Научная статья на тему 'Экономический эффект выставочной деятельности'

Экономический эффект выставочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4115
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСТАВКИ КАК РЕГУЛЯТОР РЫНКА / ВЫСТАВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / EXHIBITION ACTIVITIES / THE ECONOMIC EFFECT OF THE EXHIBITION / THE EXHIBITION AS A REGULATOR OF THE MARKET / THE EXHIBITION AS A TOOL OF MACROECONOMIC AND INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова К. А.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка, являясь важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики страны и связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуя привлечению иностранных технологий и капитала для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFECT OF EXHIBITION

At the present stage of economic transformation in Russia exhibition activity has become a significant segment of the market as an important instrument of macroeconomic and investment policy of the country and the link between domestic and international markets and helping to attract foreign technology and capital for investment projects Russian organizations.

Текст научной работы на тему «Экономический эффект выставочной деятельности»

Таблица 2. Возможные виды синергии в многопрофильной корпорации и формы ее создания и реализации

Источники синергии Формы создания и реализации

Политика Использование «особых отношений» корпорации для поддержки отдельных бизнесов за пределами их возможностей

Финансовая деятельность Бюджетное развитие и использование его результатов для изменения положения отдельных бизнесов

Маркетинговая деятельность Внедрение направлений бизнесов на новые рынки

Производственная деятельность Повышение загрузки мощностей

Инновационная деятельность Внедрение технологических ноу-хау систем

Кадровая Создание команды специалистов с разнообразными способностями и опытом. Ротация кадров между подразделениями корпорации. Повышение перспектив карьерного роста сотрудников и повышение надежности крупной корпорации.

рат по всему циклу НИОКР - освоение - сбыт продукции, производится как оценка экономической эффективности основных проектов, так и конкурентоспособности бизнеса в целом.

Необходимо развитие корневых компетенций компании. Это достигается через:

- надежный процесс производства продукции высокого качества, достигаемый через программу ученичества и обучения на рабочем мес-

те. Иновационность, обеспечиваемую многолетней традицией управления инновационными процессами;

- высокие технические стандарты и системы контроля;

- через международную систему интеграции;

- создание и поддержку культуры фирмы;

- поиском действий, которые следует передать на аутсоринг;

- потаенным анализом требований потребителя.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сулейманова К.А., к.э.н., доцент кафедры Торговое дело академии имени Г.В. Плеханова.

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка, являясь важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики страны и связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуя привлечению иностранных технологий и капитала для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

Ключевые слова: выставочная деятельность, экономический эффект выставочной деятельности, выставки как регулятор рынка, выставки как инструмент макроэкономической и инвестиционной политики государства.

ECONOMIC EFFECT OF EXHIBITION

Suleymanova K., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Commercial business chair Plekhanov Russian Academy of Economics

At the present stage of economic transformation in Russia exhibition activity has become a significant segment of the market as an important instrument of macroeconomic and investment policy of the country and the link between domestic and international markets and helping to attract foreign technology and capital for investment projects Russian organizations.

Keywords: exhibition activities, the economic effect of the exhibition, the exhibition as a regulator of the market, the exhibition as a tool of macroeconomic and investment policy.

Необходимость стимулирования положительных структурных изменений российской экономики в пользу наукоемких и высокотехнологических производств ставят новые задачи по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных методов решения вышеизложенных проблем является выставочная индустрия.

Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных направлений развития экономики. Как один из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, выставочная индустрия становится системным сегментом национального хозяйства, продвигающим ключевые отрасли. И, как следствие, развитие страны напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.

Для экономики России выставочное дело всегда имело особую значимость. Первая Всероссийская мануфактурная выставка была торжественно открыта в Санкт-Петербурге 15 мая 1829 г. и, несомненно, явилась одним из крупнейших политических, экономических и культурно-просветительских мероприятий первой трети XIX в. 326 участников из 33 губерний и областей России представили 4041 экспонат, которые тематически были разделены на 15 отделов.

Вторая Всероссийская промышленная выставка состоялась в 1831 г. в Москве. На этот раз уже 570 участников представили около 6000 экспо-

натов. Указ 1836 г. стал первым государственным документом, в котором был юридически закреплен порядок организации и проведения промышленных выставок в России. Содействие правительства выражалось в выделении субсидий для их организаторов.

В 1843 г. Министерство государственных имуществ впервые организовало опытную сельскохозяйственную выставку в Одессе. Эти выставки положили начало выделению сельскохозяйственных экспозиций в самостоятельный тип выставок.

Важной вехой в истории отечественного выставочного дела стала Политехническая выставка в Москве, организованная в 1872 г. Она была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра Великого — основателя русской промышленности.

Крупнейшей выставкой дореволюционной России стала XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она была открыта в течение четырех месяцев и за это время ее посетили более миллиона человек. Эта цифра становится особенно впечатляющей, если учесть, что население самого Нижнего составляло тогда примерно 75 тыс. жителей.

В начале XX в. Россия переживает своеобразный выставочный бум, ненадолго прерванный революционными событиями 1905 г.. Местом проведения выставок были крупные индустриальные центры России — Петербург, Москва, Варшава, Рига, Казань, Одесса, Киев, Харьков и др.

Наряду с общими промышленно-ремесленными или фабрично-за-

водскими выставками организуются и узкоспециализированные экспозиции, например изобретений и усовершенствований, орудий и инструментов труда, электротехнические, автомобильные, воздухоплавательные и т. д. Выставки имели громадное общеобразовательное значение, способствовали развитию широкого общения производителей, многостороннему обмену опытом в области производства, а также промышленному и социальному прогрессу.

После победы социализма в «одной отдельно взятой стране» пышным цветом расцвели идеологически окрашенные выставки. Речь шла уже не столько о балансе спроса и предложения (такого рода проблемы должна была решить система централизованного планирования), сколько о достижениях социализма. Выставка превратилась в орудие политической борьбы, способ навязать другим свое представление о мире.

Новая страница истории российского выставочного бизнеса началась в период перестройки и ранних ельцинских реформ, когда была отменена монополия внешней торговли, рынок предоставлен предпринимателям и, несмотря на хаос, в России начал формироваться новый тип торговли. Существовавшие выставочные компании акционировались, возникали и вновь организованные предприятия. В 1994 году в России действовало 300 выставок и ярмарок, в 1995 году их было уже 900.

Выставочные фирмы возникали одна за другой, и спрос на выставки и ярмарки был огромный. Однако качество выставок, организованных этими молодыми и неопытными фирмами, часто не оправдывало ожидание участников. Подводил плохой сервис, отсутствие рекламы и неудачное расписание выставочных программ, когда целый ряд аналогичных выставок проходил в одно время, что приводило в замешательство и экспонентов и посетителей.

В 2000-гг выставочное дело, как в нашей стране, так и за рубежом, переживало заметный подъем. Это выражалось, в частности:

- в росте числа выставочных мероприятий;

- в строительстве новых выставочных центров;

- в расширении традиционных выставочных центров;

- в росте числа изданий по выставочной тематике;

- в существенном увеличении выставочной рекламы;

- в стремительном увеличении числа фирм, работающих в выставочном бизнесе (как непосредственно организаторов выставок, так и действующих в сфере выставочных услуг);

- в постепенном налаживании системы повышения квалификации выставочных работников.

Причины указанных процессов состояли прежде всего в том,

1. что выставки, являясь регулятором рынка, стали важнейшим и, безусловно, эффективным инструментом маркетинговой политики любого серьезного производителя товаров и услуг.

2. с другой стороны, выставки выгодны и их организатору, поскольку при грамотном отношении к ним являются достаточно выгодным бизнесом, что и стимулирует бурный рост выставочных услуг.

3. в то же время крупные межрегиональные и, конечно, международные выставки способствуют существенному пополнению городского бюджета как в виде налога непосредственно на выставочный бизнес, так и в форме косвенных поступлений от предоставления городских услуг.

По некоторым подсчетам властей Дюссельдорфа, на каждую единицу вложений в выставку следует ответ в шесть-семь единиц поступлений городским структурам.

Необходимо в этой связи упомянуть некоторые социально-экономические характеристики, определяющие роль и место ВД в экономике:

- выставочная деятельность выступает как сегмент национального рынка и одна из отраслей экономики, посредством которой реализуется значительная часть продукции страны;

- организация и реализация выставочной деятельности представляет особый сектор экономики с собственной сетью предприятий, организаций, объединений, соответствующего правового регулирования и управления на различных уровнях;

- выставочная деятельность - это реальный фактор углубления интеграционных процессов, формирования единого экономического и информационного пространства, содействия установлению связей между товаропроизводителями и потребителями, развития предпринимательства;

- выставочная деятельность выступает как фактор координации предпринимательской деятельности, направленной на реальный и потенциальный рынок, что служит, в конечном счете, с одной стороны -последовательному удовлетворению запросов клиентов, а с другой стороны — активному влиянию предпринимателей на рынок сбыта;

- выставочная деятельность выступает как место аккумуляции инновационных и инвестиционных проектов и средств для их реализации;

- выставочная деятельность - это маркетинг и реклама;

- выставочная деятельность позволяет стране, региону и городу, проводящим выставочные мероприятия, извлекать социально-экономическую выгоду как на макроуровне ( международная торговля), так и на микроуровне (деятельность местных предпринимателей).

На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранного капитала для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности России составляет примерно 200-300 млн. долл. США в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2010 году - 100 - 110 млн. долл. США.

Наибольший процент в соотношении специализированных выставок и ярмарок по тематическому признаку (согласно Международному классификатору Международного союза ярмарок (ЦИ)) составляют:

Выставки с международным участием

□ Международные выставки

□ Региональные выставки

| Национальные выставки (организуемые зарубежными странами) Распределение выставок по составу участников:

Специализированные выставки и ярмароки по тематическому признаку

□ Информация, связь, офисное оборудование, оргтехника, образование, игровая электроника, соответствующее оборудование

■ Продукты питания, напитки и табачные изделия, отели, рестораны, организации общественного питания, соответствующее оборудование

■ Здравоохранение, гигиена, охрана труда и безопасность, соответствующее оборудование

□ Благоустройство, строительство, оснастка и комплектация, соответствующее оборудование

В 40 наиболее крупных городах Российской Федерации имеется порядка 350 тыс. кв. м. выставочных площадей, из которых около 270 тыс. кв. м. сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные примерно поровну распределены между европейской и азиатской частями страны.

Как правило, площадь выставочных комплексов в России составляет от 1 до 5 тыс.кв.м. (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где есть комплексы площадью 10 тыс. кв. м. и более).

Для сравнения же, средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м. В Париже общая выставочная площадь в павильонах составляет 550 тыс.кв.м., в Ганновере - 480 тыс.кв.м., во Франкфурте общая площадь выставочного комплекса - 400 тыс.кв.м., в Милане - 270 тыс.кв.м.

Каким же путем выставки приносят выгоду городской экономике?

Вклад непосредственно выставочных структур в бюджет в связи с выставочной деятельностью не является определяющим. Основная доля поступлений в бюджет приходит от городских организаций, обеспечивающих обслуживание, проживание, питание и другие услуги для участников и гостей выставок.

Создание благоприятных экономических условий для выставок, снижение стоимости выставочных услуг приведет к росту числа экспонентов и посетителей, что в свою очередь увеличит поступления в бюджет от возросшего оборота городских, сервисных и иных организаций, обслуживающих выставки. Именно поэтому местные власти, за рубежом являются основными владельцами многих крупнейших выставочных комплексов и обеспечивают направление прибыли от выставок на их же развитие.

Говоря об экономическом эффекте от выставочной деятельности, нельзя обойти вниманием и следующие факторы: экономический эффект для предприятий-экспонентов и регионов от возрастания деловой активности вследствие выставок и налаживания внешнеэкономических связей; создание новых рабочих мест.

При оценке эффективности выставочного бизнеса следует различать общеэкономический и финансовый эффекты.

Общеэкономический эффект выражается в динамике развития экономики, улучшении инновационного и инвестиционного климатов страны, темпах продвижения брендов, расширении деловых контактов предпринимателей, размерах привлеченных иностранных инвестиций, вкладе в промышленный и социальный прогресс общества.

Финансовый эффект выставочного бизнеса принято выражать во вкладе в доходы бюджета как налоговых, так и неналоговых поступлений.

По мере развития выставочной деятельности в Москве можно ожидать увеличения оборота, прежде всего за счет увеличения числа приезжих участников и посетителей выставок. Известно, что почти во всех странах с рыночной экономикой имеются национальные программы по участию отраслевых предприятий в выставках. На это выделяются государственные средства, и немалые. Хотя поддержка выставочно-ярмароч-ной деятельности и требует определенных финансовых затрат, но одновременно в значительно большей степени она пополняет соответствующие бюджеты.

Бюджеты от выставочной деятельности получают косвенные доходы за счет:

■ оказания сервисных услуг, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, связь, реклама, издательская деятельность, активная торговая деятельность, организация культурных программ, проведение деловых конгрессов, семинаров, конференций);

■ создания новых рабочих мест;

■ роста объемов производства за счет заключаемых на выставках коммерческих сделок и продаж.

По мере развития выставочной деятельности можно ожидать увеличения оборота, прежде всего за счет увеличения числа участников и посетителей выставок. Развитие и упорядочение выставочной деятельности, безусловно, приведет к возрастанию поступлений от нее, прежде всего в экономику города.

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся в выставочно-ярмарочном секторе Татарстане. В Республике Татарстан выставки способствуют как продвижению товаров на внешние рынки, так и росту инвестиционной привлекательности республики за счет роста «узнаваемости» республики, укрепления ее международного авторитета и высокого рейтинга среди российских регионов. Конечно, невозможно точно оценить суммарный экономический эффект, получаемый республикой от этой деятельности, в мировой практике существуют только косвенные методы расчетов. По экспертным оценкам и прогнозам министерства экономического развития в общем объеме прироста годового оборота компаний выставочный фактор занимает не менее 5%. Причем этот показатель увеличивается в несколько раз в зависимости от удельного веса на внешнем рынке товаров или услуг данного предприятия. В 2007 году в Республике Татарстан организовано участие предприятий республики более чем в 55 международных и межрегиональных выставочных мероприятиях. Проведена большая работа по привлечению и организационному содействию участия наших предприятий более чем в 155 выставках и ярмарках, 45-из них проходили за рубежом.

Работа по координации выставочной деятельности ведется по следующим основным направлениям:

-организация участия региона в выставочных мероприятиях в соответствии с ежегодным Планом выставочно-ярмарочной деятельности Рес-

публики Татарстан.

- проведение презентаций экономического потенциала Республики Татарстан в регионах Российской Федерации и за рубежом;

-оказание организационной и методической помощи предприятиям и организациям в вопросах их участия в выставочных мероприятиях, в том числе и предусмотренных Планом выставочных мероприятий Республики Татарстан;

-организация внутриреспубликанских выставочных мероприятий.

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности может стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса республики.

В качестве другого примера эффективного проведения государственной политики, направленной на развитие выставочно-ярмарочного комплекса, рассмотрим Ведомственную целевую программу «Развитие вы-ставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Кировской области на 2009-2011 годы».

С экономической точки зрения выставочно-ярмарочная и конгресс-ная деятельность в Кировской области позволит создавать новые рабочие места, стимулировать развитие отраслей промышленности и сферы обслуживания, инициировать развитие науки, малого и среднего предпринимательства, расширять рынки сбыта продукции местных товаропроизводителей, увеличивать объемы инвестиций, а также принесет областному и местным бюджетам дополнительные доходы от выставочно-ярмарочной и сопутствующих ей видов деятельности.

Доходы областного бюджета от реализации мероприятий Программы представлены в приложении 1 и ожидаются в размере 278 млн. рублей, объем внешнего товарооборота к концу 2011 года возрастет на 10,2 % по сравнению с 2007 годом, число участников выставочно-ярмароч-ных и конгрессных мероприятий к концу 2011 года увеличится на 39% по сравнению с 2007 годом.

Программа осуществляется в рамках общего направления развития международных и региональных связей Кировской области, внешнеторгового оборота, обеспечивает продвижение товаров и услуг на внутренние и внешние рынки, а, следовательно, соответствует главной цели социально-экономического развития Кировской области - повышению качества жизни населения на основе консолидации гражданского общества, эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциала, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Областной бюджет Кировской области от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, кроме прямых доходов, получает мультипликативный эффект в виде:

- увеличения налогооблагаемой базы организаторов и экспонентов;

- доходов от организаций, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, связь и так далее);

- создания новых рабочих мест.

Экономическая эффективность от деятельности участников выста-вочно-ярмарочной и конгрессной деятельности выходит далеко за пределы сиюминутных выгод, оказывая стимулирующее мультипликативное влияние на производственные силы экономики области.

По экспертным оценкам, на 1 рубль, вложенный в организацию вы-ставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, приходится 6-7 рублей мультипликативного эффекта (то есть совокупный доход от выста-вочно-ярмарочной деятельности в 6-7 раз превышает экономическую эффективность от собственно выставочной деятельности).

Бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы ожидается в объеме 266,95 млн. рублей.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, выставки завоевывают все более заметные позиции в экономике, постепенно становясь, хотя и с целым рядом оговорок, ее отраслью, - при этом имеется в виду число занятых, оборот капитала, прибыль. Являясь во многом порождением рыночной системы хозяйствования, выставки одновременно эффективно способствуют интенсивному ее развитию.

Литература:

1. Бердышев С.М. Организация выставочной деятельности. - М.: Издательство Дашков и К., 2008 г.

2. Гусев Э.Б., Прокудин В.А. Выставочная деятельность в России и за рубежом. - М.: Издательство Дашков и К., 2008 г.

3. Ведомственная целевая программа «Развитие выставочно-ярма-рочной и конгрессной деятельности в Кировской области на 2009-2011 годы».

Приложение 1. Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы

№ п/п Оценочный показатель Единица измерения 2007 год Ожидаемый эффект

2009год 2010год 2011 год Итого

1 Доходы областного бюджета млн. рублей 78,9 84 86 108 278

2 Расходы областного бюджета млн. рублей 1,0 3,44 3,68 3,93 11,05

3 Бюджетный эффект млн. рублей 77,9 80,56 82,32 104,07 266,95

4 Рост внешнего товарооборота млн. рублей 942,2 996,5 1007,7 1038,7 10,2 %

5 Увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий % 2590 экспонентов 13 13 13 39

ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в

Кировской области на 2009-2011 годы»

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств областного бюджета) администрация Правительства Кировской области

Наименование Программы ведомственная целевая программа «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Кировской области на 2009-2011 годы»

Цель и задачи Программы цель: развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности путем создания благоприятных условий, способствующих продвижению товаров и услуг региональных производителей на внутренних и внешних рынках; задачи: совершенствование системы нормативно-правового и организационного обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в соответствии с интересами области в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности и механизмов взаимодействия субъектов выставочно-ярмарочной деятельности и товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий; создание благоприятных условий, стимулирующих участие местных производителей высокотехнологичной и инновационной продукции в выставочно-ярмарочных мероприятиях всероссийского и международного уровня

Целевые индикаторы и показатели Программы рост доходов областного бюджета; рост внешнего товарооборота; наличие бюджетного эффекта; увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий

Характеристика программных мероприятий в ходе реализации Программы будут выполнены следующие мероприятия: развитие системы нормативно-правового и организационного обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности: разработка проекта Методики мониторинга выставочно-ярмарочной деятельности для анализа и оценки её эффективности; развитие системы координации и совершенствование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности: ежегодное формирование плана выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории области, других субъектов Российской Федерации и за рубежом (далее - План выставок), организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории области, других субъектов Российской Федерации и за рубежом, подготовка и издание рекламно-информационных материалов, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов органов исполнительной власти области в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

Сроки реализации Программы 2009-2011 годы

Объемы финансирования Программы всего - 22,05 млн.рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета — 11,05 млн.рублей; за счет средств предприятий и организаций всех форм собственности - 11,0 млн.рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности рост доходов областного бюджета в 2011 году по сравнению с 2007 годом на 36,9 %; рост внешнего товарооборота в 2011 году по сравнению с 2007 годом на 10,2 %;. бюджетный эффект к концу 2011 года составит 266,95 млн.рублей; увеличение числа участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий за 2009-2011 годы на 39%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.