Nazarova T.Yu. Russian and foreign experience of family business. The article is devoted to the analysis of the problems of formation of family business in modern Russia, as well as to the development of ways of overcoming
the problems in the view of the accumulated global experience.
Key words: family, family business, family business management.
КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВОКУПНОСТИ ОТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
М.В. Лисенков
Выявлена структура конкурентных отношений в современной рыночной экономике, а также определен характер взаимодействия и взаимовлияния конкурентных преимуществ, конкурентоспособности и конкурентного потенциала субъектов рыночных отношений.
Ключевые слова: ресурсный конкурентный потенциал; кадровый конкурентный потенциал; инновационный конкурентный потенциал, конкурентная стратегия, конкурентоспособность субъектов хозяйствования, конкурентные преимущества производителей.
Исследованию содержания конкурентных отношений на современном этапе развития рыночного хозяйства предшествует анализ возникновения и закономерностей их развития, а также изучение альтернативных трактовок сущности конкуренции представителями различных экономических школ течений. Множественность определений конкуренции при этом рассматривается как следствие многогранности данного явления и наличия различных подходов к нему.
Конкуренция трактуется как форма проявления конкурентных отношений в рыночной системе, как атрибутивный признак рыночного хозяйства, который позволяет рыночной системе воспроизводиться, повторяться как экономическому явлению и определяет всю совокупность присущих ему элементов -издержек производства, формирования цены, адаптивности предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворения потребности в товарах и услугах и т. д.
Следуя неоинституциональной традиции, исходящей из деления институтов на «правила игры» и взаимодействующих «игроков», в работе конкурентные отношения рассматриваются в двух аспектах, а именно: во-первых, анализируются институциональные условия функционирования и развития конкуренции, во-вторых, анализируется собственно конкуренция как взаимодействие «игроков» (субъектов рынка). В качестве институциональных условий функционирования и развития кон-
куренции рассматриваются все формы ограничений, созданных для придания определенной структуры конкурентным отношениям, а также структуры побудительных мотивов повышения конкурентоспособности, стимулов и ограничительных рамок, способные организовать взаимодействие между хозяйствующими субъектами. Сама конкуренция раскрывается как взаимодействие между фирмами, субъектами рынка, как стратегия «игроков», как основной агент институциональных изменений в процессе движения к цели.
На основе обобщения содержательных положений теории конкуренции можно выделить пять основных типов конкурентных преимуществ производителей как структурных элементов конкурентных отношений:
1. Ресурсные конкурентные преимущества фирм, увеличивающие потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающимися по следующим причинам: благоприятной институциональной среде, позволяющей субъектам хозяйствования снижать трансакционные издержки; выгодному местоположению (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры); благоприятным условиям доступа к природным ресурсам и недвижимости; низким процентным ставкам; доступности природных ресурсов (ресурсов литосферы и гидросферы территории) и рабочей силы.
2. Технологические конкурентные преимущества производителей, обусловленные наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанные с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции.
3. Инновационные конкурентные преимущества производителей, формирующиеся за счет реализации в производстве результатов НИОКР, которые позволяют обеспечивать ускоренное обновление ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать излишек потребителя.
4. Глобальные конкурентные преимущества производителей, связанные с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности на международном уровне и их реализацией в политике фирм и государства.
5. Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры.
Характер основных конкурентных преимуществ российских производителей выявляется при сравнении рейтингов России и других государств в Отчете о мировой конкурентоспособности за 2005-2006 гг., опубликованном Всемирным экономическим форумом. Следует отметить, что некоторые преимущества России, отражающие ее инновационный потенциал, дают возможность стране повысить рейтинг конкурентоспособности, о чем свидетельствуют 15-е место по конструктивному совершенству продукции (у США - 6-е), 18-е место по научноисследовательским организациям и технологическому развитию (у США - 1 и 2-е соответственно), 22-е место по уровню частных расходов на НИОКР (у США - 3-е). Однако низкий уровень защиты интеллектуальной собственности (56-е место) и лицензирования технологий (52-е место), доступности венчурного капитала для новых рискованных проектов (48-е место), доступности займов для мелкого бизнеса (54-е место), простоты создания (запуска) нового бизнеса (56-е место), политика правительства и национальная бизнес-среда препятствуют реализации инновационного потенциала. Относительно
низкие налоги на прибыль не подкреплены налоговой дисциплиной (57-е место по уровню уклонения от налогов) и потому не обеспечивают инвестиционного эффекта налоговой системы (54-е место). Относительно высокий уровень национальных сбережений (21-е место против 45-го места США), который мог бы поддерживать как технологические, так и инновационные преимущества, соседствует с крайне неразвитой банковской системой (56-е место по доле частного капитала в банковской системе и 51-е место по платежеспособности банков). Некачественная система движения финансовых потоков внутри страны (недоступность национальных сбережений для инвесторов) и плохая репутация РФ как международного заемщика не позволяют использовать то технологическое преимущество, которого нет у США, наладивших свою систему внешнего и внутреннего финансирования.
В трансформационной экономике существуют особенности конкурентных стратегий. При этом обосновано, что эффективная конкурентная стратегия обусловлена теми факторами, которые позволяют функционировать в современных российских условиях, а именно формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения результативности, структуру стратегического потенциала, позволяющую адаптироваться к условиям национальной экономики.
По нашему мнению, конкурентные преимущества формируют конкурентный потенциал объектов и субъектов хозяйствования, который трактуется как совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и возможностей объектов и/или субъектов хозяйствования. Целесообразно выделять ресурсный конкурентный потенциал; кадровый конкурентный потенциал; инновационный конкурентный потенциал. Ресурсный конкурентный потенциал складывается из ресурсных и материальных конкурентных преимуществ, кадровый конкурентный потенциал соединяет в себе интеллектуальные (научные) и трудовые конкурентные преимущества, инновационный конкурентный потенциал состоит из инновационного и инвестиционного конкурентных преимуществ. Таким образом, конкурентный потенциал - это сложное многогранное понятие, соединяющее в себе воз-
можности и располагаемые ресурсы объектов и субъектов хозяйствования, и оценивать конкурентный потенциал нужно с учетом всех видов конкурентных преимуществ.
Конкурентная стратегия - это концепция и подчиняемая ей система действия предприятия, направленные на достижение ею конечных целей. Согласно М.Портеру, существует три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это -преимущество в издержках, дифференциация, фокусирование. Каждая из основных стратегий требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определенных управленческих решений. Наряду с преимуществами в конкурентной позиции общие стратегии связаны с определенным риском.
Экономическая стратегия предприятия и соответствующая ей совокупность правил и приемов направлена, в первую очередь, на эффективную реализацию экономического потенциала предприятия. Содержательные характеристики экономической стратегии отражают оценку продуктивности использования ресурсов, альтернативную стоимость или сопутствующие затраты и потери. Целесооб-
разность разработки экономической стратегии возникает, например, в условиях стабильно растущего спроса, когда практически отсутствует конкуренция какой-либо отрасли.
Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимущества над конкурентами в долгосрочной перспективе.
Поступила в редакцию 24.12.2007 г.
Lisenkov M.V. Competitive potential and competitive strategy in the aggregate of competitiveness relations. In the article the structure of competitive relations in the modern market economy is revealed and interaction and interference character of competitive advantages, competitiveness and competitive potential market relations of subjects is determined.
Key words: resource competitive potential, personnel competitive potential, innovative competitive potential, competitive strategy, competitiveness of economy subjects, competitive advantages of manufacturers.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Г.Ф. Касымова
В статье представлены основные элементы методики организации процессно-ориентированного управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, которая позволяет отразить логическую последовательность выполнения процедур и управляющих воздействий во времени, определять и анализировать точки влияния потоков сопутствующего документооборота на сценарий технологических бизнес-процессов, содействовать принятию оптимальных решений при реорганизации технологических процессов, разрабатывать имитационные модели технологических процессов.
Ключевые слова: процессно-ориентированное управление, технологические бизнес-процессы, имитационные модели технологических процессов, система управления конкурентоспособностью предприятия, система менеджмента качества международные стандарты ИСО серии 9000.
Одной из проблем современного менеджмента является создание систем эффективного управления конкурентоспособностью предприятий. Универсального алгоритма для создания подобных систем управле-
ния не существует, однако возможна разработка общих принципов построения систем управления конкурентоспособностью. В настоящее время вследствие интеграционных процессов, протекающих в международной