Научная статья на тему 'Анализ условий и факторов повышения инновационной активности регионов (на примере Курской области)'

Анализ условий и факторов повышения инновационной активности регионов (на примере Курской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозулич М.Ф.

В статье автором проведено исследование в сфере инновационной деятельности региона (на примере Курской области) в контексте основных показателей инновационной активности субъектов ЦФО. Выявлены основные проблемы, препятствующие инновационному развитию на региональном уровне. Рассмотрены основные мероприятия по обеспечению инновационной активности и предложены показатели, характеризующие развитие региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of conditions and factors of increase of innovative activity of regions (on the example of the Kursk region)

In the article the author conducted research in the field of innovative activity in the region (on the example of the Kursk region) in the context of the main indicators of innovative activity of subjects of the Central Federal district. The main problems that hinder innovative development at the regional level. The basic provision of innovative activity and the proposed indicators characterizing the development of the regional innovation system.

Текст научной работы на тему «Анализ условий и факторов повышения инновационной активности регионов (на примере Курской области)»

Анализ условий и факторов повышения инновационной активности регионов (на примере Курской области)

В статье автором проведено исследование в сфере инновационной деятельности региона (на примере Курской области) в контексте основных показателей инновационной активности субъектов ЦФО. Выявлены основные проблемы, препятствующие инновационному развитию на региональном уровне. Рассмотрены основные мероприятия по обеспечению инновационной активности и предложены показатели, характеризующие развитие региональной инновационной системы.

Ключевые слова: инвестиционная активность, инновационная деятельность, инновационный процесс.

/Г-

М. Ф. Зозулич,

ассистент и соискатель кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет

mariya.zozulich@mail.ru

ю

о

со о

О)

<

00 О X X

Введение

В современном мире экономический рост любой страны характеризуется показателями и направлениями научно-технического прогресса и уровнем интеллектуализации основных сфер производства. Так, на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95% прироста ВВП [2].

Внедрение новых знаний и технологий в создания и производства товаров стало ключевым фактором мировой рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Внедрение нововведений становится необходимым условием успеха передовых предприятий и целых отраслей в конкурентной борьбе, позволяющим им в конечном итоге добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при внедрении новых продуктов и технологий. Важной особенностью экономического роста предприятий в новых сферах деятельности целых отраслей становятся эффективные механизмы перехода к непрерывному инновационному процессу в практике управления.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) стало занимать все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Повышается также значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса в отдельных странах [1].

Вопрос о необходимости стимулирования инновационной деятельности, формирования единой общегосударственной политики прорабатывался на федеральном уровне еще в начале 1990-х гг., но только в 2002 г. на совместном заседании президиума Государственного совета РФ, Совета безопасности РФ и Совета при Президенте РФ по науке и технологиям были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576).

В данном документе определены приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий, конкретные меры государственной поддержки инновационной деятельности в РФ. Для защиты отечественного производителя и обеспечения более высоких конкурентных преимуществ отечественных технологий, продукции и услуг необходимо осуществлять целенаправленную государственную политику по отношению к промышленному и научно-производственному комплексам в целях их перехода на инновационный путь развития.

Анализ инновационной активности регионов

В «Рейтинге инновационной активности регионов-2013», опубликованном на сайте Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), проведен анализ регионов, в частности их показателей в области стимулирования науки и инновационной сферы, а также представлена объективная картина текущего состояния сферы инноваций в России.

Таблица 1

Позиции субъектов ЦФО в «Рейтинге инновационной активности регионов России-2013»

Субъект ЦФО Место в рейтинге Индекс инновационной активности

Очень высокая инновационная активность

1 Москва 0,8426

2 Санкт-Петербург 0,4054

Высокая инновационная активность

3 Республика Татарстан 0,3411

4 Краснодарский край 0,2934

5 Нижегородская область 0,2222

6 Самарская область 0,1991

7 Московская область 0,1468

8 Новосибирская область 0,1255

20 Республика Башкортостан 0,0655

Средняя инновационная активность

21 Калужская область 0,0598

22 Ульяновская область 0,0576

23 Красноярский край 0,0553

24 Пермский край 0,049

25 Кемеровская область 0,0487

26 Ростовская область 0,0465

27 Ханты-Мансийский АО - Югра 0,0446

28 Калининградская область 0,0417

29 Воронежская область 0,0391

30 Белгородская область 0,0375

43 Камчатский край 0,0215

Умеренная инновационная активность

44 Архангельская область 0,0207

45 Курская область 0,0201

46 Астраханская область 0,0189

47 Республика Коми 0,0187

48 Вологодская область 0,0183

49 Орловская область 0,0173

50 Приморский край 0,0171

51 Липецкая область 0,0159

52 Рязанская область 0,0142

53 Тамбовская область 0,0141

54 Республика Карелия 0,0139

55 Республика Северная Осетия-Алания 0,0134

56 Костромская область 0,0127

57 Кировская область 0,0121

58 Республика Алтай 0,0115

59 Псковская область 0,0113

60 Мурманская область 0,0112

61 Оренбургская область 0,011

62 Брянская область 0,0099

63 Новгородская область 0,0098

Низкая инновационная активность

64 Смоленская область 0,0077

65 Амурская область 0,0073

66 Республика Саха (Якутия) 0,0072

83 Чукотский автономный округ 0,0009

Рис. 1. График динамики инновационной активности организаций по субъектам ЦФО, входящим в группу умеренной инновационной активности рейтинга,

2009-2013 гг., % менений; обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В соответствии с показателями данного рейтинга субъекты ЦФО занимают следующие позиции (табл. 1).

Автором в работе проведены исследования условий и факторов повышения инновационной активности регионов на примере Курской области. Курская область входит в группу регионов с умеренной инновационной активностью и занимает вторую позицию в этой группе. Положительная динамика инновационной активности организаций представлена на рис. 1.

Курская обл. находится в центре европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа. География экономического потенциала Курской области позволяет стать базой для создания благоприятных условий развития бизнеса и привлечения инвестиций. В 2013 г., по оценке, использовано 70741,5 млн руб. инвестиций в основной капитал или 100,1% к уровню соответствующего периода 2012 г. [4].

В январе-июне 2014 г. инвестиции в основной капитал освоены в объеме 27,3 млрд руб.; индекс физического объема инвестиций составил 94,6 % к соответствующему периоду 2013 г. [4].

Ниже приведена динамика и график инновационной активности организаций по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг. (рис. 2, 3).

Анализ графиков показывает положительную тенденцию инновационной активностью организаций Курской области, которые в 2013 г. сопоставимы с показателями ЦФО и выше, чем показатели по России.

Результаты по развитию инновационной деятельности в Курской области, полученные в последние годы, 16

Инновационная активность — есть комплекс мероприятий субъектов предпринимательской деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством.

Индекс инновационной активности определяется такими показателями как: качество инновационной стратегии; уровень мобилизации инновационного потенциала; уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций; уровень методов и культур, используемых при проведении инновационных из-

10,7 10,7

I РФ

ЦФО I Курская область

2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 2. Динамика инновационной активности организаций по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг., %

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Ю

О С^

СО О N

СП

< со

о

Рис. 3. График динамики инновационной активности организаций по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг., %

Рис. 4. Динамика доли объема инновационных товаров, работ, услуг по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг., % [2]

Источник: Федеральная служба государственной статистики

во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления, на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития региона и четкой координации работ всех субъектов инновационной сферы.

Автором проводится оценка уровня инновационного развития региона, ЦФО и РФ через исследования в части основного результата инновационной деятельности, т. е. показатели изменения производства инновационных товаров, работ, услуг на данных территориях, как в целом, так и в структурном разрезе, а также доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже представлены динамика и график доли объема инновационных товаров, работ, услуг по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг. (рис. 4, 5).

Из графиков видно, что Курская область имеет динамику увеличения доли объема инновационных товаров, работ, услуг, которые в 2013 г. выше, чем показатели ЦФО и РФ.

Важным показателем инновационной деятельности является количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки от общего числа организаций в регионе. Показатели имеют относительную стабильность в рассматриваемом периоде, но для Курской области довольно низкие по сравнению с показателями РФ и ЦФО.

Следует отметить, что количество всего организаций в Курской области растет за рассматриваемый период (2009 г. — 8236, 2013 г. — 10458). В тоже время

количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, остается за этот период неизменным и в сравнении с общим количество организаций в Курской области и составляет менее 1% (рис. 6).

Проблемы развития инновационной деятельности регионов

К основным проблемам инновационного развития РФ в целом, в каждом регионе дополняются и специфические, характерные и проявляющиеся в различных формах и с различной степенью интенсивности. В силу ряда объективных причин регионы РФ находятся на различных уровнях экономического развития, что обуславливает наличие дифференциации в ее социально-экономическом развитии, предопределяет необходимость взвешенного подхода к проблемам инновационного развития соответствующих территорий, особых подходов к управлению инновационными процессами.

В качестве основной проблемы развития инновационной деятельности можно назвать следующие общие факторы:

• слабую координацию работ в сфере инновационного развития, ведущихся различными исполнительными органами государственной власти;

• недостаточный объем льгот на региональном и федеральном уровнях для бизнес-инкубаторов, технопарков, не позволяющий им стать заметными центрами инновационного развития;

• низкий уровень внедрения объектов интеллектуальной собственности на предприятиях и внесения

ю

о с^

со о сч

СП

<

со О

Рис. 5. График динамики доли объема инновационных товаров, работ, услуг по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг., %

Рис. 6. Динамика количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг.[2]

Рис. 7. График динамики количества организаций,

выполняющих научные исследования и разработки по РФ, ЦФО и Курской области, 2009-2013 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

их в малые инновационные предприятия, а также на стадии развития малых инновационных предприятий;

• отсутствие интереса крупных региональных предприятий к отечественным инновационным проектам при осуществлении модернизации своих производств;

• недостаточную эффективность инновационной деятельности вузов, научно-исследовательских институтов, направленная на наиболее полное использование имеющегося у них потенциала в области коммерциализации знаний.

Следует особо заметить, что воплощение инновационных идей и задач на практике не всегда доводится до промышленного внедрения. Поэтому одним из механизмов решения является создание инновационных региональных инжиниринговых центров, в которых предоставляются инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, а также формируется комплекс мероприятий по подготовке и обеспечению процессов производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

Существенной проблемой инновационного развития остаются вопросы и направления формирования мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с секторами исследований и разработок, с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру.

Основные мероприятия по обеспечению инновационной активности регионов

Согласно положениям Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне

Таблица 2

Основные мероприятия по обеспечению инновационной активности регионов

Название мероприятия Содержание мероприятия

Развитие нормативного правового, информационного обеспечения инновационной деятельности и развитие инновационной культуры

Совершенствование нормативного правового обеспечения инновационной деятельности Систематизация и совершенствование региональной нормативной базы; подготовка предложений по внесению изменений, дополнений в действующие акты в сфере инноваций региона и федеральных нормативных актов; разработка и обеспечение согласования нормативных правовых документов в сфере инновационного развития

Осуществление экспертизы инновационных проектов Создание и участие в межведомственной комиссии по инновациям при администрации региона; участие экспертов по оценке научно-технической новизны инновационных проектов

Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий Создание и эксплуатация единой региональной информационной системы, включающие банки данных, содержащие информацию о патентах на изобретения, полезных моделях и промышленных образцах и др.; предоставление субсидий для инновационных предприятий

Развитие инновационной культуры населения Организация подготовки кадров частных некоммерческих и коммерческих организаций и высших учебных заведений для работы в инновационной сфере; консультирование предприятий и граждан по вопросам регистрации объектов интеллектуальной собственности; пропаганда инновационной культуры через СМИ и Интернет; продвижение инновационных товаров, работ, услуг на региональных и зарубежных рынках

Поддержка инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования

Консультационная поддержка организации малых инновационных предприятий при вузах и научно-исследовательских институтах Государственная поддержка малых инновационных предприятий; предоставление грантов для межвузовских конкурсов инновационных проектов; развитие трансфера технологий в научных учреждениях и вузах области; формирование механизмов привлечения инвестиций в малые инновационные предприятия

Развитие и поддержка организаций инновационной инфраструктуры региона Оказание поддержки в создании и развитии на территории региона организаций инновационной инфраструктуры; выделение грантов на создание малых инновационных предприятий; финансирование перспективных инновационных проектов; предоставление действующим инновационным компаниям субсидий на компенсацию части затрат

Взаимодействие с институтами развития в сфере инновационной деятельности Привлечение крупных частных инвесторов в качестве инновационных партнеров региона; организация разработки новых конкурентоспособных технологий и проведение их коммерциализации; создание и развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

Поддержка инновационной деятельности при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста

Государственные закупки инновационных товаров и услуг Разработка критериев инновационности для отбора проектов; проверка технической документации, подготовленной уполномоченными государственными органами и организациями в целях размещения заказов на закупку товаров, работ и услуг; подготовка информации об инновационных товарах и услугах для реестра

Разработка и обоснование системообразующих проектов Проведение маркетинговых исследований соответствующих рынков и разработка бизнес-планов системообразующих проектов; предоставление государственной поддержки по организации управления системообразующими проектами; предоставление государственных гарантий для банковского кредитования системообразующих проектов

Таблица 3

Показатели, характеризующие общее развитие региональной инновационной системы

№ Показатели Назначение Способ расчета

1 Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, % Показатель используется для оценки эффективности инновационного развития Оценка достижения показателя производится на основе официальных статистических данных. Источник: Федеральная служба государственной статистики

2 Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации Показатель используется для реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности Оценка достижения показателя производится исходя из официальных статистических данных количества обследуемых организаций. Источник: Федеральная служба государственной статистики

3 Количество инновационных проектов, включая системообразующие, получивших государственную (областную) поддержку, единиц Показатель используется для реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности N = Е М„„„ „, N — общее количество инновационных иннов проектов, включая системообразующие, получивших государственную (областную) поддержку; N — количество системообразующих проектов

4 Ежегодный рост затрат на технологические инновации, % Показатель используется в рамках мероприятий по поддержке инновационной деятельности при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста I = !конеч Абаз Х 100%, I — рост затрат предприятий на технологические инновации в рамках реализации подпрограммы; 1конеч — объем затрат предприятий на технологические инновации в отчетном году; ^ — объем затрат предприятий на технологические инновации за год, предшествующий отчетному году реализации подпрограммы. Источник: Федеральная служба государственной статистики

5 Количество выданных патентов на изобретения и полезные модели Показатель используется в контексте мероприятий по поддержке инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности I = Е 1г, I — общее количество выданных патентов на изобретения и полезные модели; ^ — патент, выданный на изобретение или полезную модель. Источник: Федеральная служба государственной статистики

6 Коэффициент завершенности инновационных проектов Показатель используется для реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности Кзав.и.пр. = Чзав.и пр. /Чи.пр.реал., Чзав.и.пр. — количеСТВ° успешно завершенных инновационных проектов; Чи.пр.реал. — количество инновационных проектов, принятых к реализации на предприятие

7 Коэффициент выдвинутых новаторских идей (Кноват.и> Показатель используется для реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности Кноват.и. = Чноват.и. /^оват.и.реал^ Чноват.и. — количество новаторских идей, выдвинутых; Чноват и реал. - количество новаторских идей, принятых к реализации на предприятие

8 Удельный вес подразделений предприятия, занятых НИР (Кп нир) Показатель используется для реализации мероприятий по поддержке инновационной деятельности Кп.НИР = Чп.НИР /Чп.общ., Чп.НИР - количество Подра3-делений предприятия, занятых проведением НИР; Чп.общ. - общая численность структурных подразделений предприятия

ю

о с^

со о сч

СП

<

со О

целесообразно рассматривать основные мероприятия (табл. 2) по обеспечению инновационной активности регионов, позволяющих преодолеть проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в регионах.

Вышеуказанные мероприятия целесообразно проводить в регионах с учетом дополнений действиями центральных и местных органов власти в следующих направлениях:

• антимонопольное регулирование;

• таможенная политика;

• охрана прав интеллектуальной собственности в интересах стимулирования инновационной активности.

Стоит отметить, что различием при их реализации могут служить сроки применения указанных инструментов, масштабы предоставляемых льгот, приоритетность в поддержке тех или иных отраслей.

С учетом приоритетов региональной государственной политики целью подпрограммы становится развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей преодоление технологического

отставания ряда отраслей экономики региона и эффективную поддержку субъектов инновационной деятельности.

При оценке достижения поставленных задач в рамках основных мероприятий автором формируются и планируются показатели, характеризующие как развитие региональной инновационной системы, так и показатели, позволяющие оценить непосредственно реализацию выше рассмотренных мероприятий (табл. 3).

Заключение

В первую очередь для развития региональной инновационной системы необходимо решение основных двух факторов:

• обеспечение преодоления технологического отставания ряда отраслей экономики региона;

• осуществление эффективной поддержки субъектов инновационной деятельности, является важной особенностью современного экономического роста.

Для Курской области, входящей в группы с умеренной инновационной активностью, это подтверждается положительной динамикой показателей инновационной деятельности, полученных в последние годы, которые во многом достигнуты за счет:

• применения программно-целевого метода управления;

• на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития региона;

• четкой координации работ всех субъектов инновационной сферы.

В регионах разработки и внедрения мероприятия по обеспечению инновационной активности регионов разрабатываются системы развития нормативно-правовой, информационной инновационной деятельности и развития инновационной культуры, системы инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования и системы инновационной деятельности при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста.

Список использованных источников

1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/586.

2. Инновации в России. http://innovation.gov.ru.

3. Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks.ru.

4. Администрация Курской области. http://adm.rkursk.ru.

5. Эксперт РА. http://raexpert.ru.

6. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. http://Nair-it.ru.

Analysis of conditions and factors of increase of innovative activity of regions (on the example

of the Kursk region) M. F. Zozulich, PhD-student, assistant Professor of management and public administration and municipal management, Kursk state University.

In the article the author conducted research in the field of innovative activity in the region (on the example of the Kursk region) in the context of the main indicators of innovative activity of subjects of the Central Federal district. The main problems that hinder innovative development at the regional level. The basic provision of innovative activity and the proposed indicators characterizing the development of the regional innovation system.

Keywords: innovative activity, innovative activity, innovative process.

ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ОБЪЯВЛЯЕТ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА «ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН, ИНВАЛИДОВ, МАЛОМОБИЛЬНЫХ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)»

Целями реализации конкурса «Высокотехнологичные проекты в социальной сфере (улучшение качества жизни пожилых граждан, инвалидов, маломобильных и иных социально-незащищенных групп населения)» (шифр: СОПРовождение 2015-1) являются:

• содействие реализации инициативных научных, научно-технических и инновационных проектов в социальной сфере;

• содействие в формировании современной отрасли по производству товаров для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе технических средств реабилитации;

• стимулирование производства товаров в целях удовлетворения потребностей пожилых граждан, маломобильных и иных социально-незащищенных групп населения.

Гранты предоставляются в форме субсидий малым инновационным предприятиям, отобранным по результатам конкурса, на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов по разработке и освоению новых видов социально-ориентированной наукоемкой продукции в размере не более 15 млн рублей при условии софинансирования из собственных и (или) привлеченных средств третьих лиц в размере не менее 30% от суммы гранта.

В конкурсе могут принимать участие субъекты малого предпринимательства, действующие не менее 2 лет (на дату подачи заявки на участие в конкурсе), соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. Конкурс проводится по следующим направлениям (лотам):

1. Средства обеспечения доступности социальной инфраструктуры и услуг для пожилых граждан, инвалидов, маломобильных и иных социально-незащищенных групп населения.

2. Аппаратно-программные комплексы и технические средства для повышения качества жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности пожилых граждан, инвалидов, маломобильных и иных социально-незащищенных групп населения.

3. Системы и оборудование для повышения доступности и качества образования, обучения и обеспечения доступа к информации пожилым гражданам, инвалидам, маломобильным и иным социально-незащищенными группами населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Медицинские изделия для реабилитации для пожилых граждан, инвалидов, маломобильных и иных

социально-незащищенных групп населения, в том числе технические средства реабилитации. ^

Подробности на сайте www.fasie.ru <

со О

ю

СП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.