© Г.О. Омуралиева, 2018 УДК 347 ББК 67.404
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА БРАЧНОГО ДОГОВОРА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Гулмира Омурбековна Омуралиева,
адъюнкт кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: А.Н. Кузбагаров, начальник кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор Научная специальности 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрено историческое развитие института брачного договора в Кыргызской Республике, дана правовая характеристика брачного договора по нормам обычного права как одного из источников права в традиционном кыргызском обществе, а также был дан примерный перечень нормативно-правовых актов, которые содержали законный и договорный режим имущества супругов в их историческом развитии.
Ключевые слова: семьи, брачный договор, обычное право, шариат, имущество, калым, приданное, законный режим, договорный режим, семейные правоотношения.
Для цитирования: Омуралиева Г.О. Историческое развитие института брачного договора в Кыргызской Республике. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):214-9.
HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE MARRIAGE CONTRACT IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Gulmira O. Omuralieva,
Adjunct of the Chair of Civil and Labor Law, Civil Procedure Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot
Abstract. Examines the historical development of the institution of marriage contract in the Kyrgyz Republic, given a legal feature of the marriage contract according to customary law as a source of law in traditional Kyrgyz society, and was also given an indicative list of legal acts, which contain legal and contractual regime of property of spouses.
Keywords: family, marriage contract, customary law, Sharia, property, dowry, dowry, legal regime, legal regime, and family relationships.
Договорной режим имущества супругов на законодательном уровне был закреплен в конце ХХ в. когда был принят Семейный Кодекс Российской федерации (далее — СК РФ) 1 марта 1996 года. А в правовой системе Кыргызстана институт брачного договора официально был признан Семейным Кодексом Кыргызской Республики, который был введен 30 августа 2003 года. Однако существование брачного договора было обусловлено историческим развитием общества, государства и права.
Приступая к рассмотрению исторического развития института брачного договора в Кыргызской
Республике, следует отметить, что после октябрьской революции семейное законодательства двух указанных стран не имели отличия, и по сей день не составляют большой разницы. Однако, в дореволюционном Кыргызстане данный институт развивался с присущими для себя особенностями, который не имел четкого проявления, а только лишь содержался в институте брака.
Основной особенностью истории кыргызского народа и его культуры, в том числе правовой, как нам представляется, выступает то, что, в своем абсолютном большинстве, исторический путь
кыргызов, как этноса, приходится на период так называемого традиционного общества, когда кыргызский народ, вел кочевой образ жизни, который с развитием общественного устройства в 30-е годы двадцатого века, в условиях укрепления советской власти в Кыргызстане, перешел к оседлому образу жизни.
Семейное право, как составляющая часть правовой системы кыргызского традиционного общества, до установления в Кыргызстане советской власти было представлено обычным правом (адат), а некоторых регионах — шариатом. И по сей день можно констатировать факт соблюдения некоторых норм адата именно относительно семейно-брачных отношений, несмотря на то, что современный Кыргызстан в настоящее время является светским государством.
Влияющим фактором на существование кыргызской системы права, выступает отсутствие у кыргызов того времени письменности, что препятствовало накоплению правового опыта и его фиксации. Использование, по существу, единственного средства коммуникации того времени, каковым выступала устная речь, обрекала значительную часть правового опыта на утрату. В таких условиях, могли быть сохранены лишь наиболее заметные, в первую очередь, имеющие базовое регулятивное значение элементы правовой практики, что в статичных условиях многовековой кочевой жизни не способствовало какой-либо серьезной модернизации, существующей у кыргызов правовой системы.
Как отмечает Г.А. Мукамбаева, обычаи, ставшие нормами обычного права, сформировались в течение большого исторического, многовекового отрезка времени, когда сложившиеся правила поведения многократно могли быть переданы как наследие потомкам, а их перманентное применение в повседневной жизни закреплялось в их привычках [1, с. 226].
Так И.И. Крафт писал: «Адат, или обычное право киргизов в прежние времена отличались замечательной простотой, соответствующей простоте и патриархальности их быта» [2, с. 19]. Представление об обычном праве кыргызов на рубеже XIX и XX веков дает изданный «Сборник киргизского обычного права», автором которого является ученый К. Пален [3]. Он содержит 264 статьи, разде-
ленные на три части, в первой из которых сведения о регулировании семейных отношений. Однако, этот сборник не имел правового характера, а всего лишь содержал сведения об обычном праве кыргызов.
Понимание института брачного договора по современному законодательству Кыргызской Республики и существовавшее ранее по обычному праву имеет существенные отличия. Специфика брачного договора в обычном праве до ХХ в. заключалась в особом порядке его заключения, субъектном составе, форме и содержании, и в целом неразрывно было связано с заключением брака. Указанное обстоятельство объясняется многочисленностью и разнообразием обычаев, действовавших в Кыргызстане в рассматриваемый период. Нормы обычного права кыргызов охватывают всю сферу семейной жизни, все многообразие отношений между мужем и женой, между родителями и детьми, между родственниками — близкими и дальними. Но, в тоже время, представляется невозможным проследить возникновения и развития аналога современного брачного договора в нормах обычного права.
Таким образом, нормы обычного права в симбиозе с шариатом не могли прямо указать на применение брачного договора, но в тоже время его реализация имело место при заключении брака, да и в целом в семейно-брачных отношениях того периода. Это обусловлено тем, что сам институт брака в то время был основан на соглашении не только между будущими супругами, но и на соглашении между их родителями или представителями.
Сооронкулова К.С. считает, что брак у кыргы-зов — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая нормами обычного права форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и саморегулирования общества [4]. Функция социального самоопределения кыргызской семьи выражалась в предоставлении определенного социального статуса членам семьи, и в частности определялся статус мужчины и женщины в этом сообществе.
По кыргызскому обычному праву известны следующие формы брака.
• брак по сговору «суйлошуп алышуу» (обмен по
хорошему) — брак чести;
• брак посредством похищения;
• левиратный и сороратный брак;
• полигамный брак.
Брак по сговору «суйлошуп алышуу» заключался поэтапно. Следует отметить, что именно данная форма брака заключается по соглашению сторон, и в наибольшей степени содержит признаки современного брачного договора. При анализе данной формы брака, сам собой напрашивается вывод о том, что они очень близки современному брачному договору, и что брак по сговору условно можно считать его прообразом.
Нурбеков К. выделяет следующие этапы заключения брака у кыргызов, которые в обязательном порядке проходили по соглашению: первый этап — сватовство (куда тушуу), второй этап — уплата выкупа за невесту (калыц), третий этап — бракосочетание (нике кыйу) [5, с. 77].
Сватовство представляло собой знакомство и заключение брачного договора (устно) между представителями жениха и невесты о размерах калыма, приданого и о сроках свадьбы. Достигнутое соглашение между будущими сватами закреплялся взаимным «баталашуу» (благословением), выражавшееся в удовлетворении результатами сговора и происходило в присутствии свидетелей из числа родственников с обеих сторон. Затем девушке надевались серьги, и ее называли «сыргалуу кыз» (девушка с серьгами), что являлось признаком ее засватанности.
Калым (кальщ1), существует и в наши дни, как одно из обязательных условий заключения брака, что в свою очередь, заставляет задуматься о его назначении и сущности. Природа калыма не изучена до конца. Одни полагают, что калым — это возмещение расходов по воспитанию девушки. По мнению других, калым служит объективным мерилом положительных качеств невесты. Третьи считают калым общим имуществом супругов. Нередко калым рассматривается как компенсация за потерю работоспособного члена семьи. На наш взгляд, калым, прежде всего, следует рассматривать в совокупно-
сти и как знак уважения к невесте и ее родне, и как денежное возмещением расходов на ее приданое. При этом небезынтересно отметить, что в собирании калыма принимали участие все члены родовой группы жениха (установленная обычаем форма родовой взаимопомощи). Калым уплачивался родовой группе, к которой принадлежала невеста, которые также в свою очередь, коллективными усилиями, обязаны были собрать приданое. Таким образом, коллективное собирание калыма и приданого, служили еще одним звеном в укреплении родовых связей и родовой солидарности. Размер калыма зависел от благосостояния родственников жениха.
Профессора Л. Крадер писал, что «в Центральной Азии свадьба это не покупка жены, а часть сложного процесса. Свадьбу можно рассматривать как контракт между стороной мужа и стороной жены... Это взаимоотношения двух групп. Калым переходил из семьи мужа в семью невесты, в свою очередь, приданое невесты переходило в семью мужа. В большинстве случаев, калым приравнивался приданому. Если обе семьи были богаты, то каждая сторона старалась, чтобы стоимость и ценность калыма и приданого были одинаковыми. И если обе семьи были бедными, то размер и стоимость калыма и приданого были незначительными» [6, с. 147; 7, с. 55—60]. И только после уплаты калыма полностью, невесту увозили из отцовского дома. Нормами обычного права предписано, что «никто не имеет права не уплатив по договору калым и обычных подарков, брать к себе невесту» [8, с. 441].
Самым торжественным моментом свадебного церемониала являлось нике кыую2 (бракосочетание). Нике кыую у кыргызов является прямым заимствованием норм шариата. В присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты, священнослужитель (мулла) читает на арабском языке формулу бракосочетания, после чего жених и невеста должны были выразить свое согласие или несогласие на этот союз.
Еще одним признаком заключения брачного договора являлся такой брачный обычай как наделение девушки приданым (сеп). В состав сепа входили домашняя утварь, одежда, украшения для невесты
1 Слово калыц сокращенный вариант от калыц мал (множество скота), в русской транскрипции калым.
2 Нике (ар.) — обряд бракосочетания (мусульманский); нике кыюу или нике байлоо или нике байлаш-совершение обряда бракосочетания.
и другие необходимые в быту вещи. Несмотря на то, что по обычному праву приданое должно было уравновешивать стоимость калыма, оно могло быть меньше или больше калыма. «Размер приданого, состоящего обыкновенно из разного рода одежды, нарядов, кошем, принадлежностей хозяйства и денег, всегда соразмеряется с размером калыма, но всегда меньше его...» [9, с. 236—237]. В любом случае материальной основой подготовки приданого выступал калым, который очень редко использовался родственниками невесты в целях собственной наживы.
Еще одной разновидностью брачных союзов по соглашению являются бел куда (сватовство еще не родившихся детей) и бешик куда (сватовство младенцев). Обычно, такие отношения сватовства практиковались у друживших между собой семей и желающих укрепить эти связи через брак своих детей. Этот обычай значительно облегчал уплату калыма для несостоятельных семей, которая растягивалась до совершеннолетия детей3. Обручение малолетних не всегда имело благополучный исход. Часто возникали споры и тяжбы по поводу уплаченного калыма и полученного приданого, иногда обрученные дети, будучи взрослыми, отказывались соединять свои судьбы. Нормы обычного права устанавливали меры ответственности за нарушение подобного брачного сговора.
Таким образом, не смотря на отсутствие прямого указания на брачный договор в его классическом виде в нормах обычного права, договорные основы заключения брака в традиционном кыргызском обществе проявлялись во всем протяжении процесса бракосочетания. И также следует отметить, что подобные соглашения заключались по поводу калыма и приданного, что является подтверждением наличия имущественного характера отношений между будущими супругами. Мы считаем, что приданое в полной мере может считаться общим имуществом, так как оно приобретается и предоставляется невесте за счет калыма, который в свою очередь вы-
3 Обычное право не устанавливает точный возраст достижения совершеннолетия, как правило совершеннолетие мужчины определялось наличием растительности на лице, а совершеннолетие девушки наступлением половой зрелости. В литературе по обычному праву общепринятым условным возрастом совершеннолетия считается 15 лет, однако известно, что и в 12—13 лет сосватанные дети вступали в фактические брачные отношения.
плачивается со стороны жениха. И возможно, что денежный размер приданого мог зависеть от размера калыма. Мы рассмотрели основные этапы самой распространенной формы заключения браков у кыргызов — суйлошуп алышуу (брака по сговору), за редким исключением большинство таких браков были калымными.
Обычному праву кыргызов известны и так называемые безкалымные браки [10, с. 85]. Через такие безкалымные, но престижные браки, укреплялся военно-политический союз племен. Эта информация еще раз свидетельствует о том, что по обычному праву в полной мере легитимным, считался брак по сговору с выплатой калыма. В бескалымном браке женщина в большей степени была ущемлена, в силу отсутствия покровительства со стороны своих родственников, хотя ее дети были уравнены в правах с детьми от законных браков.
В некоторых случаях бескалымный, но вполне законный брак заключался, если жених был безродным или же его родственники были не в состоянии уплатить калым. Соглашаясь на такие условия, родственники невесты шли навстречу чувствам и желаниям молодых.
Умыкание, брак захватом, уводом, женокрад-ство, похищение женщин — первобытная, весьма распространенная еще до ныне форма брака, при которой брачный союз устанавливался путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины [11, с. 187].
В науке существует мнение, что заключение брака путем похищения является древнейшей формой брака, известной всем народам мира [12, с. 121—127].
Мотивы умыкания были различны. При насильственном похищении большое значение имели его последствия. Если две стороны не приходили к соглашению, то согласно нормам обычного права похититель платил аип (штраф) [12, с. 462— 463]. Если же сторонам удавалось договориться, то помимо аипа, сторона жениха уплачивала калым.
До советского периода в Кыргызстане к источникам семейного права относились: адат, шариат, право России, а также практика судов биев и казиев, постановления съездов судов биев, высказывание знатоков мусульманского права (улемов). Напри-
мер, Эреже (правила)4 чрезвычайных судов биев Атбашинского участка: Эреже Токмакского чрезвычайного съезда биев от 15 мая 1893 года [5, с. 73], которые подлежали обязательному исполнению и распространялись только в определенных местностях. Сапаргалиев М. в своих трудах отметил что, каждый род, племя, даже крупные родовые общины стремились иметь свои обычно-правовые нормы [12, с. 266].
Все эти источники между собой тесно взаимосвязаны, они постоянно дополняли, изменяли существующие правовые обычаи и правовые нормы [7, с. 51]. Учитывая то обстоятельство, что в досоветском Кыргызстане правовые источники не были выражены в письменной форме, и конечно же не делились по отраслям права, то эти источники и могли являться источником семейного права, которые в определенной степени, могли содержать нормы относительно брачного договора.
В Сборнике обычного права киргизов, в частности в статьях 2 и 3 были указаны существенные условия заключения брака, одним из которых являлся брачный договор. Он выражался (заключался) в произнесении слов: «взял» и «отдал», и соглашение между родственниками жениха и невесты о калыме. «Брачный договор заключается старшими ближайшими родственниками жениха и старшими ближайшими родственниками невесты» [13, с. 294]. Из этого следует, что согласие ближайших родственников сторон и уплата калыма являлись основными условиями заключения брака и это являлось нормой жизни в кыргызском обществе.
С вхождением Кыргызстана в состав Российской Империи во второй половине XIX века адат, как обычное право кыргызов, был узаконен (санкционирован) и стал составной частью источников права в Кыргызстане, в частности во «Временном положении об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями 1867 года (§ 181)», «Положе-
4 «Эреже» — это положение или руководящее постановление чрезвычайного съезда биев. После принятия временного Положения «Об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями» в 1867 году, Положения «Об управлении Туркестанским краем» в 1886 году на чрезвычайных съездах биев одного или нескольких уездов вырабатывались общие правила судопроизводства и материального права. Эти правила оформлялись письменно и подписывались всеми биями, участниками конкретного чрезвычайного съезда. Положение, носившее название «Эре-же», имело силу закона для данного съезда. Эреже относится к письменному источнику права.
нии об управлении Туркестанским краем» 1860 года (ст. 208) [14, с. 77], и ряде других актов, в том числе Туркестанского генерал-губернаторства, для разрешения дел в судах биев.
Начиная с установления советской власти в Туркестане, а в последующем и в СССР, принимались нормативные акты по регулированию имущественных и неимущественных отношений во всей сфере, в том числе и в семейно-брачных отношениях. Советское законодательство в своем правоприменении полностью вытеснило из правового поля не только кыргызское обычное право, но и шариатское право.
Основными источниками регулирования семей-но-брачных отношений того периода были следующие нормативные правовые акты: Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния»; Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака»; Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 16 сентября 1918 года; Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 года; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов»; Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года. Указанные нормативные акты того времени и вплоть до принятия ныне действующего СК КР от 2003 года содержали лишь законный режим имущества супругов, то есть имущественные отношения носили императивный характер и исключали возможность изменение данного режима на договорной: имущество нажитое супругами в браке считалось их общим, совместно нажитым имуществом. Поэтому, становление современного семейного законодательства Кыргызстана, в его историческом ракурсе, следует рассматривать через призму трансформации кыргызской правовой системы традиционного образца в современную.
Резюмируя итоги рассмотрения вопросов необходимо отметить, что брачный договор по нормам обычного права мог регулировать как имущественные, так и неимущественные права супругов не только после заключения брака, но и до его заключения. Однако субъектами такого соглашения могли быть не только будущие супруги, но и родители или
иные представители жениха и невесты. Брачный договор содержал личные неимущественные права, права наследования, иные обязательства, что и делает его отличительным от современного понятия брачного договора, который заключается только в отношении имущественных прав супругов.
Таким образом, брачный договор в историческом аспекте являлся, скорее всего, договором о браке в совокупности с имущественными обязательствами, в котором могли участвовать все члены семьи жениха и невесты, а в последующем и супругов. В настоящее время брачный договор сохранил свою связь с институтом брака, при этом затрагивая всего лишь имущественные отношения между супругами, то есть имеет узкое направление. Еще одним отличием современного брачного договора является то, что, не смотря на четкое законодательное регулирование данного института, в котором проявляются диспозитивные начала, он остается необязательно применимым институтом в регулировании семейно-брачных отношений.
Литература
1. Мукамбаева Г.А. Манас и право [Текст] / Г.А. Мукамбаева. Бишкек, 2004.
2. Крафт И.И. Судебная часть в Туркестанском крае и степных областях [Текст] / И.И. Крафт. Оренбург, 1898.
3. ПаленК.К. Сборник киргизского обычного права [Текст] // Фонд 1396, опись 1, дело 452, Архив РГИА Санкт-Петербурга.
4. Сооронкулова К.С. Обычное право и современная правовая система Кыргызской
Республики. Дис. ... канд. юрид. наук. /12.00.01/ Бишкек. 2009.
5. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР. Изд. 2-е без изм. и доп. Бишкек: КГУ, 1999.
6. Krader L. People of Central Asia [Текст] / L. Krader. Uralic and Altaic Series / Vol. 26 . Indiana University, Bloomington Mouton & Co., The Hague, The Netherlands, 1963.
7. Ганиева Т.И., Шабуров А.С. Российское гражданское право — его применение, распространение и влияние на обычное право в Кыргызстане [Текст] / Т.И. Ганиева, А.С. Шабуров // Вестник КГЮА. 2004. № 3.
8. Эреже Токмакского чрезвычайного съезда биев 1893 года. Глава VI §26. В кн. Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана. Учебное пособие. Том I / Сост. Б.И. Борубашов. Б.: 2008.
9. Абрамзон С.М. Кыргызы и их этно-генетические и историко-культурные связи. Ф.: 1990.
10. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. М.-Л.: 1952.
11. Штернберг Л.Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии. Л.:Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1933.
12. Сапаргалиев М. История народных судов Казахстана [Текст] / М. Сапаргалиев. Алма-Ата, 1966.
13. Сборник обычного права киргизов [Текст] / Материалы по казахскому обычному праву. Сборник I, Алматы, 1948.
14. Центральный государственный архив Республики Казахстан, ф.64, оп.1 д.219. Л.32.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Смирнов А.М. и др. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 168 стр.
Учебное пособие предназначено для формирования у читателей полного представления о социально-правовой природе обстоятельств, исключающих преступность деяния, как одного из основных институтов российского уголовного права.
Для студентов, курсантов, слушателей вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также специальности «Юриспруденция», для научно-педагогических работников и практикующих юристов.