Научная статья на тему 'Историческая ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности в России'

Историческая ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1174
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ВЫСТАВКА / ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСТАВОЧНОЕ ДЕЛО / ВЫСТАВОЧНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симонов К.В.

Показаны исторические предпосылки развития выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране. Рассмотрены особенности выставок и ярмарок, проходивших в дореволюционной России. Обозначена специфика выставочно-ярмарочной деятельности в СССР. Выделены основные акценты выставочной активности постсоветского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности в России»

плана входят генплан объектов, технологические карты или схемы производства работ, графики поступления материалов и др.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в строительстве, как и в промышленном производстве, необходимость в незавершенном производстве присутствует и позволяет непрерывно, равномерно выпускать готовую продукцию. Его размер зависит во многом от длительности производственного цикла, поэтому сокращение производственного цикла дает возможность осуществлять непрерывный выпуск готовой продукции при минимальных затратах на незавершенное производство, которым в строительстве являются объекты, находящиеся различной степени готовности, еще не введенные в эксплуатацию. Таким образом, сокращение производственного цикла в строительстве позволит ускорить ввод в действие основных фондов и уменьшить объемы незавершенного строительства.

Список литературы:

1. Финансовый менеджмент: учебник / Кол. авторов; под. ред. проф. Е.И. Шохина. - М. КНОРУС, 2008. - 480 с.

2. Экономика предприятия: учебник / Н.А. Сафронов, Е.В. Арсенова, Я.Д. Балыков и др.; под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2001. - 605 с.: табл., граф. - (Сер.: Homo faber).

3. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. В.И. Бариленко. - М.: Юрайт, 2014. - 455 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИИ

© Симонов К.В.*

ООО РЛП-Ярмарка, г. Москва

Показаны исторические предпосылки развития выставочно-ярмароч-ной деятельности в нашей стране. Рассмотрены особенности выставок и ярмарок, проходивших в дореволюционной России. Обозначена специфика выставочно-ярмарочной деятельности в СССР. Выделены основные акценты выставочной активности постсоветского периода.

Ключевые слова торговая выставка, выставочно-ярмарочная деятельность, выставочное дело, выставочная индустрия.

Выставочно-ярмарочная деятельность - это работа, направленная на удовлетворение потребности предприятий в участии в торговых выставках

* Главный менеджер, кандидат экономических наук, МВА.

(ярмарках), которая осуществляется для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества [1, с. 38].

Торговая выставка (ярмарка) - это массовое мероприятие, где на коммерческой основе демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в чётко установленные сроки, с определённой периодичностью и в заранее выбранном месте. К выставкам не относятся вещевые рынки и розничная торговля на улицах [2, п. 2.2.2]. Цель выставки - средствами экспозиции проинформировать посетителей о продукции, что косвенно содействует её сбыту. Задача ярмарки - обеспечить условия для заключения прямых торговых сделок по представленным образцам продукции в национальном и международном масштабах. В общем случае термины «выставка» и «ярмарка» - это синонимы.

Участниками торговых выставок (ярмарок) являются экспоненты, (предприятия, представляющие и оптом реализующие продукцию по теме выставки или ярмарки) и посетители (лица, прибывающие на выставку или ярмарку для ознакомления с демонстрируемыми образцами, сбора специальных и коммерческих сведений, осуществления деловых контактов с экспонентами и организации закупок).

Совокупность экономических отношений в связи с реализацией возможностей участия в выставках (ярмарках) образует выставочный рынок, который позволяет заинтересованным предприятиям выбрать наиболее подходящие выставки (ярмарки) для продвижения своей продукции.

Выставки и ярмарки в дореволюционной России. В России ярмарочная торговля имеет древние исторические корни и традиции, восходящие к средневековью. В целом развитие выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране во многом повторяет европейский опыт. Вместе с тем в отличие от Запада на Руси выставки и ярмарки играли важную роль в национальной экономике только до 1915 г.

Первые крупные торжища, давшие начало ярмаркам, датируются на Руси Х-Х11 вв. Самой древней считается Арская ярмарка (XIII в.). Упоминаются ярмарки в Великом Новгороде и Архангельске, а также Сибирский и Китайский торги. Регулярные ярмарки в России стали проходить, начиная с Х1У-ХУ вв. около Казани и у Нижнего Новгорода, куда сходились торговые пути из Европы и Азии [3].

В ХУ1-ХУП в. возникают Ирбитская ярмарка в Сибири и Дубненская на Украине. Они становятся широко известны в Европе и Азии. К Х1Х в. набирают популярность Бакинская, Харьковская, Иркутская, Ташкентская, Ростовская, Ильинско-Николаевская, Цымлянско-Спасовская, а также ярмарки Новороссийского края и Черниговской губернии. Начиная со второй половины Х1Х в., число российских ярмарок быстро увеличивается. Причём помимо функции обеспечения торговли крупные ярмарки становятся центра-

ми обмена хозяйственным опытом, техническими знаниями, прикладными искусствами, ремесленными навыками, технологическими достижениями.

К началу ХХ в. в Российской империи насчитывалось более 16 тыс. ярмарок, абсолютное большинство из которых составляли сельскохозяйственные. Крупных оптовых ярмарок было не более 200. Крупнейшие ярмарки того времени - Нижегородская, ежегодно проходившая с 15 июля по 10 сентября, и Ирбитская (г. Ирбит бывшей Пермской губернии), длившаяся с 1 февраля по 1 марта.

В первой половине Х1Х в. в России начинают проводить выставки [4]. Так, в Санкт-Петербурге проходят Всероссийская мануфактурная выставка и Общероссийская сельскохозяйственная выставка.

Можно выделить несколько интересных особенностей в организации и проведении Всероссийских выставок:

- их тематика охватывала все виды фабричных, ремесленных и сельскохозяйственных изделий;

- участие было бесплатным, расходы покрывало государство;

- проводился жёсткий отбор экспонентов;

- для экспонирования допускались товары исключительно отечественного производства;

- разрешалась свободная продажа выставочных образцов, однако забрать их можно было только после закрытия экспозиции;

- подсчёт числа посетителей вёлся по входным билетам.

Необходимую для организации Всероссийской выставки денежную

сумму выделяло Государственное Казначейство России. Всего было проведено 16 Всероссийских выставок (предпоследняя состоялась в Москве в 1882 г., последняя - в Нижнем Новгороде в 1896 г.).

Наряду со Всероссийскими выставками в губерниях, уездах и волостях проходили свои выставки. Их подготовкой занимались органы местного самоуправления (земства и городские управы) при поддержке губернских властей, Правительства и при покровительстве Особ Российского Императорского дома.

В дореволюционной России была принята классификация, согласно которой выставки подразделялись на Всероссийские, Правительственные и частные [5, с. 36-39].

Всероссийские выставки проводились за государственный счёт. Подготовка очередной Всероссийской выставки начиналась с издания специального Указа Государя Императора и назначения Выставочного Комитета (Комиссии) в составе высших сановников Империи.

Правительственные выставки проводились при прямом участии и финансировании правительственных ведомств. Организация Правительственных выставок нормировалась особым Положениями, утверждаемыми Министром торговли и промышленности или Главноуправляющим землеустройством и земледелием.

Частные выставки - это негосударственные мероприятия.

Губернские выставки делились на областные (для нескольких смежных губерний) и местные (для одной губернии).

В 1910 г. Министерство торговли и промышленности Российской Империи, отвечавшее за развитие промышленных выставок в стране, инициировало разработку законопроекта «Правила о выставках». При Министерстве был учрежден Выставочный Комитет, в состав которого вошли чиновники ключевых министерств Империи, и на который возлагалось решение вопросов, касающихся участия России и отдельных ее экспонентов в международных выставках за границей, наблюдение за устройством российских разделов на иностранных выставках, организация выставок в России, экспертиза выставочных образцов.

К 1913 г. в России ежегодно устраивалось более полутора десятков крупных выставок. Большинство из них - это были сельскохозяйственные и кустарно-промышленные выставки. C 1915 г. выставочно-ярмарочная деятельность в России начинает сокращаться и в период 1916-1918 гг. сходит на нет.

Выставочно-ярмарочная деятельность в СССР. В Советской России первая крупная выставка сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности прошла в Москве в 1923 г. [6]. В 1924 г. в Ленинграде состоялась первая промышленная выставка [7]. В 1925 г. в Москве была проведена первая Всесоюзная радиотехническая выставка, а в Ленинграде - первая автомобильная выставка с иностранным участием [8, 9]. В период с 1930 по 1941 г. выставочное направление в СССР бурно развивается [10]. Регулярно устраиваются выставки товаров широкого потребления. В 1939 г. открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

Проводились в РСФСР, а затем в СССР и ярмарки. В июле 1922 г. возобновила работу Нижегородская ярмарка. А к 1927 г. в стране уже было 7.5 тыс. ярмарок. Но в начале 30-х гг. все они были ликвидированы и вновь возродились в СССР только в конце 50-х гг. как мероприятия по оптовой продаже товаров народного потребления. Проведению этих ярмарок всегда предшествовало прикрепление оптовых покупателей к поставщикам.

К началу 80-х гг. в СССР проходило около 60 оптовых ярмарок товаров народного потребления и около 8 тыс. торгово-промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок в год. Порядок их проведения строго нормировался, продажа товаров осуществлялась в соответствии с выделенными фондами и по фиксированным ценам. Эти ярмарки не имели ничего общего с дореволюционными российскими, они служили местом заключения договоров поставки между государственными промышленными предприятиями и торговыми организациями.

Организация выставок советского периода находилась под государственным контролем и имела идеологическое содержание: пропаганда научно-технических достижений и передового опыта социалистической системы

хозяйствования. Частная инициатива полностью исключалась. В качестве устроителей выставок выступали крупные промышленные предприятия и министерства. В оформлении доминировал единый художественно-экспозиционный план, подчинённый общей идее выставки.

К 1990 г. выставочно-ярмарочная деятельность в СССР достигла пика. После чего начался спад.

Выставочная активность постсоветского периода. После отказа от плановой экономики условия выставочно-ярмарочной деятельности на постсоветском пространстве изменились. На первый план вышли коммерческие принципы.

Результатом прекращения бюджетного финансирования выставочно-ярмарочной деятельности стало резкое сокращение выставочной активности на постсоветском пространстве. В 1992 г. на территории бывшего СССР состоялось менее 300 выставок и ярмарок.

Период с середины 90-х гг. прошлого века до середины первого десятилетия 2000-х гг. характеризуется стремительным увеличением числа торговых выставок (ярмарок) и желающих заниматься их организацией предпринимателей, расширением выставочной тематики, стихийной специализацией выставок, приходом на выставочный рынок России и стран СНГ иностранных операторов. Выставки становятся орудием установления торгово-промышленных связей, полигоном развития коммерции и формирования рыночных отношений. Выставочно-ярмарочная деятельность превращается в эффективный инструмент продвижения продукции для предприятий-участников и в прибыльный бизнес для компаний-организаторов. Основную часть субъектов выставочно-ярмарочной деятельности на постсоветском пространстве теперь составляют коммерческие организации [11].

Одной из предпосылок для начала бурного развития выставочно-ярма-рочной деятельности в России и странах СНГ стала предпринимательская активность закупочных и снабженческих организаций страны, а также платёжеспособный спрос на участие со стороны иностранных компаний, стремящихся через торговые выставки-ярмарки выйти на российский рынок.

Основные центры выставочно-ярмарочной деятельности на постсоветском пространстве - это Москва, Санкт-Петербург и целый ряд других городов России (Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новокузнецк, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа и др.), а также столицы и крупные города стран СНГ и Балтии.

Список литературы

1. Симонов К.В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 656 с.

2. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 32608-2014. - М.: Стандартинформ, 2014. - 34 с.

3. Петелин В.Г. Выставочный менеджмент: технологии и ноу-хау. - М.: ИПКИР, 2002. - 150 с.

4. Корепанова С.А. Выставочная деятельность в России в XIX веке: Промышленные и научно--промышленные выставки: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 Екатеринбург, 2005. - 335 с.: 61 06-7/88.

5. Беляновский А.С. Как упорядочить выставочное дело в России // Экспо Ведомости. - 2011. - № 1.

6. Новиков О.А. Организация оптово-продовольственных ярмарок. - М. : Дашков и К. - 2002. - 286 с.

7. Алексеев С.П., Никитин Ю.А. Промышленные выставки России. История и современность. - СПб.: Ленэкспо. - 1999.

8. Вольдман Л.Ю., Никитин Ю.А. Выставочная Москва: Exhibition of Moscow. - М.: Московские учебники, 2006. - 272 с.

9. Никитин Ю.А. Выставочный Петербург: от Экспозиционной залы до Ленэкспо. - Череповец: Полиграфист, 2008. - 232 с.

10. Григоренко А.К. Международные и иностранные выставки в СССР. -М.: ИПКИР, 1989.

11. Выставочный бизнес России: тенденции и перспективы развития // Вестник Гильдии выставочных организаций МТПП. - 2005. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.