Научная статья на тему 'Институциональные аспекты управления инновационной деятельностью промышленных предприятий'

Институциональные аспекты управления инновационной деятельностью промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафаралиева Диляра Гаджиметовна, Кузьмина Мария Геннадьевна, Лузгина Ольга Анатольевна

Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов может быть эффективно использован в условиях совместного участия предприятий и организаций в инновационных проектах, что вызывает потребность в фокусированной координации их творческих инициатив. В статье предложена организационная модель структуры, обеспечивающей гибкий подход к реализации инновационной деятельности промышленных предприятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nnovative potential of economic unit can be effectively used in condition of the mutual participation of an enterprise and an organization in innovative projects that demands their coordination of initiatives. The authors suggest such an organizing model of structure which might give flexible scheme of maintenance of innovative activity to industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты управления инновационной деятельностью промышленных предприятий»

УДК 338.22; 339.138

Д.Г. Сафаралиева, М.Г. Кузьмина, О.А. Лузгина ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов может быть эффективно использован в условиях совместного участия предприятий и организаций в инновационных проектах, что вызывает потребность в фокусированной координации их творческих инициатив. В статье предложена организационная модель структуры, обеспечивающей гибкий подход к реализации инновационной деятельности промышленных предприятий.

Инновационная деятельность, управление, системообразующие параметры.

D.G. Safaralieva, M.G. Kuzmina, O.A. Luzgina INSITUTIONAL ASPECTS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES INNOVATIONAL

ACTIVITIES MANAGEMENT

Innovative potential of economic unit can be effectively used in condition of the mutual participation of an enterprise and an organization in innovative projects that demands their coordination of initiatives. The authors suggest such an organizing model of structure which might give flexible scheme of maintenance of innovative activity to industrial enterprises.

Innovative activity, management, system creating parameters.

Руководство российской экономикой за последние годы предпринимает активные шаги в направлении перехода на качественно новый этап экономического роста и поставило перед страной и промышленными субъектами задачу по значительному увеличению валового внутреннего продукта к 2020 году. Реализация этой программы требует формирования у кадров всех уровней управления промышленностью инновационного взгляда на тенденции развития экономики страны. Суть развития данной тенденции состоит в модернизации деятельности промышленных предприятий, применении новых способов управления, основанных на использовании внутренних факторов конкурентоспособности, соответствующих мировым тенденциям и сдвигам в структуре экономики, происходящим на базе новых информационных технологий, усилении глобальных и региональных институциональных процессов.

Известными способами реформирования деятельности предприятий являются проведение изменений как в их структуре, так и в номенклатуре производимой продукции, т.е. инновации. Опыт зарубежных стран мира с высокоразвитой экономикой показал, что инновации придают стратегическую устойчивость функционирования

организации, ослабляют ее зависимость от конъюнктуры отдельных рынков, обеспечивают прочную опору на различные слои потребителей.

В РФ в последние годы произошли положительные сдвиги в адаптации промышленных предприятий к рыночным условиям хозяйствования. Тем не менее, инновационные процессы, протекающие в экономике, как один из способов обеспечения устойчивого экономического роста и поворота к потребителю претворяются с большими трудностями, осложняются рядом факторов развития промышленных предприятий. Это объясняется тем, что проводимые ранее преобразования многими предприятиями ВПК, машиностроения, приборостроения и других отраслей происходили в условиях ограниченности материальных, финансовых, информационных и других ресурсов.

Управление экономикой осуществляется в условиях формирования федеративных отношений, основным признаком которых является обеспечение экономической самодостаточности регионов, и предполагает, что в каждом субъекте Российской Федерации необходимо развивать региональные инновационные системы, учитывающие экономические тенденции стратегического развития предпринимательства. Интенсификация хозяйственной жизни субъектов экономики ведет к появлению новых сегментов рынка, на которых могут успешно функционировать предприятия. Однако углубление рыночных отношений вызвало разобщенность в поведении организаций, сложность обеспечения единства отраслевых региональных комплексов и ограничило возможности региональной власти в воздействии на наиболее перспективные отрасли экономики.

В промышленности регионов наблюдается неразвитость инфраструктуры и недостаточность координации между организациями, заинтересованными в реализации инновационных идей. Для активизации хозяйствующих субъектов, повышения использования инновационного потенциала промышленных предприятий, создания условий для развития всех отраслей экономики территории на основе генерации, распространения и реализации нововведений требуется соответствующая консолидация усилий и ресурсов.

Необходимо учесть и тот факт, что только незначительная часть выпускаемой продукции и оказываемых производственных услуг (5-10%) идет на внешние рынки. Значительная ее доля расходится по местным, локальным рынкам сбыта. Специфика географии РФ, огромные затраты времени на укрепление и администрирование межрегиональных и межотраслевых производственных связей вызывают необходимость проведения предприятиями фокусированной гармонизации инновационных инициатив, предполагающих сегментацию капитала и позиционирование предпринимателей в своем регионе [1].

Организационно-экономические взаимодействия заинтересованных в инновациях промышленных предприятий, с одной стороны, и заинтересованных региональных институтов - с другой, можно представить как институциональный механизм (организация, альянс, кластер, консорциум и др.), обеспечивающий формирование и реализацию инновационных стратегий для удовлетворения спроса потребителей в промышленных товарах и услугах, которые будут производиться предприятиями того же региона.

Для покрытия дефицита необходимых ресурсов (материальных, информационных, инновационных, людских), а также развития предпринимательства во всех отраслях промышленности отдельно взятого региона потребуется формирование кооперационных связей предприятий на базе производственно-инновационных субконтрактинговых отношений.

Авторы исходят из предположения, что для эффективного взаимодействия между заинтересованными субъектами в регионе необходимо создание специализированной региональной структуры, миссией которой будут являться координация и инфраструктурная поддержка инновационных процессов промышленных предприятий.

Организация поддержки инноваций базируется на экономических инструментах. Экономическая основа межсубъектных отношений в интегрированной структуре может принимать различные формы. Кроме бюджетных субвенций и банковского кредита, частичного покрытия процентных ставок, в нашей стране другие механизмы поддержки инноваций активно не используются. Существует еще целый спектр экономических инструментов: конвертируемый заем, прямые инвестиции, венчурные фонды, привлечение стратегических инвесторов, гарантийные фонды, передача собственности, использование инновационных площадок и другие.

Для реализации процессов управления инновационной деятельностью промышленных предприятий потребуется использование различных механизмов, к числу которых относятся затратно-распределительный, организационно-распределительный, производственно-распределительный, информационно-распределительный, кредитнокооперационный, страховой, безвозмездно-доверительный [2].

Потенциальными участниками предполагаемого альянса могут стать государственные предприятия, акционерные и частные промышленные и научноисследовательские организации, организации финансового рынка (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), исполнительные органы региональной власти, предприниматели, образовательные организации, объединения промышленников и предпринимателей, общественные организации. В процессе реализации идеи взаимодействия в сфере инноватики предприятий могут иметь место разнообразные формы сотрудничества: стратегический союз, пул, соглашение, совет и другие.

Предлагаемый подход предполагает создание координационной структуры, которая будет способствовать достижению потенциального синергизма в ходе реализации программы производства новации.

Проявление, главным образом, диверсификации деятельности будет рассматриваться не только в виде технологических цепочек вертикально и горизонтально интегрированных имущественных комплексов, но также как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных, информационных и других факторов, определяющих создание новаций.

Благодаря такому подходу появляется возможность обнаружить нестыковки внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и внедрению инноваций. В нашем случае наиболее ценной станет поддержка со стороны региональной власти, которая сможет с помощью административного ресурса улучшить взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности, повысить деловую активность предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Имеется положительный опыт подобного взаимодействия предприятий самодостаточных регионов России (г. Москвы, Самарской области, Татарстана) [3]. В более сложном положении находятся дотационные субъекты РФ, хотя и в них развиваются соответствующие программы. Например, руководство Пензенской области прилагает огромные усилия по инициированию инновационной активности предприятий, направленной на решение социально-экономических проблем региона. Создание передвижных медицинских пунктов, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов - первые попытки вовлечения промышленных предприятий в инновационные процессы.

Используя опыт исследователей в области развития регионального инновационного предпринимательства, можно сформулировать императивы для региональной системы развития инновационной деятельности предприятий:

- разработка и внедрение механизма воздействия региональных органов власти, направленного на повышение инновационной активности предприятий и организаций на основе приоритетов стратегического развития региона;

- внедрение институциональных механизмов отбора предложений (проектов) и прямого или льготного их финансирования;

- создание научно-исследовательского, маркетингового центра (института) для изучения конъюнктуры регионального рынка инновационного предпринимательства;

- обеспечение информационной поддержки региональных участников

(исполнителей и потребителей), задействованных в процессе инновационной деятельности предприятий;

- создание институциональных условий подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для новых сфер деятельности, создание системы консультационных услуг для предприятий и организаций;

- встраивание региональной системы инновационного развития в общероссийскую инновационную систему и международный рынок;

- формирование благоприятного общественного мнения об инновационной

деятельности субъектов предпринимательства.

Взаимодействие субъектов-участников по поводу организации маркетинга,

исследовательских, проектных, технологических, производственных и реализационных процессов может осуществляться по различным типам (инсорсинговый, аутсорсинговый, виртуальный). Проведенные авторами исследования факторов, определяющих разнообразие подходов к обеспечению жизнеспособности организации поддержки инновационной деятельности, позволили сформировать организационную модель (см. таблицу), которая позволит варьировать организационные параметры, сообразно возникающим ситуациям.

Системообразующие параметры организации инновационной структуры в регионе

Системообразующий фактор Варьируемые значения

1. Форма организации (по степени интеграции капитала и способам управляющих воздействий) Некоммерческая организация Хозяйственный союз Консорциум Холдинг Пул Ассоциация Виртуальная сеть Коммерческая организация

2. Ресурсы, потребляемые из региональных источников Трудовые ресурсы Сырье, материалы, комплектующие Информация Финансовые ресурсы Предпринимательские способности

Продолжение таблицы

Системообразующий фактор Варьируемые значения

3. Источники ресурсного обеспечения в регионе Инновационные идеи субъектов рынка Производственные мощности (свободные, резервные) промышленных предприятий Мощности организаций НИОКР Образовательные учреждения Незанятое трудоспособное население Денежные средства хозяйствующих субъектов Объекты финансового рынка Венчурные фонды Специализированные инфраструктурные единицы

4. Форма партнерского взаимодействия Научно-техническое сотруд ничество Производственная кооперация Коммерческое сотрудничество с институтами финансового рынка Информационная поддержка

Торгово-посредническое взаимодействие Подготовка и переподготовка кадров Государственный заказ Гранты

5. Источники инновационных идей Маркетинговые исследования рынков региона Концепции социально-экономического развития страны Результаты исследований социально-экономического развития страны и регионов Инновационные программы хозяйствующих субъектов Базы данных инновационной инфраструктуры региона Договоры внешнеэкономического сотрудничества Результаты научных исследований и разработок организаций науки и образования Стратегические планы развития предприятий

6. Координирующий орган Промышленное предприятие Структура ФПГ Научно-исследовательская организация Центр маркетинговых исследований Специализированная организация Биржа контрактов и координации Другие (например, региональное агентство, лизинговая компания, университет)

7. Организационноструктурная форма Функциональная Дивизиональная (региональная, продуктовая, технологическая) Матричная Смешанная Программно-целевая (проектная)

8. Средства взаимодействия Коммерческие контракты Партнерский договор Государственный заказ Региональный заказ Лизинг

9. Тип взаимодействия с внешними партнерами Инсорсинговый Аутсорсинговый Виртуальный Смешанный

Окончание таблицы

Системообразующий фактор Варьируемые значения

10. Форма партнерства региональной власти Учредитель Соучредитель Координатор Заказчик

11. Источники финансовых средств Собственные средства организации-заказчика Банковский кредит Средства организаций-партнеров Целевые средства консолидированного бюджета субъекта РФ, региональные гранты, бюджет развития региона Федеральный бюджет Региональные программы и фонды поддержки Отраслевые бюджеты, программы и фонды поддержки Международные программы и фонды поддержки Внебюджетные программы и фонды поддержки, венчурный инновационный фонд Покрытие бюджетом региона процентных ставок по кредитам

Совместное инвестирование банками и бюджетом развития региона

12. Нефинансовые институты развития [4] Особые экономические зоны (технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные, портовые) Технопарки, промышленные парки, «бизнес-инкубаторы» Центры трансфера технологий, субконтрактации, развития дизайна, энергоснабжения и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лузгина О. А. Концепция управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий на региональном рынке: монография / О. А. Лузгина. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. 168 с.

2. Лузгина О.А. Диверсификация деятельности промышленного предприятия в условиях регионального рынка / О. А. Лузгина, Л.Н. Семеркова. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 142 с.

3. Агеев Ш. Инновации: мифы и реальность / Ш. Агеев // Волга-Бизнес. 2005. № 1.

4. Набиуллина Э.С. Задачи институтов развития по диверсификации экономики России / Э.С. Набиуллина // Экономика и управление. 2008. № 1.

Сафаралиева Диляра Гаджиметовна - Safaralieva Dilyara Gadjimetovna -

научный сотрудник Scientific Officer of the Penza Regional Center

Пензенского регионального центра of the High Educational School (branch)

высшей школы (филиала) of the Russian State University

Российского государственного университета of Innovational Technologies инновационных технологий and Entrepreneurship

и предпринимательства

Кузьмина Мария Геннадьевна - Kuzmina Mariya Gennadyevna -

ассистент Assistant of the Penza Regional Center

Пензенского регионального центра of the High Educational School (branch)

высшей школы (филиала) of the Russian State University

Российского государственного университета of Innovational Technologies инновационных технологий and Entrepreneurship

и предпринимательства

Лузгина Ольга Анатольевна - Luzgina Olga Anatolyevna -

доктор экономических наук, профессор Doctor of Economic Sciences,

Пензенского регионального центра Professor of the Penza Regional Center

высшей школы (филиала) of the High Educational School (branch)

Российского государственного университета of the Russian State University инновационных технологий of Innovational Technologies

и предпринимательства and Entrepreneurship

Статья поступила в редакцию 16.06.08, принята к опубликованию 29.07.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.