УДК 338 31
ББК 65
М.В. Назриева
развитие инфраструктуры национальной инновационной системы на основе интеграции науки, образования и бизнеса
Дан анализ состояния инновационной деятельности в России, определены условия интеграции науки, образования и бизнеса, сформулированы условия создания национальной инновационной системы, приведено краткое описание различных форм инновационной инфраструктуры, реализующих идею интеграции науки, образования и бизнеса.
Ключевые слова:
инновационно-активные территории, инновационная инфраструктура национальная инновационная система.
На сегодняшний день Россия обладает достаточным научным потенциалом во многих областях фундаментальной науки, тем не менее, российский экспорт на 70% состоит из сырья, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США -36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью [4]. Как следствие, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%, Венгрии - 25,2%. Доля России на мировом рынке информационных технологий составляет всего лишь 0,7% [3].
Современная стратегия правительственной программы экономических реформ ориентирует на превращение страны из экспортера сырья в мирового производителя наукоемкой продукции.
Планы российского Правительства в 2004 г. предусматривали увеличение высокотехнологичной продукции в общем объеме производства промышленной продукции до 15% к 2010 г., в том числе в экспорте - до 20%, при увеличении затрат на инновационные разработки до 2% к 2010 г., что в ценах 2004 г. составляло 200 млрд руб. в год.
Однако этого не произошло ни к 2010 году, ни к нынешнему 2014-му, т.к. российская экономика так и не перешла на инновационный путь развития, несмотря на усилия правительства, не произошла и интеграция науки, образования и бизнеса как основа инновационного развития.
Концепция интеграции науки, высшего образования и бизнеса предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных не на «сплошную» их интеграцию, а лишь на преодоление возникшей в целом ряде областей искусственной ведомственной разобщенности, прежде всего - академической науки, прикладных исследований, вузовского сектора и НИОКР, проводимых в рамках системы государственного и частного предпринимательства нашей страны.
Необходимыми условиями интеграции науки, образования и бизнеса являются:
1. Обеспечение равноправного партнерства науки, образования, бизнеса и власти, основанное на сочетании их экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств;
2. Создание единой системы учета и регистрации интеллектуальной собственности в стране. Надежная защита прав на интеллектуальную собственность. Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности в отношении таких объектов, как изобретение, полезная модель, промышленный образец, секрет производства (ноу-хау), товарный знак (торговая марка) и др. является необходимым элементом инновационной деятельности;
3. Нацеленность на совершенствование существующих и развитие новых эффективных механизмов и организационно-правовых структур, обеспечивающих тесное взаимодействие между образованием, наукой и промышленностью;
4. Прогнозирование путей и параметров развития экономики страны и определение базисных инноваций, формирование на этой основе научно-технической политики государства;
5. Государственная поддержка инновационных исследований и разработок путем формирования правительственных программ поддержки НИОКР и развития системы государственных заказов на проведение научных исследований, создание новой техники и технологий;
6. Предоставление исполнителям госзаказов различного рода льгот:
- предоставление оборудования, сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов,
- переподготовке кадров за государственный счет при переходе на новый государственный заказ как в стране, так и за рубежом,
- внедрение системы налогового кредита - права списания затрат на НИОКР в виде исключения этих расходов из суммы годовой прибыли.
7. Эффективная антимонопольная политика. Существенную роль в интеграции науки, образования, производства и рынка играет антимонопольная политика. Отсутствие конкуренции со стороны сильных монополий позволит малым инновационным предприятиям выживать и развиваться. Глобализация изменила природу современной конкуренции. На международном рынке могут конкурировать только крупные и сильные корпорации, способные выстоять в конкурентной борьбе с такими же иностранными корпорациями.
Поэтому политика современных государств направлена на создание крупных корпораций. Вместе с тем, эти корпорации не должны конкурировать с малыми предприятиями. Государство должно оказать дополнительную помощь малым предприятиям, работающим в инновационном секторе. Формы поддержки могут быть различными: облегчение перехода на упрощенную систему налогообложения, снятие ограничения по видам хозяйственной деятельности, выделение грантов на покупку высокотехнологичного оборудования.
Однако базовым условием реализации процесса интеграции науки, образования и бизнеса является создание национальной инновационной системы страны, которая ориентирована на формирование экономических условий для развития производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции (услуг) на базе передовых достижений науки, технологий и техники и представляет собой совокупность направлений и мер прямого и
косвенного регулирования деятельности субъектов национальной инновационной системы.
Создание реально действующей национальной инновационной системы страны, в виде взаимосвязанной совокупности институтов, организаций, инструментов, образующих каркас системы из таких системообразующих доминант, как особые экономические зоны, государственные академии наук (РАН, РАМН, РАСХН, РАО), Государственный научный центр (ГНЦ), Инновационный Центр «Сколково», национальные исследовательские университеты и федеральные университеты, госкорпорации, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов и т.д. - поддерживается на государственном уровне [1; 6; 7].
Еще в ноябре 2004 г. Правительство одобрило концепцию «Об основных направлениях инновационной деятельности» [8]. Концепция предусматривает создание национальной инновационной системы, для формирования которой необходимо:
- создание и развитие таких объектов инновационной инфраструктуры, реализующих идею интеграции науки, образования и бизнеса, как многопрофильные инновационные бизнес-инкубаторы, научные парки, технопарки, парки информационных технологий, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, научно-технологические и научно-образовательные кластеры, центры подготовки кадров для инновационной деятельности и иные объекты, содействующие развитию инновационной деятельности;
- формирование особых инновационно-активных территорий - наукоградов, технополисов, технологических и научных деревень и др., в т.ч. технико-внедренческих экономических зон;
- развитие системы федеральных и региональных и отраслевых фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая фонды стартового и венчурного финансирования, таких как успешно действующие фонды: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд СИНД, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд РГНФ);
- развитие государственной системы научно-технической информации, включая создание сети по оказанию консалтин-
говых услуг в области инновационной деятельности;
- содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
В условиях рыночной экономики перечисленные объекты инновационной инфраструктуры, реализуя процесс интеграции науки, образования и бизнеса, способны существенно ускорить формирование среднего класса собственников и оказать комплексное влияние на развитие локальных экономических систем и сообществ.
Дадим краткие описания некоторых из названных форм.
Бизнес-инкубатор (БИ, технологический инкубатор, фирма-инкубатор) - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса [9]. Бизнес-инкубатор - организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, а также обучение персонала, консалтинг, информационное обеспечение и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых, имущественных, финансовых - это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.
Различают субъекты трех типов: бесприбыльные (субсидируемые местными органами, организациями); прибыльные (частные организации); структурные подразделения высших учебных заведений, в которых реализуются перспективные научные разработки студентов, аспирантов и сотрудников вуза.
научно-образовательный центр
(нОЦ) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий интеграцию образования и науки и объединяющий научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и общеобразовательные учреждения. В НОЦ обучение школьников, студентов и аспирантов осуществляется непосредственно в контакте с активно работающими учёными как в
учебных аудиториях на лекциях и семинарах, так и в лабораториях (см., напр. [10].
технологический парк (технопарк,
тП) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров [2]. ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конс-трукторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.
Инновационно-технологический центр (ИтЦ) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления [2]. ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка, и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ - это «необремененность» запасом технологий и отсюда безынерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.
Инновационно-промышленный комплекс (ИПк) - тип организации, объединяющей науку, образование, малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных научных исследований до создания наукоемкой конкурентоспособной продукции [5].
научно-технологический кластер (нтк) - совокупность научных, образовательных учреждений и промышленных предприятий, расположенных на одной ограниченной территории и связанных выпуском определенного вида продукции [5].
технико-внедренческая зона (твЗ) -
зона, в которой предприятиям, научным и образовательным учреждениям обеспечивается доступ к инфраструктуре ведения
бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы (создание таких зон находится в стадии проекта) [5].
Центр коллективного пользования (ЦкП) - центр услуг, где малым и средним предприятиям, научным и образовательным учреждениям предоставляется возможность разработки новых технологий посредством коллективного пользования научным и производственным оборудованием [5].
Центр дополнительного бизнес-образования (ЦДБИ) - центр образовательных услуг, основанных на объединении опыта и инновационных технологий обучения с практической направленностью и современными знаниями в области бизнеса; использовании для обучения собственников компаний малого и среднего бизнеса, а также руководителей и менеджеров высшего звена этих предприятий, топ-менеджеров сферы государственного и муниципального управления, таких программ, как программы МВА, МВА со специализацией GR (связи с государственными органами), МРА (Master of Public Administration), с использованием мастер-классов, бизнес-тренингов, коучинга (метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы).
фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.
Основными задачами фонда являются:
- проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
- оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
- подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность) [11].
Технопарки и научно-технологические кластеры являются взаимовыгодной формой интеграции промышленности, науки и образования. Эта интеграция в области перевооружения производства, в разработке новых видов продукции, в разработке и внедрении инновационных технологий, в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, в научном обслуживании производства и в области подготовки квалифицированных кадров приносит серьезный экономический эффект и в определенной мере предопределяет устойчивое развитие региона.
Под устойчивым развитием и устойчивой экономикой, как правило, понимается, создание такой системы, которая может в достаточной степени удовлетворить человеческие потребности, гарантировать безопасность и возможность социального, интеллектуального и духовного роста.
При этом не должна разрушаться природная основа воспроизводства экологических условий жизни человека. Устойчивое развитие - это корпоративный путь к сбалансированному развитию каждого региона в оптимальном сочетании социальных, экономических и экологических интересов и рациональной занятости населения производительным трудом. Анализ связи групп индикаторов устойчивого развития (социальных, экономических экологических и институциональных) и целей, которые достигаются созданием и развитием объектов инновационной инфраструктуры всех форм выявляет их полное соответствие.
Для достижения устойчивого развития крупных и средних производственных предприятий, как правило, требуется глубокая реструктуризация, предусматривающая определение новых видов продукции, инновационных технологий для их производства, коренное изменение структуры управления и т.д.
В свою очередь, малые предприятия не имеют недостатков, свойственных крупным предприятиям, но в то же время они испытывают сложности из-за отсутствия стартового капитала, производственных помещений, оборудования, испытывают потребность в образовательной, консалтинговой, и информационной поддержке.
Взаимодействие между малыми и крупными компаниями при организации тех-
нопарков и бизнес-инкубаторов может иметь и следующие цели: разделение своей доли риска, связанного с инновациями; «выращивание» новых производственных возможностей; более эффективное использование имеющегося опыта и ресурсов обеих сторон. Все компании, большие и малые, ставящие перед собой цель устойчивого развития, должны концентрироваться на повышении конкурентоспособности, разработке новой продукции, поиске новых рынков.
В крупных компаниях процесс использования инноваций и роста основывается на программах научных исследований и разработок, перманентном образовательном процессе подготовки и переподготовки кадров, устойчивом присутствии на рынке и усилении позиции самой компании. Это эволюционный процесс, основанный на тонком балансе между риском и наградой, и финансируется он в основном из внутренних фондов.
В малых фирмах инновационные процессы основываются на быстром ре-
агировании на изменения рынка, реализации венчурных проектов, поиске и быстром внедрении новых технологий и предпринимательских способностях команды менеджеров. Взаимодействие позволяет соединить предпринимательское чутье малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими навыками крупных компаний, что в итоге дает те возможности устойчивого развития, которые могли бы быть потеряны в ином случае.
Международный опыт показывает, что совместная деятельность высших учебных заведений, крупных и малых инновационных предприятий в перевооружении производства, в разработке новых видов продукции, научном обслуживании производства может принести серьезный экономический эффект. А объединение указанных структур в рамках национальной инновационной системы безусловно даст синергетический эффект и обеспечит прорывное развитие отечественной экономики.
Описок литературы:
[1] Варнавский В.Г. Национальная инновационная система России - проблема формирования базиса // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование. - 2008, № 3 (36). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_34_22.htm
[2] ГОСТ 31279-2004. Инновационная деятельность. Термины и определения. / Введ. 2005-09-01.
[3] Джабиев А.П. Привлечение иностранных технологий как фактор формирования экспортоориенти-рованной продукции // Креативная экономика. - 2010, № 6 (42). - С. 21-27.
[4] Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). -Интернет-ресурс. Режим доступа: www.strf.ru/attach/prognoz_.doc
[5] Инновационная деятельность. Основные термины. Выработка понятийного аппарата объектов исследования // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.sci-innov.ru/law/base_terms
[6] Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: базовый доклад к обзору ОСЭР национальной инновационной системы Российской Федерации / Минобрнауки России. - М., 2009. - 206 с.
[7] Национальная Инновационная Система: партийный проект / Всероссийская политическая партия «Единая Россия». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.edmros.ru/aПtexts/t/105435/file2.ppt
[8] Решение Коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной деятельности» / Минобрнауки России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/mpk-6.html
[9] Стандарт основных понятий, терминов и определений в области инновационной деятельности. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://grodno.rlst.org.by/archive_ details_05012010.htm
[10] ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fcpk.ru.
[11] Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fasie.ru/o-fonde