Научная статья на тему 'Институциональная среда интернет-коммуникаций в рамках электронного правительства как базового института информационной экономики'

Институциональная среда интернет-коммуникаций в рамках электронного правительства как базового института информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК / SOCIETY INFORMATIZATION / REGIONAL INFORMATIZATION / INSTITUTION-ALIZATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT / MINIMIZATION OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглая Л. А.

Трансформация народно-хозяйственной системы, развитие бизнеса и рыночных структур сопровождаются увеличением потребностей в качественной, оперативной, достоверной информации, удовлетворение которой возможно только на основе широкомасштабной информатизации как экономики в целом, так и отдельных ее уровней, и в первую очередь, регионального. В случае, когда информация трактуется как основной элемент, ресурс экономического потенциала региональной системы, оценка масштабов и степени развития информатизации представляется особо актуальной. Цель информатизации на региональном уровне обеспечение требуемого уровня информированности общества, определяемого полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому субъекту в процессе его хозяйственной деятельности, через создание информационной инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование современных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безуглая Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional environment of the internet communications with in frame e-government us the basic institutions information economy

Transformation of national economic system, development of businesses and markets are followed by the growing demand of adequate, high-quality, operative and reliable information that requires a huge informatization of whole economy and its different levels, especially the regional one. When information is considered as a main element, economical potential of the regional system, estimation of scale and levels of informatization gains a huge importance. The goal of informatization on the regional level is to provide a necessary level of society awareness that is determined by completeness, accuracy and timeliness of information which every agent needs. This can be achieved by creation of informational infrastructure which is an essential element for the effective functioning of modern economical systems.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда интернет-коммуникаций в рамках электронного правительства как базового института информационной экономики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ Б РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАБИТЕЛЬСТБА КАК БАЗОБОГО ИНСТИТУТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

БЕЗУГЛАЯ Л.А.,

аспир ант каф едры «Экономическая т е ор ия» э ко н омиче ского факультета, Южный федеральный университет, e-mail: bezuglayal08@rambler.ru

Трансформация народно-хозяйственной системы, развитие бизнеса и рыночных структур сопровождаются увеличением потребностей в качественной, оперативной, достоверной информации, удовлетворение которой возможно только на основе широкомасштабной информатизации как экономики в целом, так и отдельных ее уровней, и в первую очередь, регионального. В случае, когда информация трактуется как основной элемент, ресурс экономического потенциала региональной системы, оценка масштабов и степени развития информатизации представляется особо актуальной. Цель информатизации на региональном уровне - обеспечение требуемого уровня информированности общества, определяемого полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому субъекту в процессе его хозяйственной деятельности, через создание информационной инфраструктуры, без которой невозможно эффективное функционирование современных экономических систем.

Ключевые слова: информатизация общества; региональная информатизация; институционализация электронного правительства; минимизация издержек.

INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE INTERNET COMMUNICATIONS WITH IN FRAME E-GOVERNMENT US THE BASIC INSTITUTIONS INFORMATION ECONOMY

BEZUGLAYA L.A.,

post-graduate student of the chair «Economic theory» of economic faculty, Southern Federal University, e-mail: bezuglayal08@rambler.ru

Transformation of national economic system, development of businesses and markets are followed by the growing demand of adequate, high-quality, operative and reliable information that requires a huge informatization of whole economy and its different levels, especially the regional one. When information is considered as a main element, economical potential of the regional system, estimation of scale and levels of informatization gains a huge importance. The goal of informatization on the regional level is to provide a necessary level of society awareness that is determined by completeness, accuracy and timeliness of infor-mation which every agent needs. This can be achieved by creation of informational infrastructure which is an essential element for the effective functioning of modern economical systems.

Keywords: society informatization; regional informatization; institution-alization of the electronic government; minimization of expenses.

JEL classification: L86, O43.

Возрастающая роль информатизации в развитии экономики региона, необходимость комплексного исследования ее тенденций, закономерностей, условий и перспектив эффективной реализации обусловливают актуальность и, целесообразность разработки, апробации и совершенствования методов оценки уровня информатизации в формате регионального развития (Юсупов, Заболотский, 2000. С. 8). Оценка информационных потребностей региона базируется на их общей классификации: материально-духовная деятельность - информационная потребность - информационная деятель-

© Л.А. Безуглая, 2013

ность - потребление информации. Формирование и развитие информационных потребностей населения предполагает создание таких условий, при которых у человека в процессе его деятельности возникает необходимость и интерес к повышению своего уровня информированности.

Ускорение процесса региональной информатизации непосредственно определяется приоритетными задачами модернизации государственного управления и стратегией социально-экономического развития региона. В силу этого она выделяется в качестве особого и самостоятельного объекта государственной политики.

Государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» ориентировала региональные органы власти на использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития регионов. В Ростовской области развитие и использование информационно-коммуникационных технологий регламентируется постановлением Администрации Ростовской области от 02.12.2009 № 640 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы». По окончании реализации мероприятий, отраженных в программе, планируется достижение соответствующих целевых показателей: количество государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, увеличится с 2586 по состоянию на 01.01.2012 до 3623 на 01.01.2015 г.; количество первоочередных государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, с 44 до 58; количество обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться новыми технологиями, с 60,0 % до 98,3 %; доля медицинских организаций, которые могут использовать интернет-технологии, с 40,0 % до 83,4 %; доля государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам и хозяйствующим субъектам с использованием ИКТ, с 21,0 % до 94,0 %; количество мероприятий, проводимых к в 2014 г. с использованием технических средств ситуационного центра Правительства области, - с 10,0 % до 57,0 %; доля государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, в общем количестве услуг к 2015 г. составит 75 %.

Оценка взаимодействия органов федерального и регионального уровня в процессе региональной информатизации позволяет предложить основные направления, способствующие повышению степени региональной информатизации с позиций компетенций федеральных и региональных органов исполнительной власти (рис. 1).

Рис. 1. Направления взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в целях повышения уровня информатизации региональной экономики1

Региональные органы власти целеориентированы на внедрение общих стандартов и типовых программ технических решений в отношении использования ИКТ как важнейшего условия упрощения и удешевления собственной деятельности в сфере региональной информатизации. Для достижения этих целей необходимо снятие необоснованных ограничений, связанных с режимом секретности определенной пространственной информации, используемой при составлении планов территориального развития с применением геоинформационных технологий. Наиболее сложной проблемой является совершенствование механизма финансирования региональной информатизации, поскольку оно осуществляется в основном в рамках региональных целевых программ и проектов, а также за счет средств бюджетов отдельных ведомств. В контексте преодоления информационного неравенства целесообразно также, по нашему мнению, формирование госу-

1 Составлено автором.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

16

Л.А. БЕЗУГЛАЯ

дарственного фонда, из которого регионам должны будут выделяться субсидии на развитие региональной информационной инфраструктуры.

Модель системы региональной информатизации позволяет представить ее как системный процесс, состояние всех элементов которого на определенном уровне декомпозиции определяет степень информатизации регионального экономического пространства. Данная модель состоит из трех подсистем: информационные потребности, информационная инфраструктура, информационный потенциал. Подсистема «Информационные потребности» содержит их основные характеристики, отражающие отраслевую специализацию региона, уровень управления, на котором возникает та или иная информационная потребность; образовательный уровень, необходимый для ее удовлетворения с помощью информационный технологий; тип по отношению к субъекту (массовые и индивидуальные). Подсистема «Информационная инфраструктура» включает основные ее элементы, обеспечивающие развитие информатизации экономического пространства региона: финансовая, институциональная, организационная, техническая. Подсистема «Информационный потенциал» содержит его основные характеристики на уровне региональной экономической подсистемы: степень профессионализма кадров в контексте типизации использования инструментов информатизации на региональном уровне; степень социализации информатизации в контексте ее востребованности.

Одной из проблем управления региональной информатизацией является оценка ее состояния и перспектив развития в условиях современной внешней экономической нестабильности, опирающаяся на данные мониторинга. Поэтому важнейшим принципом мониторинга выступает отбор релевантной и предотвращение сбора избыточной информации, анализ только основных факторов и характеристик состояния, структуры объекта управления.

Наряду с ускорением экономического развития региона, институционализация электронного правительства как направление региональной информатизации обеспечивает реализацию важнейшего демократического принципа гражданского общества - права населения на осуществление контроля за деятельностью органов власти. Институционализация (формальная и неформальная) электронного правительства на региональном уровне не только повышает качество государственного управления и снижает затраты населения и предприятий на осуществление взаимодействия с органами власти, но и превращает широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий в массовую институциональную практику, стимулируя общение населения с чиновниками в виртуальной среде, обеспечивающей их дистанцирование.

Несмотря на позитивные тенденции развития информатизации в России, темпы внедрения информационнокоммуникационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления существенно ниже, чем в других сферах, а применение ИКТ в региональном управлении носит ярко выраженный внутриведомственный характер. Внедрение электронного правительства практически во всех регионах идет по типовому образцу, но не равномерно. Ростовская область по итогам 2012 г. занимает 16 место по уровню внедрения электронного правительства с суммарным значением 150,25 баллов, ухудшив свое положение на 4 позиции.

Готовность регионов к запуску электронного правительства наблюдается не только в общероссийских масштабах, но и в рамках федеральных округов. Три субъекта Федерации, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ, только во втором полугодии 2012 г. приступили к оказанию некоторых государственных услуг в электронном виде, т. е. к институционализации электронного правительства: Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика.

Создание Координационного совета как нового института Ростовской области по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства обеспечивает реализацию следующих функций - обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями по вопросам внедрения и развития информационно-телекоммуникационных технологий и оказания государственных услуг в электронном формате; формирование электронного правительства, создание и развитие межведомственных информационных систем и инфраструктуры электронного правительства; создание государственных информационных систем, их эксплуатация, модернизация и повышение эффективности функционирования.

Целеориентация процессов институционализации электронных государственных услуг на их стандартизацию через соответствующие регламенты их оказания позволяет обеспечить высокое качество сервиса с его систематическим повышением, что позволяет снизить стоимость оказания услуги с помощью внедрения технологий самообслуживания через каналы Интернет, а также уменьшить коррупционную составляющую при оказании услуги. Институционализация электронных государственных услуг предполагает превращение электронной формы их предоставления и получения в массовую институциональную практику, что требует значительных организационных и административных преобразований. Осложняет процесс институционализации электронного правительства на всех уровнях необходимость обеспечения непрерывности и стандартности услуги в ситуации, когда в процессе ее оказания задействованы системы различных госорганов и высока вероятность риска неожиданных изменений регламентов их деятельности.

Новым шагом на пути институционализации электронного правительства на мезоуровне является внедрение универсальных электронных карт, которые разрабатываются с учетом международного опыта в целях повышения качества предоставления государственных услуг. В 2011 г. из бюджета Ростовской области выделено 15,5 млн руб. (Уланова, 2011) на создание и поддержание инфраструктуры универсальных электронных карт, которые впервые внедрены в Красноярском крае.

Углубление процесса институционализации электронного правительства в формате региона предполагает жесткую регламентацию процесса предоставления государственных услуг в электронном виде, целеориентированную прежде всего на дистанцирование чиновника и получателя услуги (физического или юридического лица) с целью предотвращения коррупции, а также на минимизацию издержек экономических субъектов при получении государственных услуг. Минимизация издержек населения и бизнеса при получении государственной услуги заключается в сокращении временных, трудо- и денежных затрат на личное присутствие в различных госорганах, а также снижении их коррупционных издержек на преодоление административных барьеров.

ЛИТЕРАТУРА

Голосов О.В. (2012). Состояние и основные тенденции российского рынка информационных технологий. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 5.

Гусарова Е.Ю. (2010). Трансформация институциональной структуры в условиях информационной экономики. Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И.Вавилова. № 4.

Илющенко Т.М. (2013). Электронное правительство как механизм управления регионом. Экономика и предпринимательство. Т. 7. № 1.

Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2013 года. Доступно на: www.gosman.ru.

Сухарев О.С. (2012). Информационная экономика, трансакционные издержки и развитие. Журнал экономической теории. № 1.

Уланова Т. (2011) На пути к электронному правительству. Доступно на: www.donland.ru.

ШвецовА.Н. (2012). От ведомственной информатизации к «электронному правительству»: удался ли инновационный прорыв? Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Т. 5. № 6.

Юсупов Р.М., Заболотский В.П. (2000). Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука.

Connors M. (2007). The Race to the Intelligent State: Towards the Global Information Economy of 2005. Oxford, UK; Cambridge Mass.: Blackwell Business.

Naisbitt J. (2008) Megatrends: ten new directions transforming our lives. N.Y.: Warner Communications.

REFERENCES

ConnorsM. (2007). The Race to the Intelligent State: Towards the Global Information Economy of 2005. Oxford, UK; Cambridge Mass.: Blackwell Business.

Golosov O.V. (2012). Status and trends of Russian information technology market. Tambov University Review. The Humanities Series. № 5.

Gusarova E.Y. (2010). Transformation of the institutional structures in the conditions of information economy. The Bulletin of Saratov State Agrarian University in Honor of N.I. Vavilov. № 4.

Ilushenko T.M. (2013). E-government as a mechanism for regional management. Journal «Economy and Entrepreneurship». V. 7. № 1.

Naisbitt J. (2008) Megatrends: ten new directions transforming our lives. N.Y.: Warner Communications.

Ranking of E-government Implementation in Russian Regions - data on January 1. 2013 Available at: www.gosman.ru. (In Russian).

ShvecovA.N. (2012). From the Departmental Informatization to the «E-Government»: Whether Innovative Breakthrough Success? Problem analysis and public administration projection. V. 5. № 6.

Suharev O.S. (2012). Information economy, transaction cost and development. Journal of economic theory. № 1.

Ulanova T. (2011). On a way to the E-government Available at: www.donland.ru. (In Russian).

Yusupov R.M., Zabolotskii V.P. (2000). Scientific and methodological foundations of informatization. Saint-Petersburg: Nauka Publishers.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.