Научная статья на тему 'Институционализация государственной кадровой политики в России (к вопросу преемственности)'

Институционализация государственной кадровой политики в России (к вопросу преемственности) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
784
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / PUBLIC PERSONNEL POLICY / INSTITUTIONALIZATION OF PERSONNEL POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION / POLITICAL PROCESS / TRANSFORMATION OF THE POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крицкая Анна Александровна

В статье рассматриваются процессы институционализации государственной кадровой политики в различные исторические периоды, исследуются этапы становления кадровой политики в Российском государстве от ее зарождения до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of the Public Personnel Policy in Russia (on the issue of succession)

The article deals with the institutionalization processes of public personnel policy in different historical periods. It studies the stages of its formation in Russia from its beginning to the present time.

Текст научной работы на тему «Институционализация государственной кадровой политики в России (к вопросу преемственности)»

ной языковой политики России и связано с решением многочисленных проблем, существующих в сфере межнациональных отношений и федерализма.

Литература

1. Итоги Всероссийской Переписи Населения - 2010 // http ://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612. htm

2. Дырхеева Г.А. Новая языковая политика и малые языки России (на примере бурятского языка) // http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/bgca/10.html

3. Конституция Российской Федерации. Ст. 68. М., 1993.

4. Сулейманов Р. Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования. 18.04.2012. // http://www.apn.ru/publications/article26389.htm

5. Сулейманов Р. Татары Башкортостана против принудительного изучения башкирского языка: реакция в Татарстане // http://www.apn.ru/ publications/print27386. htm

6. Федюнина С.М. Государственная языковая политика и языковое планирование в контексте развития многоэтничного российского общества // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 31.

УДК 351

Крицкая А.А.

Институционализация государственной кадровой политики в России (к вопросу преемственности)

В статье рассматриваются процессы институционализации государственной кадровой политики в различные исторические периоды, исследуются этапы становления кадровой политики в Российском государстве от ее зарождения до настоящего времени.

Ключевые слова: государственная кадровая политика, институционализация кадровой политики, государственное управление, политический процесс, трансформация политической системы.

Государственное управление в современной России проходит сложный процесс становления, обусловленный модернизацией политической системы и требующий внедрения инновационных форм и методов управления. Одной из главных проблем административного реформирования является необходимость обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления высококвалифицированными кадрами, способными эффективно реализовывать делегированные государственные функции, представлять публичную власть и пользоваться поддержкой населения.

Данный процесс актуализирует необходимость поиска путей эффективной реализации государственной кадровой политики, требующей системного подхода и поэтапности реализации. От эффективности государственной кадровой политики зависит не только развитие государства и улучшение жизни россиян, но и имидж российской элиты в глазах мирового сообщества. [1]

Проблемы государственной кадровой политики поднимаются в трудах отечественных ученых А.И.Турчинова, Я.А.Пляйса, А.М.Старостина, А.В.Понеделкова, Л.Г.Швец и др. Большинство из них приходит к выводу о том, что наша страна находится в состоянии кадрового кризиса.

Для дальнейшего исследования проблем современной кадровой политики определим понятие институционализации кадровой политики. В рамках данной статьи под институционализацией следует понимать процесс формирования различных типов социальной и политической практики в качестве социальных и политических институтов. Институционализация представляет собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым [2]. Институционализация же государственной кадровой политики, означающая предсказуемость, возможность моделирования, формирование политической практики кадровой работы в качестве социального института, и является необходимым условием дальнейшего стабильного развития российской государственности.

В целях исследования поставленной проблемы представляется необходимым провести исторический анализ эволюционных процессов, связанных с генезисом и ин-ституционализацией государственной кадровой политики в российском государстве.

Формирование и становление кадровой политики России проходило в течение длительного времени. Многочисленные реформы и перевороты, происходившие на протяжении истории нашего государства, безусловно, оказали определенное влияние и на современную кадровую политику.

Одной из основных причин кадрового кризиса явилось то, что путь развития России был преимущественно не эволюционным, как в странах Западной Европы, смена властных элит в большинстве случаев проходила посредством государственных переворотов и революций.

Копирование западных моделей государственной кадровой политики может быть определенным образом полезным, но не стоит забывать о богатом историческом опыте России и сложившемся менталитете нации.

Российская кадровая политика имеет многовековую историю. Начиная со времени становления российской государственности, задачи раннего государства на Руси выполнял сам князь и его дружина. [3, С.406] Дружинники представляли собой кадровый корпус, на который опирался князь, а из наиболее приближенных к князю бояр формировался княжеский совет, при помощи которого принимались важные решения государственного значения [4].

Увеличение государственных функций привело к расширению кадрового состава. С XI в. князья начали издавать отдельные уставы и кодексы, такие как «Русская правда», которые заложили нормативные основы государства, а также кадровой политики.[5, С.63] Позже функции государственной власти стали разделяться по видам управления: административное, полицейское, финансовое. Укрепление аппарата государственной власти, снизило роль вече и княжеских советов. Менялся вид власти: общинная демократия преобразовывалась в наследственную автократию, ресурсы власти стали концентрироваться, в основном, в руках правящего князя и его кадров [6, С.45].

Русское централизованное государство сформировалось к концу XV в., а в XVI в. появилась новая форма правления - самодержавие, в этой связи изменился статус великого князя - царь. Одновременно с этим усложнился сам государственный аппарат, началось активное развитие механизмов реализации кадровой политики. В XVI в. Иваном Грозным создается специальное контрольное учреждение - Разряд, который вел «личные дела» кадров государева аппарата, появляются прототипы чинов: судья, думный дьяк, подьячий и др. [7, С.63]. В XVII в. в России наблюдается такое кадровое явление, как местничество, которое представляло собой наследствен-

ное право боярских семей на занятие определенного «места» в иерархии служилых чинов на государственной службе [8, С.82].

Первой формой госучреждений русского централизованного государства являлась приказная система правления. На протяжении XVII в. функционировало примерно 80 приказов разного назначения. С середины XVII в. кадровая политика все более активно формируется в новых условиях. Вводятся постоянные служебные должности в приказах и др. государственных учреждениях. Группа «приказных» или «служилых людей» таким образом, начинает эволюцию в направлении будущего чиновничества, которая постепенно стала представлять особый слой, людей профессионально занимающихся на государственной службе и концентрирующих управление важнейшими сферами жизни государства. Особенностями кадровой политики можно считать то, что при назначениях на должность учитывались три фактора: родословная кандидата, его чиновность и разрядность [9, С.51].

В период конца XVII - начала XVIII в. отраслевые и местные органы власти России представляли собой нестройную систему органов государственного управления с нечеткими, зачастую дублирующими друг друга функциями деятельности, неразвитым делопроизводством, коррупцией и произволом чиновников. Эти факты стали предпосылками к проведению в стране административных реформ. [10, С.43]

Скачкообразная модернизация России в эпоху Петра I кардинально преобразовала не только культуру, промышленные и военные технологии, но и в корне изменила систему государственного управления. Нововведения административной реформы связаны с Указом Петра I от 24 января 1722 г. о вводе «Табеля о рангах», в котором определяется три вида государственной службы - военная, гражданская и придворная. Кроме того, закон определял единую систему чинов, номенклатуру и иерархию для каждого вида службы, создавались нормативные условия реализации кадровых процессов. «Табель о рангах» это нормативный акт, ставший продуктом преобразований в государственном аппарате, законодательно закрепивший новый порядок прохождения государственной службы. В первой его части был приведен перечень государственных должностей. Во второй части были включены пункты, содержавшие разъяснения и законодательно закрепляющие основные принципы государственной кадровой политики. В них был прописан порядок прохождения государственной службы, вакансии на должность замещались путем продвижения по служебной лестнице.

Прием на государственную гражданскую службу производился в первую очередь из дворян, а также принимались выходцы из других сословий, окончивших учебные заведения, и люди с ученой степенью. Продвижение по службе было возможно при успешной службе, которая давала право служащим на приобретение очередного чина за выслугу лет [11, С.77-81]. С введением «Табели о рангах» наступил новый этап активного развития государственной кадровой политики.

Заложенные Петром I кадровые традиции продолжали эволюционно развиваться вплоть до 1917 года. Смена общественно-политического строя детерминировала и смену кадровой политики. Основы кадровой политики были взяты большевиками из марксистской идеи, в которой власть опиралась «непосредственно на вооруженную силу той или иной части населения»[12, С.26]. Однако, из-за быстрой смены политического строя в результате государственного переворота, большевикам не удалось полностью заменить профессиональный аппарат и был выбран курс на привлечение кадров-выходцев из буржуазии в органы управления.

В постреволюционной политике большевиков отчетливо проявился классовый характер детерминации кадровых процессов в органах власти. Нехватка специальных знаний и опыта в сфере государственного управления, заставила власть подходить к проблеме кадрового обеспечения госслужбы прагматически. Сложился новый политический подход, состоящий из подбора и расстановки руководящих кадров по политическим и деловым качествам, отражающий противоречивость кадровой политики большевиков, вынужденных следовать социальным законам и руководствоваться сложившимися реалиями.

Давление правящей партии и формальное существование оппозиции привело к партийному контролю над деятельностью административно-управленческого аппарата, а, следовательно, и кадрового потенциала. Проводимая в стране кадровая политика приобрела новые формы реализации, примером служит, то, что для получения должности в госаппарате и дальнейшего продвижения по службе необходимо было получить рекомендацию партии [10, С.51]. Популярность приобрели механизмы реализации государственной кадровой политики, связанные с ротацией кадров - мобилизация и передвижение ответственных работников с одного участка на другой и выдвиженчество. Таким образом, большевистская кадровая политика создала условия для развития кадровых процессов, которые открыли вход к власти талантам из народа [13, С.29]. Так, например, нельзя было стать, руководителем организации, не пройдя все стадии работы.

Утверждение института номенклатуры рассматривается не только как дальнейшая монополизация управления кадрами, но и как линия на изменение их социальных характеристик. Благодаря механизму номенклатуры с 20-х г. удалось изменить состав руководящих кадров госаппарата и сформировать механизм для интенсивных и масштабных кадровых манипуляций. В 20-е гг. XX в. начал оформляться организационный механизм реализации нового политического курса в работе с кадрами. Особо подчеркивалась необходимость применения репрессий «как средства борьбы с бюрократизмом и волокитой» эти установки легли в основу интенсивных кадровых перемен, началась трансформация политики правящей элиты, происходит замена старых кадров новыми.

Массовые чистки стали в 30-х гг. использовались как инструмент реализации кадровой политики, направленной на стабилизацию и сохранение И.В. Сталиным государственной власти. Важно отметить, что обращение правящей элиты к выдвиженчеству и массовым чисткам как технологиям решения кадровых проблем не означало умаление роли инструмента номенклатуры. Массовые репрессии развивали у кадров отрицательные черты, например, такие как снижение уровня самостоятельности кадрового корпуса, формированию исполнителей, преданных не делу, а своему вождю. Сталинская кадровая политика привела к разделению партии на «секретарскую иерархию» и партийные массы, к противопоставлению аппарата рядовым труженикам, к формированию не просто новой правящей элиты, а коммунистической иерархической касты [14, С.69 - 73].

Очередной этап развития государственной кадровой политики связан с приходом к власти Н.С. Хрущева и осуждением культа личности Сталина. Началась политика омоложения кадрового корпуса (так, высшее руководство было обновлено на 35%), повышения личной ответственности руководителей всех рангов, однако, хрущевские кадры преодолеть сталинизм не могли, принципы, цели и ориентиры остались прежними [15, С.22]. Для продвижения по службе важное значение имели -личная преданность, конформизм, умение обеспечить выполнение плана. Основу

кадрового корпуса органов партийно-государственной власти составляли специалисты сельского хозяйства, военно-технической интеллигенции и молодая комсомольская бюрократия. Подготовка специалистов в вузовской системе, а тем более отбор резерва и выдвижение кадров, увязывалась с конкретной потребностью отраслей, регионов, слабо учитывали перспективные запросы. Заняв ключевые места в структурах управления, власть озаботилась своим самосохранением и начала проводить политику «стабильности и сохранения кадров». В этой политике парадоксально сочетались две противоположные тенденции: гипертрофированная стабилизация первых лиц уживалась с беспрерывной заменой (кадровой чехардой) руководителей нижестоящего ранга, начинается период «застоя» [16, С.51].

Период правления Л.И. Брежнева характеризуется новым поколением кадров находившихся на госслужбе. Оно формировалось из людей «незнатного» происхождения, получивших, как правило, техническое образование, быстро поднявшихся по лестнице политической карьеры [17, С.27]. Во всей властной структуре формировались руководящие кадры из приспособленцев. Кадровый корпус постепенно перерождался и, в скором времени, вступил в противоречие с существующим типом власти.

С приходом к власти М.С. Горбачева в 80-х гг. период характеризуется очередной кадровой перестройкой и приходом в органы власти нового поколения кадров, происходит обновление кадрового корпуса. Начались реформы, разрабатывалась новая концепция государственной власти, в структурах власти началась борьба нового со старым. Демократизация, гласность оказались разрушительными для тоталитарной, административно - командной системы, она стала расслаиваться. Вместе с ней по идеологическим и иным позициям расслаивался кадровый корпус органов власти. Произошло столкновение новых кадров со старыми, что привело к «войне политических элит», приведшей к развалу СССР. Процессы реализации государственной кадровой политики в стране стали мало управляемыми. Наступил период, противоречия партийно-государственной модели со своей социальной природой, при которой она не могла самостоятельно производить процессы оздоровления и воспроизводства своих кадрав. Власти требовалась новая реформа в деятельности госслужбы [18, С.103]. Начиная с 80-90-х гг. происходит резкое изменение приоритетов, на первое место снова выходит личная преданность специалиста начальству, а не его профессионализм. С распадом СССР в России намечается отказ от традиций советской модели кадровой политики.

С приходом к власти Б.Н. Ельцина обострились кадровые процессы в России связане с периодом политической борьбы, ликвидации, реорганизации органов управления СССР (август 1991 г. - осень 1993 г.) [19, С.84]. Президентская власть создает институт региональных администраций вместо существовавшей системы управления, стремившейся вытеснить партийно-советскую элиту с руководящих постов в регионах и заменить её на людей из окружения избранного Президента РФ. В результате в государственный аппарат пришла значительная часть служащих, не имевших соответствующих профессиональных знаний, ни опыта работы в органах государственного управления. Происходит трансформация кадров, связанная с работой нового государственного аппарата. Требуются новые кадры, обеспечивающие влияние на общество в условиях изменения роли государства, перехода к рыночным отношениям, изменений в структуре власти и управления. [20, С.32 - 33] На фоне частых социально-политических потрясений формирование аппарата государственного и муниципального управления происходит в условиях протекционизма в кадро-

вой работе. Большинство управленцев воспринимает это как естественные условия аппаратной деятельности.

На рубеже XXI в. кадровая работа в значительной мере подчинена интересам отдельных властных групп. Одна из характерных черт сложившейся системы работы с кадрами в этот период - служебная неустойчивость государственных служащих. [21, С. 200] В 90-е гг. государственные органы управления являлись школой кадров для коммерческих структур, так как многие профессионально подготовленные кадры, оставив свое прежнее место работы «ушли» в бизнес-структуры, а на их место пришли люди, не имеющее представление об управлении и без соответствующего опыта работы.

На современной этапе развития, с уверенностью можно сказать, что в перестройке кадровой работы сделаны лишь первые шаги, конечно, срок очень мал для обобщений, но при этом некоторые выводы можно сделать. В настоящее время в России кадровая политика рассматривается в контексте становления системы государственной службы, повышения эффективности деятельности органов государственной власти. В России региональные аспекты реализации кадровой политики концептуально определены федеральным центром. [22, С.53]

Рассмотренные нами периоды институционализации кадровой политики явно указывают на то, что еще со времени зарождения российской государственности, затем, самодержавия, советского и постсоветского периодов - государственная кадровая политика трансформировалась вместе с политической системой, зачастую скачкообразно, не опираясь на предыдущий опыт. Отсутствие преемственности в российской кадровой политике препятствует эволюционному кадровому развитию России, что негативно сказывается на эффективности и устойчивости российской политической системы на всех исторических этапах.

Современный переход России с природоресурсного на инновационный тип развития требует в первую очередь высококвалифицированного кадрового обеспечения. Так, с нашей точки зрения, кадры нового поколения должны обладать знаниями не только в области современной экономики, политики, социологии (осознавая динамичные процессы развития не только России, но и мира в целом), но и профессионально взаимодействовать с гражданами и представителями различных сфер общества. Последние годы стали временем поиска и осмысления новых подходов к реализации инновационной государственной кадровой политики, направленной на повышение эффективности функционирования политической, экономической и социальных систем. Пришло понимание, что максимум усилий необходимо направить на поиск путей эффективного решения кадровых проблем. Затруднения, возникающие при обновлении кадровой работы в органах государственной власти и управления, связаны не только с отрицанием прошлого, но и с бюрократическим искажениям некоторых нововведений, непродуманностью механизмов реализации принимаемых решений в области кадровой политики.

Для повышения эффективности реализации государственной кадровой политике в Российской Федерации на наш взгляд должны внедряться следующие мероприятия:

1) Создание комплексной, научно обоснованной концепции кадровой работы, а также основных механизмов ее эффективной реализации и решения существующих кадровых проблем в системе ГМУ. Необходима разработка и внедрение эффективных методик и механизмов кадровой политики, основанных на передовых научных разработках и опыте их внедрения. На наш взгляд кадровые инновации

должны учитывать и опыт советской эпохи, когда политико-административная элита в процессе рекрутирования проходила по ступеням в иерархии должностей.

2) Последовательное и углубленное изучение всех стадий, составляющих процесс замещения должностей руководителей и специалистов. Результатом кадрового подбора и подготовки кадров должен стать специалист, профессионально подготовленный к выполнению управленческой функции. Для этого также необходимо детальное изучение опыта применения кадровых технологий, как при подборе кадров, так и при их подготовке и формированию кадрового резерва.

3) Внедрение инновационной кадровой политики, способствующей выходу из тупиковой ситуации, при которой кадровый потенциал государственных служащих уже не может воспроизводиться с учетом сложившихся кадровых стереотипов. Переход на инновационный тип российской государственности детерминирует трансформацию ряда положений современной государственной кадровой политики, и разработку новых эффективных механизмов управления кадровым потенциалом.

4) Создание оптимальной модели организации кадровой работы, так как в настоящее время в кадровой работе зачастую доминирует отчетность в которой преобладает форма, а не содержание, и не учитывающая качественно-количественных результатов.

Это только часть мер, способных с одной стороны оптимизировать, а с другой стороны модернизировать государственную кадровую политику в целях инновационного развития России.

Подводя итог, необходимо сказать о том, что в результате проведенного анализа институционализации кадровой политики на различных этапах исторического развития России, для нашей страны характерно принятие радикальных мер для решения значимых вопросов, - это касается и кадровой политики. Скачкообразный тренд институционализации кадровой политики, зачастую не только не учитывающей, но и игнорирующей предыдущий опыт тормозит развитие кадрового потенциала, не способствует эффективному использованию имеющегося. Возможно, среди прочих факторов, имеет значение и менталитет нашего народа [23].

Очевидно, что на современном этапе административного реформирования кадровая политика должна учитывать и прошлый опыт кадровой работы. Представляется, что оптимальным вариантом повышения эффективности кадровой политики будет сочетание инновационных кадровых технологий, основанных на лучших мировых достижениях, с наработками, полученными в результате богатого исторического опыта строительства российского государства.

Литература

1. Понеделков А.В., Кузина С.И. Перспективы элит в условиях развития культурной глобализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астраханский государственный университет. 2012. №4.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль. 2001.

3. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Издательский Дом ГУ ВШЭ, 2006.

4. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М.: Знание,

2007.

5. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. СПб: Питер, 2004.

6. Сахаров А.Н. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». М., 2006.

7. Родионова И.В. Становление самодержавия. Правление Ивана IV Грозного: Метод. рекомендации М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики, 2005.

8. Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5.

9. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.

10. Шедий М.В.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. Орел: Издательство редакции журнала «Образование и общество», 2006.

11. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.

13. Сороко А.В. Механизмы ротации кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 8.

14. Смагулов Н. К. Кадровая политика большевиков в партийных и государственных органах Казахстана в 1917-1936 гг. Караганда: КарГТУ, 2011.

15. Наумов В.П. Борьба Н.С. Хрущёва за единоличную власть // Новая и новейшая история. 1996. №2. С.22.

16. Барсуков Н. ХХ съезд в ретроспективе Хрущёва // Отечественная история. 1996. № 6.

17. Семанов С. Н. Брежнев — правитель «Золотого века». М.: Вече, 2002.

18. История России. Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. Под ред. А. С. Орлова. М., 2006.

19. Бурлацкий Ф. Глоток свободы. В 2-х кн. Кн.2. М.: Культура. 1997.

20. Волкова М. Борис Ельцин. Последнее интервью // Российская газета. 2007. №86-88.

21. Артюхин О.А., Сазонова О.М. Публичное управление социально-политическими процессами в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 2.

22. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Издательский Дом ГУ ВШЭ, 2006.

23. Пляйс Я.А. Социал-демократия в современной России. Внутренняя политика. Обозреватель. http://www.rau.suwww.rau.su/observer/N12_00/12_03.htm.

УДК 332.12

Тохиров Т.И.

Управление экономической безопасностью региона

В статье рассмотрены проблемы экономической безопасности региона, условия, необходимые для ее обеспечения, раскрыты основные направления региональной экономической политики, предложен инструментарий управления экономической безопасностью региона.

Ключевые слова: проблема экономической безопасности, условия обеспечения экономической безопасности, регион, региональная политика, управление.

В нынешней ситуации экономического преобразования, исследование методов и форм управление экономической безопасностью региона становится актуальной задачей обеспечения самостоятельности экономики Республики Таджикистан, её

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.