Научная статья на тему 'Институционализация национально-культурных объединений (сравнительный анализ деятельности НКО в республике Татарстан и Новосибирской области)'

Институционализация национально-культурных объединений (сравнительный анализ деятельности НКО в республике Татарстан и Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДИАСПОРЫ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / NATIONAL AND CULTURAL ASSOCIATIONS / DIASPORAS / ETHNOPOLITICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимова А. Н.

В статье проведен анализ деятельности национально-культурных объединений Республики Татарстан и Новосибирской области. Оба полиэтничных региона обладают большим потенциалом развития и регулирования межнациональных отношений на территории России. Изучение этнополитических процессов в данных регионах представляется наиболее важным для дальнейшего становления гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the activity of national and cultural associations of the Republic of Tatarstan and province of Novosibirsk. Both of these multiethnic regions have a great potential in the development and regulation of international relations in Russia. The study of ethnopolitical processes in these regions is the most important for the further establishment of civil society in Russia

Текст научной работы на тему «Институционализация национально-культурных объединений (сравнительный анализ деятельности НКО в республике Татарстан и Новосибирской области)»

А. Н. Алимова

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: национально-культурные объединения, диаспоры, этнополитические процессы. national and cultural associations, diasporas, ethnopolitical processes.

В статье проведен анализ деятельности национально-культурных объединений Республики Татарстан и Новосибирской области. Оба полиэтничных региона обладают большим потенциалом развития и регулирования межнациональных отношений на территории России. Изучение этнополитических процессов в данных регионах представляется наиболее важным для дальнейшего становления гражданского общества в России.

The article analyzes the activity of national and cultural associations of the Republic of Tatarstan and province of Novosibirsk. Both of these multiethnic regions have a great potential in the development and regulation of international relations in Russia. The study of ethnopolitical processes in these regions is the most important for the further establishment of civil society in Russia

С распадом СССР и образованием РФ начался активный поиск новых форм самоидентификации, федерализма, сосуществования и взаимодействия этносов. В связи с этим возросла востребованность этнокультурных (национально-культурных) объединений, чья деятельность позволяет решать как проблемы сохранения этнической идентификации, так и представления интересов этносов на территории их проживания. Взаимодействуя с социально средой, этнокультурные организации способствуют строительству межэтнических структур гражданского общества, способных обеспечивать не только межэтническое взаимодействие на уровне горизонтальных связей, но и формирование и поддержание общих ценностей.

На сегодняшний день почти все общественные национальные объединения сформированы в соответствии с федеральными законами «Об общественных объединениях» от 1995 г. и «О национально-культурной автономии» от 1996 г. Объединения в НКА и ОО является способом институционализации диаспор, повышающим степень их устойчивости, а значит и жизнеспособности. По сути, оба типа объединений обладают одинаковыми правами и обязанностями, и на практике разграничение является чисто формальным.

В данной статье мы объединим многочисленные национально-культурные формирования под термином «национально-культурные объединения» (НКО) и рассмотрим институализацию НКО на основе исследования, проведенного автором в течении 2006-2009 гг. в Республике Татарстан и Новосибирской области.

Анализ этнокультурного пространства Республики Татарстан и Новосибирской области позволил выявить следующие типы общественных национальных объединений:

1. Диаспорные национальные объединения, представители которых проживают в России и имеют свои государственные образования за её пределами.

2. Национальные объединения народов России, представители которых проживают за пределами своих государственно-территориальных образований в составе РФ.

3. Национальные объединения, условно называемые sine terra или non terra (без земли, родины), представители которой проживают на территории РФ, но на данный момент не имеют собственных государственных образований (цыгане, курды, ассирийцы и т.д.)

4. Объединения «титульных» народов, представители которых проживают на своей исторической родине, однако по тем или иным причинам хотят иметь свою организационную структуру (например, общество кряшен в Татарстане). К этой же группе можно отнести общественные объединения таких народов, как русские и татары в Татарстане. Остается открытым вопрос - находятся ли они в инокультурной среде. Обычно подобные организации имеют своей целью скорее культурное просвещение и поддержание традиций предков.

Диаспорные объединения являются наиболее активными и открытыми для взаимодействии с внешней средой. Они многочисленны и стараются одновременно охватить почти все сферы деятельности. Им присуще следующие характеристики:

- динамичность изменения состава и руководства (лидера);

- наличие как внутренних, так и внешних конфликтов (конфликтов со внешней средой);

- наличие значительной доли людей, не владеющих русским языком;

- длительность адаптации;

- низкая степень ассимиляции;

- высокая приверженность к собственной культуре;

- тесная связь с исторической родиной и т. д.

Объединения народов России по сравнению с диаспорными объединениями немногочисленны, а их активность можно охарактеризовать как среднюю. Их деятельность в основном направлена на решение проблем сохранения и воспроизводства культуры и традиций. Лидер и состав общин в основном постоянен. Конфликты возникают редко, в основном внутри общины. В таких общинах возникает проблема знания родного языка: его знают немногие. Также для этих объединений типичны краткий период адаптации и высокая степень ассимиляции.

Объединения, условно называемые sine terra или non terra (без земли, родины), обычно живут спокойной размеренной жизнью. В основном они малочисленны, отличаются большими родственными связями и пытаются охватить почти все сферы деятельности своего народа. Лидер и состав общин почти неизменен. Они достаточно хорошо владеют языком страны проживания и, как и в предыдущем случае, возникает проблема знания родного языка. Высокая степень адаптации удачно сочетается с низкой степенью ассимиляции.

Объединения «титульных» народов, как уже отмечалось выше, обычно ставят целью своей деятельности воспроизводство самобытной культуры и традиций, а также удовлетворение культурных потребностей членов объединения. Они отличаются постоянством как состава, так и лидера, могут проявлять активность, а могут и не проявлять, характеризуются высокой степенью ассимиляции и адаптации.

Общая характеристика деятельности национально-культурных объединений Республика Татарстан

Татарстан - полиэтнический и поликонфессиональный регион. В республике проживают представители 115 национальностей. По результатам Всероссийской переписи 2002 г., большинство составляют татары (52,9%) и русские (39,5%) [1]. Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух приоритетных положениях. Первое заключается в необходимости всестороннего развития татарского народа как

государствообразующей нации и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности. Второе постулирует необходимость обеспечения равных с татарским народом условий жизнедеятельности всех национальных общин и граждан в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям.

Национально-культурные организации Татарстана стали формироваться в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В 1992 г. по инициативе властных структур республики, которая была активно поддержана лидерами национально-культурных организаций, состоялся Первый съезд народов Татарстана, на котором было принято решение о создании Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ), в которую вошли все существующие национально-культурные организации и общества [2].

В 2007 г. на Съезде народов Татарстана было принято решение преобразование Ассоциации в Ассамблею народов Татарстана. В нее вошли 40 национальных общественных объединений, а с учётом 27, входящих в республиканские автономии, но сохранивших статус юридического лица - 67. Представляют они 34 народа, поэтому в Совет Ассамблеи входят только 34 руководителя национальных общественных объединений в соответствии с принципом «Один народ - один голос».

Особенность деятельности национально-культурных объединений в Татарстане:

1) все существующие на территории Татарстана национально-культурные организации объединены в Ассамблею;

2) национально-культурные организации, представляющие интересы одного этноса, существуют в единственном числе в отдельно взятом городе;

3) работа Ассамблеи в большинстве своем ведется в центре, однако достаточно активны и самостоятельны национально-культурные автономии Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска и других городах Татарстана;

4) финансирование Ассамблеи осуществляется из средств республиканского бюджета;

5) Дом Дружбы народов Татарстана с 1999 г. является объединяющей материальной базой для деятельности национально-культурных организаций;

6) деятельность национально-культурных объединений направлена как на культурно-просветительскую деятельность, так и на помощь мигрантам;

7) конфликты возникают редко и в основном быстро регулируются;

8) стабильность руководства: должность Председателя Ассоциации занималась одним и тем же лицом в течение 15 лет (хотя каждые 4 года он переизбирался);

9) деятельность Ассамблеи мало освещается в научных трудах;

10) деятельность широко освещается на собственном сайте Ассамблеи народов Татарстана;

11) выпускается собственный журнал «Наш Дом - Татарстан»

12) на одном из местных телеканалов регулярно выходит передача, посвященная жизни этнонациональных обществ.

Новосибирская область

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., на территории Новосибирской области проживают представители более 130 национальностей.

Специфика этнической картины Новосибирской области состоит в том, что русские составляют 92% населения, 8% приходится на другие национальности. Общественнополитическая ситуация в области характеризуется отсутствием открытых межэтнических

конфликтов [3]. Национально-культурные объединения начали формироваться почти в то же время, что и по всей России, когда в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла необходимость разрешения вопроса о правах этнических сообществ, находившихся в ситуации этнического меньшинства. В начале 1990-х гг. по просьбе крупнейших этнокультурных обществ администрацией области были созданы два русских, немецкий, украинский и белорусский этнокультурные центры, имеющие статус государственных. Наличие этого статуса позволяет им получать финансирование из средств областного бюджета, благодаря чему они могут содержать помещения, специалистов, проводить различные мероприятия. К концу 1994 г. некоторые национально-культурные организации поняли необходимость объединения в рамках межнациональной Ассоциации [4]. В 1995 г. была зарегистрирована Ассоциация национально-культурных автономий и организаций Новосибирска и Новосибирской области, в которую на сегодняшний день входит 21 национально-культурных объединение.

Для этнокультурных объединений Новосибирской области характерны следующие особенности:

1) существует ряд национально-культурных объединений, в том числе культурных центров, не входящих в Ассоциацию;

2) существуют несколько организаций в одном городе, представляющих интересы одного и того же этноса и по сути выполняющих одни и те же функции;

3) деятельность национально-культурных объединений осуществляется в основном в Новосибирске, мало затрагивая другие города области;

4) отсутствует постоянная финансовая поддержка;

5) несмотря на существование дома национальных культур, фактически нет единого объединяющего центра, в котором было бы выделено место для каждой национальнокультурной организации;

6) нередки конфликты между организациями (обычно это организации, претендующие на представительство интересов одного и тот же этноса);

7) председатель Ассоциации избирается каждые 2 года, в чем многие представители организаций усматривают демократический принцип; причем почти каждые 2 года председателем становится один из руководителей организации, входящий в Ассоциацию.

8) национально-культурные объединения достаточно самостоятельны в своих действиях; отсутствует контролирующий орган;

9) деятельность национально-культурных организаций нередко является предметом научных исследований;

11) ежегодно проводятся конференции «Культура и образование национальных меньшинств Сибири» с участием представителей научных сообществ, по итогам которых выпускаются сборники докладов;

12) деятельность этнонациональных объединений освещается на канале «Молодая Сибирь».

Работа представителей национально-культурных объединений с молодежью

Преемственность поколений является естественным путем сохранения родного языка, традиций, устного народного творчества. Поэтому привлечение молодежи к деятельности национально-культурных объединений является важным моментом в их деятельности. Однако в последнее время намечается тенденция возникновения молодежных отделений или союзов того или иного народа. Некоторые организации характеризуются преобладанием молодежи из-за отсутствия в данном регионе представителей старшего по-

коления, некоторые являются молодежным крылом уже существующей национальной организации. Последние возникают скорее из-за потребности в самореализации, удовлетворить которую «взрослые» НКО не дают. В Новосибирской области существуют около 17 молодежных организаций, именуемые себя как молодежные отделы, студенческие советы, молодежные центры, молодежные клубы, землячества и т. д. В Татарстане, по последним данным, существует всего лишь 6 молодежных отделений национально-культурных объединений.

2007 год стал годом активной деятельности молодежных национальных движений. И в в Татарстане, и в Новосибирской области заработали летние многонациональные лагеря. В Татарстане данное мероприятие стало возможным благодаря гранту РФ, в Новосибирске идею поддержала администрация области и мэрия, которая на грантовой основе профинансировала деятельность лагеря.

Однако на сегодняшний день судьба данных лагерей в этих регионах различна. Если в Татарстане идея молодежного лагеря нашла одобрение Президента и Правительства республики и с тех пор активно поддерживается, то в Новосибирской области в связи с финансовым кризисом деятельность лагеря была приостановлена.

Осознавая необходимость сохранения родного языка, истории и традиций, национально-культурные объединения почти с самого начала деятельности ставили своей приоритетной задачей создание языковых школ (в форме воскресных школ). В Татарстане в 1995 г. был открыт Центр Образования «Многонациональная воскресная школа». Сегодня школе, насчитывающей 22 национальных отделения, выделено отдельное небольшое здание, где базируются танцевальный класс и некоторые кабинеты. Некоторые отделения, входящие в МВШ, занимаются отдельно, в местах компактного проживания того или иного этноса [5].

В Новосибирской области почти при каждом национально-культурном объединении созданы воскресные языковые школы, однако единый центр, как в Татарстане, отсутствует.

Лидерство в национально-культурных объединениях

Участие и членство в этнокультурных объединениях является добровольным, поэтому и руководство подобными организациями обладает определенной спецификой, будучи основано на равноправных и доверительно-дружеских отношениях. Формальное лидерство в этих объединениях обычно совпадает с неформальным.

Как правило, лидеры этнокультурных организаций занимают руководящие посты и в обыденной жизни. Особо четко эту тенденцию можно проследить в Татарстане.

Потребность в самореализации, уважении и признании выражена у лидеров этнокультурных организаций особенно сильно (что, возможно, и сделало их лидерами). Статус организации нередко непосредственно связан с авторитетом и статусом лидера. Лидеры стремятся поднять статус собственной организации, и зачастую это происходит за счет возвышения собственного статуса и удовлетворении личных потребностей. Не являются исключением случаи, когда деятельность руководителя сосредотачивается на решении исключительно своих личных проблем. В этом случае статус лидера в среде соратников сильно подрывается, и он рискует утратить свою должность.

Основные задачи лидера заключаются в сплочении членов организации и руководстве их деятельностью. Лидер особо многочисленных организаций обычно окружает себя своими сторонниками, имеет собственный «аппарат», который поддерживает его в случаях возникновения конфликтов внутри общины.

Можно различить три типа руководителя национально-культурных объединений.

1. «Лидер» - руководитель, который создал организацию или который был избран как самый активный и харизматичный член объединения. Обычно такие лидеры неизменны и остаются во главе объединений достаточно долгое время. Такие лидеры стараются действовать в интересах всей общины, чем и заслуживают любовь и уважение членов своей организации. Такой тип руководства наиболее распространен в обоих исследуемых регионах, однако в большей степени присущ Новосибирской области;

2. «Гость» - человек, обладающий наибольшим авторитетом и статусом среди представителей данной национальности. Его приглашают возглавить общину для придания ей наибольшего статусного положения. Подобные ситуации достаточно редки, особенно в Новосибирской области, однако имеют место быть в РТ. Подобные лидеры либо втягиваются в деятельность общины и начинают принимать в ней активное участие, либо бездействуют, что ведет к последующей замене руководителя.

3. «Ставленник» - человек, которого выбрали наиболее активные члены одной из «группировок» организации в ходе внутриобщинных конфликтов. Обычно такие лидеры обладают сильным аппаратом помощников и заместителей.

В руководящем аппарате национально-культурных объединений в основном преобладают мужчины. Однако в Новосибирской области доля руководителей-женщин составляет 30 %, а в Татарстане - 15%.

Стремление к руководству национальными организациями диктуется многими факторами: это и приобретение статуса, возможность реализовать свои цели, приобретение полезных знакомств и права распоряжаться финансовыми средствами организации.

Финансирование деятельности национально-культурных объединений до сих пор остается острым вопросом, в особенности для этнокультурных организаций, действующих в Новосибирской области. Финансирование выделяется, как правило, для проведения конкретных мероприятий, а не для поддержки деятельности национальных организаций. Получить подобное финансирование могут организации, предоставившие план и смету мероприятий. «...В соответствии с законом о НКА, они «могут получать «государственную поддержку. Но это. не означает, что государство обязано оказывать такую поддержку. На практике получается, что подавляющее большинство НКА никакой финансовой поддержки не получают.» [4]. В бюджете мэрии Новосибирска финансирование культурных мероприятий выделено отдельной строкой. Также развита грантовая система получения денежных средств от Администрации Новосибирской области. Белорусский, немецкий, татарский, украинский и два русских национально-культурных центра финансируются из средств областного бюджета.

В Татарстане каждая организация, входящая в состав Ассоциации, раз в год может воспользоваться определенной суммой, выделенной ей, предварительно предоставив смету расходов. Ассамблея также финансируется из бюджета РТ. Смета предусматривает следующие статьи расходов:

1. Зарплата сотрудникам Исполкома;

2. Финансирование крупных республиканских мероприятий (День народного единства, день республики, республиканские праздники национальных культур (Семык, Ивана Купалы, Гырон быдтон и тому подобные);

3. Финансирование культурно-массовых мероприятий отдельных национальных общественных объединений Ассамблеи;

4. Командировочные расходы;

5. Выпуск журнала «Наш дом - Татарстан»;

6. Осуществление договорных научных исследований и разработок;

7. Расходы по филиалам и представительствам Ассамблеи;

8. Материальные затраты и содержание имущества (канцтовары, расходные материалы для оргтехники, ремонт и обслуживание оргтехники и пр.).

Также многие общины (например, узбекская, еврейская, турецкая, немецкая и др.) проводят мероприятия на средства спонсоров (бизнесменов, принадлежащих к данной общине). Евреи и немцы получают поддержку из-за рубежа и из средств федерального бюджета. Выпуск журнала иногда также спонсируется какой-либо организацией (например, банком). Некоторые общины получали гранты (немцы, кряшены).

Виды конфликтов в национально-культурных объединениях

Не секрет, что каждое общество, социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Особенность конфликтов в национальнокультурных объединениях заключаются в том, что они не носят острый характер, а являются скорее противостоянием и непониманием друг друга участников конфликта, который проявляется в спорах и громких высказываниях.

1. Внутриобщинные конфликты - конфликты, возникающие внутри организации. Наиболее распространенный вид конфликтов. Причинами такого рода конфликтов обычно являются действия руководителя организации, трактуемые «оппозицией» как неправильные.

2. Конфликты между организациями. Возникают в основном между организациями, представляющими один и тот же этнос. Достаточно редки конфликты между разными организациями, причинами которых являются разногласия между их родными государствами. К этой же группе следует отнести и конфликты между руководителями, так как представителем интересов организаций является непосредственно руководитель.

3. Конфликты с государственными органами. Наиболее редко встречающийся тип конфликтов, возникающий скорее из-за непонимания смысла действий сторон.

Взаимодействие с государственными органами и научными сообществами

Органы государственной и муниципальной власти играют важную роль в деятельности национально-культурных объединений. В Новосибирской области национальные организации тесно сотрудничают с Комитетом по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями Администрации Новосибирской области и Отделом по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями и организациями при мэрии г. Новосибирска. Консультативно-координационный Совет по делам НКА и НО создан также при мэрии Новосибирска.

Национально-культурные объединения Татарстана напрямую сотрудничают с отделом культуры исполнительного комитета мэрии Казани, министерством образования и министерством культуры РТ. Кабинет министров РТ является учредителем Дома Дружбы народов Татарстана, а Председателем Ассамблеи народов Татарстана является Председатель Государственного Совета республики Ф. Мухаметшин. Также Ассамблея тесно взаимодействует в решении миграционных вопросов с МВД РТ и УФМС по РТ.

Централизация структуры национально-культурных объединений в Республике Татарстан и активное участие органов государственного управления в этнокультурной жизни региона помогает сохранить этнополитическую стабильность и регулировать происходящие процессы. В то же время национально-культурным объединениям Новосибирской области предоставлена большая степень свободы деятельности, а контроль за этой деятельностью соответственно меньше. Таким образом, особенность структуры национально-

культурных объединений зависит от этнополитической ситуации в регионе и характеризует специфику взаимодействия власти с гражданским обществом. Чем выше уровень участия государства в деятельности национальных объединений, тем выше степень централизации их деятельности, контроля за нею, тем выше степень контроля за деятельностью структур гражданского общества в целом.

Государственное участие помогает избежать многих проблем, с которыми сталкиваются организации Новосибирской области: нерегулярность финансирования, отсутствие единой материально-технической базы и т. д. Однако в деятельности этнокультурных организаций Новосибирской области в большей мере проявляются принципы самоорганизации и свободы, присущих гражданскому обществу и правовому государству.

Дальнейшее изучение деятельности национально-культурных объединений позволит определить проблемы в этнополитическом секторе региона и найти пути их решения.

Литература

1. Национальный состав населения Республики Татарстан: статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Т.4. - Казань, 2004. - С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Джаксыбаев, С.К. История и задачи АНКО / С.К. Джаксыбаев. - Режим доступа:

http://www.anco-rt.ru/index.php?i=3, свободный.

3. Майничева, А.Ю. Деятельность национальных объединений г. Новосибирска и Новосибирской

области / А.Ю. Майничева // Научная жизнь - 2001. - № 7. - Режим доступа:

http://www.zaimka.ru/science/mainicheva14.shtml, свободный

4. Турецкая, Е.М. Деятельность Ассоциации национально-культурных автономий и организаций Новосибирска и Новосибирской области - важный фактор формирования межнациональной толерантности / Е.М. Турецкая / Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник. -Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007. - Вып. 8. - С. 283-285.

5. Хухунашвили, М.М. Наша школа / М.М. Хухунашвили. - Режим доступа:

http://mvshkazan.ruclass.ru/our-school/, свободный.

© А. А. Алимова - асп. каф. социальной и политической конфликтологии КГТУ, alimchic@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.