Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ'

ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казахстанское студенчество / правовая культура / правовая грамотность / типы специальностей. / kazakhstani students / legal culture / legal literacy / types of specialties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айменов Айдар Жамбулович

По результатам авторского социологического исследования методом анкетирования, проведенного в 2021 году среди студентов гуманитарных и технических факультетов Казахстанского университета Дружбы Народов имени А. Куатбекова (КУДН), Шымкент, выявлен низкий уровень правовой культуры казахстанского студенчества. Составлен рейтинг институциальных факторов формирования их правовой грамотности, где на первом месте – интернет, на втором месте школа, вуз Остальные институты (СМИ, семья значительно отстают по своему влиянию на правосознание молодого поколения. Конкретизирован двойственный характер влияния интернета. С одной стороны, он повышает уровень правовой осведомленности студентов, с другой нередко упрощает и неточно интерпретирует правовые нормы, что снижает его практическую полезность для формирования правовой культуры студентов В вузе немалое влияние оказывает характер будущей специальности: обучающиеся по технической специальности (чаще юноши) активнее замечают правонарушения, больше осведомлены о правовых аспектах своей будущей трудовой и профессиональной мобильности. Гуманитарии (чаще девушки) лучше осведомлены о своих правах в обыденной и частной сфере. В этом проявляется влияние казахстанской традиционности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF KAZAKHSTANI STUDENTS

According to the results of the author's sociological research by the method of questioning, conducted in 2021 among students of the humanitarian and technical faculties of the Kazakhstan Peoples' Friendship University named after A. Kuatbekov (KUDN), Shymkent, a low level of legal culture of Kazakhstani students was revealed. A rating of institutional factors in the formation of their legal literacy has been compiled, where the Internet is in the first place, the school and the university are in second place Other institutions (the media, the family are significantly lagging behind in their influence on the legal consciousness of the younger generation. The dual nature of the influence of the Internet has been specified. On the one hand, it increases the level of legal awareness of students, on the other hand, it often simplifies and inaccurately interprets legal norms, which reduces its practical usefulness for the formation of the legal culture of students At the university, the nature of the future specialty has a considerable impact: students in a technical specialty (more often young men) are more active in noticing offenses, more aware of the legal aspects of their future labor and professional mobility. Humanitarians (more often girls) are better aware of their rights in the everyday and private sphere. This is the influence of Kazakhstan's traditionalism.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ»

Айменов А.Ж.

ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.3.4-11

Аннотация. По результатам авторского социологического исследования методом анкетирования, проведенного в 2021 году среди студентов гуманитарных и технических факультетов Казахстанского университета Дружбы Народов имени А. Куатбекова (КУДН), Шымкент, выявлен низкий уровень правовой культуры казахстанского студенчества. Составлен рейтинг институциальных факторов формирования их правовой грамотности, где на первом месте - интернет, на втором месте школа, вуз Остальные институты (СМИ, семья значительно отстают по своему влиянию на правосознание молодого поколения. Конкретизирован двойственный характер влияния интернета. С одной стороны, он повышает уровень правовой осведомленности студентов, с другой - нередко упрощает и неточно интерпретирует правовые нормы, что снижает его практическую полезность для формирования правовой культуры студентов В вузе немалое влияние оказывает характер будущей специальности: обучающиеся по технической специальности (чаще юноши) активнее замечают правонарушения, больше осведомлены о правовых аспектах своей будущей трудовой и профессиональной мобильности. Гуманитарии (чаще девушки) лучше осведомлены о своих правах в обыденной и частной сфере. В этом проявляется влияние казахстанской традиционности.

Ключевые слова: казахстанское студенчество, правовая культура, правовая грамотность, типы специальностей.

Правовые знания входят в категорию обязательных для каждого индивида. Это объясняется прежде всего тем, что право выполняет функцию регулирования социальных отношений и защиты от несправедливости. Следовательно, знания прав обеспечивает человеку безопасность и дают возможность законно решать спорные ситуации. Кроме того, знание гражданами своих прав и обязанностей является одним из важнейших показателей наличия в государстве гражданского общества, в котором люди чувствуют себя социально защищенными и доверяют правовым институтам. Такое общество функционирует стабильно, а его дальнейшее развитие можно успешно прогнозировать.

Анализ научных работ показывает, что вопрос правовой культуры достаточно хорошо изучен. Проблемы роли права в жизни общества на протяжении многих лет интересовали как зарубежных, так и российских исследователей. Правовая культура и сегодня находится в центре внимания исследователей как в России (К.А. Грандонян [1], В.А. Затонский, И.А. Исаева [2], Э.С. Насурдинова [3], В.А. Митрохин [4], И.Ю. Тягаенко [5] и др.), так и в Казахстане (Г.Р. Абсаттаров [6], А.С. Бижигитова [7], Е.Т. Джарлыкасымов [8], В.В. За-городский, Д.Т. Теменова [9], М.Ш. Какимова, А.Ж. Сы-

здыкова [10]). При этом особый акцент делается на проблемах формирования правовой культуры у российской (Ю.Р. Вишневский [11], Е.И. Григорьева [12], М.А. Дорофеева [13], С.Е. Карпова [14], И.В. Кольжанов [15], Д.А. Рогатых [16]), и казахстанской (Г.Р. Абсаттаров [17], Б.М. Таскенов [18], Г.Р. Шамьенова [19]) молодежи. Авторы анализируют особенности становления правовой культуры молодежи. Вместе с тем, эффективные пути повышения правовой культуры казахстанцев и особенно молодежи се еще не выработаны, правовая грамотность среди населения страны остается невысокой. Более того, в Республике Казахстан испытывается жесткий дефицит социологических исследований факторов формирования правовой культуры у молодежи и (особенно) студентов, что и обусловило авторское обращение к данной теме.

Правовая культура - важнейший элемент правовой системы, она представляет собой духовную сторону права, воздействует на другие составляющие и отражает состояние правовой сферы, а также культуру поведения индивидов в области права. Правовая грамотность является показателем уровня правовой культуры казахстанцев, она включена в ее структуру и предполагает осведомленность о законах, правах, обязанностях, а также умение приме-

нять эти знания на практике. Уровень правовой культуры измеряется с помощью основных индикаторов: правовых установок, правовой осведомленности (грамотности) и правовой активности. А влияние на эти показатели правовой культуры осуществляется посредством правового воспитания и обучения.

В отличие других характеристик, правовая культура формируется не столько в семье, сколько посредством других социальных и правовых институтов. Существуют различные объективные и институциональные факторы, оказывающие влияние на правовую грамотность. К основным можно отнести: СМИ, образование, интернет, государство, семью, наличие правового государства [20]. У каждого из этих факторов есть свои особенности, влияющие на правовые знания студентов. Для того чтобы повысить уровень правовой грамотности студенческой молодежи, нужно понимать, с помощью каких механизмов она формируется, какие факторы воздействуют на ее уровень в данной среде. Образование и интернет как объективные факторы наиболее интересны, так как чаще присутствуют в повседневной жизни студентов. Поэтому важно определить характер их влияния на формирование правовой культуры студенчества.

Эти позиции и были заложены в основу авторского социологического исследования студентов гуманитарных и технических факультетов Казахстанского университета Дружбы Народов имени А. Куатбекова (КУДН), Шымкент, проведенного в 2021 году методом анкетирования. По вероятностной квотной выборке было опрошено 486 студентов различных специальностей всех курсов. Критерии отбора - факультет, курс, возраст, пол. Результаты опроса обрабатывались на базе программы SPSS.

Образование, которое получают студенты взаимосвязано с правовым воспитанием, направленным на получение правовых компетенций. Так как в ходе образовательного процесса студенты получают общие представления о пра-

вовых процессах, происходящих в обществе, а также усваивают правовые установки. В зависимости от выбранной специальности, в образовательные программы включены различные дисциплины, направленные на повышения уровня правовой осведомленности студентов. Специальность студентов предполагает изучение дисциплин прямо или косвенно связанных с правовой областью. На технических и гуманитарных специальностях есть различие в количествах правовых дисциплин, и часах, выделяемых на их изучение. Поэтому интересно посмотреть, как выбранная специальность влияет на уровень правовой грамотности и есть ли между ними существенные различия в знании прав.

Результаты данных (Таблица 1) говорят о большом сходстве уровня правовых знаний студентов. Различия в основном составляют десятые доли процентов. Студенты технических и гуманитарных специальностей почти одинаково осведомлены о своих правах. Студенты гуманитарных специальностей немного лучше знают такие права как: право на жизнь, на неприкосновенность жилища, на социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду, на образование. А студенты технических специальностей больше осведомлены о праве на свободу и личную неприкосновенность, на тайну переписки и телефонных переговоров, на частную собственность, на медицинскую помощь, на участие в оправлении правосудия.

Уровень правовой культуры студенческой молодежи выражается в знании основных законов, где закреплены базовые права (Таблица 2). В данном случае также наблюдаются сходные показатели. Больше всего студентам известны Конституция РК (Республики Казахстан), Гражданский кодекс, Трудовой кодекс. Однако их известность не превышает 11-13,5%, что свидетельствует о низком уровне их осведомленности. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что студенты технических специальностей чаще отмечали следующие законы, о знание которых они осведомлены: трудовой кодекс, закон на свободное пе-

Таблица 1

Влияние специальности респондента на знание прав, % по правам

Базовые права Специальность По выборке

техническая гуманитарная

право на жизнь 10,8 11,5 11,1

на свободу и личную неприкосновенность 11,4 11,3 11,4

тайну переписки, телефонных переговоров 10,6 10,4 10,5

на неприкосновенность жилища 8,3 8,7 8,5

право на частную собственность 10,8 10,5 10,7

на медицинскую помощь 10,2 9,5 9,9

на социальное обеспечение 7,9 8 7,9

участвовать в оправлении правосудия 3,8 3,2 3,6

на благоприятную окружающую среду 6,8 7,2 7

право на образование 11,1 11,3 11,2

выплату заработной платы, возмещение вреда, информацию об условиях труда 8,2 8,4 8,3

Итог 100 100 100

редвижение, Закон РК об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закон о защите прав потребителей, кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон «О порядке выезда из РК и въезда в РК. Иными словами, «технари», где больше обучается юношей, прагматично интересуются правовыми основами своей будущей трудовой, публичной деятельности, профессиональной мобильности.

Студенты гуманитарных специальностей- конституцию РК, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Жилищный кодекс, Закон об основных гарантиях прав ребенка в РК. Можно видеть, что, во-первых, студенты технических специальностей действительно знают больше основных законов, а во-вторых анализ двух таблиц сопряженности позволил выявить интересную закономерность, в целом студенты гуманитарных специальностей, где больше доля девушек, показывают более высокий уровень знания прав, связанных с бытовой, частной жизнью (семейный кодекс, гражданский кодекс, жилищный кодекс, закон о правах ребенка). Таким образом, доминирующая традиционная казахстанская гендерная культура значимо влияет на правовые интересы студентов

Знание о том куда нужно обращаться в случае нарушения прав также отражает уровень правовой грамотности

(Таблица 3). Результат показывает, что лучше осведомлены о том, куда нужно обращаться студенты гуманитарной специальности - 51,9%. Не знают куда нужно обращаться 59,4% студентов технической специальности. Это может говорить о том, что люди, обучающиеся на гуманитарной специальности, больше интересуются тем, как можно решить проблему правовой несправедливости.

Столкновение с правонарушениями является еще одним показателем правовой грамотности. Только тот, кто лучше осведомлен о своих правах может чаще замечать правонарушение (Таблица 4). Анализ данных показал, что студенты технической специальности чаще сталкиваются с нарушением своих прав - 57,4%. Студенты гуманитарии отметили что гораздо реже сталкивались с такими ситуациями - 42,6%. Данные по этому показателю, могут свидетельствовать о том, что студенты гуманитарных специальностей либо реже оказываются в конфликтных ситуациях, либо реже замечают правонарушения, а значит, их уровень правой грамотности может быть ниже, чем у студентов технической специальности. Таким образом, при достаточно низком уровне правовой культуры всех студентов наблюдается влияние будущей специальности на характер усвоения отдельных законов, прав и обязанностей.

Таблица 2

Влияние специальности респондента на знание законов, % по законам

Законы Специальность По выборке

техническая гуманитарная

Конституция РК 13,3 13,9 13,5

Гражданский кодекс 12 12,2 12,1

Трудовой кодекс 11,7 10,6 11,3

Семейный кодекс 9 10 9,5

Жилищный кодекс 5,4 6 5,7

Закон на свободное передвижение 8,6 7,2 8

Закон РК об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 7,4 6 6,8

Закон о защите прав потребителей 11,7 11,4 11,6

Кодекс об административных нарушениях 7,5 7,2 7,4

Закон «О порядке выезда из РК и въезда в РК 6,2 6 6,1

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РК 7,1 9,2 8

Итог 100 100 100

Таблица 3

Влияние специальности респондента на знание о том, куда нужно обращаться в случае нарушения, % по специальности

Куда нужно обращаться, если права были нарушены Специальность Итого

техническая гуманитарная

Знают 48,1% 51,9% 100,0%

Не знают 59,4% 40,6% 100,0%

По выборке 53,5% 46,5°% 100,0%

Влияние специальности респондента на ситуации, связанные с нарушением прав, % по специальности

Сталкивались ли с нарушением прав Специальность Итого

техническая гуманитарная

Да 57,4% 42,6% 100,0%

Нет 51,5% 48,5% 100,0%

По выборке 53,5% 46,5% 100,0%

Не менее важным является то, откуда студенты получают правовую информацию. Наиболее распространенным источником правовой информации стал интернет - 22,1 % опрошенных. 19% указали, что помнят свои права со школы, а 17,2% узнают о своих правах из учебников и учебных пособий. Из первоисточников-текстов законов правовую информацию узнают 11,1%. 10,4% респондентов узнают о своих правах от родителей, 7,8% - от сверстников. Телевидение и различные мероприятия для большинства не являются источником правовой информации, этот ответ выбрали всего - 4,2%. Реже всего выбирали газеты и журналы - 2,8% и радио 1 % респондентов.

В ходе опроса студентов выказали склонность получать правовую информацию из различных СМИ, групп в социальных сетях. Первоисточники правовой информации не очень популярны в студенческой среде, то и объясняет их невысокой уровень правовой грамотности. Стремление обратиться к первоисточнику предполагает принятие дополнительных действий, усилий.

Школа как один из основных институциональных источников правовой информации оказывает достаточно сильное влияние правовую грамотность студентов. Во многих учебных заведениях введены курсы права, где закладываются основы правовой культуры учащихся. Однако на практике они часто мало связаны с конкретной реальностью, нередко излишне формализованы и студенты не учатся применять их в жизнь. То, что студенты в основном не получают правовую информацию от своего ближайшего окружения, говорит о низком уровне правовой грамотности всего казахского населения, их родителей, друзей, знакомых

Результаты авторского исследования позволяют говорить о том, что для большинства студентов интернет является приоритетным источником получения правовой информации. Но у этого источника есть немало своих особенностей, которые так или иначе сказываются на правовой культуре студенческой молодежи. Поэтому важно проследить характер его влияния на формирование правовой грамотности студенчества.

Большинство респондентов получающих правовую информацию из этого источника показывают неплохие правовые знания (Таблица 5). Так, студенты, которые используют интернет для получения правовых знаний, чуть лучше

знают такие права, как: право на тайну переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, на частную собственность, на медицинскую помощь, на социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду, на образование. Только права, связанные с конкретной деятельностью (право на жизнь, на участие в оправлении правосудия, выплату заработной платы, возмещение вреда, информацию об условиях труда) лучше знают те, то не прибегает к интернету как источнику правовой информации. Видимо эти права касаются конкретной практики и злободневных проблем, поэтому здесь важно обратиться за консультацией к профессионалам. Тем не менее данные показывают, что интернет является важным источником получения знаний о некоторых базовых правах, не смотря на то, что интернет-информация может быть расплывчатой, неполной, содержать дезинформацию и т.д.

Анализируя интернет как фактор знания законов, содержащих другие не менее важные права, выяснилось, что тут преобладают пересказы других источников. (Таблица 6) Из интернета респонденты узнают некоторые права трудового кодекса -11,5%, жилищного кодекса - 5,9%, закон о защите прав потребителей - 12,2%, Кодекс об административных нарушениях - 7,5%, Закон «О порядке выезда и въезда в РК - 6,2%. Такие законы как: конституция - 14,2%, гражданский кодекс - 13,2%, семейный кодекс - 9,8%, закон на свободное передвижение - 8,3%, закон об основных гарантиях прав ребенка - 8,6% студенты узнают из других источников. Скорее всего студенты знают эти базовые права со школы так как этот правовой источник находится на втором месте по выбору ответов. Можно сделать вывод, что интернет конечно же является важным правовым источником, и дает некоторые правовые знания, однако эта информация дается неполно, в кратком изложении.

В интернете содержится большое количество различной правовой информации, в том числе и о том, куда нужно обращаться в случае нарушения прав (Таблица 7). Можно узнать какие существуют правозащитные структуры, как организована их деятельность и смогут ли они предоставить правовую помощь в случае, если права были нарушены. Поскольку общая правовая грамотность предполагает знания правозащитных организаций, необходимо проследить реальное влияние интернета как источника правовой

Влияние интернета на знание базовых прав, % по правам

Базовые права Интернет как источник правовой информации По выборке

используют не используют

право на жизнь 10,9 11,4 11,1

на свободу и личную неприкосновенность 11,4 11,4 11,4

тайна переписки, телефонных переговоров 10,6 10,5 10,5

на неприкосновенность жилища 8,6 8,2 8,5

право на частную собственность 10,7 10,5 10,7

на медицинскую помощь 10 9,5 9,9

на социальное обеспечение 8,3 7,2 7,9

участвовать в оправлении правосудия 3 4,8 3,6

на благоприятную окружающую среду 7,1 6,7 7

право на образование 11,3 11 11,2

выплату заработной платы, возмещение вреда, информацию об условиях труда 8 8,9 8,3

Итого 100 100 100

Таблица 6 Влияние интернета на знание законов, % по законам

Законы Интернет как источник правовой информации По выборке

используют не используют

Конституция РК 13,3 14,2 13,5

Гражданский кодекс 11,7 13,2 12,1

Трудовой кодекс 11,5 10,8 11,3

Семейный кодекс 9,3 9,8 9,5

Жилищный кодекс 5,9 5,2 5,7

Закон на свободное передвижение 7,9 8,3 8

Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 6,8 6,8 6,8

Закон о защите прав потребителей 12,2 10,2 11,6

Кодекс об административных нарушениях 7,5 7,1 7,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон « О порядке выезда из РК и въезда в РК 6,2 5,8 6,1

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РК 7,8 8,6 8

Итого 100 100 100

Таблица 7

Влияние интернета на знание о том, куда нужно обращаться в случае нарушения прав законов,

% по интернету

Знание о том, куда нужно обращаться если права нарушены Интернет как источник правовой информации Итого

используют не используют

66,30% 33,70% 100,00%

нет 69,80% 30,20% 100,00%

По выборке 68,00% 32,00% 100,00%

информации. Оказалось, что именно благодаря интернету 66,3% студентов знают куда нужно обращаться в случае нарушения их прав. Здесь прослеживается явно позитивное влияние интернета на повышение правовой культуры молодых казахстанцев.

Можно сделать вывод, что интернет как один из объективных институциональных факторов, оказывает сильное влияние на формирование правовой грамотности казахстанского студенчества. Молодое поколение проводит большую часть времени в интернете и оттуда получает часть правовой информации. Однако, даже несмотря на то, что по некоторым критериям студенты показывают хорошую осведомленность в области права, лучше знают о правовых организациях, общий уровень правовой грамотности остается невысоким. Так как студенты, использующие интернет как источник правовой информации, знают права и законы лишь частично и в упрощенном варианте. Интернет в данном случае действительно дает большое количество различной правовой информации. Но эта информация либо совсем не структурирована, либо ее слишком структурирована ради упрощения восприятия. Более того, она бывает противоречивой, может дезинформировать молодое поколение. Вероятно, с этим связано отсутствие полного представления о своих правах среди студенческой молодежи Казахстана.

Эмпирический анализ институциональных факторов показал низкий уровень правовой культуры казахстанского студенчества. Больше всего влияние на формирование

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

правовой культуры казахстанских студентов оказывает интернет. Однако это воздействие носит двойственный характер. Студенты, использующие интернет для получения правовой информации, лучше знают некоторые свои базовые права, больше осведомлены о правозащитных структурах, но хуже знают законы, в которых содержатся конкретные и полные правовые аспекты, связанные с трудовой, частной и бытовой сферой. Часто, правовая интернет-информация, подменяющая первоисточники, может быть искажена, толкуется упрощенно, что не способствует повышению правовой грамотности студентов.

На втором месте по силе воздействия на правовую культуру молодого поколения имеет школа и вуз, где формируются основы правосознания молодых казахстанцев. При этом в вузе немалое влияние оказывает характер будущей специальности. Было установлено, что обучение по гуманитарной специальности влияет на знание студентами правозащитных организаций. А обучающиеся по технической специальности чаще замечают правонарушение, следовательно, они лучше осведомлены в некоторых своих важных правах. Тем не менее, большого разрыва в знаниях не наблюдается, общий уровень правовой грамотности всех студентов остается достаточно низким. Знание этих особенностей казахстанского студенчества может отчасти улучшить ситуацию с правовой осведомленностью и разработать комплексную программу повышения правовой культуры студенчества.

1. Грандонян К.А. Тенденции развития правовой культуры в условиях глобализации //Правовая культура № 2(33). - 2018. -С. 34-39.

2. Исаев И.А. Правовая культура России: учебное пособие / И.А. Исаев. - Москва: Проспект, 2015. - 96 с.

3. Насурдинов Э.С. Правовая культура: монография / Э.С. Насурдинов; отв. ред. Ф.Т. Тахиров. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 352 с.

4. Затонский В.А., Митрохин В.А. Правовая политика, правовая жизнь и правовая культура: проблема соотношения в условиях глобализации // Правовая культура. - № 4(39). - 2019. - С. 4-39;

5. Тягаенко И.Ю. Социологическая диагностика состояния правовой культуры общества. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsiologicheskaya-diagnostika-sostoyaniya-pravovoy-kultury-obschestva/viewer. (дата обращения 09.10.21).

6. Абсаттаров Г.Р. Правовая культура: характеристики и специфика (на примере современного Казахстана) // Вестник РУДН, серия Социология. - 2014. - № 2. - С. 181-189. - URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/pravovaya-kultura-harakteristiki-¡-spetsifika-na-primere-sovremennogo-kazahstana (дата обращения 09.10.21).

7. Бижигитова А.С., Теменова Д.Т. Правовое образование в Казахстане: современный взгляд на проблемы и перспективы развития. - URL: http://repository.nkzu.kz/5885/1/62.pdf (дата обращения 09.10.21)

8. Джарлыкасымов Е.Т. Основные направления развития правовой культуры в Казахстане // Вестник Международного юридического института. - № 1 (64). - 2018.

9. Загородский В.В. Деформация правовой культуры в современном Казахстане: понятие, последствия, пути преодоления. - URL: https://gsen.sfedu.ru/articles2010/issue2/2-28a.pdf (дата обращения 09.10.21).

10. Какимова М.Ш., Сыздыкова А.Ж. Правовая идеология Казахстана: особенности современного состояния и тенденции развития. - URL: https://docplayer.ru/56511452-Pravovaya-ideologiya-kazahstana-osobennosti-sovremennogo-sostoyaniya-i-tendencii-razvitiya.html (дата обращения 09.10.21).

11. Вишневский Ю.Р., Нархов Д. Ю. Правовая культура молодежи: методология, опыт эмпирического исследования. -URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32289/1/klo_2015_147.pdf (дата обращения 09.10.21).

12. Григорьева Е.И., Зайцева С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы. - Т. 9. - № 12. - 2014. - С. 255-259.

13. Дорофеева М.А., Дорофеев Р.А., Мирошниченко О.И. Формирование адекватной правовой культуры выпускников российских вузов в рамках современной модели свободного образования // Правовая культура» № 1(36). - 2019. -С. 108-116

14. Карпова, С.Е. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения / С.Е. Карпова, Е.Н. Васильева, А.Я. Кондратьев, И.О. Иванова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 1 (187). -С. 173-175. - URL: https://moluch.ru/archive/187/47573/ (дата обращения: 14.08.2021).

15. Кольжанов И.В., Харламов С.О. Правовая грамотность молодежи и ее воспитание на современном этапе // Материалы международной научно-практической конференции «Комсомол в судьбах разных поколений страны». - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга". - 2018. - С. 57-59.

16. Рогатых Д.А., Бекишев Ю.А. Правовая грамотность молодежи как основа формирование правовой культуры // Вопросы студенческой науки. - Вып. №1. - Май 2016. - С. 31-35.

17. Абсаттаров Г.Р. Понятие воспитания правовой культуры: политологический подход к исследованию Вестник КРСУ. -2016. - Том 16. - № 6. - URL: https://krsu.edu.kg /vestnik/2016/v6/a25.pdf (дата обращения 09.10.21).

18. Таскенов Б.М. Правовая культура студентов Республики Казахстан и Российской Федерации: сравнительная характеристика // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - №1(28). - 2019. - URL: Alley-science.ru (дата обращения 09.10.21).

19. Шамьенова Г.Р. Принципы формирования правовой культуры в рамках реализации воспитательной работы со студентами в современном вузе // Правовая культура. - № 1(40). - 2020. - С. 95-106.

20. Жидков А.А., Гордеев К.С. Факторы правового воспитания // Современные научные исследования и инновации. -2018. - № 7. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87335 (дата обращения: 13.04.2022). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Информация об авторе

Айменов Айдар Жамбулович, преподаватель кафедры экономики и права, Казахстанского университета Дружбы Народов имени А. Куатбекова (КУДН), Шымкент, Республика Казахстан.

e-mail: zhambul_ukgu@mail.ru ORCID 0000-0002-5852-4152

Aimenov A.ZH.

INSTITUTIONAL FACTORS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF KAZAKHSTANI STUDENTS

Abstract. According to the results of the author's sociological research by the method of questioning, conducted in 2021 among students of the humanitarian and technical faculties of the Kazakhstan Peoples' Friendship University named after A. Kuatbekov (KUDN), Shymkent, a low level of legal culture of Kazakhstani students was revealed. A rating of institutional factors in the formation of their legal literacy has been compiled, where the Internet is in the first place, the school and the university are in second place Other institutions (the media, the family are significantly lagging behind in their influence on the legal consciousness of the younger generation. The dual nature of the influence of the Internet has been specified. On the one hand, it increases the level of legal awareness of students, on the other hand, it often simplifies and inaccurately interprets legal norms, which reduces its practical usefulness for the formation of the legal culture of students At the university, the nature of the future specialty has a considerable impact: students in a technical specialty (more often young men) are more active in noticing offenses, more aware of the legal aspects of their future labor and professional mobility. Humanitarians (more often girls) are better aware of their rights in the everyday and private sphere. This is the influence of Kazakhstan's traditionalism.

Keywords: kazakhstani students, legal culture, legal literacy, types of specialties.

Literature

1. Grandonyan K.A. Trends in the development of legal culture in the context of globalization // Legal culture. - No. 2 (33). -2018. - P. 34-39.

2. Isaev I.A. Legal culture of Russia: study guide / I.A. Isaev. - Moscow: Prospekt, 2015. - 96 p.

3. Nasurdinov E.S. Legal culture: monograph / E.S. Nasurdinov; resp. ed. F.T. Takhirov. - Moscow: Norma: INFRA-M, 2016. -352 p.

4. Zatonsky V.A., Mitrokhin V.A. Legal policy, legal life and legal culture: the problem of correlation in the context of globalization // Legal culture. - No. 4(39). - 2019. - P. 4-39.

5. Tyagaenko I Yu Sociological diagnostics of the state of the legal culture of society - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ sotsiologicheskaya-diagnostika-sostoyaniya-pravovoy-kultury-obschestva/viewer. (accessed 09.10.21).

6. Absattarov G.R. Legal culture: characteristics and specifics (on the example of modern Kazakhstan) Bulletin of the People's Friendship University of Russia, series Sociology. - 2014. - No. 2. - P.181-189. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-harakteristiki-i-spetsifika-na-primere-sovremennogo-kazahstana (accessed 09.10.21).

7. Bizhigitova A.S., Temenova D.T. Legal education in Kazakhstan: a modern view of the problems and development prospects. - URL: http://repository.nkzu.kz/5885/1/62.pdf (Accessed 09.10.21)

8. Dzharlykasymov E.T. The main directions of development of legal culture in Kazakhstan // Bulletin of the International Law Institute. - No. 1 (64). - 2018.

9. Zagorodsky V.V. Deformation of legal culture in modern Kazakhstan: concept, consequences, ways to overcome. - URL: https://gsen.sfedu.ru/articles2010/issue2/2-28a.pdf (дата обращения 09.10.21).

10. Kakimova M.Sh., Syzdykova A.Zh. Legal ideology of Kazakhstan: features of the current state and development trends. -URL: https://docplayer.ru/56511452-Pravovaya-ideologiya-kazahstana-osobennosti-sovremennogo-sostoyaniya-i-tendencii-razvitiya.html (accessed 09.10.21).

11. Vishnevsky Yu.R., Narkhov D.Yu. Legal culture of youth: methodology, experience of empirical research. - URL: http://elar. urfu.ru/bitstream/10995/32289/1/klo_2015_147.pdf (accessed 09.10 .21).

12. Grigoryeva E. I., Zaitseva S. P. Features of the formation of the legal culture of student youth // Socio-economic phenomena and processes. - T. 9. - No. 12. - 2014. - P. 255-259.

13. Dorofeeva M.A., Dorofeev R.A., Miroshnichenko O.I. Formation of an adequate legal culture of graduates of Russian universities within the framework of the modern model of free education // Legal Culture. - No. 1 (36). - 2019. - P. 108-116. - URL: https://gsen.sfedu.ru/articles2010/issue2/2-28a.pdf (accessed 09.10.21).

14. Karpova S.E. Legal culture of modern youth: the current state and ways to improve it / S.E. Karpova, E.N. Vasilyeva, A.Ya. Kondratiev, I.O. Ivanova. URL: Text: direct // Young scientist. - 2018. - No. 1 (187). - S. 173-175. - URL: https://moluch.ru/ archive/187/47573/ (date of access: 08/14/2021).

15. Kolzhanov I.V., Kharlamov S.O. Legal literacy of youth and its upbringing at the present stage // Proceedings of the international scientific-practical conference "Komsomol in the fate of different generations of the country." Kursk Publisher: Closed joint-stock company "Universitetskaya kniga". - 2018. - S. 57-59.

16. Rogatykh D.A., Bekishev Yu.A. Legal literacy of youth as a basis for the formation of legal culture // Issues of student science. - Issue No. 1. - May 2016. - P. 31-35.

17. Absattarov G.R. The concept of education of legal culture: a political approach to research Vestnik KRSU. - 2016. -Volume 16. - No. 6 - URL: https://krsu.edu.kg /vestnik/2016/v6/a25.pdf (accessed 09.10.21).

18. Taskenov B.M. Legal culture of students of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation: comparative characteristics // Scientific and practical electronic journal "Avenue of Science". - No. 1 (28). - 2019. - URL: Alley-science.ru (accessed 09.10.21).

19. Shamyenova G.R. Principles of formation of legal culture in the framework of the implementation of educational work with students in a modern university // Legal culture. - No. 1 (40). - 2020. - P. 95-106.

20. Zhidkov A.A., Gordeev K.S. Factors of legal education // Modern scientific research and innovation. - 2018. - No. 7. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87335 (date of access: 04/13/2022). -Head. from the screen. -Yaz. Russian

Аuthor

Aimenov Aidar Zhambulovich, lecturer at the Department of Economics and Law, Kazakhstan Peoples' Friendship University named after A. Kuatbekov (KUDN), Shymkent, Republic of Kazakhstan.

e-mail: zhambul_ukgu@mail.ru ORCID 0000-0002-5852-4152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.