Научная статья на тему 'Роль политической элиты в формировании кадрового резерва государственной службы'

Роль политической элиты в формировании кадрового резерва государственной службы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
757
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савлук Андрей Николаевич

Кадровый резерв государственной службы является одним из важных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование. За счет кадрового резерва происходит выявление и заполнение стратегически значимого кадрового потенциала для замещения вакансий в аппарате государственного управления. Современная модернизация государственной службы вызвала существенную трансформацию в характере кадровой политики, а также в принципах формирования кадрового резерва, в том числе в составе правящих политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Political Elite in Formation of a Personnel Reserve of Civil Service

Governmental employment pool forming is one of the most important processes of government service. It provides elicitation of potential employees and occupation the vacancies of state power apparatus. Current modernization of the government service leads to essential transformation of the manpower policy pattern as of the principles of the employment pool forming, including ruling establishment structure.

Текст научной работы на тему «Роль политической элиты в формировании кадрового резерва государственной службы»

А. Н.Савлук

A. N. Savluk

Роль политической элиты в формировании кадрового резерва государственной службы

The Role of Political Elite in Formation of a Personnel Reserve of Civil Service

к <

Савлук Андрей Николаевич

Санкт-Петербург

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС

Аспирант кафедры политологии savlukszfo@mail.ru

Ключевые слова:

государство, государственная служба, кадровая политика, кадровый резерв, политические элиты

Кадровый резерв государственной службы является одним из важных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование. За счет кадрового резерва происходит выявление и заполнение стратегически значимого кадрового потенциала для замещения вакансий в аппарате государственного управления. Современная модернизация государственной службы вызвала существенную трансформацию в характере кадровой политики, а также в принципах формирования кадрового резерва, в том числе в составе правящих политических элит.

Savluk Andrew Nikolaevich

Saint-Petersburg

North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Graduate student of Chair of Political Science savlukszfo@mail.ru

Key words:

government, Russian Federation, government service, manpower policy, employment pool, power elite

Governmental employment pool forming is one of the most important processes of government service. It provides elicitation of potential employees and occupation the vacancies of state power apparatus. Current modernization of the government service leads to essential transformation of the manpower policy pattern as of the principles of the employment pool forming, including ruling establishment structure.

< >

о о

Кадровый резерв государственной службы в Российской Федерации рассматривается как важнейший элемент в системе стратегического планирования экономического и социального развития. Само по себе такое понятие, как «кадровый резерв» вызывает теоретический и, что еще важнее, практический интерес. В советские времена это понятие именовалось «номенклатурной элитой» и включало в себя, по сути, сообщество влиятельных политиков, постоянно участвующих в жизни общества

и государства в различных качествах (должностях). Эта «скамейка запасных» характеризует качество того государства, той политической системы, которые сформированы в обществе.

Чем больше в состав кадрового резерва входит влиятельных политиков, профессионально подготовленных людей, выделяющихся своими лидерскими качествами, компетентностью и человеческим потенциалом, тем активнее политико-экономическая жизнь этого государства, а само оно может считаться сильным.

< Корпус государственных служащих X тесно примыкает к лидирующей по-^ литической элите [2]. В связи с этим к подготовке топ-менеджеров XXI в. вез-^ де уделяется повышенное внимание.

-О п

^ В развитых странах в связи с этим име-¡= ется наработанный годами опыт. Из-=ц вестно, что Гарвардский университет ^ окончили восемь американских прези-^ дентов, а во Франции, например, дей-х ствует 240 учебных заведений управ-^ ленческого профиля. ^ Элита в подлинном смысле — твор-^ ческая, научная, политическая — самая £ ценная составляющая общества. Как

< сердцевина живого социального орга-5 низма, она концентрирует в себе лучшие о его качества [6]. Личностные и профессиональные качества представителей власти, деятелей науки, искусства, бизнеса во все времена определяли успех той или иной страны. Руководители государства, творческая, научная, бизнес-элита — это визитная карточка своей страны, своего народа на мировой арене. В этой связи подготовке топ-менеджеров для госслужбы из числа политической элиты должно уделяться особое внимание. При решении данной задачи необходимо, по мнению автора, активно использовать зарубежную практику.

Изучение проблем формирования кадрового резерва, включающего представителей политической элиты, целесообразно строить на основе теории политического лидерства и теории политических элит.

Теория политического лидерства позволяет раскрыть личностные двигатели кадровых процессов. Общество, струк-турируясь в соответствии с потребностями и возможностями своих членов, порождает лидеров этих структур, которые в концентрированном виде выражают потребности своих социальных групп. Явление лидерства является базовым понятием в понимании социального генезиса органов власти.

На первом уровне социальных связей между людьми в процессе их взаимодействия выявляются индивидуальные субъекты власти. На втором уровне социальных взаимодействий между соци-

альными субъектами власти рождаются группы (элиты) правящих, их объединения, организации, партии, которые в процессе своего воспроизводства превращаются в стабильные институты власти. На третьем уровне взаимодействия социальных институтов и организаций продуцируются в общественный строй (социальное устройство общества). Каждый новый уровень представляет собой качественно своеобразные социальные феномены со своими системными характеристиками, закономерностями [1].

Таким образом, в системе государственной власти сначала выявляются лидерские качества, необходимые для той или иной сферы государственной службы, а затем происходит процесс трансформации неформального лидера в формального политического лидера или государственного служащего.

Теория правящих элит указывает на то, что в своей совокупности лидеры, благодаря своему культурному и интеллектуальному превосходству над массами, образуют особую прослойку (элиту). Таким образом, политическая элита формирует в своей среде лидеров более высокого ранга [5].

Истоки теории правящих элит можно найти еще в платоновском «Государстве» и аристотелевской «Политике», где впервые были поставлены вопросы о власти правящей элиты. В дальнейшем эту теорию развили Г. Моска, В. Парето, Р. Ми-хельс и др. Всех их объединяет одно общее положение, а именно: в любом организованном обществе элита составляет незначительное меньшинство, в то время как большинство населения не участвует в управлении и подчиняется власти элиты. Проблемы политической элиты в истории и в современных условиях России раскрываются в трудах А. Кивы, О. Крыштановской, С. Кургиняна, А. Магамедова, Р. Медведева, Е. Охотского, А. Понеделкова, Л. Швецовой и других авторов.

В современных элитологических исследованиях делаются противоречивые высказывания относительно качественного состава российских элит и эффективности их социально-политической дея-

тельности, что, по мнению А. Понеделкова и А. Старостина, связано не только с идеологической позицией экспертов, но и существованием значительных разночтений в методике оценки состава и деятельности российских элит, сводящихся в основном к рассмотрению социально-управленческих действий [4]. Сегодня уделяется недостаточное внимание оценке и анализу масштабов и значимости происходящих в переходный период процессов, таким их аспектам, которые сопряжены с качественными характеристиками обновления элитных групп.

Опыт многих стран указывает на несколько путей оптимизации системы отбора политико-административной элиты. Прежде всего, это выборность и конкурсы претендентов на государственные посты; квалификационные экзамены и работа с существующим кадровым резервом; конструктивное взаимодействие с политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями.

В нашей стране формирование кадрового резерва государственной службы в составе политической элиты реализуется на федеральном и региональном уровнях в рамках Федерального проекта «Кадровый резерв — профессиональная команда страны», предусматривающего своей стратегической целью поиск, формирование и эффективное использование кадрового резерва для нужд государственной и муниципальной службы, партийного строительства, приоритетных сфер экономики Российской Федерации.

Государственные кадровые резервы (президентский резерв, резерв правительства, резерв губернаторов, мэров), по мнению Ю. Котлера, представляют «более или менее длинный список, составленный экспертами», включенным в него лицам предлагаются следующие формы востребованности: карьерный рост, переход на государственную, муниципальную службу, в госкорпорации, структуры партии «Единая Россия», общественная проектная работа [7].

Каналом кадровых перемещений, предусматривающим обновление админист-

ративно-политических элит и пополнение < их элитным человеческим потенциалом, * стал сформированный резерв управлен- ^ ческих кадров. За период с декабря 2009 г. к по август 2011 г. 189 «резервистов» ^ (37,9%) получили повышение по службе ^ (работе) или были назначены на долж- ПА ности с большим объемом полномочий:

• в федеральных органах государствен- ^ ной власти — 58 человек, из них 15 че- ^ ловек заняли должности заместителей х руководителей федеральных мини- ^ стерств, служб и агентств; ЕЦ

• в региональных органах государствен- ^ ной власти и органах местного са- £ моуправления — 38 человек, 5 «ре- ^ зервистов» стали заместителями гу- ^ бернаторов; д

• в организациях бизнеса — 60 чело- ^ век, из них 27 человек назначены

или избраны руководителями крупных российских компаний;

• в учреждениях науки, образования и общественных организациях — 33 человека, из которых 5«резервистов» избраны ректорами государственных учреждений высшего профессионального образования [8].

Из «президентской тысячи» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента Российской Федерации, 38 человек были отобраны в «первую сотню» резерва управленческих кадров («Сотню-2010») [9]. Новый список «президентской тысячи» включает в себя представителей федеральных органов государственной власти — 139 человек (в прежнем составе было 162), региональных органов власти и органов местного самоуправления — 165 человек (было — 94), организаций бизнеса — 156 человек (было — 150), учреждений науки, образования и общественных организаций — 90 человек (было — 94).

Полученные данные позволяют отметить, что самые высокие показатели резерва управленческих кадров первой сотни «Сотня-2010» имеют представители в возрасте до 35 лет, молодые люди с большим новаторским и творческим потенциалом. Среди представителей бизнеса, науки и образования, общественных организаций больше 56% име-

< ют средний возраст 45 лет, что ха-X рактерно для периода экономической ^ независимости и профессиональной компетенции.

^ Исследователи считают, что «феде-^ ральная элита должна подпитываться ¡= провинцией, а ее подготовка и рекрути-=ц рование осуществляться на возможно ^ более широкой территориально-геогра-^ фической основе» [3]. х Эффективность государственной ка-^ дровой политики в элитной сфере во ^ многом определяется уровнем ее от-^ крытости, опорой на широкую социаль-£ ную базу. В условиях демократии это ^ ориентир на качественную элиту, учет 5 воли и интересов всех наиболее перо спективных социальных слоев — носителей прогрессивных политических и социально-экономических отношений — «средний класс» в лице предпринимателей, научной и творческой интеллигенции, квалифицированных рабочих и крестьян, служащих учреждений образования, медицины и сферы обслуживания.

Что касается новой конфигурации российской политической элиты, просматривающейся в последнее время, следует отметить, что она способна усилить российскую государственность и управляемость общества и одновременно поддержать проводимую в стране модернизацию социально-экономической системы.

Если говорить о политической элите в регионах, то следует указать на то, что она является социальной группой, члены которой контролируют административно-правовые, финансово-экономические, информационно-идеологические каналы влияния на местах. В кон-

тексте продолжающихся преобразований в сфере укрепления государственной вертикали власти и ее централизации особенно актуальным является исследование процессов формирования кадрового резерва государственной службы из числа административно-политических региональных элит, механизма их взаимодействия с федеральной элитой, анализ их качества, деятельности и компетентности в соответствующем этническом сообществе и регионе в целом.

Вместе с тем, следует отметить, что наличие авторитарной позиции ряда политиков и одновременное стремление формировать демократические нормы противоречат друг другу и неизбежно приводят к проблемам и конфликтам, что свидетельствует об отсутствии отлаженной системы пополнения элиты. Очевидно, что важнейшим моментом в создании и преобразовании политической элиты в высококвалифицированную и высокоморальную является процесс образования и воспитания, создание условий для становления качественной российской элиты.

Мировой опыт убедительно показывает, что создание адекватной, четкой модели подготовки госслужащих и формирования кадрового резерва в государственном аппарате управления имеет ключевое значение для эффективного функционирования всей системы управления государством. Страна только тогда может стабильно и успешно развиваться, когда обладает компетентным, высокопрофессиональным и ответственным корпусом администраторов-управленцев на всех уровнях.

Литература

1. Анискевич А. С. Массы и лидеры в условиях перехода от диктатуры к демократии // Вестник МГУ. 2004. № 2. С. 24-29.

2. Ильин И. Предпосылки творческой демократии / Ильин И. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С. 153-154.

3. Новикова О. С., Горбунов Ю. В. Региональные политические элиты России. М., 2005. 259 с.

4. Понеделков А., Старостин А. Формирование путей рекрутации административно-политических элит в современной России // Власть. 2007. № 6. С. 6.

5. Понеделков А. В. Политико-административные элиты России в середине 90-х гг. и 10 лет спустя (теоретический и прикладной аспекты анализа). Ростов н/Д, 2005. С. 381.

о; <

6. Симонян Р. Х. Элита или все-таки номенклатура? (Размышления о российском правящем слое) // Общественные науки и современность. 2009. № 2 С. 114-124.

7. Котлер Ю. Наш проект — важная составляющая систематизации власти: [сайт]. URL: http:// profkomanda.edinros.ru/article/40226 (дата обращения: 20.05.2012).

8. Об обновлении президентского резерва управленческих кадров («президентской тысячи»): Официальный сайт Администрации Президента РФ. URL: http://state.kremlin.ru/commission/3/ news/12456 (дата обращения: 10.05.2012).

9. Список «первой сотни» президентского резерва управленческих кадров: Официальный сайт Администрации Президента РФ. URL: http://state.kremlin.ru/face/9002 (дата обращения: 10.05.2012).

References

1. Aniskevich A. S. Masses and leaders in the conditions of transition from dictatorship to democracy // Vestnik of the Moscow State University. 2004. N 2. P. 24-29. i

2. Ilyin I. Creative democracy / Ilyin I. Homeland. Russian philosophy. Orthodox culture. M., 1992. ™ P. 153-154. ^

3. Novikova O. S., Gorbunov Yu. V. Regional political elite of Russia. M., 2005. 259 p. <

4. Ponedelkov A., Starostin A. Formation of ways of a recrutation of administrative and political > elite in modern Russia // Power. 2007. N 6. P. 6. о

5. Ponedelkov A. V. Political and administrative elite of Russia in the mid-nineties and 10 years L later (theoretical and applied aspects of the analysis). Rostov, 2005. P. 381.

6. Simonyan R. H. Elite or nomenclature? (Reflections about the Russian ruling layer) // Social sciences and the present. 2009. N 2. P. 114-124.

7. Kotler Yu. Our project — an important component of ordering of the power: [site]. URL: http:// profkomanda.edinros.ru/article/40226. (date: 20.05.2012).

8. About updating of a presidential reserve of civil service («presidential one thousand»): official site of Presidential Administration of the Russian Federation. URL: http://state.kremlin.ru/ commission/3/news/12456 (date: 10.05.2012).

9. List of «the first hundred» presidential reserve of civil service: official site of Presidential Administration of the Russian Federation. URL: http://state.kremlin.ru/face/9002 (date: 10.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.