ХАРАКТЕРИСТИКА ЮВЕНАЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Ювенальное наказание в виде обязательных работ относится к тем видам уголовных наказаний, которые весьма часто применяются в зарубежных странах, и неоднократно выступало предметом исследования в юридической литературе1. Вместе с тем ряду аспектов, связанных с применением за рубежом уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении осужденных несовершеннолетних, не было уделено должного внимания.
Нельзя не отметить, что в настоящее время в ряде зарубежных стран прослеживается тенденция к увеличению количества приговоров о назначении обязательных работ, хотя есть и исключения. Так, на Украине «за первые четыре месяца 2001 г. было вынесено 208 приговоров, в 2002 г. осуждено 1794 человека. От всего количества осужденных в 2002 г. эта цифра составляет 0,9%. В 2003 г. Уголовно-исполнительная инспекция приняла на учет уже 3698 лиц, приговоренных к общественным работам»2. Практика применения общественных работ судами Азербайджанской Республики за последние годы такова: в 2000 г. -102, в 2001 - 565, в 2002 г. - 10353. Вместе с тем статистические данные по применению данного вида наказания в Республике Казахстан показывают, что в 2006 г. рассматриваемый вид наказа-
1 См.: ОсаднаяН.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08). Ростов н/Д, 1999. С. 49—65; Орлов В.Н., Коваленко А.П. Обязательные работы как вид уголовного наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Монография. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2005. С. 82—112; Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ (перспективные вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08). Томск, 2004. С. 46—72 и др.
2 Букалов А., Букалова О. Уголовные наказания в Украине. Статистический обзор. М.: Penal Reform International, 2004. С. 34.
3 См.: Мамедов Г. Республика Азербайджан // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. М.: PRI, 2003. С. 160.
Э.Н. ЯХШИБЕКЯН
ния был применен в отношении 101 человека, что значительно ниже по сравнению с 2005 г. — 1824.
В настоящее время обязательные работы как ювенальное наказание специально регламентируются в уголовном законодательстве восьми стран5.
Так, в соответствии с ч. 85.1.2 ст. 85 УК Азербайджана одним из видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются общественные работы. Согласно ст. 86 УК Армении общественные работы относятся к тем видам наказаний, которые назначаются несовершеннолетним. К видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним, обязательные работы относят законодатели и других стран (ч. 1 ст. 109 УК Беларуси, ч. 1 ст. 82 УК Грузии, ч. 1 ст. 79 УК Казахстана, ч. 1 ст. 65 УК Латвии, ч. 1 ст. 90 УК Литвы, ч. 1 ст. 98 УК Украины).
Следует заметить, что теорией уголовного права Украины предусмотрено, что общественные
4 См.: Карабаева С.А. Проблемы становления общественных работ как вида уголовного наказания в Республике Казахстан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08). Астана, 2007.
5 Здесь и далее ссылки на УК перечисленных государств даны по изданиям: 1) Уголовный кодекс Азербайджанской Республики / Науч. ред. И.М. Рагимова; пер. Б.Э. Аббасова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001;
2) Уголовный кодекс Республики Армения / Науч. ред. Е.Р. Азарян, Н.И. Мацнева; предисл. Е.Р. Азарян; пер. Р.З. Авакяна. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004;
3) Уголовный кодекс Республики Беларусь / Предисл.
Б.В. Волженкина; обзорн. ст. А.В. Баркова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; 4) Уголовный кодекс Грузии / Науч. ред. З.К. Бигвава; вступ. ст. В.И. Михайлова; обзорн. ст. О. Гамкрелидзе; пер. И. Мерид-жанашвили. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002;
5) Уголовный кодекс Республики Казахстан / Предисл. И.И. Рогова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001;
6) Уголовный кодекс Латвийской Республики / Науч. ред. А.И. Лукашова, Э.А. Саркисова; пер. А.И. Лукашо-ва. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001; 7) Уголовный кодекс Литовской Республики / Науч. ред. В. Павило-нис; предисл. Н.И. Мацнева; вступ. ст. В. Павилониса, А. Абрамавичюса, А. Дракшене; пер. В.П. Казанскене. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; 8) Уголовный кодекс Украины / Науч. ред. В.Я. Тация, В.В. Сташи-са; пер. В.Ю. Гилеченко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
работы (ч. 1 ст. 100 УК) могут быть назначены несовершеннолетнему от 16 до 18 лет на срок от тридцати до ста двадцати часов, их длительность не может превышать двух часов в день. Специфика этого вида наказания выражена в сокращенном сроке общественных работ по сравнению со взрослыми и дифференциации в зависимости от возраста несовершеннолетнего продолжительности ежедневных работ. Содержание общественных работ заключается в выполнении осужденным несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время посильных для него общественно полезных работ, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного6. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 190 КЗоТ Украины запрещено применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с переносом и передвижением вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормативы, а в соответствии со ст. 192 КЗоТ запрещено привлечение работников моложе восемнадцати лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни. Вследствие этого перечисленные виды работ не могут быть назначены для их выполнения несовершеннолетним7.
В настоящее время исследуемый вид уголовного наказания в зарубежном законодательстве называется по-разному. В уголовном законодательстве Республики Казахстан данный вид наказания именуется как «привлечение к общественным работам». В УК Грузии изучаемый вид уголовного наказания получил название «общественно полезный труд». Литовский законодатель называет уголовное наказание в виде обязательных работ «публичными работами». УК Латвии исследуемый вид наказания определяет как «принудительные работы». Наконец, в ряде зарубежных стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Украина) обязательные работы называются «общественными работами».
За рубежом обязательные работы как юве-нальное наказание устанавливаются на различные сроки: от двадцати до ста шестидесяти часов (ст. 85 УК Грузии); от сорока до ста шестидесяти часов (ч. 85.3. ст. 85 УК Азербайджана, ч. 4 ст. 79 УК Казахстана); от тридцати до ста двадцати часов (ч. 1 ст. 100 УК Украины); от тридцати до ста
6 Уголовное право Украины. Общая и Особенная части: Учебник / Отв. ред. Е.Л. Стрельцов. X.: ООО «Одиссей», 2006. С. 255.
7 Уголовный кодекс Украины: Научно-практический
комментарий. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Отв. ред. Е.Л. Стрельцов. X.: ООО «Одиссей», 2006. С. 226, 227.
восьмидесяти часов (ст. 110 УК Беларуси); не более двухсот сорока часов (ч. 2 ст. 90 УК Литвы).
В юридической литературе справедливо отмечается, что в уголовном законодательстве зарубежных стран к различным возрастным категориям несовершеннолетних устанавливается разная продолжительность обязательных работ в течение дня, недели8. В соответствии с зарубежным законодательством к лицам в возрасте до шестнадцати лет продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов в день (ч. 4 ст. 79 УК Казахстана), до пятнадцати лет продолжительность обязательных работ не должна превышать двух часов в день (ч. 85.3 ст. 85 УК Азербайджана, ст. 85 УК Грузии), для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день (ч. 85.3 ст. 85 УК Азербайджана), от пятнадцати до восемнадцати лет — трех часов в день (ст. 85 УК Грузии), от шестнадцати до восемнадцати лет — трех часов в день (ч. 4 ст. 79 УК Казахстана), двух часов в день (ч. 1 ст. 100 УК Украины), трех часов в день и трех дней в неделю (ст. 110 УК Беларусь).
В уголовном законодательстве ряда стран (ч. 85.3 ст. 85 УК Азербайджана, ст. 110 УК Беларусь, ст. 85 УК Грузии, ч. 4 ст. 79 УК Казахстана) предусмотрено, что обязательные работы, применяемые к несовершеннолетним, должны быть посильными для них.
В большинстве из рассматриваемых нами зарубежных стран (ч. 85.3 ст. 85 УК Азербайджана, ст. 110 УК Беларусь, ст. 85 УК Грузии, ч. 4 ст. 79 УК Казахстана, ч. 1 ст. 100 УК Украины) обязательные работы в отношении несовершеннолетних исполняются в свободное от учебы или основной работы время.
Следует заметить, что в уголовном законодательстве Армении законодатель, закрепляя возможность применения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, не предусматривает каких-либо особенностей по их применению. Согласно ст. 54 УК Армении общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, определенных правомочным или местным органом самоуправления.
Общественные работы: устанавливаются на срок от трехсот шестидесяти до одной тысячи пятисот часов; назначаются до вынесения приговора в качестве альтернативного лишению свободы вида наказания с письменного согла-
8 См.: Орлов В.Н. Преступления и наказания в современном зарубежном уголовном праве: Монография / Орлов В.Н., Семыкина О.И., Жукова Т.Г., Удовыдчен-ко М.А. Ставрополь: Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт, 2005. С. 196.
сия осуждаемого лица в порядке, установленном настоящим Кодексом; не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, лицам, достигшим пенсионного возраста, беременным женщинам и находящимся на срочной военной службе военнослужащим.
В случае злостного уклонения осужденного от выполнения общественных работ суд заменяет неотбытую часть общественных работ арестом или лишением свободы на определенный срок в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В законодательстве многих зарубежных УК не предусматривается специально не только условно-досрочное освобождение от отбывания обязательных работ несовершеннолетних лиц (ч. 90.0 ст. 90 УК Азербайджана, ст. 94 УК Армении, ч. 1 ст. 119 УК Беларусь, ч. 1 ст. 98 УК Грузии, ч. 1 ст. 84 УК Казахстана, ч. 1 ст. 94 УК Литвы, ч. 1 ст. 107 УК Украины), но и вероятность замены неотбытой несовершеннолетними части обязательных работ на более мягкое наказание (ч. 1 ст. 120 УК Беларуси, ч. 1 ст. 94 УК Литвы, ч. 4 ст. 107 УК Украины)9.
9 См.: Орлов В.Н. Обязательные работы как вид уголовного наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Монография / В.Н. Орлов, А.П. Коваленко. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2005. С. 105.
Таким образом, проведенный комплексный анализ норм зарубежного уголовного законодательства, регламентирующих применение юве-нального уголовного наказания в виде обязательных работ, позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый институт в уголовном законодательстве большинства зарубежных стран имеет больше общих признаков, чем отличий. К общим признакам относятся: наименование исследуемого наказания как «общественные работы»; установление срока отбывания обязательных работ несовершеннолетними, отличного от срока отбывания работ совершеннолетними лицами; определение в течение дня, недели несхожей продолжительности обязательных работ несовершеннолетними по сравнению с продолжительностью работ совершеннолетними лицами; закрепление в законе положения о том, что обязательные работы, применяемые к несовершеннолетним, должны быть посильными для них; указание в законе о том, что обязательные работы в отношении несовершеннолетних исполняются в свободное от учебы или основной работы время; невозможность условно-досрочного освобождения от отбывания обязательных работ несовершеннолетних лиц, а также неосуществимости замены неотбытой части обязательных работ на более мягкое наказание.
ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
В.Н. ГАЛУЗО,
кандидат юридических наук
Проведенное нами историко-правовое исследование многотомного сборника «Полное Собрание Законов Российской Империи» (ПСЗ РИ), в котором систематизировано законодательство Государства Российского и Российской империи за период с 1649 г. по 1913 г.1, позволяет нам вы-
1 Результаты этого научного исследования представлены в нескольких публикациях автора данной статьи (см.: Галузо В.Н. Первое Полное Собрание Законов Российской Империи: современный проблемный анализ // Государство и право. 2007. № 10. С. 113—119; Он же. Систематизация законодательства в России (1649—1913): Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007; Он же. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование). М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008).
сказать суждение о необходимости разграничения понятий «должность» и «присутственное место», причем с приоритетом первого по отношению ко второму. Нами было обнаружено несколько «должностей» («должность фискала», «должность рекетмейстера», «должность стряпчего», «должность экзекутора», «должность герольдмейстера», «должность аудитора» и др.), большинство из которых и предопределили возникновение «должности прокурора». Обычно правовой основой учреждения «должности прокурора» признается одно «узаконение» (так в ПСЗ РИ именовались нормативные правовые акты): Именной указ «Государя Императора» Петра Алексеевича «Об обязанностях Сенатских Членов, о заседании