Научная статья на тему 'Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды'

Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATIONAL-ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES / STATE REGULATION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левушкина Светлана Владимировна

В статье проведен широкий анализ понятий «предпринимательская среда», «инновационная среда» и выделены их специфические признаки. Введено понятие «инновационно-предпринимательской среды» и обосновано ключевое влияние всех факторов (как способствующих, так и сдерживающих) инновационно-предпринимательской среды на устойчивое развитие инновационного предпринимательства. Конкретизированы функции государства в создании инновационно-предпринимательской среды. Систематизированы основные формы и методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность инновационного типа. В статье обоснована необходимость государственного регулирования и поддержки инновационного предпринимательства. Раскрыто понятие процесса государственного стимулирования предпринимательства к инновационной деятельности. Обосновано взаимовлияние предпринимательской среды и субъектов предпринимательской деятельности, так как в этом процессе реализуется один из основных принципов системности обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левушкина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the state in the development of a national innovative-entrepreneurial environment

The article provides a broad analysis of notions “entrepreneurial environment”, “innovative environment” and demonstrates their specific characteristics. The author has introduced the notion “innovative-entrepreneurial environment” and substantiated the key influence of all the factors of the innovative-entrepreneurial environment (both contributing and constraining ones) on the sustainable development of the innovational entrepreneurship. The state’s functions in the development of an innovative-entrepreneurial environment have been specified. The author has systematized the main forms and methods of state influence on the entrepreneurial activities of the innovational type and substantiated the need for state regulation and support of the innovational entrepreneurship. The need for state regulation and support of the innovational entrepreneurship has been substantiated. The notion of governmental stimulation of entrepreneurship towards innovational activities has been revealed. Mutual influence of entrepreneurial environment and business entities has been substantiated, because in this process one of the main systematicity principles is realized feedback.

Текст научной работы на тему «Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Левушкина С.В.

1 Ставропольский государственный аграрный университет

Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды

АННОТАЦИЯ:

В статье проведен широкий анализ понятий «предпринимательская среда», «инновационная среда» и выделены их специфические признаки. Введено понятие «инновационно-предпринимательской среды» и обосновано ключевое влияние всех факторов (как способствующих, так и сдерживающих) инновационно-предпринимательской среды на устойчивое развитие инновационного предпринимательства. Конкретизированы функции государства в создании инновационно-предпринимательской среды. Систематизированы основные формы и методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность инновационного типа. В статье обоснована необходимость государственного регулирования и поддержки инновационного предпринимательства. Раскрыто понятие процесса государственного стимулирования предпринимательства к инновационной деятельности. Обосновано взаимовлияние предпринимательской среды и субъектов предпринимательской деятельности, так как в этом процессе реализуется один из основных принципов системности - обратная связь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационно-предпринимательская среда, национальная инновационная система, предпринимательские структуры, государственное регулирование, государственная поддержка

JEL: L26, L50, 030

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Левушкина С.В. Функции государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2319-2334. — doi: 10.18334/rp.17.18.36569

Левушкина Светлана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры менеджмента, Ставропольский государственный аграрный университет ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 21.09.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.18.36569

(с) Левушкина С.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Настоящая статья посвящена исследованию функций государства в создании национальной инновационно-предпринимательской среды. Несмотря на тот факт, что в России действуют около 200 институтов инновационного развития, фактический результат их деятельности не соответствует в полной мере текущим потребностям экономики России и тем целям, которые были поставлены в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, что определяет актуальность выбранного направления исследования.

Целью научной статьи является формирование системного представления о роли и функциях государства в создании и развитии национальной инновационно-предпринимательской среды.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении научных знаний, отражающих особенности становления национальной инновационно-предпринимательской среды. Изучению процесса формирования инновационно-предпринимательской среды (ИПС) посвящено множество исследований зарубежных и отечественных ученых, однако эти исследования, как правило, проводились и проводятся отдельно касаемо инновационной среды и предпринимательской среды. Общепринятого определения и характеристик сущности ИПС, как единого понятия, на сегодняшний день в экономической литературе не существует.

Практическая значимость научной статьи заключается в возможности использования разработанных теоретических положений при формировании и реализации государственного механизма активизации инновационной деятельности предпринимательского сектора экономики, а также соответствующих целевых программ поддержки и развития бизнес - структур инновационного типа.

Исследователи Helsinki University of Technology отмечают, что инновационная среда - это более глубокий и новый концептуальный взгляд, фокусирующий внимание на объекты экономической системы, как часть более широкого окружения, включая различного рода системные образования, кластеры, территориальные и институциональные связи [24]. П. Кук и К. Морган (P. Cooke и K. Morgan) [20], Р. Камагни (R. Camagni) [19] добавляют к инновационной среде инновационное окружение системы, а также

2321

сложившиеся связи и отношения между ее участниками и органами управления.

Ряд российских ученых и практиков также считают, что инновационную среду необходимо исследовать как новое явление, способствующее активизации инновационных процессов в предпринимательском секторе. Так, Шамина Л.К. [17] отмечает, что зарубежный опыт показал, что в процессе становления общества, основанного на экономике знаний, первостепенной целью участников рынка становится формирование благоприятной (в том числе оптимальной для адаптационных процессов) инновационной среды, которая способствует функционированию и устойчивому развитию инновационной системы, в том числе стимулированию притока инвестиций, снижению рисков инновационных проектов, созданию возможности для коммерциализации результатов НИОКР. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А. [6] отмечают, что для развития новой экономики, опирающейся на знания, требуются механизмы, которые позволят постоянно развивать институты, отвечающие за стабилизацию и регулирование хозяйственной среды. К таким механизмам следует отнести права интеллектуальной собственности, стандартные права собственности в сфере нематериальных активов и их эффективное использование.

Впервые термин «инновационная среда» был предложен группой европейских ученых исследователей (GREMI), включающей 25 человек. С середины 80-х гг. прошлого столетия они проводили теоретический анализ ключевых эффектов и характеристик среды, оказывающих влияние на функционирование различных регионов. GREMI был изучен опыт более чем 12 европейских территориальных образований.

Основные концепции в рамках инновационной среды, сформированные зарубежными исследователями [5], можно обозначить как концепцию «близости (proximity)» [18], концепцию «агломерации» [22] и концепцию «социального капитала» [21]. Zhang Hongle и Lu Xingqi разработали индикаторы оценки уровня развития инновационной среды через показатели качества жизни населения) [23].

Инновационная среда, отмечает Чистякова Н.О., становится следующим шагом на пути анализа и оценки инновационных процессов после формирования современной инновационной системы, которая позволяет [15]:

— выявить детальные взаимосвязи между всеми участниками инновационных процессов;

— определить необходимые условия, которые позволяют мотивировать экономических агентов к осуществлению инновационной деятельности;

— сформировать своеобразный «институциональный каркас» национальной инновационной системы как механизм, способный организовывать эффективное взаимодействие участников процесса генерации, распространения и последующего использования новых знаний через определенные организационно-управленческие воздействия.

Михеенко О.В. на основе проведенного анализа существующих подходов к определению «инновационная среда» под последней понимает сложившуюся социально-экономическую, политическую и организационно-правовую среду определенной территории, которая обеспечивает (или тормозит) развитие инновационной деятельности, а также совокупность инновационной инфраструктуры, которая способствует (или сдерживает) процесс реализации механизмов инновационного территориального развития [11].

В существующих научных публикациях нередко отождествляют категории «предпринимательская среда», «бизнес-среда», «предпринимательский климат» и «деловая среда». И если для синонимичности первых двух мы не видим существенных возражений и рассматриваем их как равноценные, то последние две, на наш взгляд, являются составляющими предпринимательской среды.

В настоящее время в научном обороте используют различные определения бизнес-среды, но преимущественно они сводятся к следующему содержанию - это набор политических, социально-экономических и технологических сил, находящихся преимущество вне зоны контроля и предпринимательского влияния, и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на бизнес» [16].

Это определение рассматривает бизнес-среду как внешнюю среду предприятий. Однако, на наш взгляд, с такой позицией нельзя согласиться полностью, так как оно исключает ту часть предпринимательской среды, которая формируется самими предпринимательскими структурами и может ими контролироваться и изменяться, например, в части формирования взаимоотношений между предприятиями. То есть приведенное определение охватывает лишь

2323

часть хозяйственного пространства, точнее, деловой среды бизнеса, в которой предприниматели реализуют свои экономические и социальные интересы, получая прибыль. Бизнес-среда, развиваясь, вынуждает субъекты предпринимательской деятельности корректировать свою деятельность в соответствии с новыми условиями хозяйствования. В предпринимательской среде предприятия являются не только объектами влияния, но и субъектами формирования отдельных компонентов бизнес-среды. Возможно, здесь уместно отметить в первом случае прямое воздействие, а во втором - косвенное влияние бизнеса на среду, нередко латентное. Но взаимовлияние предпринимательской среды и субъектов предпринимательской деятельности невозможно исключать и, более того, здесь имеет место быть один из основных принципов системности - обратная связь.

Ряд авторов и практиков в области экономики и маркетинга рассматривают предпринимательскую среду как совокупность оптимального набора факторов и условий, способных обеспечить гражданам экономическую свободу, а также развивать предпринимательскую деятельность в государстве [4, 7, 8]. Марченко Г. в своих исследованиях приходит к выводу о том, что предпринимательская среда характеризуется сложившейся социально-экономической и политической обстановкой, географической, технологической, правовой и культурно-нравственной средой, экологической ситуацией территории, а также состоянием информационной и институциональной систем [10].

Второй подход к определению «предпринимательская среда» характеризует ее как совокупность положительно и(или) отрицательно воздействующих на предпринимательство факторов и условий. Например, Абдулаева З.З. считает, что предпринимательскую среду целесообразно рассматривать как взаимодействие объективных и субъективных факторов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на жизнедеятельность субъектов предпринимательства и определяют условия существования и развития последних [1]. Ворожбит О.Ю. дополняет, что обозначенные выше факторы следует классифицировать на общие - для нескольких сфер деятельности предпринимательской структуры, и специфические факторы, оказывающие воздействие на конкретную сферу [7]. Тлябичев К.В. определяет благоприятную предпринимательскую среду как особый климат, создаваемый с целью эффективного функционирования и

устойчивого развития предпринимательской деятельности, а также совокупность мероприятий для формирования соответствующих условий активизации предпринимательских инициатив [13].

Опираясь на рассмотренные выше определения «инновационной среды» и «предпринимательской среды», определим инновационно-предпринимательскую среду как сложившуюся на определенной территории социально-экономическую, политическую обстановку, географическую, институциональную, технико-технологическую, организационно-правовую, информационную и культурно-нравственную среду, экологическую ситуацию территории, внутренний инновационный и предпринимательский потенциал хозяйствующих субъектов, которые в совокупности обеспечивают (или тормозят) развитие инновационного предпринимательства, а также совокупность инновационной и предпринимательской инфраструктуры, которая способствует (или сдерживает) процесс инновационного развития предпринимательского сектора определенной территории при взаимодействии участников процесса генерации, распространения и последующего использования новых знаний через определенные организационно-управленческие воздействия.

ИПС формируется под воздействием определенных групп факторов, стимулирующих или сдерживающих инновационную активность субъектов хозяйствования (табл. 1).

Таблица 1

Факторы инновационно-предпринимательской среды

Факторы, способствующие развитию ИПС Факторы, сдерживающие развитие ИПС

Высокая инновационная активность предпринимательского сектора Низкая инновационная активность предпринимательского сектора

Высокая научно-исследовательская активность и развитость территории Невостребованность НИОКР

Высокий инновационный потенциал территории Низкий инновационный потенциал территории, недостаток инвестиций для его развития, преобладание сырьевой направленности, что препятствует концентрации научно-промышленных и исследовательских центров

Развитая инновационная инфраструктура Неэффективность организации логистической, транспортной и энергетической инфраструктур территории

Активные меры государственного участия в инновационной деятельности экономических агентов территории Трудности в реализации программ инновационного развития по причине отсутствия эффективного механизма стимулирования инновационной активности, низкого уровня финансирования

2325

Государственное финансирование инновационных проектов (прямое и целевое) Дороговизна инноваций

Развитая современная инновационная инфраструктура территории Несогласованность в действиях участников инновационной деятельности территории

Взаимный интерес в реализации целей инновационной политики территории и целей развития предпринимательского сектора Отсутствие понимания со стороны региональной администрации преимуществ кластерного подхода к инновационному развитию территории, отсутствие заинтересованности субъектов территорий в реализации инновационно-предпринимательской деятельности

Укрепление экономического доверия между участниками кластерных образований Низкий уровень экономического доверия между участниками кластерных образований, вызванный социокультурными особенностями национальной экономики

Развитость системы информационной поддержки на всех этапах инновационно-предпринимательской деятельности Слаборазвитые информационные потоки и связи на всех этапах инновационно-предпринимательской деятельности, отсутствие культуры информационной открытости

Эффективная система контроля и мониторинга результатов и эффектов инновационной деятельности территории Несогласованность статистических данных инновационно-предпринимательской деятельности территории и критериев оценки ее эффективности

Благоприятные и доступные условия для коммерциализации инноваций Отсутствие финансовых рычагов и стимулов для НИОКР

Высокий спрос на инновационную продукцию Низкий уровень инновационной восприимчивости территории

Высокий уровень конкурентоспособности инновационной продукции Высокие риски, связанные с осуществлением инновационной деятельности

Режим наибольшего благоприятствования для инновационно активных хозяйствующих субъектов Отсутствие необходимой законодательной базы, определяющей меры стимулирования и поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность

Источник: составлено автором по [9]

Органы государственной власти значительным образом влияют на активизацию факторов, способствующих развитию ИПС. В экономической науке принято выделять следующие общие функции государства применительно к экономической системе: регулирующую, управленческую, организационную, распределительную, контрольную, защитную, научно-аналитическую, мотивационную, информационную, нормативно-правовую, институциональную [14]. Перечисленные функции можно конкретизировать применительно к инновационной сфере экономики. Современный механизм формирования благоприятной инновационно-предпринимательской среды должен базироваться на всей совокупности общих государственных функций в их конкретной модификации.

2326

В таблице 2 приводится перечень конкретизированных функций государства в создании инновационно-предпринимательской среды.

Таблица 2

Ключевые функции государства в создании инновационно-предпринимательской среды

Функции государства Конкретизация функций государства в области инновационного предпринимательства

Регулирующая 1. выбор приоритетных направлений и схем устойчивого развития инновационного предпринимательства; 2. госзакупки объектов инновационной деятельности на внешних рынках и у российской науки; 3. трансфер новых технологий из государственного сектора в промышленный сектор.

Управленческая 1. поддержание и содействие развитию национального научно-технического и предпринимательского потенциала; 2. максимизация эффекта от государственного инвестирования в сферу инноваций; 3. организация, финансовое и законодательное обеспечение системы подготовки/переподготовки отечественных кадров для осуществления инновационной деятельности.

Контрольная 1. конкурсный отбор инновационных проектов на основании экспертизы их научной ценности для национальной экономики; 2. отслеживание малорезультативных и низкоэффективных инновационных проектов и прекращение их финансирования.

Распределительная 1. разработка системы приоритетов финансирования: прямое финансирование: — финансирование госзаказа; — финансирование инновационной деятельности на госпредприятиях; — долевое участие государства в финансировании инновационных проектов; — целевое кредитование; — предоставление госгарантий по целевым проектам. — косвенное финансирование: — снижение налоговых ставок; — тарифная политика; — субсидирование затрат по международной сертификации; 2. целевое финансирование и поддержка ведущих предпринимательских ВУЗов и форсированное развитие их компетенций с целью формирования «инновационного ядра» национальной экономики.

Организационная 1. кооперация между федеральными ведомствами, промышленным сектором, ВУЗами, научными и исследовательскими организациями для реализации совместных инновационных проектов; 2. развитие совместного перспективного научно-технического и исследовательского сотрудничества с зарубежными организациями, фирмами, ВУЗами и др.; 3. организация инновационной деятельности на госпредприятиях.

Защитная 1. поддержка и защита интересов организаций (фирм, компаний), выступающих на международном рынке с инновационными продуктами и разработками;

2327

2. совершенствование механизмов охраны интеллектуальной собственности.

Мотивационная 1. государственное стимулирование деятельности, направленной на сохранение, повышение и изменение квалификации интеллектуального капитала; 2. формирование системы налоговых льгот; 3. формирование общественного положительного, лояльного отношения к инновациям и нововведениям.

Научно-аналитическая 1. разработка программ развития инновационного предпринимательства на перспективу; 2. разработка целевых отраслевых программ инновационной и исследовательской деятельности предпринимательского сектора; 3. определение целевых ориентиров, критериев и методов оценки эффективности выполнения текущих инновационных проектов; 4. развитие систем вариантного прогнозирования инновационной деятельности.

Информационная 1. облегчение оперативного доступа субъектов предпринимательской деятельности к актуальным информационным ресурсам; 2. формирование единого информационного пространства.

Институциональная 1. создание и интеграция территориальных, отраслевых и технико-технологических национальных инновационных систем; 2. формирование и развитие инфраструктуры рынка инноваций; 3. формирование современной системы институтов развития в области инновационной деятельности (венчурные фонды с государственным участием, институты предпосевного и посевного финансирования и др.).

Нормативно-правовая 1. создание нормативно-правовой базы регулирования рынка (в том числе рынка объектов инновационной деятельности), направленной на стимулирование и развитие инновационного предпринимательства.

Источник: составлено автором по [17]

Инструментарий и методология осуществления каждой из перечисленных функций государства различны. Все они должны учитывать современные специфические особенности российской экономики.

Основные формы и методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность инновационного типа представлены на рисунке.

Государственное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства необходима вследствие наличия «провалов» на рынке инноваций и ноу-хау. Эти «провалы» связаны с тем, что инновации обладают свойством общественного блага, а также инновационная деятельность подвержена высокой степени неопределенности и риска. Все внешние побуждения к развитию инновационных процессов в сфере предпринимательской деятельности выступают стимулами, способствующими активным образом переориентировать производственную деятельность хозяйствующих

2328

субъектов, принимая во внимание ее инновационную направленность [2].

Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность инновационного типа

Макро-, мезоуровень

ЦЕЛИ

- повышениеэффективности

и конкурентоспособности рыночной экономики в стрэне(регионе);

- эффективнаясоциально-экономическая,научно-техническая, промышленная, инновационная политика страны (региона);

- повышение конкурентоспособности национальных (региональных) продуктов на мировомрынке;

- улучшениеэкологической ситуациистраны (региона);

- укреплениеобороноспособности и безопасности в стране(регионе).

Микроуровень

- регулированиеусловии осуществления инновационной предпринимательской деятельности для оптимальногопрогрессивного развития

и поддержания конкурентоспособности предпринимательских структур;

- стабильноеучастиепредпринимательскихструктур страны в международном разделении труда, включая содействие развитию ихторговых, производственных, науччо-технических, информационных связей

с зарубежными партнерами.

ФОРМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка

Регулирование

Стимулирование

воздействие на

предпринимательские структуры с целью максимального использования и развития всех составляющих потенциала хозяйствующих субъектов (производственного, инновационного, экологического, социального, интеллектуального и т.д.)

воздействие на

предпринимательские структуры с целью обеспечения оптимальных благоприятных условий прогрессивного развития инновационного предприни мател ьства и достижения баланса интересов всех его участников и заинтересованныхсторон, включая государство

воздействие на предпринимательские структуры с целью стимулирования инновационных процессов, расширения сфер деятельности и сотрудничества, принимая во внимание их текущие потребности, стремления, интересы, целевые установки и мотивацию

МЕТОДЫ

- прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами;

- целевое финансирование;

- целевое кредитование;

- предоставление госгарантий по целевым проектам;

- субсидирование затрат

по международной сертификации;

- созданиетехнопарков, технополисов и других перспективных формирований;

- государственно-частное партнерство;

- льготноелицензированиеи др.

- управление государственнымсектором экономики;

- разработка нормативно-правовой базы в сфере научной и инновационной деятельности;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- контрольнадкредитной системой, ценообразован ием, до ходами;

- антимонопольная политика;

- введениезаконодательныхи/или административныхограничений, которые не затрагивают движения стоимостных фа кторов

- информационно-коммуникационное воздействие;

- государственное хозяйственное законодательство и др.

- снижение налоговых ставок;

- льготное

налогообложение прибыли;

- тарифная политика;

- право на ускоренную амортизацию оборудования;

-правообъединения капиталов для осуществления НИОКР;

- проведение конкурсов на исполнение государственных контра кто в и др.

Рисунок. Цели, формы и методы государственного воздействия на инновационную предпринимательскую деятельность Источник: составлено автором

2329

Процесс государственного стимулирования предпринимательства к инновационной деятельности - это такое воздействие на предпринимательские структуры, которое учитывает их текущие потребности, стремления, интересы, целевые установки и поведенческую мотивацию. Перечисленные формы государственного воздействия на инновационную предпринимательскую деятельность -поддержка, регулирование и стимулирование - являются дополняющими друг друга и в целом формируют государственный механизм активизации инновационной деятельности

предпринимательского сектора экономики.

Методы государственного воздействия на инновационную предпринимательскую деятельность нами рассмотрены в разрезе перечисленных форм.

Помимо указанной градации их можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые методы государственного воздействия оказывают непосредственное инновационное влияние на деятельность предприятий (организаций, фирм).

Они вынуждают управленческое звено хозяйствующего субъекта принимать новые для него решения, которые основаны не на самостоятельном свободном экономическом выборе, а на четких предписаниях органов государственной власти разных иерархических уровней хозяйствования. Косвенные методы воздействия подразумевают использование в предпринимательской деятельности не только существующего, но и нового, инновационного инструментария и форм государственного воздействия на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства [3].

Заключение

Систематизированные в настоящей статье цели, формы и методы государственного воздействия на инновационную

предпринимательскую деятельность позволяют констатировать, что поставленная в исследовании цель достигнута. Кроме того, раскрытие категории «инновационно-предпринимательская среда», определение факторов инновационно-предпринимательской среды, конкретизация функций государства в области инновационного предпринимательства, позволят органам государственной власти оценить степень использования тех или иных форм воздействия, оценить полноту

каждой из форм, а также уровень использования существующих методов поддержки, стимулирования и регулирования инновационной предпринимательской деятельности в стране. Используемый государством инструментарий выступает базой для оценки степени реализации поставленных им целей воздействия на предпринимательский сектор на различных уровнях хозяйствования.

Реализация функций государства в разрезе исследуемой тематики призвана преодолеть глобальный кризис путем обеспечения динамичного роста на основе развития качественно новой экономики с выходом его на новый технологический уклад. Экономика может развиваться на базе новых, новаторских технологий и научно-технического прогресса. В противном случае она, по существу, обречена на зависимое положение в современном мировом сообществе.

Развитие национальной инновационной системы позволит получать более глубокие и детализированные знания о текущих инновационных процессах на всех иерархических уровнях хозяйствования и роли государственного сектора в поддержке и стимулировании НИОКР и инноваций.

Следует также сделать акцент на том, что национальная инновационная система должна включать в себя ярко выраженную региональную составляющую, что обусловлено следующими объективными факторами:

— наличие отдаленных от центра регионов (приграничные, сибирские регионы и др.). Мировая практика свидетельствует о следующем: чем больше расстояние региона от центра, тем меньше возможностей лоббировать узкоотраслевые интересы, тем меньше возможностей у предпринимательского сектора добиться коммерческих успехов через политическое лоббирование. Во многом именно благодаря этой закономерности большинство отдаленных от центра регионов в большей степени полагается на свои силы и преимущества, учитывая возможности, предоставляемые региональной рыночной системой, а не конфигурацией политических сил;

— наличие депрессивных регионов, предпринимательский сектор которых в большей степени готов к инновационной деятельности. Именно в таких регионах возникает острая потребность преодоления кризисных явлений за счет реализации современных технологических решений, снижающих затраты (при условии сохранения структуры промышленного производства) или, напротив, создания товаров-новинок

2331

или хозяйствующих субъектов по их производству (при параллельном отмирании видов производственной деятельности, которые ввели предприятие в кризисное состояние или, по крайней мере, не позволили сгладить его негативные проявления). С другой стороны, в тех регионах, где структура промышленного производства способна «давать» хозяйствующим субъектам стабильный доход и тем самым создавать условия социально-экономической и политической стабильности склонность к нововведениям будет значительно ниже;

—существование значительных различий между регионами страны с точки зрения преобладающей промышленной специализации.

На наш взгляд, это направление является актуальным для дальнейших научных исследований, связанных с институциональными основами формирования инновационных кластеров.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абдулаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования

в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 4. -С. 266-275.

2. Александрова А.И. Роль предпринимательской среды в инновационном развитии //

Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3. - С. 216-221.

3. Барейко С.Н. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской

деятельности на основе организационно-экономических нововведений: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2009. - 19 с.

4. Бусыгин А.В. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о

создании собственного дела. - М.: Бусыгин, 2003. - 228 с.

5. Варламов М.Г. Инновационная среда и элементы ее классификации // Вестник

Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 7. - С. 303-305.

6. Владыка М.В., Дорошенко Ю.А. Инновационная среда экономики, основанной на

знаниях (knowledge based economy) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2007. - Т. 1. - № 1. - С. 168-174.

7. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды:

определяющие факторы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 121-128.

8. Гребенник В.В. Основы предпринимательства. М.: Издательство МИЭП, 2005. 258 с.

9. Забуга Е.В. Инновационная среда кластера // Современные технологии управления. -

2014. - № 11. - С. 13-18.

10. Марченко Г., Мачульская О. Предпринимательский климат в крупных городах России

// Эксперт. - 2003. - № 19. - С. 88-93.

2332

11. Михеенко О.В. Механизм формирования инновационной среды Брянской области:

Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2016. - 16 с.

12. Прохорова В.В. Хачатурова М.С. Функции и инструменты развития кластеров в

региональной экономике современной России: Монография [Электронный ресурс]. - Майкоп: ЭлИТ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

13. Тлябичев К.В. Развитие благоприятной предпринимательской среды региона: на

примере Карачаево-Черкесской Республики: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. -Москва, 2011.

14. Фоломьев А.Н. Ревазов В.Г. Инновационное инвестирование. - СПб: Наука, 2001. - 182

с.

15. Чистякова Н.О. Анализ основных теоретических подходов к исследованию

инновационной среды региона // Вестник науки Сибири. - 2011. - № 1. - С. 447456.

16. Что такое бизнес-среда? [Электронный ресурс] // Cecsi.ru. - Режим доступа:

http://www.cecsi.ru/coach/business_environment.html

17. ШаминаЛ.К. Вопросы формирования благоприятной инновационной среды в стране

// Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 5054.

18. Boschma R. Proximity and Innovation: A critical assessment // Regional Studies. - 2005. -

Vol. 39. - № 1. - P. 61-74.

19. Camagni R.P. Introduction: from the local «milieu» to innovation through cooperation

networks // Innovation Networks: spatial perspectives. - London: Belhaven Press, 1991. - 224 p. - P. 1-9.

20. Cooke P., Morgan K. The Network Paradigm: New Departures in Corporate and Regional

Development // Environ Plan D. - 1993. - Vol. 11. - № 5. - P. 543-564.

21. Jenson J.O. Networks as a tool for urban sustainable development // Proceedings of

International Conference on Innovation, Sustainability and Policy. - Munich, 2004. - P. 5.

22. Kolehmainen J. Territorial agglomeration as a local innovation environment the case of a

digital media agglomeration in Tampere, Finland // Massachusetts Institute of Technology, Special working paper series on local innovation systems. - 2002. - P. 2529.

23. Lu Xingqi, Zhang Hongle The Study of City Technology Innovation Environment Construction

in the View of System Management [Electronic resource] // Seiofbluemountain.com. -2008. - Mode of access:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.seiofbluemountain.com/upload/product/200910/2008glhy10a12.pdf

24. Malinen P., Simula H. A conceptual platform for developing local and regional innovation

environment // The 6th CINet Conference. - Brighton, 2005. - P. 38-42.

2333

Svetlana V. Levushkina, Candidate of Science, Law, Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Management, Stavropol State Agrarian University

Functions of the state in the development of a national innovative-

entrepreneurial environment

ABSTRACT

The article provides a broad analysis of notions "entrepreneurial environment", "innovative environment" and demonstrates their specific characteristics. The author has introduced the notion "innovative-entrepreneurial environment" and substantiated the key influence of all the factors of the innovative-entrepreneurial environment (both contributing and constraining ones) on the sustainable development of the innovational entrepreneurship. The state's functions in the development of an innovative-entrepreneurial environment have been specified. The author has systematized the main forms and methods of state influence on the entrepreneurial activities of the innovational type and substantiated the need for state regulation and support of the innovational entrepreneurship. The need for state regulation and support of the innovational entrepreneurship has been substantiated. The notion of governmental stimulation of entrepreneurship towards innovational activities has been revealed. Mutual influence of entrepreneurial environment and business entities has been substantiated, because in this process one of the main systematicity principles is realized - feedback.

KEYWORDS: innovational-entrepreneurial environment, national innovation system, entrepreneurial structures, state regulation, state support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.