Научная статья на тему 'Особенности семейных правоотношений бурят в XIX В. : материальное право и исковые дела по защите нарушенных и оспариваемых прав и интересов'

Особенности семейных правоотношений бурят в XIX В. : материальное право и исковые дела по защите нарушенных и оспариваемых прав и интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКОВЫЕ ДЕЛА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / БРАЧНЫЙ ДОГОВОР / КАЛЫМ / ОПЕКА / СВАТОВСТВО / THE CLAIM OF THE CASE / CUSTOMARY LAW / FAMILY LAW / MARRIAGE CONTRACT / DOWRY / CUSTODY / MATCHMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанова Бутит Цыдыпмункуевна, Курас Леонид Владимирович

Исходя из норм обычного права, рассматриваются исковые дела, возникавшие в семейных правоотношениях в бурятском обществе в XIX в. Подчеркивается, что исковые дела по семейным делам практически полностью регламентировали гражданско-экономическую жизнь бурятских обществ. Отмечается, что семейные правоотношения являются правовым актом, возникавшим с заключением между родителями жениха и невесты (зачастую в младенческом возрасте) брачного договора, который устанавливал условия брачного союза детей и назывался «худа оролсохо» («сватовство»). Он строго регламентировался особым ритуалом и церемониями, а также правовыми нормами. Указывается, что ключевым условием договора являлся размер калыма, а также порядок и сроки его уплаты. Выделяется, что нормы обычного брака отстаивали калымный брак как основную форму брака в бурятском обществе. Поднимается вопрос об основных причинах возникновения исковых дел по защите нарушенных или оспариваемых прав и интересов бурят по семейным правоотношениям в инородческом судопроизводстве, где выделяется развод супругов с решением имущественного вопроса и вопросов опеки над детьми. Подчеркивается, что обычное право бурят признавало разводы супругов только после рассмотрения инородческими властями по четырем причинам. В их числе смерть одного из супругов, развод по согласию, развод по инициативе жены, развод по инициативе мужа. Отмечается, что самовольный развод супругов без разбора инородческим судом не признавался. Подводятся итоги исследования, что условия брачного договора, заключенного на основании норм обычного права, препятствовали расторжению брака, способствовали его сохранению. Установлено, что расторжение брака по инициативе женщин, как правило, оставляло женщин без имущества, без права опеки над детьми, а по инициативе мужчин тоже грозило потерей имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Family Legal Relations in the XIX th Century: Material Law and Claims for the Protection of Violated and Conversed Rights and Interests

The article is devoted to the claim cases arising out of family relationships in the Buryat society in the nineteenth century the Claim of the case the family court considered the customary law, which is almost completely regulated the civil and economic life of the Buryat societies. Family legal relations of Buryats arose after the conclusion between the parents of the bride and groom of the marriage contract, often in infancy. The main form of marriage in Buryat society was the kalym marriage, which was based on the principle of indivisibility and preservation of family property. Matchmaking, or a contract between the parents of the bride and groom, establishing the conditions of marriage of children, called “Huda orolsoho” (matchmaking), was accompanied by a special ritual and ceremonies, as well as legal norms. The main subject of the contract was the size of the dowry and the order of its payment, the size of the bride’s dowry. The main reason for the emergence of lawsuits for the protection of violated or disputed rights and interests of Buryats on family relations in foreign legal proceedings was the divorce of the spouses with the decision of the property issue and issues of custody of children. The customary law of Buryats recognized divorce of spouses only after consideration by foreign authorities for the following reasons: death of one of spouses, divorce by consent, divorce at the initiative of the wife, divorce at the initiative of the husband. Unauthorized divorce indiscriminately the native court was not recognized. The terms of the marriage contract concluded under customary law prevented the dissolution of the marriage and contributed to its preservation. Divorce on the initiative of women, as a rule, left women without property, without the right to custody of children, and on the initiative of men, too, threatened with loss of property.

Текст научной работы на тему «Особенности семейных правоотношений бурят в XIX В. : материальное право и исковые дела по защите нарушенных и оспариваемых прав и интересов»

Научная специальность

12.00.01 «<Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» УДК 347.61/.64(091)(=512.31)+94(571.54)

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ БУРЯТ В XIX В.: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО И ИСКОВЫЕ ДЕЛА ПО ЗАЩИТЕ НАРУШЕННЫХ И ОСПАРИВАЕМЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

© Жалсанова Б. Ц.*, Курас Л. В.**, 2019

* Государственный архив Республики Бурятия, Улан-Удэ, Россия

** Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия

Исходя из норм обычного права, рассматриваются исковые дела, возникавшие в семейных правоотношениях в бурятском обществе в XIX в. Подчеркивается, что исковые дела по семейным делам практически полностью регламентировали гражданско-экономическую жизнь бурятских обществ. Отмечается, что семейные правоотношения являются правовым актом, возникавшим с заключением между родителями жениха и невесты (зачастую в младенческом возрасте) брачного договора, который устанавливал условия брачного союза детей и назывался «худа оролсохо» («сватовство»). Он строго регламентировался особым ритуалом и церемониями, а также правовыми нормами. Указывается, что ключевым условием договора являлся размер калыма, а также порядок и сроки его уплаты. Выделяется, что нормы обычного брака отстаивали калымный брак как основную форму брака в бурятском обществе. Поднимается вопрос об основных причинах возникновения исковых дел по защите нарушенных или оспариваемых прав и интересов бурят по семейным правоотношениям в инородческом судопроизводстве, где выделяется развод супругов с решением имущественного вопроса и вопросов опеки над детьми. Подчеркивается, что обычное право бурят признавало разводы супругов только после рассмотрения инородческими властями по четырем причинам. В их числе - смерть одного из супругов, развод по согласию, развод по инициативе жены, развод по инициативе мужа. Отмечается, что самовольный развод супругов без разбора инородческим судом не признавался. Подводятся итоги исследования, что условия брачного договора, заключенного на основании норм обычного права, препятствовали расторжению брака, способствовали его сохранению. Установлено, что расторжение брака по инициативе женщин, как правило, оставляло женщин без имущества, без права опеки над детьми, а по инициативе мужчин тоже грозило потерей имущества.

Ключевые слова: исковые дела, обычное право, семейное право, брачный договор, калым, опека, сватовство.

Разные аспекты семейного права, в том числе проблемы статуса женщины в традиционном бурятском обществе, интеграции обычного права в правовую систему Российской империи, в последние годы становились предметом изучения А. Т. Туму-ровой, Л. Ю. Дондоковой, Е. С. Гылыковой [1; 3; 4; 9; 10] и т. д.

Исковые дела по защите нарушенных или оспариваемых прав и интересов бурят, возникающие из семейных правоотношений, являлись самыми распространенными в инородческом судопроизводстве в течение XIX в. В обычном праве бурят семейное право наряду с имущественным правом представляет наиболее разработанную отрасль, которая регламентировала гражданско-экономическую жизнь бурятских обществ. Если в Уложении хоринских бурят 1763 г. сватовству была посвящена одна статья, в которой описывался обряд сватовства, основанный на договоре между будущими сватами [6, с. 15], то в Книге записи судебных законов селенгинских бурят (1775 г.) было уже 11 статей

[11, с. 37-39], в Селенгинском уложении 1823 г. 28 статей [11, с. 56-59], в Хоринском уложении 1823 г. 29 статей [11, с. 98-100], в «Обычаях братских (бурят) Верхоленского ведомства» 18 статей [8, с. 87-88] и т. д. Причиной такой детальной разработки семейного права явились имущественные вопросы, которые играли важную роль в экономической жизни бурятских обществ. Частые изменения, дополнения в семейном праве, по мнению самих бурят, связаны с изменением их материального благосостояния, например менялся размер калыма или андзы: «Прежнее благосостояние понизилось, и это коснулось каждого. Раньше, в старину, при разводе супругов существовала андза в 35 голов скота. Все 11 родов хоринцев вынесли постановление и установили андзу в 20 голов скота» [6, с. 17].

Значительное место в исковых семейных делах занимали бракоразводные дела и связанные с ними разделы семейного имущества. Исковые дела по семейно-брачным отношениям широко представлены в архивных документах, которые

позволяют анализировать инородческое судопроизводство. Главным образом, это прошения женихов и невест о разборе их споров относительно калыма в тех случаях, когда невеста не хотела выходить замуж или же уходила от мужа, либо когда отец невесты после получения калыма отказывался выдавать свою дочь согласно договору и т. д., например в фондах Аларской инородной управы имеется прошение А. Болтоева о взыскании калыма с С. Бальхаева, заявление В. Халтанова о взыскании калыма за дочь с Г. Петрушкинова, Кудинской инородной управы прошение Л. Алхуева о взыскании денег, израсходованных на свадьбу и т. д. [5, с. 15].

Основной формой брака в бурятском обществе являлся калымный брак, который базировался на принципе неделимости и сохранности имущества семьи. Сватовство, или договор между родителями жениха и невесты, устанавливающий условия брака детей, назывался «худа оролсохо». Главным предметом договора являлся размер калыма и порядок его уплаты, размер приданого невесты.

Как пишет М. Маласагаев (1867-1930), собиратель устного народного творчества, обычаев и обрядов бурят, крестьянин улуса Шонтойский Эхирит-Булагатского ведомства Верхоленского уезда Иркутской губернии, «раньше мужчины старались брать жену издалека, например вер-холенские буряты и булагаты старались брать жену за 300 верст, из Приангарья, Алари». Они садились на лошадей, приезжали в определенную выбранную местность и с согласия девушки привозили домой, калым тогда не платили.

Далее он пишет, что в XVIII в. четыре сына Зонхи Эхиритского рода приняли решение брать калым за невесту. Если раньше калым равнялся 20 руб., то в 1850 г. у верхоленских бурят стало 30 руб., в 1865 г. 100 руб., сверху одна лошадь, одна корова, одна коза, в 1875 г. 250 руб., сверху семь голов скота. Калымы платили мясом, хлебом, сеном. Родители сватали еще маленьких детей1.

У хоринских и селенгинских бурят размер калыма определялся на обряде сватовства, размер калыма доходил до 500 голов скота у богатых, до 330 голов у средних, до 25 голов у бедных [11, с. 76], у балаганских, идинских и других бурят размер калыма варьировался от 30 до 100 и более голов [8, с. 100], у кудинских бурят Ба-лаганского ведомства, как отмечает В. Рязанов-ский, «высший калым бывает трех родов: 1) из 106 голов скота и большого верблюда с шерстью закдор, куда входят 23 коровы, 20 овец, 30 езжалых лошадей, 16 больших кобылиц (каждая

'ГАРБ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 18. Л. 11 об. - 13 об.

с жеребенком) и один большой верблюд шерсти закдор; 2) из 99 голов скота и большого верблюда - состав: 21 корова, 15 овец, 30 езжалых лошадей, 10 кобылиц с жеребятами и один большой верблюд; 3) из 85 голов скота и низенького верблюда - состав: 15 коров, 12 овец, 25 езжалых лошадей, 16 кобылиц с жеребятами и низенький верблюд; кроме того, приплачивается деньгами от 300 до 600 руб.» [7, с. 216-217].

В соответствии с полученным калымом родители должны были дать за дочерью приданое («энжи»), которое у всех бурят составляли золотые и серебряные монеты, украшения, маржаны (кораллы), летняя и зимняя одежда, верховой конь с полным седельным прибором, несколько голов разного скота и т. п. Приданое составляло собственность жены, и муж не имел права распоряжаться им без ее согласия.

Таким образом, размер калыма был произвольным, определялся договором о сватовстве, зависел от материального положения сторон, личных отношений между будущими сватами и т. д. При разводе супругов, а именно при нарушении брачного договора, существовала «ан-дза», которую можно определить как штраф, выкуп, уплачиваемый скотом; монголо-бурятское название системы композиции - возмещения причиненного ущерба [6, с. 18-19]. Как пишут сами селенгинские и хоринские буряты в Уставе 1788 г., «раньше в старину при разводе супругов существовала андза в 35 голов скота», в связи с упадком хозяйства размер андзы был уменьшен до 27 голов скота: 13 голов крупного скота (лошади и рогатый скот), 14 голов овец и коз [6, с. 18].

Исследуя обычное право бурят о расторжении брака в разных бурятских ведомствах, надо отметить их идентичность, за некоторыми незначительными расхождениями. Обычное право бурят допускало многоженство по причине отсутствия детей, особенно мальчиков: у селен-гинских бурят разрешалось жениться три раза, но не более, у верхоленских - на двух, трех и более «живых женах» и т. д.

Обычное право бурят признавало разводы по следующим причинам:

1) смерть одного из супругов;

2) развод по согласию;

3) развод по инициативе жены;

4) развод по инициативе мужа, рассмотренные инородческими властями.

Самовольные разводы без рассмотрения инородческими властями не признавались. Например, Селенгинское уложение 1823 г. допускало развод жены только после совершения четвертого побега «во избежание каких-либо дурных последствий», в этом случае жена возвращалась

к своим родителям и родственникам со своим энжи - с хорошей одеждой и украшениями, а родители жены должны были вернуть калым-ный скот семье мужа. «Если при сватовстве в калым было взято более 50 голов скота, то при разводе возвращали 35 голов скота; если менее 50 голов, то 17 с половиной голов. Если родители отказывались принимать обратно свою дочь, то родители мужа брали ее под свое призрение и имели право, чтобы вернуть калым, выдать замуж за другого, как свою дочь» [6, с. 58].

В конце XIX в. самовольные разводы по инициативе женщин становятся распространенным явлением, когда женщины самовольно уходили от мужа к своим родителям. Большое влияние на увеличение самовольных разводов оказали социально-экономические процессы в бурятском обществе, когда принадлежность к определенному роду, семье перестает быть основой для хозяйственной состоятельности и стабильности. Например, в 1903 г. бурят 1-го Кульметского рода Шолон Мордеев пишет жалобу на Доржея Матвеева о возврате калыма (одна лошадь, одна корова, три овцы, один золотой полуимпериал 5 руб. достоинства, деньги в сумме 48 руб. 25 коп., один мешок хлеба круглой ярицы, 2 У пуда муки ржаной), уплаченного за невестку Арину, самовольно ушедшую от мужа1. В 1906 г. бурят Булутского рода Гылен Демидов обращается с иском к буряту 1-го Муруева рода Бадме Батаеву о возврате калыма в сумме 121 руб. 50 коп., уплаченного скотом и деньгами за невестку Нюрхан, которая самовольно ушла к своему отцу Бадме Батаеву. Постановлением суда Унгинской инородной управы от 11 декабря 1906 г. истец и ответчик пришли к миролюбивому соглашению об уплате взыскиваемых денег2.

1. Смерть одного из супругов. В обычном праве бурят смерть одного из вступивших в брак считалась уважительной причиной расторжения брачного договора. Например, у верхолен-ских бурят вдова не могла уйти из семьи мужа в связи с тем, что за нее уплачен калым, поэтому она должна была стать женой брата мужа, при отсутствии его, даже женой отца мужа. Если никто из родных мужа не женился на ней, тогда отец вдовы или его близкий родственник могли выдать ее замуж за другого постороннего мужчину для возврата калыма. В таком случае вдова становилась свободной от родственников своего мужа и могла забрать одну последнюю дочь только с согласия родственников мужа [8, с. 75]. Так, в 1903 г. бурят Петхон Шебоклеев обращается с иском о возврате с Осипа Дабла-

ева калыма, уплаченного за невестку Агафью, которая повторно вышла замуж. Основанием для иска послужила подписка Осипа Даблаева от 9 сентября 1900 г. об обязательстве вернуть калым в случае повторного замужества дочери (323 руб. наличными деньгами, 21 голова разного скота), засвидетельствованная в Унгинской инородной управе3.

У хоринских бурят по обычному праву женщина, у которой умер муж: 1) могла остаться с сыном, пользуясь имуществом; 2) могла вернуться с разрешения родоначальников к родителям, оставив сына и имущество. Женщина старше 40 лет, не имеющая сына, но имеющая дочь, могла жить под наблюдением родоначальников и родственников мужа, владея имуществом. Женщина младше 40 лет с согласия родственников могла вернуться к родителям, взяв непросватанную дочь, а также собственную одежду, украшения, наряды, лошадь с седлом. Оставшаяся после смерти мужа бездетная женщина с разрешения родоначальников по обоюдному согласию могла пожениться с братом мужа, если же согласия не было, то возвращалась к родителям, взяв с собой принадлежащую ей одежду, лошадь с седлом, украшения и наряды [6, с. 99-100].

У селенгинских бурят также действовали аналогичные нормы: в случае смерти мужа вдова, имеющая сына и дочь, по обоюдному согласию могла выйти замуж за брата мужа, однако второй муж не имел права распоряжаться имуществом сыновей прежнего мужа. В случае если женщина выходила замуж за постороннего мужчину, могла взять непросватанную дочь, одну шубу, одну шапку, одну безрукавку, одну пару обуви, бурхан и украшения. Если вдова не захочет выйти замуж, пожелает жить с детьми и пользоваться имуществом, то это не возбранялось [6, с. 59].

На практике разводы приводили к многочисленным исковым делам, связанным с имуществом, с опекой над детьми и т. д., например иск Е. Ханхасаевой к бывшему свекру А. Хугееву, который рассматривался в 1903 г. в Кудинской инородной управе. После смерти мужа в 1902 г. она осталась с дочерью Анной, вышла замуж за другого и потребовала от суда решения о невзыскании калыма бывшим свекром с ее родителей. Суд на основании показаний соседей, которые показали, что Е. Ханхасаева вела «распутный» образ жизни, оставила свекру свою малолетнюю дочь, принял решение в иске Е. Ханхасае-

1ГАРБ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 493. Л. 1-2.

2 Там же. Д. 522. Л. 1-5.

3 ГАРБ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 469. Л. 1-3.

вой отказать и потребовать взыскание калыма с ее родителей1.

2. Развод по взаимному согласию супругов происходил в случае нежелания жениха или невесты вступать в брак: дело основательно разбиралось родоначальниками и родственниками, как правило, в случае отсутствия уважительных причин на виновную сторону налагался штраф (андза): одна или две головы крупного скота. Развод по взаимному согласию допускался по односторонней воле мужа или по настойчивому нежеланию жены жить с мужем. Обычное право идинских, тункинских, балаган-ских и кудинских бурят при разводе по согласию предусматривало уход жены без возврата калыма, муж давал ей одну верховую лошадь с прибором, летнюю и зимнюю одежду, т. е. женщина уходила со своим энжи. У верхоленских бурят развод решался таким образом: если засватанная девушка не желала выходить замуж за нареченного жениха, то родственники с обеих сторон решали этот вопрос на общем совете и обычно находили другую невесту, таким образом, девушка имела право выбора.

У хоринских бурят муж и жена, не сумевшие ужиться, могли развестись по взаимному согласию, например в 1883 г. в Бырке-Цугольской управе рассматривался иск о взыскании калыма Б. Арсалоновым с Д. Галсанова, у которых дети поженились в 1879 г. и развелись по согласию в 1881 г. По мировой сделке Д. Галсанов обязался вернуть калым2.

3. Развод по инициативе жены. У верхолен-ских, идинских, тункинских, балаганских и кудинских бурят при разводе по инициативе жены родоначальники должны были разобраться и разрешить вопрос: в случае, если жена оказывалась не права, то калым возвращался мужу, если она дана на промен, то мужу уплачивался калым, чтобы он мог жениться на другой. Если жена самовольно уходила от мужа, то отданный за нее калым взыскивался и возвращался обратно. Если же жена уходила не к родителям, а к другому мужчине, то возвращалась мужу.

У хоринских бурят жена могла заявить о своем нежелании жить с мужем родоначальникам, которые решали вопрос законным путем. Расторжение брака по инициативе жены допускалось только после разбора инородческими начальниками. В случае положительного решения женщина уходила от мужа без имущества, без детей, ей выдавали только энжи. Ее родные должны были вернуть мужу выплаченный за нее калым [6, с. 68].

На практике женщина, выступившая инициатором развода, не всегда могла получить свое приданое, например в 1899-1901 гг. в Аларской инородной управе разбиралось дело по иску Паты Бартанова с Гаврилы Манзанова о возврате приданого в сумме 59 руб. 74 коп., отданных свояченице Хандрон при ее замужестве. После ее развода и нового замужества Манзанов не вернул приданое бывшей невестки, что и послужило поводом для судебного разбирательства3.

Другой пример возврата калыма: в 1911 г. в Аларской инородной управе рассматривалось дело о возврате калыма с Х. Батуевой. Она была замужем за Б. Булеевым, затем вышла замуж за Ц. Тугутова. Бывший муж потребовал калым с брата Х. Батуевой, а тот, в свою очередь, с Ц. Ту-гутова, по обычному праву он был вынужден заплатить калым4.

В случае рождения ею ребенка уже после развода, он по первому требованию передавался бывшему мужу, например при разводе супругов Б. Нагумова и Д. Данжиновой, дело о котором рассматривалось в 1862 г. в Кялинской инородной управе, по «миролюбному удостоверению» муж вернул калым родным бывшей жены в размере 25 голов скота, а также получил мальчика, рожденного после развода5.

4. Развод по инициативе мужа. Если же муж являлся инициатором развода (по обычному праву верхоленских, идинских, тункинских, ба-лаганских и кудинских бурят), то ему не возвращали калым, кроме того, у идинских, тункин-ских, балаганских и кудинских бурят на мужа возлагалась обязанность наделить возвращаемую жену ее приданым имуществом: лошадью, шубой, украшениями. Жена могла забрать с собой дочь, даже если она была их единственным ребенком [8, с. 100-101].

У хоринских бурят при разводе по инициативе мужа жена могла взять с собой приведенную от родителей лошадь, из одежды по одной лучшей шубе, безрукавке, шапке, седло, узду, а украшения и личные вещи полностью. Если подобные вещи не были привезены от родителей, то при возвращении домой могла взять головные украшения, шубу, безрукавку. Из детей она могла взять с собой одну непросватанную дочь, а если дочь была просватана, то из калыма за дочь ей давали 10 голов скота [6, с. 99]. Если жена не соглашалась с разводом, то их не разводили, и она оставалась в семье мужа со своими детьми.

Таким образом, калымная форма брака порождала огромное количество исков, которые

1ГАРБ. Ф. 13. Оп. 1. Д. 357. 2 Там же. Ф. 369. Оп. 1. Д. 12.

3 ГАРБ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 580. Л. 1-9 об.

4 Там же. Д. 779.

5 Там же. Ф. 103. Оп. 2. Д. 9.

рассматривались в судах словесной расправы на основании обычного права. Сами бурятские общества, их родоначальники стали выходить с инициативами по изменению условий калымного брака: уменьшению размера калыма, изменению процедуры сватовства, проведению свадеб и т. д. Так, в 1841 г. селенгинские и хоринские родоначальники собрались на большой суглан и после обсуждения приняли «Новое постановление о жизни и обычаях. Правила, установленные селенгинскими и хоринскими главными и почетными духовными и светскими сайтами в 1841 году». Родоначальники были обеспокоены большими тратами бурят на свадьбах и пиршествах, которых раньше не было: «Если хотели взять невесткой дочь богатого человека, то за нее отдавали калым не более 100 различных скотов, а отец той девушки отдавал приданое дочери в соответствии с полученным калымом. Для свадебного пиршества не закалывали множества скотов, ограничивались угощением друг друга молочными винами, собрав только ближайших родственников. При обмене подарками ограничивались взаимным поднесением родственникам только хадаков и небольших платков» [6, с. 76].

В постановлении отмечается, что размеры калыма теперь доходят у богатых до 500 голов скота, у средних - до 330 голов, у бедных - до 25 голов. Отец девушки покупает маржаны (кораллы), дорогие шелка и т. д. У богатых на свадьбах присутствует 500-600 человек, сами свадебные веселья продолжаются несколько дней, гостям дарят хадаки1, «волов, лошадей, различные дорогие вещи и самые маленькие подарки - хорошие платки и носовые платочки» и т. д., все это наносило огромный ущерб хозяйствам инородцев.

Согласно постановлению устанавливался максимальный размер калыма: для богатых - от 100 до 150 голов разного вида скота, для среднего достатка - от 50 до 80 голов, для бедных -от 25 до 50 голов. Лимитировалось количество человек, участвующих при подношении даров («тахил табиха»2), - от трех до пяти близких родственников с молочной водкой, хлебом, чаем и молочными продуктами, число людей сверх этого и привоз мяса категорически запрещались. Для получения скота от свата должны были ехать от 10 до 15 человек, имея с собой небольшое количество молочного вина.

Родители девушки при проводах «сагал сар-хад»3 должны были ехать: если они очень богатые, то в сопровождении от 15 до 30 человек

1 Хадак - шелковый продолговатый платок для подарков церемониального значения.

2 «Тахил табиха» («жертвоприношение») - обряд первоначального сговора о сватовстве.

3 «Сагал сархад» - свадебный обряд, связанный с передачей выде-

ланных овчин для шитья одеяла.

(только своих родственников) с тремя скотинами и 30 шинчжи4 молочного вина; люди среднего достатка - от 10 до 15 человек с двумя скотинами и 20 шинчжи молочного вина; люди низшего достатка - от двух до пяти человек с одной скотиной и 10 шинчжи молочного вина. Другие же сваты должны были встречать с таким же количеством людей.

По новому постановлению запрещались многодневные пиршества (если проводы на расстоянии до 30 верст - один день, более 30 верст -один день с ночлегом), категорически запрещалось делать подарки посторонним мужчинам и женщинам, присутствующим на любой свадьбе, но не воспрещался взаимный обмен подарками между сватами и сватьями [11, с. 79-80].

Известными прецедентами попыток отмены калыма в бурятских обществах являются общественный приговор кудинских бурят Иркутской губернии от 17 сентября 1883 г. и общественный приговор кударинских бурят Забайкальской области от 7 ноября 1885 г. Следует отметить и доклад Ивана Заяханова, почетного инородца Кударинского ведомства, от 4 ноября 1885 г. о сути «калымного брака» [5, с. 17-18], проект головы Кудинской инородной управы Василия Холодова (1910 г.) [2, с. 76-77], однако все эти решения об отмене калымного брака и изменениях в брачных обычаях оставались на бумаге.

Таким образом, исковые дела по защите нарушенных или оспариваемых прав и интересов бурят, возникающие из семейных правоотношений в XIX в., занимали важное место в инородческом судопроизводстве. Семейное право бурят признавало браки между сородичами на основе обряда сватовства, которое фактически проводилось в младенческом возрасте брачую-щихся. Калым являлся гарантом создания крепкой семьи, связывал две семьи не только брачными узами, но становился основой экономической стабильности. Несмотря на попытки родоначальников и влиятельных бурят ограничить размер калыма, он оставался произвольным и полностью зависел от материального состояния семей. Нарушение брачного договора, а именно развод супругов, который допускался после рассмотрения инородческими властями по причинам смерти одного из супругов, развода по согласию, развода по инициативе жены, развода по инициативе мужа, приводило к многочисленным исковым делам по возврату калыма, возврату энжи (приданого), опеки над детьми и имуществом. Все исковые дела по семейным правоотношениям рассматривались на основе обычного права, которое отстаивало калымный

4 Шинчжи - монголо-китайская мера объема, равная примерно 1 л.

брак как основную форму брака, а также четко регулировало имущественные права супругов и детей при разводе. Ш

Работа выполнена в рамках государственного задания России (проект Х1Ы87.1.4.«ХП.191.1.2. Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии», номер госрегистрации № ААА-А-А17-117021310264-4).

Obychnoe parvo horinskih buryat: pamyatniki staromongolskoj pismennosti per. s mong. Novosibirsk, Nauka Publ., 1992, 312 p. (in Russian) Ryazanovskij V.A. Mongolskoe parvo (preimushchestvenno obychnoe). Istoricheskij ocherk. Harbin, N.E. Chinareva Publ., 1931, 352 p. (in Russian) Samokvasov D.Ya. Sbornik obychnogo prava sibirskih inorodcev. Varshava, I. Noskovskogo Publ., 1876, 308 p. (in Russian)

Tumurova A.T. Obychnoe pravo buryat: istoriko-pravovoe issledovanie. Avtoref. dis. ... doktora yurid. Nauk. Moscow, 2010, 38 p. (in Russian)

Tumurova A.T. Obychnoe pravo buryat: seleng. ulozhenie 1775 g. Ulan-Ude, BGU Publ., 2004, 115 p. (in Russian)

Zhalsanova B.C. Kuras L.V. Brakorazvodnye dela v inorodcheskom sudoproizvodstve v XIX v. Sibirskij yuridicheskij vestnik, 2016, no 3(74), pp. 15-19. (in Russian)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бимбаева О. Л. Интеграция обычного права бурят в правовую систему Российской империи // Ист. и соц.-об-разоват. мысль. 2013. № 2 (13). С. 23S-236.

2. Богданов М. Н. Среди бурят // Сиб. вопр. 1910. № 4S-4б. С. 7б-77.

3. Гылыкова Е. С. Обычное право бурят: Историко-пра-вовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. M., 200S. 207 c.

4. Дондокова Л. Ю. Статус женщины в традиционном обществе бурят (вторая половина XIX - начало XX в.). Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 200S. 20S с.

5. Жалсанова Б. Ц., Курас Л. В. Бракоразводные дела в инородческом судопроизводстве в XIX в. // Сиб. юрид. вестн. 201б. № 3 (74). С. 1S-19.

6. Обычное право хоринских бурят: памятники старомонгольской письменности : пер. с монг. Новосибирск : Наука, Сиб. издат. фирма, 1992. 312 с.

7. Рязановский В. А. Монгольское право (преимущественно обычное). Исторический очерк. Харбин : Тип. Н. Е. Чинарева, 1931. 3S2 с.

S. Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава : Тип. И. Носковского, 1S76. 30S с.

9. Тумурова А. Т. Обычное право бурят: историко-пра-вовое исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 3S с.

10. Тумурова А. Т. Обычное право бурят: Селенгинское уложение 177S г. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. 11S с.

11. Цибиков Б. Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970. 2S2 с.

REFERENCES

Bimbaeva O.L. Integraciya obychnogo prava buryat v pravovuyu sistemu Rossijskoj imperii. Istoricheskaya i social'naya obrazovatel'naya mysl', 2013, no 2(13), pp. 23S-236. (in Russian)

Bogdanov M.N. Sredi buryat. Sibirskie vopsosy, 1910, no 4S-46, pp. 7б-77. (in Russian)

Cibikov B.D. Obychnoe parvo selenginskih buryat. Ulan-Ude, Buryat. kn. Publ., 1970, 2S2 p.

Dondokova L.Yu. Status zhenshchiny v tradicionnom obshchestve buryat (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.). Ulan-Ude, Izd-vo BGSHA im. V.R. Filippova Publ., 200S, 20S p. (in Russian)

Gylykova E.S. Obychnoe pravo buryat: Istoriko-pravovoe issledovanie. Dis.... kand. yurid. nauk. Moscow, 200S, 207 p. (in Russian)

Peculiarities of Family Legal Relations in the XIX th Century: Material Law and Claims for the Protection of Violated and Conversed Rights and Interests

© Zhalsanova B. T., Kuras L. V., 2019

The article is devoted to the claim cases arising out of family relationships in the Buryat society in the nineteenth century the Claim of the case the family court considered the customary law, which is almost completely regulated the civil and economic life of the Buryat societies. Family legal relations of Buryats arose after the conclusion between the parents of the bride and groom of the marriage contract, often in infancy. The main form of marriage in Buryat society was the kalym marriage, which was based on the principle of indivisibility and preservation of family property. Matchmaking, or a contract between the parents of the bride and groom, establishing the conditions of marriage of children, called "Huda orolsoho" (matchmaking), was accompanied by a special ritual and ceremonies, as well as legal norms. The main subject of the contract was the size of the dowry and the order of its payment, the size of the bride's dowry. The main reason for the emergence of lawsuits for the protection of violated or disputed rights and interests of Buryats on family relations in foreign legal proceedings was the divorce of the spouses with the decision of the property issue and issues of custody of children. The customary law of Buryats recognized divorce of spouses only after consideration by foreign authorities for the following reasons: death of one of spouses, divorce by consent, divorce at the initiative of the wife, divorce at the initiative of the husband. Unauthorized divorce indiscriminately the native court was not recognized. The terms of the marriage contract concluded under customary law prevented the dissolution of the marriage and contributed to its preservation. Divorce on the initiative of women, as a rule, left women without property, without the right to custody of children, and on the initiative of men, too, threatened with loss of property.

Keywords: the claim of the case, customary law, family law, marriage contract, dowry, custody, matchmaking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.