Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Дмитрий Викторович

Статья посвящена истории развития института защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки и становлению законодательной базы в данной сфере, первым попыткам самозащиты своих потребительских прав и формированию различных общественных организаций, ассоциаций и объединений, чьей целью выступает защита и отстаивание и прав потребителей как в США, так и на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF CONSUMER PROTECTION IN THE UNITED STATES OF AMERICA AND IN THE RUSSIAN FEDERATION: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

The article is devoted to the history of the development of the institution of consumer protection in the United States of America and the formation of the legislative framework in this area, the first attempts to self-defense of their consumer rights and the formation of various public organizations, associations and associations, whose goal is to protect and defend consumer rights as in America itself and in the international arena.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_267

ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ INSTITUTE OF CONSUMER PROTECTION IN THE UNITED STATES OF AMERICA AND IN THE RUSSIAN FEDERATION: COMPARATIVE LEGAL ASPECT ЛИПКА Дмитрий Викторович,

младший научный сотрудник научно-организационного отдела Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: prigos@mail.ru;

LIPKA Dmitry Victorovich,

junior researcher of the scientific and organizational Department, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: prigos@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена истории развития института защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки и становлению законодательной базы в данной сфере, первым попыткам самозащиты своих потребительских прав и формированию различных общественных организаций, ассоциаций и объединений, чьей целью выступает защита и отстаивание и прав потребителей как в США, так и на международной арене.

Abstract: The article is devoted to the history of the development of the institution of consumer protection in the United States of America and the formation of the legislative framework in this area, the first attempts to self-defense of their consumer rights and the formation of various public organizations, associations and associations, whose goal is to protect and defend consumer rights as in America itself and in the international arena.

Ключевые слова: потребитель, институт защиты прав потребителей в США, механизмы защиты прав потребителей в США, законодательство в сфере защиты прав потребителей в США.

Keywords: consumer, US consumer protection institution, US consumer protection mechanisms, US consumer protection legislation.

Дата направления статьи в редакцию: 24.11.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

Защита прав потребителей выступает важным направлением деятельности правового государства, в том числе и Российской Федерации, в эпоху глобального развития торгово-промышленных отношении.

История развития института защиты прав потребителя в каждом государстве своя, кто-то выступал основоположником первых принципов, кто-то перенял опыт своих соседей и настроил его на свой лад, а кто-то пошел по более сложному пути и стал создавать свою систему законов с сфере охраны интересов потребителей, отличную от других государств, но все же есть много общего межу ними всеми.

Зарождение института защиты прав потребителей в США началось намного раньше, чем в России. Принято считать, что основоположником развития законодательства с сфере охраны потребителя в Соединенных Штатах Америки является Джон Фицджеральд Кеннеди, выступивший с докладом в начале 60-х годов прошлого века перед Конгрессом США, в котором заявил, что понятие «потребитель» затрагивает каждого из нас, однако мнение этой группы очень часто остается не услышанным. В своем послании действующий президент США также затронул вопрос о необходимости с целью защиты прав потребителей нормативно-правового закрепления права государства на вмешательство в договорные отношения между покупателем и продавцом. Стоит отметить, что одна из самых первых организаций по защите прав потребителей была создана в Нью-Йорке в 1891 году. В дальнейшем начали создаваться потребительские организации или же лиги покупателей, задачей которых было формирование потребительской культуры и влияние на взаимодействие субъектов потребительских отношений.

Многие государства закрепляют термин «потребитель» в законодательстве, однако в правовых нормах Соединенных Штатов Америки отсутствует точное описание этого понятия, оно распространяется только в юридической практике или доктринах. Исходя из Закона «О гарантиях при продаже товаров» 1975 года можно выделить следующее понятие — потребитель — лицо, приобретающее товары (для личного пользования, не с целью перепродажи) широкого потребления. В законодательстве Российской Федерации также не закреплен этот термин, но он раскрыт в Комментариях к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей", так «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Исходя из общепринятых международных правовых норм под «потребителем» в современном понимании подразумевается частный конечный потребитель, то есть лицо, которому товары или услуги предоставляются для личного использования1.

«Билль о правах» Джона Кеннеди, введённый им в 15 марта 1962 года, закреплял четыре основных принципа, которые легли в основу современных нормативно-правовых актов с сфере защиты прав потребителей.

Первый принцип включает в себя право на безопасность, то есть наличие гарантии безопасности жизни и здоровья потребителя. Реализуемый продавцом товар или услуга не должны причинять вред имуществу потребителя и окружающей среде в случае их нормального использования, транспортировки, хранения или утилизации.

Второй принцип подразумевает право потребителя на получение полной, достоверной и добросовестной информации о товаре или услуге.

Третий принцип - это право на свободу слова, убеждений и право на их распространение любым, не запрещенным законодательством способом. Право каждого быть услышанным2.

1 См.: Комментарий к Закону РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (постатейный) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420229633 (дата обращения: 24.11.21).

2 Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 18.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

Четвертый принцип представляет из себя право каждого потребителя на здоровую окружающую среду, правдивую информацию о ее состоянии, а также право на возмещение вреда, причиненного его имуществу или здоровью1.

Законодательство США в сфере зашиты прав потребителей стремительно развивалось, в частности, из-за частого поступления обращений в Конгресс США от потребителей, описывающих проблемы, с которыми они сталкиваются при попытке реализации или защиты своих интересов. Было подробно описано большое множество положений законодательства о защите прав потребителей, тем самым, сформировав эффективно работающие способы охраны и защиты потребительских прав2. Справедливости ради необходимо заметить, что примерно в это же время в некоторых скандинавских странах также принимались кодифицированные нормативно-правовые акты, направленные на охрану и защиту интересов потребителей. В число этих государств входили: Норвегия со своим законом от 1972 года, Дания и Финляндия в 1975 году3.

Положительная тенденция развития действенной правовой базы Штатов побудило другие страны совместно разработать основополагающие принципы на основе четырех принципах Билля о правах 1962 года, который лег в основу Руководящих принципов Организацией Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, утвержденных 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, а в 1999 году они были дополнены и расширены. Эти принципы включают в себя следующие права потребителей: право на безопасность жизни и здоровья; право на достоверную информацию; право высказывать свое мнение и быть выслушанным; право на потребительское образование; право на возмещение ущерба; право на выбор; право на удовлетворение базовых потребностей4.

Начиная с 1961 года, свое функционирование начал Потребительский консультативный совет США, созданный по поручению действующего на тот момент президента Джона Кеннеди. В состав данного совета входили тридцать представителей финансовых кругов, юристов, которые занимались защитой прав потребителей, ученые-экономисты и представители от потребительских союзов. Параллельно с созданием этого органа, была введена должность помощника Президента по потребительским вопросам.

С развитием крупной промышленности, созданием огромного количества заводов и фабрик, остро встал вопрос о защите природы и в целом окружающей среды. Начиная с 80-х годов двадцатого века происходит ужесточение контроля за утилизацией промышленных отходов, а также за выхлопными газами автомобилей. Охрана окружающей среды довольно сильно переплетается с защитой прав потребителей, с их правом на получение качественного товара, к примеру, отказ от применения генетических модификаций продуктов потребления, так как многими исследования утверждается о возникновении всевозможных вредных побочных эффектах в организме человека в будущем.

Ныне нормативно-правовая база института защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки довольно сильно укрепилась и расширилась. Благодаря своей форме правления, почти у каждого штата есть свои законы в области прав потребителей. В зависимости от субъекта эти правовые акты могут кардинально отличаться, но базис - те принципы, на которых они основываются, остается незыблемым.

Ныне в США функционирует большое количество общественных организации, целью которых выступает охрана интересов покупателей. Можно выделить несколько из них:

Consumers Research - некоммерческая образовательная организация, миссия которой заключается в повышении правого культурного уровня потребителей и формировании перед политическими организациями проблемных аспектов в потребительской сфере, вызывающих озабоченность потребителей с целью устранения этих проблем путем реформирования законодательства.

Consumers for World Trade - национальная некоммерческая беспартийная организация, участники которой выступают за сокращение и устранение торговых барьеров между странами для создания экономической стабильности, обеспечивая лучшее качество жизни для всех людей и снижая потребительские расходы, предоставляя больше возможностей для выбора на рынке.

Consumer Alert - некоммерческая организация, занимающаяся проблемами бизнеса и потребителей. Одной из главных задач CA является отстаивание свободных рыночных отношений для устранения неудовлетворенности потребителей. Участники данной организации следуют позиции, что рынки лучше всего регулируются информированными потребителями. Организация придерживается политики, что эффективная защита интересов потребителей должна решительно противодействовать любым действиям правительства или недобросовестным производителям по ограничиванию конкуренцию на рынках.

Список общественных организаций, ассоциаций, объединений, выступающих в защиту прав потребителей в США, с каждым годом увеличивается, что положительно сказывается на реализации прав субъектов потребительских отношений. Все они используют разные механизмы и направления своей деятельности, но цель преследуют одну - защита охраняемых законом интересов потребителей. Кто-то борется с некачественной продукцией и завышенными ценами на товары (особенно товары первой необходимости) и услуги, кто-то за обеспечение конфиденциальность данных потребителей, а кто-то пропагандирует экологическую политику, борясь за продажу экологические чистых продуктов.

Первые протестные акции потребителей были проведены еще в 1775 году в Штате Массачусетс. Люди были не удовлетворены продажей рядом магазинов некачественной продукции. В ходе судебного рассмотрения этого вопроса было установлено, что продавцы умышлено реализовывали товар плохого качества, в результате чего было вынесено решение о привлечении к ответственности в виде позорного столба. В дальнейшем произошел еще один прецедент, а именно в 1852 году апелляционный суд Нью-Йорка вынес решение, согласно которому производитель лекарственных средств был привлечен к ответственности за вред, причинённый покупателю в силу небрежности производителя, а именно

1 См.: Специальное послание Конгрессу о защите интересов потребителей, 15 марта 1962 г (Special message to Congress on protecting consumer interest, 15 March 1962) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/JFKPOF/037/JFKPOF-037-028 (дата обращения: 24.11.21).

Хикман Н. Юридическая практика защиты прав потребителей в США: Материалы республиканского семинара. Гродно, 7-8 октября 1998 г. Мн.: БОЗП, 1998. С. 27-29.

3 Петров М. Правовые аспекты защиты прав потребителей // Российская юстиция. - 1994. - № 2. - С. 28-30.

4 "Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН №39/248 9 апреля 1985 года" (на русском языке) в редакции 1999 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/54/docs/54_445-449.pdf (дата обращения: 24.11.21).

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

на этикетке было указано «Экстракт одуванчика», а на самом деле использовался «Экстракт белладонны».

Вышеуказанные ситуации стали первыми попытками судебной защиты и восстановления нарушенных прав потребителей в США. В виду отсутствия на тот момент нормативно-правовой системы с сфере защиты прав потребителей, судьям приходилось действовать в силу своих внутренних убеждений, а также сложившейся практикой по разрешению аналогичных ситуаций.

Правовая система Соединённых Штатов Америки обросла большим количеством прецендентов в сфере защиты прав потребителей. Все чаще и чаще происходят громкие судебные процессы, в которых пострадавшими выступают потребители, а ответчиком выступают известные торговые бренды. Количество лиц, понесших ущерб от некачественных потребительских товаров или оказанных услуг на 2020 год, составляет в США около 4,7 миллионов человек1. Стоит отметить, что суд чаще всего становиться на сторону потребителей как наиболее уязвимой стороны, обязывая выплатить ему компенсацию за нарушение его прав.

Так, в 2018 году суд штата Миссури назначил всемирно известного производителя косметических и санитарно-гигиенических товаров, а также медицинского оборудования Johnson & Johnson выплатить 4,69 миллиарда долларов за производство некачественного асбестового порошка для младенцев, в результате использовании которого происходило загрязнение асбестовой пылью. Хотя компания все отрицала, говорила о фальсификации результатов испытаний, подтвердить в судебном процессе свои высказывания ей так и не удалось. Это бы не первый крупный скандал, связанный с репутацией данной корпорации. Обширное правовое поле США позволяет детально урегулировать все сферы деятельность, в который есть потребитель, однако есть ряд проблем, которые до сих пор существуют. Так, много споров возникает в кредитном направлении, а именно с использование людьми кредитных карт. Для того что бы решить некоторые проблемные аспекты в этой отрасли Конгрессом США в 1970 году был принят закон «О справедливом взыскании долгов». Итогом этого акта стала передача обязанностей по контролю этого направления Федеральной комиссии по торговле. С целью предотвращения злоупотребления полномочиями банковскими организациями, банкротства, потери работы людьми и вмешательства в их личную жизнь в законе были закреплены положения о подчинении всех профессиональных агентств по сбору платежей, а также механизмов, предоставляемых кредиторам для взыскания долгов с заемщика2.

Подводя итог, можно сказать, что институт защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки начал свое развитие еще в 18 веке, с появлением первых потребительских движений, организовывающих протестные акции и пикеты с целью поднятия проблем нарушенных прав. Государство, в свою очередь, начало реагировать на эти волнения и в середине 20 века встало на путь реформирования и создание наиболее полной правовой базы, способной в полной мере дать покупатели закрывать свои потребительские потребности. Более чем 60 лет активного формирования и апробации законодательства Соединенными Штатами в сфере защиты прав потребителей они смогли выйти на путь принятия правовых норм, предполагающих дополнительную защиту прав потребителей как наиболее незащищенную сторону потребительских отношений. Сформировалось понимание того, что договорные отношения не дают гарантию равенства всех сторон, в виду чего необходимо государственное вмешательство в эти отношения с целью детального урегулирования и контроля реализации прав потребителя. Производитель обладает максимально возможной полнотой информации о продаваемом им товаром, что дает ему возможность вводить потребителя в заблуждение путем сокрытия недостатков и преувеличения преимуществ. По сути дела, продавец сам готовить договор на продажу товаров или оказания услуг, который будет максимально приемлем для него и для получение максимальной прибыли. Отдельные положения законодательства США об институте защиты прав потребителей можно использовать и в соответствующем законодательстве Российской Федерации.

Библиография:

1. Комментарий к Закону РФ от 07.02.92 N 2300-I "О защите прав потребителей" (постатейный) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420229633 (дата обращения: 24.11.21).

2. Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 18.

3. Специальное послание Конгрессу о защите интересов потребителей, 15 марта 1962 г (Special message to Congress on protecting consumer interest, 15 March 1962) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/JFKPOF/037/JFKPOF-037-028 (дата обращения: 24.11.21).

4. Хикман Н. Юридическая практика защиты прав потребителей в США: Материалы республиканского семинара. Гродно, 7-8 октября 1998 г. Мн.: БОЗП, 1998. С. 27-29.

5. Петров М. Правовые аспекты защиты прав потребителей // Российская юстиция. - 1994. - № 2. - С. 28-30.

6. "Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН №39/248 9 апреля 1985 года" (на русском языке) в редакции 1999 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/54/docs/54_445-449.pdf (дата обращения: 24.11.21).

7. Официальный сайт Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/reports/consumer-sentinel-network-data-book-2020 (дата обращения: 24.11.21).

8. Закон о справедливой практике взыскания долгов (Fair Debt Collection Practices Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/enforcement/rules/rulemaking-regulatory-reform-proceedings/fair-debt-collection-practices-act-text (дата обращения: 24.11.21).

References (transliterated):

1. Kommentarij k Zakonu RF ot 07.02.92 N 2300-I "O zashchite prav potrebitelej" (postatejnyj) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/420229633 (data obrashcheniya: 24.11.21).

2. CHurochkina O.S. Evolyuciya razvitiya instituta zashchity prav potrebitelej v Rossii (istoricheskij i normativno-pravovoj aspekty) // Grazhdanskoe ob-shchestvo v Ros-sii i za rubezhom. 2013. N 4. S. 18.

3. Special'noe poslanie Kongressu o zashchite interesov potrebitelej, 15 marta 1962 g (Special message to Congress on protecting consumer interest, 15 March 1962) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/JFKPOF/037/JFKPOF-037-028 (data obrashcheniya: 24.11.21).

4. Hikman N. YUridicheskaya praktika zashchity prav potrebitelej v SSHA: Materialy respublikanskogo seminara. Grodno, 7-8 oktyabrya 1998 g. Mn.: BOZP, 1998. S. 27-29.

5. Petrov M. Pravovye aspekty zashchity prav potrebitelej // Rossijskaya yusticiya. - 1994. - № 2. - S. 28-30.

6. "Rukovodyashchie principy OON dlya zashchity interesov potrebitelej, prinyatye General'noj Assambleej OON №39/248 9 aprelya 1 985 goda" (na russkom yazyke) v redakcii 1999 goda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/ga/54/docs/54_445-449.pdf (data obrashcheniya: 24.11.21).

7. Oficial'nyj sajt Federal'noj torgovoj komissii (Federal Trade Commission) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ftc.gov/reports/consumer-sentinel-network-data-book-2020 (data obrashcheniya: 24.11.21).

8. Zakon o spravedlivoj praktike vzyskaniya dolgov (Fair Debt Collection Practices Act) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ftc.gov/enforcement/rules/rulemaking-regulatory-reform-proceedings/fair-debt-collection-practices-act-text (data obrashcheniya: 24.11.21).

1 См.: Официальный сайт Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/reports/consumer-sentinel-network-data-book-2020 (дата обращения: 24.11.21).

2 Fair Debt Collection Practices Act [Electronic resource]. - Access mode: https://www.ftc.gov/enforcement/rules/rulemaking-regulatory-reform-proceedings/fair-debt-collection-practices-act-text (date of access: 24.11.21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.