И. С. Черняк
ЯРМАРКИ-ВЫСТАВКИ, КАК ВИД ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Серьезным элементом логистики оптовой торговли являются ярмарки-выставки (ежегодный рынок), периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. С развитием капитализма ярмарки из центров привоза крупных партий наличного товара превращаются в ярмарки образцов, ярмарки-выставки. В Дореволюционной России в середине XIX в. было 6,5 тыс. ярмарок, в начале Х в. — 18,5 тыс. Крупнейшие ярмарки — Нижегородская, Ирбитская. Ярмарки бывают: всемирные, международные, региональные, национальные и местные.
Наиболее крупные современные международные ярмарки проводятся в Милане, Париже, Лионе, Ганновере, Лейпциге, Торонто, Измире, Дамаске. В СССР ярмарки — это одна из форм государственной и кооперативной торговли.
Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, когда возможности экстенсивного развития уже истощены. Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Существенной предпосылкой применения логистики является изучение расширения ассортимента в оптовой и розничной торговле через ярмарки-выставки.
Определяющим возможности логистической организации торговли является научно-технический прогресс, который помогает решать социальноэкономические задачи торговли и совершенствовать ее материально-техническую базу также через ярмарки-выставки. Научно-технический прогресс в торговле определяет следующие направления:
1. Совершенствование используемых средств труда.
2. Повышение обеспеченности предприятий торговли современными средствами труда.
3. Совершенствование используемых предметов труда.
4. Совершенствование применяемых технологий.
Все эти направления должны развиваться согласованно: на промышленных предприятиях, в опте, на транспорте и в рознице, т.е. у всех участников товарного рынка.
Привлекая потребителей, выставки становятся могущественным орудием сближения стран и народов ведут к установлению новых торговопромышленных связей, к усилению экспорта и открытию новых рынков сбыта.
В России первая выставка отечественной промышленности состоялась в 1829 г. в Санкт-Петербурге, в 1831 г. — в Москве, третья — в Санкт-Петербурге в 1833 г., четвертая — снова в Москве в 1835 г. С 1848 г. указом правительства России было установлено учреждать всероссийские выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве попеременно каждые четыре года на пятый. Такая выставка была проведена в Варшаве в 1845 г., затем в Санкт-Петербурге в 1861 г. и в 1865 г. в Москве. На расходы по организации и про-
ведению выставок из государственного казначейства выделялась определенная сумма денег.
Закон рекомендовал губернаторам проводить под наблюдением министра внутренних дел губернские промышленные выставки. По правилам в России на местных выставках мануфактурных и ремесленных изделий проводились и земледельческие.
В 1842 г. в России были учреждены сельскохозяйственные выставки. В 1843 г. — в Одессе, в 1844 г. были открыты две выставки: одна в Одессе, другая в селе Великом Ярославской губернии. Эти выставки послужили началом проведения сельскохозяйственных выставок в разных уголках России. Русское хозяйство при господстве крепостного труда не оказывало влияния на успехи местного населения в сельском хозяйстве, поэтому выставки были мало востребованы. На 26 губернских выставках (из 38), устроенных в течение 1843— 1853 гг., представили свои произведения 12819 лиц, в том числе 9433 государственных крестьян, 1274 помещиков, 470 дворян и чиновников. Весьма богат экспонатами был отдел на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. в Москве.
Постоянные выставки отличались от промышленных музеев тем, что выставленные на них предметы затем заменялись другими. В последние десятилетия XIX в. в Западной Европе получили прописку постоянные выставки образцов промышленности, которые учреждались товариществами фабрикантов в крупных промышленных центрах. Во Франции и Германии подобные выставки назывались музеями, так как преследовали образовательные цели: сосредотачивали образцы иностранного производства, которым должны были подражать местные производители. Постоянные выставки представляли только местную промышленность и преследовали коммерческие цели, были посредниками между производителями и иностранцами. В 1883-1885 гг. подобные выставки под различными наименованиями были открыты в Бремене, Амстердаме, Мюнхене, Франкфурте; в 1886-1888 гг. — в Кельне, Вене, Лондоне, Буэнос-Айресе, Белграде (под названием «коммерческого агентства для экспорта»), во многих итальянских городах и др. В 1891 г. французская выставка открылась в Москве. В 1888-1889 гг. вместе с консульствами различных государств были учреждены постоянные выставки образцов: бельгийская в Константинополе, австрийская — в Калькутте, английская — в Гамбурге (для торговли с Южной Америкой) и др.
Появились постоянные выставки Франции и России, причем правительства Франции и России в своем лице учредили постоянные выставки.
Российское правительство, реформируя консульские учреждения, создало план сети выставок, которые должны были покрыть весь Восток (Константинополь, Тегеран, Александрия, Бомбей, Пекин) по типу показа образцов русской промышленности 1889 г. в Бухаресте.
Затем стали проводить всемирные выставки, которые отличались от международных тем, что в них принимали участие представители промышленности, имеющие высокие достижения в своей отрасли. Ярмарки — места съездов торговцев для оптового торга в Европе — известны с X в.
Таблица 1
Характеристики Всемирных выставок XIX в.___________________
Город Год Число экспонентов, тыс. чел. Количество посетителей, млн. чел.
Лондон 1851 13,9 6,0
Париж 1855 21,7 6,0
Лондон 1862 26,3 6,2
Париж 1867 42,2 8,8
Вена 1873 39,5 6,7
Филадельфия 1876 26,9 9,8
Париж 1878 52,8 12,6
Ярмарки в России являются традиционной формой торговли с глубокими историческими корнями. Среди участников ярмарочной торговли были богатые российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента. На ярмарках продавались меха, шелк, жемчуг, золото, серебро, чай, лен и другие редкие товары. С 1822 г. начинала работать Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород стал крупным торговым центром России.
С развитием золотодобывающей промышленности активизировалась ярмарочная торговля в Сибири (табл. 2-5). Первая официальная Иркутская выставка была открыта в 1775 году, которая с годами превратилась в крупнейшую ярмарку Иркутской губернии. В советский период эта ярмарка не проводилась.
Таблица 2
Ярмарочная торговля иркутской губернии в 1818 г.______________
Ярмарки Год Время Привезено Продано Количество тор-
основания проведения товаров, р. товаров, р. гующих, чел.
Иркутская 1768 15.11-1.01 378,600 378600 На обеих до 1
1768 15.03-1.05 17,000 17000 тыс.
Верхнеудинская 1817 15.01-1.03 529,551 450,541 -
Якутская 1768 1768 01.12-1.01 1.06-1.08 950,000 544,505 3,100
Нерчинская 1814 1814 25.01-25.02 10.05-1.06 На обеих до 50,000 -
Кяхтинская 15.11-15.12 1.06-15.06 5,500 6,600 6,000 6,500 -
Охотская 1768 15.07-18.09 200,000 150,000 1,500
Ононская 1765 20.01-10.02 167,668 131,720 1,000
Киренская 1815 10.05-1.07 100,000 100,000 на обеих
1815 15.11-15.01 50,000 50,000 до 500
Ярмарки прилен-ских эвенков 10.05-1.07 15.11-15.01 63,412 57,430 63,412 573,40 -
Четровкинская 1816 20.07-15.08 102,000 102,000 2,500
Кударинская 1812 24.11 4,200 4,200
Кабанская 1812 06.12 15,000 10,000
1812 09.05 10,000 10,000
Баргузинская 1812 25.11-1.01 22,135 20,590
Верхнеангарская 1812 01.11-15.12 60,000 50,000
Тункинская 1812 54,465 54,465
ЦГИА СССР, ф. 18., оп. 4, д. 129, л.л. 165. об.-174, 178- 180.
Таблица 3
Обороты крупнейших ярмарок Достойной Сибири в первой трети XIX в.
Ярмарки 1818 1830 1833
привоз продано привоз продано привоз продано
Иркутская 395 600 395 600 763 522 713 522 1 386 400 590 600
Верхнеудинская 529 551 450 451 228 393 163 900 117 300
Якутская 950 000 544 505 1 409 441 993 504
ЦГИА СССР, ф. 18.,оп.4,д. 129,л.л. 178-180. об.; ЦГИА СССР, ф. 1281 оп. 11, д. 47, л.л. 421-424; Список существующих в Российской империи Ярмарок. СПб., 1834, с 109-110.
Таблица 4
Товарооборот Иркутской ярмарки в 1834 г._____________
Наименование товаров Привезено Продано
Российские товары
Разные ткани 678,969 489,041
Пушнина 126,308 5,948
Кожа и изделия из нее 51,908 30,763
Металлические изделия 52,834 29,479
Стекло и посуда 9,187 7,942
Разные товары 143,208 49,915
Всего 1,062,414 613
Европейские товары
Разные товары 92,543 74,757
Азиатские товары
Китайские
разные сорта чая 733,010 654,167
прочие 58,151 17,740
Бухарские
разные товары 3,735 1,271
Всего 794,896 673,178
Торговля скотом
Лошади 26,640 26,640
Рогатый скот 8,250 8,250
Весь оборот ярмарки 1,984,744 1,395,914
ГАИО, ф.70, оп. 1, д. 3299, л.л. 94-114.
Выставка 1829 г. заложила принципы организации промышленных выставок в России и определила их периодичность их проведения. Выставки начали устраиваться каждые два года в Петербурге и Москве. С началом первой мировой войны в России и Западной Европе выставочно-ярмарочная деятельность сократилась. С переходом к НЭПу ярмарки снова стали проводиться; к 1927 г. их уже насчитывалось более 7 тыс. В 1930 г. институт ярмарок ликвидировали. В августе 1939 г. открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. (ВСХВ). С началом Второй мировой войны она прекратила свое существование и вновь открылась в 1954 г.; а с июня 1956 г. начала работу Всесоюзная промышленная выставка. После реорганизации трех выставок появилась ВДНХ ССС. Возрож-
дение ярмарок произошло в 1950 г., это были ярмарки по реализации излишних и неиспользуемых товарно-материальных ресурсов. Организаторами этих ярмарок были Госснаб и Минторг. В 1991 г. в России образовался Союз выставок и ярмарок, который с 1994 г. получил признание на международной арене.
Таблица 5
Торговля Иркутска в 1828 г.__________________________
Число возов
Разных товаров, вывезенных из России 6,053
Товаров, провозимых через Иркутск в Россию, полагая в 18,220
том числе чай и ревенный корень 273
Мехов, отправляемых из Иркутска 1,760
Товаров, отправляемых в Якутск, Охотск и Камчатку 4,000
Соли, пенного, сушеной и соленой рыбы в разные города 3,500
Из Иркутска в Кяхту для размена на китайские товары 9,121
Из Кяхты в Иркутск с китайскими товарами 42,970
Число судов
Купеческих судов, пришедших с грузом в Иркутск по Байкалу 18
Отправлено из Иркутска на ту сторону Байкала 26
Отправлено на север Ангарою 10
54
Привоз (руб)
Тонкого сукна 6,502
Тонкого и солдатского сукна 9,000
Шелковых тканей 350,000
Бумажных тканей 100000
Холста разного и парусины 350,000
Кож и юфти 800,000
Железа в деле 100,000
Меди в деле 60,000
Золотых и серебряных вещей 70,000
Галантерейных товаров 60,000
Китайских товаров 600,000 8
1,605,512
Сапогов 19,000 пар
Восковых свечей 1,200 пуд
Меда 2,000 пуд
Кофе 65 пуд
Сахара рафинада 5,000 пуд
китайского 5,000 пуд
Чаев разных 62,000 ящиков
Чая кирпичного 6,000 ящиков
Вина 71 анкер
Водки 41 анкер
Рома 52анкер
Стекол оконных 50ящиков
Бумаги писчей 15,000 дестей
Сургучу 75 пуд
«Товарам сим цену определить возможно лишь приблизительно».
Сегодня роль этого института в инфраструктуре товарного рынка в повышении национального и международного товарообмена, привлечения инвестиций в российскую экономику велика.
Торгово-промышленная палата России совместно с Минэкономики России и Министерством внешнеэкономических связей России и торговли создает фонд поддержки выставочного дела. Несмотря на спад производства 1996 г. можно считать годом всплеска выставочной активности в России.
В Прибайкалье старинная традиция была возрождена в 1991 г.: с 24 по 28 сентября в Иркутске состоялась первая международная универсальная ярмарка со специальной организацией по проведению выставок «Сибэкспоцентр».
Создание такой фирмы явилось следствием объективной необходимости развития рыночных отношений и совпало с образованием подобных коммерческих центров с различными формами собственности в других городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске, Красноярске и т. д.
Ведущие крупные предприятия, представляющие региональную экономику, поддержали инициативу ярмарки. Иркутский и Братский алюминиевые заводы, Ангарский нефтеоргсинтез и Ангарский электролизный химический комбинат, Иркутсккабель, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, Иркутский научный центр СО РАН и многие другие стали активными участниками Иркутской универсальной ярмарки.
Всего число участников ярмарки, прошедшей в сентябре 1991 г., составило 420, в том числе 98 инофирм; было заключено контрактов на 28 млн дол. США и 19 млрд р.
Иркутский международный выставочный комплекс Сибэкспоцентр демонстрирует культурное и экономическое развитие города. Именно через Сиб-экспоцентр узнают во всем мире об уникальности Иркутской области, об ее крупном промышленном потенциале, культуре, науке, а область, в свою очередь, через выставочный комплекс и его Центр новых технологий внедряет по-
следние мировые открытия, получает доступ к современным технологиям и совершенствует науку. Сибэкспоцентр открывает путь для сотрудничества предприятиям, помогая устанавливать деловые контакты. Тематикой выставок охвачены почти все отрасли экономики области.
На его площадях постоянно на некоммерческой основе проводятся: Выставка редких книг и детских рисунков, ярмарки-вакансии рабочих мест, выставка «Выбери профессию», выставки изделий инвалидов и предприятий использующих труд инвалидов, выставки иркутских художников и дизайнеров, областные и городские конкурсы бальных танцев и др.
Сибэкспоцентр построен в содружестве с зарубежными (США, Германия, Канада) фирмам и компаниями, с учетом современных инженерных и архитектурных решений и имеет закрытую выставочную площадь 4500 м : введен в строй ко дню открытия традиционной иркутской ярмарки в сентябре 1996 г. На площадях Сибэкспоцентра и Бизнес-центра проводятся различные мероприятия: выставки, ярмарки; презентации, конференции; конгрессы; симпозиумы, концерты и т.д. В дальнейшем предусматривается строительство главного выставочного павильона перед существующими, застройка разрывов между ними и новое строительство на глубине участка. В результате общая площадь увеличится до 18 800 м2 или на 14 200 м2.
Сибэкспоцентр способствует развитию межрегиональных и международных связей и выходу Иркутска и Иркутской области на Российский мировой рынок.
Проведены презентации Иркутской области в Лондоне (Англия), Лейпциге (Германия), Шеньяне (КНР), Сеуле (Республика Корея), Токио (Япония), Братиславе (Словакия). Под девизом «Сибирь приветствует Европу» проведена презентация сибирских регионов в городе Линце (Австрия). Выставочный комплекс проводит выставки-ярмарки различных направлений: универсальные, новые технологии, наука и образование, продовольствие, энергетика и энергосбережение, рынок ценных бумаг, автосалон, стройиндустрия, реклама и дизайн, пресса, здравоохранение, лесопользование, туризм, фестиваль Российского пива и др.
Иркутская ярмарка проходит ежегодно в сентябре и продолжает оставаться ведущей ярмаркой года.
В ней принимают участие многие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья: Япония, Корея, Китай, США , Германия, Англия, Франция, Испания, Кипр, Турция, Индия, Монголия, Казахстан, Украина и Белоруссия и многие другие.
Развитие Кяхтинской, Братской и многих других сибирских ярмарок началось Сибэкспоцентра. Только в 2000 г. состоялось 28 выставок-ярмарок в Иркутске; суммарная экспозиционная площадь составила 23 тыс. м2; общее число участников (юридические лица) выставок-ярмарок - 2000, число посетителей за год — около 150 тыс. чел. Большие содержательные экспозиции представляли от Иркутской области (в том числе из Иркутска, Ангарска, Братска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Шелехова, Зимы, Саянска, Тулуна, Тайшета, Иркутского района, Братского и Слюдянского. Экспозиции были из других регионов Сибири и Дальнего Востока (Москва, Санкт-Петербург, Киров, Ростов-на-Дону, Иваново, Владимир, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Самара и т.д.) 2000 г. для Сибэкспоцентра ознаменовался проведением Байкальского экономического форума, где он выступил в качестве оператора форума, выполняя роль Сибирского Дальневосточного Давоса для азиатской части Российской экономики. Главной целью форума было показать политикам и общественности России, международному бизнесу, что Россия есть Евразийская держава, расположенная между двумя интеграционными группами - уже сложившейся Западной Европы и формирующейся Северо-Восточной Азии с участием Японии, Китая, Южной Кореи.
Важным стержнем идеи Байкальского экономического, форума стала необходимость использования всех уникальных факторов России, ее интеллектуального и ресурсного потенциала, возможности внутренней и внешней интеграции экономики при стратегии развития России в XXI в. В сентябре 2002 г. пройдет 2-й Байкальский экономический форум в Иркутске, на берегу Байкала.
Сибэкспоцентр входит в Союз выставок и ярмарок как добровольное объединение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии.
Логистика и маркетинг определяют цели и задачи розничной торговли:
- изучение рыночной структуры, исследование новых путей распространения;
- показ новых товаров в сравнении с конкурентами;
- установление деловых контактов;
- определение новых форм показа товаров и внедрение их в производство;
- внедрение научно-технического прогресса при создании новых технологий и товароматериальных ценностей;
- информирование потенциальных потребителей о новой продукции и повышении ее качества;
- достижение с наименьшими затратами необходимой рентабельности и прибыли предприятия.
Ярмарка-выставка становится главным партнером в условиях рыночной экономики для создания новых видов производства, продукции, их высококачественных показателей и приносит необходимый доход предприятию и предпринимателю.
Как нельзя к месту можно привести высказывание А.Н. Радищева: «Иркутск, будучи теперь истинным центром Сибирской торговли, будет распространяться паче и паче и, если можно пронизать слабыми нашими взорами в будущее, он по положению своему определен быть главою сильныя и обшир-ныя области».