О.Г. Ларина* А.В. Плотникова*
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЛЕЙ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ В
XVII - XIX ВВ1.
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности органов управления торговлей и государственно-правовая фиксация их компетенций на протяжении XVII - начала XIX в. Большое внимание обращается на особенности становления органов управления торговлей в контексте исторических условий развития России, подчеркивается роль государства в этом процессе. Основным выводом исследования является то, что торговые отношения находились под постоянным государственным контролем, регулированием торговли на протяжении исследуемого периода занимались специальные ведомства.
Ключевые слова. Органы управления, торговля, торговые отношения, приказ, коллегия, министерство.
Происходящие в России преобразования финансовой, налоговой, кредитной областей, административного и гражданского законодательства призваны создать прочную основу торговой деятельности и укрепления экономических начал общества и государства. Важную роль в решении данной задачи играют органы государственного управления и контроля, обладающие властными полномочиями в области регулирования торговых отношений и требующие непременного соблюдения законодательства, отражающего направления правовой политики в области торговли.
В XVII в. было завершено создание централизованной системы управления торговыми отношениями, деятельность которой осуществлялась через приказы. Задачами торговой деятельности занимался Приказ Большой казны, в ведении которого были «гости, и гостиная и суконная сотня, и серебряного дела мастера, и многих городов торговые люди»2. Возникновение новых центральных и местных государственных органов контроля над торговлей потребовало принятия специальных уставов и регламентов по регулированию их работы.
* Ларина Ольга Григорьевна, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
* Плотникова Александра Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», aleksanklyu@yandex.ru
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России по проекту № 2109 «Система привилегий и иммунитетов в России: историко-правовое исследование».
2 Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906. С. 105.
В начале XVIII в. государственное регулирование сферы торговых отношений было направлено на их активную поддержку. Рассматривая роль торговых отношений в общественной жизни страны в XVIII в., исследователи отмечают их первостепенное положение, подчеркивая, что повышенный интерес к вопросам коммерции, характерный этому периоду, был вызван ростом значения торговли в жизни общества1.
Начало ХУШ в. в связи с рядом обстоятельств (неудачного начала Северной войны, отвлечения верховной власти на решение неотложных военно-мобилизационных задач, передачи в 1708-1712 гг. областного управления губернаторам) ознаменовалось фактическим распадом центральных учреждений государственного управления. Так, приказы утратили свое прежнее значение, их большая часть была упразднена.
В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат, который отвечал за общее направление доходов и расходов, положение промышленности и торговли. Но вместе с тем, как указывает В.Б Перхавто: «...Он не мог выполнять функции целостной системы управления, поскольку не имел механизма исполнения своих же постановлений»2.
Одной из первоочередных задач верховной власти стало восстановление государственного управления и, прежде всего, центральных учреждений и их исполнительных органов на местах.
В декабре 1715 г. Петр I принял решение создать десять коллегий, среди них и Коммерц-коллегию. Именным указом от 11 февраля 1719 г. началась работа Коммерц-коллегии, во исполнение акта было необходимо собрать статистические данные о промышленном потенциале России.
Указом от 8 марта 1719 г.4 Коммерц-коллегия получила свой устав-регламент, в соответствии с которым она должна была заниматься вопросами внутренней торговли. В ее обязанности входили все спорные таможенные дела, контроль над таможенными сборами, содержание таможен и амбаров, создание новых торговых уставов, регламентирование времени и места проведения ярмарок. Кроме того, обязанностью коллегии являлась недопустимость никаких монополий в торговле и в отпуске товаров.
Следующим Именным указом от 14 мая 1719 г.5 Коммерц-коллегии было поручено истребовать из всех губерний и присутственных мест сведения о данных городам привилегиях в торгах и ярмарках, рассмотреть
1 Гуревич А.Я. Средневековый купец//Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М.: Наука, 1990. С. 127.
2 История предпринимательства в России. Кн. 1: От средневековья до середины XIX века / под ред. Перхавто В.Б. и др. М.: «РОССПЭН), 2000. С. 212.
3 ПСЗ. Т.У1. № 3707. С. 322.
4 ПСЗ. Т. V. № 3318. С. 672-674.
5 ПСЗ. Т. V. № 3870. С.535.
их. Также Указом от 15 июня 1724 г.1 от всех губерний и присутственных мест были истребованы сведения обо всех учрежденных в России ярмарках и прочих торгах. Представленные ведомости были собраны и обработаны в Коммерц-коллегии по единым формам и показателям. В ведении Коммерц-коллегии состояли таможни, гостиные дворы, амбары, склады и пристани.
Именными указами от 17 марта и 11 апреля 1732 г.2 Коллегии было поручено оброчные деньги с лавок и амбаров использовать на строение новых и ремонт обветшавших амбаров, складов, таможен и пристаней. Причем купечеству для удобства и долговечности гостиные дворы и амбары приказано было строить каменные. В 1736 г. Коммерц-коллегии совместно с Камер-коллегией и знатным российским купечеством поручалось подготовить предложения об учреждении в России ярмарок и о сборе на них пошлин и, обобщив общественное мнение, представить данные предложения в Сенат. (Определение Правительствующего Сената
"5
от 16 сентября 1736 г. )
В 1731 г. именными указами Анны Иоанновны Берг- и Мануфактур-коллегии были присоединены к Коммерц-коллегии4. Соединенная коллегия была разделена на три экспедиции: в первой рассматривались дела коммерции, во второй - по горному делу, а в третьей - по фабрикам и мануфактурам. Именным указом от 07 апреля 1742 г.5 были опять восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии. В целом исследование функций указанных коллегий позволяет сделать вывод об их эффективной деятельности.
Для решения проблем, связанных с торговлей, при Екатерине I и Петре II была открыта первая Комиссия о коммерции.
Указ об учреждении Комиссии о коммерции был подписан 8декабря 1763 г.6 Согласно указу, перед Комиссией ставилась задача рассмотрения
~ 7
всей российской коммерции .
Целью данной комиссии являлось поднятие российской торговли на более высокий уровень и возможность конкурентоспособности с иностранцами.
Во второй половине XVIII в. в основу торговой политики были положены принципы поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли. Предпринимательство в этот период развивалось
1 ПСЗ. ТУН. № 2673. С. 150.
2 ПСЗ. ТУШ. № 4213. С. 317.
3 ПСЗ. ТУШ. № 5784. С. 225.
4 ПСЗ. Т. IX. № 6583. С. 343-344.
5 ПСЗ. Т. IX. № 6964. С. 825-829.
6 ПСЗРИ. Т XVI. № 11985.
Ларина О.Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVП-XIX вв.): монография. - М.: Проспект, 2011. С.76.
очень активно и поддерживалось на законодательном уровне. Государственное регулирование торговых отношений системно осуществлялось в нескольких направления, что можно рассматривать в качестве одной из особенностей рассматриваемого периода: совершенствование законодательства в области торговли; поощрение внутренней промышленности; обеспечение торгового баланса; развитие внешней торговли.
Были изданы манифесты, способствующие развитию предпринимательства и занятию торговлей. Указ от 1775 г.1 предусматривал свободу открытия промышленных заведений. Ликвидировалось необходимость получения разрешений на открытие нового предприятия. Организация разного рода промышленных предприятий была объявлена совершенно свободной для всех.
Стремление к развитию конкуренции в экономике выразилось в упразднении в 1780 г. Мануфактур-коллегии, основанной при Петре I. В указе названная мера обосновывалась: «Регламент Мануфактур-коллегии был издан в такое время, когда для распространения полезных ремесел и фабрик собственная выгода казалась недостаточно заманчивой; тогда правительству приходилось, путем поощрения предпринимателей, бороться с имеющимися предрассудками. Но в настоящее время всем подданным предоставляется неограниченная свобода в их торговой и промышленной деятельности. Они не стеснены ни необходимостью испрошения концессий, ни надзором над их промыслами; лучшим и надежным средством к развитию промыслов является теперь собственная прибыль»2.
В системе административного управления страной во второй половине XVIII в. также произошли изменения. По указу от 12 декабря
"5
1796 г. по всей России было введено губернское правление, которое заменило наместническое правление. В частности, в Курской губернии было введено Курское губернское правление, которое находилось в ведении Министерства внутренних дел под общим руководством Сената и губернатора. За данным ведомством было закреплено общее благоустройство губернии, управление делами продовольствия, промышленности, торговли, транспорта, а также надзор за поступлением налогов и сборов.
Примером обеспокоенности властей созданием правового поля в организации и регулировании крупных торговых мест может служить то, что в Курске, например, делами о выдаче свидетельств на право торговли,
0 создании обществ потребителей занимался созданный в 1796 г. ведущий
1 ПСЗ. Т. XII. № 138.
2 Витчевский В. Торговля, таможенная и промышленная политика России со времен Петра великого до наших дней. СПб, 1909. С. 20
3 ГАКО. Ф. 33 Оп. 3 Д. 3419.
исполнительный орган управления - Канцелярия Курского губернатора1. Сам губернатор как высший представитель власти в губернии обеспечивал исполнение правительственных законов, указов, уставов и предписаний. В его ведение входило издание различного рода предписаний относительно открытия и проведения Коренной ярмарки, сбор сведений об участниках, контроль учета торговых оборотов и различного рода доходов.
С образованием губернских учреждений отпала потребность в Коммерц-коллегии, поскольку ее дела должны были распределяться между казенными палатами и другими присутственными учреждениями губерний. Поэтому указом от 17 сентября 1796 г. была упразднена Коммерц-коллегия, но в последующем указом от 19 ноября 1796 г. она была восстановлена для сохранения надзора над торговлей.
В первой половине XIX века, несмотря на трудности, связанные с разорительной войной 1812 г. и борьбой за рынки сбыта между ведущими мировыми державами, взят был курс на систему свободной торговли.
Государственное регулирование торговых отношений в исследуемый период знаменуется реформой органов управления торговлей, развитием научных основ организации торговой деятельности.
Коммерц-коллегия в 1800 г.4 получила новое устройство, в нее назначались 10 человек от правительства и 13 человек, избираемых от торгующего купечества и фабрикантов. С этой целью для купцов было учреждено звание коммерции советника.
Высочайшим манифестом от 8 сентября 1802 г. было учреждено Министерство коммерции5, заменившее Коммерц-коллегию. Министерство коммерции имело в своем составе четыре экспедиции. Первая занималась делами внешней торговли, следила за тарифами и подготавливала их необходимые изменения; вносила изменения в уставы о торгах и купечестве. Вторая экспедиция ведала внутренней торговлей, заботилась о поддержании и развитии кредита, создании общества и товарищества путем соединения частных капиталов. В обязанности третьей экспедиции входило поддержание путей сообщения, обеспечение судоходства шкиперами, так как на ее попечении были купеческие верфи. Также третья экспедиция имела право вводить собственное страхование. Четвертая экспедиция занималась таможенными делами6. По сути дела, Министерство коммерции выполняла функции министерства торговли и промышленности.
1 ГАКО. Ф. 1 Оп. 1. Д. 9196.
2 ПСЗ. Т. XII. № 8955. С. 132.
3 ПСЗ. Т. XII. № 8896. С. 45-47.
4 ПСЗ. Т. XXII. № 44612.
5 ПСЗ. Т. XXVII. № 20406.
6 Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России. М., 1953. С.115.
Указом от 25 июля 1810 г.1 Министерство коммерции было упразднено с передачей предметов ведения в Министерство финансов и Министерство внутренних дел. В компетенцию Министерства финансов были переданы практически все основные вопросы, которые относились к области управления хозяйством. Кроме того, в ведении Министерства финансов находилось ведомство государственных имуществ (до 1838 г.), налоговый аппарат, органы государственного кредита, соляное дело и горное, внешняя торговля и управление таможнями (после упразднения в 1810 г. Министерства коммерции). В ведении Министерства внутренних дел находились дела по внутренней торговле. Министерская система государственного управления, хотя и сильно модифицированная, дошла и до нашего времени.
В начале XIX в. государственное регулирование торговых отношений знаменуется реформой органов управления торговлей и развитием научных основ организации торговли.
Рассмотрев эволюцию государственных органов управления торговлей в России на протяжении XVII - XIX вв., можно сделать вывод о том, что законодатель стремился упорядочить разрозненные торговые отношения и контролировать их деятельность.
Приказная система управления торговой деятельностью имела хаотичный и нерегулярный характер. Приказы иногда дублировали полномочия друг друга. Наиболее эффективным способом управления торговыми отношениями оказалось министерское управление.
Библиографический список
1. Витчевский В. Торговля, таможенная и промышленная политика России со времен Петра великого до наших дней. - СПб., 1909. - 720 с.
2. ГАКО. Ф. 1 Оп. 1. Д. 9196.
3. ГАКО. Ф. 33 Оп. 3 Д. 3419.
4. Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. - М.: Наука, 1990. - 131 с.
5. История предпринимательства в России. Кн. 1: От средневековья до середины XIX века / под ред. Перхавто В.Б. и др. - М.: «РОССПЭН», 2000. - 480 с.
6. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. - СПб., 1906. -164 с.
7. Ларина О.Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVII-XIX вв.): монография. - М.: Проспект, 2011. - 112 с.
8. ПСЗ. Т. V. № 3318.
9. ПСЗ. Т. V. № 3870.
10. ПСЗ. Т.У1. № 3707.
11. ПСЗ. Т.УП. № 2673.
1 ПСЗ. Т. XXVIII. № 24326.
12. ПСЗ. ТУШ. № 4213.
13. ПСЗ. ТУШ. № 5784.
14. ПСЗ. Т. IX. № 6583.
15. ПСЗ. Т. IX. № 6964.
16. ПСЗ. Т. XII. № 138.
17. ПСЗ. Т. XII. № 8896.
18. ПСЗ. Т. XII. № 8955.
19. ПСЗ. Т. XXII. № 44612.
20. ПСЗ. Т. XXVII. № 20406.
21. ПСЗ. Т. XXVIII. № 24326.
22. Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостической России. - М., 1953. - 810 с.