Научная статья на тему 'Институт власти прокурора в системе российского права'

Институт власти прокурора в системе российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт власти прокурора в системе российского права»

сия осуждаемого лица в порядке, установленном настоящим Кодексом; не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, лицам, достигшим пенсионного возраста, беременным женщинам и находящимся на срочной военной службе военнослужащим.

В случае злостного уклонения осужденного от выполнения общественных работ суд заменяет неотбытую часть общественных работ арестом или лишением свободы на определенный срок в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В законодательстве многих зарубежных УК не предусматривается специально не только условно-досрочное освобождение от отбывания обязательных работ несовершеннолетних лиц (ч. 90.0 ст. 90 УК Азербайджана, ст. 94 УК Армении, ч. 1 ст. 119 УК Беларусь, ч. 1 ст. 98 УК Грузии, ч. 1 ст. 84 УК Казахстана, ч. 1 ст. 94 УК Литвы, ч. 1 ст. 107 УК Украины), но и вероятность замены неотбытой несовершеннолетними части обязательных работ на более мягкое наказание (ч. 1 ст. 120 УК Беларуси, ч. 1 ст. 94 УК Литвы, ч. 4 ст. 107 УК Украины)9.

9 См.: Орлов В.Н. Обязательные работы как вид уголовного наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Монография / В.Н. Орлов, А.П. Коваленко. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2005. С. 105.

Таким образом, проведенный комплексный анализ норм зарубежного уголовного законодательства, регламентирующих применение юве-нального уголовного наказания в виде обязательных работ, позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый институт в уголовном законодательстве большинства зарубежных стран имеет больше общих признаков, чем отличий. К общим признакам относятся: наименование исследуемого наказания как «общественные работы»; установление срока отбывания обязательных работ несовершеннолетними, отличного от срока отбывания работ совершеннолетними лицами; определение в течение дня, недели несхожей продолжительности обязательных работ несовершеннолетними по сравнению с продолжительностью работ совершеннолетними лицами; закрепление в законе положения о том, что обязательные работы, применяемые к несовершеннолетним, должны быть посильными для них; указание в законе о том, что обязательные работы в отношении несовершеннолетних исполняются в свободное от учебы или основной работы время; невозможность условно-досрочного освобождения от отбывания обязательных работ несовершеннолетних лиц, а также неосуществимости замены неотбытой части обязательных работ на более мягкое наказание.

ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук

Проведенное нами историко-правовое исследование многотомного сборника «Полное Собрание Законов Российской Империи» (ПСЗ РИ), в котором систематизировано законодательство Государства Российского и Российской империи за период с 1649 г. по 1913 г.1, позволяет нам вы-

1 Результаты этого научного исследования представлены

в нескольких публикациях автора данной статьи (см.:

Галузо В.Н. Первое Полное Собрание Законов Российс-

кой Империи: современный проблемный анализ // Государство и право. 2007. № 10. С. 113—119; Он же. Систе-

матизация законодательства в России (1649—1913): Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007; Он же. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование). М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008).

сказать суждение о необходимости разграничения понятий «должность» и «присутственное место», причем с приоритетом первого по отношению ко второму. Нами было обнаружено несколько «должностей» («должность фискала», «должность рекетмейстера», «должность стряпчего», «должность экзекутора», «должность герольдмейстера», «должность аудитора» и др.), большинство из которых и предопределили возникновение «должности прокурора». Обычно правовой основой учреждения «должности прокурора» признается одно «узаконение» (так в ПСЗ РИ именовались нормативные правовые акты): Именной указ «Государя Императора» Петра Алексеевича «Об обязанностях Сенатских Членов, о заседании

Президентов Воинских Коллегий, Иностранной и Берг-Коллегий в Сенате, о бытии при Сенате Генерал и Обер-Прокурорам, Рекетмейстеру, Экзекутору, Герольдмейстеру, а в каждой Коллегии по Прокурору; о выбирании Кандидатов к оным местам, и о чинении при сем выборе и баллотировании присяги по приложенной форме», «данный Сенату» 12 января 1722 г.2

В современных условиях3 противопоставление «должности» и «присутственного места» еще преждевременно, ибо на сей счет отсутствуют соответствующие научные разработки видных представителей российской юридической науки. Кроме того, в теории государства и права отсутствует единообразие в вопросе о модели государственного устройства (концепция о единстве государственной власти, концепция о разделении государственной власти на отдельные самостоятельные ветви и др.4). Поэтому мы вместо противопоставления «должности» и «присутственного места» (прокурора и прокуратуры, по современной терминологии) обосновываем еще одно суждение о необходимости выделения института власти прокурора в системе российского права.

Обычно в теории права под системой российского права понимают «подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.)»5. Из приведенного определения наибольшим уровнем общности обладает отрасль права. Под отраслью права предложено понимать «основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие ка-

2 На ошибочность подобного утверждения мы уже обращали внимание (см.: Галузо В.Н. От власти прокурора в Российской Империи к власти прокурора в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 2. С. 194-195).

3 Началом для таковых мы признаем дату 25 декабря 1991 г., когда был принят Закон РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (см.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62).

4 Подробнее о состоянии теории по данному вопросу см.: Галузо В.Н. Власть прокурора в системе государственной власти современной России // Закон и право. 2008. № 2. С. 83-84.

5 См. об этом: Общая теория права и государства: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С. 46, 233, 236, 241.

чественно однородную область общественных отношений»6. Вероятно, еще не столь совершенное определение понятия «отрасль права» и не позволяет выработать единый подход в установлении перечня отраслей права. Иначе говоря, отсутствует ответ на вопрос: сколько же ныне в Российской Федерации отраслей права? Сложность поиска ответа на данный вопрос еще и в том, что ныне в Российской Федерации сформировалась тенденция на безудержное увеличение перечня отраслей права. Каких только при этом не приводится обоснований! Так, например, Т.Я. Хабриева выделяет самостоятельную отрасль права — миграционное право — только в связи «с активным регулированием миграционных процессов»7.

В связи с наличием и предмета правового регулирования, и метода правового регулирования как фундаментальных правовых категорий всякой отрасли права мы полагаем возможным выделить прокурорское право в качестве самостоятельной отрасли права8. Не притязая на приоритет в решении этого вопроса, укажем, что одним из первых научно обосновал необходимость выделения прокурорского права В.С. Тадевосян9.

Особенностью прокурорского права является отсутствие ее кодификации10. Специальным же нормативным правовым актом прокурорского права с наивысшей юридической силой является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.11 в редакции от 18 октября 1995 г.12 Памятуя о приоритете «должности» по отношению к «присутственному месту», мы считаем целесообразным в качестве специального нормативного правового акта прокурорского права с наивысшей юридической силой использовать не ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а ФЗ РФ «О должности прокурора в Российской Федерации». Что же касается «присутственного места» (прокуратуры), предназначенного для обеспечения эффектив-

6 Там же. С. 235.

7 Хабриева Т.Я. Миграционное право в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 10. С. 22—26.

8 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 4. С. 36—37.

9 См.: Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1958.

10 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Систематизация нормативных правовых актов о деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 9. С. 27—28.

11 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

12 См.: СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

ной деятельности должности прокурора, то правовой основой для нее мог бы послужить подзаконный нормативный правовой акт (например, приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении Регламента прокуратуры Российской Федерации»13). Наше предложение уже реализовано законодателем в Российской Федерации относительно так называемой должности омбудсмена14.

Прокурорское право необходимо рассматривать в качестве комплексной отрасли права, т.е. она имеет взаимосвязь и со всеми другими отраслями российского права и даже с отраслями иностранных правовых систем. Это же относится и ко всем структурным элементам прокурорского права, в том числе и к правовому институту — институту власти прокурора.

Также считаем необходимым обратить внимание и на еще один дискуссионный вопрос в теории права — вопрос о соотношении отрасли права и отрасли законодательства. В одной уже использованной нами публикации отмечается, что система законодательства представляет «детище законодателя» и вероятно поэтому «количество отраслей законодательства значительно превосходит число отраслей права»15. Вопрос о системе законодательства нет необходимости увязывать с вопросом об отраслях права. Система законодательства представляет самостоятельную, еще не

13 Нынче же имеются подзаконные нормативные правовые акты об отдельных звеньях системы Прокуратуры РФ (см., например: Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 17.04.2008 г. № 67 // Законность. 2008. № 7; Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры. Приказ Зам. Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 21.03.003 г. № 57 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Т. 1. Тула: Автограф, 2004.

14 См. об этом: Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. ФКЗ РФ от 12.02.1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411.

15 См. об этом: Общая теория права и государства: Учеб-

ник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева.

С. 246—247.

решенную проблему о систематизации законодательства в Российской Федерации16. Значимость данной проблемы столь велика, что побудила к организации «круглого стола», состоявшегося в Институте государства и права Российской академии наук17.

Прежде чем непосредственно приступить к систематизации законодательства Российской Федерации, необходимо обобщить опыт подобной подвижнической деятельности в предшествующие этапы развития России (в первую очередь Российской империи). Относительно Полного Собрания Законов Российской Империи (ПСЗ РИ) подобная работа уже осуществляется. Что же касается еще одного историко-правового документа — сборника «Свод Законов Российской Империи», — то здесь еще комплексных историко-правовых исследований учеными-юристами фактически не осуществлялось. Значимость историко-правовых документов (в первую очередь ПСЗ РИ, СЗ РИ) состоит в том, что результаты их историко-правовых исследований позволяют установить закономерности развития фактически любого правового явления в России. В этом мы смогли убедиться при установлении генезиса должности прокурора, проведенного путем историко-правового исследования исто-рико-правового документа — сборника «Полное Собрание Законов Российской Империи». Совокупность правовых норм о должности прокурора нами предложено выделить в качестве правового института прокурорского права — института власти прокурора.

16 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Полное Собрание Законов Российской Империи: проблемы систематизации законодательства // Правовое наследие и современная юриспруденция: связь времен: Материалы Всерос. научн.-практ. конф. 27 мая 2007 г. М.: РГБ, 2007. С. 59—65.

17 См. об этом: Систематизация законодательства в России: история и современность. (Обзор докладов и сообщений «круглого стола». Институт государства и права РАН. Москва, 18 января 2008 г.) // Государство и право. 2008. № 11. С. 120—123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.