Научная статья на тему 'Институциональная инфраструктура| взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики: инновационная составляющая'

Институциональная инфраструктура| взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики: инновационная составляющая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная инфраструктура| взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики: инновационная составляющая»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

А.В. АЛЕШИН

аспирант, Северо-Кавказский научный центр высшей школы

В условиях распространения региональных парадигм и подходов в экономических исследованиях последнего времени, объясняемых усилением значимости территориального фактора в выборе направлений трансформаций и перевода на инновационный путь развития российской экономики, исключительное значение приобретает институциональное оформление устойчивого взаимодействия всех участников научно-технической и производственной сферы посредством развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование аккумулируемого разномасштабными субъектами бизнеса национального научного и технологического потенциалов. Это связано также с тем, что рыночные реформы в российской экономике будут социально оправданы лишь при условии, что они реально будут способствовать созданию конкурентного механизма в стратегически важной для национальной экономики сфере инновационной деятельности, поскольку постоянство инновационных изменений становится приоритетным процессом экономического развития современного общества.

Ретроспективный срез функционирования разномасштабных предприятий в пост-перестроечный период свидетельствует о том, что инновационная экономика обращена прежде всего к реализации инновационного потенциала крупного производства как обладающего преимущественной по сравнению с субъектами малого масштаба способностью к привлечению инновационно ориентированных инвестиций (как отечественных, так и иностранных). Однако подтверждаемые теорией и практикой значительно увеличивающиеся в процессе взаимодействия с малым предпринимательством его инновационные качества актуализируют проблему институционального обеспечения ассоциированной деятельности крупного и малого бизнеса в региональной системе.

В условиях инновационной экономики, таким образом, особую актуальность получает выдвижение и обоснование концепции многофакторного механизма макро- и микроэкономического стимулирования инновационного процесса, происходящего в границах интегрированного взаимодействия малых и крупных предприятий. В этой ситуации инновационная деятельность совместного функционирования разномасштабных субъектов бизнеса превращается в решающее условие не только их экономического роста, но и, по существу, - экономического роста всего регионального (и национального) производства.

Это подтверждает опыт большинства передовых стран мира, в частности Великобритании [2], где мелкие фирмы, получившие статус партнера, как правило, совместно с крупным предприятием разрабатывают новые технологии, контролируют качество продукции, в результате чего сосуществование крупного и малого бизнеса принимает рациональные формы, сочетающие заинтересованность мелких предприятий с выгодой для крупных корпораций. При этом правительство поощряет сотрудничество мелких и круп-

© Алешин А.В., 2006

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

ных хозяйственных структур: так, например, национальный совет экономического развития подготовил специализированный каталог мелких фирм, с помощью которого крупные компании могут выбрать потенциальных партнеров. Кроме того, создан специальный центр, способствующий контактам между крупными и мелкими фирмами. Значительную помощь малому бизнесу оказывают информационные центры фирм General Electric, National Computer, а также министерство торговли и промышленности.

Обобщение анализа мирового и отечественного опыта взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в системе региональной экономики, а также в межрегиональном, национальном и межстрановом аспекте позволило сформулировать целый комплекс наиболее важных проблем, решение которых будет способствовать эффективному развитию указанного взаимодействия:

- в условиях глобализации партнерские отношения и сотрудничество всех субъектов бизнеса, в том числе международное, являются ключевым фактором развития цивилизованной конкуренции и повышения конкурентоспособности национальных экономик в контексте инновационного развития экономики;

- государственная политика и меры правительств стран - участников АТЭС должны быть направлены на стимулирование международного взаимодействия малого и крупного бизнеса, поддержку технологического трансфера, улучшение инвестиционного климата, содействие венчурному инвестированию;

- развитие инфраструктуры взаимодействия должно быть ориентировано не только на поддержку и обеспечение устоявшихся бизнес-партнерств, но и на активный поиск новых партнеров как внутри отдельных экономик, так и за рубежом. Важно продолжить развитие таких элементов инфраструктуры, как технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры субконтрактации, обеспечивающие поддержку малых инновационных предприятий, в том числе в области франчайзинга, аутсорсинга, субконтрактинга;

- исключительное внимание государственных и общественных предпринимательских структур должно быть уделено информационной поддержке бизнеса, заключающейся в максимально полном информировании предпринимательского сообщества о национальных малых и крупных предприятиях и их производственноторговых возможностях; о современной конъюнктуре мирового рынка товаров и услуг; о внутренних рынках стран (структуре, емкости и перспективах развития, национальных особенностях, динамике спроса и предложения); о законодательстве стран (гражданском и коммерческом праве, налоговом и таможенном регулировании, правовой форме сотрудничества с зарубежным партнером);

- непреходящее значение имеет совершенствование систем профессионального обучения и тренинга персонала, включающее взаимодействие университетов и специализированных образовательных центров, формирование и реализацию международных образовательных программ, использование единых стандартов подготовки и системы сертификации персонала, проведение международных семинаров и коллоквиумов;

- важным условием успешного взаимодействия экономических субъектов АТЭС является гармонизация законодательной и нормативной базы, соблюдение партнерами международных стандартов управления качеством;

- необходимо разработать концепцию создания специального центра, который бы готовил методические разработки, пособия и рекомендации, мог оказывать консультационные услуги, содействие по отбору и экспертизе совместных проектов, трансферу технологий. Осуществление таких процедур требует согласованных действий как организационного, так и содержательного характера, разработки гармонизированных регламентов, форматов, механизмов и процедур принятия решений;

- целесообразно образование стратегических бизнес-альянсов для совместной деятельности на внутренних и мировых рынках с целью разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции. Важно развивать практику дву-

сторонних и многосторонних деловых встреч, семинаров, «круглых столов», рабочих групп экспертов. Для расширения участия российского малого бизнеса в международном разделении труда в рамках АТЭС необходимо организовать системный обмен опытом и построить систему деловых контактов с участием субъектов малого бизнеса.

Одним из важных результатов осуществления перечисленных выше мероприятий, которые можно рассматривать как составляющие наиболее значимого сектора институциональной инфраструктуры поддержки взаимосогласованного в системе координат инновационного развития сотрудничества предприятий разного масштаба, может стать разработка соответствующих направлений и моделей их трансформации. Не менее актуальным является вопрос о различных условиях их функционирования в границах того или иного региона, определяемых сформированной в масштабах конкретной территории институциональной средой (см. таблицу).

Различия внешних институциональных условий для бизнеса разного размера [3, с. 215]

Характеристики внешних институциональных условий Масштаб бизнеса

Малый бизнес Средний бизнес Крупный и сверхкруп-ный бизнес

Бюджетные и административные ограничения Относительно мягкие, значительная часть бизнеса в «тени». Фактор «назаметности» для органов власти, что определяет относительную приемлемость уровня административных барьеров. Налоговые условия очень нестабильны, что ограничивает «горизонт планирования» Условия по своевременности уплаты начисленных налогов весьма неоднородны. В наибольшей степени сталкивается с административными барьерами Очень неоднородные, «договорные» условия налогообложения. Сталкивается с существенными административными барьерами, но при этом обладает ресурсом для их преодоления

Правовое регулирование и судебная защита В значительной мере находится вне зоны регулирования. Спрос на правовые институты наименьший Спрос на правовые институты высокий, есть потребность в стабильности и предсказуемости условий для цивилизованного развития Регулирование персонифицированное, особенно на региональном уровне. Формируется и усиливается спрос на правовые механизмы разрешения споров, возникает потребность в определении «правил игры»

Взаимодействие с властными структурами На федеральном уровне развитие малого бизнеса традиционно относится к числу приоритетных направлений, что на практике не означает создания благоприятных условий. На уровне регионов нет эффективных инструментов представления интересов малых фирм Находится в наиболее невыгодном положении: собственной мощи недостаточно для оказания влияния на власть; является приоритетным для государственной поддержки. Инструменты влияния на власть только формируются Множество неформальных договоренностей с властью. Сильное влияние на региональную власть. Наличие существенных ограничений по повышению эффективности в силу формальных и неформальных социальных обязательств

Исходя из информации, приведенной в таблице, становится очевидным, что необходимо активное государственное регулирование малого и крупного бизнеса как по отдельности, так и во взаимодействии, доказавшее на практике свою эффективность. Для этого в 2004 г. общественные организации - Российский союз промышленников и предпринимателей, ОПОРА России и Деловая Россия - решили объединить свои усилия по защите интересов крупного и малого бизнеса и учредить Координационный совет предпринимательских союзов России. В качестве базисных направлений их совместной деятельности выбраны совершенствование налогового и антимонопольного законодательства, реформа земельных отношений, дебюрократизация экономики, судебная реформа. В дальнейшем координационные советы планируется создать и на региональном уровне, что может стать одним

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

из инструментов совершенствования институциональной инфраструктуры взаимодействия разномасштабных бизнес-структур в границах определенной территории.

Накопленный российский опыт в данной сфере свидетельствует также о том, что существенной составляющей научно-технического, а следовательно, инновационного потенциала современной России является система государственных научных центров (ГНЦ), которая в основном формирует основу инновационной инфраструктуры, призванную обеспечивать современными разработками и технологиями инновационный процесс в регионах и взаимодействие в нем крупных и малых предприятий.

Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях:

- фундаментальные НИОКР в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;

- участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;

- подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ.

Поскольку инновационная деятельность является сложным процессом со многими участниками сферы малого и крупного инновационного предпринимательства, от которых требуется высокая степень мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок и эффективного продвижения инновационной продукции на внутренние и зарубежные рынки, успешная деятельность всех участников инновационного процесса, как правило, основывается на реализации целого комплекса услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры инновационного цикла. Это прежде всего следующие направления: информационное обеспечение, защита интеллектуальной собственности и патентно-лицензионная работа, финансово-экономическое обеспечение, сертификация наукоемкой продукции и предоставление услуг в области метрологии и стандартизации, производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, услуги по маркетингу, рекламной и выставочной деятельности, подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента.

Важнейшее значение в реализации инноваций приобретает активное взаимодействие ГНЦ с малыми и крупными промышленными предприятиями. Такое взаимодействие осуществляют 88% ГНЦ. В деятельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями стран дальнего зарубежья участвует 53,4% ГНЦ и в качестве партнеров выступают в среднем 11 предприятий.

В перспективе ГНЦ могут послужить ядром для формирования конкурентоспособных корпораций мирового уровня, способных при наращивании производственных мощностей для освоения новых поколений техники и технологий обеспечить взаимодействие с малыми инновационными предприятиями в широкомасштабном производстве и продвижении на рынок новой техники и технологий. В этом процессе исключительно важную роль играют малые предприятия научно-технической сферы.

В этой связи государство, выступая в качестве макрорегулятора инновационного взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, должно «недвусмысленно дать понять крупному бизнесу, что время сверхприбылей от эксплуатации природного капитала и спекуляции бывшей госсобственностью безвозвратно уходит в прошлое» [1, с. 13], тем более что в данном аспекте уже отмечены существенные по масштабам положительные тенденции со стороны самого крупного бизнеса. У ряда крупных компаний наблюдается стремление к диверсификации капиталовложений, прозрачности, легитимизации собственности, завоеванию приличной деловой репутации в целях привлечения инвестиций и кредитов на производственные нужды.

Так, в частности, государство обязано определить меры и стимулы, побуждающие крупные сырьевые и энергетические компании к модернизации собственного производ-

ства и переливу капитала в обрабатывающую промышленность. Проводимая в этом направлении четкая и последовательная промышленная политика будет способствовать развитию малого бизнеса, который, в свою очередь, призван активно вторгаться в «ниши», придающие этой политике целостность, сбалансированность и требуемый социальный эффект. Но решить эту двуединую задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций о его защите к налаживанию эффективно функционирующего и отражающего современные представления и потребности механизма государственной поддержки взаимодействия малого и крупного бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Целенаправленная промышленная политика позволит сделать естественной и продуктивной производственную кооперацию малого предпринимательства с крупным бизнесом, государственными предприятиями. При этом особой государственной поддержкой должно пользоваться малое наукоемкое венчурное предпринимательство, поскольку его возможности используются в России не в полной мере вопреки богатейшему мировому опыту, подтверждающему исключительную эффективность данного сегмента малого бизнеса: по ряду экспертных оценок, из 100 крупнейших изобретений XX в., освоенных впоследствии крупными корпорациями, авторство не менее 80 из них принадлежит малым фирмам и гениям-одиночкам.

Таким образом, соотношение уровня развития предприятий разного масштаба - это важнейший вопрос государственной политики, поскольку именно малый бизнес создает стабильность в стране, обеспечивая налоговые потоки, менее зависящие от состояния и уровня всей мировой экономики (малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры), но крупные национальные и транснациональные компании, создающие огромные финансовые ресурсы, позволяют обеспечить долговременный стратегический маневр, важный в проведении инновационно ориентированной рыночной модернизации.

Иными словами, наиболее полная реализация системообразующего потенциала взаимосогласованного развития субъектов малого и крупного бизнеса в регионах страны в значительной степени обусловливается выработкой комплекса управленческих воздействий и мер, реализуемых органами государственной власти различных иерархических ступеней и формирующих благоприятные институциональные условия для их взаимодействия как структурных единиц региональной воспроизводственной системы, в сопряжении с обеспечением возможностей удовлетворения экономических интересов отдельных субъектов бизнеса. Это обеспечивается посредством учета мезоэкономических детерминант в структурном и динамическом аспектах, во-первых, отражающих объективные тенденции и закономерности развития отдельных видов предприятий в различных региональных экономиках, во-вторых, индицирующих региональные приоритеты социально-экономического развития и, в-третьих, выявляющих наиболее перспективные точки роста и ограничивающие их эффективное взаимодействие факторы.

Построение партнерских отношений между разномасштабными предпринимательскими бизнес-структурами, рассматриваемых с точки зрения активного вовлечения в орбиту указанного взаимодействия органов региональной власти и ориентированных на реализацию приоритетных направлений инновационного развития территории, должно базироваться на взаимовыгодных преимуществах как для региона, так и для субъектов предпринимательского бизнеса.

Взаимосогласованное функционирование крупных бизнес-структур и малых предприятий в регионе оказывает не только измеряемый социально-экономической эффект, но и способствует повышению имиджа региона в целом, который определяется как совокупность убеждений, идей, стереотипов и представлений, ассоциирующихся с данным регионом. Наличие крупных, стабильно взаимодействующих с малым бизнесом разнообразных форм ассоциированного предпринимательства, их взаимовыгодное сотрудничество с региональными органами власти демонстрирует потенциальным инвесторам в целом хорошие возможности ведения бизнеса на данной территории. Соответствующий имидж региона является одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в региональную экономику.

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1

Обозначенный таким образом потенциал взаимодействия крупных и малых предприятий прямо зависит от форм и механизмов управляющего регионального воздействия на эти процессы с тем, чтобы реализовать возможности интегрированных структур, вовлекающих в орбиту своего бизнеса малые предприятия, в осуществлении региональных программ и проектов и повысить эффективность деятельности самих взаимодействующих предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса: Информационно-аналитический сборник. М.: ИПИ, 2004.

2. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // http:// www.ptpu.ru/issues/2_98/19_2_98.htm.

3. Структурные изменения в российской промышленности / Под ред. Е.Г. Ясина. М.: ГУ - ВШЭ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.