Научная статья на тему 'Институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем и их влияние на обеспечение экономической безопасности'

Институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем и их влияние на обеспечение экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивость / региональные экономические системы / комплексный подход / институциональная среда / обеспечение экономической безопасности регионов / sustainability / regional economic systems / integrated approach / institutional environment / ensuring economic security of regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Алевтина Викторовна Русавская, Ольга Владимировна Сараджева

В статье раскрываются теоретические положения влияния институциональных факторов на обеспечение региональной экономической безопасности. Синергетический эффект влияния институтов на условия формирования экономической безопасности может быть достигнут только лишь при селективном и контролируемом воздействии на каждый аспект институтов, а необходимость развития эффективной институциональной среды, повышение доверия к институтам, вовлечение граждан и бизнеса в процесс формирования институциональной среды и обеспечения прозрачности в их работе приведут к формированию и развитию институциональной инфраструктуры региональной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Ивановна Кузнецова, Алевтина Викторовна Русавская, Ольга Владимировна Сараджева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional factors of stability of regional economic systems and their impact on ensuring economic security

The article reveals the theoretical positions of the influence of institutional factors on ensuring regional economic security. The synergetic effect of the influence of institutions on the conditions for the formation of economic security can be achieved only with a selective and controlled impact on every aspect of institutions, and the need to develop an effective institutional environment, increase trust in institutions, involve citizens and businesses in the process of forming an institutional environment and ensuring transparency in their work will lead to the formation and development of the institutional infrastructure of the regional economic security.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем и их влияние на обеспечение экономической безопасности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 268 — 273. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):268 — 273.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-268-273 NIION: 2007-0062-1/24-043

EDN: https://elibrary.ru/XVMEIW MOSURED: 77/27-004-2024-01-243

Институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем и их влияние на обеспечение экономической безопасности

Елена Ивановна Кузнецова1, Алевтина Викторовна Русавская2, Ольга Владимировна Сараджева3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, elenkuz90@mail.ru

2 Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия, rusavskaya.alewtina@yandex.ru

3 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. В статье раскрываются теоретические положения влияния институциональных факторов на обеспечение региональной экономической безопасности. Синергетический эффект влияния институтов на условия формирования экономической безопасности может быть достигнут только лишь при селективном и контролируемом воздействии на каждый аспект институтов, а необходимость развития эффективной институциональной среды, повышение доверия к институтам, вовлечение граждан и бизнеса в процесс формирования институциональной среды и обеспечения прозрачности в их работе приведут к формированию и развитию институциональной инфраструктуры региональной экономической безопасности.

Ключевые слова: устойчивость, региональные экономические системы, комплексный подход, институциональная среда, обеспечение экономической безопасности регионов

Для цитирования: Кузнецова Е.И., Русавская А.В., Сараджева О.В. Институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем и их влияние на обеспечение экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 268 — 273. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-268-273. EDN: https://elibrary.ru/XVMEIW.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Institutional factors of stability of regional economic systems and their impact on ensuring economic security

Elena I. Kuznetsova1, Alevtina V. Rusavskaya2, Olga V. Saradzheva3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, elenkuz90@mail.ru

2 Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russia, rusavskaya.alewtina@yandex.ru

3 Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract. The article reveals the theoretical positions of the influence of institutional factors on ensuring regional economic security. The synergetic effect of the influence of institutions on the conditions for the formation of economic security can be achieved only with a selective and controlled impact on every aspect of institutions, and the need to develop an effective institutional environment, increase trust in institutions, involve citizens and businesses in the process of forming an institutional environment and ensuring transparency in their work will lead to the formation and development of the institutional infrastructure of the regional economic security.

Keywords: sustainability, regional economic systems, integrated approach, institutional environment, ensuring economic security of regions

For citation: Kuznetsova E.I., Rusavskaya A.V., Saradzheva O.V. Institutional factors of stability of regional economic systems and their impact on ensuring economic security // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):268-273. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-268-273. EDN: https://elibrary.ru/XVMEIW.

© Кузнецова Е.И., Русавская А.В., Сараджева О.В., 2024

Формирующиеся условия обеспечения региональной экономической безопасности напрямую зависят от институциональных факторов устойчивости региональных экономических систем. Формирование институтов обеспечения экономической безопасности регионов зачастую воспринимается как неизбежный результат практической деятельности органов управления и применяемого законодательства. Более того, между институтами обеспечения экономической безопасности и органами государственной власти (их структурными подразделениями), уполномоченными осуществлять соответствующую деятельность, нередко проводится знак равенства, что не представляется обоснованным с позиций современной теории институциональной экономики.

Синергия от влияния институтов на условия формирования экономической безопасности регионов и практическую деятельность по ее обеспечению, как показывает международная практика [8; 9; 10; 12], может быть достигнута преимущественно при селективном, управляемом и контролируемом воздействии на каждый ключевой аспект построения и функционирования институтов, при условии выделения всей полноты необходимых ресурсов и грамотного их использования.

По мнению Ю.В. Коречкова, «на развитие региональной экономической системы влияют факторы внутреннего и внешнего воздействия. Всю совокупность факторов социально-экономического развития региональной экономической системы и обеспечения ее устойчивости можно подразделить на две группы: институциональные и финансовые» [7, с. 8].

Системная работа по построению результативных систем обеспечения экономической безопасности регионов с учетом обязательного достижения ее устойчивости (на примере, в частности, субъектов Российской Федерации, власти которых наделены существенными конституционными правами) не может быть реализована в отрыве от институтов экономического развития и безопасности и формируемых ими условий обеспечения безопасности, проявляющихся в благоприятной институциональной среде.

На сегодня региональные институты обеспечения экономической безопасности проходят очередное и крайне важное испытание на прочность. В условиях беспрецедентного давления внешней среды в виде гибридной войны «коллективного Запада» против нашей страны, включая неправомерные односторонние санкции, точечно направленные в том числе на подрыв экономической

безопасности и технологического суверенитета государства, от продуктивной деятельности по их обеспечению и защите на региональном уровне решение задач в сфере экономической безопасности, в том числе на национальном уровне. В настоящий момент в сфере обеспечения экономической безопасности действуют те самые условия, когда важно достичь наиболее результативного проявления преимуществ федерализма в обеспечении устойчивого экономического развития и усиления экономической безопасности в интересах всего государства.

Международный опыт показывает [13], что системный и комплексный подход к обеспечению региональной экономической безопасности требует наличия эффективных институтов, которые обеспечивали бы координацию действий между разными секторами экономики и уровнями управления. Кроме того, институты должны быть способны адаптироваться к изменяющейся ситуации и быстро реагировать на новые вызовы и угрозы. Например, в условиях быстрого развития технологий и глобализации экономики необходимо развивать специфические институты, которые регулировали бы и контролировали новые виды экономической деятельности. Таковыми, в частности, выступают цифровой мониторинг и внутриотраслевое саморегулирование, основанное на переходе от лучших практик к применению инструментов «умных контрактов» [11].

Существует множество аспектов обеспечения региональной экономической безопасности, каждый из которых представляет теоретическую и практическую значимость, поскольку лишь при условии совместного и комплексного решения проблем и противоречий в предметной области, а также активации ресурсного потенциала и учета факторов, влияющих на безопасность, возможно достичь значимых успехов.

В ряде исследований [3—5] находит подтверждение гипотеза о том, что достижение целей и задач в сфере региональной экономической безопасности возможно лишь при системном и комплексном подходе к ее обеспечению, включающем проактивную деятельность по идентификации вызовов и угроз, детерминации показателей экономической безопасности и их пороговых значений, обеспечении мониторинга и профессионального принятия государственных решений вместе с результативным воплощением их в жизнь наиболее рациональным способом.

Представляется возможным выделить некоторые долгосрочные следствия из представленной гипотезы.

1. Необходимо достигать усиления роли государства в обеспечении региональной экономической безопасности, поскольку лишь государство в состоянии создать и должным образом поддерживать необходимые институты и механизмы для системного и комплексного подхода к проблеме обеспечения экономической безопасности региона.

2. Следует осуществлять подбор инструментов и методологий для оценки и мониторинга региональной экономической безопасности, что позволит более точно определять вызовы и угрозы, а также эффективность принимаемых мер.

3. Существует необходимость повышения компетенции и квалификации специалистов, работающих в сфере региональной экономической безопасности, поскольку системный и комплексный подход требует высокой квалификации и профессионализма организаторов и исполнителей.

4. Огромное значение в предметной области приобретает развитие партнерства между государством, бизнесом и научными организациями для обеспечения региональной экономической безопасности, в том числе потому, что лишь совместные усилия позволят привести к достижению эффективных результатов.

Несложно заметить, что перечисленные следствия в немалой степени связаны с институциональным аспектом обеспечения региональной экономической безопасности на основе устойчивого развития.

В соответствии с ключевыми постулатами современной институциональной экономики под институтами следует понимать правила, нормы и процедуры, а также органы и инструменты, которые регулируют поведение людей и организаций в экономической сфере, или с помощью которого таковые регулируются, включая законы, политики, регулирующие органы и их деятельность, корпоративные правила и многие другие элементы. Институты экономической безопасности в свою очередь нацелены первоочередным образом на формирование надлежащих условий, способствующих обеспечению целевых показателей (индикаторов) экономической безопасности, в частности регионов (пороговых значений).

Механизм функционирования институтов обеспечения региональной экономической безопасности, безусловно, активирует факторы устойчивости региональных экономических систем. Его основу составляют результаты комплексной аналитической деятельности о ретроспективе обеспечения региональной экономической безопасности, имеющихся ресурсов и факторов внутреннего и внешнего воздействия, в том числе об

актуальных угрозах и вызовах, возможностях обеспечения безопасности с прогнозированием развития факторов на перспективу.

Для достижения системности, в том числе преемственности в аналитической деятельности и одновременно в интересах постановки результативного мониторинга экономической безопасности, важно идентифицировать ключевые показатели региональной экономической безопасности (индикаторы) и определить их пороговые значения, соответствующие целям и задачам в предметной области с обязательной корректировкой по мере трансформации ресурсов, внутренних и внешних факторов экономической безопасности.

На основе результатов проводимой деятельности осуществляется региональное правотворчество, включающее разработку законодательства, корректирующего правила поведения в комплексе экономических отношений, меры побуждения и/или принуждения сторон этих отношений, в своем комплексе влияющих на достижение целевых уровней экономической безопасности (что относится к институциональным факторам обеспечения устойчивого сбалансированного развития региона).

Базисный характер будет иметь нормативно-методическое и инструктивное обеспечение региональной экономической безопасности, начиная от перечня индикаторов и порядка определения их пороговых значений и заканчивая методиками практической деятельности, включая собственно мониторинг региональной экономической безопасности.

Надстроечный характер имеют программы в сфере региональной экономической безопасности, фиксирующие цели и задачи, обеспечивающие применение проектного подхода для рациональной аккумуляции и перераспределения ресурсов и др. Региональные правовые акты также задают основы системы органов и учреждений, конкретных должностных лиц, функционирование которых нацелено на обеспечение экономической безопасности регионов, определяют их полномочия, отчетность, порядок наделения ресурсов и определения результативности деятельности, основания и пределы ответственности и др.

Актуальная практика свидетельствует в пользу создания специализированных подразделений органов региональной власти по управлению экономической безопасностью, что способствует результативному региональному развитию и его устойчивости, а также позволяет принимать оперативные меры реагирования и эффек-

тивно достигать консенсуса при конфликте административных полномочий.

Наконец, на сегодня считается исключительно важным обеспечить привлечение гражданского общества к обеспечению экономической безопасности страны и регионов [1; 2], поскольку позволяет создать более открытую и прозрачную систему управления, повысить уровень ответственности государственных и частных организаций перед обществом, а также обеспечить более эффективную работу по предотвращению угроз и рисков для экономической безопасности регионов. Кроме того, участие гражданского общества может способствовать формированию более широкой и разнообразной базы знаний и опыта, что может быть полезным для принятия наиболее эффективных мер по обеспечению экономической безопасности.

Важно понимать, что на региональном уровне складывается ряд возможностей для селективного обеспечения экономической безопасности через институциональные аспекты, отличающиеся в зависимости от конкретных задач, факторов и условий [6]. Соответствующую свободу, помимо прочего, обеспечивает принцип разграничения компетенций между федеральным и региональными уровнями публичной власти и их имущественного, в том числе бюджетно-финансового, обеспечения.

Могут быть выделены следующие ключевые институциональные факторы устойчивости региональных экономических систем, обеспечивающие региональную экономическую безопасность:

■ состояние законодательства;

■ зрелость гражданского общества;

■ результативность регулирования и правоприменительной практики;

■ продуктивность деятельности органов публичной власти;

■ компетенции ответственных лиц;

■ состояние взаимодействия уполномоченных и заинтересованных лиц;

■ автоматизация мониторинга и контроля;

■ качество информационного обеспечения и коммуникаций;

■ инновации в механизмах обеспечения экономической безопасности;

■ ресурсная достаточность в деятельности институтов.

Несмотря на то, что отдельные аспекты регулирования данной деятельности реализуются на федеральном уровне, речь, во-первых, идет о региональной инфраструктуре, на формирование

которой влияют политики в сфере экономической безопасности конкретных регионов; факторы, влияющие на состояние экономической безопасности и ресурсы, определяющие возможности укрепления региональной экономической безопасности, включая компетенции и профессионализм, а также производительность государственно-властной, организационно-распорядительной деятельности.

Во-вторых, что также немаловажно, регулирование и обеспечение многих аспектов региональной инфраструктуры экономической безопасности, основы реализации которых закладываются на федеральном уровне, развиваются на уровне субъектов РФ — начиная от законодательства (в качестве примера может быть приведено региональное законодательство об экономической безопасности, которое вносит существенный вклад в предпринимательский климат и состояние законности в экономических отношениях, дифференцируя возможности управления экономической безопасностью в конкретных регионах) и заканчивая различной бюджетно-финансовой обеспеченностью.

Таким образом, можно констатировать, что институциональный аспект играет важную роль в обеспечении региональной экономической безопасности, и его усиление является одним из ключевых долгосрочных следствий системного и комплексного подхода к данной проблеме.

Выявленная в исследовании проблема дефицита внимания к институциональным аспектам в сфере обеспечения экономической безопасности регионов требует усиленного внимания со стороны государственных органов, бизнеса и общественности. Необходимо развивать эффективную институциональную среду, повышать доверие к институтам, активно вовлекать граждан и бизнес в процесс формирования институциональной среды и обеспечивать прозрачность и открытость в работе институтов обеспечения экономической безопасности региона.

Одним из приоритетных направлений активизации работы здесь должны выступить формирование и развитие институциональной инфраструктуры региональной экономической безопасности.

Список источников

1. Грандонян К А. Экономическая безопасность и гражданское общество в России в контексте цифровизации экономики / / Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 87.

2. Еркеев И.Х., Фролова H Л. Гражданское общество как объект экономической безопасности // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 4 (46). С. 87—92.

3. Крылова Е.В., Моронова О.Г. Региональные аспекты оценки экономической безопасности (на материалах Вологодской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2, № 1 (45). С. 140—152.

4. Миллер МЛ. Развитие концептуальных основ экономической безопасности региона // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17, № 2. С. 218—226.

5. Руденко М.Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, № 2. С. 491—510.

6. Тюрбеев О.Г. Роль внешних формальных институциональных факторов в развитии региональных экономических систем // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 1 (27). С. 203.

7. Устойчивость региональной экономической системы: институциональные и финансовые факторы: монография / Ю.В. Коречков, В.А. Ква-ша, А.П. Соколов, Р.В. Колесов, С.А. Сироткин, М.В. Овчинникова. Ярославль: Аверс Плюс, 2023.

8. Цветков ВЛ., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. 2019. Т. 15, № 1. С. 1 — 12.

9. Я паров С.С. Институты обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации и направления их совершенствования / / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 4 (30). С. 44—50.

10. Davis C.L., Pratt T. The forces of attraction: How security interests shape membership in economic institutions / / The Review of International Organizations. 2021. Vol. 16. P. 903—929.

11. Eenmaa-Dimitrieva H., Schmidt-Kessen M.J. Smart contracts: reducing risks in economic exchange with no-party trust? / / European Journal of Risk Regulation. 2019. Vol. 10. No 2. P. 245—262.

12. Knack S., Keefer P. Institutions, and economic performance: cross country tests using alternative institutional measures / / Economics & politics. 1995. Vol. 7. No. 3. P. 207—227.

13. Powers K., Goertz G. The economic-institutional construction of regions: conceptualisation and operationalisation // Review of

International Studies. 2011. Vol. 37. No. 5. P. 2387—2415.

References

1. Grandonyan KA. Economic security and civil society in Russia in the context of digitalization of the economy / / Economic security and quality.

2018. No. 1 (30). p. 87.

2. Yerkeev I.H., Frolova NA. Civil society as an object of economic security // The rule of law: theory and practice. 2016. No. 4 (46). pp. 87—92.

3. Krylova E.V., Moronova O.G. Regional aspects of economic security assessment (based on the materials of the Vologda region) / / Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. 2020. Vol. 2, No. 1 (45). pp. 140—152.

4. Miller MA. The development of the conceptual foundations of the economic security of the region // Science of man: humanitarian studies. 2023. Vol. 17, No. 2. pp. 218—226.

5. Rudenko M.N. Regional differences as a threat to the economic security of the Russian Federation // Economic security. 2022. Vol. 5, No. 2. pp. 491—510.

6. Turbeev O.G. The role of external formal institutional factors in the development of regional economic systems // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 1 (27). p. 203.

7. Stability of the regional economic system: institutional and financial factors: monograph / Yu.V. Korechkov, V.A. Kvasha, A.P. Sokolov, R.V. Kolesov, S.A. Sirotkin, M.V. Ovchinnikova. Yaroslavl: Obverse Plus, 2023.

8. Tsvetkov VA., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Analytical approaches to assessing the economic security of the region // The economy of the region.

2019. Vol. 15, No. 1. pp. 1 — 12.

9. Yaparov S.S. Institutions for ensuring economic security in the Russian Federation and directions for their improvement // Theory and practice of the service: economics, social sphere, technology. 2016. No. 4 (30). pp. 44—50.

10. Davis K.L., Pratt T. Forces of attraction: how security interests shape membership in economic institutions // Review of International Organizations. 2021. Volume 16. pp. 903—929.

11. Enmaa-Dimitrieva H., Schmidt-Kessen M.J. Smart contracts: risk reduction in economic exchange with the trust of the parties? / / European Journal of Risk Management. 2019. Volume 10. No. 2. pp. 245—262.

12. Knek S., Kiefer P. Institutions and economic indicators: cross-country tests using alternative institutional indicators // Economics and politics. 1995. Volume 7. No. 3. pp. 207—227.

13. Powers K., Hertz G. Economic and institutional construction of regions: conceptua-lization and practical implementation // Review of international studies. 2011. Volume 37. No. 5. pp. 2387—2415.

Информация об авторах

Е.И. Кузнецова — профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор; А.В. Русавская — ведущий научный сотрудник Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, доктор экономических наук, профессор;

О.В. Сараджева — доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, кандидат экономических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors E.I. Kuznetsova — Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Economics, Professor;

A.V. Rusavskaya — Leading researcher at the Zhirinovsky University of World Civilizations, Doctor of Economics, Professor;

O.V. Saradzheva — Associate Professor of the Department of Economic Security, Auditing and Controlling of the Kosygin Russian State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 20.03.2024.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / под ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Цып-кина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 183 с.

ISBN 978-5-238-03770-7

Рассматриваются возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Раскрываются система маркетинговых исследований, функции маркетинга и набор маркетинговых инструментов. Исследуется организация маркетинговой деятельности предприятия. В отдельной главе уделено внимание этическим аспектам маркетинга.

Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в области маркетинга, рекламы, менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.