Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕРОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕРОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕРОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич

Рассмотрено место группы институциональных факторов в структуре факторов распространения серой теневой экономики. Проанализированы состав институциональных факторов серой теневой экономики, включая: организационно-экономические, технико-экономические, научно-технические, инвестиционные, правовые, социальные, патентования. Дана оценка силы влияния институциональных на современные процессы экономического развития Российской Федерации. Показаны ключевые аспекты негативного влияния институциональных факторов, способствующих развитию теневой экономики в стране. Представлены рекомендации по локализации негативного влияния институциональных факторов серой теневой экономики на процессы экономического развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS OF THE SPREAD OF THE GRAY SHADOW ECONOMY IN RUSSIA

The place of a group of institutional factors in the structure of factors of the spread of the gray shadow economy is considered. The composition of the institutional factors of the gray shadow economy has been analyzed, including: organizational and economic, technical and economic, scientific and technical, investment, legal, social, patenting. An assessment of the strength of institutional influence on modern processes of economic development of the Russian Federation is given. The key aspects of the negative influence of institutional factors contributing to the development of the shadow economy in the country are shown. Recommendations for localizing the negative impact of institutional factors of the gray shadow economy on the processes of economic development of the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕРОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕРОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Тебекин Алексей Васильевич

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор,

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства

иностранных дел Российской Федерации»,

институт цифровой экономики ,

г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: Tebekin@gmail.com

Аннотация: Рассмотрено место группы институциональных факторов в структуре факторов распространения серой теневой экономики. Проанализированы состав институциональных факторов серой теневой экономики, включая: организационно-экономические, технико-экономические, научно-технические, инвестиционные, правовые, социальные, патентования. Дана оценка силы влияния институциональных на современные процессы экономического развития Российской Федерации. Показаны ключевые аспекты негативного влияния институциональных факторов, способствующих развитию теневой экономики в стране. Представлены рекомендации по локализации негативного влияния институциональных факторов серой теневой экономики на процессы экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: институциональные факторы, распространение серой теневой экономики, Российская Федерация.

JEL: О11, O17, О47

INSTITUTIONAL FACTORS OF THE SPREAD OF THE GRAY SHADOW ECONOMY IN RUSSIA

Alexey Tebekin, Doctor of Economics,

Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Abstract: The place of a group of institutional factors in the structure of factors of the spread of the gray shadow economy is considered. The composition of the institutional factors of the gray shadow economy has been analyzed, including: organizational and economic, technical and economic, scientific and technical, investment, legal, social, patenting. An assessment of the strength of institutional influence on modern processes of economic development of the Russian Federation is given. The key aspects of the negative influence of institutional factors contributing to the development of the shadow economy in the country are shown. Recommendations for localizing the negative impact of institutional factors of the gray shadow economy on the processes of economic development of the Russian Federation are presented.

Keywords: institutional factors, the spread of the gray shadow economy, the Russian Federation Введение

Теневая экономика как часть общей экономики (рис.1) [60], скрываемая от общества и государства, и находящаяся вне государственного учета и контроля, является существенным резервом повышения валового внутреннего продукта страны и роста эффективности экономической деятельности государства в целом, разумеется, в случае принятия эффективных мер по выводу этой части экономики из тени.

Так по оценкам Международного валютного фонда (МВФ) доля теневой экономики в Российской Федерации составляет 38,42% от размера Валового внутреннего продукта (ВВП) страны (49-е место

в мире) [62]. Для сравнения у стран-лидеров этого рейтинга - Швейцарии, США и Австрии (159-157 места в мире) по оценкам МВФ доля теневой экономики не превышает 10% от размера ВВП [62].

Рисунок 1 - Составляющие экономической деятельности, осуществляемой в национальной и

мировой экономике.

Характеризуя теневую экономику в целом, Эрнандо де Сото писал, что это «прибежище для тех, для кого издержки соблюдения

соответствующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей» [50].

Среди факторов, способствующих развитию теневой экономики в стране, важное значение имеют институциональные факторы, поскольку именно институциональные факторы определяют степень совершенствования институтов управления экономикой, влияющей на ее эффективность, воздействуя с помощью учреждений управления, в том числе, на перераспределение долей составляющих экономической деятельности (рис.1), которое, разумеется должно происходить в пользу государства.

В этой связи представляет интерес детальное более подробное исследование институциональных факторов на распространения серой теневой экономики в России в современных условиях.

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является анализ влияния институциональных факторов в динамике их развития на распространение серой теневой экономики в России в современных условиях и определение путей локализации влияния этих факторов на распространение теневой экономики в стране.

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили известные научные работы по проблемам развития серой теневой экономики в целом и влиянию институциональных факторов, в частности, получившие отражение в трудах таких авторов как Агарков Г. А. [8], Занин В.П. [18], Киц А.В. [24], Куклин А.А. [25], Купрещенко Н.П., Илюхина Р.В., Зуева А.С. [26], Николаева М.И., Шевяков Ю.А. [31], Рогозинский Е.В. [42], Рябушкин Б. Т., Чурилова Э.Ю. [46], Сото Э. [49,50], Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. [53] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские наработки, посвященные проблемам развития серой теневой экономики, включая анализ ее легалистских [56] и структуралистских [60] составляющих.

Основное содержание исследований

Состав основных групп факторов, способствующих распространению серой теневой экономики в современной России, включающий институциональные факторы, представлены на рис.2.

Представляют собой структурные факторы в динамике теневого производства - структурная безработица в начальный период реформ, неэффективные

взаимосвязи финансового,

реального и социального секторов экономики

Административные и]

юридические препятствия для развития мелкого с среднего частного бизнеса

Традиции уклонения от уплаты налогов. коррупция, распад социальной морали, высокие трансакционные издержки

легального бизнеса

Этатистский подход: высокое налоговое бремя для легального сектора экономики, неявная заинтересованность государства в развитии теневой экономики

Рисунок 2 - Состав основных групп факторов, способствующих распространению серой теневой

экономики в современной России.

При проведении исследований институциональных факторов распространения серой теневой экономики в России под институциональными факторами в целом понимаются «факторы, связанные с управлением, регулированием отдельных сфер, областей, экономических, общественных отношений» [41].

При этом к числу институциональных факторов традиционно относят «научно-технические, финансовые, инвестиционные, социальные факторы и меры по улучшению управления, преобразованию институтов (правил, норм, установлений) управления этими сферами, учреждений управления» [41].

Состав основных институциональных факторов, влияющих на распространение серой теневой экономики, представлен на рис.3.

факторы

Рисунок 3 - Институциональные факторы, влияющие на распространение серой теневой

экономики.

При этом основное влияние на распространение серой теневой экономики оказывают организационно-экономические, социальные и правовые факторы.

К организационно-экономическим факторам развития серой теневой экономики (рис.3) традиционно относятся следующие.

Во-первых, это высокий уровень налогообложения предприятий в сегменте официальной (белой) экономики (табл.1) [56].

Таблица 1 - Динамика основных составляющих налогообложения в Российской Федерации

Составляющая налогообложения Характеристика составляющей налогообложения

Рост налогов на заработную плату Обусловлен увеличением федерального и региональных минимальных размеров оплат труда (МРОТ) с 5025 руб. в 2013 году до 12130 руб. в 2020 году [12], то есть в 2,33 раза. С 1 января 2021 года налоги на зарплату еще возросли, поскольку увеличен федеральный и региональный МРОТ до 12 792 рублей [35] (то есть на 5,46% по сравнению с 2020 годом). Пропорционально увеличивается и налоговая нагрузка в виде налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) (ставка 13%) и страховых взносов (ставка 30%).

Увеличение предельной базы по страховым взносам С 1 января 2021 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1935 [37] увеличена предельная база по страховым взносам, а это значит, что нагрузка на бизнес, который платит с зарплаты за год взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). В связи с проведенной индексацией предельные базы для расчета страховых взносов в 2021 году составили: - в ПФР — 1 465 000 рублей в год. С суммы превышения взносы уплачиваются по ставке 10%; - в ФСС — 966 000 рублей в год. С суммы превышения взносы не уплачиваются. При этом следует отметить, что размер лимита для расчета взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2021 году не установлен [35].

Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) С 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (НДС) увеличена с 18% до 20% [69], что привело к дальнейшему сокращению покупательской способности населения [74], объективно считающемуся одним из самых болезненных как для потребителей, так и для производителей, и для торговли [9].

Рост акцизов С 1 января 2019 года на 10% [22] выросли акцизы на продукцию автомобилестроительного сегмента, производство мотоциклов, табак, топливо [52]. С 1 января 2020 года выросли акцизы на: автомобили; автомобильный бензин; алкогольную продукцию; виноград, использованный для производства вина; виноматериалы; дизельное топливо; моторные масла; мотоциклы; спиртосодержащую продукцию; табак; этиловый спирт [30]. В 2021 году увеличены ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% [15]. Кроме того, в 2021 году в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации [1] увеличены налоговые ставки на следующие подакцизные товары: этиловый спирт, виноград, использованный

Составляющая налогообложения Характеристика составляющей налогообложения

для производства вина, алкогольную продукцию, вина, винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, автомобили легковые, мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Рост налоговой нагрузки на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) С 1 января 2019 года произошел рост налоговой нагрузки на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения - УСН (58 категорий предпринимателей теперь должны платить 30% страховых взносов вместо существовавших до этого 20%, предпринимателей обязали применять онлайн-кассы в соответствии с Федеральным Законом № 54 от 22.05.2003 [65]) [23]. В 2020 году увеличена ставка УСН - для доходов с 6 до 8%, а для доходов минус расходы - с 15 до 20% [14]. С 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ [70] введен переходный налоговый режим для бизнесменов, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и незначительно превысивших ее лимиты. Изменения касаются тех, кто превысил максимальные значения дохода и средней численности работников за отчетный налоговый период - порог 150 млн рублей максимум на 50 млн рублей, а также порог 100 человек максимум на 30 человек соответственно. Сейчас «превышенцы» переводятся в таком случае с УСН на общий режим налогообложения (ОРН) с более высокими ставками и увеличенным количеством самих налогов - налог на прибыль и НДС [27]. Для бизнесменов, превысивших нормы УСН в указанных рамках, на период этого превышения будут предусмотрены ставки при объекте налогообложения "доходы" 8% вместо 6%, а также по объекту "доходы минус расходы" 20% вместо 15% [40].

Увеличение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и его последующая отмена По сравнению с 2018 годом, когда коэффициент К1 составлял 1,868, в 2019 году он был увеличен на 2,52% и установлен Минэкономразвития (Приказ № 595 от 30.10.2018 [39]) в размере 1,915 [64], а в 2020 году по сравнению с 2019 годом еще на 4,9% и составил 2,009 [17]. А с 1 января 2021 года ЕНВД вообще отменяется как неэффективный налог [47].

Рост налогов на индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянские (фермерские) хозяйства С 1 января 2019 года взносы ИП в Пенсионный фонд России (ПФР) составили 29 354 рублей [2] против 26 545 руб. в 2018 году (то есть рост составил 10,58%). С 1 января 2020 года взносы ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств в ПФР составят 32 448 рублей [36] (то есть выросли на 10,54%). В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) отчисления для ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2019 года составили 6 884 рублей против 5840 руб. в 2018 году [2] (то есть рост составил 17,88%), а с 1 января 2020 года установлены на уровне 8 426 руб. [36] (то есть увеличились еще на 22,40%).

Составляющая налогообложения Характеристика составляющей налогообложения

При этом обращает на себя внимание тот факт, что годовой темп роста налогов на индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянские (фермерские) хозяйства существенно (в 7,5 раз) выше официально заявленных (прогнозных на начало года) темпов инфляции на 2020 год - 3% [28]. Правда в 2021 году Правительство РФ решило сохранить действующие в 2020 году ставки страховых взносов для ИП (Статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации) [3].

Расширение спектра регионов, в которых с 2020 года вводится налог на самозанятых (НСЗ) Если в 2019 году НСЗ был введен в 4-х регионах (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан), то в первом полугодии 2020-го года к ним добавилось еще 19 регионов [29], а с 1 июля 2020 года НСЗ распространен на все регионы страны [51].

Введение налога с кадастровой стоимости имущества (НКСИ) [68] Негативным образом на бизнесе сказывается введение НКСИ, поскольку рассчитываемая кадастровой стоимость превышает реальные рыночные цены в 3-10 раз. Подобное расхождение с реальностью, представляющее собой заведомо рассчитанное смещение среднего значения в большую сторону, приводит к ежегодному лавинообразному росту споров о результатах определения кадастровой стоимости имущества [73]. В подавляющем большинстве случаев эти споры решаются не в пользу бизнеса. При всем том, что многие бизнесмены даже не оспаривают кадастровую оценку стоимости имущества в силу операционных издержек, соизмеримых с потенциальной суммой возврата средств при пересчете.

Рост налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) Введение в России новой ставки НДФЛ с 1 января 2021 года с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год [67], означающая начало появления в современной России прогрессивной шкалы НДФЛ.

Обложение НДФЛ вкладов в банках Обложение НДФЛ вкладов в банках С 1 января 2021 года доходы от вкладов в банках облагаются НДФЛ по ставке 13% в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ [66] изменил правила расчета НДФЛ с процентов по вкладам с 2021 года. Если до 2021 года проценты по банковским вкладам облагались НДФЛ, если ставка превышала ставку ЦБ плюс 5% по вкладам в рублях, и свыше 9% по вкладам в иностранной валюте (п. 1 ст. 214.2 НК) [32]. Налог в 13% будет применять не к самому вкладу, а к процентам, которые начисляет банк, если сумма по всем вкладам превысит 1 000 000 руб. При этом есть четыре случая, когда под НДФЛ попадают вклады размером меньше 1 000 000 руб. [44]

Как следует из табл. 1, показатели текущей динамики практически всех основных составляющих налогообложения в Российской Федерации напрямую способствуют росту серой теневой экономики в стране.

Во-вторых, следует отметить, что на развитие серой теневой экономики существенное влияние оказывает фактический кризис финансовой системы страны (как составной части затяжного кризиса экономики страны [57]), негативно влияющий на экономику государства в целом, и на развитие предпринимательского сектора в частности.

В 2020 году рубль продолжил ослабляться по отношению к основным резервным валютам (см., например, рис.4 и 5), войдя в 2020 году, наряду с бразильским реалом и турецкой лирой, в тройку самых слабых валют мира [45].

2000 2005 2010 2015 2020

80 1 . .

60 мАч. W Г

/ и V^W 1

20^

\Г!^:П 0

i в

2000 2005 2010 2015

Рисунок 4 - Динамика курса доллара США к рублю.

2000 2005 2010 2015 2020

Рисунок 5 - Динамика курса евро к рублю. Журнал «Теоретическая экономика» №4, 2021 www.theoreticaleconomy.ru

Не случайно в народе появился анекдот о том, как эксперт, рассуждая о национальной валюте восклицает: «Не могу представить себе событие в мире, после которого не упал бы курс рубля».

В-третьих, среди организационно-экономических факторов развития серой теневой экономики также следует отметить отсутствие структурных сдвигов в системе национального хозяйства Российской Федерации в пользу отраслей создания высокотехнологичной продукции. Свидетельством сложившегося в отечественной экономике засилья сырьевых монополий, квазимонополий и олигополий может служить структура экспорта Российской Федерации, представленная за январь-октябрь 2020 года на основе данных таможенной статистики [71] на рис.6, где доля сырья превышает три четверти объема экспорта.

остальные товары ИИИИННН!

лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия И»*

машины и оборудование шит

продукция химической промышленности шшв

продовольственные товары и сырье для их производства мим

металлы и изделий из них —

топливно-энергетические товары

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

Рисунок 6 - Структура экспорта Российской Федерации за январь-октябрь 2020 года на основе

данных таможенной статистики.

Также среди организационно-экономических факторов, способствующих развитию серой теневой экономики в стране эксперты справедливо отмечают излишнюю зарегламентированность национальной экономики [43], а также чрезмерную долю госсектора в экономике, которая продолжает постоянно расти [61].

К социальным факторам развития серой теневой экономики (рис.3) в Российской Федерации в современных условиях относятся следующие.

Во-первых, это крайне низкий уровень жизни населения, который безусловно способствует развитию скрытых видов экономической деятельности в стране.

Так, в 2020 году резко возросла доля россиян с доходами ниже 15 тысяч рублей, которая составляла в середине года 45% [33]. Изменение же с 2021 года порядка расчета прожиточного минимума и МРОТ [21], представляется не более чем очередной статистической попыткой выдать желаемое за действительное в части демонстрации сокращения доли бедных в стране. Эта попытка подобна переходу с ОКВЭД на ОКВЭД-2 [55], когда был показан существенный рост юридических лиц в стране и их территориально обособленных подразделений, который никак не был подкреплен ростом ВВП [55]. Даже в Габоне МРОТ на 40% выше, чем в России, причем с 2010 года [5].

Во-вторых, это высокий уровень безработицы в стране. Так в 2020 году безработица в России

выросла до максимума за последние 8 лет и составила по официальным данным Росстат 6,1% от всего трудоспособного населения [10]. При этом только за период пандемии работу потеряли более 1 млн. человек [10]. В целом согласно официальным данным безработица в стране за 2020 год выросла в 5 раз [34]. Но если исходить из существующего официального подхода к определению числа безработных, то, согласно многочисленным исследованиям, фактический уровень безработицы может быть рассчитан как утроенный официальный. Поскольку большинство людей, потерявших работу, не верят в то, что государство, в котором 45% населения имеет доходы ниже 15 тысяч рублей [33], поможет найти им достойную работу, а по сему не регистрируются в службах занятости. В результате часть населения просто вынуждена ориентироваться на получение доходов любым способом, увеличивая, в том числе, масштабы теневой экономики в стране.

В-третьих, нельзя не отметить крайне неравномерное распределение ВВП как по отраслям, так и по регионам. В результате наблюдается огромный дисбаланс между бюджетами регионов, который согласно проведенным исследованиям [54], достигает разрыва между самыми богатыми и бедными регионами - несколько сот раз (например, в 2017 году этот разрыв превышал 350 раз [54]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенное влияние на развитие серой теневой экономики в стране оказывают правовые факторы (рис.3).

Во-первых, в этой связи эксперты выделяют отсутствие эффективной системы государственных институтов, защищающей права собственности, договорные отношения и т.д.

Так, например, согласно статистике, государство выигрывает у бизнеса (речь идет в первую очередь о малом и среднем бизнесе) почти 80% дел о необоснованной налоговой выгоде [16] (рис.7) [13].

Рисунок 7 - Судебная статистика по искам налогоплательщиков об оспаривании актов налоговых

органов.

Кроме того, эксперты считают, что Постановлением Правительства РФ от 24.07.2020 №1108 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц" [38], правительство стремится не просто облегчить жизнь судьям и уменьшить нагрузку на судебные органы, но и усложнить жизнь бизнесменам, уменьшив степень их защищенности во время проверок

государственного контроля и надзора» [11].

В частности, в рамках проводимого в стране с 17 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. эксперимента бизнесмены не смогут обращаться в суд за защитой после проверок таких контрольно-надзорных органов как МЧС, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [11].

Во-вторых, необходимо отметить, что, системы государственных институтов подчинены интересам коррупционно срощенных с властью монополий, квази-монополий (региональных и муниципальных монополий) или олигополий [58], что фактически исключает борьбу с масштабными экономическими преступлениями с их участием, с одной стороны, и не оставляет возможности для остальных участников рынка возможностей для участия в честной конкурентной борьбе в «белой» экономике, и вынуждает многих из этих участников уходить в серую экономику.

В конечном счете рост влияния институциональных факторов распространения серой теневой экономики в стране приводит к сокращению способности государства выполнять свои функции, что наглядно продемонстрировала пенсионная реформа [20].

Говоря о научно-технических факторах развития серой теневой экономики в стране (рис.3), необходимо отметить следующее.

Во-первых, Россия существенно отстает от многих стран мира по уровню расходов на НИОКР (в % от ВВП).

Так согласно исследованиям UNESCO [6], в 2018 году расходы Российской Федерации на НИОКР составили менее 1% ВВП (0,99%), в то время как в мире достаточное количество стран с расходами на НИОКР свыше 1% от ВВП (табл.2).

Таблица 2 - Расходы стран мира на НИОКР (в % от ВВП) по итогам 2016-2018 годов [63]

От 1% до 2% От 2% до 3% От 3% до 4% Свыше 4%

Австралия - 1,87%, Бельгия-2,82%, Австрия - 3,17%, Израиль-4,95%,

Бразилия-1,26%, Исландия-2,03%, Германия-3,09%, Южная Корея-4,81%

Великобритания-1,72%, Китай-2,19%, Дания-3,06%,

Венгрия-1,55%, Нидерланды-2,16%, Швейцария-3,37%,

Греция-1,18%, Норвегия-2,07%, Швеция-3,34%,

Ирландия-1,15%, США-2,84%, Япония-3,26%

Испания-1,24%, Финляндия-2,77%,

Италия-1,40%, Франция-2,20%,

Канада-1,57%,

Люксембург-1,24%,

Малайзия-1,44%,

Новая 3еландия-1,37%,

ОАЭ-1,30%,

Польша-1,21%,

Португалия-1,37%,

Сингапур-1,94%,

Словения-1,94%,

Чехия-1,93%,

Эстония-1,43%,

При том, что Россия, более семи лет, находясь под санкциями Запада [48] и фактически лишена

возможности получения передовых технологий и оборудования на их основе [72], а проблема импортозамещения не только не решена, но и не имеет положительной динамики [59], уровень финансирования НИОКР в Российской Федерации (в % от ВВП) по сравнению с другими странами мира приводит не только к поддержанию тенденции «утечки мозгов» из страны, но и к переходу части отечественных высококвалифицированных специалистов в сектор теневой экономики, где они работают в интересах крупных зарубежных компаний (преимущественно ТНК) по «серой» зарплатной схеме.

Во-вторых, оттоку научных кадров, в том числе в зону «серой» теневой экономики будет способствовать и тенденция сокращения научно-технических институтов развития, в частности, решение правительства о ликвидации Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), о котором премьер-министр Михаил Мишустин объявил 23 ноября 2020 года на оперативном совещании с вице-премьерами [4].

Говоря об инвестиционных факторах развития серой теневой экономики в стране (рис.3), необходимо отметить, что по мере увеличения самого сектора теневой экономики увеличиваются и объемы инвестиций в него.

Так, согласно ранее проведенным исследованиям [60], при общей численности рабочей силы в стране (граждане в возрасте 15 лет и старше) в 76,3 млн чел. [19], количество самозанятых граждан, «вынужденно работающих «на себя», и представляющих теневой сектор экономики» [60] (а значит и привлекающих к себе инвестиции) в России составило примерно 29% от общего числа работоспособных граждан, что превышает численность формально безработных граждан в 6 раз [60].

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования институциональных факторов распространения серой теневой экономики в России (включая организационно-экономические, социальные, правовые, научно-технические и инвестиционные факторы) показали, что в современных условиях они, к сожалению, способствуют развитию серой теневой экономики в стране.

При этом среди организационно-экономических факторов следует выделить:

- растущий уровень налогообложения;

- развивающийся кризис финансовой системы страны.

- отсутствие структурных сдвигов в системе национального хозяйства Российской Федерации в пользу высокотехнологичной продукции;

- излишнюю зарегламентированность национальной экономики,

- чрезмерную долю госсектора в экономике, которая продолжает постоянно расти.

Среди социальных факторов развития серой теневой экономики в Российской Федерации в современных условиях выделяются:

- крайне низкий уровень жизни населения, который безусловно способствует развитию скрытых видов экономической деятельности в стране;

- высокий уровень безработицы в стране;

- крайне неравномерное распределение ВВП как по отраслям, так и по регионам.

Среди правовых факторов развития серой теневой экономики в стране выделяются:

- отсутствие эффективной системы государственных институтов, защищающей права собственности, договорные отношения и т.д.;

- системы государственных институтов подчинены интересам коррупционно срощенных с властью монополий, квази-монополий или олигополий, что фактически не оставляет возможности для остальных участников рынка возможностей для участия в честной конкурентной борьбе в «белой» экономике, и вынуждает многих из этих участников уходить в серую экономику.

Среди научно-технических факторов развития серой теневой экономики в стране необходимо

отметить:

- существенное отставание России от многих стран мира по уровню расходов на НИОКР (в % от ВВП), что приводит не только к поддержанию тенденции «утечки мозгов» из страны, но и к переходу части отечественных высококвалифицированных специалистов в сектор теневой экономики;

- наблюдающуюся тенденцию сокращения научно-технических институтов развития.

Говоря об инвестиционных факторах развития серой теневой экономики в стране, необходимо

отметить, что по мере увеличения самого сектора теневой экономики увеличиваются и объемы инвестиций в него.

В конечном счете наблюдаемый рост влияния институциональных факторов распространения серой теневой экономики в стране приводит к сокращению способности государства выполнять свои функции.

Для решения проблемы локализации серой теневой экономики в России за счет влияния институциональных факторов необходимо:

1) в части организационно-экономических факторов - перейти от фискальной политики в экономике к политике стимулирования экономического развития;

2) в части социальных факторов развития - обеспечить реальное функционирование государственных рычагов управления, направленных на локализацию колоссальных социальных разрывов между различными группами населения и различными территориями страны;

3) в части правовых факторов - обеспечить фактическую борьбу с коррупцией;

4) в части научно-технических факторов - наращивать уровень расходов на НИОКР (в % от ВВП), что приведет не только к сокращению сектора теневой экономики, но и позволит решить длящуюся десятилетиями проблему импортозамещения, что позволит выйти государству на качественно новый тренд социально-экономического развития.

5) в части инвестиционных факторов - сокращение сектора теневой экономики в стране автоматически приведет к уменьшению объемов инвестиций в него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021). НК РФ Статья 193. Налоговые ставки.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021). НК РФ Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

4. «Нанесет непоправимый вред науке». Российские ученые выступили против решения премьера Мишустина ликвидировать РФФИ. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.znak.com/2020-12-08/rossiyskie_uchenye_vystupili_protiv_resheniya_premera_mishustina_ likvidirovat_rffi (дата обращения 21.01.2021)

5. C 2010 года минимальная зарплата в Габоне стала на 40% выше, чем МРОТ в России и остаётся такой. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный:https://zen.yandex.ru/media/raznoe/c-2010-goda-minimalnaia-zarplata-v-gabone-stala-na-40-vyshe-chem-mrot-v-rossii-i-ostaetsia-takoi-pokazyvaiu-uroven-jizni-stran-5f6009e68169a878168326c6 (дата обращения 21.01.2021)

6. Статистический институт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: http://www.uis.unesco.org/ Research and Development Expenditure 2019. (дата обращения 21.01.2021)

7. Закон и порядок [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://zakon-i-poryadok. com/2020/12/gosudarstvo-vyigralo-u-biznesa-pochti-80-del-o-neobosnovannoy-nalogovoy-vygode.html (дата обращения 21.01.2021)

8. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие: монография / Г. А. Агарков; под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина; РАН, УрО, Ин-т экономики, УГТУ-УПИ. - Екатеринбург: Б.и., 2008. - 262 с.

9. Акиндинова Н.В. «Потери от повышения НДС разделят потребители, производители и торговля». [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://fedpress.ru/expert-opinion/2067997 (дата обращения 21.01.2021)

10. Безработица в России выросла до максимума за последние 8 лет. [Электронный ресурс] -Режим доступа свободный: https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058

11. Бизнесмены не смогут судиться с государством. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://turov.pro/biznesmeny-ne-smogut-suditsya-s-gosudarstvom-k/ (дата обращения 21.01.2021)

12. Величина МРОТ в 2013 - 2020 годах в России (таблица). [Электронный ресурс]-Режим доступа свободный: https://nalog-nalog.ru/posobiya/posobie_po_vremennoj_netrudosposobnosti_ bolnichnyj/velichina-mrot-v-rossii-tablica/ (дата обращения 21.01.2021)

13. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов: от споров к диалогу. [Электронный ресурс]- Режим доступа свободный: https://e.nalogoved.ru/525248 (дата обращения 21.01.2021)

14. Глобальные изменения по УСН в 2020 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.26-2.ru/art/355204-globalnye-izmeneniya-po-usn-2020 (дата обращения 21.01.2021)

15. Госдума приняла закон о росте акцизов на сигареты на 20%. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://rg.ru/2020/09/23/gosduma-priniala-zakon-o-roste-akcizov-na-sigarety-na-20. html (дата обращения 21.01.2021)

16. Государство выиграло у бизнеса почти 80% дел о необоснованной налоговой выгоде. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2020/5fd33d 389a79472295685f6d (дата обращения 21.01.2021)

17. Готов новый К1 для ЕНВД на 2020 год. Во сколько это выльется вмененщикам. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.klerk.ru/buh/articles/491440/ (дата обращения 21.01.2021)

18. Занин, В. П. Жестокая экономика России / В.П. Занин. - М.: Голос-Пресс, 2016. - 224 c.

19. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 года (по итогам обследования рабочей силы). [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: http://www.gks.ru/ bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm (дата обращения 21.01.2021)

20. Игра в пенсии: кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/370625-igra-v-pensii-kto-pridumal-pensionnuyu-reformu-i-kak-ee-provodili (дата обращения 21.01.2021)

21. Изменен порядок расчета прожиточного минимума и МРОТ. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.garant.ru/news/1430698/ (дата обращения 21.01.2021)

22. Изменение ставок акцизов в 2019 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.nalog.ru/rn19/news/tax_doc_news/8483945/ (дата обращения 21.01.2021)

23. Изменения законодательства для плательщиков УСН в 2019-2020 годах. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: http://www.alventa.ru/content/izmeneniya-zakonodatelstva-dlya-platelshchikov-usn-v-2019-2020-godah (дата обращения 21.01.2021)

24. Киц, А.В. Вирусы в экономике, или тернистый путь инвестиций в Россию: моногр. / А.В. Киц. - М.: АСТШ, 2016. - 304 c.

25. Куклин А. А. Актуальные проблемы противодействия теневой экономике: глобальный и

региональный аспекты / Куклин А. А. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. - 183 с.

26. Купрещенко Н.П. Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики [Текст]: Купрещенко Н. П., Илюхина Р. В., Зуева А. С.; (науч. изд. под общ. ред. Купрещенко Н. П.). - Москва: Научные школы, 2013. - 207 с.

27. Лимит тронулся. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://rg.ru/2020/08/05/ rg-publikuet-zakon-o-nalogovyh-lgotah-dlia-malogo-biznesa.html (дата обращения 21.01.2021)

28. Минфин заложил в бюджет прогноз инфляции на 2020 год на уровне 3%. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://rg.ru/2019/09/25/minfin-zalozhil-v-biudzhet-prognoz-infliacii-na-2020-god-na-urovne-3.html (дата обращения 21.01.2021)

29. Мирошкина Е. Налог для самозанятых с 2020 года ввели еще в 19 регионах. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://journal.tinkoff.ru/news/npd-19-regionov/ (дата обращения 21.01.2021)

30. Налоговые ставки по акцизам на подакцизные товары на период с 2020 года по 2022 год включительно. Федеральный закон от 29.09.2019 N 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

31. Николаева М.И. Теневая экономика: методы анализа и оценки: (Обзор работ зап. экономистов) / М. И. Николаева, А. Ю. Шевяков; Центр. экон.-мат. ин-т АН СССР. - Препр. - М.: ЦЭМИ, 1987. - 53 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. НК РФ Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) физических лиц в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях.

33. Опрос: доля россиян с доходом ниже 15 тысяч рублей возросла почти до 45%. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://yandex.ru/news/story/Dolya_rossiyan_s_dokhodom_ nizhe_15_tys._rublej_uvelichilas_do_45--ae7af2927785ba7c89b1754b308702fb (дата обращения 21.01.2021)

34. Официальная безработица в России в 2020 году выросла в 5 раз, и это только 33% от реального показателя. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://zen.yandex.ru/media/ fingeniy/oficialnaia-bezrabotica-v-rossii-v-2020-g-vyrosla-v-5-raz-i-eto-tolko-33-ot-realnogo-pokazatelia-5f61c0a88169a8781650d4ed (дата обращения 21.01.2021)

35. Повышение налогов в России с 1 января 2021 года: полный перечень. [Электронный ресурс]

- Режим доступа свободный: https://buhuchet-info.ru/buhgalterskiy-uchet/3154-povishenie-nalogov-v-rossii-s-1-yanvarya.html (дата обращения 21.01.2021)

36. Повышение налогов в России с 2020 года: полный перечень. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://zen.yandex.ru/media/26-2.ru/povyshenie-nalogov-v-rossii-s-2020-goda-polnyi-perechen-5d9b438a1febd400b191ebe0 (дата обращения 21.01.2021)

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 № 1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»

38. Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 №1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц».

39. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2018 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» (Зарегистрирован 15.11.2018 № 52690)

40. Путин ввел льготы по упрощенной системе налогообложения. [Электронный ресурс]

- Режим доступа свободный: https://rg.ru/2020/07/31/putin-vvel-lgoty-po-uproshchennoj-sisteme-

nalogooblozheniia.html (дата обращения 21.01.2021)

41. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. - 2-е изд., испр. - Москва: Изд. дом «ИНФРА-М», 1998. - 476 с.

42. Рогозинский Е. В. Теневая экономика в структуре производственных отношений: сущность, противоречия, формы разрешения / автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Е. В. Рогозинский; Сиб. федер. ун-т. — Красноярск, 2009. — 22 с.

43. Россия приподнялась на «регуляторной гильотине». [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/30/5f71fbff9a79476a76b7dc73 (дата обращения 21.01.2021)

44. Рост налогов с 1 января 2021 года: таблица изменений для компаний и ИП. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.26-2.ru/art/355814-rost-nalogov-v-rossii-s-1-yanvarya-2021-goda-polnyy-perechen (дата обращения 21.01.2021)

45. Рубль угодил в тройку валют по глубине падения к доллару. [Электронный ресурс] -Режим доступа свободный: https://www.rosbalt.ru/business/2020/09/28/1865453.html (дата обращения 21.01.2021)

46. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 142 с.

47. С 1 января 2021 года отменяется единый налог на вмененный доход. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.nalog.ru/rn91/news/tax_doc_news/9370241/ (дата обращения 21.01.2021)

48. Семь лет санкций против России. Главное. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.rbc.ru/politics/24/11/2020/5bffb0f09a79470ff5378627 (дата обращения 21.01.2021)

49. Сото Э. де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. — М.: «Олимп-Бизнес», 2004. — 272 с.

50. Сото Э. де. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире / Пер. с англ. Б. Пинскера. — М.: Catallaxy, 1995. — 320 с.

51. Специальный налоговый режим для самозанятых будет распространен на всю страну с 1 июля. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ Аз/9706711/ (дата обращения 21.01.2021)

52. Ставки акцизов в 2018-2019 году (таблица). [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://spmag.ru/articles/stavki-akcizov-v-2018-2019-godu-tablica (дата обращения 21.01.2021)

53. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2009. — 304 с.

54. Тебекин А.В. Анализ динамики развития экономики г. Москвы с позиций неравномерности пространственного развития экономики страны. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 2 (58). С. 6.

55. Тебекин А.В. Дисбаланс формы и содержания статистической отчетности (о переходе с ОКВЭД на ОКВЭД-2). // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 5. С. 103-109.

56. Тебекин А.В. Легалистские факторы распространения «серой» теневой экономики в современной России. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1 (49). С. 166-176.

57. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6. № 2. С. 52-71.

58. Тебекин А.В. Проблемы развития знаниеемкого производства в России и потенциальные пути их решения. В сборнике: Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия

в [де]глобализирующемся мире (ПНО-VI). Сборник материалов VI Международного конгресса. Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. 2020. С. 273-281.

59. Тебекин А.В., Анисимов Е.Г. О фронтах гибридной войны в экономическом и геополитическом пространстве. // Журнал исследований по управлению. 2020. Т. 6. № 5. С. 60-74.

60. Тебекин А.В., Егорова А.А. Структуралистские факторы распространения «серой» теневой экономики. // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 3. С. 69-81.

61. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Проблемы экономической безопасности россии на исходе первой волны пандемии коронавируса. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2020. № 3. С. 7-15.

62. Теневая экономика стран мира. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: http:// fincan.ru/articles/95_tenevaja-ekonomika-stran-mira/ (дата обращения 21.01.2021)

63. Уровень расходов на НИОКР в странах мира. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure (дата обращения 21.01.2021)

64. Установлен коэффициент-дефлятор на 2019 год для ЕНВД. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.nalog.ru/rn50/news/tax_doc_news/8124318/ (дата обращения 21.01.2021)

65. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

66. Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

67. Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».

68. Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

69. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

70. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

71. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь-октябрь 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://customs.gov.ru/press/federal/document/260175 (дата обращения 21.01.2021)

72. Шепелев И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. 2014. № 2 (4)

73. Шульцева С.М. Анализ увеличения количества споров о результатах определения кадастровой стоимости // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 306-309. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://moluch.ru/archive/241/55545/ (дата обращения: 14.01.2020).

74. Экономисты оценили сокращение российской экономики из-за роста НДС. [Электронный ресурс] - Режим доступа свободный: https://www.rbc.ru/economics/02/07/2018/5b3a10849a79477e463 8a122 (дата обращения 21.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.