Научная статья на тему 'Институциональное поведение отраслевых и региональных предпринимательских структур в посткризисный период экономики России'

Институциональное поведение отраслевых и региональных предпринимательских структур в посткризисный период экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаревич Анна Николаевна, Мозуль Людмила Николаевна

В статье затронут один из аспектов формирования института предпринимательства в условиях посткризисной экономики России – институциональное поведение. В рамках отраслевого подхода авторами рассматриваются различные виды институционального поведения предпринимательских структур, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональное поведение отраслевых и региональных предпринимательских структур в посткризисный период экономики России»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ РОССИИ1

INSTITUTIONAL BEHAVIOR OF SECTORAL AND REGIONAL BUSINESS STRUCTURESDURING THE POST-CRISIS PERIOD OF RUSSIAN

ECONOMY

Макаревич Анна Николаевна к.э.н., доцент/доцент кафедры экономической теории Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

makannall @mail.ru Мозуль Людмила Николаевна к.э.н., доцент/доцент кафедры экономической теории Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

mozul@mail.ru

A.N. Makarevich

Associate Professor of the Economic Theory Chair, Ph.D. / Associate Professor,

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

makannall @mail.ru L.N. Mozul

Associate Professor of the Economic Theory Chair, Ph.D. / Associate Professor,

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

mozul@mail.ru

Аннотация: В статье затронут один из аспектов формирования института предпринимательства в условиях посткризисной экономики России -институциональное поведение. В рамках отраслевого подхода авторами рассматриваются различные виды институционального поведения предпринимательских структур, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Annotation: The article touches upon one of theaspects of formation of Institute of entrepreneurshipin the conditions of post-crisis Russian economy - institutional behavior. In the framework of the sectoral approach, the authors consider various typesof institutional behavior of business structures, both on federal and on regional levels.

Ключевые слова: предпринимательская структура, институциональное

поведение, сфера услуг, малый и средний бизнес.

Keywords: Enterprise structure, institutional behaviour, sphere of services, small and average business.

1 Исследование проведено при финансовой поддержке НовГУ

Как и любой субъект экономики, предпринимательская структура подвергается формальному институциональному регулированию (в контексте данной статьи рассматриваются политическая, социальная и юридическая сферы, в рамках которых протекают процессы производства и обмена), и, следовательно, обязана действовать в рамках определенного правового поля. Всякая деятельность предпринимательской структуры, осуществляемая под воздействием институционального регулирования, представляет собой ее институциональное поведение. Поскольку в современном мире наблюдается стремительный рост деловой активности в сервисной сфере экономики, то имеет смысл далее более подробно остановиться на институциональном поведении предпринимательских структур, принадлежащих к сфере услуг.

В широком смысле слова «услуга» представляет собой не вещь, а процесс или деятельность, которую производитель может предложить покупателю с целью получения определенной выгоды как в виде дохода, так и в виде социального эффекта. Невозможность хранения услуг придает особый характер их мобильности - они более локализованы и рассосредоточены. В случае, когда потребитель отделен от производителя, производство услуги возможно при условии приближения его к потребителю (например, строительство домов в местах расселения людей), либо потребителя к производителю (например, выезд к месту санаторно-курортного обслуживания или туристским объектам). Понятие «сфера услуг» обладает наибольшей терминологической неустойчивостью. Традиционно под сферой услуг понимается совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации духовных благ для населения3. Сюда относится, прежде всего, оказание услуг населению в таких областях как бытовое обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и искусство, физкультура и спорт, пассажирский транспорт и т.д.

2 В статье будет использовано следующее определение предпринимательской структуры: «хозяйствующий субъект, образованный одним или несколькими индивидами, на основе идеи и путем вложения капитала с целью получения выгоды через воздействие на рыночную конъюнктуру»

3 Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 10-11

Институциональное поведение предпринимательских структур можно различать в зависимости от уровня образования института. Так, различают международное, федеральное и территориальное институциональное поведение. На первом, самом крупномасштабном уровне, осуществляют деятельность структуры, имеющие выход на мировые рынки. На двух других -все остальные, в зависимости от границ функционирования. Успешность деятельности любой предпринимательской структуры (производственной или услуговой) зависит как от срока давности существования регулирующих институтов, так и от системности их деятельности. Кроме того, организационная основа предпринимательской структуры заложена в сущностных характеристиках видов деятельности.

Исторически взаимоотношения производителей и потребителей, т.е. институциональное поведение, осуществляется в рамках любой экономической системы. Так, товарный дефицит, явившийся последствием государственного планирования производства и потребления в плановой экономике СССР, способствовал зарождению неформальной системы предпринимательства -«шабашничества», расцвет которой пришелся на 80-е годы XX века. Для данного исторического периода также характерно бурное развитие «блата», подразумевающего возможность приобрети дефицитный товар без особых хлопот и ограничений. В последствие с введением законов «О кооперации» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» такие неформальные предприятия приобрели законный статус предпринимателей и в сфере услуг.

Формирование новой системы социально-экономических отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие отечественной сферы услуг. Тем не менее, следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие процессу преобразования российской сферы услуг в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных доходов населения, что повлекло за собой не только вынужденный отказ от потребления услуг на регулярной основе (например, бытовых), но и существенное снижение потребления платных услуг учреждений культуры

(музеев, театров и кинотеатров). В целом за период 1991-1995 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились на 24,9%4. Статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода - теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора РФ.

Переходный период в России оказался благоприятным для развития оппортунистического поведения во многих отраслях национальной экономики. Номенклатурная приватизация периода 1988-1992 гг. повлекла за собой слияние политической элиты с бизнес-элитой. Данные социологических исследований 1994-1995 гг. российской бизнес-элиты иллюстрируют, что люди с номенклатурным прошлым составляют в ней примерно половину выборки5. Такое слияние дало возможность лоббирования частных интересов на уровне властных структур практически в любом масштабе: городском, областном, государственном. Кроме того, «законодательные дыры» того времени позволяли осуществлять свободный уход от полного или частичного налогообложения. Так, сокращение налогооблагаемой части доходов в 90-е гг. ХХ века на частных предприятиях осуществлялось путем «двойной» бухгалтерии, все тех же «шабашек», реализуемых в частном порядке, приобретением фирмой особого статуса, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения. Наведение порядка стало возможно только с принятием ряда важных законов: нового Гражданского кодекса (1994 г.), Налогового кодекса (1999 г.), Земельного кодекса (2001 г.). Эти документы, представляющие собой базу для институционального развития экономики, периодически дополнялись нормативно-правовой документацией федерального и местного уровней, на целевые установки которой предпринимательские структуры реагировали оппортунистически, осознавая при этом необходимость и важность полного соблюдения ее положений. Так, Федеральные законы от

4 Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Роль сферы услуг в мировой экономике // Маркетинг услуг - 2008, №04 (16). - С. 248-256

5 подробнее см. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития. - М.: Норма: ИНФРА - М, 2011. с. 140 - 144

24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)...» предусматривают замену с 01.01.2010 года единого социального налога (ЕСН) тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование. При этом, в 2010 году общая ставка страховых взносов сохранялась на уровне 26% фонда оплаты труда (ФОТ), а с 01.01.2011 года страховые взносы повысились до 34% ФОТ и составили: в ПФР

— 26% (ранее 20%); в Фонд обязательного медицинского страхования РФ — 5,1% (ранее 3,1%); в Фонд социального страхования РФ — 2,9% (ранее также 2,9%).

По мнению различных экспертов и оппозиционных политических партий (в частности «Опора России»), «повышение размера страховых взносов приведет к вполне логичным действиям бизнеса — радикальному увеличению «теневой» составляющей экономики, снижению уровня заработной платы, введению массовых увольнений работников в секторе малого и среднего бизнеса. Но нужно понимать, что такие действия предпринимателей — своего рода крайняя мера, так как для многих из них реформа ЕСН в нынешнем виде будет означать «конец» бизнеса. Увеличение налоговой нагрузки повлечет за собой уменьшение объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг и, как следствие, существенное сокращение доходной части бюджета. Все эти экономические последствия вызовут усиление социальной напряженности». Предлагалось отсрочить введение повышенной ставки системы страховых платежей до 2013-2014 годов с постепенным введением компенсационных мер (введение добровольности единого налога на вмененный доход, снижение налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения и НДС,

расширение видов деятельности по патентной системе). Реальное положение дел с поступлением налоговых отчислений представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика поступлений страховых взносов организаций в Фонды РФ,

млн. руб.

2005 2006 2007 | 2008 2009 2010 2011

Пенсионный фонд

Поступление 1349601 1637580 1946817 2730172 3222649 4610084 5255643

в том числе:

Налоги, страховые взносы1-1 635603 797641 1016897 1254013 1273364 1929016 2385189

Из федерального бюджета2- 693131 833105 919879 1456930 1946726 2649581 1340964

Фонд социального страхования

Поступление 186692 218913 295368 360476 440046 463777 558595

в том числе:

Налоги, страховые взносы 167606 188889 236255 292021 291579 316979 390364

Из федерального бюджета 16877 14616 41662 49850 131099 109082 145910

Из федерального фонда обязательного медицинского страхования 12934 15149 16661 17000 17500 18000

Фонд обязательного медицинского страхования

Поступление 83003 125524 157817 162621 126562 101844 348437

в том числе:

Налоги, страховые взносы1- 31708 55772 71809 89293 89825 97095 327186

из федерального бюджета 51292 69694 85847 73175 37896 4734 21141

1- Поступления, обеспеченные отчислениями ЕСН

Динамика поступлений всех страховых взносов за счет отчислений ЕСН демонстрирует их устойчивый рост. Так, отчисления в Пенсионный фонд за год выросли на 24%, в Фонд социального страхования — на 23%, а в Фонд обязательного медицинского страхования — более чем в 3 раза. Поэтому можно утверждать, что пессимистические прогнозы партии «Опора России» в части сокращения налоговых выплат не подтвердились.

Сопоставление динамики налоговых отчислений и начисленной заработной платы отражает устойчивый рост последнего показателя, что

свидетельствует о сохранении фирмами принципов законности и прозрачности при начислении заработной платы (таблица 2).

Таблица 2 - СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

Годы Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего года

руб. долл. США (исходя из среднегодового официального курса доллара США)

2005 8555 303

2007 13593 532

2008 17290 697

2009 18638 588

2010 20952 690

2011 23693 807

Кроме того, наблюдается постоянное сокращение доли населения с доходами ниже минимального размера оплаты труда и увеличение части населения, имеющей зарплату на уровне и выше прожиточного минимума (см. таблицу 3). Однако, стоит заметить, что в последние годы темпы роста доли населения с доходами в диапазоне 15-25 тыс. руб./месяц от года к году замедляются, что может быть обусловлено как посткризисными последствиями (оптимизационные мероприятия, проводимые в период с 2009 года позволяют лишь незначительное увеличение заработной платы, поскольку еще не во всех отраслях достигнут необходимый уровень деловой активности), так и возросшей налоговой нагрузкой.

Таблица 3 - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В РФ1} (в процентах к итогу)

2005 2007 2008 2009 2010 2011

Все население 100 100 100 100 100 100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:

до 3500,0 23,2 10,9 7,3 5,3 3,9 2,8

3500,1 - 5000,0 16,5 10,9 8,6 6,9 5,6 4,6

5000,1 - 7000,0 17,6 14,4 12,5 10,8 9,4 8,1

7000,1 - 10000,0 17,1 17,8 16,9 15,8 14,7 13,5

10000,1 - 15000,0 13,9 19,1 20,2 20,4 20,2 19,8

15000,1 - 25000,02) 11,7 16,6 19,8 21,9 23,5 24,8

25000,1 - 35000,03) 10,3 7,7 9,4 10,8 12,1

свыше 35000,0 7,0 9,5 11,9 14,3

!) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010-2011 гг. - с учетом итогов ВПН-2010.

2) 2004-2005 гг. - свыше 15000,0 руб.

3) 2007 г. - свыше 25000,0 руб.

Рост благосостояния и улучшение качества жизни людей ведут к изменению структуры их потребительских расходов. В развитых странах доля расходов на питание в семейном бюджете населения составляет 18-20%, а на оплату услуг - 35-40%. Более высокая доля расходов населения на питание служит основанием для отнесения такой страны к группе слаборазвитых6. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств в России наблюдается тенденция снижения доли расходов на покупку продуктов питания при незначительном увеличении доли расходов на оплату услуг (см. таблицу 4).

Таблица 4 - СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РФ (в процентах к итогу)

Потребительские расходы - всего 2006 2007 2008 2009 2010 2011

100 100 100 100 100 100

Продукты питания 29,9 26,8 27,6 30,5 29,5 29,5

Услуги из них: 47,5 51,5 50,7 26,1 26,4 26,1

жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 12,1 11,6 10,4 8,7 9,2 9,5

здравоохранение 3,0 3,1 2,9 1,2 1,3 1,5

транспорт 12,5 16,6 15,5 3,1 3,1 2,9

связь 4,0 3,8 3,7 3,3 3,3 3,2

организация отдыха и культурные мероприятия 6,4 6,4 7,7 3,0 2,8 2,9

образование 2,0 1,8 1,6 2,1 1,7 1,6

гостиницы, кафе и рестораны 2,6 3,0 3,0 3,2 3,3 3,1

прочие услуги 4,9 5,2 5,9 1,5 1,7 1,4

Источники: Российский статистический ежегодник 2009, с.199; Россия в цифрах. 2012, с. 137 - 139.

Следует отметить, что 2009 год оказался переломным в экономике

’ Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 22-23.

последних лет: недавний кризис способствовал оптимизационным

мероприятиям как кадрового, так и технологического характера, в результате чего стоимость основных видов услуг существенно не росла, а некоторые услуги даже подешевели (туристические, поскольку мировой кризис затронул экономику зарубежных стран в большей степени, чем российскую).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, сфера услуг представлена малыми предприятиями. В 2008 году Президентом РФ была поставлена задача обеспечить такие условия, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП составила 50%, а число занятых в этой сфере выросло до 60-70% от всего трудоспособного населения. По данным прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 -2013 гг. ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Их число составит 10%, что превысит настоящий уровень в 4 раза. На поддержку малого бизнеса в 2012 году будет направляться около 0,2% расходов федерального бюджета. Доля выпуска продукции малых и средних предприятий в 2010 г. составила 23% ВВП, в 2011 г. - 27%, а в 2012 г. планируется достичь уровня 29% от объема ВВП .

Территориальная аллокация сферы услуг существенно усиливает интерес к региональным аспектам ее развития. Поэтому не менее значимыми для предпринимательских структур нормативными документами являются распоряжения территориальных органов власти, позволяющие создавать условия для региональных структурных изменений. Так, показателен в этом отношении опыт Новгородской области. Постановлением Администрации Новгородской области от 02.04.2008 г. № 109 была утверждена целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008 — 2012 гг.». На ее реализацию израсходовано из областного бюджета: в 2008 г. - 10,7 млн. руб., в 2009 г. - 20,8 млн. руб., в 2010 г. - 27,28 млн. руб., в 2011 г. - 27 млн. руб. В результате практически втрое возрос объем инвестиций

7 http://www.economy.gov.ru

в основной капитал, что свидетельствует о некоторых посткризисных инновационных подвижках.

Отмена принципа выборности на пост губернатора не замедлила отразиться на отраслевых структурных изменениях. Приток «независимого, чужого» мозга повлек замену значительной части представителей территориальных органов власти, что, в свою очередь, обернулось смещением вектора приоритетов в экономике. Так, в Новгородской области за пять лет руководства губернатора объемы производства в пропульсивных отраслях достигли высоких темпов роста. Так в 2010 году произведено скота и птицы на убой (в живом весе) в 1,6 раза больше, чем в 2009 году в итоге успешной реализации целевых программ по поддержке сельского хозяйства. Существенный рост отмечается также: в химической промышленности - 32% (+6,7%); производстве транспортных средств и оборудования - 23 (+4,5%); строительстве - 1255 (+4,8%); оптовой торговле - 1899 (+1,9%); в сфере транспорта и связи - 836 (4,2%). Кроме того, в 2010 году почти на 20% по сравнению с 2009 годом сократилось число убыточных предприятий.

Рост индекса производства в 2011 году обусловлен значительным увеличением объёмов выпуска продукции в деревообрабатывающем производстве (168,9%), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (137,3%). Производство транспортных средств и оборудования увеличилось в 2,2 раза, химическое производство - на 3,1 %, в издательской и полиграфической деятельности отмечен рост на 17,5%. Продолжится рост объемов производства сельхозпродукции. По данным Администрации Новгородской области, рост обусловлен увеличением производства мяса скота и птицы на 21%, производством яиц на 14%, зерна — в 1,8 раза, картофеля — на 39% и овощей — на 9%. В связи с наметившимися тенденциями отраслевого роста можно с уверенностью констатировать начало конъюнктурной стабильности под влиянием политических перемен.

Таким образом, существующие формальные институты, разработанные на разных уровнях, предполагают следующие виды институционального поведения предпринимателя:

- оптимизационное, выражающееся в корректирующих действиях производственного процесса с целью повышения эффективности при сокращении затрат. Как правило, такое поведение свойственно для кризисной и депрессивной фаз цикла деловой активности и осуществляется с целью сохранения рыночной жизнеспособности;

- инновационное, предполагающее организацию новых видов деятельности либо мероприятия по модернизации предприятий в рамках разработанных федеральных и региональных целевых программ;

- оппортунистическое, проявляющееся в поиске скрытых механизмов обхода действующих общепринятых правил, затрагивающих материальные интересы хозяйствующих субъектов.

В связи с этим, поводом для институциональных преобразований отраслевых и региональных предпринимательских структур послужит определение основных целевых установок на основе проведения оценки современного состояния развития национальной экономики и общества в целом, с учетом мировых тенденций.

Библиографический список:

1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Роль сферы услуг в мировой экономике [Текст] // Маркетинг услуг. 2008. №04 (16). С. 248-256;

2. Восколович Н.А. Экономика платных услуг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Г осударственное и муниципальное управление» / [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 399 с. -КВК 978-5-238-01296-4;

3. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития. - М.: Норма: ИНФРА - М, 2011. - 448 с. - КВК 978-5-91768-019-4;

4. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб. [Текст] /Росстат. -Р76 М., 2011. - 795 с. - КВК 978-5-89476-319-4;

5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Сайт] ЦКЬ: http://www.economy.gov.ru (дата доступа 11.09.2012);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.