Научная статья на тему 'Ярмарки-выставки как вид оптовой торговли'

Ярмарки-выставки как вид оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2076
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЯРМАРКИ-ВЫСТАВКИ / ЛОГИСТИКА / ТОРГОВЛЯ / ИСТОРИЯ / ТОВАР / REGIONAL ECONOMY / EXHIBITION-FAIRS / LOGISTICS / TRADE / HISTORY / COMMODITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черняк Илья Самуилович

Исследованы ярмарки-выставки в качестве элемента логистики оптовой торговли. Выявлены основные направления развития научно-технического прогресса в торговле. Описана история развития выставочно-ярмарочной деятельности в России. Дана характеристика Всемирных выставок в XIX в. Приведены основные показатели ярмарочной торговли Иркутской губернии в 1818 г. Раскрыты основные задачи проведения в г. Иркутске Байкальского экономического форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION-FAIRS AS A VARIETY OF WHOLESALE TRADE

The author researches exhibition-fairs as an element of wholesale trade logistics and identifies main trends in scientific and technical trade innovations. He describes the history of exhibitions and fairs in Russia, characterizes World Fairs of the 19th century, presents main trade indices at fairs in Irkutsk Province in 1818. The author also describes key goals for holding Baikal Economic Forum in Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Ярмарки-выставки как вид оптовой торговли»

И. С. Черняк

ЯРМАРКИ-ВЫСТАВКИ, КАК ВИД ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Серьезным элементом логистики оптовой торговли являются ярмарки-выставки (ежегодный рынок), периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. С развитием капитализма ярмарки из центров привоза крупных партий наличного товара превращаются в ярмарки образцов, ярмарки-выставки. В Дореволюционной России в середине XIX в. было 6,5 тыс. ярмарок, в начале Х в. — 18,5 тыс. Крупнейшие ярмарки — Нижегородская, Ирбитская. Ярмарки бывают: всемирные, международные, региональные, национальные и местные.

Наиболее крупные современные международные ярмарки проводятся в Милане, Париже, Лионе, Ганновере, Лейпциге, Торонто, Измире, Дамаске. В СССР ярмарки — это одна из форм государственной и кооперативной торговли.

Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, когда возможности экстенсивного развития уже истощены. Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Существенной предпосылкой применения логистики является изучение расширения ассортимента в оптовой и розничной торговле через ярмарки-выставки.

Определяющим возможности логистической организации торговли является научно-технический прогресс, который помогает решать социальноэкономические задачи торговли и совершенствовать ее материально-техническую базу также через ярмарки-выставки. Научно-технический прогресс в торговле определяет следующие направления:

1. Совершенствование используемых средств труда.

2. Повышение обеспеченности предприятий торговли современными средствами труда.

3. Совершенствование используемых предметов труда.

4. Совершенствование применяемых технологий.

Все эти направления должны развиваться согласованно: на промышленных предприятиях, в опте, на транспорте и в рознице, т.е. у всех участников товарного рынка.

Привлекая потребителей, выставки становятся могущественным орудием сближения стран и народов ведут к установлению новых торговопромышленных связей, к усилению экспорта и открытию новых рынков сбыта.

В России первая выставка отечественной промышленности состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге, в 1831 г. — в Москве, третья — в Санкт-Петербурге в 1833 г., четвертая — снова в Москве в 1835 г. С 1848 г. указом правительства России было установлено учреждать всероссийские выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве попеременно каждые четыре года на пятый. Такая выставка была проведена в Варшаве в 1845 г., затем в Санкт-Петербурге в 1861 г. и в 1865 г. в Москве. На расходы по организации и про-

ведению выставок из государственного казначейства выделялась определенная сумма денег.

Закон рекомендовал губернаторам проводить под наблюдением министра внутренних дел губернские промышленные выставки. По правилам в России на местных выставках мануфактурных и ремесленных изделий проводились и земледельческие.

В 1842 г. в России были учреждены сельскохозяйственные выставки. В 1843 г. — в Одессе, в 1844 г. были открыты две выставки: одна в Одессе, другая в селе Великом Ярославской губернии. Эти выставки послужили началом проведения сельскохозяйственных выставок в разных уголках России. Русское хозяйство при господстве крепостного труда не оказывало влияния на успехи местного населения в сельском хозяйстве, поэтому выставки были мало востребованы. На 26 губернских выставках (из 38), устроенных в течение 1843— 1853 гг., представили свои произведения 12819 лиц, в том числе 9433 государственных крестьян, 1274 помещиков, 470 дворян и чиновников. Весьма богат экспонатами был отдел на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. в Москве.

Постоянные выставки отличались от промышленных музеев тем, что выставленные на них предметы затем заменялись другими. В последние десятилетия XIX в. в Западной Европе получили прописку постоянные выставки образцов промышленности, которые учреждались товариществами фабрикантов в крупных промышленных центрах. Во Франции и Германии подобные выставки назывались музеями, так как преследовали образовательные цели: сосредотачивали образцы иностранного производства, которым должны были подражать местные производители. Постоянные выставки представляли только местную промышленность и преследовали коммерческие цели, были посредниками между производителями и иностранцами. В 1883-1885 гг. подобные выставки под различными наименованиями были открыты в Бремене, Амстердаме, Мюнхене, Франкфурте; в 1886-1888 гг. — в Кельне, Вене, Лондоне, Буэнос-Айресе, Белграде (под названием «коммерческого агентства для экспорта»), во многих итальянских городах и др. В 1891 г. французская выставка открылась в Москве. В 1888-1889 гг. вместе с консульствами различных государств были учреждены постоянные выставки образцов: бельгийская в Константинополе, австрийская — в Калькутте, английская — в Гамбурге (для торговли с Южной Америкой) и др.

Появились постоянные выставки Франции и России, причем правительства Франции и России в своем лице учредили постоянные выставки.

Российское правительство, реформируя консульские учреждения, создало план сети выставок, которые должны были покрыть весь Восток (Константинополь, Тегеран, Александрия, Бомбей, Пекин) по типу показа образцов русской промышленности 1889 г. в Бухаресте.

Затем стали проводить всемирные выставки, которые отличались от международных тем, что в них принимали участие представители промышленности, имеющие высокие достижения в своей отрасли. Ярмарки — места съездов торговцев для оптового торга в Европе — известны с X в.

Таблица 1

Характеристики Всемирных выставок XIX в.___________________

Город Год Число экспонентов, тыс. чел. Количество посетителей, млн. чел.

Лондон 1851 13,9 6,0

Париж 1855 21,7 6,0

Лондон 1862 26,3 6,2

Париж 1867 42,2 8,8

Вена 1873 39,5 6,7

Филадельфия 1876 26,9 9,8

Париж 1878 52,8 12,6

Ярмарки в России являются традиционной формой торговли с глубокими историческими корнями. Среди участников ярмарочной торговли были богатые российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента. На ярмарках продавались меха, шелк, жемчуг, золото, серебро, чай, лен и другие редкие товары. С 1822 г. начинала работать Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород стал крупным торговым центром России.

С развитием золотодобывающей промышленности активизировалась ярмарочная торговля в Сибири (табл. 2-5). Первая официальная Иркутская выставка была открыта в 1775 году, которая с годами превратилась в крупнейшую ярмарку Иркутской губернии. В советский период эта ярмарка не проводилась.

Таблица 2

Ярмарочная торговля иркутской губернии в 1818 г.______________

Ярмарки Год Время Привезено Продано Количество тор-

основания проведения товаров, р. товаров, р. гующих, чел.

Иркутская 1768 15.11-1.01 378,600 378600 На обеих до 1

1768 15.03-1.05 17,000 17000 тыс.

Верхнеудинская 1817 15.01-1.03 529,551 450,541 -

Якутская 1768 1768 01.12-1.01 1.06-1.08 950,000 544,505 3,100

Нерчинская 1814 1814 25.01-25.02 10.05-1.06 На обеих до 50,000 -

Кяхтинская 15.11-15.12 1.06-15.06 5,500 6,600 6,000 6,500 -

Охотская 1768 15.07-18.09 200,000 150,000 1,500

Ононская 1765 20.01-10.02 167,668 131,720 1,000

Киренская 1815 10.05-1.07 100,000 100,000 на обеих

1815 15.11-15.01 50,000 50,000 до 500

Ярмарки прилен-ских эвенков 10.05-1.07 15.11-15.01 63,412 57,430 63,412 573,40 -

Четровкинская 1816 20.07-15.08 102,000 102,000 2,500

Кударинская 1812 24.11 4,200 4,200

Кабанская 1812 06.12 15,000 10,000

1812 09.05 10,000 10,000

Баргузинская 1812 25.11-1.01 22,135 20,590

Верхнеангарская 1812 01.11-15.12 60,000 50,000

Тункинская 1812 54,465 54,465

ЦГИА СССР, ф. 18., оп. 4, д. 129, л.л. 165. об.-174, 178- 180.

Таблица 3

Обороты крупнейших ярмарок Достойной Сибири в первой трети XIX в.

Ярмарки 1818 1830 1833

привоз продано привоз продано привоз продано

Иркутская 395 600 395 600 763 522 713 522 1 386 400 590 600

Верхнеудинская 529 551 450 451 228 393 163 900 117 300

Якутская 950 000 544 505 1 409 441 993 504

ЦГИА СССР, ф. 18.,оп.4,д. 129,л.л. 178-180. об.; ЦГИА СССР, ф. 1281 оп. 11, д. 47, л.л. 421-424; Список существующих в Российской империи Ярмарок. СПб., 1834, с 109-110.

Таблица 4

Товарооборот Иркутской ярмарки в 1834 г._____________

Наименование товаров Привезено Продано

Российские товары

Разные ткани 678,969 489,041

Пушнина 126,308 5,948

Кожа и изделия из нее 51,908 30,763

Металлические изделия 52,834 29,479

Стекло и посуда 9,187 7,942

Разные товары 143,208 49,915

Всего 1,062,414 613

Европейские товары

Разные товары 92,543 74,757

Азиатские товары

Китайские

разные сорта чая 733,010 654,167

прочие 58,151 17,740

Бухарские

разные товары 3,735 1,271

Всего 794,896 673,178

Торговля скотом

Лошади 26,640 26,640

Рогатый скот 8,250 8,250

Весь оборот ярмарки 1,984,744 1,395,914

ГАИО, ф.70, оп. 1, д. 3299, л.л. 94-114.

Выставка 1829 г. заложила принципы организации промышленных выставок в России и определила их периодичность их проведения. Выставки начали устраиваться каждые два года в Петербурге и Москве. С началом первой мировой войны в России и Западной Европе выставочно-ярмарочная деятельность сократилась. С переходом к НЭПу ярмарки снова стали проводиться; к 1927 г. их уже насчитывалось более 7 тыс. В 1930 г. институт ярмарок ликвидировали. В августе 1939 г. открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. (ВСХВ). С началом Второй мировой войны она прекратила свое существование и вновь открылась в 1954 г.; а с июня 1956 г. начала работу Всесоюзная промышленная выставка. После реорганизации трех выставок появилась ВДНХ ССС. Возрож-

дение ярмарок произошло в 1950 г., это были ярмарки по реализации излишних и неиспользуемых товарно-материальных ресурсов. Организаторами этих ярмарок были Госснаб и Минторг. В 1991 г. в России образовался Союз выставок и ярмарок, который с 1994 г. получил признание на международной арене.

Таблица 5

Торговля Иркутска в 1828 г.__________________________

Число возов

Разных товаров, вывезенных из России 6,053

Товаров, провозимых через Иркутск в Россию, полагая в 18,220

том числе чай и ревенный корень 273

Мехов, отправляемых из Иркутска 1,760

Товаров, отправляемых в Якутск, Охотск и Камчатку 4,000

Соли, пенного, сушеной и соленой рыбы в разные города 3,500

Из Иркутска в Кяхту для размена на китайские товары 9,121

Из Кяхты в Иркутск с китайскими товарами 42,970

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число судов

Купеческих судов, пришедших с грузом в Иркутск по Байкалу 18

Отправлено из Иркутска на ту сторону Байкала 26

Отправлено на север Ангарою 10

54

Привоз (руб)

Тонкого сукна 6,502

Тонкого и солдатского сукна 9,000

Шелковых тканей 350,000

Бумажных тканей 100000

Холста разного и парусины 350,000

Кож и юфти 800,000

Железа в деле 100,000

Меди в деле 60,000

Золотых и серебряных вещей 70,000

Галантерейных товаров 60,000

Китайских товаров 600,000 8

1,605,512

Сапогов 19,000 пар

Восковых свечей 1,200 пуд

Меда 2,000 пуд

Кофе 65 пуд

Сахара рафинада 5,000 пуд

китайского 5,000 пуд

Чаев разных 62,000 ящиков

Чая кирпичного 6,000 ящиков

Вина 71 анкер

Водки 41 анкер

Рома 52анкер

Стекол оконных 50ящиков

Бумаги писчей 15,000 дестей

Сургучу 75 пуд

«Товарам сим цену определить возможно лишь приблизительно».

Сегодня роль этого института в инфраструктуре товарного рынка в повышении национального и международного товарообмена, привлечения инвестиций в российскую экономику велика.

Торгово-промышленная палата России совместно с Минэкономики России и Министерством внешнеэкономических связей России и торговли создает фонд поддержки выставочного дела. Несмотря на спад производства 1996 г. можно считать годом всплеска выставочной активности в России.

В Прибайкалье старинная традиция была возрождена в 1991 г.: с 24 по 28 сентября в Иркутске состоялась первая международная универсальная ярмарка со специальной организацией по проведению выставок «Сибэкспоцентр».

Создание такой фирмы явилось следствием объективной необходимости развития рыночных отношений и совпало с образованием подобных коммерческих центров с различными формами собственности в других городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Красноярске и т. д.

Ведущие крупные предприятия, представляющие региональную экономику, поддержали инициативу ярмарки. Иркутский и Братский алюминиевые заводы, Ангарский нефтеоргсинтез и Ангарский электролизный химический комбинат, Иркутсккабель, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, Иркутский научный центр СО РАН и многие другие стали активными участниками Иркутской универсальной ярмарки.

Всего число участников ярмарки, прошедшей в сентябре 1991 г., составило 420, в том числе 98 инофирм; было заключено контрактов на 28 млн дол. США и 19 млрд р.

Иркутский международный выставочный комплекс Сибэкспоцентр демонстрирует культурное и экономическое развитие города. Именно через Сиб-экспоцентр узнают во всем мире об уникальности Иркутской области, об ее крупном промышленном потенциале, культуре, науке, а область, в свою очередь, через выставочный комплекс и его Центр новых технологий внедряет по-

следние мировые открытия, получает доступ к современным технологиям и совершенствует науку. Сибэкспоцентр открывает путь для сотрудничества предприятиям, помогая устанавливать деловые контакты. Тематикой выставок охвачены почти все отрасли экономики области.

На его площадях постоянно на некоммерческой основе проводятся: Выставка редких книг и детских рисунков, ярмарки-вакансии рабочих мест, выставка «Выбери профессию», выставки изделий инвалидов и предприятий использующих труд инвалидов, выставки иркутских художников и дизайнеров, областные и городские конкурсы бальных танцев и др.

Сибэкспоцентр построен в содружестве с зарубежными (США, Германия, Канада) фирмам и компаниями, с учетом современных инженерных и архитектурных решений и имеет закрытую выставочную площадь 4500 м : введен в строй ко дню открытия традиционной иркутской ярмарки в сентябре 1996 г. На площадях Сибэкспоцентра и Бизнес-центра проводятся различные мероприятия: выставки, ярмарки; презентации, конференции; конгрессы; симпозиумы, концерты и т.д. В дальнейшем предусматривается строительство главного выставочного павильона перед существующими, застройка разрывов между ними и новое строительство на глубине участка. В результате общая площадь увеличится до 18 800 м2 или на 14 200 м2.

Сибэкспоцентр способствует развитию межрегиональных и международных связей и выходу Иркутска и Иркутской области на Российский мировой рынок.

Проведены презентации Иркутской области в Лондоне (Англия), Лейпциге (Германия), Шеньяне (КНР), Сеуле (Республика Корея), Токио (Япония), Братиславе (Словакия). Под девизом «Сибирь приветствует Европу» проведена презентация сибирских регионов в городе Линце (Австрия). Выставочный комплекс проводит выставки-ярмарки различных направлений: универсальные, новые технологии, наука и образование, продовольствие, энергетика и энергосбережение, рынок ценных бумаг, автосалон, стройиндустрия, реклама и дизайн, пресса, здравоохранение, лесопользование, туризм, фестиваль Российского пива и др.

Иркутская ярмарка проходит ежегодно в сентябре и продолжает оставаться ведущей ярмаркой года.

В ней принимают участие многие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья: Япония, Корея, Китай, США , Германия, Англия, Франция, Испания, Кипр, Турция, Индия, Монголия, Казахстан, Украина и Белоруссия и многие другие.

Развитие Кяхтинской, Братской и многих других сибирских ярмарок началось Сибэкспоцентра. Только в 2000 г. состоялось 28 выставок-ярмарок в Иркутске; суммарная экспозиционная площадь составила 23 тыс. м2; общее число участников (юридические лица) выставок-ярмарок - 2000, число посетителей за год — около 150 тыс. чел. Большие содержательные экспозиции представляли от Иркутской области (в том числе из Иркутска, Ангарска, Братска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Шелехова, Зимы, Саянска, Тулуна, Тайшета, Иркутского района, Братского и Слюдянского. Экспозиции были из других регионов Сибири и Дальнего Востока (Москва, Санкт-Петербург, Киров, Ростов-на-Дону, Иваново, Владимир, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Самара и т.д.) 2000 г. для Сибэкспоцентра ознаменовался проведением Байкальского экономического форума, где он выступил в качестве оператора форума, выполняя роль Сибирского Дальневосточного Давоса для азиатской части Российской экономики. Главной целью форума было показать политикам и общественности России, международному бизнесу, что Россия есть Евразийская держава, расположенная между двумя интеграционными группами - уже сложившейся Западной Европы и формирующейся Северо-Восточной Азии с участием Японии, Китая, Южной Кореи.

Важным стержнем идеи Байкальского экономического, форума стала необходимость использования всех уникальных факторов России, ее интеллектуального и ресурсного потенциала, возможности внутренней и внешней интеграции экономики при стратегии развития России в XXI в. В сентябре 2002 г. пройдет 2-й Байкальский экономический форум в Иркутске, на берегу Байкала.

Сибэкспоцентр входит в Союз выставок и ярмарок как добровольное объединение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии.

Логистика и маркетинг определяют цели и задачи розничной торговли:

- изучение рыночной структуры, исследование новых путей распространения;

- показ новых товаров в сравнении с конкурентами;

- установление деловых контактов;

- определение новых форм показа товаров и внедрение их в производство;

- внедрение научно-технического прогресса при создании новых технологий и товароматериальных ценностей;

- информирование потенциальных потребителей о новой продукции и повышении ее качества;

- достижение с наименьшими затратами необходимой рентабельности и прибыли предприятия.

Ярмарка-выставка становится главным партнером в условиях рыночной экономики для создания новых видов производства, продукции, их высококачественных показателей и приносит необходимый доход предприятию и предпринимателю.

Как нельзя к месту можно привести высказывание А.Н. Радищева: «Иркутск, будучи теперь истинным центром Сибирской торговли, будет распространяться паче и паче и, если можно пронизать слабыми нашими взорами в будущее, он по положению своему определен быть главою сильныя и обшир-ныя области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.