УДК 334.021 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-124-129
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Гончарова
Ольга
Юрьевна
Мальцева Ольга
Викторовна
Марков
Владимир
Игоревич
Куприна
Софья
Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ojug2011@yandex.ru кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ojug2011@yandex.ru магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: darthkotik5@gmail.com
магистрант Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: darthkotik5@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается процесс становления и развития молодежной политики и молодежного предпринимательства в России. В частности, раскрыты проблемы нормативно-правового обеспечения молодежной политики и молодежного предпринимательства, а также разграничения полномочий органов, ответственных за проведение молодежной политики и институтов поддержки предпринимательства. Представлен опыт государственной молодежной политики в Германии. На основе российской практики и германского опыта сформулированы направления развития молодежной политики и молодежного предпринимательства в РФ.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежное предпринимательство, государственное регулирование, институты, институционализация, инновационный потенциал, социально-экономические задачи, малые и средние предприятия, негативные экономические тенденции.
Молодежь является важнейшей составляющей экономической и социальной системы общества. Инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства зависит от вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность.
«Молодежь способствует быстрой адаптации и становится основной кадровой базой для создания и реализации инновационных продуктов и видов деятельности. Такие качества как оперативность, мобильность, целеустремленность, оригинальность мышления, упорство, присущие молодым людям способствуют реализации как личных, так и общественных целей, а соответственно и решению социально-экономических задач» [1].
По данным статистики, не менее 70-80% процентов малых и средних предприятий создаются молодыми предпринимателями (в возрасте от 20 до 30 лет].
Динамика численности молодежи и ее доля от общего числа населения в России, в целом, имеет негативную тенденцию. Согласно данным Росстата (см. табл. 1] с 2013 до 2016 г. численность молодежи сократилась на 2,8 млн. человек, а доля молодежи от общего числа населения снизилась до 21,5%.
Таблица 1
Динамика численности молодежи и ее доля от общего числа населения Российской Федерации
Год Количество человек (млн] Процентное соотношение Муж. (млн] Жен. (млн]
2013 34,2 23,9 % 17,4 16,8
2014 33,2 23,1 % 16,8 16,4
2015 32,6 22,3 % 16,5 16,1
2016 31,4 21,5 % 16 15,4
В течение следующих пяти лет до 2025 г. численность молодежи будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2012 г. будет драматическим - более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%1.
Согласно результатам, опубликованным ВЦИОМ, 31% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы переехать в другую страну на постоянное место жительство. Процент таких людей высок и среди россиян, которые побывали в заграничном путешествии в последние два-три года (19-20%). Треть активной молодежи по тем или иным причинам желает покинуть Российскую Федерацию. Основными причинами для молодежи являются: низкие заработные платы, негативные экономические тенденции в стране, невозможность самореализации и низкое качество социальной сферы2. Необходимо также отметить, что средний возраст безработного в современной России -35,5 года, а доля молодежи среди безработных значительна (значение этого показателя в последние годы колеблется от 21 до 24%)3.
Необходимость поддержки и развития среди молодежи предпринимательской инициативы со стороны государства полностью обосновано текущими изменениями в демографической сфере, а также в социальной политике. Она неоднократно отмечалась в выступлениях Президента РФ, Председателя Правительства РФ, лидеров политических партий и общественных объединений.
Вместе с тем на практике наблюдается колоссальный разрыв между желанием молодежи заниматься предпринимательством и реальными показателями развития молодежного предпринимательства. Так, в ходе социологических опросов молодежи до 78% опрошенных отмечают, что предпринимательство дает уникальную возможность самореализации, 60% выражают уверенность, что собственное дело позволит получить более высокие доходы, чем работа по найму. Вместе с тем лишь примерно 3% молодежи реально удалось создать свой бизнес в России, что при сопоставлении с данными международной статистики, что свидетельствует о недостаточной привлекательности предпринимательства для российской молодежи [3].
К числу проблем, препятствующих развитию молодежного предпринимательства в России, по данным опросов молодежи, относят [4]:
- несовершенство налоговой и кредитной систем, включая неформальные сборы;
- отсутствие необходимых знаний и опыта и сложности их получения;
- негативное отношение, как со стороны родных и близких, так и общества в целом (негативный образ молодого предпринимателя в общественном сознании];
- недостаточная мотивация к постоянному развитию и совершенствованию своего бизнеса;
- дефицит квалифицированных работников на рынке труда и др.
К этому перечню можно, на наш взгляд, добавить также низкий уровень правовой и финансовой грамотности потенциальных предпринимателей, их недостаточную информированность относительно мер государственной поддержки молодежного предпринимательства, а также несовершенство законодательства.
В данной статье предлагается рассмотреть процесс институционализации молодежной политики и молодежного предпринимательства в России. Прежде всего, раскрыть проблему нормативно-правового характера - в России до сих пор отсутствует федеральный закон, который регулировал бы отношения между молодежью и государством. Причем, проект такого закона был предложен более десяти лет назад.
В настоящее время в России государственное регулирование реализации молодежной политики осуществляется в соответствии с утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р Основами государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. В данном документе изложены принципы, сформулированы задачи и методы взаимодействия государства с молодежью, ее поддержки.
Согласно утвержденному Правительством РФ документу, категория «молодежь» определяется как социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет, при участии гражданина в жилищных программах, например, а также других программах поддержки молодого поколения, и другими нормативными актами, возраст может быть увеличен до 35 лет.
1 Молодежь России 2000-2025 развитие человеческого капитала [Электронный ресурс] - URL.: https://fadm.gov.ru/docs?categoryId=14&page=1 (дата обращения 13.02.2020).
2 ВЦИОМ: почти треть молодых россиян хотят уехать жить за границу. [Электронный ресурс-URL.: https://m.gazetaru/sorial/2018/07/02/11823055.shtml (дата обращения 27.01.2020).
3 Статистика - Росмолодежь [Электронный ресурс] - URL.: https://fadm.gov.ru/activity/statistic (дата обращения 7.02.2020).
Интересен и другой факт, он заключается в том, что в субъектах Федерации есть свои законы, регулирующие молодежную политику, при этом, они почти полностью копируют в текстовой части федеральный законопроект. То есть, получается, что регионы уделяют этому больше времени и внимания, чем чиновники федерального уровня1. К тому же, в нормативно-правовых документах необходимо было бы прописать и то, кого следует относить к такой категории как «молодежь». Очевидно, что это будет категория граждан, в которую входят люди по биологическим признакам, прежде всего по возрасту. Однако даже такие вещи необходимо закрепить в соответствующих актах. К примеру, можно воспользоваться международным опытом и применить методику ВОЗ, где дается четкое определение такого понятия: молодежь - это люди в возрасте от 18 до 44 лет. Возрастные рамки в России, принятые ранее и применяющиеся до сих пор, используют несколько иные показатели начала этого возраста и существенно отличаются от верхней планки - от 17 до 30 лет. Но это группа представлена разделением демографическим, а не социальным, для того, чтобы определить положение возрастной группы для конкретного исторического периода нужно проводить дополнительные исследования.
Управленческая система не может обходиться без изучения опыта других стран, поэтому следует попробовать заимствовать систему управления молодежной политикой, или хотя бы некоторые базовые элементы из опыта других государств. Примеров довольно много, даже на постсоветском пространстве, но мы хотели бы обратиться к немецкому опыту, как наиболее эффективному, с точки зрения проработанности нормативной базы и системы конкретных мероприятий.
Если мы посмотрим на опыт Германии как одной из стран-локомотивов ЕС, то мы увидим некоторые моменты, которые могли бы заимствовать для совершенствования системы управления молодежной политикой в России.
К примеру, молодежная политика Германии, в отличие от российской, структурирована по уровням федеративного государства, регулируется соответствующими законами, касающимися защиты и помощи детям и молодежи, в которых предусмотрена социальная адаптация и интеграция, содействие занятости, моральное воздействие.
Так, например, Мезенцева А.А. указывает на различия между двумя государствами [6]. Прежде всего, различаются возрастные рамки молодежи. Так, согласно принятым в России законам молодежью считается граждане от 17 до 30 (в некоторых программах до 35 и даже 45) лет. В Германии молодежь условно разделяется на «непосредственно молодежь» (в возрасте от 14 до 18 лет) и «молодых взрослых» (от 18 до 27 лет). А люди более старшего возраста в понятие «молодежь» не входят. Такое разделение обусловлено очевидной разницей в потребностях и интересах данных групп людей, ведь если в первом случае мы видим необходимость воспитательной работы, то во втором случае возникает проблема трудоустройства, жилья и других, более значимых на данном этапе человека потребностей.
Российское агентство по делам молодежи как федеральный орган исполнительной власти ежегодно представляет «Доклад о положении молодежи и реализации молодежной политики» и социологические исследования, позволяющие проанализировать положение молодежи в современном обществе. Круг полномочий широк, но так как оно имеет статус агентства, это серьезно сдерживает его возможность влияния на иные организации. Дополнительно это вызывает проблемы распределения полномочий в условиях федерализма.
Согласно положению, агентство реализует и включает в себя следующие основные аспекты деятельности: разрабатывает и реализует меры, проекты, мероприятия направленные на вовлечение молодежи в инновационную, творческую, предпринимательскую, волонтерскую деятельность; участвует в пределах своей компетенции в разработке молодежных программ, реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляет меры по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, воспитанию толерантности в молодежной среде, формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи; разрабатывает и реализует меры, направленные на профессиональную ориентацию молодежи, формирование ее жизненных планов, карьерных устремлений, организацию занятости, отдыха и досуга молодежи2.
Основными направлениями деятельности агентства являются: развития патриотизма, инновационная деятельность и поддержка научных кадров; волонтерство; поддержка молодых семей;
1 В Государственной Думе прошли парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL.: http://duma.gov.ru/news/13688/ (дата обращения 1.02.2020).
2 Задачи молодежного предпринимательства - Росмолодежь [Электронный ресурс] - URL.: https://fadm.gov.ru/activity/scope/18 (дата обращения 4.02.2020).
пропаганда ЗОЖ; сотрудничество российскими и международными организациями; социальная адаптация; карьера; поддержка молодежного предпринимательства1.
Направление «Молодежное предпринимательство» направлено, прежде всего, на привлечение молодежи в бизнес. Для активного развития предпринимательства среди молодежи федеральное агентство по делам молодежи ставит для решения следующие задачи: популяризацию предпринимательства, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, обучение молодежи основам предпринимательства, создание системы государственной поддержки молодых людей, организация площадок для коммуникации и обмена опытом молодых предпринимателей2.
Наряду с отсутствием федерального закона о молодежи и молодежной политике, определение понятия «молодежное предпринимательство» в законодательстве федерального уровня не закреплено. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не выделяет в качестве отдельной категории субъектов малого и среднего предпринимательства понятие молодежного предпринимательства.
Вместе с тем еще в 1993 г. в постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-! «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» государственное содействие предпринимательской деятельности молодежи было определено «как одно из направлений одним из направлений реализации государственной молодежной политики, также были обозначены возрастные рамки - субъектом молодежного предпринимательства могли быть граждане от 14 до 30 лет» [2].
В настоящее время определение молодежного предпринимательства содержится в распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». В соответствии с данным документом под молодежным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства], средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном] капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 %.
Не менее важно отметить, что в современной России вопросами поддержки молодежного предпринимательства занимаются, как структуры, реализующие молодежную политику, так и структуры, осуществляющие поддержку предпринимательства, и их полномочия не разграничены должным образом.
К числу первых можно отнести нижеследующие государственные бюджетные учреждения как институты развития федерального уровня:
- «Российский центр содействия молодежному предпринимательству»;
- «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;
- «Ресурсный Молодежный Центр»;
- «Российский детско-юношеский центр»;
- «Центр поддержки молодежных творческих инициатив».
Федеральное агентство по делам молодежи координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, обеспечивает единство реализации государственной молодежной политики.
На региональном уровне реализацию государственной молодежной политики «в настоящее время осуществляют ведомства различного статуса (министерства, департаменты, комитеты] и различного отраслевого объединения:
- в 21 субъекте Российской Федерации это самостоятельные органы исполнительной власти, из которых имеют статус агентства - 2, управления - 3, комитета - 8, департамента - 2, министерства - 6;
- в 64 субъектах Российской Федерации: входят в структуру иных ведомств, а именно 29 - образование, 20 - физическая культура, 9 - внутренняя и кадровая политика, 6 - взаимодействие с общественным сектором»3.
1 Направления деятельности - Росмолодежь [Электронный ресурс] - URL.: https://fadm.gov.ru/activity/scope (дата обращения 7.02.2020).
2 Отчет об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2018 году и планах по реализации государственной молодежной политики на 2019 год [Электронный ресурс] - URL.: https://fadm.gov.ru/docs?categoryId=7&page=1 (дата обращения 13.02.2020).
3 Положение о ФАДМ [Электронный ресурс] -URL.: https://fadm.gov.ru/agency/docs/position (дата обращения 7.02.2020).
Таким образом, на современном этапе в России молодежная политика и молодежное предпринимательство проходит путь институционализации, так как на федеральном уровне не урегулированы правовые отношения между молодежью и государством, исполнительный орган находится в статусе агентства, а молодежное предпринимательство как новый вид предпринимательства требует своего законодательного закрепления.
С другой стороны, необходимо остановиться на институтах, оказывающих поддержку малому и среднему, в том числе молодежному, предпринимательству в России (как государственных, так и негосударственных]. Прежде всего, это Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Фонд содействия инновациям, Ассоциация молодых предпринимателей России, комитет по делам молодежи общественной организации «ОПОРА России» и др.
С каждым годом увеличивается число таких институтов поддержки молодежного предпринимательства и инициативы, как центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ], ковор-кинг-центры, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технопарки, промышленные парки и т.д. Их деятельность важна для поддержки конкурентоспособности российского предпринимательства в целом [5].
Отсутствие четкого понимания полномочий и ответственности многочисленных институтов, оказывающих поддержку молодежному предпринимательству, порождает, с одной стороны, параллелизм и дублирование, нерациональное использование ресурсов, а, с другой, наличие сфер, которые не входят в компетенцию ни одной из обозначенных структур.
Подводя итоги, можно сформулировать ряд тезисов, следование которым могло бы в значительной степени улучшить ситуацию с молодежным предпринимательством в России:
1. Принятие на федеральном уровне нормативно-правового акта, дающего четкие и ясные ответы на вопросы о том, кого считать молодежью, как будет проводиться молодежная политика и какие концептуальные и системные основы будут заложены в понятие «государственная молодежная политика».
2. На основе немецкого опыта, мы предлагаем разделить молодежь на две категории, это разграничит круг полномочий государственных органов в соответствии с потребностями возрастной группы, что позволит определить основные мероприятия, направленных на возрастную группу.
3. Создание государственной структуры, как самой системы, так и необходимого числа работников, сопровождающих развитие молодежи на всех этапах (поступление в ВУЗ, поиск работы, проведения мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.].
4. Закрепить на федеральном уровне в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» категорию «молодежное предпринимательство», и определить дополнительные меры поддержки для данного вида предпринимательства.
5. Разграничить полномочия между органами власти, осуществляющими государственную молодежную политику, и институтами поддержки предпринимательства в части поддержки молодежного предпринимательства.
6. Заинтересовать бизнес работать с молодежью, достигнув баланса в схеме общество-бизнес-государство, где основной проблемой является дисбаланс составляющих. Данный аспект позволит укрепить общественно- полезные связи между всеми участниками и совместить цели для дальнейшего развития.
Применив эти рекомендации, а также усилив информационное присутствие среди целевой возрастной группы, молодежная политика России и меры по развитию молодежного предпринимательства смогут решить ряд проблем, которые на данный момент являются критичными.
Эффективными и конкурентоспособными будут экономики тех стран, которые эффективно развивают и используют инновационный потенциал развития малого и среднего предпринимательства, основным носителем которого является молодежь. Молодежь становится реальным носителем инновационного потенциала, а современный бизнес строится как раз на инновациях, особенно связанных с новыми информационными технологиями. Учитывая популярность такого направления среди молодежи, новые проекты могут принести не только расширение научной базы, но и существенный вклад в экономику. Развитие молодежного предпринимательства, вслед за инновациями, открывает возможности для экономики страны.
Литература
1. Алтуфьева Н.В. Развитие инновационного малого и среднего предпринимательства посредством стимулирования молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 3 (33]. С. 10 - 17.
2. Газетов А.Н. Стимулирование развитие молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 49 - 61.
3. Далибошко А.И. Понятие молодежного предпринимательства и его место в развитии экономики страны // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 3. С. 307 - 315.
4. Долгорукова И.В. Факторы развития молодежного предпринимательства в современной России // Социальная политика и социология. 2019. Том 18. № 2. С. 26 - 34.
5. Игнатова Т.В., Гончарова О.Ю, Мальцева О.Ю. Институциональные ограничения роста конкурентоспособности российской экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2019. Т. 17. № 4. С. 11 - 18.
6. Мезенцева А.А. Особенности молодежной политики России и стран Европы (на примере Германии) // Студенческие научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс] - URL.: http://student.snauka.ru/2014/11/2293 (дата обращения 7.02.2020).
Goncharova Olga Yuryevna, Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management- branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ojug2011@yandex.ru
Maltseva Olga Viktorovna, Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship, South-Russian Institute of Management- branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ovmaltseva@mail.ru
Markov Vladimir Igorevich, Postgraduate, South-Russian Institute of Management- branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: darthkotik5@gmail.com
Kuprina Sophia Alekseevna, Postgraduate, South-Russian Institute of Management- branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: kuprinasa96@gmail.com
INSTITUTIONALIZATION OF YOUTH BUSINESS IN RUSSIA
Abstract
Elaboration and development of youth policy and youth entrepreneurship in Russia are described in the article. In particular, the problems of regulatory support of youth policy and youth entrepreneurship, as well as the delimitation of powers of the bodies responsible for youth policy and institutions supporting entrepreneurship, are disclosed. The experience of state regulation of youth policy in Germany is presented. Based on Russian practice and German experience, the directions of development of youth policy and youth entrepreneurship in the Russian Federation are formulated. Keywords: youth, youth policy, youth entrepreneurship, government regulation, institutions, institutionalization, innovative potential, socio-economic challenges, small and medium-sized enterprises, negative economic trends.
References
1. Altufeva N.V. Razvitie innovacionnogo malogo i srednego predprinimatel'stva posredstvom stimulirovaniya molodezhnogo predprinimatel'stva v Respublike Bashkortostan // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. 2017. № 3 (33). P. 10 - 17.
2. Gazetov A.N. Stimulirovanie razvitie molodezhnogo (nachinayushchego) predprinimatel'stva v sisteme pod-derzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. № 12. P. 49 - 61.
3. Daliboshko A.I. Ponyatie molodezhnogo predprinimatel'stva i ego mesto v razvitii ekonomiki strany // Vest-nik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2017. № 3. P. 307 - 315.
4. Dolgorukova I.V. Faktory razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v sovremennoj Rossii // Social'naya politika i sociologiya. 2019. Tom 18. № 2. P. 26 - 34.
5. Ignatova T.V., Goncharova O.YU, Mal'ceva O.YU. Institucional'nye ogranicheniya rosta konkurentosposobnosti rossijskoj ekonomiki // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 2019. T. 17. № 4. P. 11 - 18.
6. Mezenceva A.A. Osobennosti molodezhnoj politiki Rossii i stran Evropy (na primere Germanii) // Studench-eskie nauchnye issledovaniya. 2014. № 9 [Elektronnyj resurs] - URL.: http://student.snauka.ru/2014/11/2293 (data obrashcheniya 7.02.2020).