Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Д.А.

В статье обосновывается необходимость совершенствования правовых механизмов и институтов государственной поддержки и кредитования сельскохозяйственного производства в современной России в условиях роста потребностей сельского хозяйства в доступных кредитных ресурсах. Отмечается, что значимая институциональная роль государства как основного элемента финансовой системы кредитования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики обуславливает важность правового регулирования всего спектра институциональных отношений между уполномоченными банками, предоставляющими льготное и инвестиционное кредитование, и всеми категориями сельскохозяйственных производителей, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF LEGAL MECHANISMS AGRICULTURAL LENDING IN RUSSIA

The author believes that there is the need to improve the legal mechanisms and institutions of state support and crediting of agricultural production in Russia in the context of growing needs of agriculture for available credit resources. The author comes to conclusions that the state has a significant role as a key element of the financial system of crediting of agricultural production. Therefore it is important to regulate all institutional relations between authorized banks and agricultural producers, including farms, and personal subsidiary farms.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_99 УДК 346

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF LEGAL MECHANISMS AGRICULTURAL LENDING IN RUSSIA АХМЕДОВ Джалил Ахмедович,

преподаватель, Юридический институт, Дагестанский государственный университет. 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 4а. E-mail: axmedovd@spbu.su;

AKHMEDOV Jalil Akhmedovich,

lecturer, Law Institute, Dagestan State University.

367008, Republic of Dagestan, Makhachkala, Batyraya str., 4a.

E-mail: axmedovd@spbu.su

Краткая аннотация. В статье обосновывается необходимость совершенствования правовых механизмов и институтов государственной поддержки и кредитования сельскохозяйственного производства в современной России в условиях роста потребностей сельского хозяйства в доступных кредитных ресурсах. Отмечается, что значимая институциональная роль государства как основного элемента финансовой системы кредитования сельского хозяйства на современном этапе развития экономики обуславливает важность правового регулирования всего спектра институциональных отношений между уполномоченными банками, предоставляющими льготное и инвестиционное кредитование, и всеми категориями сельскохозяйственных производителей, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства.

Abstract. The author believes that there is the need to improve the legal mechanisms and institutions of state support and crediting of agricultural production in Russia in the context of growing needs of agriculture for available credit resources. The author comes to conclusions that the state has a significant role as a key element of the financial system of crediting of agricultural production. Therefore it is important to regulate all institutional relations between authorized banks and agricultural producers, including farms, and personal subsidiary farms.

Ключевые слова. Кредитование, сельское хозяйство, правовые механизмы, институты, институциональные процессы.

Keywords. Lending, agrocultural industry, law mechanisms, institutions, institutional processes.

Для цитирования: Ахмедов Д.А. Институциональная трансформация правовых механизмов кредитования сельского хозяйства в России//Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 99-100. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_99.

For citation: Akhmedov J.A. Institutional transformation of legal mechanisms agricultural lending in Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 99-100. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_99.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2023

Эффективное развитие сельского хозяйства невозможно без комбинированной и разнообразной финансовой системы, предоставляющей таргетированные кредитные продукты, что, в свою очередь, требует устойчивое законодательное обеспечение и правовую поддержку, важность которой особенно велика в условиях незавершенности трансформационных институциональных преобразований и реформ [1, с. 36].

По мере развития сельскохозяйственной отрасли ее потребности в инвестиционных и кредитных ресурсах увеличиваются. Для этой цели государство реализует целый ряд специальных финансовых программ поддержки товаропроизводителей и бизнеса в сельском хозяйстве, в том числе по линии финансирования через АО «Россельхозбанк» и его обширную филиальную сеть [4] для предоставления льготных краткосрочных кредитов, льготных инвестиционных кредитов и/или безотзывных аккредитивов.

Институциональной основой функционирования правовых механизмов представления из федерального бюджета государственных субсидий являются Постановления Правительства РФ [2]. Всего в области льготного кредитования сельского хозяйства за период с 2017 по 2022 годы было принято 17 Постановлений РФ. Эти постановления регламентируют институциональный порядок действий со стороны российских кредитных организаций, международных финансовых организаций (которые активно действовали в сфере кредитования сельского хозяйства до февраля 2022 года), а также «Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ". Требования, установленные в рамках постановлений, иногда меняются в соответствии с экономическими и политическими трансформациями, происходящими в стране, но общая институциональная тенденция направлена на упрощение условий и снижение количества правил. В частности, в Постановлении Правительства РФ [2] от 14.09.2022 №610 было упрощено важное и довольно сложное в реализации требование для граждан страны, которые ведут личные подсобные хозяйства и занимаются продажей агрокультур, - требование подтверждения доли дохода от реализации сельскохозяйственных товаров и продуктов в размере не менее 70% за календарный год, поскольку доходы фермеров могут быть связаны, например, с передачей части земли в аренду. После снятия подобного ограничивающего требования большое количество фермеров смогло претендовать на финансовую поддержку со стороны государства.

Институциональная причина необходимости государственной регламентации состоит в том, российские кредитные организации предоставляют кредиты и займы сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, которые работают в сфере агробизнеса, по льготным кредитным ставкам, которые по уровню, размеру и условиям не соответствуют рыночным условиям. Коммерческим банкам гораздо выгоднее в финансовом отношении кредитовать экономические проекты, не связанные с сельским хозяйством.

Низкие кредитные ставки, которые необходимы для финансирования и обновления производственных фондов, а также для покрытия временных сезонных расходов, неизбежно приводят к тому, что коммерческие организации, которые вовлечены в сферу кредитования сельхозпроизводителей, несут прямые финансовые убытки в случае невыплат по кредитам и займам или банкротства фермерских хозяйств. Поскольку финансированием в области сельского хозяйства занимаются, главным образом, системно значимые кредитные организации, их большие убытки могут негативно сказаться на финансовой стабильности национальной экономики.

Государственное регулирование помогает минимизировать финансовые риски в соответствии с принятыми целевыми показателями и рамками, установленными в соответствии с действующим уже более 10 лет федеральным проектом "Стимулирование инвестиционной деятель-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)

ности в агропромышленном комплексе" [3]. Главная цель государственного финансирования - повысить конкурентоспособность селькохозяй-ственных производителей. Фокус государственного внимания направлен на отдельные подотрасли растениеводства и животноводства в соответствии с потребностями национальной экономики. При этом действие программы не распространяется на сферу рыболовства и рыбоводства, а также искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.

Постановления Правительства призваны устанавливать понятийные институциональные рамки (то есть, «правила игры"), призванные конкретизировать права, обязанности и отношения сторон, а также стимулировать дальнейшее развитие сельского хозяйства. Это необходимо для минимизации ситуаций институциональной неопределенности и возможных конфликтов и споров по поводу, например, того, какая именно банковская ставка по инвестиционным или краткосрочным кредитам является «льготной», или что понимается под «малыми формами хозяйствования", или «кредитным договором" в интерпретации государственной федеральной целевой программы.

Конкретные операционные действия по организации и контролю за выдачей льготных инвестиционных кредитов потенциальным заемщикам выполняет Министерство сельского хозяйства Российский Федерации в соответствии с утвержденными в рамках Министерства формами и инструкциями. В частности, сотрудники министерства осуществляют отбор подходящих кредитных организаций, которые готовы работать в качестве уполномоченных банков, предоставляющих специализированные кредитные продукты, и которые подают соответствующие запросы в порядке, установленном правилами. К таким кредитным организациям предоставляется ряд институциональных требований. В частности, от банков требуется: наличие определенных средств или капитала в размере не менее 10 миллиардов рублей (для кредитных организаций из Дальнего Востока сделано исключение и размер потенциального капитала уменьшен до 3 миллиардов), у кредитной организации должен быть большой опыт в ежегодном кредитовании предприятий сельского хозяйства на протяжении последних 10 лет, включая необходимость наличия специализированных кредитных продуктов и специализированных программ. Банк должен активно действовать на протяжении не менее 5 лет.

Жесткие институциональные условия установлены для потенциальных кредитных организаций для того, чтобы убедиться в наличии соответствующих функциональных компетенций и подготовленного профессионального состава кредитных менеджеров, которые будут разумно и с полным анализом всех рисков выдавать сельскохозяйственные крелиты. Это необходимо, чтобы минимизировать возможности потери средств из федерального бюджета. Схожие жестские институциональные условия предъявляются и международным финансовым организациям, которые могут участвовать в качестве уполномоченных банков. Но после 2022 года данные институциональные требования потеряли актуальность.

Также в постановлениях Правительства конкретизируются институциональные требования к заемщикам в отношении их возможного финансового, налогового, хозяйственного и юридического статуса. В частности, указывается (и в этом зеркальная схожесть с требованиями, которые предъявляются к коммерческим банкам), что сельскохозяйственные товаропроизводители (включая индивидуальных предпринимателей) не должны находиться в юридическом статусе банкротства (или финансовой несостоятельности) или реорганизации, не иметь просроченной задолженности (более 50 тысяч рублей) по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы страны за последний календарный месяц. Все заемщики, претендующие на участие в государственной программе финансирования, должны обладать статусом налогового резидента России, т.е. должны регулярно платить налоги в стране. В частности, фермеры, работающие в своих личных подсобных хозяйствах, должны использовать специальный налоговый режим налога на профессиональный доход.

Участие в государственной программе не предполагает автоматическое одобрение заявок потенциальных заемщиков. Все юридические и физические лица, которые претендуют на получение льготного краткосрочного кредита или льготного инвестиционного кредита, должны предоставлять в уполномоченный банк требуемые им документы для рассмотрения.

Проведенный институциональный анализ существующих правовых механизмов кредитования сельского хозяйства показывает, что государственное регулирование в области финансового обеспечения сельского хозяйства носит достаточно системный и целостный характер, что регулярно отражается на уровне соответствующих постановлений Правительства. Подтверждением этому служат успехи российского сельского хозяйства, как в области импортозамещения, так и направлении роста экспортных поставок сельскохозяйственной продукции в другие страны.

Однако для больше институциональной эффективности назрела необходимость принятия отдельного федерального закона в области льготного кредитования сельского хозяйства, в котором можно будет аккумулировать весь многолетний положительный опыт развития института государственного льготного финансирования предприятий и фермерских хозяйств, работающих в области агробизнеса. Библиогра фия:

1. Барбашин М.Ю. Теория институционального распада: концептуальный потенциал и методологические рамки / М.Ю. Барбашин // Журнал институциональных исследований. - 2016. - Т.8. - №1. - с. 36-54.

2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1528 (ред. от 14.09.2022) "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением селькохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку селькохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.02.2022 № 169).

4. Чижикова Т.А. Кредитование как фактор устойчивости АПК / Т.А. Чижикова // Экономика, социология и право. - 2016. - №4. - с. 41-42. References:

1. Barbashin M.Y. Teoriya institutsional'nogo raspada: kontseptual'nyy potentsial i metodologicheskie ramki // Journal of Institutional Studies. 2016. 8. #1. 36-54.

2. Postanovlenie Pravitelstva RF ot Postanovlenie ot 29.12.2016 # 1528 (red. ot 14.09.2022) «Ob utverjdenii Pravil predostavlenya iz federalnogo budjeta subsidiy rcssiyskim kreditnym organizatsiyam, mejdunarodnym financovym organizatsiyam i gosudarstvennoy korporatsii razvitya «VEB.RF» na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodcv po kreditam, vydannym selskohozyastvennym to/aroproizvoditelaym (za insklucheniem selskohozyaystveh kreditnyh potrebitelskih kooperativov), organizatsiyam i individualnym predprinimatelyam, osushchetvlyashchim proizvodstvo, pervichnyu i (ili) posleduyshchyu (promyshlennuyu) pereravotky selskohozyaystvennoy produktsii i ee realizatsiyu, po l'gotnoy stavke».

3. Postanovkenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. # 717 "O gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirivaiya rynkov sel'skohozyastvennoy produktsii, syrya i prodovol'stviya" (v redaktsii Postanovlenya Pravitelstva RF ot 15.02.2022 #169).

4. Chijikova T.A. Kreditovanie kak faktor ustoychivosti APK // Ekonimika, sotsiologiya i pravo. 2016. #4. 41 -42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.