Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
330
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / предвыборная агитация / избирательный процесс / принцип свободы слова / предвыборная компания. / mass media / election campaigning / electoral process / the principle of freedom of speech / election campaign.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Папкова Анастасия Сергеевна, Малиненко Эльвира Владимировна

В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с ролью средств массовой информа-ции в избирательном процессе, а также границы принципа свободы слова в контексте информационно-го освещения предвыборной гонки и предвыборной агитации, исследование вышеперечисленного и явля-ется целью работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ROLE OF THE MEDIA IN THE ELECTORAL PROCESS

This article examines the problems associated with the role of the media in the electoral process, and the boundaries of the principle of freedom of speech in the context of information coverage of the election race and campaigning, the research of the above is the aim of the work

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #ЩШ©)), 2©2! / JURISPRUDENCE

43

УДК: 342.8

Папкова Анастасия Сергеевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Малиненко Эльвира Владимировна научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права ЮРИУ РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-13100-43-44 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Papkova Anastasia Sergeevna,

the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Malinenko Elvira Vladimirovna

Scientific director, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

INS TITUTIONAL ROLE OF THE MEDIA IN THE ELECTORAL PROCESS

Аннотация.

В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с ролью средств массовой информации в избирательном процессе, а также границы принципа свободы слова в контексте информационного освещения предвыборной гонки и предвыборной агитации, исследование вышеперечисленного и является целью работы. Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей ролью СМИ в освещении избирательных процессов в целом, а также существующими проблемами реализации на практике принципов гласности и свободы слова. В ходе работы были использованы методы сравнительного анализа, синтеза и др. Результаты исследования подтверждают всю важность СМИ в рамках освещения избирательных процессов, а также подчеркивают особенность соотношения принципов гласности и свободы слова с цензурой. В перспективе развитие выбранной темы позволит определить наиболее оптимальное соотношение принципов свободы слова и цензуры в деятельности СМИ в рамках информирования населения об избирательных мероприятиях и политических процессах в целом.

Abstract.

This article examines the problems associated with the role of the media in the electoral process, and the boundaries of the principle offreedom of speech in the context of information coverage of the election race and campaigning, the research of the above is the aim of the work. The relevance of the chosen topic is conditioned by the growing role of the media in the electoral processes in general, and the existing problems of implementing the principles of openness and freedom of speech in practice. In the course of the work, were used methods of comparative analysis, synthesis, etc. The results of the study confirm the importance of the media in the coverage of electoral processes, and also emphasize the peculiarity of the relationship between the principles of publicity andfreedom of speech with censorship. In the future, the development of the chosen topic will make it possible to determine the most optimal ratio of the principles of freedom of speech and censorship in the activities of the media in the framework of informing the population about electoral events and political processes in general.

Ключевые слова: средства массовой информации, предвыборная агитация, избирательный процесс, принцип свободы слова, предвыборная компания.

Keywords: mass media, election campaigning, electoral process, the principle offreedom of speech, election campaign.

Современный период развития российской государственности во многом отличается существенными изменениями, происходящими с политическими структурами и институтами. Причинами подобных изменений по большей части являются кардинально изменившиеся условия распространения информации. А это в свою очередь вызвано активной эволюцией средств массовой информации и развитием интернета, как единого и независимого информационного поля. Эффективное взаимодействие властных структур с обществом требует более точного и эффективного использования СМИ и технологий пиар-коммуникаций.

Особенно актуальными проблемами данного рода взаимодействия являются вопросы, связанные с выборами и избирательным процессом. Выборы

сами по себе являются основополагающим демократическим институтом и неотъемлемым элементом гражданского общества. На сегодняшний день ни одна предвыборная кампания не обходится без привлечения СМИ, однако соприкосновение этих институтов зачастую сопровождается рядом проблем. Подобная ситуация и определяет повышенное внимание законодателя к данной отрасли общественных отношений.

Средства массовой информации будь они государственными или частными всегда являлись своеобразным каналом связи между обществом и властью. Именно через СМИ происходит формирование общественного мнения. А если речь идет о предвыборной агитации, то роль средств массовой информации невозможно переоценить. Подобная

44

шшбрягоеже / «шуушуум-лшшаи» #щш©)), 2021

ситуация во многом является следствием реализации на практике одного из основных конституционных принципов Российской Федерации-принципа гласности.

Говоря о СМИ как рычагах воздействия политических структур на общество, следует разграничить именно функции средств массовой информации в политических процессах.

На этот счет примечательны мысли Л. Н. Федотова, который выделяет следующие функции СМИ: информирование, воспитание, коммуникация, организация поведения, успокоение (снятие социального напряжения).

Автор подчёркивал, что осуществление этих функций должно базироваться на таких универсальных принципах, как законность, гласность, справедливость и т.п.

Эта проблема вызывает повышенный интерес ученых и политологов в настоящее время. Так, например, А. Ю. Бузин в своих работах подчеркивал определенную ответственность, возлагаемую на СМИ за освещение избирательной компании кандидатов. Особенно автор подчеркивает важность корректного цитирования речей кандидатов, и их интеграции в эфир или печать.

Е. И. Гребенникова в свою очередь говорила о соотношении свободы слова и цензуры в рамках освещения предвыборных кампаний и проведения предвыборной агитации в СМИ. Автор также отмечала, что, освещение в телеэфире событий, относящихся к референдуму и выборам, превращает их в подобие спортивных соревнований, где «приоритет отдается не фактической составляющей вопроса, а зрелищности его подачи».

Подобного рода повышенное внимание исследователей к механизмам взаимодействия СМИ во многом обусловлено особенностями законодательства. Так, при обращении к ФЗ от 12.06.02 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» становится видно, что за СМИ закрепляется право выбора соответствующих средств и способов информирования населения. Помимо прочего способ подачи соответствующей информации должен гарантировать соблюдение принципов равноправия между субъектами политических процессов.

Такое свойство информации как достоверность предполагает определенного рода процесс проверки информации на ее соответствие действительности. Стоит отметить, что в соответствии со ст. 57 ФЗ «О средствах массовой информации» главный редактор или редакционная комиссия не несут ответственности за распространение не соответствующей действительности информации, если она содержится в авторских текстах, которые направляются непосредственно в прямой эфир. Другими словами, любое освещение избирательного процесса, будь то предвыборные дебаты, интервью и др. происходящие в прямом эфире, по сути, освобождают СМИ от осуществления принципа достоверности информации. А это вновь поднимает проблему реализации принципа свободы слова в рамках избирательного процесса.

Как уже было сказано ранее, информация, транслируемая СМИ помимо достоверности должна соответствовать принципу объективности. В данном случае речь идет о независимости доносимой информации от субъективного мнения лиц, выполняющих эту функцию. Немаловажным также является способ подачи информации об избирательном процессе и всех его составляющих. Так на средства массовой информации накладывается обязанность нейтральной формы изложения информации. В противном случае у читателей (зрителей) может сформироваться зачастую предвзятое представление о тех или иных кандидатах, политических партиях или программах.

На этом ограничение принципа свободы слова в предвыборном информировании не исчерпывается. Несовершенство правового регулирования данного вопроса в современных условиях требует принципиального нового подхода к регулированию деятельности СМИ в период избирательной компании. В данном случае на первый план может выйти определенные нормы саморегуляции журналистов. Также частичного переосмысления на законодательном уровне требует экономическая зависимость средств массовой информации, которая может в конечном итоге перерасти в зависимости СМИ от спонсоров, и как следствия их превращения в инструмент лоббирования тех или иных сторонних интересов.

Все вышесказанное еще раз подчеркивает важность СМИ в формировании позиции электората. А из этого вытекает необходимость определённого контроля за деятельностью СМИ в рамках избирательного процесса, чтобы они не превращались в политическое оружие, а также в одну из радикальных форм лоббирования реализуемой государством политической программы.

Участие СМИ в политическом процессе вызвано потребностью власти в коммуникационных средствах для более органичного проецирования своих интересов в обществе. СМИ становится серьёзным оружием в бесконечной информационной и политической войне. Подобного рода информационные войны происходят без выстрелов, однако их последствия зачастую сравнимы с последствиями настоящих войн.

Список литературы

1. Бузин А. Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними-М.:Центр/Па-норама. 2017-С.12;

2. Забузов О. Н. Связи с общественностью -средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, №1. С. 4

3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информа-ции»/Русская газета;

4. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ 17.06.2002, ст.2253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.