Научная статья на тему 'Развитие конкуренции на пассажирском автотранспорте в условиях рыночной экономики'

Развитие конкуренции на пассажирском автотранспорте в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРЫ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / PASSENGERS / AUTOTRANSPORT SERVICES / COMPETITION / COMPETITIVENESS / COMPETITION ADVANTAGES / INNOVATIONAL PROJECTS / LABOUR PAYMENT / МУСОФИР / ХИЗМАТРАСОНИИ АВТОМОБИЛӣ / РАқОБАТ / РАқОБАТПАЗИРӣ / АФЗАЛИЯТҳОИ РАқОБАТӣ / ЛОИҳАҳАҳОИ ИННОВАТСИОНӣ / МУЗДИ МЕҳНАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифзода (Шарипов) М.М., Ходжаев П.Д.

Рассмотрены вопросы развития конкуренции на пассажирском автотранспорте в условиях рыночной экономики. Доказано, что в условиях рынка свободная конкуренция уступает место монополизму в связи с тем, что в этих условиях наблюдаются изменения в содержании и характере труда на всех уровнях иерархии управления сферами экономики. Вместе с тем конкуренция вынуждает пассажирские автотранспортные предприятия быстро и гибко воспринимать инновации, использовать передовые методы организации производства и улучшать качество оказываемых автотранспортных услуг. Поэтому в нынешних условиях конкуренция и конкурентная борьба считаются главными факторами формирования рыночной системы на пассажирском автотранспорте. Установлено, что ключевыми факторами конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг являются инновационные проекты и заработная плата работников пассажирских автотранспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Competition in Passenger Automobile Transport under Market Economy Conditions

The article dwells on the issues beset with a development of competition in passenger automobile transport under market economy. It is proved that under market conditions free competition concedes to monopolism due to changes in contents and character of labour at all levels of management hierarchy concerned with economy domains. At the same time hierarchy of management with the latters compels to quickly and flexibly perceive innovations, resort to progressive methods of organization of manufacture and improve a quality of services rendered by the sphere of autotransport. Therefore, under present conditions competition and competitive struggle in passenger automobile transport are looked upon as principal factors which affect market system formation. It is established that innovative projects and wages of those ones engaged in autotransport are key factors of competitiveness related to autotransport services rendered to passengers.

Текст научной работы на тему «Развитие конкуренции на пассажирском автотранспорте в условиях рыночной экономики»

УДК 656.025.2 ББК 65.37

РАЗВИТИЕ Шарифзода (Шарипов) Мумин Машокир,

КОНКУРЕНЦИИ НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

РУШДИ РАЦОБА Т ДАР НАЦЛИЁТИ АВТОМОБИЛИ ДАР ШАРОИТИ ИЦТИСОДИ БОЗОРГОНИ

THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN PASSENGER A UTOMOBILE TRANSPORT UNDER MARKET ECONOMY CONDITIONS

д-р экон. наук, профессор, ректор ТГУПБП, (Таджикистан, Худжанд) Ходжаев Парвиз Давронович,

д-р экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции ТГУК (Таджикистан, Душанбе)

Шарифзода (Шарипов) Мумин Машокир,

д.и.и., профессор, ректори ДДХ,БСТ, (Тоцикистон, Хуцанд)

Хоцаев Парвиз Давронович, д.и.и., дотсенти кафедраи маркетинг ва тицорати ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе)

Sharipov (Sharifzoda) Mumin Mashokirovich,

Dr. of Economics, Professor, rector of the TSULBP,

(Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: muminjon65@mail.ru

Khodjayev Parviz Davronovich, candidate of economy

sciences, Associate Professor of the marketing department

under the TSUC (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: пассажиры, автотранспортные услуги, конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, инновационные проекты, заработная плата

Рассмотрены вопросы развития конкуренции на пассажирском автотранспорте в условиях рыночной экономики. Доказано, что в условиях рынка свободная конкуренция уступает место монополизму в связи с тем, что в этих условиях наблюдаются изменения в содержании и характере труда на всех уровнях иерархии управления сферами экономики. Вместе с тем конкуренция вынуждает пассажирские автотранспортные предприятия быстро и гибко воспринимать инновации, использовать передовые методы организации производства и улучшать качество оказываемых автотранспортных услуг. Поэтому в нынешних условиях конкуренция и конкурентная борьба считаются главными факторами формирования рыночной системы на пассажирском автотранспорте. Установлено, что ключевыми факторами конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг являются инновационные проекты и заработная плата работников пассажирских автотранспортных предприятий.

Калидвожахо: мусофир, хизматрасонии автомобили, рацобат, рацобатпазири, афзалият^ои рацобати, лои^а^а^ои инноватсиони, музди ме^нат Дар мацола масъала^ои рушди рацобат дар нацлиёти автомобилии мусофиркаш дар шароити ицтисоди бозори барраси шудааст. Исбот карда шудааст, ки дар шарити

бозор рацобати озод цои худро ба монополизм меди%ад, зеро дар ин шароит дар мазмун ва мо%ияти ме%нат дар %амаи зина%ои идораи со%а%ои ицтисодиёт тагйирот ба амал меояд. %амзамон, рацобат муассиса%ои нацлиёти мусофиркашро водор месозад, ки зуд ва %адафманд навгони%оро цабул намоянд, усул%ои пешцадами ташкили исте%солотро истифода баранд,сифати хизматрасонщои нацлиётиро баланд бардоранд. Бинобар ин дар шароити имруза рацобат ва муборизаи рацобатй дар нацлиёти автомобилии мусофиркаш %амчун омили асосии ташаккули низоми бозорй эътироф карда мешавад. Муайян карда шудааст, ки омил%ои асосии рацобатпазирии хизматрасонии нацлиёти мусофиркаш лои%а%ои инноватсионй ва музди ме%нати кормандони муасисса%ои нацлиёти мусофиркаш ба %исоб мераванд.

Key words: passengers, autotransport services, competition, competitiveness, competition advantages, innovational projects, labour payment

The article dwells on the issues beset with a development of competition in passenger automobile transport under market economy. It is proved that under market conditions free competition concedes to monopolism due to changes in contents and character of labour at all levels of management hierarchy concerned with economy domains. At the same time hierarchy of management with the latters compels to quickly and flexibly perceive innovations, resort to progressive methods of organization of manufacture and improve a quality of services rendered by the sphere of autotransport. Therefore, under present conditions competition and competitive struggle in passenger automobile transport are looked upon as principal factors which affect market system formation. It is established that innovative projects and wages of those ones engaged in autotransport are key factors of competitiveness related to autotransport services rendered to passengers.

В условиях рыночных отношений национальная экономика переживает коренные преобразования, связанные с процессами интернационализации и усилением конкуренции на различных рынках товаров и услуг. Существующие механизмы уже не отвечают требованиям рынка, многие предприятия сферы услуг не готовы к изменяющимся условиям, что может стать барьером на пути развития экономического потенциала Республики Таджикистан. Развитие рыночной среды преобразует конкуренцию в подвижную цель, направленную на обеспечение экономического роста на макро- и микроуровне.

Важно отметить, что в современных условиях уровень развития страны оценивают с помощью показателей конкурентоспособности и эффективности. Одной из важных целей любой страны является устойчивый рост уровня жизни населения. Для достижения этих целей Республика Таджикистан должна повышать эффективность национальной экономики в условиях развития конкуренции.

На развитие рынка пассажирских автотранспортных услуг существенно влияют кризисы. В этих условиях совершенствование системы управления должно быть направлено на обеспечение экономического роста на основе улучшения транспортного обслуживания и проведения экономических реформ. На наш взгляд, эти реформы, прежде всего, должны способствовать комплексному формированию конкурентоспособной экономики. На основе оценки динамики обобщающих показателей, характеризующих

развитие экономики Республики Таджикистан, нами установлено, что достигнута стабилизация и наблюдается рост ВВП (например, в 2015 г. - на 5,6%).

Конкуренция является движущей силой экономических взаимоотношений рыночных субъектов, которые умеют выдерживать усиленную борьбу на различных рынках. При этом главным фактором является дух соперничества, который в основном выявляет формы производственной деятельности людей.

Рыночный механизм регулирует спрос и предложение на товары или услуги, а конкуренция вынуждает предприятие существенным образом удовлетворять запросы потребителей и способствует снижению цен на оказываемые услуги, произведенную продукцию и выполненные работы.

Конкуренция вынуждает предприятия быстро и гибко воспринимать инновации, использовать передовые методы организации производства и улучшать качество производимой продукции. Поэтому в нынешних условиях конкуренция и конкурентная борьба считаются главными факторами формирования рыночной системы.

Теоретически конкуренцию рассматривают как важнейшую категорию при соперничестве между различными продавцами и с учетом поведения покупателей. Преимущество такого определения состоит в том, что в нём [12, с. 22]:

• конкуренция рассматривается как соревнование на основе уменьшения предложения, способствующего повышению цены;

• уточнен важный принцип конкуренции, который приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями;

• выявлены необходимые условия для эффективной конкуренции, включающие наличие множества продавцов и покупателей;

• разработана модель развития конкуренции, доказывающая, что в рыночных условиях возможно удовлетворение спроса потребителей на основе эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [12, с. 23].

Существенный вклад в развитие теории конкуренции внесли многие экономисты. Автор работы [14, с.34] считает, что основной целью конкуренции является стремление наилучшим образом удовлетворить реальный спрос на продукцию, работы и услуги. Другой исследователь считает, что конкуренция - это среда, в которой функционирует большое количество конкурирующих объектов, но они независимы [13, с. 33]. Известные экономисты К.Р. Макконелл, С.Л. Брю, российский учёный Н.А. Янковский [8, с. 45; 18] рассматривают конкуренцию как механизм, способствующий свободному входу на рынок товаров и услуг. По мнению Й. Шумпетера, конкуренция - это прежде всего соперничество старого с новым, с инновациями [17, с. 43]. Ф.А. Хайек считает, что конкуренция помогает скрытому стать явным на рынке [15, с. 37].

По мнению М. Портера, конкуренция является развивающимся процессом, в динамике которого появляются современные производственные процессы, создаются новые услуги и товары [11, с. 18]. В условиях рыночной экономики конкуренцию следует рассматривать как средство контроля, а также расширения производства до требуемого уровня с учетом снижения суммарных затрат [3, с. 19]. Установлено, что конкуренция является важнейшим механизмом стимулирования деятельности индивидов-рационализаторов, а также способствует повышению эффективности производства на основе честной борьбы с конкурентами [13, С. 56].

В нынешних условиях отсутствует единый подход к определению конкуренции. Некоторые исследователи (И. Ансофф, Н.А. Янковский) рассматривают конкуренцию как соревнование предприятий или производителей [1, с. 48; 18], а другие определяют конкуренцию как соревнование между двумя и более конкурентами [2, с. 55]. Конкуренция выступает в качестве субъекта деловых отношений при реализации экономического потенциала [6, с. 26]. Конкуренцию следует рассматривать как борьбу за достижение лучших финансово-хозяйственных результатов и соревнование хозяйствующих субъектов на рынке, при котором ни один из них не может воздействовать на условия реализации товара на нём [5, с. 67].

Конкуренция является составным элементом процесса управления, удовлетворяющим потребности в честной борьбе с конкурентами на основе соблюдения требований нормативно-законодательных актов [13, с. 60]. Конкуренция на рынке - это состязание предприятий за незначительный объем платежеспособного спроса [18, с. 77]. В условиях рассмотрения совершенной модели конкуренции следует учитывать мнение К. Маркса, так как он оценивает конкуренцию на основе закона стоимости [9, с. 86].

Важно отметить, что экономисты являются сторонниками поведенческой, структурной и функциональной конкуренции на различных уровнях иерархии управления: национальном, территориальном и местном [13, с. 66; 18]. Конкуренция способствует формированию хозяйственных диспропорций в экономике. Таким образом, наиболее типичными определениями конкуренции являются [13, с. 67]:

- соперничество в условиях монополизма;

- соревнование между двумя или несколькими рыночными субъектами;

- конкуренция - это добросовестное экономическое соревнование;

- соревнование за лучшие условия для реализации товаров, работ и услуг.

Анализ экономической литературы показал, что имеют место три подхода к определению конкуренции. Первый подход рассматривает конкуренцию как соревнование на рынке товаров и услуг. При втором подходе конкуренция рассматривается как структурный элемент рыночного механизма, а при третьем подходе - как критерий, на основании которого определяется тип отраслевого рынка [13, с.69; 18]. Конкуренция в узком понимании ведет к выявлению конкурентов, а в широком понимании - это удовлетворение потребностей [4, с. 22]. Следует отметить, что понятие «конкуренция» в результате различных преобразований претерпело значительную эволюцию. Важно выделить также различные формы, методы и приемы конкуренции [10, с. 48].

Опыт показывает, что в условиях рынка свободная конкуренция уступает место монополизму в связи с тем, что в этих условиях наблюдаются изменения в содержании и характере труда на всех уровнях иерархии управления сферами экономики. Немаловажную роль конкуренция играет и в развитии транспортной системы.

Транспортная отрасль является соединяющим звеном экономики, и от её эффективной деятельности зависит нормальное развитие всех отраслей экономики, а также она выступает в роли субъекта, регулируемого рынком, особенно при взаимодействии и координации действий между разными видами транспорта. Вместе с тем проблема управления конкурентоспособностью на рынке транспортных услуг требует всестороннего анализа.

Конкуренция способствует объединению всех элементов, составляющих экономический рычаг, и соединяет все рыночные субъекты, соперничающие между собой.

Конкуренция на рынке пассажирских автотранспортных услуг - это соревнование пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) за оптимальные условия осуществления пассажирских перевозок и получение максимальной прибыли с минимальными транспортными издержками. Кроме того, конкуренция на рынке пассажирских автотранспортных услуг - это состязание ради завоевания доверия пассажиров, за получение максимального дохода с учетом повышения качества пассажирских перевозок. Для оценки конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг нами построена модель с учетом показателей конкурентоспособности, которая рассчитывается по формуле: К = Х:*р: + Х2*р2 + ... + Хт*рт, (1)

где ХJ - составляющие индекса К, pJ - весомые коэффициенты.

Данные Хj собраны нами при изучении материалов пассажирских автотранспортных предприятий. Следует отметить, что для разработки модели необходимо выявить следующие показатели:

Х1 - удельный вес в общем объеме пассажирских автоперевозок, млн человек;

Х2 - удельный вес в общем объеме пассажирооборота, млн пас/км;

Х3 - удельный вес в количестве своевременных перевозок внутригородского сообщения;

Х4 - показатель безаварийности перевозок, который рассчитывается по формуле:

Х4 = 1 - а, (2)

где а - удельный вес ДТП;

Х5 - показатель динамики изменения тарифа, который определяется как:

Х5 = 1 / ^ттек (3)

где 1ттек - индекс тарифа в текущем году;

Х6 - отношение средней скорости автобусных перевозок к основной разрешенной согласно правилам движения в городе скорости, равной 60 км/час.

Важно отметить, что весомые коэффициенты pj определены нами экспертным путем. При определении весомых коэффициентов эксперты разделили их на основные и частные показатели. К основным показателям относятся: объем перевозок пассажиров и пасса-жирооборот; а к частным: тариф, скорость, безаварийность и точность. Результаты оценки конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг приведены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг

^ ПАТП ГУП ГУП ПАТП- 4 ДТП-1 ДТП-2 Вес

Индикаторы «Автобус -1» «Автобус -2»

Х, Объем услуг 0,460 0,230 0,130 0,110 0,070 0,3

Х2 Пассажирооборо т 0,520 0,210 0,120 0,090 0,060 0,2

Хз Точность 0,994 0,988 0,990 0,892 0,893 0,09

Х4 Безаварийность 0,974 0,970 0,972 0,967 0,965 0,1

Х5 Тариф 0,856 0,840 0,846 0,760 0,739 0,18

Хб Скорость 0,775 0,583 0,882 0,483 0,480 0,13

С помощью формулы (1) вычислены значения индекса К и составлен их ряд (табл. 2).

Таблица 2 - Значения индекса К по пассажирским А ТП

ПАТП ПАТП - 4 ГУП ГУП ДТП-1 ДТП-2

«Автобус -2» «Автобус -1»

К 0,51624 0,52391 0,68369 0,42757 0,40529

Как видно из данных таблицы 2 и рисунка 1, самую высокую конкурентоспособность пассажирских автотранспортных услуг имеет ГУП «Автобус - 1».

Оценка конкурентоспособности предприятий пассажирского транспорта

ДТП - 2

ДТП - 1

ГУП Автобус - 1

ГУП Автобус - 2 ПАТП- 4

0,40529

] 0,42757

Ц 0,68369

Ц 0,52391

Ц 0,51624 0,6

Рисунок 1. Оценка конкурентоспособности услуг по перевозке пассажиров в городском сообщении Проведенные нами опросы пассажиров и работников ПАТП позволили выявить основные факторы конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг (рисунки 2, 3). Как видно из рисунка 3, на уровень конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг значительно влияет заработная плата работников. Кроме того, работники ПАТП считают, что ключевым фактором конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг являются инновационные проекты [16, с. 55].

Процент респондентов (пассажиров), выделивших конкурентные преимущества

ценовая доступность скорость поездок культура обслуживания комфортабельность выполнение расписания... вместимость автобуса безопасность поездок

%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 2. Факторы конкурентоспособности пассажирских автотранспортных услуг Процент респондентов (работников АТП), выделивших конкурентные преимущества

0

0,2

0,4

0,8

зрения работников автотранспортных предприятий

Необходимо отметить, что большинство опрошенных выделили также влияние использования автобусов. Особенно это видно при осуществлении перевозок пассажиров на сложных участках маршрутов в «часы пик», а также при неблагоприятных погодных условиях.

Таким образом, конкурентоспособность является важным фактором развития пассажирских автотранспортных предприятий, который приводит к повышению качества транспортного обслуживания в городах.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. - М.: Экономика, 2008. - 296 с.

2. Белобрагим В.Я. Региональная экономика: проблемы качества / В.Я. Белобрагим. - М. :АСМС, 2001.

3. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / А.В. Гличев. Очерк 5. Потребности, спрос, качество и маркетинг // Стандарты и качество. -1994. - № 12. - С. 19 - 24.

4. Данилов И. П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология; Канон+РООИ ".Реабилитация" - М., 2014. - 368 с.

5. Куранов Л.П. Экономическая теория / Л.П. Куранов. - М.: Пресс-сервис, 1998. - 688 с.

6. Лунев В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой: курс лекций / В.Л. Лунев. -Новосибирск, 1995. - 110 с.

7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2013. - 448 с.

8. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С. Л. Брю / Пер. с англ. - М.: Республика,1995. - 425 с.

9. Маркс К. Капитал: критика политической экономии /К. Маркс. - Т. III. -М.: Эксмо, 2011. - 335 с.

10. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 285 с.

11. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. - 496 с.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М. : Соцэкгиз, 1962. - 333 с.

13. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. -М.: Стандарты и качество, 2013. - 464 с.

14. Хайгне П. Экономический образ мышления / П. Хайгне; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Дело, при участии Catallaxy, 1993. - 704 с.

15. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода/ Ф.А. Хайек. - СПб.: Пневма, 1999. -132 с.

16. Ходжаев П.Д. Некоторые аспекты оценки конкурентоспособности услуг пассажирского транспорта/ П.Д. Ходжаев.// Вестник Российско-Таджикского (славянского) университета. - Душанбе: РТСУ. - № 4 (39).-2012. - С. 107.

17. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер: пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

18. Янковский Н.А. Управление предприятием на мировых рынках: макро - и микроуровни. -Донецк: ДонНУ, 2004. - 398 с.

Reference Literature

1. Ansoff I. Strategic Management. Translation from English. - M.: Economics, 2008. - 296pp.

2. Belobraghim V.Ya. Regional Economy: Problems of Quality // V. Ya. Belobraghim. - M.: ASMS, 2001. - p. 26.

3. Glichev A. V. Essays on Economics and Organization of Management with Produce Quality // A.V. Glichev. Essay 5. Needs, Demands, Quality and Marketing // Standards and Quality. - 1994, #12. - pp. 19 - 24.

4. Danilov I.P. Competitiveness of the Regions of Russia Theoretical Grounds and Methodology; Canon + ROOI "Rehabilitation " - Moscow, 2014. - 368 pp.

5. Kuranov L.P. Economy Theory //L.P. Kuranov. -M.: Press-Service, 1998. - 688pp.

6. Lunev V.L. Management with a Foreign Industrial Firm a Course of Lectures // V.L. Lunev. -Novosibirsk, 1995. - 110 pp.

7. Lifits I.M. Competitiveness of Goods and Services. - Moscow: Yurayt, 2013. - 448 pp.

8. Macconnel K.R. Economics: Principles, Problems and Politics // K.R. Macconel, S.L.Bru; translation from English. - M.: Republic, 1995. - 425 pp.

9. Marx K. Capital: Critique of Political Economy // K. Marx. - V. III. - 335 pp.

10. Panov A.I. Strategic Management: manual for higher schools // A.I. Panov, I.O. Korobeynikov. -The 2-nd edition, revised and enlarged. - M. : UNITY-DANA, 2004. - 285 pp.

11. PorterM. Competition. -M.: "Williams"publishing-house, 2008. - 496pp.

12. Smith A. Research on Peoples' Wealth Nature and Cause //A.Smith. -M.: State Publishing-House of Social Economy, 1962. - 333 pp.

13. Fathutdinov R.A. Global Competitiveness. Table-Book for a Modern Leader: Standards and Quality. - Moscow, 2013. - 464 pp.

14. Heigne P. Economy Way of Thinking// P.Heigne; translation from English. - The 2-nd edition. -M.: Business (with Catallaxy Participation), 1993. - 704 pp.

15. Hayek F.A. Cognition, Competition and Freedom // F.A. Hayek. - SPb.: Pnevma, 1999. - 132 pp.

16. Khodjayev P.D. Some Aspects of Appraisal Beset with Competitiveness of Passenger Transport Services // P.D. Khodjayev// Bulletin of the Russian-Tajik (Slavonic) University. - Dushanbe: RTSU, 2012, #4(39). - p. 107.

17. Shumpeter G. Economy Development Theory// G. Shumpeter: translation from Yerman. - M.: Progress, 1982. - 455 pp.

18.Yankovsky N.A. Management with Enterprise at World Markets: Macro- and Microlevels. -Donetsk: Donbass National University, 2004. - 398 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.