Научная статья на тему 'Институциональная структура Таможенного союза'

Институциональная структура Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
245
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРАЗЭС / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГОСУДАРСТВО / КОМИССИЯ / COMMISSION / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / TRADE POLICY / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATING / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Промский Николай Иванович

В статье рассматривается институциональная структура Таможенного союза, в том числе и его правовые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional structure of The Customs Union

This article concerns such questions as institutional structure of the Customs Union and its legal functions.

Текст научной работы на тему «Институциональная структура Таможенного союза»

Н.И. Промский

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье рассматривается институциональная структура Таможенного союза, в том числе и его правовые функции.

Ключевые слова: Таможенный союз, ЕврАзЭС, интеграция, государство, комиссия, внешняя торговля, экономика, торговая политика, регулирование.

Государства ЕврАзЭС - Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, объединившиеся в Таможенный союз1, связаны тесно сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие изделия и материалы из России.

Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными организовать весь производственный цикл - от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Значительное свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих изделий, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные предприятия и лишило их возможности сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. По разным оценкам, из двукратного в среднем по постсоветскому пространству падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны2. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологичных

© Промский Н.И., 2014

отраслей экономики, в которых в общем научно-производственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций.

Сегодня, когда Россия и другие страны ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения поставщиков сырьевых ресурсов, вернуться в число стран с высокотехнологичными производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение таможенных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.

Формирование Таможенного союза трех государств ЕврАзЭС осуществлялось в соответствии с «Планом действий по формированию Таможенного союза», утвержденного решением Межгос-совта ЕврАзЭС на уровне глав государств от 6 октября 2007 г.3 и «Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза», установленной решением Межгоссовета на уровне глав правительств от 9 июня 2009 г.4

К настоящему времени задачи, установленные данными документами, выполнены. Реализованы мероприятия по формированию нормативно-правовой базы Таможенного союза, единого таможенного тарифа Таможенного союза, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Единая система мер регулирования внешней торговли5, созданная в рамках Таможенного союза, органично встроена в национальные системы управления экономикой, одновременно являясь инструментом реализации торгово-экономических интересов Беларуси, Казахстана и Российской Федерации.

Завершено выполнение мероприятий, связанных с переносом всех согласованных видов государственного контроля (таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного, фитосанитарного) на внешние границы государств - членов Таможенного союза, а также с унификацией торговых режимов и защитных мер по отношению к третьим странам. С начала июля 2011 г. на межгосударственных границах стран - членов Таможенного союза прекращено осуществление фитосанитарного, сани-тарно-карантинного, транспортного видов контроля, таможенных операций и всех видов по таможенному контролю в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, за исключением пограничного контроля.

Институциональную основу Таможенного союза составляют следующие органы: Межгосударственный совет6 - высший орган Таможенного союза, Евразийская экономическая комиссия и Суд ЕврАзЭС.

В состав Межгоссовета входят главы государств и главы правительств стран - членов ЕврАзЭС.

Высший орган Таможенного союза осуществляет следующие функции:

- определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза;

- рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз;

- определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза;

- принимает решения о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу, международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.;

- принимает решение об объединении таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию в соответствии со ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формирования Таможенного союза от 6 октября 2007 г.;

- утверждает состав Евразийской экономической комиссии Таможенного союза;

- утверждает председателя Комиссии.

Решения, запросы и рекомендации Высшего органа Таможенного союза принимаются на основе консенсуса, причем каждое государство, формирующее Таможенный союз, имеет один голос.

Евразийская экономическая комиссия была учреждена как единый постоянно действующий орган Таможенного союза. Основной задачей Комиссии было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. В Комиссию входят по одному представителю от каждого государства - члена Таможенного союза (заместитель главы правительства или член правительства, наделенный необходимыми полномочиями).

В функции Комиссии включены:

- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, обеспечение технического регулирования и санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;

- исполнение решений Высшего органа Таможенного союза;

- мониторинг исполнения международных договоров;

- разработка при участии правительств государств - членов Таможенного союза рекомендаций для Высшего органа Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер. Голоса при этом распределяются следующим образом: Беларусь -21,5%, Казахстан - 21,5%, Россия - 57%.

В целях обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов при Высшем органе Таможенного союза был сформирован Экспертный совет, положение о котором было утверждено решением Высшего органа Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Этот Совет призван рассматривать заявления хозяйствующих субъектов по обжалованию Евразийской экономической комиссии. Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов по вопросам соответствия Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.

Во исполнение плана действий по формированию Таможенного союза разработан и принят решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. статут Суда Евразийского экономического сообщества. Определен порядок обращения в Суд и порядок судопроизводства хозяйствующими субъектами по спорам в рамках Таможенного союза.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 договора о Евразийской экономической Комиссии Таможенного союза в целях обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза и его органов Комиссия была вправе создавать координационные и консультативные органы для рассмотрения предложений и согласования позиций стран - членов Таможенного союза по отдельным вопросам, а также для подготовки соответствующих рекомендаций для Комиссии. Сейчас действуют следующие координационные и консультативные органы при Евразийской экономической комиссии: Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, Координационный совет по техническому регулированию, применению санитарных и фитосанитарных мер, Координационный совет по

информационным технологиям. В целях повышения эффективности взаимодействия таможенных служб на основании принятых международных договоров сформирована Объединенная коллегия руководителей таможенных служб государств - членов Таможенного союза и введен институт представителей таможенных служб указанных государств.

Комитет по вопросам регулирования внешней торговли действует на основании Положения о нем, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г., и в своей деятельности руководствуется международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Высшего органа Таможенного союза и Комиссии. Основной задачей Комитета является предварительное рассмотрение предложений и согласование позиций государств - членов Таможенного союза по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли с государствами, не входящими в Таможенный союз. По этим вопросам Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения, а также ведется подготовка соответствующих рекомендаций для Комиссии.

В состав Комитета входят по два представителя органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Общее руководство работой Комитета осуществляет председатель Комитета, назначаемый Комиссией из состава Комитета. Председательство в Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством -членом Таможенного союза в течение одного года.

По итогам рассмотрения предложений по вопросам регулирования внешней торговли товарами Комитет готовит соответствующие рекомендации для Комиссии, которые оформляются протоколами. Рекомендации принимаются членами Комитета консенсусом. Если рекомендации не приняты, то особое мнение членов Комитета прилагается в письменном виде к протоколу Комитета. Члены Комитета могут рекомендовать снять вопрос с рассмотрения Комиссии, если, по их мнению, данный вопрос требует дополнительной проработки в государствах - членах Таможенного союза, а также сформировать временную рабочую группу из экспертов государств - членов Таможенного союза для выработки согласованной позиции.

Координационный совет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер явля-

ется координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза в указанных областях. Его деятельность осуществляется в соответствии с Положением о координационном совете, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. Заседания Координационного совета проводятся ежемесячно, накануне очередного заседания Комиссии Таможенного союза, а также по мере необходимости.

В соответствии с функциональным назначением Совета его основными задачами являются:

- обеспечение согласованных действий уполномоченных органов Сторон, а также рассмотрение вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитар-ных мер;

- рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;

- рассмотрение вопросов нарушений обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах Таможенного союза, повлекших или связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- подготовка соответствующих рекомендаций и проектов решений по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, а также применения санитарных, ветеринарных и фитосани-тарных мер в рамках Таможенного союза, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения;

- рассмотрение неурегулированных разногласий между уполномоченными органами Сторон по проектам технических регламентов и иных актов в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосани-тарных мер в рамках Таможенного союза.

В современных условиях вопросы применения информационных технологий на таможенной территории Таможенного союза относятся к числу наиболее актуальных. Этими вопросами в рамках Таможенного союза занимается Координационный совет по информационным технологиям, который является вспомогательным органом Комиссии Таможенного союза и действует на

основе Положения о Совете, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. Основными задачами Совета являются:

- координация работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов государств - членов Таможенного союза;

- выработка состава компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на основе межгосударственных стандартов государств - членов СНГ, межгосударственных стандартов и рекомендаций;

- внесение предложений и рекомендаций в Комиссию о приоритетах информационной политики Таможенного союза;

- подготовка рекомендаций для гармонизации законодательства стран - членов Таможенного союза при использовании электронных документов во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, а также для унификации интерфейсов информационного взаимодействия между учетными системами;

- координация разработки и апробирования типовых информационно-технологических решений и программно-аппаратных комплексов в рамках общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде;

- координация разработки правил документирования информации в электронном виде, единой политики безопасности и регламентов работы отдельных компонентов и служб общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, а также рекомендаций по их применению для субъектов электронного взаимодействия;

- выработка решений по обеспечению информационной безопасности учетных систем и общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Организационное и информационно-техническое обеспечение подготовки и проведения Межгоссовета при выполнении этим органом функций Высшего руководства Таможенным союзом осуществляется Секретариатом Комиссии Таможенного союза, являющегося рабочим органом КТС. Секретариат Комиссии обеспечивает выполнение около 250 возложенных на него функций в области тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Важнейшими функциями его деятельности являются:

- подготовка материалов проектных решений и материалов по вопросам формирования и функционирования Таможенного

союза, в том числе по заключению и изменению международных договоров для рассмотрения Высшим органом Таможенного союза и КТС;

- мониторинг соблюдения Сторонами положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, исполнения решений, принятых Межгоссоветом и КТС;

- мониторинг и анализ законодательства каждой из Сторон в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности;

- подготовка проектов международных договоров и иных документов, необходимых для формирования Таможенного союза и создания единой таможенной территории;

- взаимодействие с органами государственной власти государств - членов Таможенного союза.

Примечания

1 Помимо трех названных стран в ЕврАзЭС входят Кыргызская Республика и Республика Таджикистан. В конце мая 2000 г. было принято решение на заседании Межгосударственного Совета (далее Межгоссовета) о преобразовании Таможенного союза, куда входили все названные государства СНГ (в том числе Беларусь, Казахстан и Россия), в новую экономическую организацию с международным статусом, наделенную более широкими полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия, которая должна иметь четкую структуру и эффективно действующие институты и механизмы. В октябре 2000 г. новая организация - Евразийское экономическое сообщество после ратификации всеми государствами - членами Сообщества приступила к своей деятельности (Мансуров Т.А. Методологические и институциональные основы экономической интеграции стран ЕврАзЭС: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. С. 245).

2 Там же. С. 246.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 В 2012 г. Высший орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) получил название Высший Евразийский экономический совет. ЕЭП существует с 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.