Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНСТИТУТ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ТОРГОВЫЕ ПРАВА / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТОРГ / ОПТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯРМАРКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова А.В., Мухлаева М.Ю.

Настоящая статья посвящена историко-правовому исследованию института ярмарочной деятельности. Данная тема представляет особую актуальность в условиях глобальной пандемии COVID-19. Выставочно - ярмарочная отрасль России в период пандемии оказалась в числе признанных наиболее пострадавших сфер. Она немедленно попала под все ограничения, которые связанны как с передвижениями людей и грузов и падением экономики, так и с прямыми запретами на осуществление выставок и конгрессов. Кроме того, государственно-правовое регулирование в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России существенно отстает от ряда других европейских стран. Главная проблема - это отсутствуете федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, имеется только проект этого федерального закона. Цель статьи состоит в проведении комплексного исследования историко-правового опыта государственно-правового управления институтом ярмарочного дела в России в XVIII в. В данной работе использовался диалектический метод познания, который являлся ведущим методом в рамках нашего исследования. Отличительная черта предлагаемого нами метода состоит в том, что он используется в совместном сочетании с частнонаучными методами изучения политико-правовых и общественных явлений. Здесь мы можем выделить такие методы как сравнительно-правовой, конкретно-исторический, нормативно-логический, а также системный метод. Предлагаемый подход в изучении нашего предмета основан на широком применении исторического метода в рассмотрении изучаемых процессов. Исследование предполагало также комплексный подход к изучению темы, так как специфика предмета изыскания представляет интерес для нескольких отраслей права. Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что выявленные закономерности и направления государственно-правового регулирования ярмарочной деятельности в исследуемый период, сопоставленные с историческими результатами такого регулирования, могут быть учтены при реализации и управлении выставочно-ярмарочной отрасли современного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF EXHIBITION AND FAIR BUSINESS IN RUSSIA: HISTORICALAND LEGAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT TRENDS

This article is devoted to the historical and legal study of the Institute of Fair Activities. This subject represents special relevance in the conditions of a global pandemic of COVID-19. The exhibition and fair industry of Russia during the pandemic was among the recognized most affected areas. It immediately fell under all the restrictions that are associated with both the movement of people and goods and the fall of the economy, as well as with direct bans on the implementation of exhibitions and congresses. In addition, state legal regulation in the field of exhibition, fair and congress activities in Russia is significantly behind a number of other European countries. The main problem is that there is no federal law on exhibition and fair and congress activities, there is only a draft of this federal law. The purpose of the article is to conduct a comprehensive study of the historical and legal experience of state-legal regulation of the Institute of Fair Affairs in Russia in the XVIII century. This work used the dialectical method of cognition, which was the leading method in the framework of our research. A distinctive feature of our proposed method is that it is used in a combination of private-science methods of studying political-legal and social phenomena. Here we can distinguish such methods as the comparative legal, specific historical, normative-logical, as well as the systemic method. The proposed approach in the study of our subject is based on the wide application of the historical method to the consideration of the studied processes. The study also suggested an integrated approach to the study of the topic, since the specifics of the subject of the study are of interest to several branches of law. The novelty of the proposed approach lies in the fact that the revealed patterns and directions of state-legal regulation of fair activities in the studied period, compared with the historical results of such regulation, can be taken into account in the implementation and management of the exhibition and fair industry of the modern state.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

УДК: 340

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_2_30

Плотникова А.В., Мухлаева М.Ю.

ИНСТИТУТ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ1

Plotnikova A.V., Mukhlaeva M.Y.

INSTITUTE OF EXHIBITION AND FAIR BUSINESS IN RUSSIA: HISTORICALAND LEGAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT TRENDS

Ключевые слова: ярмарочная деятельность, правовое регулирование, государство, торговые права, торговые отношения, правительство, торг, оптовая деятельность, ярмарка.

Keywords: fair activities, legal regulation, state, trade rights, trade relations, government, bargaining, wholesale activities, fair.

Аннотация: настоящая статья посвящена историко-правовому исследованию института ярмарочной деятельности. Данная тема представляет особую актуальность в условиях глобальной пандемии COVID-19. Выставочно - ярмарочная отрасль России в период пандемии оказалась в числе признанных наиболее пострадавших сфер. Она немедленно попала под все ограничения, которые связанны как с передвижениями людей и грузов и падением экономики, так и с прямыми запретами на осуществление выставок и конгрессов.

Кроме того, государственно-правовое регулирование в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России существенно отстает от ряда других европейских стран. Главная проблема - это отсутствуете федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, имеется только проект этого федерального закона.

Цель статьи состоит в проведении комплексного исследования историко-правового опыта государственно-правового управления институтом ярмарочного дела в России в XVIII в.

В данной работе использовался диалектический метод познания, который являлся ведущим методом в рамках нашего исследования. Отличительная черта предлагаемого нами метода состоит в том, что он используется в совместном сочетании с частнонаучными методами изучения политико-правовых и общественных явлений. Здесь мы можем выделить такие методы как сравнительно-правовой, конкретно-исторический, нормативно-логический, а также системный метод. Предлагаемый подход в изучении нашего предмета основан на широком применении исторического метода в рассмотрении изучаемых процессов. Исследование предполагало также комплексный подход к изучению темы, так как специфика предмета изыскания представляет интерес для нескольких отраслей права.

Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что выявленные закономерности и направления государственно-правового регулирования ярмарочной деятельности в исследуемый период, сопоставленные с историческими результатами такого регулирования, могут быть учтены при реализации и управлении выставочно-ярмарочной отрасли современного государства.

Abstract: this article is devoted to the historical and legal study of the Institute of Fair Activities. This subject represents special relevance in the conditions of a global pandemic of COVID-19. The exhibition and fair industry of Russia during the pandemic was among the recognized most affected areas. It immediately fell under all the restrictions that are associated with both the move-

1 Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2021 г. «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюционирующих личности, общества и государства» (№ 0851 -2020-0033).

ment of people and goods and the fall of the economy, as well as with direct bans on the implementation of exhibitions and congresses.

In addition, state legal regulation in the field of exhibition, fair and congress activities in Russia is significantly behind a number of other European countries. The main problem is that there is no federal law on exhibition and fair and congress activities, there is only a draft of this federal law.

The purpose of the article is to conduct a comprehensive study of the historical and legal experience of state-legal regulation of the Institute of Fair Affairs in Russia in the XVIII century.

This work used the dialectical method of cognition, which was the leading method in the framework of our research. A distinctive feature of our proposed method is that it is used in a combination ofprivate-science methods of studying political-legal and social phenomena. Here we can distinguish such methods as the comparative legal, specific historical, normative-logical, as well as the systemic method. The proposed approach in the study of our subject is based on the wide application of the historical method to the consideration of the studied processes. The study also suggested an integrated approach to the study of the topic, since the specifics of the subject of the study are of interest to several branches of law.

The novelty of the proposed approach lies in the fact that the revealed patterns and directions of state-legal regulation offair activities in the studied period, compared with the historical results of such regulation, can be taken into account in the implementation and management of the exhibition and fair industry of the modern state.

«Конгрессно-выставочная индустрия жизненно важна, именно эта отрасль поможет восстановиться экономике после пандемии.

Мы поможем предприятиям снова восстановить продажи, наладить контакты, создать прибыль, открыть рабочие места по всему миру...»

Кай Хаттендорф;

генеральный директор Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI)1

Усиление внимания к выставочно-ярмарочной отрасти связано в первую очередь с тем, что она является двигателем экономики, стимулятором технического и хозяйственного развития, играет важное значение в мобильности рынка, обеспечивает создание отраслевого информационного поля, формирует крупные финансовые потоки, которые вносят значительные средства в бюджеты разных уровней.

Среди проблем, связанных с пристальным вниманием исследователей в последние годы является вопрос о государственно-правовом регулировании выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России, которую необходимо решать с позиций историко-правового метода в юриспруденции, поскольку до настоящего момента подобных попыток не предпринималось. Эта проблема является комплексной, поэтому особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных путей в развитии и формировании отечественного гражданского права в области регулирования

торговой деятельности, которые могут быть учтены при разработке и корректировке управления торговых отношений в целом и выставочно-ярмарочной отрасли в частности в современном государстве, так как в России на протяжении XVIII в. были заложены правовые основы ярмарочного дела, учреждены органы управления этим институтом.

Исследуя уровень разработанности рассматриваемой темы, нельзя не отметить тот факт, что сфера исследований в области торговых отношений в России в XVIII в общем и ярмарочной торговли в частности весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений как в современных, так и в дореволюционных источниках. Но в то же время необходимо отметить, что большинство исследователей изучали эко

1 Эксперты конгрессно-выставочной индустрии провели диджитал-конференцию о работе во время и после пандемии // Seldon.News, 23.04.2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news. myseldon.com/ru/news/index/228297059

номические, исторические, социальные и финансовые стороны, а в самих работах не содержится анализа правовых основ торговых отношений.

В то же время при кажущейся много-аспектности и обширности исследований, посвященных изучению нашей темы, потребность в разработке проблемы государственно-правового управления института ярмарочного дела в России в XVIII в. является весьма актуальной, так как до настоящего времени не существует комплексного и систематического анализа, который бы давал глубокое и всестороннее описание правовых и организационных аспектов изучаемого института.

Рассматривая нашу проблему, в особенности важно отметить, что в XVIII в. наибольшего расцвета достигает ярмарка как более организованная форма оптовой торговли. Превалирование ярмарочной деятельности в сфере торговли можно было объяснить некоторыми факторами.

Во-первых, вследствие роста и развития аграрного хозяйства и промышленности на рынок попадало все в большей степени товарного продукта.

Во-вторых, стационарная торговля, сфера которой только начинала образовываться в исследуемый период, еще не имела возможности реализовывать выпускаемые в большом количестве товары в стране.

В-третьих, значительной преградой для реализации товарной продукции была недостаточно сформированная транспортная структура.

В-четвертых, наличию ярмарочной деятельности благоприятствовал кроме того дефицит непосредственных взаимоотношений между потреблением и производством.

В исследуемой проблематике необходимо обратиться к истокам формирования ярмарок. В Х-ХП веках на Руси возникли первые ярмарки. Тогда их называли «торги» или «торжки» - реализация сельскохозяйственной продукции, проходившая в конкретный период чаще всего по праздничным дням около храмов и монастырей, куда как правило собирались жители на церковную службу. Торжки располагались в благоприятных в географическом плане местах (на пересечении водных и сухопутных пу-

тей сообщения), в результате чего их торгово-экономическая роль возрастала и способствовала постепенному превращению в ярмарки, при этом преобразовываясь в специфическую форму оптовой торговли.

На рубеже XVII - XVIII вв. происходит рост городов и формируются городские слои, в связи с чем возрастает роль ярмарок, которые проводятся периодически. Давая правовую оценку ярмарочной сфере на данном этапе, можно утверждать, что государственно-правовое регулирование в области деятельности ярмарок регламентировалось сформировавшимися обычаями и традициями.

Следовательно, мы можем говорить, что до начала XVIII в. в государстве практически отсутствовали правовые акты, регулирующие деятельность ярмарок. Лишь в правление императора Петра I стала складываться правовая база. Начали постоянно издаваться государственные указы о периодах проведения крупных общероссийских ярмарок и призыве на них купцов, предпринимались усилия по регулированию периода их проведения.

Указ от 17 мая 1717 г. «О вызове торговых людей на Свинскую ярмарку» является примером такого источника1. Так, правовой акт указывал заранее сообщать во всех губерниях купеческим людям об открытии Свинской ярмарки, которая проходила каждый год с 1 августа. В дальнейшем эта традиция стала широко использоваться в последующий период.

Для того, чтобы развести по срокам три крупные ярмарки Европейской России: Свинскую, Макарьевскую и Королевецкую, 10 июля 1728 г. был издан Сенатский указ2. Это помогало торговым людям успеть на каждую из этих ярмарок.

Рассматривая политику государства в начале XVIII в. в области государственного управления, то одной из первостепенных вопросов верховной власти стала задача восстановления центральных учреждений и их исполнительных органов на местах.

Поэтому в декабре 1715 г. было принято решение о создании десяти коллегий, среди которых предполагалось учреждение

1 ПСЗ. Т. V. № 3086. С. 495.

2 ПСЗ Т. VIII. № 5306. С.65.

Коммерц-коллегии. Работа Коммерц-кол-легии, в обязанности которой входило сбор статистических сведений о промышленном потенциале государства регламентировалась Именным указом от 11 февраля 1719 г.

Указ от 8 марта 1719 г. расширил обязанности Коммерц-коллегии, в соответствии с которым она должна была заниматься вопросами внутренней торговли, о чем подробно излагалось в ее устав-регламенте. Теперь под ее юрисдикцию попадали следующие вопросы: общая масса спорных таможенных дел, надзор над таможенными сборами и платежами, содержание амбаров и таможен, формирование правовой базы в области торговли, в том числе и определение времени и места прохождения ярмарок. Вместе с тем в обязанности органа вменялся контроль за недопустимостью никаких монополий в торговой деятельности, а также в отпуске товаров включая и на ярмарках.

Именной указ от 14 мая 1719 г. усиливает внимание Коммерц-коллегии в области сбора статистических данных. Так согласно данному акту этому органу было вменено в обязанность истребовать из всех губерний и присутственных мест сведения о привилегиях городам в торгах и ярмарках, а также рассмотреть их.

В завершении этой работы Указом от 15 июня 1724 г. правительством были запрошены сведения обо всех учрежденных в России ярмарках и прочих торгах от всех губерний и присутственных мест. В свою очередь, Коммерц-коллегией была проведена огромная работа по сбору и обработке материала, полученного на основании представленных ведомостей по единым формам и показателям.

Важным шагом по законодательному оформлению ярмарочной деятельности явилось поручение правительства в 1736 году Коммерц-коллегии совместно с Камер-коллегией и знатным российским купечеством о разработке предложений об учреждении в России ярмарок, а также сборе на них пошлин. Затем после анализа и обобщения общественного мнения, представить данные инициативы в Сенат. (Определение

Правительствующего Сената от 16 сентября 1736 года)1.

Следующим направлением политической деятельности Петра I явились административные реформы, которые изменили городское самоуправление, обусловили создание местных магистратов и Главного магистрата. Для регламентации и функционирования этих органов создавалась правовая база.

В связи с этим в январе 1721 г. выходит в свет Регламент Главного магистрата2. Анализ его положений позволяет сделать вывод о том, что главное место в нем отводилось социальной структуре городского населения, правам и обязанностям купцов, и другим слоям городского населения, а также созданию органов магистратского управления в городах. Наряду с этим среди других основных вопросов была отмечена одна из важных задач - это развитие торговой деятельности. А глава XVII Регламента Главного магистрата3 устанавливала цель -расширение ярмарок, особенно это касалось мест с судоходными реками и удобными пристанями.

В его обязанности как органа государственного самоуправления входило: «...стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, так как через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы и проис-

4

ходит через их довольство в народ» .

Заслуживает быть отмеченным тот факт, что законодатель касался в главе XVII данного Регламента, относящейся специально к ярмаркам, и иностранного опыта, где ярмарки проходили не только в городах, но и в селах, тем самым принося пользу государству и населению. Это было связано с тем, что ярмарки доставляли большой доход в казну государства посредством казенных сборов, помогали купеческим и ремесленным людям в их торговых делах, содействовали доставке туда, где отсутствовали выходы к морю, в города и населенные

1 Законодательство императрицы Анны Иоан-новны / сост. и авт. вступ. ст. Томсинов В.А - М.: Зерцало, 2009. С. 164.

2 ПСЗ. Т.У! № 3708. С. 292.

3 См.: Там же. С. 320.

4 ПСЗ Т. VI. № 3708. С. 300-301.

пункты необходимых товаров. Тем самым обеспечивая местных жителей провиантом и скотом. Необходимо добавить, что в Инструкции магистратов от 1724 г. требования о распространении ярмарок были более детально регламентированы: «Для размножения торгу и для удовлетворения народа, ежели где возможно, учредить ярмонки весьма прилежание о том чинить подоба-ет»1.

Вместе с тем правовой акт отражал и отдельные задачи, направленные на выполнение функций торговой деятельности. Например, предлагалось привлекать городское население к развитию ремесел и промыслов для обеспечения себя провизией, организовывать ярмарки с целью расширения торговой деятельности.

Результаты проведенного нами анализа положений и функций Главного магистрата позволяют сделать нам вывод, что этот правовой акт по своей сути отличался в общей массе декларативным и рекомендательным характером, так как не выделял четко прописанного источника субсидирования и по этой причине не имел возможности быть исполненным в практической деятельности.

При Екатерине I развитие правовой базы в области торговых отношений в целом и в области ярмарочного дела в частности происходило не такими стремительными темпами как при Петре I. Необходимо добавить, что правовых актов было не большое множество, а также они имели лишь местный характер.

Законодательство в короткое правление Петра II сохранило небольшое число источников интересующей нас сферы, большая часть которых затрагивала только отдельные вопросы.

Одной из главных проблем, с которой пришлось столкнуться правительству в эпоху царствования императрицы Анны Ивановны, была проблема сроков проведения ярмарок, что свидетельствовало об их огромной роли в отечественной торговой деятельности.

Это подтверждает сенатский указ от 18 мая 1736 г.2, согласно ему, Сенат опять

1 ПСЗ Т. VI. № 4624. С. 395.

2 ПСЗ Т. IX. № 7080.

решил регулировать сроки и порядок проведения ярмарок, но с определенными поправками.

Из опасения игнорирования ярмарок иностранными купцами, в том числе и греками, которые будут вести торговлю только в пограничных малороссийских городах решили не взымать с иноземных купцов на Свинской ярмарке пошлины по тарифу. В этом случае предлагалось брать пошлину только с реализованных товаров.

Аналогичные трудности появились и у отечественных купцов, которым «за тарифным многим в оных городах платежем, ездить на Свинскую ярманку невозможно». Сказанное заставляет полагать, что упразднение точно установленных сроков проведения ярмарки угрожала переходом ее в обычный валовый торг, «да купецкие люди, не продав на тех ярманках всех своих товаров, на другие ярманки ездить не похотят, и будут на тех ярманках жить долговременно». Из этих положений становится очевидным явное противоречие с обычаями прохождения подобных русских торгов, которые имели установленные периоды проведения.

Необходимо отметить важную функцию ярмарочного института: в процессе ярмарочной торговли не только удовлетворялись самые различные хозяйственно-экономические интересы, но и, самое главное, проходило перераспределение крупного купеческого капитала из торговой деятельности в различные сферы производства.

Государственная политика второй половины XVIII века существенным образом повлияло на развитие российской промышленности и отечественной торговли, так как в основе ее политического курса лежали принципы протекционизма и меркантилизма. Поэтому коммерция получила активную поддержку прежде всего на государственно-правовом уровне. Заслуживает быть отмеченным, что особенностью этого периода явилось системное регулирование торгового дела в нескольких направлениях. Это выразилось, прежде всего, в протекции фискальных интересов государства, а также вопросах пополнения бюджета.

Вместе с тем исследуемый период отмечается значительным расширением внут-

реннего рынка, образованием новых торговых мест, ростом купеческого сословия. К 1770 году в стране было 1637 сельских и городских торжков и ярмарок, на которых реализовывалась продукция сельского хозяйства и мелкой промышленности1. В связи с чем правительство было вынуждено более тщательно формировать правовую базу в этой сфере деятельности.

Образцом таких мер может служить Манифест от 17 марта 1775 г., которым вводилось новое деление купцов на три гиль-дии2. В дополнение к этому было введено шесть разрядов торговых свидетельств. Также принятию данного документа способствовало увеличение доли влияния промышленников и купцов на экономику государства.

Согласно этому источнику купцам 1-й и 2-й гильдий предоставлялось право беспошлинной торговли на всех ярмарках без исключения, что способствовало стремительному росту ярмарочной торговли. Данному факту были подтверждения, так, если в 1750-гг. в России насчитывалось 627 ярмарок, то в 1790-е гг. число их увеличилось практически в 6,5 раза и достигло 4044 (большинство из них существовало в сельской местности - 3180 ярмарок)3. Анализируя данные факты, можно сделать вывод о том, что благодаря ярмаркам преодолевались сословные ограничения в торговой сфере.

Следующим важным документом, который существенным образом повлиял на деятельность ярмарок являлась, принятая 21 апреля 1785 года Жалованная грамота городам4. Этот документ определял время работы рынков и поручал выдавать решение Магистрату о днях работы рынков (учреждений) одной или нескольким торговым ярмаркам.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что Жалованная грамота городам давала право любому записываться в гильдию независи-

1 Миронов Б.Н. Внутренний рынок во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л.: Наука, 1981, С. 76.

2 ПСЗ. Т. XX. № 14275. 17 марта 1775 г.

3 Миронов Б.Н. Внутренний рынок во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Л.: Наука, 1981. С. 62.

4 ПСЗ. Т. XXII, № 16187. С. 358—384.

мо от пола, возраста, рода, семьи, промысла, рукоделия или ремесла. Главным условием для записи служил размер капитала в размере от 1000 руб. до 50000 руб., а также срок записи в гильдию и внесение ежегодных платежей по 1% с капитала проводился с 1 декабря до 1 января.

В то же время в 1785 г. с Жалованной грамотой городам была принята Жалованная грамота дворянству5. Данный документ предоставил монопольное право дворянству на крестьян, землю и торговлю. Анализируя положения источника в части торговой деятельности, можно сделать вывод, что за дворянством сохранилось право торговой деятельности, но конкретизировалось в части товара, который должен был произведен крестьянами только их деревень, а не товаром, купленным на стороне. В связи с этим государство санкционировало в поместьях организовывать торговые площади и ярмарки, чтобы оптом реализовывать продукцию собственного производства.

Данные процессы показывают, что предпринимательство в этот период развивалось очень активно и поддерживалось на

законодательном уровне, о чем свидетель-

6

ствует ряд принятых актов .

К концу XVIII в. можно было наблюдать существенные изменения, которые коснулись системы административного управления страной.

Подтверждением этого служит указ от

у

12 декабря 1796 г. , который ввел губернское правление по всей России взамен наместнического правления. Образцом работы этого документа служит Курское губернское правление, которое было введено в Курской губернии. Данный орган находился под юрисдикцией Министерства внутренних дел и под общим руководством Сената и губернатора. В его обязанности входили кроме общих вопросов благоустройства губернии, управления делами продовольствия, промышленности, транс-

5 См. Там же.

6 Плотникова А.В., Ларина О.Г., Ламанов Е.Н. Закрепление торговых прав в российском законодательстве во второй половине XVIII века // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 148.

7 ГАКО. Ф. 33 Оп. 3 Д. 3419.

порта, надзор за поступлением налогов и сборов, также руководство торговлей в губернии.

В связи с этим заслуживает нашего внимания пример в организации и регулировании крупных торговых мест в Курске. Так в ведении главного исполнительного органа управления - Канцелярии Курского губернатора, созданного в 1796 г., находились: выдача свидетельств на право торговлей, а также создание обществ потребителей1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшую представительную власть в губернии представлял губернатор. В его обязанности наряду с обеспечением исполнением правительственных законов, указов, уставов и предписаний входила функция как издание различного рода предписаний относительно открытия и проведения Коренной ярмарки, сбор статистических данных об участниках, надзор и учет за торговыми оборотами и доходами.

Изменения в административном управлении коснулись и Коммерц-коллегии. В связи с тем, что ее функции были перераспределены между казенными палатами и другими присутственными учреждениями губерний, то указом от 17 сентября 1796 г.2 она была упразднена. Но в последующем правительство пришло к решению о ее восстановлении, поэтому указом от 19 ноября 1796 г. Коммерц-коллегия была восстановлена для сохранения контроля над торговлей, в том числе и над ярмарочной сферой.

Давая правовую оценку государственному регулированию ярмарочной торговли, необходимо отметить ее противоречивый характер. Это подтверждается принятием ряда законов, принятых правительством в период с 1775 по 1813 г., где оно вернулось к взысканию различных пошлин и сборов в области ярмарочного торга.

Как правило, государство «разрабатывает» прибыльные или стратегические отрасли хозяйства. Здесь, без сомнения, можно говорить о фискальной монополии, кото-

1 ГАКО. Ф. 1 Оп. 1. Д. 9196.

2 ПСЗ. Т. XII. № 8955. С. 132.

3 ПСЗ. Т. XII. № 8896. С. 45-47.

рая служит цели получения максимальной прибыли4.

Вследствие противоречивости и непоследовательности таких действий это не позволило в частности эффективно регулировать торговые отношения, а также негативным образом отразились на стабильности отечественного рынка в целом.

В исследуемой проблематике будет интересен вопрос об определенной специализации ярмарок в товарном товарообороте. Примером может служить Коренная ярмарка, которая являлась главным пунктом обмена товарами между Московским государством и Украиной. Также она являлась основной торговой площадкой для иностранцев - «Южными торговыми воротами России». Ярмарка носила прежде всего оптовый характер, так как на ней в первую очередь осуществлялась продажа именно привозных товаров, а не местных. Специализировалась Коренная ярмарка на конном торге. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4-6 тысяч голов сгоняли со всей России5.

Успешная торговля Коренной ярмарки в конце XVIII - начале XIX веков способствовала возведению на ее территории каменного Гостиного двора. Решение о постройке двора сложилось еще в 1785 г., когда правительство предложило купцам строительство за свой счет по данному из столицы плану каменного гостиного двора. Лица, выстроившие лавки, получали на 10 лет освобождение от налога за места, занимаемыми лавками6.

Анализируя, ярмарочную деятельность, можно констатировать, что участниками данной сферы в основном являлись профессиональные торговцы, капиталы которых исчислялись огромными суммами, также на рынке обращались главным обра-

4 Ларина О.Г. Система финансовых прерогатив государства в России второй половины ХУП-начала ХХ веков (историко-правовое исследование). Дис...докт.юрид.наук. М, 2011. С. 14.

5 ГАКО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 742.

6 Самсонов В.И. Курская Коренная ярмарка. //Ученые записки Курского Государственного педагогического института № 2 /под ред. И.А. Френкеля. Курск: Изд-во «Курская правда», 1949. С. 110).

зом товары, привезенные из других регионов страны и заграницы1.

Результаты проведенного нами истори-ко-правового анализа института ярмарочного дела в XVIII в. позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:

- государственно-правовое регулирование ярмарочной сферы было сформировано в XVIII в., что подтверждается рядом законодательных актов, направленных на регламентацию и поддержку ярмарок.

1 Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Л., 1981. С. 179.

- государственная политика в отношении ярмарочной сферы носила противоречивый и непостоянный характер, указы, часто сменяя дуг друга, то вводили, то отменяли сборы и пошлины с ярмарок. В периоды отмены пошлин, фискальный интерес к ярмаркам и базарам у правительства пропадал. Однако, как попытки преодолеть недостатки в правовом регулировании ярмарочного института государство определяло сроки и формы проведения наиболее крупных ярмарок в стране, детально информировало население о времени их проведения, а также следило за их развитием посредством специально созданных органов управления разных уровней.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1. оп. 1. Д. 9196.

2. ГАКО. Ф. 33 Оп. 3 Д. 3419.

3. ГАКО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 742.

4. Законодательство императрицы Анны Иоанновны / сост. и авт. вступ. ст. Томсинов В.А - М.: Зерцало, 2009. - 238 с.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VI. СПб., 1830.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VIII. СПб., 1830.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XII. СПб., 1830.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XX. СПб., 1830.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XXII. СПб., 1830.

11. Ларина, О.Г. Система финансовых прерогатив государства в России второй половины XVII - начала ХХ веков (историко-правовое исследование). Дис.. .докт.юрид.наук. М, 2011. - 467 с.

12. Миронов, Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. - Л.: Наука, 1981. - 258 с.

13. Плотникова, А.В., Ларина, О.Г., Ламанов, Е.Н. Закрепление торговых прав в российском законодательстве во второй половине XVIII века // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3 (104). С. 145-148.

14. Самсонов, В.И. Курская Коренная ярмарка //Ученые записки Курского Государственного педагогического института № 2 /под ред. И.А. Френкеля - Курск: Изд-во Курская правда, 1949. - 210 с.

15. Эксперты конгрессно-выставочной индустрии провели диджитал-конференцию о работе во время и после пандемии // Seldon.News, 23.04.2020 г. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/228297059 (дата обращения: 09.03.2021).

Дата поступления: 10.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.