Научная статья на тему 'Институционализация электронного правительства в информационной среде региона'

Институционализация электронного правительства в информационной среде региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И УСЛУГИ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / INFORMATION ECONOMY / STATE REGULATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / PUBLIC BENEFITS AND SERVICES / TRANSPARENCY / REGIONAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна, Безуглая Любовь Анатольевна

В статье теоретически обоснован институт электронного правительства, формирование которого в рамках институциональной модернизации российской экономики обеспечивает транспарентность целей, инструментов и результатов государственного регулирования, что особенно значимо на региональном уровне. Типизация институционального механизма повышения транспарантности правительства Ростовской области обеспечит существенное сокращение расходов на осуществление государственных закупок и повышение доступности и качества общественных благ для населения других регионов России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна, Безуглая Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the institute of the electronic government,which formation within institutional modernization of the Russian economy provides transparency of the purposes, tools and results of state regulation that is especially significant at regional level,is theoretically justified. Typification of the institutional mechanism of increase of a transparency of the govern-ment of the Rostov region will provide essential reduction of expenses on implementation of the state purchases and increase of availability and quality of the public benefits for the population of other regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Институционализация электронного правительства в информационной среде региона»

РАЗДЕЛ 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Белокрылова О.С., Безуглая Л.А.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА Аннотация

В статье теоретически обоснован институт электронного правительства, формирование которого в рамках институциональной модернизации российской экономики обеспечивает транспарентность целей, инструментов и результатов государственного регулирования, что особенно значимо на региональном уровне. Типизация институционального механизма повышения транспарантности правительства Ростовской области обеспечит существенное сокращение расходов на осуществление государственных закупок и повышение доступности и качества общественных благ для населения других регионов России.

Annotation

In the article the institute of the electronic government,which formation within institutional modernization of the Russian economy provides transparency of the purposes, tools and results of state regulation that is especially significant at regional level,is theoretically justified. Typification of the institutional mechanism of increase of a transparency of the government of the Rostov region will provide essential reduction of expenses on implementation of the state purchases and increase of availability and quality of the public benefits for the population of other regions of Russia.

Ключевые слова

Информационная экономика, государственное регулирование, электронное правительство, общественные блага и услуги, транспарентность, региональное правительство.

Keywords

Information economy, state regulation, electronic government, public benefits and services, transparency, regional government.

Реализуемая стратегия модернизации всех сфер общественной жизни России, прежде всего, включает модернизацию государства, поскольку сейчас на государственной гражданской службе занято 1,65 млн. чел. [2. С. 2], однако коэффициент их полезного действия чрезвычайно низок. Например, в сфере госзакупок, по словам Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, нецелевое использование средств, откаты и прямое воровство в 2010г. составили 1 трлн. руб. при об-

щем объеме закупок в 4 трлн. руб. В силу этого важнейшей составляющей общего модернизационного процесса выступает институциональная модернизация, в частности, обеспечивающая создание институционального механизма государственного регулирования в условиях формирующейся информационной экономики. Электронизация выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации показала, что в наибольшей мере развитию демократии способствует обеспечение

транспарентности системы государственного регулирования на основе использования современных ИТ-технологий, то есть институционализация открытого (электронного) правительства.

Институт открытого правительства целеориентирован на осуществление внутренних и внешних взаимоотношений государственных организаций в Интернете для оптимизации предоставления общественных благ (государственных услуг), повышения уровня участия населения и предпринимателей в государственном регулировании.

Конечно, в целом электронизация системы обеспечения потребностей общественного сектора как важнейшей функции публичного управления обеспечила рост экономии средств федерального и региональных бюджетов (2007 г. - 208 млрд. руб., 2008 г. - 251 млрд. руб., 2009 г. - 219 млрд. руб.,

2010 г. - 269 млрд. руб.), но институционализация электронного правительства как совокупности всех функций публичного управления объективно требует создания необходимых условий

[3]:

- внутриструктурного взаимодействия всех подсистем государственных учреждений на основе полной электронизации, обеспечивающей оперативность, подотчетность, прозрачность государства;

- информационно безопасного доступа к государственным услугам в онлайновом режиме;

- многообразия каналов эффективного оказания государственных услуг;

- международных стандартов, детерминирующих стандартизацию государственных услуг и их доступность всем категориям населения вне зависимости от их места проживания, языка общения и национальной принадлежности.

Таким образом, институционализация электронного государства обеспе-

чивает непрерывное движение целенаправленных потоков информации, способствующих расширению знаний и коммуникационного потенциала населения, а также сокращающих затраты времени на взаимодействие с органами власти всех уровней. В противном случае, этот формальный институт, не дополненный массовой институциональной практикой, лишь пополнит обширную информационную базу Интернета, превратившись в дорогостоящий источник информации, с низкой эффективностью используемый отдельными категориями пользователей.

В настоящее время перед российскими регионами стоит проблема выбора стратегии эффективного использования информационных технологий для поддержки процессов государственного регулирования. Необходимость широкомасштабного внедрения новых информационно-коммуникационных технологий требует изучения и использования передового опыта в данной области для решения многообразных задач организационного, финансового, технологического и нормативного характера.

Ростовская область по итогам 2011 года занимает 16 место по уровню внедрения электронного правительства с суммарным значением 150,25 балла, в том числе: государственные услуги -49,5 балла, муниципальные услуги -18,75 балла, прочие услуги - 40,0 баллов, техническое обслуживание - 28 баллов, сервисы - 14 баллов [6].

Созданный в Ростовской области Координационный совет по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства наделен следующими функциями: обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти области с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области и организациями по вопросам

внедрения и развития информационнотелекоммуникационных технологий и оказания государственных услуг в электронной форме, то есть более качественное предоставление общественных благ; стимулирование развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области, агрегирование межведомственных информационных систем и инфраструктуры электронного правительства; создание государственных информационных систем, их эксплуатацию, модернизацию и повышение эффективности функционирования [5].

Существенную роль в институционализации электронного правительства Ростовской области играет долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий на 2010-2014 годы» с общим объемом финансирования 3,5 млрд.руб., в том числе средства областного бюджета - 3,2 млрд.руб., средства федерального бюджета - 0,3 млрд.руб. [4]. Главная цель программы - расширение доступа граждан к информации для осуществления своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям области. Для ее реализации поставлены следующие приоритетные задачи: повышение готовности чиновников и населения к информационнокоммуникационному взаимодействию в ключевых сферах социально-

экономического развития области; формирование и институциональная эволюция архитектуры «электронного правительства»; формальная институционализация электронных форм взаимодействия, обеспечение достоверности их информационных потоков; достижение массовости институциональной практики использования электронной цифровой подписи в процессах электронного взаимодействия; формальная

институционализация расширенного использования новых ИКТ.

Институционализация электронного правительства региона целеориен-тирована, прежде всего, на обеспечение доступности для стейколдеров посред-ствам Интернета всего комплекса государственных услуг как особой категории общественных благ. В силу этого эффективность институциональной эволюции электронного правительства региона оценивается количественнокачественными параметрами оказания государственных услуг населению и бизнес-сообществу в общей информационной среде. Проведение оценки предполагает, прежде всего, определение перечня электронных государственных услуг, оказываемых каждым из ведомств, и институционализацию (регламент) процедур их оказания, а также приоритетность реализации.

Стремительный старт портала государственных услуг Ростовской области в 2009 году обеспечил реализацию первого и второго этапа эволюции процесса электронизации государственных услуг - информатизацию стейкхолдеров и выставление образцов и форм документов для граждан и организаций на сайте тогда администрации Ростовской области. По состоянию на 01.01.2012 на портале государственных услуг Ростовской области институционализировано 55 видов государственных услуг в электронном виде. Достаточно успешное начало детеминировало рост ожиданий стейкхолдеров относительно перспектив развития электронного правительства и упрощения процедур взаимодействия с органами власти за счет использования ИКТ. Но если этапы информирования о госуслугах и доступности образцов документов были реализованы достаточно быстро и в рамках одного технологического решения, то переход к трансакционному взаимодействию граждан и государства предполагает создание целостного комплекса взаимо-

увязанных информационных систем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время государственные услуги предоставляются через многофункциональные центры (МФЦ). В Ростовской области в 11 муниципальных образованиях функционирует 31 многофункциональный центр, причем начато их создание лишь в 2007 г. До конца 2012 года МФЦ появятся во всех муниципальных образованиях. Еще одним шагом на пути к электронному правительству является внедрение универсальных электронных карт, которые разрабатываются с учетом международного опыта в целях повышения качества предоставления государственных услуг, более эффективной реализации государственных функций по взаимодействию с гражданами и бизнесом, а также повышения в целом результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Карта будет содержать приложения нескольких уровней: федерального (паспортные данные, страховое, пенсионное и банковское приложение) и регионального (транспортное, налоговое, социальное, дисконтные и иные приложения) [5]. В 2011 г. из бюджета Ростовской области 15,5 млн.руб. направлено

Институционализация электронного правительства - достаточно слож-

на создание и поддержание инфраструктуры универсальных электронных карт [4], которые впервые внедрены в Красноярском крае.

В Ростовской области также завершена реализация нескольких крупных проектов в области развития электронного правительства:

1. Создано единое информационное пространство Правительства области, всех муниципальных образований области и 28 органов исполнительной власти, включая системы видеоконференцсвязи Правительства области с административными центрами муниципальных образований, внедрена система электронного документооборота «Дело», система криптографической защиты информации, корпоративная электронная почта, а также цифровая электронная подпись.

2. Для информирования населения создан портал www.donland.ru, на котором регулярно публикуется информация о деятельности Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти области, признанный в

2011 г. лучшим в России (в 2010г. -вторым) по степени информационной открытости (84,921 балла из 100 возможных) [1] (рисунок 1)

ный процесс с большим количеством разнородных факторов. С одной сторо-

Рис. 1. Рейтинг информационной доступности официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти [1]

ны, он базируется на существенных институциональных изменениях в обществе, обеспечивающих повышение готовности граждан и бизнеса к пользованию сервисами электронного государства. С другой стороны, государственные органы должны перестроить свою деятельность в направлении повышения ее информационности и транспарентности.

Таким образом, институционализация электронного правительства на региональном уровне обеспечивает снижение затрат бизнеса и граждан на выполнение регулирующих и административных требований за счет использования онлайновых методов взаимодействия с государством, тем самым положительно воздействуя как на производительность коммерческого сектора, так и на уровень жизни населения области.

Библиографический список

1.Итоговой сводный рейтинг информационной доступности официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2011 году // www.svobodainfo.ru

2.Кузьмин В. Чиновник от конкурса // Российская газета. 2012. 15 марта

2. Методические рекомендации по организации нормативного правового обеспечения перехода на предоставление органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг в электронном виде // www.minsvyaz.ru

3.Постановление администрации Ростовской области от 02.12.2009 № 640 Областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» // www.donland.ru

4. Проект Постановления правительства Ростовской области «О Координационном совете по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области» // www.donland.ru

5.Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2012 г. // Госменеджмент. 2012. № 2.

6.Уланова Т. На пути к электронному правительству. 24.10.2011 //

www.donland.ru

Bibliographic list

1.The summarized rating of the informational availability of the official sites of the highest executive bodies of state power of the subjects of Russian Federation in 2011 / / www.svobodainfo.ru

2.Kuzmin V. The official from competition / / The Russian newspaper. In 2012. March 15

3.The methodical recommendations on accomplishing of the legal support of transition to electronic functioning of the executive bodies of Russian Federation including the local and municipal bodies / / www.minsvyaz.ru

4.The resolution of the Rostov region authorities № 640 dated by 02.12.2009 Regional long-term target programme “The development and usage of informational technologies and telecommunications in Rostov region during period from 2010 to 2014”/ / www.donland.ru

5.The prospect of the resolution of the Rostov region government "About the Coordinating Council on development of informational society informing the electronic government in Rostov Region” / / www.donland.ru

6.The rating of the Russian Federation

subjects on the level of implementing of the electronic government on the 1-st of January , 2012 / / The state

management. In 2012. № 2.

7.Ulanova T. On the way to the electronic government. 24.10.2011 / / www.donland.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.