Институциональное проектирование развития критических технологий в процессе инновационного обновления экономики региона1
Institutional projecting of the development of critical technologies in innovative renovation of the regional economics
Солодилова Н.З.
д-р. экон. наук, проф.
[email protected] Маликов Р.И д-р. экон. наук, проф. [email protected] Гришин К.Е. канд. экон. наук, доцент [email protected] Арапов В.В. канд. экон. наук, доцент [email protected]
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет
экономики и сервиса», кафедра «Экономика и менеджмент»
Аннотация: На современном этапе социально-экономического развития регионов основными драйверами роста становятся инновационная модернизация и инвестиционная активизация экономических процессов, происходящих в системе хозяйственных отношений. В лидеры выбиваются регионы, которые смогли выстроить достаточно эффективную инновационно-инвестиционную парадигму развития предполагающую, в том числе, и грамотное канализирование государственных финансовых ресурсов.
Abstract: At the present stage of socio-economic development of the main drivers of growth are innovative modernization and intensification of investment and economic processes taking place in the system of economic relations. As leaders of the sputtered regions that could build a fairly effective innovation and investment development paradigm assumes, among other things, reliable channeling of public resources.
Ключевые слова: критические технологии, инновационное развитие, институциональное проектирование, лояльность власти и бизнеса, коммерциализация, полезность.
Keywords: critical technologies, innovative development, institutional design, loyalty and power business, commercialization, utility.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке регионального конкурса, проводимого Российским фондом фундаментальных исследований и Республики Башкортостан «Поволжье» (договор №40/73 П)
1
Динамика и уровень развития инновационного потенциала в любой отдельно взятой стране или регионе являются важнейшими индикаторами эффективности проводимых социально-экономических реформ и решений как государственных, так и общественных институтов. Несмотря на наметившиеся в последнее время позитивные сдвиги и тенденции в области инновационного развития России все еще не достаточно принимается усилий по созданию эффективной системы взаимодействия между институтами по внедрению критических технологий. Национальная экономика по-прежнему базируется на природных богатствах и основных фондах, созданных предшествующими поколениями; неравномерными и низкими темпами развивается и предпринимательская деятельность; наблюдается низкий уровень культуры и социальной ответственности бизнеса. По-прежнему наблюдается недостаточная эффективность деятельности по развитию и внедрению критических технологий.
Запланированный рост к 2020 году доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции до 2% или в 10 раз, может оказаться недостаточным, так как запланированный показатель в 8 раз меньше чем у Китая и в 6 раз меньше чем у США по состоянию на 2008 год [1].
Несмотря на предпринимаемые в России и ее регионах меры по разработке и внедрению критических технологий, по-прежнему, не решены проблемы координации и коммерциализации этого процесса. Недостаточное внимание уделяется комплексной оценки эффективности реализации программ по внедрению инновационных продуктов и технологий.
За ресурсами, направленными на развитие критических технологий, необходимо установить особый контроль с целью максимальной отдачи от проделанных усилий и вложенных средств. На практике уже существуют примеры неэффективного использования целевых средств направленных на повышение инновационного потенциала страны и регионов. Так, согласно отчету Счетной палаты, за рубеж через структуры Роснано с помощью различных схем вывели 47 млрд. рублей, что составляет 35% всех инвестиций госкорпорации, из которых 1,2 млрд. руб. было перечислило фирмам-однодневкам. Так же, в связи, с отсутствием экономической целесообразности, Роснано прекратило строительство завода по проекту -макета книги с электронным пластиковым экраном, уже реинвестировав в этот проект 240 млн. долларов. В ходе проверки была выявлена и фальсификация финансовой отчётности [2].
Существует проблема отсутствия контрактации направленных денежных средств на поддержку инноваций. Так, на одну из форм ОАО «Открытые экономические зон» уже потрачено 98 млрд. рублей, 35 млрд. рублей из которых до сих пор не законтрактованы и лежат на депозитах в банках. Дополнительно, в последнее время появились аферы, целью которых является не получение отката в 10-20%, а направление всех 100% в никуда. По мнению первого заместителя председателя Комитета государственной думы РФ по бюджету и налогам О.Г. Дмитриевой, подобной аферой
является выделение Фондом прямых инвестиций 130 миллиардов бюджетных рублей, созданному российско-китайскому консорциуму для покупки акций российских приватизируемых предприятий. Получается, что из бюджета выделены деньги, для того чтобы на них китайской стороне было легче покупать российские предприятия [3].
С целью снижения влияния подобных негативных факторов и учитывая ведущую роль органов власти в формировании условий функционирования бизнеса и развития инновационного потенциала, следует уделить первостепенное внимание выстраиванию взаимополезного диалога административных структур с субъектами предпринимательства, целью которого должно стать формирование мотивационных механизмов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в регионах.
Формирование региональных институтов развития инновационного потенциала Республики Башкортостан
В настоящее время в Республике Башкортостан удалось выстроить достаточно эффективную инвестиционную и инновационную платформы экономики, которые обеспечивают высокий уровень предпринимательской активности. В республике усиленно реализуется адаптированная под сформировавшуюся в регионе структуру экономики стратегия инновационного развития. Нормативно-правовой основой инновационной политики Республики Башкортостан являются:
- Закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года № ВС-22/39 «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан»;
- Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 года № 400-з «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан».
В Республике Башкортостан выстроена достаточно гибкая система институтов-проводников инновационной политики.
Инфраструктура инновационной деятельности достаточно многообразна и в целом обеспечивает эффективную реализацию комплекса мероприятий направленных на дальнейшее развитие и расширение инновационной компоненты в экономике Республике Башкортостан предусмотренных Долгосрочной целевой инновационной программой Республики Башкортостан на 2010-2015 годы и включает в себя следующие субъекты:
- Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан», которая учреждена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 338 от 01.12.2006. Основная цель деятельности Фонда — создание инфраструктуры финансирования малых предприятий в научно-технической сфере Республики Башкортостан;
- Государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс (ГАУ РНТИК «Баштехинформ»);
- Центр кластерного развития Республики Башкортостан создан в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2011 г. № 1066-р, на базе Академии наук РБ для активизации инновационных процессов и реализации кластерных инициатив в экономике Башкортостана;
- Территориальный центр инноваций Республики Башкортостан был сформирован в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2011 г. № 473 и основной целью которого является разработка и развитие инновационной инфраструктуры республики;
- Центр трансфера технологий Академии наук Республики Башкортостан созданный на базе РНТИК «Баштехинформ».
В регионе продолжается дальнейшее совершенствование инновационной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. В стадии реализации находится целый пул инфраструктурных проектов связанных с созданием следующих центров и других организаций:
- Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию для кластера малотоннажной нефтехимии;
- Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию для кластера радиоэлектроники;
- Региональный центр инжиниринга в сфере биотехнологий;
- Центры молодежного инновационного творчества:
1. Центр молодежного инновационного творчества по модели Fab Lab «Уфа Механика».
2. Центр молодежного инновационного творчества по модели Fab Lab «Лаборатория инноваций».
3. Центр молодежного инновационного творчества по модели Fab Lab «Синергия».
4. Центр молодежного инновационного творчества по модели Fab Lab «Инновации, образование, наука».
5. МУП «УК БЦ «Деловой Мир Зауралья».
6. Автономная некоммерческая организация поддержки малого предпринимательства «Бизнес-центр «Юг Башкортостана».
7. МУП «Управляющая компания «Октябрьский бизнес-центр» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
При Правительстве Республики Башкортостан создан Совет по научно-технической и инновационной политике, который является
координационным органом, способствующим эффективному взаимодействию республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан с организациями и учреждениями, входящими в состав инновационной системы республики.
В Республике создана и активно развивается целая сеть технопарков и индустриальных парков (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Сеть технопарков Республики Башкортостан
№ Технопарк Местоположение технопарка Основные направления деятельности технопарка
1. Центр трансфера технологий инжиниринговая фирма «Ритокс-Инновация-С» г. Нефтекамск техническая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
2. «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного университета» г.Уфа научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания высокоэффективных смазочных материалов и антикоррозионных композиций для машиностроения, создание оборудования
3. «Институт нефтехимперерабо тки Республики Башкортостан» г.Уфа исследование, разработка, проектирование, производство в нефтегазовой отрасли (добыча, транспорт, переработка
4. «Технопарк авиационных технологий» г.Уфа разработки в области компьютерного проектирования, повышения прочности агрегатов, внедрения технологии вакуумно-плазменного нанесения защитного покрытия
5. «Медтехника» г.Уфа разработка, производство и реализация медицинской техники и изделий медицинского характера
6. Центр трансфера технологий в области наноиндустрии ООО «Инновации, образование, наука» г.Уфа трансфер технологий в области нанотехнологий
7. «Инмаш» г.Стерлитамак производство машин и оборудования, транспортных средств, тары и упаковки, электрооборудования
8. «Эколайн» г.Мелеуз производство спецодежды, спецобуви, клеевых смесей
9. «Башкирия» г.Мелеуз разработка и внедрение инновационных технологий промышленного производства, продуктов питания лечебно-профилактического назначения
Таблица 2
Сеть индустриальных парков Республики Башкортостан
№ Индустриальный парк Местоположение индустриального парка Основные направления деятельности индустриального парка
1. «Строительные материалы Башкортостана» г.Агидель промышленное производство и сопутствующие услуги
2. «ХимТерра» г.Благовещенск малотоннажная химия, переработка полимеров, машиностроение
3. «Прикамье» г.Нефтекамск промышленное производство и сопутствующие услуги
4. «Салават» г.Салават переработка нефтехимических продуктов
5. «Первый зауральский» Г.Сибай предоставление административной поддержки, сформированного земельного участка, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также широкого набора бизнес услуг, профессиональной управляющей компании
6. «Уфимский» Уфимский район размещение инфраструктурных объектов
Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции формирование и проведение региональной инновационной политики, является Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан.
В числе стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период является переход к новой модели развития экономики, предполагающей значительный рост инновационной составляющей экономики республики, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирование развития новых технологий, видов продукции и услуг.
В целях научного обеспечения на территории РБ правовых, организационных, экономических, технических, технологических и иных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в оборот возобновляемых источников энергии, роста на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Башкортостан и повышения уровня социально-экономического развития Республики Башкортостан, распоряжением Правительства РБ от 9 октября 2012 г. № 1288-р учреждено государственное автономное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский научный центр энергосбережения и энергоэффективных технологий" (ГАУ РБ "РНЦ энергосбережения и энергоэффективных технологий").
Также Республика Башкортостан обладает развититым научно-исследовательским и опытно-конструкторским потенциалом, который позволяет проводить фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим направлениям развития экономики и способен генерировать значительное количество инновационной высокотехнологичной продукции.
Научно-исследовательский сектор обеспечения инновационной политики включает в себя:
- государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан»;
- Уфимский научный центр Российской академии наук (УНЦ РАН);
- высшие учебные заведения;
- центры повышения квалификации;
- научно-исследовательские институты;
- проектно-конструкторские организации.
В целом, нужно отметить, что выстроенная в Республике Башкортостан система организации и поддержки инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства на основе имеющегося в республике научного и технического потенциала позволит обеспечить переход к инновационно-ориентированной экономике.
Состав разрабатываемых и внедряемых критических технологий зависит от отраслевой специализации региона (города, отрасли), географического местоположения, специфики отношений властных и предпринимательских структур, определяющих социально-экономическую и административную целостность территории.
Приоритетными направлениями инновационного развития Республики Башкортостан являются:
- авиационные и транспортные системы;
- живые системы;
- индустрия наносистем и материалов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- производственные системы;
-рациональное природопользование;
-энергетика и энергосбережение.
Таким образом, проектирование региональной системы представляет собой выявление поддерживающих функций, которые сейчас не выполняются или плохо выполняются, и делегирование этих функций существующим организациям, а если таковых нет, то необходимо создавать новые. Поэтому, согласно современному пониманию, необходимо особое внимание уделять внедрению критических технологий, под которыми понимается комплекс межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, создающих предпосылки для развития различных технологических траекторий, имеющих широкий потенциальный круг конкурентоспособных инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносящих в совокупности наибольший вклад в реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
Инструментарий расчета социально-экономических эффектов для региона в условиях внедрения инноваций в предпринимательской
деятельности
Ведущим драйвером развития разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий в предпринимательской деятельности в современных условиях может стать определенный адаптивный пакет действий, обеспечивающий получение наиболее эффективного использования технологий и ресурсов народного хозяйства. В результате ресурсы, затраченные на инновационное развитие предпринимательства в регионе, как государственные, так и частные, должны приводить к положительному социально-экономическому эффекту, иначе инновационное развитие можно считать экономически неэффективным. Результаты инновационных предприятий, так же как и результаты обычных коммерческих структур, следует оценивать с позиции вклада их в социально-экономическое развитие региона.
Анализируя жизненный цикл инновационного продукта, можно заключить, что отдача от затраченных ресурсов на развитие инноваций начинается на заключительной стадии - коммерциализации инновационного продукта. Инновационный продукт, так же как и обычный коммерческий продукт, должен обладать достаточным спросом для получения прибыли, окупаемости вложенных ресурсов, положительных социальных эффектов. Показателей, которые приводятся в статистической отчетности - число предприятий осуществляющих инновации, численность занятых на инновационных предприятиях, затраты на создание инноваций, объем отгруженной инновационной продукции, количество созданных инновационных продуктов - не достаточно для определения эффективности функционирования инновационной сферы в регионе. Для определения эффективности работы инновационных предприятий необходимо оценивать показатели результатов их деятельности. С целью определения целесообразности и действенности мер, направленных на развитие инноваций, предлагается инструментарий оценки эффективности функционирования инновационной сферы экономики в регионе.
Анализируя стадии инновационного процесса по созданию инновационного продукта (рис.1), становится понятно, что для эффективности прохождения всех рассматриваемых стадий, необходимо пройти заключительную стадию - коммерциализации, с фактическим внедрением в производство и последующей его реализацией. Без стадии коммерциализации целесообразность инновационного процесса ставится под сомнение.
Эффективность первой стадии создания инновационного продукта -предложенных идей, которые достигли реализации в форме тем научно-исследовательских разработок (НИР), можно представить в виде:
ЕНИР
тем
К =~гй--" (!)
/ 1 ин
Где, Ки - коэффициент эффективности предложенных инновационных
идей;
НИРтем - количество тем НИР из числа предложенных инновационных
идей;
Иин - количество инновационных идей.
Эффективность второй стадии можно представить как:
_ £ ОКРр
Книр _УиИР '1 (2)
тем
Где, КНИР - коэффициент эффективности НИР;
ОКРр - количество опытно-конструкторских разработок из числа тем
НИР;
В результате до стадии коммерциализации доходят не все ОКР. Эффективность стадии определения инновационных продуктов, которые перейдут в стадию коммерциализации, представим следующим образом:
К _ Е КомпР _,
Кокр _Е ОКРр ^1 (3)
Где, КОКР - коэффициент эффективности коммерциализации инновационных продуктов;
Компр - количество инновационных продуктов, дошедших до стадии коммерциализации из числа ОКР.
•А О Ч ¡Г Я и » 8
& я
с £
3 и
3 & & о
& С
1.Фундаментальные исследования и разработки, базирующиеся на приоритетных направлениях критических технологий национальной экономики (получение новых знаний об основных закономерностях в исследуемых областях; установление причинно-следственных связях в различных системах)
П.Прикладные исследования и экспериментальные
модели будущих инновационных продуктов (нахождение способов практического применения разработок в различных отраслях предпринимательской деятельности)
Ш.Экспериментальные разработки технических прототипов продуктов
или изделий (экспертиза, определение важнейших сервисных и эксплуатационных параметров, проектирование и испытание)
1.Посевная стадия инновационного процесса
2.Начальная стадия инновационного процесса
Новаторские решения и технологии
Результатом реализации данного комплекса решений становится патент на изобретение или ноу-хау. Первичная коммерциализация продукта или образца осуществляется после продажи объекта интеллектуальной собственности.
Управленческие решения и технологии
Результатом реализации данного комплекса решений становится прибыльное серийное производство. Основная стадия коммерциализации при которой задействованы все субъекты инновационного процесса.
Распределительные решения и технологии
Результатом реализации данного комплекса решений становится процесс возврата инвестиционных ресурсов.
Принятие решений по управлению финансовыми ресурсами в условиях неопределенности деловой среды организации предпринимательской деятельности.
З.Ранняя стадия инновационного процесса
4.Стадиироста и стабилизации инновационного процесса
Научно-
исследовательские институты
I
Высшие учебные заведения и консорциумы
Негосударственные
фонды, гранты и программы
Малые и средние инновационные предприятия
Государственные фонды и программы развития
I Субъекты консалтинговой ¡_ инфраструктуры рынка \
Венчурные фонды и «бизнес - ангелы»
I
Финансы субъектов хозяйственной деятельности
Рис.1. Основные стадии инновационного процесса
"ком
II
Ъ
Дополнительным показателем оценки качества НИР может выступать коэффициент качества жизненного цикла инновационного продукта (Ккач), который можно представить следующим образом:
ЕКомпп К =_^ 1
Ккач Ъ НИР (4)
/ 1 тем
В результате коммерциализации инновационного продукта, включая его внедрение в производство и последующую реализацию, возникает отдача от средств, направленных на развитие инноваций в регионе, которая должна превышать затраченные ресурсы на ее создание:
n
Ъп<
К.....=-—--> max
, (С НИР + СОКР + Ском ) i=1
Где, Кком - коэффициент эффективности коммерциализации инновационного продукта;
П - суммарная прибыль от успешной коммерциализации i-х инновационных продуктов;
СНИР - затраты на НИР;
СОКР - затраты на ОКР;
Ском - затраты на коммерциализацию инновационного продукта.
Так, социально-экономический эффект, возникающий в результате успешной реализации стадии коммерциализации инновационного продукта с вероятностью Pi и с вероятностью (1-Pi) при НИР, ОКР, не прошедших успешную коммерциализацию инновационного продукта, можно представить в виде функции полезности:
U = Pi -Ile, + (1 - Pi )• (¿e, - ъ (С НИР + + С Ко„ )) (6) i=1 i=1 i=1
Где, U - социально-экономический эффект от инновационной деятельности в регионе;
Р, - вероятность успешной реализации стадии коммерциализации i-го инновационного продукта;
(1-Р,) - вероятность безуспешной реализации стадии коммерциализации i-го инновационного продукта;
Е, - положительные социально-экономические эффекты от внедрения и реализации i-х инновационных продуктов в результате инновационной деятельности в регионе;
Данный инструментарий позволяет проводить оценку эффективности инновационной деятельности в регионе на каждой стадии жизненного цикла инновационного продукта. Мониторинг по предложенным показателям дает возможность определять не достаточно эффективные стадии создания
инновационных продуктов и своевременно корректировать мероприятия, направленные на создание инноваций.
Методический инструментарий оценки совокупных эффектов от коммерциализации инновационных продуктов и технологий
В результате использования инновационных продуктов и технологий, прошедших этап коммерциализации, возникают соответствующие социально-экономические эффекты: создание дополнительных рабочих мест от создания инновационных производств, увеличение налоговых поступлений, развитие инфраструктуры. Общий эффект от использования внедренных критических технологий (Э0) определяется как сумма выгод от разработки и внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (V), с учетом доступности результатов от фактического использования критических технологий (R) и должен стремиться к максимуму:
Э о = I э i ^ max, (7)
i = 1
n - количество i-ых внедренных критических технологий из числа разрабатываемых технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства, ед.;
3i - эффект от внедрения i-ой критической технологии, имеющей важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства, стоим. ед..
Учитывая не только экономические эффекты, но и государственную безопасность не все критические технологии должны быть экономически оправданы. Рассматривая критические технологии экономического содержания, предполагается наличие дохода от внедрения соответствующих критических технологий, издержек, необходимых для разработки и внедрения критических технологий, а также рисков, влияющих на процесс получения экономического эффекта от внедрения критических технологий. При этом для получения положительного эффекта от внедрения критических технологий необходимо, чтобы выгода превышала издержки и стоимостные потери в результате возникновения сопутствующих рисков. Так для структур в системе «разработка-внедрение» такое предположение будет выглядеть следующим образом:
n n n
Vj = I F - I L - I ^ > 0 , (8)
i = 1 i = 1 i = 1
где Vj - выгода от разработки и внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства;
Ft € f+f2+... +fn) - доходы от внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства, стоим. ед.;
Li € (l+l2+... +ln) - издержки внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства, стоим. ед.;
S € (р1+р2+... +рп) - стоимостные потери в результате возникновения рисков, связанных с внедрением i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства, стоим. ед..
После этапа коммерциализации, разработанных критических технологий, на последующих этапах их функционирования в период (Vi+t), выгода должна увеличиваться в результате эффекта мультипликатора (расширения объема внедрения критических технологий за счет экономической целесообразности его применения) в отраслях, где применяются разработанные критические технологии, что должно сказываться на увеличении ВВП, повышении конкурентоспособности и безопасности экономики России:
V,+1 = £ Ft+1 - £ L i+г - £ St+1 ^ max, при _ V,+, > 0uV t+, > V,, (9)
i = 1 i = 1 i= 1
Где, Vi+t - выгода от внедрения i-ой критической технологии в период t, стоим. ед.;FL
Fi+t € (f/+f2+...+fn) - набор показателей дохода от внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства в период t, стоим. ед.;
Li+t € (l1+l2+.+ln) - набор показателей затрат от внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства в период t, стоим. ед.;
Si+1 € (s1+s2+.. ,+sn) - набор показателей, характеризующий стоимостные потери от возможных рисков в результате внедрения i-ых критических технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства в период t, стоим. ед..
Для оценки прироста общей выгоды от внедрения i-ых критических технологий (KV) в период t необходимо найти отношение суммы выгод от функционирования всех i-ых критических технологий после внедрения к сумме выгод от функционирования всех i-ых критических технологий до разработки и внедрения соответствующих технологий:
n n
1 V i +1 - 1 V i nm К V = -^--> max, приК V > 1 (10)
I V(
i = 1
Соответственно если не выполняются заданные условия при внедрении критических технологий экономической направленности, то возникает вопрос о правильности поставленных целей и задач, профессионализма людей организовавших внедрение критических технологий, а так же целесообразности существования структур разрабатывающих такие критические технологии.
Для потребителей продукции, возникающей в результате применения разработанных критических технологий, так же должен возникать положительный эффект. Увеличение количества внедренных критических технологий приводит к росту конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижению ее цены, повышению качества и доступности для потребителей. Такие изменения положительно сказываются на социально-экономических показателях развития как страны в целом, так предпринимательских структур в отдельности: увеличивается выгода от реализации продукции на предприятиях, где применяются разработанные критические технологии, расширяется доступность этих технологий на рынке и, как следствие, растет доверие населения и предпринимателей к существующей модели социально-экономических отношений. Таким образом, модель оценки выгоды потребителей от существующего уровня доступности продукции на рынке, возникающей в результате применения разработанных критических технологий, может быть представлена следующим образом:
т п т п т п
Rj = I I О* "II "II Е3 ^ та^ приR , > 0 , С11)
3 = 1 i= 1 3 = 1 i= 1 3 = 1 i= 1
где Ri0 - выгода 3-ых субъектов предпринимательства от ¿-ых внедренных критических технологий, прошедших этап коммерциализации, стоим. ед.;
т - количество субъектов предпринимательства, используемых ресурсы полученные в результате внедрения критических технологий, ед.;
О* € (d1+d2+... +dn) - уровень экономической выгоды 3-ых субъектов предпринимательства использования ресурсов полученных в результате внедрения ¿-ых критических технологий, стоим. ед.;
€ (z1+z2+...+zn) - уровень издержек 3-ых субъектов предпринимательства, связанный с привлечением ресурса, полученного в результате внедрения ¿-ых критических технологий, стоим. ед.;
Е€ (s1+s2+... +sn) - стоимостные потери от наступления возможных рисков 3-ых субъектов предпринимательства, связанных с получением ресурсов возникших в результате внедрения ¿-ых критических технологий, стоим. ед..
Выгода 3-ых субъектов предпринимательства от использования ¿-ых ресурсов появившихся в результате внедрения критических технологий ^^^ должна быть больше Если меньше ^и), то эта ситуация
характеризует неэффективность проводимых мероприятий по обеспечению доступности ресурсов возникающих в результате внедрения критических технологий либо наступление рискового случая. В свою очередь прирост
выгоды субъекта предпринимательства от дополнительного увеличения доступности ресурсов от внедрения критических технологий может быть описан следующим выражением:
m n m n m n
Ri +t = ZZ Qj+t - I I Zj+f-Ц e,+t ^ max, npuR .+f > 0 (12)
j=1 i=1 j=1 i=1 j=1 i=1
m n m n
11 r,+. >z z r.,, (13)
j = 1 i= 1 j = 1 i= 1
где Rij+t - выгода j-ых субъектов предпринимательства от дополнительного увеличения доступности ресурса возникающего от внедрения i-ых критических технологий в период t, стоим. ед.;
Qij+t € (dj+d2+... +dn) - уровень экономической выгоды j-ых субъектов предпринимательства использования ресурсов полученных в результате внедрения i-ых критических технологий в период t, стоим. ед.;
Zij+t € (z]+z2+...+zn) - уровень издержек j-ых субъектов предпринимательства, связанный с привлечением ресурсов возникших в результате внедрения критических технологий при одновременном дополнительном увеличении доступности i-ых результатов внедрения критических технологий в период t, стоим. ед.;
Eij+t € (s]+s2+. +sn) - стоимостные потери от наступления возможных рисков j-ых субъектов предпринимательства, связанный с привлечением ресурсов возникших в результате внедрения критических технологий при одновременном дополнительном увеличении доступности i-ых результатов внедрения критических технологий в период t, стоим. ед..
Для оценки возможного прироста выгоды j-ых субъектов предпринимательства от дополнительного использования и повышения доступности ресурсов, являющихся результатом внедрения критических технологий (Kr) необходимо найти отношение суммы выгод субъектов предпринимательства в результате получения и использования результатов внедрения критических технологий при одновременном дополнительном увеличении их доступности в период t к сумме выгод субъектов предпринимательства до момента использования результатов внедренных i-ых критических технологий:
m n m n
Z Z R.j +1 - I I R,
К R = -1—1——-———--> max, npuK R > 0 (14)
Z Z R,
j = 1 i = 1
Показатель выгоды субъектов предпринимательства от использования ресурсов, возникающих в результате внедрения критических технологий необходимо дополнить показателем доступности использования ресурсов, которые появляются в результате внедрения критических технологий в расчете на один субъект предпринимательства (Rd):
с
Кд = ^^-, (15)
п / п
где т - количество 7-ых субъектов предпринимательства потребляемых различные '-ые ресурсы, возникающих в результате внедрения критических технологий, ед.;
Ип/п - общее количество субъектов предпринимательства, ед.;
п - количество '-ых критических технологий, прошедших коммерциализацию и находящиеся в доступности для предпринимательства, ед.;
Су - объем потребляемых в стоимостном выражении '-ых критических технологий 7-ми предприятиями, стоим. ед.
При непрерывном мониторинге показателя доступности использования ресурсов, которые появляются в результате внедрения критических технологий в расчете на один субъект предпринимательства (Яд), со временем его значение должно расти, что будет положительно характеризовать процесс внедрения критических технологий. Снижение же этого показателя будет свидетельствовать о снижении спроса на ресурсы, которые появляются в результате внедрения критических технологий.
Выгода же в расчете на одну структуру в системе «разработка-внедрение» от разработки и внедрения критических технологий характеризуется показателем выгоды от предоставления ресурсов возникающих в результате внедрения 1-ых критических технологий (Урв):
п т п т п т
(! ! ! Ly! ^)
V = ' =1 7 = 1_' = 1 7=1_'=1 7=1 (16)
рв N '
п /п ( рв )
Нп/п(рв) - общее количество структур занимающихся разработкой и внедрением критических технологий на этапе коммерциализации, ед..
При функционировании таких предприятий в условиях совершенной конкуренции выгода каждого из предприятий должна уменьшаться при увеличении объема потребляемых ресурсов, возникающих в результате коммерциализации критических технологий. Однако, учитывая охранное законодательство объектов интеллектуальной собственности, могут существовать и другие зависимости между выгодами от разработки и внедрения критических технологий и их объемом реализации.
Так, на пути инновационного обновления экономики региона должна увеличиваться доступность ресурсов, возникающих в результате внедрения критических технологий и их большее применение в предпринимательской деятельности.
Мониторинг предложенных показателей по оценке эффектов от коммерциализации критических технологий, позволит определять положительную или отрицательную динамику использования ресурсов, направленных на внедрение критических технологий. Это даст возможность
выявлять тенденции роста или спада процесса инновационного обновления экономики региона и своевременно вырабатывать необходимые решения по корректировке мероприятий, направленных на внедрение инновационных продуктов и технологий в случае их не эффективного использования.
Чем больше создано доступных и применяемых инновационных продуктов и технологий в предпринимательстве, тем больший положительный эффект получают субъекты предпринимательства, что сказывается на социально-экономическом развитии региона.
Проектирование инструментального комплекса обоснования условий эффективного участия субъектов бизнеса в реализации процессов по коммерциализации инновационных продуктов и
технологий
Для более конкретной оценки потенциальных выгод субъекта предпринимательства, использующих внедренные инновационные продукты и технологии, с учетом возможных рисковых ситуаций и эффекта сопряжения (сбалансированности внедрения критических технологий), предлагается использовать следующую экономическую модель оценки полезности для субъекта предпринимательства:
и(ТЯ, ТС, п, q, k, у, г, Р) = (1 - Р) •[(ТЯ - ТС ) • п • (1 - q) - (ТЯ - ТС ) • к] + + Р • [(ТЯ - ТС) • п • (1 - q) - (ТЯ - ТС) • к + (ТЯ - ТС) • (1 + у + х)](17)
где и - ожидаемая полезность субъекта предпринимательства от использования ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, стоим. ед.; Р - вероятность получения субъектом предпринимательства доступа к ресурсам, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; ТЯ - располагаемый доход субъекта предпринимательства, стоим. ед.; ТС - издержки ведения предпринимательской деятельности, стоим. ед.; д - совокупные риски ведения предпринимательской деятельности, включая риски, связанные с получением ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; п - уровень налогов с учетом предоставляемых налоговых льгот и преференций на развитие критических технологий, отн. ед.; k - дополнительные издержки на ресурсы, полученные в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; у - прирост дополнительного дохода от сопряжения используемых ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; г - прирост доходов от применения ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.
Взяв первую производную по полученному доходу и приравняв ее к нулю, после соответствующих преобразований получим:
dU
dD
= п (1 - д )- к + Р (1 + у + г )= 0 (18)
где
У
Р = k - п - С1 - д )
1 + У + г
(19) k = п (1 - д )+ Р (1 + у + г )
_ k - п (1 - д )
Р
- 1 - г , (21)
г =
_ k - п (1 - д )
Р
- 1 - у .
(20) (22)
Исходя из полученных формул, представляется возможность просчитать параметры функции, при которых деятельность субъекта предпринимательства по получению доступа к ресурсам, полученных в результате внедрения критических технологий будет иметь оптимальные значения (рис.2).
Рис. 2. Профили кривых вероятности получения субъектом предпринимательства доступа к ресурсам, полученных в результате внедрения критических технологий с учетом возникающих рисков и эффекта сопряжения для функции
Р = к - п(1 - д)/1 + у + г при п=0,2, А=0,5, г=0,4
Применение модели позволит проводить обоснование целесообразности участия бизнес-структуры в использовании ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий с учетом формирующихся потенциальных выгод при складывающихся уровнях риска.
Для оценки эффективности вложений, направленных на получение ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, можно использовать функцию изменения дополнительной прибыли (Аждоп),
образуемой в результате воздействия от использования результатов внедрения критических технологий к общим затратам субъекта предпринимательства по доступу к результатам внедрения критических технологий (перестройка производственных и управленческих процессов; адаптацию персонала к технологиям по использованию ресурсов, возникших в результате внедрения критических технологий; возможно приобретение дополнительного оборудования):
Ьждт_ -(р - (1 - v)f■c)_(rJ-1)-(1 -(1 - ц )
^ = ■
. (23)
ТСкт Ф-ТС
где г = (№ + А^И)/ N - коэффициент нарастания объемов производства с
16
учетом дополнительных ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; с - полная удельная себестоимость, стоим. ед.; V - коэффициент сокращения издержек от использования ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, отн. ед.; /коэффициент сокращения издержек предпринимательской структуры под воздействием эффекта сопряжения используемых результатов от внедрения
ТС
критических технологий, отн. ед.; р = - доля издержек на доступ и внедрение ресурсов, полученных в результате внедрения критических
технологий в общих затратах субъекта предпринимательства, отн. ед.; л = —
Р
- удельная доля себестоимости с в цене продукциир, отн. ед..
Построенные на основе таблицы 3 соответствующие профили кривых функции дополнительной прибыли по параметрам коэффициента нарастания объемов производства п позволяют определить эффективность предпринимательской деятельности для выбранного уровня издержек при использовании ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий (см. рис. 3).
Таблица 3
Значения отношения дополнительной прибыли к издержкам на _инфраструктуру ф при ц = 0,75, у=0,2,/=0,1_
п \ 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
1.1 1.25 0.63 0.42 0.31 0.25 0.21 0.18 0.16 0.14 0.13 0.11
1.2 2.51 1.25 0.84 0.63 0.50 0.42 0.36 0.31 0.28 0.25 0.23
1.3 3.76 1.88 1.25 0.94 0.75 0.63 0.54 0.47 0.42 0.38 0.34
1.4 5.01 2.51 1.67 1.25 1.00 0.84 0.72 0.63 0.56 0.50 0.46
1.5 6.27 3.13 2.09 1.57 1.25 1.04 0.90 0.78 0.70 0.63 0.57
1.6 7.52 3.76 2.51 1.88 1.50 1.25 1.07 0.94 0.84 0.75 0.68
1.7 8.77 4.39 2.92 2.19 1.75 1.46 1.25 1.10 0.97 0.88 0.80
1.8 10.03 5.01 3.34 2.51 2.01 1.67 1.43 1.25 1.11 1.00 0.91
1.9 11.28 5.64 3.76 2.82 2.26 1.88 1.61 1.41 1.25 1.13 1.03
2.0 12.53 6.27 4.18 3.13 2.51 2.09 1.79 1.57 1.39 1.25 1.14
2.1 13.79 6.89 4.60 3.45 2.76 2.30 1.97 1.72 1.53 1.38 1.25
Рис. 3. Профили кривых значений эффективности вложений, направленных на получение ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий ЕИ в зависимости от доли издержек на доступ и внедрение ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий в общих затратах субъекта
предпринимательства ф
Привлекательность инновационного проекта будет определяться соотношением дополнительных выгод и полезностей от использования предпринимательской структурой ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий, уровнем затрат, связанных с доступом к этим ресурсам и их использованием, а так же совокупным эффектом от сопряжения совместно используемых разнородных ресурсов, полученных в результате внедрения критических технологий.
Применение предложенных методик оценки дает возможность расширить инструментарий обоснования комплексных мероприятий по активизации этапа коммерциализации критических технологий и привлечения дополнительных частных финансовых ресурсов в рамках партнерских отношений предпринимательских и властных структур.
Показано, что применение моделей оценки экономической результативности участия бизнеса в реализации продуктов, полученных в результате использования критических технологий, может быть целесообразным при определении оптимальных параметров и синергетического эффекта взаимодействия властных и предпринимательских структур в процессе разработки и реализации критических технологий, а так же при создании комплексной системы оценки эффективности внедрения критических технологий, используемых в коммерческих целях.
Для дальнейшего повышения эффективности использования ресурсов, направленных на развитие инновационного предпринимательства в регионе необходимо:
- усилить контроль над целевым использованием средств, направленных на развитие инновационных программ, как со стороны государства, так и со стороны предприятий;
- при разработке тем НИР более качественно учитывать возможности дальнейшей коммерциализации инновационных разработок;
- сопоставлять практические результаты инновационных мероприятий с ресурсами, затраченными на получение этих результатов;
- создать единую информационную базу предложенных инновационных идей, тем НИР, ОКР и инновационных продуктов, находящихся на стадии коммерциализации, с целью повышения качества управления инновационными процессами в регионе.
Список литературы:
1. А. Чуйков. Симулякры инноваций // Аргументы недели. - № 23 (415).
- 2014.
2. К. Гурдин. Зачем Путин терпит Чубайса? // Аргументы недели. -№ 22 (414). - 2014.
3. А.Чуйков. Стопроцентный инновационный «откат» // Аргументы недели. - №15(407). - 2014.
List of references:
1. A. Chuikov. Simulacra innovation // Case of the week. - № 23 (415). -2014.
2. K. Gurdin. Why Putin suffers Chubais? // Case of the week. - № 22 (414). -2014.
3. A.Chuykov. One hundred percent innovative "rollback" // Case of the week.
- №15 (407). - 2014.