Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 143—148
143
УДК 316.4.062
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ ДОСТУПНОСТИ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2020 г. А.А. Болозин
Болозин Андрей Александрович, соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
Рассматриваются институциональные барьеры доступности массового спорта для современной российской молодёжи. В качестве таких барьеров автор выделяет коммерциализацию и профессионализацию массового спорта. Коммерциализация препятствует расширению численности вовлеченных в массовую спортивную деятельность из-за отсутствия возможности у значительной части молодежи принимать спорт в качестве платной услуги, а профессионализация обусловливает снижение количества уже занимающихся, так как ориентирует массовый спорт исключительно на результат, не принимая в расчет иные его важные задачи. Автором обоснован концепт «институциональные барьеры» и проведён анализ понятия «доступность». Актуальность работы определяется тем, что современная отечественная реальность изменилась, стала непостоянной, расплывчатой, обусловленной влиянием ряда негативных факторов на социализацию молодежи, поэтому актуализировались тенденции к уменьшению продолжительности жизни, высоким показателям заболеваемости, смертности в работоспособном возрасте. Уже сегодня невключенность некоторой части российской молодежи в массовую спортивную деятельность приводит к росту преступности, социально обусловленных болезней и суицидов. Это, в свою очередь, масштабно обозначило проблему «инвалидизации» российской молодежи, что толкает современное российское общество к возвращению стратегии оздоровительного и профилактического спорта. Для снижения негативных тенденций, сложившихся в российском социуме, необходимо создать максимальный доступ молодёжи к массовому спорту - социальному благу, направленному на укрепление здоровья.
Ключевые слова: массовый спорт, молодёжь, социальный институт, институциональные барьеры, доступность, коммерциализация, профессионализация.
Введение
Проблемы доступности при получении общественных благ в современном российском обществе встречаются в той или иной форме весьма часто. Особенно болезненно воспринимаются они в социальной сфере. Не является исключением и массовый спорт, поскольку здесь затрагиваются наиболее важные направления с точки зрения удовлетворения физических и духовных потребностей человека [1].
Массовый спорт следует считать важнейшей социальной сферой для оптимального развития всего российского социума, в том числе молодежи, ее социализации в современных условиях. В этом плане приоритетными задачами становятся: формирование ценностей физического и духовного здоровья нации; постулирование здорового образа жизни; вовлечение в занятия массовым спортом как можно большего числа людей [2, с. 188].
Обоснование концепта «институциональные барьеры»
Целесообразно начать с обоснования концепта «институциональные ограничения». Дан-
ное понятие будет рассмотрено с позиции неоинституциональной парадигмы Д. Норта, которому принадлежит нормативная концепция социального института. В соответствии с представленной концепцией, «социальный институт может быть рассмотрен в виде устойчивых формальных и неформальных норм, сложившихся в ходе определенной практики социального взаимодействия» [3].
Общая линия рассуждений Д. Норта по этому вопросу может быть сведена к следующей схеме: «Общественный порядок нуждается в устойчивости институтов, дабы социальные акторы смогли их понять, осмыслить и построить свои действия сообразно с ними. В том случае если будет иметь место постоянная смена норм, то это вызовет рост процессов неопределенности и неустойчивости, а может быть, даже и деградации самих основ существования общества» [3].
Институты устанавливают ограничительные рамки, определяя стимулы и ограничения для социальных акторов. Стимулы необходимы для поощрения желаемого социального поведения, а ограничения связаны с запретом на определенный тип социального действия. «Институци-
ональные ограничения включают как запреты индивидам совершать определенные действия, так и, иногда, указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Поэтому, как уже было сказано, институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом» [3].
В рамках данного исследования важно понимать, что институциональные ограничения, связанные как формальными, так и неформальными предписаниями, могут порождать барьеры, препятствующие доступности массового спорта для определенных групп населения, если данные институциональные барьеры приобретают для них дискриминационный характер. Иными словами, институциональные барьеры понимаются не только с точки зрения снижения потенциала неопределенности, но и в качестве негативного комплекса норм, имеющих отрицательную коннотацию.
Анализ понятия «доступность»
Исследования институциональных барьеров доступности массового спорта для молодежи в современной России следует продолжить через анализ семантического наполнения понятия «доступность».
Слово «доступность» не стало научным понятием, поэтому отсутствует специальная терминология и соответствующая научная традиция, в рамках которой можно было бы дать его интерпретацию. В связи с этим обратимся к соответствующим разделам словарей, чтобы установить смысловой контекст его употребления в повседневных разговорных практиках. Такой подход крайне важен для того, чтобы выстроить необходимые смысловые коннотации при его сопоставлении с избранной неоинституциональной методологией и специальными понятиями, составляющими часть входящего в предмет данного исследования научного дискурса.
Филологи чаще всего используют лексему «доступный», с которой производят все необходимые для уточнения смыслов языковые манипуляции. В словаре Л.И. Скворцова «доступный» означает «подходящий для всех, которым можно пользоваться» [4]. В Толковом словаре Д.Н. Ушакова «доступный» понимается как «открытый для посещения и использования» [5]. В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой о доступности говорится в контексте соответствия чьим-то возможностям [6]. Если суммировать предложенные подходы к пониманию слова «доступный», можно выстроить два семантических ряда: 1) доступность предполагает готовность и наличие внутренних возможностей у
субъекта воспользоваться определенным объектом; 2) доступность связана с отсутствием неких внешних барьеров и препятствий, которые могут встретиться на пути у субъекта во время его стремления к объекту. Следовательно, принципиальная возможность доступности предполагается при наличии определенных свойств и качеств у субъекта и отсутствии внешних препятствий, делающих невозможным получение чего-то или движения к чему-то.
Поскольку слово «доступность» не имеет статуса научного термина, далее перейдем к следующему уровню обобщения, позволяющему использовать уже сугубо научные категории. Новое понятие, образующее следующий уровень изучения, - это «доступность услуги». Данный термин введен в связи с особенностями массового спорта как формы, разновидности соревновательной активности. Массовый спорт может возникнуть лишь там, где для этого выстроена и соответствующим образом подготовлена материальная основа. «Практически любая область массового спорта нуждается в материально-техническом обеспечении. Водные виды спорта предполагают строительство бассейнов, лыжные - специализированных трасс, игровые виды спорта - стадионов или спортивных площадок, гимнастика - залов с необходимыми спортивными снарядами и инвентарем и т.д.» [7]. Иными словами, возможность заниматься массовым спортом в современном обществе должна быть предоставлена, обеспечена, подготовлена в форме услуги, имеющей, как пишут специалисты, «шаговую доступность».
В данном исследовании будем исходить из содержания, определенного применительно к понятию «услуга» Ф. Котлером, согласно которому под ней понимаются мероприятия или предоставляемая выгода, предлагаемые одной стороной по отношению к другой [7]. Из этого определения следует, что получение услуги связано с приобретением определенного блага, поэтому доступность услуги означает прежде всего доступность получения желаемого блага, имманентно с этой услугой связанного, то есть неотделимого от нее [8].
В рамках одной из трактовок классификации благ специалисты предлагают их деление на частные и общественные [9]. Частные блага связаны с правом собственности на их предоставление со стороны владельца источника блага. Получение частного блага привязывается к источнику блага, являясь неотделимым от него в силу возникшей правовой связи, потенциально основанной на том или ином юридическом факте: покупке права собственности, создании права собственности, находке или другом спо-
собе обретения объекта собственности, указанном в первой части Гражданского кодекса РФ. Получение благ от этого источника находится в прямой связи с волеизъявлением субъекта как собственника.
Иное понимание возникло в отношении общественного блага, которое по своей природе является неделимым. На него не существует права частной собственности. Также очень важным для понимания является тот факт, что источник общественного блага не может быть предметом открытого соперничества за обладание им. Таким образом, важнейшими признаками общественного блага являются его неисключительность и неконкурентность. Другая особенность общественного блага состоит в том, что оно может приносить пользу как отдельному индивиду и группам лиц, так и обществу в целом [10]. При этом потребление общественного блага одним социальным актором не делает его менее полезным применительно к другому социальному актору [11].
Проведя сопоставление признаков двух разновидностей блага - частного и общественного, можно сказать, что массовый спорт является формой общественного блага. Массовый спорт адресует активность и соперничество в легализованное обществом направление, организует досуг, отвлекает от различных форм девиации, формирует социально значимые ценности, выступает необходимой базой для формирования здорового образа жизни. В совокупности он формирует необходимые условия для повышения социального и физического здоровья.
Коммерциализация и профессионализация как институциональные барьеры в массовом спорте
В контексте изучения снижения доступности массового спорта для молодежи необходимо отметить, что данную ситуацию в современных условиях обостряют заявленные приоритеты автономного развития сферы массового спорта. Речь идет об уходе государства из этой отрасли, ограничении его участия [12].
Характерной тенденцией в современном массовом спорте становится создание коммерческих спортивных структур (например, хозрасчетных клубов, фитнес-центров) [13], повсеместно распространяется практика заключения договоров по возмездному оказанию услуг по спортивной подготовке и проведению тренерами платных занятий. Большинство специалистов признает, что объекты спортивно-массовой инфраструктуры преимущественно недоступны
рядовым гражданам из-за высокой стоимости спортивно-оздоровительных услуг и, как правило, пользуются спросом у людей с высоким уровнем доходов [2, с. 188].
Интересным в этой связи представляется рассмотрение экспертных исследований, посвященных тому, насколько часто сегодня имеют место случаи взимания денег за занятия в спортивном учреждении. Параметр «очень часто» выбрали 27% экспертов, «довольно часто» -33%, «по-разному: где-то есть, где-то нет» -20%, «довольно редко» - 10% [14].
Таким образом, в настоящее время массовый спорт в России в абсолютном большинстве стал платной услугой, тенденция к его коммерциализации усиливается и распространяется.
Проблема роста бедности населения современной России закрывает большей части молодежи доступ к занятиям массовым спортом, что приводит к снижению его доступности по коммерческому признаку.
Сегодня приходится констатировать, что вследствие роста бедности населения России покупка спортивного инвентаря, спортивной одежды и обуви, оплата занятий в спортивных и оздоровительных секциях занимают в бюджете молодых россиян далеко не первые места по сравнению с другими жизненными приоритетами [15].
Коммерциализация является одним из оснований, ухудшающих показатели доступности в сфере ФКиС. По мнению Ю.А. Фомина, коммерциализация рождает негативную ситуацию для дальнейшего развития массового спорта [16]. Ученый определяет коммерциализацию в спорте как процесс применения его для приобретения прибыли, вовлечения в процесс коммерческих отношений субъектов спортивной деятельности в качестве активного звена [16]. По его словам, первым признаком кризиса в сфере массового спорта является его коммерциализация. Следствием этого процесса является создание новой модели спорта, которая характеризуется стремлением к получению прибыли субъектами спортивных отношений. Как пишет А.Д. Жуков, сегодня в российском спорте обозначались элитные (коммерческие) и «массовые» виды [17], что, без сомнения, усиливает поляризацию среди участников спортивного процесса в самом институте спорта в частности и среди населения современного российского социума в целом.
Многие популярные виды спорта, к которым относятся гольф, теннис, фигурное катание и ряд других, являются недоступными для значительной части представителей современной российской молодежи, поскольку занятия про-
водятся исключительно на платной (коммерческой) основе.
При этом важно и то, что в последние годы в России были реализованы некоторые управленческие эксперименты в сфере ФКиС. Одним из таких экспериментов является переход существующих спортивных учреждений на программы спортивной подготовки [17], а следовательно, на иную систему оплаты труда, суть которой заключается в том, чтобы поставить заработок тренера в прямую зависимость от результата его спортсменов. Если раньше действовала система так называемого «подушевого» финансирования в спортивных школах, при которой тренер получал заработную плату за количество воспитанников, что во многом способствовало привлечению большего количества детей и молодежи к занятиям спортом и обеспечивало массовость, то при оплате только результата тренеру становится невыгодно бесплатно тренировать большие группы спортсменов. Учащиеся спортивных школ, которые не показывают высокого результата, зачастую вынуждены оплачивать свою дальнейшую спортивную подготовку в коммерческих спортивных организациях.
В этой связи актуальность приобретает вопрос о профессионализации массового молодежного спорта, его преимущественной ориентации на результат. Активный процесс профессионализации молодежного спорта в современной России ухудшает условия доступности для тех групп молодежи в возрасте 21-30 лет, которая не занимается спортом профессионально.
По мнению Ю.А. Фомина, профессионализация молодежного спорта вызвана, прежде всего, его многозатратностью, которая продиктована длительным учебно-тренировочным процессом в абсолютном большинстве видов спорта, активно продолжающимся 10-15 лет [16]. Чтобы понять, почему на современном этапе развития молодежного спорта в России приобрела актуальность проблема профессионализации, необходимо рассмотреть общую структуру спортивной подготовки на разных уровнях.
В рамках современной системы спортивной подготовки установлены стандарты, предполагающие переход на следующий этап только в том случае, если спортсмен сдает нормативы и получает разряд, соответствующий этому этапу. Кроме того, ограничен период нахождения спортсмена на том или ином этапе. Подобный подход к организации спортивной деятельности лишает спортивные школы возможности работать на массовость и сужает их деятельность до работы только на результат. Спортивная подготовка практически не распространяется на рас-
сматриваемую в данном исследовании молодежную группу. Молодые люди возрастной категории от 21 года, не имеющие профессионального спортивного результата, не могут осуществлять спортивную подготовку на базе государственных спортивных организаций.
Сегодня перед спортивными школами стоит дилемма: с одной стороны, они призваны создавать условия для развития массового молодежного спорта, а с другой - новые стандарты спортивной подготовки все больше склоняют их к профессионализации, что объективно ведет к сужению каналов доступности для занятий массовым спортом.
Таким образом, молодежь возрастной когорты 21+, не имея профессионального спортивного результата, не может продолжать спортивную подготовку. При этом, не утратив статуса школьника или студента младших курсов, молодые люди данного возраста находятся в пограничном состоянии, студенческий и школьный спорт для них также недоступен. Молодежь данной возрастной группы оказывается исключенной из системы спортивной деятельности в рамках государственных бюджетных организаций.
Следовательно, имея объективную потребность в получении спортивной нагрузки, молодой человек должен осуществлять спортивную деятельность на базе коммерческих организаций или показывать профессиональный спортивный результат.
Уже сегодня невключенность некоторой части российской молодежи в массовую спортивную деятельность приводит к росту преступности, социально обусловленных болезней и суицидов [18]. Это, в свою очередь, масштабно обозначило проблему «инвалидизации» российской молодежи, что толкает современное российское общество к возвращению стратегии оздоровительного и профилактического спорта. Осуществлению поставленных задач препятствует не столько мощное развитие индустрии развлечений, сколько недофинансирование молодежного массового спорта (6% в России против 30%, например, в Финляндии), недоверие современной молодежи к официальным институтам и принудительность спортивной социализации [19].
В современных экономических условиях неоспоримым фактом является, что спорт переориентирован только на результат. «Культ» результата все больше отклоняет современный молодежный спорт России в сторону профессионализации, делая ставку на приоритет успеха, карьеры и денежной выгоды. В этой связи изменились и ценностные ориентации спорта в сторону
прагматических и потребительских направлений. В контексте увеличивающейся профессионализации спорта растет результативность спортсменов, что, однако, противопоставляет профессиональный спорт, отдаляя его от массового [20].
Заключение
В числе барьеров, ухудшающих показатели доступности, были определены коммерциализация и профессионализация массового спорта. Коммерциализация проявляется в увеличении общего процента молодых людей в возрасте 2130 лет, которые включаются в занятия массовой спортивной деятельностью в сегменте платных услуг. Эта ситуация обусловлена не только осознанием значимости спорта как ценности, но и отсутствием необходимых возможностей осуществлять это бесплатно.
Изучение материально-технического состояния спортивной инфраструктуры, ориентированной на возрастную группу 21-30 лет, показало, что количество и качество спортивных объектов не соответствует реальным запросам молодежи, ее готовности заниматься массовой спортивной деятельностью. Профессионализация системно связана с коммерциализацией, так как отражает характер институциональных ограничений, сложившихся в российской модели института массового спорта. В настоящее время спортивные школы утратили функцию массовой подготовки спортсменов, не ориентированных на спорт высоких достижений, оказавшись в пограничном состоянии между спортом профессиональным и массовым. Современная система спортивной подготовки устанавливает стандарты, предполагающие переход на следующий этап только при условии, если спортсмен сдает нормативы и получает разряд, соответствующий этому этапу. Кроме того, ограничен период нахождения спортсмена на том или ином этапе.
Подобный подход к организации спортивной деятельности лишает спортивные школы возможности работать на массовость и сужает их деятельность до работы только на результат, что приводит к росту профессионализации. Молодые люди возрастной категории от 21 года, не имеющие профессионального спортивного результата, не могут осуществлять спортивную подготовку на базе государственных спортивных организаций. Молодой человек, не показывающий профессионального результата, вынужден завершить свою спортивную подготовку или оплачивать услуги тренера, занимаясь спортом в коммерческих организациях, вследствие чего массовый молодежный спорт стано-
вится платным, коммерциализированным, в чем проявляется сужение каналов доступности для занятий массовым спортом. Те молодые люди, которые не могут оплачивать занятия спортом, все больше отклоняются от здорового образа жизни к асоциальным, аддитивным проявлениям, что влечет за собой рост социально обусловленных болезней, проявлений девиантного и делинквентного поведения у представителей данной социальной группы. Усилению процессов профессионализации и коммерциализации массового молодежного спорта способствует неравномерное распределение ресурсов между профессионалами и «массовиками». Оснащение и развитие спортивных учреждений имеет ситуативный, избирательный характер, с приоритетом в сторону профессиональных клубов, что создает неравенство в условиях между спортом профессиональным и массовым.
Список литературы
1. Дуплинская Е.Б., Селиванов К.С. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 256.
2. Клюев А.В., Кузнецов П.К. Барьеры в управлении массовым спортом в современной России. М.: СтандАрт, 2015.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
4. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: ООО «Изд-во «Мир и Образование», ООО «Изд-во «Оникс», 2012. 1360 с.
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель; АСТ, 2000. 1216 с.
6. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1 200 словообразовательных единиц. М.: АСТ, 2010. 699 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: экспресс-курс / Пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
8. Поворина Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 157.
9. Новоселова Е.О. Общественные блага // Альманах мировой науки. 2016. № 10-2. С. 172.
10. Житникова К.А. Общественные и частные блага // Анализ проблем в области экономики: Сборник трудов аспирантов и преподавателей по мат-лам 16-й Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 16-18 февраля 2010 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский институт экономики и права, 2016. С. 201.
11. Харевич Г.Л. Общественные блага как объект потребления // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Сборник трудов конфе-
ренции. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. С. 689.
12. Исаев А.А. Спортивная политика России. М.: Современный спорт, 2012. 511 с.
13. Квашук В.К., Грачев П.Н., Маслова И.Н. К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва // Научно-теоретический журнал «Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта». 2011. № 2 (72). С. 109-112.
14. Общественный и личностный идеал, представления о смысле, качестве жизни и справедливости, жизненные планы и социальное здоровье современной российской молодежи РФ (настоящее и будущее России): Материалы всероссийского экспертного опроса (выборка 467 экспертов) / Сост. С.И. Григорьев. М.: Изд-во РГСУ, 2014. 64 с.
15. Григорьев С.И. Социальная квалиметрия эффективности либерально--рыночных реформ на фоне
оценки благополучия молодежи в России рубежа XX-XXI веков. М.: Магистр-Пресс, 2014. 88 с.
16. Фомин Ю.А. Актуальные социальные проблемы спорта. Омск: Омский государственный институт физической культуры, 2009. 218 с.
17. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения / Под ред. А.Д. Жукова. М.: Юнеско, 2011. 1000 с.
18. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 70-79.
19. Котомина А.А. Российская молодежь в современных социокультурных условиях (по результатам социологического исследования) // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 2. С. 144.
20. Сулейманов И.И. Основы спортивной конфликтологии: Монография. Омск: Сибирская государственная академия физической культуры, 2007. 343 с.
INSTITUTIONAL BARRIERS IN THE AREA OF MASS SPORTS FOR MODERN RUSSIAN YOUTH
A.A. Bolozin
Southern Federal University
The purpose of the article is to consider the institutional barriers to the availability of mass sports for modern Russian youth. The author identifies commercialization and professionalization of mass sports as such barriers. Commercialization prevents the expansion of the number of people involved in mass sports activities due to the lack of opportunities for a significant part of young people to accept sports as a paid service, and professionalization causes a decrease in the number of those already engaged, since it focuses exclusively on achieving the results in mass sports, without taking into account other important tasks. The author substantiates the concept of «institutional barriers» and analyzes the concept of «accessibility». The relevance of this study is determined by the fact that the modern realities in Russia have changed, becoming unstable and vague, due to the influence of several negative factors related to young people's socialization, and the trends of decreasing life expectancy, high morbidity and mortality in working age have become more pronounced. Even today, the lack of involvement of some Russian young people in mass sports activities leads to an increase in crime, socially-related diseases and suicides. This, in turn, highlights the problem of «disability» of Russian youth on a large scale, which pushes modern Russian society to return to the strategy of recreational and preventive sports. To reduce the negative trends that have developed in Russian society, it is necessary to create maximum access for young people to mass sports as a social good aimed at obtaining health.
Keywords: mass sports, youth, social institution, institutional barriers, accessibility, commercialization, professional-ization.