Научная статья на тему 'Некоторые аспекты практики взаимодействия малого и крупного бизнеса'

Некоторые аспекты практики взаимодействия малого и крупного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты практики взаимодействия малого и крупного бизнеса»

1. Улюкаев A.B. Проблемы государственной бюджетной политики.-М., «Дело»,2004г.

2. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами.-М., «Дело»,2002г.

3. Лавров A.M. Новые подходы к управлению общественными финансами. Финансы,-2003г. - №9

Арсланов Ш.Д., Арсланова Х.Д., Арсланов Б.Д.

Некоторые аспекты практики взаимодействия малого и крупного бизнеса

Общие тенденции и частные особенности.

Эффективное использование ресурсных возможностей любой национальной экономики, динамизм развития существенно зависят от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий, образующих хозяйственный комплекс страны.

Сегодня в структуре национальных экономик развитых стран увеличивается доля малых и средних предприятий, непрерывно совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития. Как правило, каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий. Многие же крупнейшие мировые корпорации «выросли» из тех предприятий, которые сегодня именуют «малыми».

Высокой динамичностью развития отличается большинство стран, входящих в АТЭС, в том числе за счет целенаправленной политики поддержки и развития малого бизнеса. На долю участников АТЭС сегодня приходится 40% населения мира и 60% мирового ВВП.

Для России взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно в связи с переводом российской экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Для подъема российской экономики исключительно важен опыт участников АТЭС по содействию максимальному увеличению числа малых предприятий в производственной сфере, стимулированию развития взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации российской экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет единый и взаимосвязанный процесс.

Особенностью малых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентировать-

ся на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование своей деятельности. Для субъектов же крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери. Правомерно также говорить о лучших возможностях малого предпринимательства в инновационном процессе.

Вместе с тем крупные корпорации создают условия для функционирования малого бизнеса, равно как и всё больше увеличивают свою зависимость от малых предприятий. Все чаще они уже не могут организовать масштабное производство и реализацию своих товаров и услуг без участия мелких и средних фирм. По данным американских исследователей Джона Берджеса и Дэна Штайнхоффа, каждая крупная производственная компания поддерживается приблизительно 500 мелкими поставщиками и реализаторами, а также 3000 различных торговцев.

Как следует из мировой практики, нельзя анализировать развитие малого предпринимательства в отрыве от крупных и, прежде всего, государственных производственных структур. Оптимальная их взаимосвязь обеспечивает получение сбалансированного экономического роста. Если крупные производственные предприятия являют собой ствол "экономического" дерева, то средние и мелкие - его крону. Следовательно, если ствол засыхает, то гибнут и его ветки. Именно это произошло с крупным российским производством, когда государство, доверившись "невидимой руке" рынка, ушло из экономики.

И, естественно, нельзя принимать за аксиому то, что мелкое производство эффективнее крупного. Предпочтение тому или другому может быть отдано только с учетом конкретных условий и обстоятельств. Очевидно, что в России нельзя не учитывать того факта, что в силу многих причин основной формой производства являются крупные сложные народнохозяйственные комплексы, разукрупнение которых требует всесторонне взвешенного подхода.

Весьма поучителен в этой части опыт таких стран как Япония, КНР, Республика Корея, а также стран Евросоюза.

В Японии число малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий. Около 6,5 млн. японских предприятий - малые и средние инновационные предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 79% всей рабочей силы Японии. Доля малых инновационных предприятий в ВВП - это 52% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет 15%. И это притом, что в Японии малые предприятия работают, в основном, как субподрядные организации крупных корпораций.

В КНР в настоящее время на долю малых и средних предприятий приходится 60% валовой продукции и 40% налогов и прибыли в громышленности Китая, 90% сети розничной торговли и сферы услуг, 75%, занятых в несельскохозяйственных отраслях, и около 60% экспорта.

В Республике Корея количество предприятий малого и среднего бизнеса достигает 2,64 млн, что составляет 99,5% всех зарегистрированных в РК компаний. На их долю приходится 46,8% объема производимой в стране продукции и 41,8% экспорта.

Экономика Евросоюза представляет собой симбиоз крупного, среднего и малого бизнеса. Несмотря на происходящие процессы концентрации и централизации производства и капитала, именно он играет ныне решающую роль в создании новых рабочих мест, держит на себе часть сферы услуг, является, хотя и в меньшей степени, чем в США, лабораторией освоения новой техники в лице своих венчурных предприятий. Крупные предприятия ЕС привлекают мелкие и средние в основном как: субпоставщиков и субподрядчиков различных уровней; провайдеров специализированных услуг; пилотных предприятий по доводке новой техники.

При этом их отношения остаются, как правило, договорными, а не акционерными.

Роль государства.

Государство влияет на взаимодействие малого и крупного бизнеса и содействует росту их конкурентоспособности через проведение своей промышленной политики.

Мировой опыт свидетельствует о том, что основными принципами разработки и реализации промышленной политики, обеспечивающей повышение национальной конкурентоспособности на основных направлениях социально-экономического развития современных обществ и государств, являются:

формирование промышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегии с активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций;

переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний;

смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией, возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;

создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста.

Современные экономические теории выделяют две базовые концепции государственной промышленной политики:

жесткая государственная промышленная политика с безусловным преобладанием методов прямого бюджетного субсидирования отраслей промышленности или отдельных амбициозных проектов на основе волевых, административных рычагов; эта модель применялась, как правило, на ранних стадиях индустриального развития;

современная национальная промышленная политика с безусловным преобладанием методов косвенного (финансово-экономического) стимулирования выпуска конкурентоспособных продукции и услуг.

Что касается России, то специфика её геополитического положения и особенности экономического развития в XX веке не позволяют в настоящий момент перейти ко второй модели, но и первый путь представляется уже неприемлемым. Задачей выработки российской национальной промышленной политики является сочетание как прямых, так и косвенных методов государственного регулирования. В органической связке с промышленной политикой находится экспортная политика.

При разработке экспортной политики необходимо иметь в виду, что структура вывозимой продукции определяется сегодня уровнем технологического развития обществ и государств:

доиндустриальные страны производят сельскохозяйственные и минеральные ресурсы;

индустриальные страны обеспечивает дешевый труд и производство массовой продукции;

быстро растущие постиндустриальные страны использует новый способ мирового доминирования - производство, применение и распространение знаний.

Существенное значение имеет и то обстоятельство, что в современной экономике все более утрачивается первоначальный смысл понятия "национальная продукция", так как она приобретает вид составляющих компонентов транснационального производства.

Глобальная информатизация.

Новейший технологический уклад приобретает отчетливый информационно-телекоммуникационный облик с ключевой ролью глобальных информационных сетей, систем искусственного интеллекта и интегрированных высокоскоростных транспортных коммуникаций при дальнейшем развитии энергосберегающих и экологических технологий, ядерной энергетики, космической техники, производства конструкционных материалов с заданными свойствами и гибкой автоматизации производства.

Информационные технологии играют все более важную роль в повышении конкурентоспособности национальных экономик, во многом определяют качество управления предприятиями и выступают в качестве инфраструктуры сетевой организации бизнеса. По мнению авторов специального доклада ООН, информационные технологии чрезвычайно выгодны для тех стран, которые с энтузиазмом использовали их как часть национальных стратегий и основной ресурс развития экономики, что подтверждает примеры таких стран, как Индия и Китай. Информационные технологии обеспечивают все возрастающую интеграцию стран в мировую экономику.

Инновационные процессы.

В условиях трансформации экономической системы и перевода её на инновационный путь развития исключительное значение приобретают устойчивое взаимодействие всех субъектов научно-технической и производственной сферы, развитие единой инновационной инфраструктуры, обеспечение эффективного использования национального научного и технологического потенциалов.

Ядром научно-технического потенциала России сегодня является система государственных научных центров (ГНЦ), она же, по существу, образует основу инновационной инфраструктуры, призванную обеспечивать современными разработками и технологиями инновационный процесс в стране и взаимодействие в нем крупных, средних и малых предприятий.

В настоящее время на территории России функционируют 58 ГНЦ, расположенных в Москве и Московской обл. (39), Санкт-Петербурге (12) и ряде крупных промышленных центров Центрального и Западно-Сибирского округов (7).

Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях:

■S фундаментальные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР), в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

■S участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП);

■S участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;

■S подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ.

В реализации инноваций важнейшую роль приобретает взаимодействие ГНЦ с малыми и крупными громышленными предприятиями. Такое взаимодействие осуществляют 88% ГНЦ. В деятельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями зарубежных стран участвует 53,4% ГНЦ.

Среди целей и направлений взаимодействия ГНЦ с зарубежными фирмами и организациями греобладали научно-техническое сотрудничество и выполнение заказов на научно-техническую гродукцию (91% ГНЦ), совместное проведение НИОКР (40%). Необходимо отметить, что 41% ГНЦ имеет стратегического партнера в России и 36% — в зарубежных странах.

По степени перспективное™ регионов мира для экспорта результатов научно-технической и инновационной деятельности ГНЦ на первом месте—регионы России, на втором и третьем — Юго-Восточная Азия, Западная Европа и США, на четвертом — страны СНГ, на пятом — развивающиеся страны, на шестом — Восточная Европа.

Венчурные процессы.

Стремительное развитие венчурного инвестирования во всем мире заключается в высоких показателях эффективности деятельности венчурных фондов. По данным Venture Economics в 1999 году на пике своей активности наиболее успешно действующие фонды обеспечили инвесторам внутреннюю норму прибыли в 150 %. И это несмотря на высокие инвестиционные риски и большое число неудач при создании и развитии новых компаний. Средние мировые показатели годовой прибыли инвестиционных фондов составляют 17-25%, что значительно превышает показатели банковской доходности.

Можно отметить некоторые общие тенденции в области участия государства в развитии венчурной индустрии:

1. Характерной особенностью развития венчурного бизнеса, особенно в 90-е годы, является усиление прямого государственного участия.

2. Большинство правительств экономически развитых государств США, Европы и Азиатско-Тихоокенского региона понимает возрастающую роль венчурного инвестирования в экономике.

3. Используются как прямые так и непрямые меры государственного участия в стимулировании венчурной индустрии: от прямого финансового участия в создании венчурных фондов до формирования благоприятной среды для малого предпринимательства, направленные на создание надлежащих экономических, институциональных и нормативных условий, при которых рынки могут эффективно направлять средства в новые и инновационные предприятия.

4. Помимо создания подходящих базовых условий, многие правительства разрабатывают и реализуют собственные программы мобилизации венчурного капитала для поддержки малых инновационных предприятий.

5. Государственные программы венчурного капитала ставят своей целью восполнить недостаточность рынков частного капитала, отрегулировать финансирование частного сектора и создавать компаниям (преимущественно научно-технической сферы) благоприятные условия для развития в течение длительного периода.

6. Наиболее успешные венчурные программы финансируются правительствами, но управляются профессионалами из частного сектора. При этом участие правительства в принятии инвестиционных решений является минимальным.

7. Законодательство в области венчурного инвестирования охватывает все ключевые моменты - такие как прописывание «удобной» организационно-правовой формы для создания венчурных фондов, нормативных актов, допускающих участие в венчурном капитале институциональных инвесторов корпоративного и налогового законодательства, благоприятствующего реализации сделок.

8. Необходимость выработки законодательных норм, регулирующих деятельность венчурной отрасли национальных экономик, признается целесообразной.

В заключение следует заметить, и мировая практика тому подтверждение, что взаимодействие малого и крупного бизнеса нельзя декретировать, оно базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, если между предприятиями образуется экономический симбиоз.

Фараджева С. А.

Обеспечение экономической безопасности региональных производителей во внешнеторговых отношениях

Формирование современных рыночных отношений предполагает активную интеграцию экономики в мировую систему. В этих условиях часто необходимо защищать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.