ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 371.128.1 а. и. ТАЮРСКИЙ
Институт проблем непрерывного образования Российской академии образования, г. Красноярск
МОДЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются состав инновационной инфраструктуры и общие возможности, которые она дает. Также рассмотрены виды инновационной инфраструктуры как объекта инновационной деятельности и предпосылки перехода вузов на инновационную модель развития.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, управление инновационной деятельностью, научно-технологические парки, реинвестиция прибыли.
Вопросы создания и развития инновационной инфраструктуры менеджмента вуза в настоящее время является особенно актуальной для российских учебных заведений в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от
9 апреля 2010 г. № 219, которым утверждено Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
В первоначальном приближении возможности, которые дает инновационная инфраструктура, в той или иной степени одинаковы для всех вузов. Во-первых, это возможность получить дополнительные средства за счет коммерциализации научных раз-
работок. Во-вторых, это возможность привлечь к сотрудничеству крупные компании и предприятия. В-третьих, это хороший стимул для развития научно-исследовательского потенциала, сохранения кадров. В-четвертых, это дополнительные возможности для студентов, аспирантов, молодых ученых поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях — от разработчика до руководителя малой инновационной компании.
Более или менее типовым в первом приближении можно считать также и состав инновационной инфраструктуры. Как правило, инновационная инфраструктура включает в себя 4 блока — а) образование (специализированные кафедры, программы); б) научно-производственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образ-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
цов); в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.); г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой.
Инновационная инфраструктура может рассматриваться как организационная форма, в рамках которой происходит генерация новых идей и знаний и формируется слой инициативных людей, готовых, в том числе на принципах энтузиазма и подвижничества, воплощать эти идеи и знания в жизнь. Результаты функционирования инновационной инфраструктуры в рамках подхода Ьгашэдаге определяются, в первую очередь, не самим по себе количеством созданных объектов и малых инновационных компаний, а степенью вовлеченности персонала вуза — от ректората до абитуриентов — в инновационные процессы, и количеством «подданных» — людей, увлеченных инновациями и готовыми принимать ответственность за состояние и перспективы развития вуза. Главным результатом является появление в вузе инновационной культуры.
Понятие и концепция национальной инновационной инфраструктуры в последнее десятилетие активно используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса. Это произошло во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также других международных организаций, в частности Мирового банка. Под эгидой этих организаций в последние годы было выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных индустриальных в постиндустриальные, т.е. в экономики, основанные на знаниях.
Родоначальником нового подхода следует считать К. Фримана, который в конце 1980-х гг. прошлого столетия ввел само понятие национальной инновационной системы, как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом.
Согласно классическим определениям по Лунд-валу и Нельсону, «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких как фирмы, производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающими таким образом инновационную систему».
Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура — это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. Инновационной инфраструктурой является совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
Можно выделить следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
— финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
— производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;
— информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
— кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
— экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).
Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно (в соответствии с принятым выше порядком):
— к финансовым ресурсам напрямую либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;
— к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;
— к необходимой информации;
— к кадровым ресурсам требуемой квалификации либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;
— к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.
Основные виды инновационной инфраструктуры как объекты инновационной деятельности представлены в постановлении Правительства РФ № 219. Рассмотрим некоторые из них.
Научно-технологические парки. Определение понятия «научно-технологический парк» неодинаково в разных странах. Более того, даже собственно название не является унифицированным. Аналогичные по сути структуры могут называться научными парками, исследовательскими парками, научно-технологическими парками, технопарками, технополисами. Концепция таких парков строится на идее поощрения сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.
Начало научно-технологическим паркам было положено в США в начале 1950-х гг., когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). На сегодняшний день более половины всех технопарков мира создано в Великобритании и США. Обобщая основные признаки, можно дать следующее определение научнотехнологического парка.
Научно-технологический парк — это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций — от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновацион-
ным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу — планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами.
При наличии технопарка ученым не обязательно покидать свои лаборатории или кафедры, поскольку в фирмах, реализующих их идеи, они могут работать по совместительству, а технопарк может также помочь с подбором квалифицированной команды менеджеров. Кроме того, ученый имеет право продать лицензию фирме парка и через дирекцию парка контролировать использование полученных фирмой прав. Возможны и другие варианты.
Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:
— содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов;
— катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий;
— содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью;
— стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.
Основными источниками финансирования технопарка являются: вклады учредителей и спонсоров, коммерческие кредиты, продажа доли в капитале парка, гранты или субсидии, реинвестиция прибыли, средства, полученные от продажи зданий, построенных парком. Участие государства возможно через специализированные структуры. Например, в Великобритании поддержку британским паркам оказывала компания «Инглиш Эстейтс», которая финансировалась британским правительством и, на правах учредителя или спонсора, в 1980-х гг. инвестировала строительство зданий инкубаторов бизнеса в различных регионах Великобритании. Правительство может также проводить специальные конкурсы грантов для малых фирм и оказывать поддержку в виде гарантий по кредитам банков, выделяемым малым предприятиям, находящимся в технопарках.
В настоящее время внимание к технопаркам вновь усилилось в связи с разработкой законопроекта «Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Российской Федерации». Предполагается, что технопарки могут стать одними из центральных элементов в 5 — 7 зонах. Несмотря на то, что на государственном уровне вопрос об ОЭЗ до конца не решен, ряд регионов выступил с самостоятельными инициативами по созданию внедренческих площадок, зон и т.п. Так, в Нижегородской области планируется создать особую внедренческую зону на базе существующих технопарков; объявлено о создании технико-внедренческой зоны на базе новосибирского Академгородка. Планируется, что резиденты тех-
нико-внедренческого центра в Новосибирске получат ряд льгот: упрощенную процедуру регистрации экспортно-импортных операций, освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимые и экспортируемые товары, отмену лицензирования, ограничение числа проверок со стороны инспектирующих организаций. Получение статуса резидента, сопровождаемое предоставлением всех этих льгот, будет представлять особую процедуру, механизм которой пока не до конца понятен. Итогом успешной работы зоны будет считаться создание в течение 2 — 3 лет до 500 новых малых и средних фирм с объемом производства 2 — 4 млрд. дол. в год. При учете прошлого опыта подобных инициатив данные расчеты представляются завышенными.
Инновационно-технологические центры. Первый инновационно-технологический центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был создан на базе акционерного общества открытого типа (АООТ) «Светлана» (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрации Санкт-Петербурга АООТ «Светлана» передало Региональному фонду научнотехническому развития Санкт-Петербурга, в собственность производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м под ИТЦ. Проект данного ИТЦ рассматривался как модель для последующего тиражирования. Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности. Действительно, модель данного ИТЦ легла в дальнейшем в основу «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России», начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Было определено, что ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90 % малых инновационных фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.
Однако на практике около 45 % ИТЦ было создано при вузах, нередко — на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими. В некоторых случаях сформировались конгломераты, объединяющие сразу несколько видов инфраструктуры, например в комплексе МИЭТ (Московский институт электронной техники). Научный парк МГУ, наоборот, трансформировался из одной формы в другую и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
Таблица 1
Средний возраст научных кадров 2010 год
научного сотрудника 45
кандидата наук 49
доктора наук 60
стал ИТЦ, а название «Научный парк МГУ» превратилось в имя собственное.
На сегодняшний день в России действует 52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. Этого явно недостаточно для российских масштабов, поскольку, например, на территории Германии действует свыше 300 структур, аналогичных по своим функциям отечественным ИТЦ.
Предпосылки перехода вузов на инновационную модель развития. Помимо явных недостатков традиционной системы, одной из основных причин перехода на инновационную модель является проблема старения кадров, являющихся носителями используемых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны. Средний возраст научных и конструкторских кадров высшей квалификации научно-исследовательских предприятий близок к пенсионному (табл. 1).
Восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь за счет оттока специалистов старшего поколения. Сложная ситуация складывается со средним техническим персоналом, который во многом определяет эффективность использования технологий в промышленности. Высокий кадровый потенциал, который в течение последних лет был преимуществом развития инновационной системы, может постепенно сойти на нет без адекватной его подпитки молодыми сотрудниками.
Существенную роль в трансформации вузов играет объединение науки, образовательного процесса и производства, повышения эффективности взаимодействия которых можно добиться путем создания технопарка и его развития. Рассмотрим этот процесс подробнее.
Процесс трансформации вузов. Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное же образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции науки, непосредственно учебного процесса и производства, позволяющей сохранять ориентацию на практическое применение получаемых знаний.
Некоего шаблона инновационной модели университета, по которому будет строиться образовательный процесс — нет. Каждый вуз ищет свою оптимальную модель инновационного развития. Трансформация вузов подразумевает формирование на базе вузов технопарков, интеграцию с предприятиями бизнес-структуры, инновационную технологию обучения.
Инновационная деятельность Высших учебных заведений базируется на взаимодействии науки и образования [1]. Экономическая основа такой ин-
теграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в экономике.
Таким образом, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс — инновационные знания, достижения и технологии будущего.
Перспективы развития технопарков в России. Перспективы создания и развития технопарков очень велики. Чтобы это показать, проанализируем развитие технопарков в России за последние 4 года и развитие их в ближайшем будущем:
В марте 2006 г. премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании технопарков «в соответствии с распоряжением президента», и была принята госпрограмма об их развитии в 2006-2010 гг.
В 2006 г. в рамках госпрограммы планировалось выделить на все годы ее реализации 26 млрд руб.
В 2007 и 2008 гг. федеральный бюджет перечислил на создание технопарков более 3 млрд руб. Число технопарков, которые планировалось построить, достигло 10. К 2008 г. совокупный объем продукции технопарков достиг 20 млрд руб., по прогнозам Реймана, в технопарках, в этом же году, должны быть заняты 19 тыс. человек.
Всего за три года (2007-2009) по госпрограмме федеральный бюджет направил на развитие технопарков около 5 млрд руб.
В апреле 2010 г. было принято решение о том, что программу решено продлить до 2014 г. Согласно планам госпрограммы, должны были появиться
10 технопарков. Минкомсвязи неоднократно снижал финансирование по программе. В 2009 г., сумма снизилась до 1,9 млрд руб., а в 2010 — до 1,5 млрд руб.
На Байкальском экономическом форуме в Иркутске Леонид Рейман предсказал, что к 2011 г. совокупный объем продукции технопарков достигнет 117,5 млрд руб.
Через два года, т.е. в 2014 г. общий объем произведенной продукции и услуг резидентами технопарков должен составить около 234 млрд руб., а количество рабочих мест должно превысить 37 тыс. человек, подсчитало Минкомсвязи. Но для этого необходимо, чтобы федеральный бюджет выделил 13,6 млрд руб.
Таким образом, в статье изложены общие научные результаты проведенного исследования и определены основные направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.
Основные выводы. Рассмотрены вопросы создания и развития инновационной инфраструктуры менеджмента вуза, что является особенно актуальным для российских учебных заведений.
Определены возможности, которые дает инновационная инфраструктура. Во-первых, это возможность получить дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок, а также
привлечь к сотрудничеству крупные компании и предприятия. Это обеспечит стимулирование развития научно-исследовательского потенциала. Во-вторых, что очень важно, появляются возможности для студентов, аспирантов, молодых ученых принять участие в инновационном процессе.
Достоинством данной статьи является то, что в ней показана инновационная инфраструктура, которая может рассматриваться как организационная форма, в рамках которой происходит генерация новых идей и знаний и формируется коллектив инициативных людей.
В статье определены основные виды инновационной инфраструктуры, выделены предпосылки перехода вузов на инновационную модель развития. Рассмотрены перспективы развития технопарков в России.
Библиографический список
1. Ляпунова, А. Д. Инновационная система управления вузом в современных условиях / А. Д. Ляпунова // Проблема
качества образования : материалы «круглого стола» II Всерос. науч.-практ. конф. «Инновации и информационные технологии в образовании». — Липецк, 2009. — С. 43 — 47.
ТАЮРСКИЙ Анатолий Иванович, академик РАО, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ, директор Института проблем непрерывного образования Российской академии образования.
Адрес для переписки: naukaobr@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.
© А. И. Таюрский
УДК 378 Б. К. НЕВОРОТОВ
М. Б. МОИСЕЕВ
Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал
Омский государственный университет путей сообщения
ЛОГИКА
В СИСТЕМЕ УЧЕБНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ
В статье рассматривается отношение способов построения научного и учебного объяснения, вопросы об уровне строгости учебного объяснения и условиях формирования правильного мышления при изучении математики в вузе. В качестве основного из указанных условий рассматривается последовательное преобразование учебного содержания с опорой на заложенные в нем логические закономерности. Ключевые слова: логика, учебное объяснение, уровень усвоения, формирование системы знаний, упорядоченная интеллектуальная деятельность, понимание учебного содержания.
Учебное объяснение понимается как «раскрытие преподавателем существенных свойств подлежащего изучению объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами» [1, с. 530]. Как правило, начало познания — в объяснении; «основы прочного усвоения материала закладываются в процессе первичной его подачи» [2, с. 505].
В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью пользуется дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Она представляет собой логический вывод, посылки которого называют экспланансом, а заключение — экспланандумом. Суть дедуктивно-номологического объяснения в том, что оно показывает необходимый характер объясняемого явления. В состав экспланандума входят утверждения об ан-цетедентных условиях: {С1;С2;...Сп}, а также составляющие основание дедукции общие законы L1;L2;... Ьп. Экспланандум представляет собой описание объясняемого явления. Закономерная связь экспланан-
са и экспланандума устанавливается посредством логической дедукции.
Приведенная выше схема объяснения предполагает формулирование наименования явления; выявление, осознание и описание анцетедентных условий и общих законов, которые составляют основание анализа рассматриваемого явления. Логическая дедукция состоит в построении высказываний — следствий на основании правил предметных преобразований и правил логики. Построение эк-планандума, содержащее констатацию и описание объясняемого явления, должно включать с позиций объяснения математического знания: аналитическое выражение полученного результата, разъяснение содержания входящих в него знаков, разъяснение отношения полученного результата к требованиям задачи.
Рассмотрим два подхода к организации объяснения на примере вывода уравнения прямой, проходящей через данную точку с данным нормальным вектором.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ