Научная статья на тему 'Института брака в российском и мусульманском праве'

Института брака в российском и мусульманском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1187
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / БРАК / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров Д. Ю.

В статье проведено сравнение брака в российском и мусульманском праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Института брака в российском и мусульманском праве»

Комаров Д.Ю.1

ИНСТИТУТА БРАКА В РОССИЙСКОМ И МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ.

Общественный строй народов Кавказа во все времена поражал разнообразием форм. Эволюция общественного строя народов Северного Кавказа зависела от многих факторов. Это и климатические условия, и образ хозяйствования и быта, и внешние воздействия. Все это повлияло не только на становление социальной организации народов Северного Кавказа, но и обусловило их правовые отношения.

Сравнение института брака по российскому и мусульманскому праву представляет особый интерес потому, что России, как многонациональной и многоконфессиональной стране, всегда был свойственен полиюридизм, то есть, в мусульманских республиках наряду с официальным действием российского права при регулировании семейных правоотношений, фактически на бытовом уровне всегда находили применение как шариат, так и адаты.

Первоначальная адаптация местных форм ислама к общественно-политическим, социально-экономическим и конфессиональным условиям Российской империи происходила задолго до вхождения в ее состав мусульманских областей. Однако эта тенденция, сохранявшаяся и в XX в., стала играть ведущую роль лишь со второй половины XIX в. в связи с подавлением движения Шамиля и реформированием всей системы политической, административной и судебной власти в крае. Важнейшие явления этого периода: легитимизация шариатских судов; формирование лояльных властям религиозных объединений; вхождение религиозной элиты

1Комаров Дмитрий Юрьевич - магистрант Юридического факультета им. М. М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье проведено сравнение брака в российском и мусульманском праве.

Ключевые слова: семейное право, брак, российское законодательство, мусульманское право.

Komarov Dmitry Y. The marriage in the Russian and Islamic law.

This article compares the powers of the authorities responsible for criminal investigation, the Russian Federation, the United States and the Great Britain. The article shows the similarities and differences of the examining bodies that operate within different legal families and considered normative-legal acts regulating the legal institution.

Keywords: criminal procedure, bodies of inquiry, the powers.

в структуры государственной власти на местах; переход книжной культуры на

качественно новый этап развития (открытие типографии Мавраева, начало

книгоиздание и т.п.); создание собственных алфавитов на основе арабской

графики; развитие мусульманской литературы на местных языках;

активизация процессов секуляризации во всех сферах общественной жизни;

движение мусульманских обществ в направлении светского образования и

светской культуры. В сфере культа следует отметить попытки

осовременивания ислама в 10-е гг. ХХ в., предпринятые Мухаммадом

Катиевым и Муратом Горчхановым в Чечне и Ингушетии, а также

деятельность в Дагестане мусульманских ученых новой формации,

1

известных как «ученые-просветители»'.

Однако после 1917 года власти начали постепенную ломку местных традиций, а в 1927 году на Северном Кавказе действовавший до этого шариатский суд был упразднен.

Сравнивая институт брака, в российском и мусульманском праве, следует учитывать существенные различие между указанными правовыми системами по используемым ими источникам права.

Уголовный кодекс РСФСР (УК РСФСР 1960 г. ст. 2352) ввел уголовную ответственность за двоеженство или многоженство, при этом согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки местных обычаев"3 состав преступления, предусмотренный ст.235 УК РСФСР, имелся независимо от наличия зарегистрированного брака и тогда когда мужчина сожительствовал в разных домах (квартирах) с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства с каждой из них.

В результате этих мер, прежние юридические обычаи стали исчезать, иные видоизменились, приняв как бы компромиссный вид, утратили юридическое значение, перестали быть правовыми обычаями, превратились в традиции обряды заключения брака.

1 Сайт Академического журнала Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ФГБУ науки Института востоковедения РАН.: http://www.central-eurasia.com/north-caucasus/?uid=124

2 Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591

3 О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки местных обычаев //Сборник Постановлений Пленума Верховного суда РСФСР 1961-93 г. - М.: Юр. лит.,-1994.-С 195.

Российская правовая система исходит из наивысшего авторитета закона, Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. В настоящее время семейные правоотношения регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 8 декабря 1995 г.1'.

В виду отсутствуя структурированности мусульманскому праву не свойственно деление его на отрасли законодательства. Ее основу составляют юридически значимые положения Корана, а также Сунны (собрания преданий - хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а также нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов, и умозаключения по аналогии (кияс). Мусульманское право весьма сильно ограничивает применение обычного права (адатов). Так, например, адат может использоваться при определении способов выплаты михра (брачного выкупа).

Дела, связанные с разрешением семейных споров, в судах России занимают большое место в объеме гражданских дел и нередко представляют трудность при их разрешении. При рассмотрении таких дел в суде применяется российское законодательство, однако, в повседневной жизни большое значение имеют также нормы шариата и обычного права.

Среди российских ученых существует различные точки зрения на правовую природу брака. Одни понимают брака как договор2, другие как институт особого рода3. В мусульманском праве брак является договором.

В Российской Федерации браком, влекущим за собой юридические последствия, признается в только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.4' По шариату государственная регистрация брака не проводится, но брачное сожительство без заключения брака в религиозной форме

5

признается преступлением5.

1 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,

2 Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. -М.: Юристъ. -1996. - 365 с.

3 Нечаева А.М. Семейное права. Учебник. - М.: Волтерс Клувер. 2010. - 281 с.

4 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ, ст. 1

5 Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату.//Государство и право.-1997,-№ 9.- С. 102-107

Одним из условий для заключения брака по российскому праву являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Юридические школы шариата (мазхабы) по разному подходят к этому вопросу. Шафииты считают предварительное взаимное согласие вступающих в брак не всегда обязательным условием действительности брака. Представители ханифитской юридической школы считают, что совершеннолетняя девушка не может быть выдана замуж без ее согласия.

По российскому законодательству необходимым условием для заключения брака является достижение брачного возраста - 18 лет. Снижение этого возраста может производится органами местной администрации по месту заключения брака1. По мусульманскому праву совершеннолетним считается лицо, достигшее половой зрелости. Допускается заключение брака несовершеннолетними2'.

В соответствии со ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации безусловным препятствием к вступлению в брак является состояние хотя бы одного супруга в другом браке. Запрет на вступление в брак лица, состоящего в другом браке, распространяется в мусульманском праве только на женщин, мужчины же имеют право одновременно состоять не более чем в четырех браках, но при условии равного отношения ко всем женам3'.

Были в истории государственной регистрации и случаи, когда субъекты Российской Федерации принимали акты, противоречащие федеральному законодательству. Так, в 1999 году президент Ингушетии Руслан Аушев издал указ №166 «О некоторых вопросах государственной регистрации заключения брака»4' в соответствии, с которым ингушским мужчинам разрешалось иметь до четырех жен. Государственной службе записи актов гражданского состояния Республики Ингушетия президент поручил начать регистрацию таких браков. Как говорилось в указе, принято

1 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ, ст. 13

2 Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату. //Государство и право -1997, - № 9. - с. 102-107

3 Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.: Наука. -1985 г. - С 139-160.

4 Указ Президента РИ №166 от 19 июля 1999 г. «О некоторых вопросах государственной регистрации заключения брака» //СЗ РИ. 1999. №7-9. Ст. 193.

это решение в связи "со складывающейся в республике демографической ситуацией и в целях защиты прав и законных интересов граждан". В связи с тем, что названный указ президента Ингушетии противоречил Конституции России и семейному законодательству он был отменен.

Отсутствие законодательного регулирования и запрет на регистрацию полигамных браков ведет только к тому, что права женщин, фактически добровольно находящихся в незарегистрированном браке, не защищены законом.

Российское законодательство не допускает регистрации брака между лицами, состоящими в близких степенях родства, запрещаются и браки между усыновленными и усыновителями1'. Число родственников, с которыми запрещено вступать в брак согласно мусульманскому праву, гораздо шире, сюда входят также полнокровные и неполнокровные дяди и тети. Мусульманское право запрещает вступать в брак также и со свойственниками и молочными родственниками2.

Также российское законодательство не допускает вступление в брак лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Если лицо фактически страдает душевным заболеванием и может являться невменяемым, но это обстоятельство не установлено судом, юридически он вправе вступать в брак. Шариатом таким лицам разрешается вступать в брак с сообщением будущему супругу о заболевании, но договор брака заключается не самим больным, а его попечителем3.

Мусульманское и российское право по разному подходят к вопросу о значимости религиозных взглядов супругов при вступлении в брак. Российское право, исходящее из принципа разделения религии и права, статья 14 Конституции России1993 г.4 не считает необходимым учитывать религиозную принадлежность супругов. Мусульманское же право придает религиозной принадлежности большое значение. Мусульманин имеет право

1 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) ст 14.

2 Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату. //Государство и право -1997, - № 9. - с. 102-107

3 Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа.// Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 2 . Тифлис 1869. Репринтное воспроизведение МНТПО «Адир» -М.: 1992.

4 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993,

вступать в брак только с мусульманкой, христианкой или иудейкой. Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином1.'

В российском законодательстве предусмотрена совместная и договорная собственность супругов. Основным является режим совместной собственности супругов, но он может быть изменен брачным договором, трансформируясь в договорную собственность. Совместной собственностью супругов является имущество, приобретенное ими во время брака. Брачным договором может быть установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной собственности на все имущество или на какую-либо его часть2. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа.

Российским правом установлена обязанность супругов содержать друг друга и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать выплаты алиментов вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; 3 жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка4. Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на родителей, причем такую обязанность несут и мать и отец, как во время брака, так и после его расторжения.

По шариату муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размер содержания определяется достатком мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованием расторжения брака'5.

Основой отношений супругов в российском праве декларируется равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по сравнению с российским

1 Сайт совета муфтиев России. http://www.muslim.ru/1/cont/8/15/99.htm

2 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) ст. 33

3 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) ст. 89

4 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) ст. 107

5 Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени.// Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 3. Тифлис. 1870. Репринтное воспроизведение МНТПО «Адир» Москва 1992

законодательством, то в неимущественных правах, предпочтительное

положение имеет муж. Основными обязанностями жены в семейной жизни

'1

являются подчинение мужу'.

Личные отношения между супругами играют значительную роль в жизни супругов. Однако среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

В соответствии с мусульманским правом после вступления в брак женщина попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства2.

Российское законодательство признает равенство супругов в решении вопросов семейной жизни. Однако за нарушение этих правил невозможно установление санкций. Если супруги не решают вопросы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно.

Так, например в Республике Дагестан, являющейся субъектом Российской Федерации, действуют нормы российского законодательства, однако в быту нормы шариата оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений 3 . Между мусульманами, за редким исключением, при создании семьи обязательно заключается брак по шариату. При разрешении споров, относящихся к брачно-семейным отношениям, дагестанцы до обращения в суд пытаются разрешить спор по шариату (маслиат)4.

Остаются не урегулированными семейным правом вопросы, связанные с фактически имеющим место как среди мусульман, так и среди представителей других конфессий, многоженством. Однако эти отношения

1 Вагабов М. В.. Ислам, женщина, семья.-Махачкала:Даг.кн.изд-во,1994.-С.91

2 Вагабов М. В.. Ислам, женщина, семья.-Махачкала:Даг.кн.изд-во,1994.-С.91.

3 Османов М. З. Семейный быт народов Дагестана в ХК-ХХ вв. Махачкала. 1980 . С. 119

4 Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени.// Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 3. Тифлис. 1870. Репринтное воспроизведение МНТПО «Адир» Москва 1992

не получили регулирования в семейном праве. В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных регионов и традиции народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные на все и вся нормы. Фактически специфика мусульманских республик, как регионов с преимущественно мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Согласно конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы практически все вопросы семейного законодательства, а к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы, более целесообразным было бы принятие Основ семейного законодательства РФ, регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и предоставление субъектам РФ права принятия законов, детально регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере учесть специфику отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе с преимущественно мусульманским населением.

□□□□

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Кузнецов М.Н.1

ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: КОМПАРАТИВИСТИКА.

Рецензия на научную монографию В.Е. Сазонова «О некоторых положениях зарубежного

и российского законодательства о государственно-частном партнерстве: Сравнительно-правовой обзор» (М,., 2012)

Увидевшая свет в конце 2012 года научная монография В.Е.Сазонова во многом выступает инструментальным дополнением ранее вышедшей крупной научной монографии этого автора по указанной теме («Государственно-частное партнерство. Гражданско-правовые,

административно-правовые и финансово-правовые аспекты»).

Рецензируемая монография посвящена сравнительно-правовому исследованию особенностей обеспечения государственно-частного партнерства в России (на уровне регионов) и за рубежом, представляет сравнительно-правовой обзор положений большого числа зарубежных законов о государственно-частном партнерстве, а также положений законов

1 Кузнецов Михаил Николаевич - доктор юридических наук, профессор, профессор Юридического факультета им М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , почетный работник высшего профессионального образования. Статья представляет собой рецензию на научную монографию.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сравнительно-правовые исследования, регионализм, административное право.

Kouznetsov M.N. Public-private partnership: comparative studies. The article is a review of a scientific monograph

субъектов Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, отобранных и сопоставленных по нескольким ключевым позициям.

Актуальность данной монографии не вызывает сомнения, в последние годы тема государственно-частного партнерства в России активно рассматривается в научных и политических кругах. Рецензируемая монография не только раскрывает правовую природу государственно-частного партнерства, также является научно-экономическим

исследованием. В.Е. Сазонов представляет читателю не только богатую нормативную базу, но и раскрывает экономическую политику государственно-частного партнерства, как в субъектах Российской Федерации, так и зарубежом. Рецензируемую работу обоснованно считать весьма ценным вкладом в изучение и совершенствование законодательства нашего государства.

Автор подошел к работе над монографией «О некоторых положениях зарубежного и российского законодательства о государственно-частном партнерстве: Сравнительно-правовой обзор» с особенной

ответственностью. Научное исследование подготовлено на основе обширной эмпирической базы, что, в принципе, всегда отличает труды В.Е. Сазонова от прочих работ по данной тематике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большого внимания заслуживает авторский перевод десятков нормативно правовых актов ряда стран, что делает данное издание совершенно уникальным.

В монографии разбираются понятия государственно-частного партнерства, закрепленные в зарубежных нормативных правовых актах, а также в законах субъектов Российской Федерации. Автор обращается к теме реализации, к приоритетным направлениям, участникам проектов; говорит о субъектах, управомоченных на заключение контрактов о государственно-частном партнерстве со стороны зарубежных государств и в Российской Федерации. В.Е.Сазонов в своей работе уделяет внимание видам и формам контрактов и требованиям к таким контрактам, а также контролю за реализацией и распределением бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.