Научная статья на тему 'Татарские национальные объединения в России как элемент гражданского общества'

Татарские национальные объединения в России как элемент гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
525
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / NATIONAL ASSOCIATIONS / PUBLIC ORGANIZATIONS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Владимир Васильевич

В статье проводится политологический анализ влияния татарских национальных объединений на развитие гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific-political analysis of Tatar national associations influence on the civil society development in Russia is being hold in the article.

Текст научной работы на тему «Татарские национальные объединения в России как элемент гражданского общества»

Владимир СЕМЕНОВ

ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье проводится политологический анализ влияния татарских национальных объединений на развитие гражданского общества в России.

The scientific-political analysis of Tatar national associations influence on the civil society development in Russia is being hold in the article.

Ключевые слова:

национальные объединения, общественные организации, гражданское общество; national associations, public organizations, civil society.

СЕМЕНОВ Владимир Васильевич — к.полит.н., доцент кафедры политических наук ПАГС им. П.А. Столыпина semenov54@mail.ru

Одним из фундаментальных компонентов благосостояния российского общества является национально-культурное развитие регионов России, которые вносят незаменимый и неоценимый вклад в развитие российской цивилизации. Все субъекты федерации имеют специфические особенности, а также неповторимый, своеобразный характер межэтнических отношений. В ходе общественных преобразований в каждом регионе России накапливается уникальный опыт стабилизации межнациональных отношений, вклад в этот процесс различных этносов. Особое место среди них принадлежит татарам, занимающим второе по численности место среди народов России. Со времен Волжской Булгарии (1Х—ХШ вв.) они сохраняют историческую память о своей государственности, о традициях делового и культурного сотрудничества с народами России, евразийского континента.

Являясь автохтонным этносом Российской Федерации, расселенным в большинстве регионов страны, особенно в регионах Поволжья, Урала, Сибири, татары играют важную роль в социально-экономическом развитии и культурном многообразии страны. Поэтому важным является вопрос развития татарских национальных организаций и их деятельности на всей территории страны, степени участия в политическом процессе России. Этим и определяется актуальность данной работы.

22 региональных и около 300 местных автономий татар составляют наиболее организованную часть татарских общин России. Среди наиболее активно работающих — московская городская, московская областная, ульяновская, ивановская, тольяттинская и др. городские организации. Правовой статус национально-культурной автономии (НКА) позволяет успешно вести диалог с местными властями, консолидировать татар региона и населенного пункта1.

Начиная с 1987 г. стали формироваться всетатарские общественные организации, имеющие сходство и различия в организационно-правовом статусе, программных задачах и методах работы: Всетатарский общественный центр (1988), «Милли меджлис»(1992), Союз татарской молодежи «Азатлык» (1990), партия «Иттифак» (1990), Всемирная лига татар (1990), Всемирный конгресс татар (1992), Всемирная организация татарских женщин «Ак калфак» (1992), Федеральная национально-культурная автономия татар

1 Национально-культурные автономии татар России // Время и деньги, 2009, №55(2510), с. 3.

России (1998). Практически все они претендовали на ведущую роль в координации общественной инициативы, защите интересов татарского народа. В контактах с представителями органов государственной власти или общественными формированиями других народов, с международными этнокультурными, научнопросветительскими организациями они зачастую выступают от имени всех татар.

В зависимости от социальной базы и идеологической ориентации, материальных, административных и информационных ресурсов общетатарские организации отличаются друг от друга масштабами деятельности и степенью радикализма, отношением к органам власти, а также формами и направлениями работ. Этнокультурные интересы татарского народа отстаивают сейчас две наиболее авторитетные общенациональные организации — Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар (далее

- ВКТ и ФНКАТ).

ВКТ проводит свои съезды каждые пять лет (первый состоялся 19 июня 1992 г.), в период между съездами функционирует рабочий орган по выполнению решений конгресса — исполком ВКТ, опирающийся на финансовую помощь и административную поддержку органов власти Татарстана1.

В общероссийском масштабе важное место занимает ФНКТ. Ее съезды проводятся каждые четыре года. На первой конференции ФНКАТ России, состоявшейся 20 мая 1998 г., в соответствии с Законом РФ «О национально-культурных автономиях» были приняты учредительные документы, избран совет и его первый председатель — И.Р. Тагиров.

ФНКАТ России была учреждена по инициативе руководства исполкома ВКТ совместно с лидерами созданных к тому времени региональных НКАТ—Ульяновской, Саратовской, Свердловской обл., г. Санкт-Петербурга. Во избежание дублирования в работе двух ведущих организаций было решено организовать совместную деятельность ФНКАТ и исполкома ВКТ с местоположением штаб-квартиры в г. Казани, в здании исполкома Всемирного конгресса татар2. Практически все регио-

1 Валеев Р. Татары у себя дома. — Казань : Магариф, 2005, с. 35.

2 Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие. — Казань, 2005, с. 43.

нальные НКАТ РФ вступили в международный союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар». Текущие мероприятия НКАТ культурно-просветительского характера и проекты по экономическому сотрудничеству проводились в рамках исполкома ВКТ, в котором были сосредоточены материальные, организационные и кадровые ресурсы, получаемые от Республики Татарстан.

Члены совета ФНКАТ, как правило, обсуждают актуальные вопросы этнокультурного развития татар в рамках мероприятий исполкома ВКТ. По вопросам текущей работы, проведения конкретных мероприятий региональные и местные НКА действуют самостоятельно на основе своих уставов и планов и программ, согласованных с исполкомом ВКТ и советом ФНКАТ.

Выработка общетатарской идеологии, координация деятельности региональных и местных НКА, определение приоритетных правовых, научно-методических положений относится к совместным функциям исполкома ВКТ и совета ФНКАТ.

В соответствии с Уставом ФНКАТ и федеральными законами региональные и местные национально-культурные автономии татар РФ не только ведут организационную и культурно-массовую работу в регионах, но и выполняют важнейшие функции официальных представителей татарского населения России. Совет ФНКАТ ведет диалог с представителями исполнительной и законодательной власти Татарстана, с руководителями федеральных и региональных ведомств и крупнейших татарских общественных формирований3.

В становлении федеральных НКА и их признании в качестве реальных общероссийских центров ответственности наблюдаются как тревожные, так и позитивные тенденции: при Министерстве регионального развития РФ создан Консультативный совет по делам НКА, который регулярно рассматривает наиболее важные вопросы многоэтничного российского общества, национальная проблематика все чаще обсуждается в Совете Федерации РФ4.

3 Трофимов Е. Национально-культурные автономии: от идеи к ее реализации // Социологические исследования, 2008, № 5, с. 91—99.

4 Национально-культурные автономии татар и формирование граждан // Intertat.Ru, 21 марта 2009.

Для повышения статуса федеральной НКА татар, привлечения к ее деятельности влиятельных и авторитетных лидеров, расширения руководящих структур ФНКАТ необходимо более тесное сотрудничество с органами власти Татарстана и российских регионов, партиями и общественными объединениями, научно-производственными и информационными структурами на основе тщательно подготовленных договоров.

Идея национально-культурной автономии по-прежнему вызывает не только дискуссии, но и немалые надежды на ее реальное становление. Региональные, местные НКА татар и иные общественные объединения признают Республику Татарстан и Казань в качестве духовного центра всех татар России. В то же время по традиции для татарских и мусульманских организаций сохраняется возможность проведения форумов, конференций, выездных заседаний в других крупных регионах компактного проживания татар1. Постоянное взаимодействие с федеральными ведомствами целесообразно наладить, открыв официальное представительство в г. Москве, наделенное полномочиями по сотрудничеству с органами законодательной и исполнительной власти РФ.

Первоочередными задачами совета ФНКАТ являются2:

— представление интересов татар России в федеральных и региональных органах власти;

— координация разработки федеральных целевых программ развития татар РФ с национально-культурными, научными организациями и другими заинтересованными структурами;

— содействие разработке и реализации региональных программ развития татарских НКА регионов России;

— участие в создании единой федеральной системы татарских учебных заведений, учреждений и центров культуры, книготорговли, СМИ в Российской Федерации, в реализации миграционной политики и решении демографических проблем;

— организационно-методическое, правовое обеспечение деятельности региональных и местных НКА, содействие развитию их информационных структур;

1 Национально-культурные автономии татар России // Время и деньги, 2009, №55(2510), с 35.

2 Валеев Р. Указ. соч., с. 25.

— информационная, правовая, посредническая помощь в развитии коммерческих структур, торговых представительств Татарстана в российских регионах;

— сотрудничество с татарскими общинами в зарубежных странах;

— сотрудничество с национальными организациями народов РФ.

Все вышеуказанные проблемы, естественно, являются и проблемами ФНКТ России. Однако татарская федеральная автономия, в отличие от других федеральных автономий, в своей деятельности одним из приоритетных направлений определила выездные заседания совета ФНКАТ в регионах компактного проживания татарского населения.

Съезды ВКТ, деятельность НКА и иных общественных объединений, повышение авторитета Республики Татарстан и расширение сети учреждений национальной культуры, науки, учебных заведений, СМИ

— все это оказывает положительное влияние на этнокультурное развитие татар3.

В связи с этим можно отметить еще один вектор участия татарских национальнокультурных объединений в политическом процессе России — это развитие гражданского общества.

Национально-культурные автономии татар решают не только свои этнические проблемы, но и выражают активную гражданскую позицию по назревающим проблемам в обществе. Ярким примером этого стало решение о создании юридической группы, призванной заниматься правозащитной деятельностью. Данная группа была создана в рамках ВКТ, за что проголосовали все делегаты III съезда ВКТ.

В целях создания татароязычного информационного пространства и развития уже существующих СМИ было принято решение об организации при исполкоме ВКТ новой комиссии по делам СМИ.

Данный вопрос является актуальным в связи с процессом модернизации российского государства, курс на которую был провозглашен президентом России Д.А. Медведевым. В России также взят курс на развитие интернет-технологий. И деятельность российских ТНКА в этом направлении говорит о том, что они активно

3 Отчет о деятельности исполнительного комитета международного союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар» в 2002— 2010 гг.

вносят свою лепту в процесс модернизации России.

Сегодня в 24 регионах России выходят в свет 78 татарских газет и журналов, в шести странах СНГ — 7, и по 1 в трех странах дальнего зарубежья.

Информацию о жизни татар регулярно предоставляют как многочисленные интернет-сайты, так и различные татароязычные радиостанции, а также спутниковое телевидение «Татарстан новый век» (ТНВ). В настоящее время ТНВ вещает в 57 российских городах компактного проживания татар1.

Татароязычный сегмент Интернета растет как количественно, так и качественно. Многие НКА татар регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья, культурные и молодежные центры, общественные организации и отдельные татарские активисты представлены в глобальной сети. Теперь о жизни татар, разбросанных по всему миру, можно получать информацию в режиме он-лайн.

Для постоянного информирования широкой общественности о деятельности ВКТ несколько лет назад был создан вебсайт исполкома ВКТ2.

Важно отметить, что документы, решения, стенографические отчеты мероприятий, проводимых конгрессом, выходят и в виде отдельных вестников и сборников, что позволяет регулярно информировать о деятельности ВКТ.

Проводя анализ участия татарских объединений в развитии гражданского общества в России, мы хотели бы рассмотреть данный вопрос на конкретном примере Саратовской обл.

В качестве предмета изучения выделим Саратовскую региональную национальнокультурную автономию татар.

РНКАТ Саратовской области образовалась в ноябре 1997 г. Согласно Уставу РНКАТ, высшим органом автономии является конференция, которая созывается раз в три года. Распорядительные функции возложены на совет, избираемый на конференции. Совет возглавляет председатель, которого также избирают на конференции. Совет формирует исполнительный комитет во главе с председателем.

Саратовская РНКАТ — одна из старейших в Саратове и является одной из самых

1 http://www.Tatarlar.ru/

2 http://www.tatar-congress.org/

активно действующих в общественнополитической жизни общества.

Особенностью работы РНКАТ Саратовской области является то, что она функционирует в активном взаимодействии с башкирской национально-культурной автономией. В частности, совместно с Курултаем башкир Саратовской области ежегодно проводятся Дни татарской и башкирской культуры. Имеются филиалы этих объединений во всех районах компактного проживания татар и башкир .

Объединения стали учредителями молодежных организаций «Сарытау» и «Салават», имеются свои печатные издания. Также ежегодно проводятся национальные праздники — Навруз, Сабантуй, Каз ёмясе. В последние годы они организовали ряд круглых столов, семинаров по вопросам национальной политики в Саратовской обл.; стали партнерами в проведении мероприятий в рамках Конгресса Ассамблеи народов Саратовской области3.

Сегодня представители татарской автономии занимают заметное место во всех областях жизни Саратова. В Саратове работают Национальная татарская гимназия — одно из первых учебных заведений в России, которое поставило перед собой задачу возрождения родного языка, национальной культуры и традиций в среде городских жителей и формирования интеллектуальной элиты татарской нации, ее духовного и гражданского возрождения, а также национальный татарский детский сад «Чишмэ».

В Саратове выходит газета на татарском языке «Сарытау», в 12 школах Саратовской обл. преподается татарский язык.

Исполком РТНКА принимает участие в строительстве башкирского и татарского подворий — «Национальной деревни народов Саратовской области» на Соколовой горе, рядом с уникальным мемориальным комплексом — Государственным музеем боевой славы.

Национально-культурные объединения могут оказывать решающее влияние на социально-политическую, экономическую, духовную жизнь общества, в т.ч. и на

3 Фархутдинов М.Р. Татары в Саратовском Поволжье: исторический аспект и современные проблемы управления // Межнациональное взаимодействие и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Материалы научно-практической конференции 21—22 марта 2008 г. — Саратов, 2008, ч. II, с. 123-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.