Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко И.А., Саифидинова Ф.Н.

Статья посвящена конкурентным отношениям на рынке. Нестабильности экономической ситуации. Признакам конкурентных отношений, возникающим в рыночной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT AND THE COMPETITIVE RELATIONS IN THE MARKET

Article is devoted to the competitive relations in the market. Instability of an economic situation. To the signs of the competitive relations arising in the market environment.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ»

Использованные источники:

1. Артамонов В.С., Иванов С.А.:Микроэкономика. Учебное пособие.Санкт-Петербургский Университет государственной противопожарной службы МЧС России: Изд-во Питер, 2009. — 319 с.

2. Бондина Н.Н. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в отраслях АПК. Учебное пособие. — М.: Колос, 2010. — 189 с.

УДК 33.2964

Иваненко И.А., доктор педагогических наук

доцент

Башкирский государственный универстите

Саифидинова Ф.Н. студент 1 курса факультет «Экономика предприятия» Россия, г. Стерлитамак ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ

Аннотация:

Статья посвящена конкурентным отношениям на рынке. Нестабильности экономической ситуации. Признакам конкурентных отношений, возникающим в рыночной среде.

Ключевые слова: конкуренция, экономика, рыночные отношения, конкурентные отношения, институциональная среда.

UDC 33.2964

Ivanenko I.A., doctor of pedagogical sciences, associate professor

Bashkir state you universtit Russia, Sterlitamak Saifidinova F.N.

student

1 course, faculty "Economy of the enterprise" THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT AND THE COMPETITIVE RELATIONS IN THE MARKET

Summary:

Article is devoted to the competitive relations in the market. Instability of an economic situation. To the signs of the competitive relations arising in the market environment.

Keywords: competition, economy, market relations, competitive relations, institutional environment.

Институционная среда и конкурентные отношения на рынке Формой проявления конкуренции выступают конкурентные отношения, зародившиеся одновременно с товарным производством.

Конкурентные отношения представляют собой взаимодействие субъектов хозяйствования, которое направлено на обеспечение наилучшего положения данных субъектов в рыночной среде, влекущее за собой максимизацию величины прибыли, укрепление финансовой устойчивости на рынке, повышение репутации и имиджа субъекта хозяйствования и т.д.

Сама рыночная среда является следствием возникновения конкурентного соперничества, в ходе которого, организации, использующие инновации и другие инструменты, превосходят своих соперников. Таким образом, значение конкурентных отношений велико, так как благодаря именно этим отношениям происходит научно-техническое развитие экономики.

Нестабильность экономической ситуации в стране обусловили интенсификацию конкурентных процессов в институциональном аспекте.

Институциональная среда общества представляют собой систему институтов, которые воздействуют на производственно-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Анализ существующих в научных источниках трактовок институтов позволил условно разделить их на две основные группы. Во-первых, под институтами понимаются установленные в обществе нормы и правила поведения: социальные, политические, правовые, формальные, неформальные и т.д. Во-вторых, институты определяются как сложившиеся формы коллективного действия: домохозяйства, предприятия, государства, клубы по интересам и другие.

Существование и развитие конкурентных отношений в институциональной среде зависят от создания государством норм и институтов права, которые базируются на следующих основных принципах: свободное развитие предпринимательства, формальное равенство участников имущественных отношений, всемерная охрана частной собственности, свобода договора, обеспечение защиты нарушенных прав, признание за субъектами предпринимательства возможности осуществлять конкурентные действия, и иные способы государственной поддержки конкуренции.

Существует два типа институтов конкурентных отношений: ограничительные - непосредственно ограничивающие действие фирм-монополий в экономике, и обеспечивающие развитие конкурентных отношений опосредовано, при помощи принятия законодательных актов, которые содержат правила и нормы конкурентных отношений.

Конкурентные отношения, возникающие в рыночной среде обладают несколькими признаками.

Во-первых, конкурентные отношения являются взаимодействием соперничающих сторон, которые обусловлены ограниченным характером природных и других ресурсов и их доступности. Субъекты рынка вынуждены конкурировать за эти ресурсы.

Во-вторых, конкурентные отношения изначально несут конфликтное взаимодействие субъектов рынка. Соперники нацелены на ослабление и/или

подавление конкурентов ради обеспечения собственной пользы.

В-третьих, у конкурирующих участников рынка цели схожи и связаны с наилучшим существованием, функционированием и развитием.

В-четвертых, конкурентные отношения происходят за что-то определенное. Чаще всего против определенных конкурентов и нередко в группе с временными союзниками [1].

В современной институциональной среде конкурентные отношения как неотъемлемые составляющие рыночных отношений, проявляются не только на микроуровне, но и на мезо-, макро-, мега- и глобальном уровнях.

Таким образом, результатом конкурентных отношений производителей является получение потребителем более низкой цены, богатства выбора, высокого качества товара, что в свою очередь отражается на темпе экономического роста рыночной среды государства.

Взаимосвязь институциональной среды и конкурентные отношения имеет два важных аспекта: с одной стороны благодаря конкурентным отношениям производится отбор эффективных институциональных ограничений, которые в целом составляют институциональную структуру определенного экономического порядка, а с другой стороны - сама институциональная среда общества, в зависимости от предоставляемых необходимых стимулов, может повышать или снижать уровень конкурентных отношений на рынке.

Таким образом, институциональная среда, прежде всего, является механизмом, обеспечивающим гармоничность структуры внутренней иерархии целей, задач, принципов, интересов и результатов конкурентных отношений, что, в свою очередь, стимулирует переход самой экономической системы государства из настоящего состояния на новый уровень, т.е. выступает необходимым и достаточным условием перехода из состояния стагнации в состояние экономического роста.

Использованные источники:

1. Гуляев Г.Ю. Сущность и закономерности конкурентных отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - № 10 (58). - С. 6.

2. Портер М. Конкуренция. - М.: Альпина Букс, 2015. - 496 с.

3. Четыркина Н.Ю. Регулирование конкурентных отношений: подходы и тенденции // В сборнике: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке XXXVII научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности факультета менеджмента за 2014 год: сборник докладов. - 2015. С. 107-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.