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 7-7об.]. Однако остяцкие князья отказались, что привело к всеобщей христианизации края. Митрополиту Филофею (Лещинскому) пришел указ - «ехать к остякам и вогуличам с проповедью Евангельскою», и всех их «от мала до велика крестить», а их «все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять, и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы» [88, с. 30]. Первая экспедиция 1707 г. к березовским остякам не дала ощутимых результатов и в 1710 г. Петр I направляет сибирскому митрополиту новую грамоту с требованием «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей и часовни строить и святые иконы поставляти, и их остяков приводить ко крещению..» [64, с. 413-414]. Летом 1712 г. Филофей (Лещинский) предпринял следующую, на этот раз более успешную поездку на территорию Кодского княжества. В 1713 и 1714 гг. подобные поездки были вновь инициированы императорским указом, направленным Сибирскому губернатору князю М.П. Гагарину [88, с. 30].

За довольно короткий срок были возведены церкви: Успенская - в Казымском городке, Богоявленская - в Ляпинском и Христорождественская - в Сосьвинском и Кушеватском городках [1, с. 15-16]. В 1715 г. новая экспедиция на реку Конду, где местный старейшина Нахрач Евплаев и его соплеменники приняли крещение. В 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам, в Нарымский и Кетский уезды, Мангазею и в Восточную Сибирь. Кроме крещения миссионерам приходилось уничтожать «идолов» и «шайтанов» [88, с. 49]. К 1717 г. большая часть коренного населения Березовского края была окрещена. Не желал принимать православную веру обдорский князь Гындин, который решил вооруженным путем возвратить соплеменников к «вере отцов своих». В 1718 г. он отправил отряд вооруженных самоедов в Ляпинскую волость, где «двух человек убили до смерти, и над теми убиенными надругалися, груди спороли и тайные уды отрезали и им клали в уста» [18, с. 104-105]. В 1722 г. на Ляпинский городок князя Семена Матвеева напали 130 самоедов, «сожгли и разграбили церковь, совершили несколько убийств крещенных остяков, а их трупы предали поруганию» [ГАТоб. ф. 144. оп. 1. д. 48. л. 3738]. Подобные нападения совершены были и на князей Куноватской волости, принявших христианство. Филофей (Лещинский) пытался склонить к христианству оборских аборигенов, но они «с необыкновенным упорством держались язычества и никто из них не принял христианства» [17, с. 32-33].

И.С. Шемановский упоминал, что «несмотря на то, что обдорский князь Василий Тайшин в 1726 г. принял крещение, язычество в обдорском крае цвело и укреплялось» [38, с. 3-4]. После сложения полномочий Филофеем Лещинским, митрополитом Сибирским и Тобольским был назначен Антоний I (Стаховский) (1721-1740), архиепископ Черниговский. Преосвященный Антоний I содействовал обращению в христианство сибирских язычников и построению церквей в отдаленных местах и вел борьбу с распространением раскола. В 1737 г. в Тобольске была учреждена особая раскольническая комиссия. Подтверждение этому находим в документах

фонда Духовной консистории [ГАТоб. Ф. 156. Оп. 1. Д. 1984. Л. Об. 12, 14, 17-18; Д. 2946. Л. 1-Об. 3; Д. 2200. Л. 1а-5].

Таким образом, конец XVII - начало XVIII в. ознаменовались активной христианизацией коренного населения Обского Севера. По мнению Н.Д. Зольниковой, к концу XVIII в. практически все коренное население, проживавшее на территории Березовского и Сургутского уездов, будет крещено [35, с. 25].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абрамов Н.А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения. - Ч. 72. - 1951. - № 10-12.

2. Абрамов Н. Антоний II Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский. 1742-1748 гг. // Странник. - 1867. - Т. 4. - № 12. Отд. I.

3. Абрамов Н.А. Сильвестр Гловацкий, митрополит Тобольский и Сибирский // Странник. - 1868. - Т. 3. От. 1.

4. Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / Сост. тома Ю.Л. Мандрики и В.А. Чупина, предисл. Ф. Петухова, прим. Ю.Л. Мандрики и В.А. Чупина. - Тюмень, 1998.

5. Андриевич В.К. История Сибири. - Т. 1. - Ч. 1. - СПб., 1890.

6. Баландин С.Н. Начало русского каменного строительства в Сибири // Русские города XVII - нач. XX вв. - Новосибирск, 1981.

7. Балюк Н.А. Тобольская деревня в конце XV-XIX веков. - Тюмень, 1997.

8. Балюк Н.А. Крестьянское хозяйство Зауралья в конце XVI - начале XIX вв. - Тюмень, 2001.

9. Баранов В.С. Летопись Верхотурского Никольского мужского монастыря. - Нижний Новгород, 1910.

10. Бирюков Н. К вопросу об управлении Сибирской епархией святителем Дмитрием // Тобольские епархиальные ведомости. -1914. - № 20.

11. Большая Тюменская энциклопедия. - Т.2. - Тюмень, 2004.

12. Буркин Н. Монастыри в России. Их эксплуататорская и контрреволюционная роль. - М., 1931.

13. Буцинский П.Н. К истории Сибири: Сургут, Нарым и Кетск до 1645 г. - Харьков, 1893.

14. Буцинский П.Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. - Харьков, 1893.

15. Верховский П.Н. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Т.1-2. - Ростов н/Д, 1916.

16. Вотчины Тобольского Софийского двора в XVII веке. - Тюмень, 2001.

17. Герасимов В.Н. Обдорск (исторический очерк). - Тюмень, 1909.

18. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.

19. Голодников К.Д. Город Тобольск и его окрестности. - Тобольск, 1887.

20. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - Т. 2. - М., 1917.

21. Горчаков М. Монастырский приказ (1649-1725 гг.): Опыт историко-юридического исследования. - СПб., 1868.

22. Грамматин П. Тобольский Знаменский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. - 1890. - № 3-4.

23. Григоров Д. Дело Абалакского монастыря // Уральский рабочий. - 1925. - №. 110.

24. Григорович Н. Обзор учреждений в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869 гг.). - СПб., 1869.

25. Гузнер И.А. Библиотеки учебных заведений Сибири в первой половине XVII - нач. XVIII в. // Книга в Сибири XVIII - нач. XX вв. - Новосибирск, 1980.

26. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908.

27. Деяние Московских соборов 1666-1667 гг. - М., 1893.

28. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви. - М., 1907, 1999.

29. Догуревич Т.А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. - СПб., 1897.

30. Догуревич Т.А. Распространение христианства в Сибири. - СПб., 1910.

31. Дурново Н.Н. Девятисотлетие русской иерархии (988-1888 гг.). Епархии и архиереи. - М., 1888.

32. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. - М., 1987.

33. Зверинский В.В. Монастыри в Российской империи // Статистический временник Российской империи. Серия III. - Вып. 18. - СПб., 1887.

34. Зверинский В.В. Материал для Историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. - Т. 1-3. - СПб., 1890-1897.

35. Зольникова Н.Д. Сельская приходская община в XVIII в. - Новосибирск, 1990.

36. Иванцов-Платонов А.И. О русском церковном управлении. - М., 1898.

37. Иконников В. Павел Конюшкевич, митроп. Тобольский // Русская Старина. - 1892, март.

38. Иринарх (Шемановский И.С.) История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. - М., 1906.

39. Календарь Тобольской губернии на 1890 г. - Тобольск, 1889.

40. Кирилов В.В. Тобольск. - М., 1984.

41. Кондратьев С.В., Туров С.В., Темплинг В.Я. Кодинский (Кондинский) Свято -Троицкий монастырь в первой половине XVIII в.: люди и стены сибирской обители накануне секуляризации // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. - Томск-Ханты-Мансийск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - Вып. 2. - С. 488-526.

42. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири, конец XVII-XVIII в. - Новосибирск, 1979.

43. Кочедамов В.И. Тобольск: как рос и строился город. - Тюмень, 1963.

44. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. - М., 1978.

45. Кузнецов Е. По Тобольским архивам // Тобольские губернские ведомости. - 1893. - № 27.

46. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. / Изд. подгот. Е.К. Ромодановская, О.Д. Журавель. Отв. ред. акад. РАН Н.Н. Покровский. - Новосибирск, 2001.

47. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. - СПб., 1900.

48. Мавлютова Г.Ш. Кондинский (Кодинский) монастырь в XIX в. // Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. - Вып. 13. - Тюмень, 2000.

49. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Серия «Этнография Сибири». - Новосибирск, 1999.

50. Макарий, митрополит. История русской церкви в 12-ти т. - СПб., 1881-1890.

51. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История русской Церкви. - Т.1-7. - М., 1994-1996.

52. Манькова И.Л. Шашков А.Т. Из истории формирования библиотеки Далматовского монастыря в ХУН-ХУШ вв. // Русская книга в дореволюционной Сибири: Государственные и частные библиотеки. - Новосибирск, 1987. - С. 65-67.

53. Манькова И.Л. Далматовский Успенский монастырь как место ссылки и заточения // Религия и церковь в Сибири. - Вып. 2. - Тюмень, 1991. - С. 21 -30.

54. Манькова И.Л. Государственная политика в отношении землевладения Урало-Сибирских монастырей в XVII - нач. XVIII вв. // Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. - Вып. 4. - Тюмень, 1992.

55. Наш край в документах и иллюстрациях. - Екатеринбург, 1966.

56. Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея и его вторичное управление Сибирской митрополией с 1715 по 1721 гг. // Тобольские епархиальные ведомости. - 1889. - № 7-8.

57. Недосеков А. Никодим Скребницкий, митрополит Тобольский и Сибирский // Тобольские епархиальные ведомости. - 1891. - № 17-18.

58. Недосеков А. Сильвестр Гловацкий, митрополит Тобольский и Сибирский // Тобольские епархиальные ведомости. - 1892. - № 17-28.

59. Недосеков А. Антоний II Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский // Тобольские епархиальные ведомости. - 1892. - № 15-16.

60. Нечаева М.Ю. Взаимодействие центральных и местных властей в управлении монастырями Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. - 1996. - № 3. - С. 99-100.

61. Нечаева М.Ю. Монастыри и власти: управление обывателями Восточного Урала в XVIII в. - Екатеринбург, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62. Очерки истории Тюменской области. - Тюмень, 1994.

63. Павлов А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч.1. - Одесса, 1871.

64. Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. I, II. - СПб., 1882.

65. Плотников Г.С. Описание Далматовского Успенского монастыря. - Екатеринбург, 1906.

66. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. - Т. 1-2. - Казань, 1897.

67. Покровский Н.Н. Неизвестный документ о волнении усть-ницынских крестьян в XVII в. // Сибирское источниковедение и археография. - Новосибирск, 1980.

68. Покровский Н.Н. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. - Новосибирск, 1994.

69. Полное собрание русских летописей. Т.36. Ч.1. Сибирские летописи. - М., 1987.

70. Половинкин Н.С. Западно-Сибирский регион в религиозном отношении и церковные преобразования в XVI-XX вв. // Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. - Вып. 5. - Тюмень, 1993.

71. Полунин Ф. Географический лексикон государства Российского. - М., 1773.

72. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. - СПб., 1910.

73. Прошин Г.Г. Черное воинство: (Русский православный монастырь. Легенда и быль). 2-е изд. - М., 1985.

74. Религия и Церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. - Тюмень, 1991, 1992, 1993.

75. Ромодановская Е.К. Опись имущества Софийского дома при архиепископе Симеоне (1653 г.) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. - Новосибирск, 2009.

76. Сафронов В.Ю Становление православия в Сибири XVI-XVII вв. // Тобольский хронограф. - 2004. - № 4. - С. 363-368.

77. Сафронов В.Ю. Три века сибирского миссионерства. В 3-х ч. Монография. - Тобольск: ТГПИ, 2005.

78. Сафронов В.Ю. Государственное законодательство России по конфессиональным вопросам и православное миссионерство в конце XVII - начале XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - № 2. - С. 14-26.

79. Святитель Дмитрий Ростовский как Сибирский митрополит // Тобольские епархиальные ведомости. - 1888. - № 15-16.

80. Сибирские летописи. - СПб., 1907.

81. Скачкова Г.К. Женские монастыри Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Русский вопрос: история и современность: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции. - Омск, 1998. - С. 205210.

82. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. - Т. 1-2, 1838-1844.

83. Сосновский Л. По полтижку // Северянин. - 1927. - № 87.

84. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877.

85. Судиницын А. Историческая справка о времени открытия Тобольской духовной семинарии // Тобольские епархиальные ведомости. - 1893. - № 36.

86. Сулоцкий А.И. Тобольская епархия. - Омск, 1892.

87. Сулоцкий А.И. Празднование двухсотлетия покорения Сибири Россией // Тобольские епархиальные ведомости. - 1858. - № 29.

88. Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. - М., 1915.

89. Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах. Т.1 -3. - Тюмень, 2000.

90. Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианства чтения. - 1883.

91. Тобольское церковное древлехранилище. Вып. 2. - Тобольск, 1903.

92. Тобольский биографический словарь. - Екатеринбург, 2004.

93. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времен учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - СПб., 1872.

94. Туров С.В. Секуляризация земельных владений Тюменского Свято-Троицкого монастыря в XVIII в. // Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. - Тобольск, 1997. - С. 106-107.

95. Фатеев А., Смолин Л. Фальшивая святость // Красное знамя. - 1938. - № 49.

96. Филарет, архиепископ. История Русской церкви. Т. 1-5. - Чернигов, 1862.

97. Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом в XVIII веке: взаимоотношения государства и епархии / Н.С. Харина // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: Сборник материалов региональной молодежной научной конференции. - Новосибирск, 2007.

98. Чернышев А.В. Религия и церковь в Тюменском крае: Опыт библиографии. В 3-х частях. Ч 2. / Чернышов А.В. - Тюмень, 2004.

99. Щекотов А. Словарь географический Российского государства. - Ч.1. - М., 1805.

100. Щербич С.Н. Книжное собрание Тюменского Троицкого монастыря (XVIII - первая четверть XIX в.) XIX в. // Религия и церковь в Сибири: сборник научных статей и документальных материалов. Вып.13. - Тюмень, 2000. - С. 37-64.

101. Эристов А. Церковь на службе у колчаковщины: десятилетию освобождения Урала от Колчака // Бюллетень общества изучения края при музее Тобольского севера. - 1929. - № 1-2.

102. Юрьевский А. Протодиакон Матфей Мартынов // Тобольское церковное древлехранилище. Вып. 1. - Тобольск, 1902.

Информация об авторе

Харина Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск. Россия HaNaSe83@yandex.ru

Получена: 19.10 2016

Для цитирования статьи: Харина Н. С., Начало христианизации коренных народов Обского Севера.Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-105-110.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -105110.

Information about the author

Natalya S. Kharina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History, Philosophy and Law, Yugra State University,

Khanty-Mansiysk, Russia HaNaSe83@yandex.ru

Received: 19.10 2016

For article citation: Kharina N.S., Nachalo hris-tianizacii korennyh narodov Obskogo Severa. [Christianization of indigenous people of the Ob North] . Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-105-110.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1-105110. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.