Научная статья на тему 'НОВАЯ ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

НОВАЯ ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: регион / региональная экономика / конкуренция / конкурентоспособность / поведенческая экономика / кластеры / конкурентные отношения / институциональная экономика / формальные и неформальные институты / модель экономики / Калидвожаҳо: минтақа иқтисодиёти минтақавӣ / рақобат / рақобатпазирӣ / иқтисодиёти рафторӣ / кластерҳо / муносибатҳои рақобатӣ / иқтисодиёти институтсионалӣ / иститутҳои расмӣ ва ғайрирасмӣ / амсилаи иқтисодиёт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримов Равшан Абдукаримович

Рассматриваются современные течения в формировании конкурентоспособности региональной экономики. Обосновывается необходимость совершенствования конкуренции как рыночного механизма на уровне региона. С точки зрения поведенческой экономики уделяется особое внимание домашнему хозяйству и малым субъектам хозяйствования в деле их развития и благополучия. Обосновываются основные принципы формирования конкурентной модели экономики региона. Анализируются современные течения в концепции формирования конкурентных преимуществ региональной экономики. Отмечается, что важным течением в концепции поведенческой экономики считается индивидуальное рыночное поведение. В целях формирования конкурентоспособности экономики региона считается необходимым и важным государственное воздействие на поведение субъектов хозяйствования. Предлагается формирование различных кластеров, позволяющих обеспечить важное институциональное взаимодействие хозяйствующих субъектов в регионе, – появление сотруднической и сопернической формы конкуренции. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию конкурентных отношений в условиях Республики Таджикистан, в том числе в региональном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПАРАДИАГРАМАИ НАВИ КОНСЕПСИЯИ РАЦОБАТПАЗИРӢ: ҶАНБАИ МИНТАҚАВӢ

Ҷараёнҳои муосир дар ташаккули рақобатпазирии иқтисодиёти минтақавӣ баррасӣ шудаанд. Зарурати такмили рақобат чун механизми бозорӣ дар сатҳи минтақа асоснок карда шудааст. Аз нуқтаи назари иқтисодиёти рафторӣ ба хоҷагии хонаводагӣ ва субъектҳои хурди хоҷагидорӣ дар самти инкишоф ва некӯаҳволии онҳо диққати махсус дода шудааст. Принсипҳои асосии ташаккули амсилаи рақобатии иқтисодиёти минтақа мудалал гардидаанд. Ҷараёнҳои муосир дар консепсияи ташаккули афзалиятҳои рақобати дар инқтисодиёти минтақавӣ ба риштаи таҳлил кашида шудаанд. Зикр гардидааст, ки дар консепсияи иқтисодӣ бозории инфиродӣ ҷараёни муҳим ба ҳисоб меравад. Ба мақсади ташаккули иқтисодиёти рақобатпазири минтақа таъсири давлат ба рафтори субъектҳои хоҷагидорӣ зарур ва муҳим шуморида шудааст. Ташаккули кластерҳои мухталиф пешниҳод шудааст, ки ҳамкории муҳимми институтсионалии субъектҳои хоҷагидорро дар минтақа таъсиси шаклҳои ҳамкорӣ ва сабқати рақобатро таъмин мекунад. Ҳамчунин оид ба такмили муносибатҳои рақобатӣ дар шароити Ҷумҳурии Тоҷикистон, аз ҷумла дар ҷанбаи минтақавӣ тавсияҳо пешниҳод шудаанд.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК332

DOI10.24412/2411-1945-2022-3-67-76

Каримов Равшан Абдукаримович,

канд.экон. наук, доцент, зав.кафедрой таможенной службы ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Каримов Равшан Абдукаримович, н.и.и., дотсенти, мудири кафедраи хадамоти гумруки ДДХБСТ (Тацикистон, Хуцанд)

Karimov Ravshan Abdukarimovich,

Candidate of the sciences of economics, Associate Professor, Head of the Department of Customs' Service under TSUPBP (Tajikistan, Khujand), E-MAIL: karimovravshan@mail.ru

Ключевые слова: регион, региональная экономика, конкуренция, конкурентоспособность, поведенческая экономика, кластеры, конкурентные отношения, институциональная экономика, формальные и неформальные институты, модель экономики

Рассматриваются современные течения в формировании конкурентоспособности региональной экономики. Обосновывается необходимость совершенствования конкуренции как рыночного механизма на уровне региона. С точки зрения поведенческой экономики уделяется особое внимание домашнему хозяйству и малым субъектам хозяйствования в деле их развития и благополучия. Обосновываются основные принципы формирования конкурентной модели экономики региона. Анализируются современные течения в концепции формирования конкурентных преимуществ региональной экономики. Отмечается, что важным течением в концепции поведенческой экономики считается индивидуальное рыночное поведение. В целях формирования конкурентоспособности экономики региона считается необходимым и важным государственное воздействие на поведение субъектов хозяйствования. Предлагается формирование различных кластеров, позволяющих обеспечить важное институциональное взаимодействие хозяйствующих субъектов в регионе, - появление сотруднической и сопернической формы конкуренции. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию конкурентных отношений в условиях Республики Таджикистан, в том числе в региональном аспекте.

Калидвожа^о: минтаца ицтисодиёти минтацавй, рацобат, рацобатпазирй, ицтисодиёти рафторй, кластеруо, муносибатуои рацобатй, ицтисодиёти институтсионалй, иститутуои расмй ва гайрирасмй, амсилаи ицтисодиёт

Цараёнуои муосир дар ташаккули рацобатпазирии ицтисодиёти минтацавй баррасй шудаанд. Зарурати такмили рацобат чун механизми бозорй дар сатуи минтаца асоснок карда шудааст. Аз нуцтаи назари ицтисодиёти рафторй ба хоцагии хонаводагй ва субъектуои хурди хоцагидорй дар самти инкишоф ва некуауволии онуо диццати махсус дода шудааст. Принсищои асосии ташаккули амсилаи рацобатии ицтисодиёти минтаца мудалал гардидаанд. Цараёнуои муосир дар консепсияи ташаккули афзалиятуои рацобати дар инцтисодиёти минтацавй ба риштаи таулил

НОВАЯ ПАРАДИГМА КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ПАРАДИАГРАМАИ НАВИ КОНСЕПСИЯИ РАЦОБАТПАЗИРИ ЦАНБАИ МИНТАКАВИ

A NEW PARADIGM OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS: REGIONAL ASPECT

кашида шудаанд. Зикр гардидааст, ки дар консепсияи ицтисоди бозории инфиродй цараёни мууим ба уисоб меравад. Ба мацсади ташаккули ицтисодиёти рацобатпазири минтаца таъсири давлат ба рафтори субъектуои хоцагидори зарур ва мууим шуморида шудааст. Ташаккули кластеруои мухталиф пешнщод шудааст, ки щмкории мууимми институтсионалии субъектуои хоцагидорро дар минтаца - таъсиси шаклуои уамкори ва сабцати рацобатро таъмин мекунад. %амчунин оид ба такмили муносибатуои рацобати дар шароити Цум^урии Тоцикистон, аз цумла дар цанбаи минтацави тавсияуо пешнщод шудаанд.

Keywords: region, regional economy, competitivness, behavioral economics, clusters, competitive relations, institutional economics, formal and informal institutions, economic model

The article discusses the modern course of formation of the competitiveness of the regional economy. The necessity of improving competition as a market mechanism at the regional level is substantiated. From behavioral economics point of view, household and small businesses are given special attention in terms of development and welfare. The main principles of the formation of a competitive model of the regional economy are substantiated. Current trends in the concept of formation of competitive advantages in regard to regional economy are analyzed. It is noted that individual market behavior is considered as an important trend in the concept of behavioral economics. Taking into the aim of forming regional competitiveness in economy they concider state influence upon economy entities behavior as an important and necessary factor. The formation of various clusters is proposed to ensure an important institutional interaction of economic entities in the region as a manifestation of a collaborative and competitive form of competition. Recommendations for improving competitive relations under the conditions of the Republic of Tajikistan, regional aspect inclusive, are suggested as well.

Республика Таджикистан в преддверии 31-й годовщины Дня государственной независимости достигла значительных успехов во всех сферах хозяйственной жизни, опираясь на новый рыночный строй, основанный на принципах и закономерностях либеральной и неолиберальной концепций экономической теории. За короткий исторический период модель рыночной экономики Республики Таджикистан показала, что ей свойственна многовекторная экономическая политика. В этом заслуга Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона.

«За последние 20 лет среднегодовое экономическое развитие было обеспечено на уровне 7,5%, валовой внутренний продукт страны с 1,8 миллиарда сомони в 2000 году был доведен до 95 миллиардов сомони в 2021 году, а доход государственного бюджета - с 252 миллионов сомони до 28 миллиардов сомони. То есть, валовой внутренний продукт увеличился почти в 53 раза, государственный бюджет - в 11 раз, а валовой внутренний продукт на душу населения вырос более чем в 30 раз» [1].

Осуществленные глубокие рыночные реформы достигли такого уровня, что презошли все страны СНГ. Но, к сожалению, практика показала, что в реальном секторе экономики еще много нерешенных проблем, которые задерживают его рост. Результат был недостаточно эффективным, и в академических кругах стало обсуждаться формирование адекватной рыночной модели национальной экономики. Цель заключалась в создании здоровой конкурентной среды и в обеспечении конкурентоспособности всех экономических агентов, прежде всего на региональном уровне.

Один из выдающихся экономистов республики, академик Р.К. Рахимов, в своих исследованиях обращал пристальное внимание на формирование модели экономики. По его мнению, модель экономики должна сопрягаться с ходом глобальных изменений,

учитывать объективные факторы, сочетаться с экстенсивными и интенсивными путями развития экономики [9, с. 368]. В одном из исследований он отмечает свою приверженность мнению исследователя Микаеля П. Тодаро [12]: «... исторический опыт западных стран мало применим к сегодняшней ситуации в третьем мире из-за слишком разных стартовых условий развития» [9, с. 425]. Сегодня приемлемого экономического роста достичь очень трудно, так как тенденции, происходящие в мировом хозяйстве, в хозяйственном плане еще раз доказали его многополярность и неустойчивость. Помимо этого, инновации и быстро меняющиеся технологии производства затрудняют процесс и ставят новые задачи перед экономикой.

Такая природа рыночной экономки приводит к мысли о создании более приемлемой и адекватной модели конкуренции. В Республике Таджикистан основными факторами должны выступать: политическая стабильность, социальный оптимизм и уверенность в будущем. Подобные предложения уже были озвучены основателем марксисткой школы К. Марксом в «Капитале». Согласно этому произведению, К. Маркс распределение созданного прибавочного продукта оценивает как несправедливое. По мере увеличения масштабности производства привилегированную роль в распределении добавочной стоимости, в том числе в реализации законов рынка и конкуренции, будут иметь более крупные хозяйства, которые К. Маркс назвал мануфактурами [6, с. 25].

Кроме необходимости решения проблемы совершенствования конкурентной среды, республика сегодня нуждается в активизации общественных и экономических институтов, углубляющих рыночную экономику и модернизирующих экономические отношения между экономическими агентами.

Развитие и благополучие экономики прежде всего зависит от её первичных агентов. Речь идет о поведении домашних хозяйств и об их экономических отношениях. Поведение домашних хозяйств на рынке в основном определяет ход развития общих тенденций в региональном хозяйстве. Такое свойство в поведении домашних хозяйств требует существования определенных рычагов государственного воздействия [14], ибо именно они формируют спрос и имеют экономические возможности в воспроизводственном процессе, которые активизируют экономическую активность в формирующейся модели экономики.

Немаловажное значение в этих условиях имеют малые субъекты хозяйствования, или так называемый малый и средний бизнес. Согласно теории оптимального размещения производительных сил, экономический эффект достигается в результате воздействия самоформирующегося пространства, где спрос и предложение формируются за счет их интересов.

Хотя конкуренция и конкурентоспособность являются разными понятиями, эти явления в совокупности обеспечивают качественные сдвиги в экономике, особенно в региональном масштабе. В данном исследовании конкурентоспособность понимается как приемлемый результат хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, который проявляется в силу конкуренции, т.е. основой конкурентоспособности объекта (региона) в рыночных условиях хозяйствования выступает конкуренция. Конкурентоспособность региона приводит к достижению эффективности, соответственно, к переходу национальной экономики к интенсивному росту и уравновешенному развитию на международном уровне. Именно в этом заключается цель создания конкурентной модели региональной экономики, которая становится основой для формирования конкурентоспособности национальной экономики. Подобную концепцию излагал основатель гарвардской школы экономики М. Портер, который в качестве конкурентного преимущества выдвигал существенную локализацию происходящих процессов [8, с. 206].

Известно, что достигаемые в экономике успехи во многом зависят от поведения субъектов в рыночном пространстве. Исследование показало, что во многих случаях поведение экономических агентов не соответствует принципам конкурентного поведения, поведение сильного хозяйствующего субъекта на уровне региона главном образом приобретает рентный характер. Такая закономерность является задерживающим фактором в развитии конкурентоспособности в экономике.

Отрицательные тенденции, возникшие в Республике Таджикистан в 90-е годы XX века, сдерживали формирование конкурентной модели не только на региональном уровне, но и национальной экономики в целом. В первом десятилетии рыночных реформ основные усилия направлялись на обеспечение политической, социальной и экономической стабильности. Начиная с 2010 года на правительственном уровне обсуждались проблемы регионального развития экономики. Отечественный ученый-экономист З. Султонов обосновал важность регионального взаимодействия по обмену ресурсами, так как ресурсный потенциал становится основой формирования экономических отношений между регионами. По его мнению, такой подход позволит решить важнейшие социально-экономические задачи: сокращение безработицы, рост занятости населения и инвестиционная привлекательность регионов.

В современных условиях на пути достижения главных целей, указанных в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, имеются некоторые препятствия. В чем трудность? Дело в том, что организация и управление экономическим потенциалом до сих пор не имеют принципиального значения. Именно это выступает главной причиной, сдерживающей конкурентоспособность региональной экономики. Речь идет о влиянии мировых тенденций на поведение региональных субъектов, а также о внешних факторах, отрицательно воздействующих на региональное развитие. Если судить объективно, то модели развития производства: ускорение интенсификации, внедрение перемен и методы хозяйствования имитируются из зарубежной практики, а разработка и реализация собственного подхода и его внедрение остаются вне поля зрения. Особенно важна реализация мер в региональных масштабах.

Нам представляется, что сегодня следует осознавать ситуацию и сделать серьёзные выводы. Речь идет о будущем страны. От того, как мы его построим, зависит будущая экономическая модель. Это означает, что сегодня в экономике региона следует создать оптимальные модели конкуренции, не в смысле соперничества или борьбы, а в смысле сотрудничества, содействия и единства в достижении общей цели. Совершенный рыночный механизм должен формироваться в сочетании борьбы и сотрудничества, которые должны дополнять друг друга. Эффективность такого принципа регионального размещения производительных сил давно доказана в науке и в практике, например, это кластерный принцип организации экономической деятельности в локализованном пространстве. Этим определяется успех региональной экономики, её значимость в национальной хозяйственной системе.

Кластерная организация производства давно обеспечивает положительный эффект, но мы не можем внедрять данную модель, не принимая во внимание институциональные особенности экономики. Главный вопрос состоит в том, что в региональном хозяйстве институциональные факторы стали больше влиять на создание оптимальных экономических отношений. В этих условиях реальные возможности хозяйствующих субъектов будут иметь тенденцию к ограничению, в итоге создание крупномасштабного и конкурентоспособного производства становится невозможным.

Задача теории региональной экономики заключается в разработке оптимальных мер,

обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста. Для обеспечения стабильного роста в региональном хозяйстве выделяют ключевые факторы, среди которых имеют большое значение точки роста, оси роста, диффузии, инновации и кластеры. Согласно разработанным теориям региональной экономики, на каждой административной территории исходя из её природно-климатических особенностей, наличия экономических ресурсов, возможностей и уровня организации управления, существуют резервы для достижения экономического роста. Эти резервы не всегда учитываются в обеспечении общеэкономического роста, но региональное развитие во многом опирается на них. Преимущества полюсов роста настолько велики, что они могут обеспечить общеэкономический рост. Такая закономерность доказана западными экономистами Ф. Перру, Ж. Будвилем, П. Потье, Х.Р. Ласуэном, Х. Ричардсоном, Дж. Фридманом, Т. Хагерстрандом, П. Кругманом, М. Портером, С. Розенфельдом, П. Маскеллом и М. Лоренценом, С. Розенфелем [2, с. 12-18].

Но резервы, которыми обладает регион, не находятся в его распоряжении. Порядок их использования и распределения определяет государство. Острота вопроса заключается в том, что регион находится под воздействием общеэкономических факторов. Он должен поддерживать все направления экономической политики, реализуемой государством. В таких условиях аппарат экономического управления региональным хозяйством приобретает автономный характер, и это влияет на формирование конкурентной модели экономики региона. Это означает, что конкурентоспособность экономики региона во многом зависит от общих принципов управления национальной экономикой. Соответственно, конкурентная модель экономики региона строится с учетом этих принципов. Исходя из этого, в наших условиях на первый план выдвигается обеспечение конкурентоспособности национальной экономики. Революционные сдвиги в этом направлении заключаются в новых технологических изменениях, основанных на внедрении результатов научно-технического прогресса. Это означает, что одна из важнейших задач в обеспечении конкурентоспособности экономики региона заключается в инновационной модели ее развития. На этом пути стратегическое значение имеет переход от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной модели, позволяющей быстро адаптироваться к происходящим глобальным изменениям, главным образом повысить производительность труда, уровень фондоотдачи инвестиционных ресурсов, ускорить цифровизацию экономики.

Согласно теории инновационной экономики, главным фактором реализации данной задачи является развитие человеческого капитала. Взаимодействие факторов реализации конкурентных преимуществ в условиях формирования инновационной экономики создает базовые условия для совершенствования в регионе конкурентной модели. Ранее мы исследовали этот вопрос более подробно [4]. В данном контексте следует придать особое значение повышению престижа НИОКР, на которые в последнее время экономические агенты региона обращают меньше внимания.

Ключевым фактором в этом направлении выступает образование. Однако не каждый инвестор готов к реализации инвестиций в образование. В основе этого положения остаются два фактора. Во-первых, реформы в сфере образования показали, что постепенно наблюдается снижение уровня образования и сокращение объёма фундаментальных научных исследований по направлениям точных наук. Во-вторых, прослеживается слабое взаимодействие вузов региона с производственными субъектами хозяйствования. Администрация каждого вуза, имея рентное поведение, влияет на качество подготовки специалистов. Вместе с тем исследования показали, что в регионе инвестиции в образование имеют положительную тенденцию. Но эти инвестиции в основном направлены на зарубежье. Потенциальные абитуриенты, сопровождаемые потенциальными инвесторами, выезжают на обучение в зарубежные вузы. После

окончания вуза они не возвращаются на родину, так как их труд лучше оплачивается за рубежом.

Идея о конкурентоспособности экономики региона основывается на упомянутых моментах и условиях. В этих условиях следует отметить новейшие подходы и их особенности в исследовании конкурентоспособности региональной экономики.

Современные течения в теории конкурентоспособности экономики региона можно разделить на три большие группы: концепцию поведенческой экономики, теорию

Рисунок 1. Современные течения в концепциях конкурентоспособности экономики региона

Необходимо отметить, что на рисунке не отражены все течения, касающиеся концепций конкурентоспособности региональной экономики, но выделенные нами присущи особенностям и условиям экономики Таджикистана.

В современных условиях в обеспечении конкурентоспособности наиболее ярко прослеживается концепция поведенческой экономики. Хотя поведенческая экономика возникла еще в конце ХХ века, её развитие получило толчок в XXI веке. Видные представители этой концепции, Д. Канеман [3] и Р. Талер [11], доказали влияние ей товаров и услуг постоянного совершенствования качества и структуры производства, а также методов ценообразования. В этих условиях формируется маркетинговая среда региона, котоповедения на форму и модель конкуренции хозяйствующих субъектов. Среди подходов в поведенческой экономике важным считается индивидуальное рыночное поведение. Являясь высокоэластичным, поведение индивидов в рыночных условиях требует от производителрая, с одной стороны, способствует реализации хозяйствующими субъектами успешной торговой политики, а с другой стороны -эффективному взаимодействию главных факторов рынка - спроса и предложения.

Другим направлением в структуре поведенческой экономики выступает государственное вмешательство на рынке. Хотя эта концепция давно обоснована Дж. Кейнсом [5], но ее новые течения возникли в связи с меняющимися социально-

экономическими условиями мирового хозяйства.

Роль государства в современных условиях хозяйствования оценивается как значительная. Используя различные инструменты, государство воздействует на поведение не только индивидов, но и других экономических агентов. Главным образом оно создает условия для стимулирования либо сдерживания делового цикла в экономике. Такая форма государственного воздействия в итоге влияет на формирование модели конкурентоспособности региональной экономики.

Хотя, согласно принципам либерализма, степень государственного участия в экономике должна быть минимальной, современные условия цикличных изменений игнорируют данное положение. Здесь мы согласны с мнением российских ученых В.И. Саморуха и Т.Г. Красного [10] о том, что в условиях цикличных колебаний в экономике и в период её подъёма и спада государство вынуждено применять тактические меры для поддержания пропорционального уровня экономического развития. Исходя из этого, модель конкурентоспособности также основывается на государственном вмешательстве, и это становится аксиомой для отсутствия совершенной конкуренции.

Синтезирующим течением в поведенческой экономике выступает новая институциональная экономическая теория. В этой теории конкуренция рассматривается в различных аспектах. Основатель этой концепции Н. Дуглас рассматривал ее как важный рычаг оптимального выбора на рынке. Но при этом он выявил некоторые институциональные особенности конкуренции, которые исходят из степени удовлетворения интересов экономических агентов. Он особо подчеркивает, что «конкуренция должна устранить более слабые институты и способствовать выживанию тех институтов, которые лучше решают человеческие проблемы» [7, с. 22]. При этом конкуренция в региональной экономике должна иметь точно такую же ориентированность, т.е. в региональной экономике должны функционировать так называемые «сильные» институты, которые способствовали бы процветанию региона и его социально-экономическому благополучию.

Институт конкуренции рассматривается Н. Дугласом в виде правил и норм поведения субъектов хозяйствования. В этом аспекте конкурентоспособность экономики региона формируется под воздействием формальных и неформальных экономических институтов.

Особенности этого взаимодействия в рыночном хозяйстве Республики Таджикистан выявлены в исследованиях отечественных учёных Х.Р. Исайнова и Р.С. Шокирова. В частности ими было отмечено, что воздействие институтов в различных сегментах рынка определяется степенью развития самих институтов. Большое значение в создании рыночного способа координирования экономической деятельности в отраслях экономики и в развитии самого рынка имеет существование транзакционного сектора экономики [13, с. 7]. В этом проявляется большая часть институционального взаимодействия в рыночном пространстве, и это прямым образом отражается на формировании конкурентоспособности региональной экономики.

В действительности на функционирование механизма регионального хозяйства большое влияние имеют формы структурной и функциональной конкуренции. С одной стороны они определяют тип рыночных отношений, при котором формируется соответствующая конкурентная стратегия и происходит взаимодействие субъектов. С другой стороны, функциональный подход к конкуренции связан с оптимальной организацией, управлением и размещением производительных сил. В этом механизме не существует особого противоречия, ибо организация региональной экономики основана на этих принципах. Но наша идея базируется на определении институциональных особенностей этих отношений, роли институтов в совершенствовании конкурентной

модели экономики.

Сами по себе типы рынка, формы межфирменной конкуренции, управление экономикой и другие формы функциональной конкуренции являются институтами региональной экономики. Между ними существует некое институциональное взаимодействие, которое в реальности приводит скорее не к благосостоянию, а к стагнации. Например, форма конкурентных отношений между производителями однородных, но не идентичных товаров происходит по принципу рыночной власти. В целях привлечения большего интереса конкуренты в региональной экономике в основном пойдут на соперничество, а не на сотрудничество. Причина этого заключается в информационной асимметрии, а также в низком уровне осознания принципов рыночного поведения хозяйствующих субъектов. Это и есть главная проблема, препятствующая совершенствованию конкурентных отношений в регионе.

Региональная специализация является важным направлением дальнейшей оптимизации конкурентных отношений в регионе. От этого фактора зависят другие компоненты функциональной конкуренции, т.е. оптимальное размещение производительных сил и успешная реализация региональной экономической политики. Современное состояние экономики Согдийской области показывает, что она специализируется на сырьевом производстве. Недостаточность перерабатывающего потенциала и наличие подобного конкурентного преимущества у других регионов республики, а также у регионов соседних стран приводит к обострению конкурентной борьбы между этими регионами.

Такие условия требуют изменения модели специализации экономики региона. Важным в этом направлении становится формирование различных кластеров, позволяющих обеспечить институциональное взаимодействие хозяйствующих субъектов в регионе, -проявление сотруднической и сопернической форм конкуренции.

Рассмотрение элементов конкурентной среды в качестве институтов позволило нам сделать вывод, что ключевым элементом в совершенствовании конкурентных отношений выступает постоянное улучшение их формальных и неформальных институтов в этом направлении. Формальные институты в виде официальных норм и правил должны находиться в постоянном совершенствовании. Этот процесс должен происходить с учетом влияния тенденций глобальной экономики и меняющихся условий мирового рыночного пространства. Кодексы и другие формальные институты должны иметь гибкий характер. Это означает не отказ от существующих законов и нормативно-правовых актов, а их совершенствование для обеспечения конкурентоспособности экономики региона.

Совершенствование неформальных институтов происходит в двух направлениях. Первое - их преобразование в формальные институты, в связи с чем они укрепляются и будут оказывать большее влияние на поведение хозяйствующих субъектов. Второе -создание государством условий для развития неформальных институтов.

Таким образом, исследование современных течений конкурентоспособности региональной экономики показало, что в них наблюдаются различные методы экономических обоснований. Наиболее подходящим, адекватно соответствующим условиям трансформационной экономики, в том числе экономики Согдийской области, является совершенствование концепции новой институциональной экономики. Исходя из сущности и содержания этого направления экономической науки, формируется новая парадигма конкурентоспособности экономики региона. Отличительная черта этой концепции заключается в институциональном совершенствовании конкурентных отношений в регионе, в оптимизации взаимодействия институтов при обеспечении конкурентоспособности. В условиях Республики Таджикистан, в том числе в региональном

аспекте, с целью совершенствования конкурентных отношений необходимо ориентироваться на следующее:

- совершенствование института образования в целях создания прочной базы для развития региональной инновационной системы, где происходит формирование важнейших компонентов конкурентных преимуществ экономики региона;

- сопряжение институционального совершенствования с мировыми тенденциями и учет рыночных колебаний в реализации институциональных изменений;

- создание условий для развития сотруднической и сопернической формы конкуренции путем формирования региональных кластеров и создания модели «центр-периферия»;

- выявление и устранение различных барьеров и ограничений социально-экономического характера в региональной экономической системе, что позволило бы совершенствовать конкурентные отношения в регионе.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» 21.12.2021 [электронный ресурс]. URL: http://prezident.tj/ru/node/27418 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Дорофиенко В.В. Теории регионального развития / В.В. Дорофиенко, В.В. Лоскутова //Менеджер. - 2018. - № 4(86). - С. 12-18. - С. 12-20.

3. Канеман Д. Внимание и усилие /под ред. А.Н. Гусева. - Москва: Смысл, 2006. - 287 с.

4. Каримов Р.А. Инновационное развитие: влияние факторов на формирование конкурентоспособности экономики региона / Р.А. Каримов // Вестник ТГУПБП. Серия общественных наук. - Худжанд: Ношир, 2021. - №1 (86). - С. 44-56.

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс; пер. с англ. - Москва: ЗАО «Бизнеском», 2013. - 408 с.

6. Маркс К. Капитал / К. Маркс. Сочинения. В 3-х томах. - Москва: Наука, 1994. -1004 с.

7. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. -Москва: Фонд экономической книги "Начала", 1997. - 180 с.

8. Портер М. Конкуренция. Учебник /М. Портер. - Москва: Вильямс, 2005. - 608 с.

9. Рахимов Р.К. Проблемы развития переходной экономики Республики Таджикистан /Р.К. Рахимов. - Душанбе: ООО «Торус», 2012. - 812 с.

10. Самаруха В.И., Краснова Т.Г. О степени участия государства в рыночной экономике // Известия БГУ. 2010. №1. [электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/artideM/o-stepeni-uchastiya-gosudarstva-v-rynochnoy-ekonomike (дата обращения: 15.03.2022).

11. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. - Москва: ЭКСМО, 2017. -368 с. [электронный ресурс]. URL: http://www.litres. ru/pages/biblio_book/?art=22960394; http://klex. ru/lip (дата обращения: 15.03.2022).

12. Тодаро М.П. Экономическое развитие: учеб. для вузов по экон. спец. / Пер. с англ. / Микаэль П. Тодаро. - Москва. Экон. фак. МГУ: Изд. объед. "ЮНИТИ", 1997. - 666 с.

13. Шокиров Р.С. Особенности институциональной среды в аграрной отрасли экономики / Х.Р. Исайнов, Р.С. Шокиров // Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2021. -№ 1. - С. 5-15.

14. Шокиров Р.С., Каримов Р.А. Необходимость государственного регулирования экономического поведения домашних хозяйств в современных условиях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 8. - №2 (2016). http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/24EVN216

Reference Literature:

1. Message of the President of the Republic of Tajikistan, Leader of the Nation Emomali Rahmon "On Main Directions of Internal and Foreign Policy of the Republic" 21.12.2021 [Electronic resource]. http://prezident.tj/ru/node/27418 (Date of appeal: 12.02.2022).

2. Dorofiyenko V.V. Theories of Regional Development / V.V. Dorofiyenko, V.V. Loskutova //Manager. - 2018, № 4(86). - pp. 12-18. - pp. 12-20.

3. Kaneman D. Attention and Effort /Edited by A.N. Gusev. - Moscow: Sense, 2006. - 287pp.

4. Karimov R.A. Innovative Development: The Influence of Factors on the Formation of Competitiveness in Regional Economy / R.A. Karimov // Bulletin of the TSUPBP. Social Sciences Series. - Khujand: Publisher, 2021, №1 (86). - Pp. 44-56.

5. Keynes J.M. General Theory of Employment, Iterest and Money / J.M. Keynes; Translated from English - Moscow: Businescom CJSC, 2013- - 408pp.

6. Marx K. Capital /K. Marx. Essays. In 3 Volumes. - Moscow: Science, 1994. - 1004 pp.

7. Nort D. Institutes, Institutional Changes and Functioning of the Economy / Translated from English by A.N. Nesterenko; Preface and Scientific editing by B.Z. Milner. -Moscow: Foundation of the Economics Book on"Inceptions" , 1997. - 180 pp.

8. Porter M. Competition. Textbook/M. Porter. - Moscow: Williams, 2005. - 608 pp.

9. Rakhimov R.K. Problems of Development of the Transitional Economy of the Republic of Tajikistan /R.K. Rakhimov. - Dushanbe: LLC "Torus", 2012. - 812pp.

10. Samarukha V.I., Krasnova T.G. On a Degree of State Participation in Market Economy // Tidings of BSU. 2010, No. 1. [electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-stepeni-uchastiya-gosudarstva-v-rynochnoy-ekonomike (Date of appeal: 03/15/2022).

11. Taler R. New Behavioral Economics. Why People Violate the Rules of Traditional Economy and how to Make Money on it. - Moscow: EKSMO, 2017. - 368 pp. [electronic resource]. URL: http://www.litres.ru/paaes/biblio book/?art=22960394; http://klex.ru/lip (Date of appeal: 15.03.2022).

12. Todaro M.P. Economic Development: Textbook for Universities specializing in of economics/ Translated from English / Mikael P. Todaro. - Moscow. Fac. of Econ. MSU: Publishing Association. "UNITY", 1997. - 666pp.

13. Shakirov R.S. Features of Institutional Environment in the Agricultural Sector of Economy / Isainov H.R., Shakirov R.S. // Bulletin of the TSUPBP. - Khujand, 2021, - No. 1. - pp. 5-15.

14. Shokirov R.S., Karimov R.A. The Need for State Regulation of Economic Behavior of Households under Modern Conditions // Online journal "Science Studies". - Volume 8, No. 2 (2016). http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN216.pdf (free access). Cover from the screen. Russian language, Eng. DOI: 10.15862/24EVN216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.