Научная статья на тему 'Организационно-экономические условия активизации инновационных процессов в промышленности региона'

Организационно-экономические условия активизации инновационных процессов в промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузгина Ольга Анатольевна, Похвалов Андрей Сергеевич

В статье освещены практические проблемы управления инновациями в российской экономике. Рассмотрены особенности развития инновационной деятельности на региональном уровне. Предложен методологический подход для оценки условий активизации инноваций в промышленности региона на основе баланса организационно-экономических сил.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лузгина Ольга Анатольевна, Похвалов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the practical problems of innovations management in the Russian economy are covered. The features of development of innovations activity at a regional level are considered. The methodological approach for an estimation of conditions of innovations process in an industry of region is offered on the basis of balance of organizational and economic forces.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические условия активизации инновационных процессов в промышленности региона»

Организационно-экономические условия активизации инновационных процессов в промышленности региона

1

О. А. Лузгина,

к. т. н., доцент, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента

А. С. Похвалов

к. э. н., доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента

Пензенский государственный университет

В статье освещены практические проблемы управления инновациями в российской экономике. Рассмотрены особенности развития инновационной деятельности на региональном уровне. Предложен методологический подход для оценки условий активизации инноваций в промышленности региона на основе баланса организационно-экономических сил.

In clause the practical problems of innovations management in the Russian economy are covered. The features of development of innovations activity at a regional level are considered. The methodological approachfor an estimation of conditions of innovations process in an industry of region is offered on the basis of balance of organizational and economic forces.

В последнее десятилетие масштабы инновационной деятельности в российской экономике, как оценивают эксперты, весьма скромны. Инновационная составляющая в приросте ВВП даже в периоды активного роста начала 2000-х гг. не превышала 0,1—0,2% [1].

Спрос на технологические инновации со стороны институциональных экономических агентов остается крайне низким и не соответствует задачам обеспечения устойчивого экономического роста. При этом доля высокотехнологических секторов в национальной экономике не достигает 25%.

В тоже время, важной задачей, стоящей перед Россией, является модернизация промышленности, повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что становится особенно важным в преддверии ожидаемого вступления в ВТО. Основным условием реализации представленных направлений является интенсификация технологических и продуктовых инноваций. Без изменения номенклатуры и повышения качества продукции отечественные предприятия не смогут обеспечить свою конкурентоспособность на мировых рынках.

Стимулирование инновационной активности в промышленности, несомненно, предполагает проведение соответствующей государственной политики. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) указывается на комплекс мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 06-02-28201 а/В).

ведущих секторов экономики, направленный на устранение структурных ограничений экономического роста и включающий [1]:

> стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии, в том числе, за счет ускорения выбытия устаревшего оборудования;

> включение ресурсов государственных финансовых институтов развития в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;

> развитие инновационной инфраструктуры на основе реализации федеральных целевых программ;

> создание особых экономических зон и технопарков, формирование территориально-производственных кластеров.

Данные мероприятия являются частью государственной стратегии развития инновационных секторов экономики, реализация которой позволит к 2015 г. довести их долю в приросте ВВП до 1,0—1,5%.

Одновременно заявлено о формировании в РФ национальной инновационной системы, создающей институциональные условия для активизации взаимодействия между организациями, занимающимися инновационной деятельностью, и потребителями инноваций [2]. Здесь предусматривается создание системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, а также активное вовлечение в инновационный процесс высших учебных заведений и академических центров.

Для априорной оценки результативности представленных направлений государственной политики необходимо определить влияние организационных и

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

Таблица 1

Виды инновационной деятельности на промышленных предприятиях РФ в 2003-2004 гг., %

Вид инноваций Российская Федерация Пензенская обл.

Приобретение современного оборудования 65 78

Приобретение новых технологий 18 21

Разработка новых продуктов и технологий 36 17

экономических факторов на инновационную активность предприятий в промышленности. И здесь, по нашему мнению, следует учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, необходимо четко отделить федеральные и региональные условия или факторы активизации инновационной деятельности, поскольку исследования показывают их влияние на решение различных задач.

На федеральном уровне, активизация инновационной активности требует обеспечения условий для структурной перестройки национального хозяйства, его ускоренного роста и развития экспортного потенциала обрабатывающих отраслей с высокой долей конечной продукции. Помимо макроэкономического стимулирования инноваций частных компаний, важным инструментом реализации данной политики считалось развитие с середины 1990-х гг. технопарков, создававшихся на базе крупных научных центров для освоения производства высокотехнологичной продукции. Однако система технопарков в России не получила должного развития, хотя их общее число формально превысило 50 [9]. В качестве основных причин провала политики создания технопарков называется отсутствие достаточного объема финансовых и материальных ресурсов, не позволяющее интенсивно создавать малые предприятия для продвижения инноваций, а также технологическое отставание по многим направлениям. Значимым ограничением стало отсутствие четких ориентиров в приоритетных областях исследований и разработок, что привело к распылению финансирования.

Не удивительно, что формируемая с начала 2000х гг. система инновационно-технологических центров (ИТЦ) и центров трансфера технологий (ЦТТ), общее число которых к началу 2006 г. превысило 120, пока не дала ожидаемых результатов. Напомним, что данная система воспроизводит цепочку передачи ин-

Таблица 2

Внедрение новых продуктов и технологий на промышленных предприятиях РФ в 2003-2004 гг., %

Характеристика продукта или технологии Российская Федерация Пензенская обл.

Абсолютно новый продукт или технология, разработанная на предприятии 24 17

Абсолютно новый продукт или технология, разработанная в России 12 8

Усовершенствование существующего продукта или технологии 41 72

Зарубежный продукт или технология, для производства или использования которых приобретены лицензии, патенты и оборудование 23 3

новаций «исследования - внедрение - производство». В частности, ИТЦ создавались для поддержки уже сформировавшихся малых предприятий, реализовавших инновационные проекты. Они должны были обеспечить интеграцию инновационных фирм с промышленностью и создавались при крупных предприятиях или научно-производственных объединениях. ЦТТ формировались на базе высших учебных заведений или академических институтов с целью ускорения коммерциализации научно-технических разработок и должны были стать инкубаторами малых инновационных предприятий.

Опыт большинства развитых стран подтверждает прямую зависимость между интенсивностью инноваций и долей бюджета в ВВП или валовом региональном продукте. Развитие инновационной деятельности в России предполагалось именно за счет смещения центра тяжести в регионы, где основными задачами стимулирования инноваций были рост числа предприятий, уровня занятости и валового регионального продукта, расширение инвестиций, использование особенностей обеспеченности регионов ресурсами для организации устойчивых территориальных кластеров. Поэтому низкая эффективность технопарков и инновационно-технологических центров во многом была связана с неспособностью к коммерциализации инноваций на региональном уровне из-за отсутствия должного финансирования, предоставляемого на долгосрочной основе. К сожалению, сегодня в России лишь ограниченное число регионов-доноров федерального бюджета оказались способны к эффективной реализации инновационных программ (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Томск). Причем отмечается, что наличие у данных регионов значительного научно-технического потенциала явилось лишь одним из факторов успеха [8].

Во-вторых, как показали наши исследования, на региональном уровне экономические факторы оказывают большее влияние на инновационную активность, чем институциональные — создание специализированных организаций или реализация целевых программ [3, 5]. И здесь, нужно оговориться о преобладающих формах инновационной активности. Так, по данным Госкомстата РФ и по выборке промышленных предприятий Пензенской области (см. табл. 1) основными формами инноваций являются не продуктовые, а технологические, причем в форме обновления оборудования [6, 7].

Искажение структуры инноваций связано со стремлением большинства предприятий улучшить свое финансовое положение, которое ограничивает их возможности по расширению своей доли на существующих рынках или по выходу на новые рынки. Таким образом, финансовое положение и уровень прибыли являются основными ограничениями для инноваций.

При этом наличие продуктовых инноваций в большей степени связано не с пионерными разработками, а выводом аналогов или заменителей импортируемых потребительских и инвестиционных товаров, либо характеризуются низкой «инновационной

составляющей» новых продуктов, основанных на старых технологиях и разработках, в лучшем случае, конца 1980-х — начала 1990-х гг. (см. табл. 2).

В работах [4, 5] показано, что реализация инновационных проектов, связанных с созданием нового продукта или технологии, только за счет собственных источников оказывается практически невозможной. Поэтому низкая доля новых продуктов в общем числе инноваций связана не только с недостатком у предприятий собственных средств, но и с ограничением доступа к заемным источникам. Причем такая ситуация особенно выражена в регионах с неразвитой финансовой инфраструктурой и небольшим числом банков, проводящих активную политику кредитования реального сектора. Данный фактор так же объясняет низкую эффективность участия в региональных инновационных программах.

Для подтверждения представленных выводов авторами был проведен корреляционный анализ влияния отдельных факторов на реализацию инноваций на основе выборки из 34 промышленных предприятий Пензенской области за период 2001-2005 гг. (см. табл. 3).

На основе данных табл. 3 можно сделать вывод о том, что на региональном уровне содействие инновационному развитию должно состоять в активизации экономической активности хозяйствующих субъектов, в первую очередь, за счет расширения регионального заказа, содействия конкуренции, диверсификации структуры собственности и содействия кредитованию малых инновационных предприятий в форме гарантий.

Однако следует отметить, что «восприимчивость» различных регионов к инновациям не одинакова, и требуется механизм анализа факторов, содействующих или препятствующих развитию инновационных процессов.

Для оценки условий активизации инноваций в промышленности авторами предлагается анализ баланса организационно-экономических сил. Данный

Таблица 3

Корреляция доли инновационно-активных предприятий с уровнем определяющих факторов

Фактор Коэффициент корреляции

Уровень прибыли по сравнению со среднеотраслевым 0,56

Размер предприятия 0,28

Вхождение в холдинговую структуру или территориальный кластер 0,13

Доля кредитов в объеме промышленного производства 0,09

Величина, обратная индексу концентрации производства в отрасли 0,21

Доля бюджета в валовом региональном продукте 0,34

Наличие федеральных программ поддержки инноваций 0,07

Наличие региональных программ поддержки инноваций 0,03

инструмент анализа основан на формализованном представлении факторов внешней и внутренней среды, влияющих на направленность инновационной деятельности предприятий в регионе.

Под балансом сил подразумевается система организационно-экономических характеристик, позволяющих определить состояние источников и возможностей развития инновационных процессов

При построении баланса сил вводится понятие актива и пассива. Активы баланса сил рассматриваются как совокупность «подталкивающих» к осуществлению инноваций факторов и соответствуют доступным экономическим агентам ресурсам, которые могут быть быстро вовлечены в инновационную деятельность. Пассивы баланса сил представляют собой возможные источники ресурсов для инновационной деятельности. Условное расхождение между активами и пассивами баланса обуславливает динамику инноваций в регионе.

Авторами предлагается рассматривать инновационные процессы в промышленности региона в коор-

Таблица 4

Баланс организационно-экономических сил, способствующих развитию инновационных процессов в регионе

Среда Активы баланса сил Пассивы баланса сил

Внутренняя (предприятие) ♦ Технические и технологические резервы предприятия. ♦ Кадровый потенциал. ♦ Наличие свободных финансовых ресурсов. ♦ Позиция собственников и руководства в отношении развития предприятия. ♦ Наличие задела в исследованиях и разработках, владение лицензиями и патентами ♦ Снижение спроса на существующие виды продукции. ♦ Низкий уровень рентабельности инвестиций. ♦ Деловая репутация предприятия. ♦ Наличие зарегистрированных торговых марок. ♦ Наличие подразделений исследований и разработок, способных к созданию новых продуктов и технологий. ♦ Вхождение в холдинговую структуру. ♦ Наличие устойчивых связей с поставщиками и покупателями

Внешняя (регион) ♦ Наличие спроса субъектов рынка на товары и услуги. ♦ Уровень развития экономической, финансовой и институциональной инфраструктуры. ♦ Наличие достаточных источников средств у финансовых и региональных институтов. ♦ Наличие региональных организаций по поддержке развития предпринимательства. ♦ Возможность разделения труда между предприятиями региона. ♦ Позиция администрации в отношении развития региона ♦ Потенциал рынка труда. ♦ Потребительский потенциал региона. ♦ Наличие научно-исследовательских организаций. ♦ Наличие инновационных, маркетинговых и консалтинговых центров. ♦ Правовая база регулирования инновационной деятельности. ♦ Производственный и ресурсно-сырьевой потенциал. ♦ Потенциал смежных отраслей. ♦ Конкурентная среда предприятий отраслевого рынка. ♦ Инвестиционная привлекательность региона

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

динатах «среда - актив - пассив» баланса организационно-экономических сил с выделением внутренней и внешней экономической среды (см. табл. 4).

В качестве внутренней среды выступают факторы, определяющие деятельность предприятий, которые могут стать участниками инновационных процессов в регионе. Внешняя среда идентифицируется по факторам регионального рынка, способствующим модернизации деятельности промышленных предприятий, расположенных на территории региона. При этом предприятия и регион рассматриваются в системе «продукт - рынок».

Таким образом, предлагаемый баланс сил характеризует состояние возможностей, резервов и источников ресурсов при выборе направлений активизации инновационных процессов. Низкий уровень характеристик, соответствующих активу, содействует поиску возможностей осуществления инноваций лишь при высоком действии пассива баланса сил. Высокий уровень характеристик, соответствующих пассиву организационно-экономических сил, стимулирует предприятия для поиска альтернатив приложению своих ресурсов и организационной компетенции.

Целесообразность выбора для предприятия или группы предприятий конкретной организационной стратегии инноваций будет определяться соотношением «силы действия» актива и пассива баланса.

Доминирование факторов пассива баланса требует от предприятия применения организационных стратегий, связанных с реализацией долгосрочных преимуществ, отражающих ориентацию на использование потенциальных возможностей от кооперации. Сюда можно отнести стратегии создания совместных предприятий, холдинговых структур, региональных кластеров и продвижения новых продуктов, в том числе, производимых по лицензии.

Преобладание факторов актива требует от предприятия применения организационных стратегий, связанных с реализацией краткосрочных преимуществ, отражающих ориентацию на использование

существующих возможностей, выборочный рост и предельную результативность. Сюда можно отнести стратегии развития существующих рынков или продуктов, а так же стратегию копирования, основанную на собственных разработках предприятий региона.

Выявление устойчивого действия организационно-экономических сил, на наш взгляд, способствует определению предпосылок для возникновения институциональных форм взаимодействия между предприятиями и организациями в рамках инновационной инфраструктуры региона.

В целом, использование предлагаемой методологии позволит выявить в регионе источники генерирования сил и непосредственно организационно-экономические силы, направленное воздействие на которые способно активизировать участников рынка инноваций, в том числе, в рамках реализации целевых государственных или региональных инновационных программ.

Литература

1. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Утверждена распоряжением Правительства РФ № 38-р от 19.01.2006 г.

2. Основные направление политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. (проект распоряжения Правительства РФ).

3. О. А. Лузгина. Концепция управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий на региональном рынке: Монография. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2005.

4. О. А. Лузгина. Диверсификация деятельности промышленных предприятий и управление инновациями//Новые промышленные технологии, № 3, 2005.

5. А. С. Похвалов, И. В. Никифорова. Методы и модели оптимального внутрифирменного планирования: Монография. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2005.

6. Промышленность Пензенской области в 1994-2004 гг. Статистический сборник. Госкомстат России. Пензенский областной комитет госстатистики. Пенза, 2004.

7. Аналитические обзоры. http://www.gks.ru/free_doc

8. Аналитические обзоры. http://www.mfit.ru/economic

9. Аналитические обзоры. http://www.tech-park.ru

П0ДПИСКА-2008

ю

на январь-июнь по Объединенному каталогу

На почте с сентября 2007 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2008, первое полугодие»

подписной индекс 42228.

Условия оформления подписки вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных

в Тематическом и Алфавитном указателях.

ТРЕБУЙТЕ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактные номера телефонов специалиста по распространению редакции и/или Агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 151-30-53.

П0ДПИСКА-2008

П0ДПИСКА-2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.