Научная статья на тему 'Доступность массового спорта для современной российской молодёжи'

Доступность массового спорта для современной российской молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
403
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ / МАССОВЫЙ СПОРТ / МОЛОДЁЖЬ / УСЛУГА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПАТЕРНАЛИЗМ / ACCESSIBILITY / MASS SPORTS / YOUTH / SERVICE / COMMERCIALIZATION / PROFESSIONALIZATION / PATERNALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болозин Андрей Александрович

Значимость массового спорта для оптимальной социализации молодежи огромна. Для оценки наличия доступности массового спорта для молодежи в современной России используются три индикатора: 1) социальные свойства молодежи (ценности, интересы, потребности); 2) материальные возможности молодежи; 3) внешние препятствия, проявляющиеся в виде таких дефектов развития массового спорта, как его коммерциализация и профессионализация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accessibility of mass sports for modern Russian youth

The importance of mass sports for optimal socialization of young people is enormous. Accessibility of mass sports as a service should be considered on three indicators: 1) social properties of young people (values, interests, needs); 2) material opportunities of young people; 3) external obstacles manifested in the form of such defects in the development of mass sports as its commercialization and professionalization) to assess the availability of mass sports for young people in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Доступность массового спорта для современной российской молодёжи»

Слово - молодым ученым

А.А. Болозин*

соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

Доступность массового спорта для современной российской молодёжи

Массовый спорт может возникнуть лишь там, где для этого выстроена и соответствующим образом подготовлена материальная основа. Практически любая область массового спорта нуждается в материально-техническом обеспечении. Водные виды спорта предполагают строительство бассейнов, лыжные - специализированных трасс, игровые виды спорта - стадионов или спортивных площадок, гимнастика -залов с необходимыми спортивными снарядами и инвентарем и т.п. Иными словами, возможность заниматься массовым спортом в современном обществе должна быть предоставлена, обеспечена, подготовлена в форме доступной услуги.

В данной статье мы будем исходить из содержания, определенного применительно к понятию «услуга» Ф. Котлером, согласно которому под ней понимаются мероприятия или предоставляемая выгода, предлагаемые одной стороной по отношению к другой1. Из этого следует, что получение услуги связано с приобретением определенного блага. Поэтому доступность услуги по сути своей означает прежде всего доступность получения желаемого блага, имманентно с этой услугой связанного, т. е. неотделимого от него2.

В рамках одной из трактовок классификации благ специалистами предлагается деление их на частные и общественные3. Частные блага связаны с правом собственности на их предоставление со стороны владельца источника блага. Получение частного блага привязывается к источнику блага, являясь неотделимым от него в силу возникшей правовой связи, потенциально основанной на том или ином юридическом факте: покупке права собственности, создании права собственности, находке или другом способе обретения объекта собственности, указанном в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Получение благ

* Болозин Андрей Александрович, e-mail: [email protected]

1 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : экспресс-курс / пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. Изд. 2-е. СПб. : Питер, 2006. С. 301.

2 Поворина Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 116-117.

3 Новоселова Е.О. Общественные блага // Альманах мировой науки. 2016. № 10-2. С. 106-107.

от этого источника находится в прямой связи с волеизъявлением субъекта как собственника.

Иное понимание возникло в отношении общественного блага. Оно по своей природе является неделимым. На него нет права частной собственности. Также очень важным для понимания является то, что источник общественного блага не может быть предметом открытого соперничества за его обладание. Таким образом, важнейшими признаками общественного блага являются их неисключительность и неконкурентность. Другая особенность общественного блага состоит в том, что оно может приносить пользу как отдельному индивиду и группам лиц, так и обществу в целом. При этом потребление общественного блага одним социальным актором не делает его менее полезным применительно к другому социальному актору1.

Проведя сопоставление признаков двух разновидностей блага -частного и общественного, мы можем сказать, что массовый спорт является формой общественного блага. Это понимание связывается с теми социально значимыми свойствами массового спорта в отношении молодежи. Массовый спорт адресует активность и соперничество молодежи в легализованное обществом направление, организовывает досуг, отвлекает от различных форм девиации, формирует социально значимые ценности, выступает необходимой базой для формирования здорового образа жизни2.

В связи с этим следующим аспектом исследования является анализ понятия доступности массового спорта для молодежи как услуги в форме общественного блага. Однако прежде чем мы перейдем к завершающему уровню исследования, выскажем несколько предварительных замечаний, цель которых состоит в решении двух задач:

1) определение критериев оценки значимости услуг в сфере обеспечения доступности для молодежи массового спорта как общественного блага;

2) установление индикаторов оценки непосредственно самой доступности услуг для занятий современной российской молодежи массовым спортом.

При решении первой задачи необходимо иметь в виду свойства услуги как общественного блага по предоставлению возможности заниматься массовым спортом для молодежи. Ее можно охарактеризовать с точки зрения перечисленных ниже признаков.

1. Равнозначность. Общественное благо в форме занятий молодежи массовым спортом одинаково важно для всех молодых людей, за исключением тех случаев, когда имеются соответствующие медицин-

1 Харевич Г.Л. Общественные блага как объект потребления // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. М. : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. С. 650-651.

2 Ковалев В.В., Муртазалиев М.М. Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 25.

ские противопоказания. Каждый имеет право на получение блага от пользования его источником, предполагается, что предоставление услуги обладает обезличенным характером. Здесь речь идет о некой презумпции максимальной желательности вовлечения молодежи в занятие массовым спортом, так как считается, что общественная польза от этого (приобщение к здоровому образу жизни, организация досуга, аккумуляция молодежной агрессии в соперничество, профилактика девиантного поведения, формирование социально значимых ценностей и т.п.) будет значительно превышать сумму затрат на создание источника блага (строительство стадионов, спортивных залов, бассейнов, закупка спортивного инвентаря, материалов и т.д.).

2. Неделимость. Возможность заниматься массовым спортом должна предоставляться всей молодежи на равных условиях, без дифференциации. Не имеют значения возраст, пол, материальное положение, место жительства и прочие социально-демографические характеристики. Важно лишь то, что обусловливает характеристики и особенности определенного вида спорта. Например, нельзя заниматься футболом в зале по художественной гимнастике или мотогонками на газоне футбольного поля. Также пользователи не вправе требовать предоставления услуги во внеурочное время, когда персонал должен закрывать доступ к объекту спортивной инфраструктуры. Иными словами, услуга должна восприниматься в предлагаемом объеме и качестве, а также при соблюдении необходимых условий ее предоставления.

3. Неконкурентность. Количество молодежи, проживающей на территории Российской Федерации, не должно быть фактором, ограничивающим частоту занятий массовым спортом со стороны отдельных представителей этой возрастной группы. Источники предоставления услуги (стадионы, спортивные площадки и т.п.) должны удовлетворять потребности всех нуждающихся таким образом, чтобы не возникало ощущение «иссякаемости» этих источников. Если возникает конкуренция, то можно говорить о наличии несоответствия между общественными потребностями в получении услуги и способностью организатора предоставления услуги предлагать ее в необходимом количестве. Подобное положение может быть причиной асоциального поведения молодежи.

4. Неисключаемость. Потребление услуги одной группой молодежи не должно становиться основанием для отказа в этой услуге для другой группы. В экономических отношениях выработаны различные способы дифференциации групп потребителей: по полу, возрасту, здоровью, месту жительства, социальному статусу, доходам и т.п. Но, как правило, они имеют значение, когда речь идет исключительно о платных услугах в условиях конкурентного поведения потребителей услуг относительно друг друга. Эта модель дифференциации не очень хорошо подходит к отношениям, которые не имеют буквальной денежной стоимости. Трудно оценить в денежном выражении стоимость здоровья молодежи, за-

траты на борьбу с девиациями в молодежной среде и т.п. Поэтому здесь невозможно применить принцип эквивалентности, регулирующий предоставление платных услуг. Вовлеченность молодежи в массовый спорт нужно оценивать как безусловное, не сопоставимое с конкретными финансовыми выгодами общественное благо. Поэтому массовый спорт, если мы позиционируем его социальную значимость и говорим о нем как об общественном благе, должен быть доступным.

Отталкиваясь от последнего критерия оценки значимости услуг в сфере обеспечения доступности для молодежи массового спорта как общественного блага, далее перейдем к решению второй задачи - характеристике индикаторов оценки непосредственно самой доступности услуг для занятий современной российской молодежи массовым спортом.

Характеристика субъекта - российской молодежи - подчинена оценке ее возможностей1. Возможность определяется двумя свойствами: наличием в сознании соответствующей системы ценностей (потребностей, интересов), ориентирующей молодежь на систематические занятия массовым спортом, и необходимых финансовых ресурсов, если источник, обеспечивающий возможность спортивной деятельности, предполагает оплату услуги. Характеристика объекта - массового спорта - должна быть увязана с выявлением наличия системных дефектов, способных породить для молодежи непреодолимые преграды, препятствующие определенной ее части быть систематически включенной в спортивную деятельность.

Итак, говоря о свойствах субъекта, нам фактически необходимо определиться с тем, есть ли у российской молодежи финансовая возможность заниматься массовым спортом (если спорт существует в качестве платной услуги).

Полагаем, что этот индикатор можно анализировать с двух позиций. Во-первых, с точки зрения дифференциации материальных возможностей самой молодежи; во-вторых, определения правомерности и разумности практики взимания оплаты за возможность заниматься спортом.

В отношении первой позиции нужно исходить из характеристик молодежи как социальной группы. Молодежь представляет собой промежуточную социальную группу, располагающуюся между детством и взрослостью. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу, что наличествующий уровень материального достатка молодежи выступает препятствующим фактором, стоящим на пути обеспечения доступности массового спорта. Но надо понимать, что этот тезис не может иметь абсолютного характера, так как саму молодежь необходимо дифференцировать, да и процедура участия в различных видах спорта обладает самой разнообразной капиталоемкостью. К примеру, гольф и горные лыжи - это

1 Ковалев В.В. Роль и значение аксиологических стереотипов для формирования устойчивости развития социальных институтов российского общества // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1. С. 62.

одна статья расходов с точки зрения траты финансовых средств, а дворовой футбол - уже совсем иная1.

Что касается правомерности и разумности практики взимания оплаты с молодежи за возможность заниматься спортом, то такая практика не вызывает вопросов, когда она является предпринимательской деятельностью частных лиц или коммерческих организаций.

Однако, изучая доступность массового спорта для молодежи, мы вполне закономерно можем поставить вопрос о том, а не станет ли подобная деятельность ограничительным препятствием, ухудшающим потенциальные возможности приобщения молодежи к спорту?

Во-первых, с точки зрения своей финансовой состоятельности молодежь считается наиболее уязвимой социальной группой. Ее платежеспособные возможности ограниченны, а потребности в занятиях спортом с учетом наличия необходимого свободного времени и объективной тяги к двигательной активности, напротив, безграничны.

Во-вторых, особенности современного политического и экономического развития страны таковы, что российское общество находится на этапе реставрации консервативных ценностей2. Государство постепенно превращается в патерналистский социальный институт, концентрируя в своих руках не только максимум политических возможностей, но также и экономический потенциал социума. С этой точки зрения «патернализм в России - это общественная потребность в государственной опеке и попечении, стремление жить в сильном социальном государстве, заботливом к нуждам своих подданных, способном решать их социальные проблемы и задачи и навести в обществе необходимый порядок»3. В этом же ракурсе выстраиваются и адаптационные стратегии молодежи, которая видит в государстве источник предоставления общественного блага в форме бесплатной услуги.

Безусловно, вовлечение молодежи в систему массового спорта относится к важнейшим общественным задачам, что следует из сопоставления социальных характеристик молодежи как общественной группы и пользы от общественного блага, получаемой молодежью в ходе участия в массовых спортивных мероприятиях. Поэтому увеличение объема платных услуг в области спортивной деятельности и, соответственно, уменьшение бесплатных позиционируем как потенциальное ухудшение доступа к занятиям массовым спортом для молодежи.

Проанализируем следующий индикатор, посредством которого оценивается доступность массового спорта для молодежи, - системные дефекты в объекте, т. е. в самом массовом спорте, потенциально способные породить непреодолимые преграды, препятствующие опреде-

1 Болозин А.А. Массовый спорт и его значение для современной российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 2. С. 55.

2 Начапкин М.Н. Феномен современного российского консерватизма: проблемы изучения и перспективы развития // Научный диалог. 2016. Вып. 7.

3 Лубский А.В., Лубский Р.А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 100.

ленной части молодежи быть систематически включенной в спортивную деятельность. По нашему мнению, можно выделить два таких препятствия: коммерциализацию и профессионализацию спорта.

Имея в виду первое и второе препятствия, мы будем говорить о них исключительно в контексте массового спорта, не затрагивая такие его разновидности, как профессиональный спорт, олимпийский спорт и спорт высших достижений. В указанном видовом сегменте под коммерциализацией спорта подразумеваем его трансформацию от общественного блага в особую разновидность предпринимательской деятельности. По мнению И.Д. Посошкова, результатом указанной трансформации стало «снижение возможности заниматься спортом людей с низкими доходами»1. Проблема коммерциализации нами будет рассматриваться именно в этом качестве.

Здесь сразу необходимо отметить, что традиционно в социологии спорта под его коммерциализацией понимается одновременно его профессионализация, поскольку речь идет не просто о том, что спорт становится частью системы бизнеса, а о превращении статуса спортсмена из любителя в профессионала, работающего за вознаграждение. Но этот аспект эволюции спорта не входит в предметный спектр нашего исследования, поскольку он находится за пределами массового спорта. Мы предлагаем рассматривать коммерциализацию услуг по предоставлению возможности заниматься спортом широким слоям населения. В этом смысле проблема ставится нами в контексте вытеснения бесплатных услуг платными, в том числе за счет коммерциализации деятельности государства в указанной сфере либо недостаточного участия в ней государства как субъекта спортивных отношений, оказывающего с учетом социальной значимости спорта для молодежи услуги бесплатного характера. Если подобного рода трансформация имеет место в социальной практике, то необходимо говорить о снижении доступности массового спорта для молодежи.

На фоне резкого ухудшения экономического и социального положения в стране массово распространяется бедность среди населения. Это ещё больше обозначает проблему неравномерного распределения доступа к физкультурно-спортивным услугам на основании различного уровня материального обеспечения населения, в том числе молодежи как наиболее уязвимой ее части.

В качестве второго препятствия, ограничивающего доступность массового спорта для современной российской молодежи, указываем его профессионализацию. Обычно под профессионализацией понимается возникновение особой разновидности спортивной деятельности, которая, сохраняя свою связь с институтом спорта, одновременно явля-

1 Посошков И.Д. Профессионализация и коммерциализация российского спорта // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образования в XXI веке : сб. тр. СПб. : СПбГЭУ, 2015. С. 369.

ется составной частью социального института экономики1. Так как в предметной области нашего исследования находится только массовый спорт, то под профессионализацией мы подразумеваем наличие системных изъянов в работе спортивных школ для молодежи, проявляющихся в таких принципах своего функционирования, которые являются типичными и органичными для профессионального спорта, но дискриминационными в спорте массовом. Здесь мы можем выделить ряд аспектов.

Сегодня труд тренера в основном оплачивается исходя из результативности его спортсменов. При этом работать с нерезультативными спортсменами невыгодно экономически. Таким образом, спортсмен, не добившийся лучшего результата, вынужден завершить свою подготовку, что, конечно, не способствует развитию массового спорта.

Еще одной проблемой в обозначенном ракурсе может оказаться непропорциональное финансирование обеспечения материально-технической базы для массового спорта и спорта высших достижений. Материально-техническое состояние системы спортивных объектов оставляет желать лучшего2. Часто оснащение и развитие спортивных учреждений имеют ситуативный, избирательный характер, с приоритетом в сторону профессиональных клубов, что, без сомнения, создаёт неравенство в условиях между спортом профессиональным и массовым.

И в завершение отметим, что особенности современного развития массового спорта в России порождают такие препятствия, как коммерциализация и профессионализация, выступающие в качестве факторов, влияющих на его доступность для молодежи. Между тем массовый спорт необходим для формирования ценностей здорового образа жизни.

Проблема обеспечения доступности для молодёжи массового спорта актуальна и требует особого внимания ещё и потому, что речь идет не столько о спорте как области личного физического совершенствования, сколько о роли и месте спорта в социализации молодежи, о рассмотрении спортивной деятельности с точки зрения ее социальной значимости для жизни и здоровья современной молодежи.

Болозин А.А. Доступность массового спорта для современной российской молодёжи. Значимость массового спорта для оптимальной социализации молодежи огромна. Для оценки наличия доступности массового спорта для молодежи в современной России используются три индикатора: 1) социальные свойства молодежи (ценности, интересы, потребности); 2) материальные возможности молодежи; 3) внешние препятствия, проявляющиеся в виде таких дефектов развития массового спорта, как его коммерциализация и профессионализация).

1 Курбатова Л.Н. Политизация и коммерциализация спорта: социологический анализ // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2015. Т. 1. С. 160.

2 Зеленцова С.Ю., Головин А.Н. Государственные инвестиции в физическую культуру и спорт // Приоритетные направления государственной политики. 2015. № 4. С. 32.

Ключевые слова: доступность, массовый спорт, молодёжь, услуга, коммерциализация, профессионализация, патернализм.

Bolozin A.A. Accessibility of mass sports for modern Russian youth. The importance of mass sports for optimal socialization of young people is enormous. Accessibility of mass sports as a service should be considered on three indicators: 1) social properties of young people (values, interests, needs); 2) material opportunities of young people; 3) external obstacles manifested in the form of such defects in the development of mass sports as its commercialization and professionalization) to assess the availability of mass sports for young people in modern Russia.

Keywords: accessibility, mass sports, youth, service, commercialization, professionalization, paternalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.