Научная статья на тему 'Институт усыновления (удочерения) в Российской Федерации'

Институт усыновления (удочерения) в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2725
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ДЕТИ / СУД / РЕШЕНИЕ СУДА / ПРАВА РЕБЕНКА / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПРОКУРОР / ADOPTION / CHILDREN / COURT / COURT RULING / CHILD''S RIGHTS / STATE / BODIES OF GUARDIANSHIP / PROCURATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексанян Асмик Амаяковна

В современной России в силу различных обстоятельств без родительской опеки остаются сотни тысяч детей. В статье рассмотрены различные точки зрения российских ученых по вопросу усыновления (удочерения) в Российской Федерации. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Данные правоотношения требуют более детального исследования, поскольку усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автором показано значение института усыновления, которое, несомненно, многогранно. Приведены и проанализированы статистические данные, позволяющие более тщательно изучить институт усыновления в Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n present day Russia hundreds of thousands of children are left without parents' care due to different circumstances. The article presents various opinions of Russian academics concerning adoption in the Russian Federation. The topicality of this issue is explained by the fact that adoption is one of the most important institutions. These relations require more detailed research as adoption is a priority form of settlement for children left without parents' care. The author shows the significance of the adoption institution, which is multisided. She gave and analyzed statistics, which could help investigate the adoption institution in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт усыновления (удочерения) в Российской Федерации»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексанян Асмик Амаяковна

аспирантка, ассистент кафедры гражданского права и процесса РЭУ им. Г. В. Плеханова; помощник судьи Таганского районного суда города Москвы.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36; Таганский районный суд города Москвы, 109147, Москва, Марксистский пер., д. 1/32. E-mail: asmik_026@rambler.ru

В современной России в силу различных обстоятельств без родительской опеки остаются сотни тысяч детей. В статье рассмотрены различные точки зрения российских ученых по вопросу усыновления (удочерения) в Российской Федерации. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Данные правоотношения требуют более детального исследования, поскольку усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автором показано значение института усыновления, которое, несомненно, многогранно. Приведены и проанализированы статистические данные, позволяющие более тщательно изучить институт усыновления в Российской Федерации. Ключевые слова: усыновление, дети, суд, решение суда, права ребенка, государство, органы опеки и попечительства, прокурор.

THE INSTITUTE OF ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksanyan, Asmik A.

Post-Graduate Student, Assistant Lecturer of the Department for Civil Law and Procedure of the PRUE, Judge Assistant of the Tagansky District Court of the City of Moscow. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation; Tagansky District Court of the City of Moscow, 1/32 Marxist lane, Moscow, 109147, Russian Federation. E-mail: asmik_026@rambler.ru

In present day Russia hundreds of thousands of children are left without parents' care due to different circumstances. The article presents various opinions of Russian academics concerning adoption in the Russian Federation. The topicality of this issue is explained by the fact that adoption is one of the most important institutions. These relations require more detailed research as adoption is a priority form of settlement for children left without parents' care. The author shows the significance of the adoption institution, which is multisided. She gave and analyzed statistics, which could help investigate the adoption institution in the Russian Federation.

Keywords: adoption, children, court, court ruling, child's rights, state, bodies of guardianship, procurator.

Согласно статье 124 Семейного кодекса (СК РФ), усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Многие ученые рассматривают усыновление в разных аспектах. Так, например, М. В. Антокольская полагает, что с точки зрения социологии усыновление - одна из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители - не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными1.

По мнению С. А. Муратовой, усыновление представляет собой семейное правоотношение между усыновителем и усыновленным, которое по содержанию эквивалентно родительскому правоотношению2.

Нам представляется возможным рассмотреть усыновление как способ защиты интересов ребенка, под которым подразумевается реализация судом прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

В соответствии со статьей 125 СК РФ усыновление производится судом по заяв-

1 См.: Антокольская М. В. Семейное право : учебник. - М. : Юристъ, 2006. - С. 290.

2 См.: Муратова С. А. Семейное право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

лению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Особое производство предполагает такой порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которого характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о гражданском праве, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также защита интересов заявителя. Следует отметить, что правовые последствия усыновления возникают лишь с момента вступления решения в законную силу.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17 декабря 2013 г.), в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) суд в соответствии со статьей 273 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных в статье 155 Уголовного кодекса (УК РФ), что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

Учитывая, что рассмотрение дела об усыновлении в закрытом судебном заседании обязательно в силу закона (ст. 273 ГПК РФ), судья принимает решение о его слу-

шании в закрытом заседании уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и указывает об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ). В этом определении необходимо сделать ссылку на статью 273 ГПК РФ1.

Согласно статье 45 ГПК РФ, участие прокурора в делах по усыновлению необходимо в связи с тем, что усыновление -это процесс, изменяющий права и обязанности ребенка, который сам не может их защищать. Прокурор наблюдает за сохранением законности и дает свое заключение по делу. Также в силу закона на органах опеки и попечительства лежит обязанность по даче заключения по существу заявления, о целесообразности и соответствии усыновления интересам ребенка, которого намереваются усыновить.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом должны быть также привлечены биологические родители ребенка при условии, что они не лишены родительских прав, а в случае если их место нахождения неизвестно, извещать их необходимо по всем известным адресам места жительства.

Что касается самой процедуры усыновления, то в первую очередь законодатель закрепляет перечень условий, предъявляемых к личности усыновителя, обусловленных задачей обеспечить усыновляемому ребенку условия, наиболее отвечающие его интересам, для чего дополнительно было принято Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью».

Интересна позиция О. Ю. Ильиной, согласно которой усыновление и появление в семье еще одного ребенка затрагивает

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17 декабря 2013 г.).

интересы родных детей усыновителя, что обусловливает необходимость обязательного учета мнения последних. С целью усиления правовых гарантий обеспечения интересов родных детей усыновителя считаем вполне обоснованным дополнение круга лиц, чье согласие требуется при усыновлении, указанием на родных детей усыновителя.

О. Ю. Ильина предлагает изменить название статьи 133 СК РФ следующим образом: «Согласие супруга и несовершеннолетних детей усыновителя на усыновление ребенка» и дополнить данную статью пунктом 3 следующего содержания: «При усыновлении ребенка требуется согласие родных детей усыновителя, достигших возраста десяти лет». Соответствующие дополнения должны быть внесены и в статью 57 СК РФ, поскольку это будет еще одной ситуацией, когда суд может вынести решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет [5].

Согласно данным, размещенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, в подавляющих регионах РФ за период с 2008 по 2014 г. наблюдается тенденция к увеличению роста семей, желающих принять ребенка на воспитание (таблица).

Значение института усыновления многогранно. Так, например, усыновление имеет одновременно как правоустанавливающее, так и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанно-стей2.

2 См.: Антокольская М. В. Семейное право : учебник. - С. 291.

Темп роста числа семей, желающих принять ребенка на воспитание*

(на конец отчетного года, в % к предыдущему)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1 2 3 4 5 6 7 8

Российская Федерация 126,1 168,9 98,1 77,5 101,0 140,8 131,6**

Центральный федеральный округ 125,7 187,0 98,7 71,2 90,3 181,7 151,8

Белгородская область 62,9 103,7 90,4 67,5 105,9 167,1 153,8

Брянская область 64,8 511,4 98,3 64,8 112,3 136,8 135,5

Владимирская область 97,5 200,9 102,1 72,1 128,9 115,5 183,2

Воронежская область 114,0 129,2 95,6 70,1 95,3 194,2 140,0

Ивановская область 119,2 89,8 163,2 68,8 95,0 197,4 100,0

Калужская область 118,4 179,3 107,2 52,0 144,8 151,9 132,9

Костромская область 123,1 371,3 99,3 54,9 75,9 174,7 167,4

Курская область 153,0 135,8 49,4 96,6 74,6 178,8 157,0

Липецкая область 134,8 174,2 123,1 79,7 53,8 175,0 185,7

Московская область 210,3 171,3 123,0 70,5 83,1 217,3 124,6

Орловская область 246,9 155,7 119,5 40,8 68,3 236,7 135,2

Рязанская область 125,0 114,4 70,9 89,0 107,7 112,7 114,1

Смоленская область 180,3 314,5 75,4 45,2 85,6 155,1 165,8

Тамбовская область 121,3 115,2 98,5 49,5 121,9 149,2 127,5

Тверская область 204,9 227,4 177,5 88,2 56,5 233,7 149,3

Тульская область 115,5 282,9 96,6 67,0 96,0 194,2 161,7

Ярославская область 120,9 224,0 100,9 54,0 105,5 293,0 151,5

Москва 117,9 217,3 80,6 91,3 89,8 172,9 179,1

Северо-Западный федеральный округ 116,4 170,1 105,5 63,8 99,9 111,0 124,6

Республика Карелия 194,0 204,6 90,6 54,4 104,6 92,2 118,1

Республика Коми 195,8 147,8 84,7 60,1 132,9 109,6 104,8

Архангельская область 109,9 166,7 73,5 97,9 84,5 63,2 101,2

Ненецкий автономный округ 29,4 40,0 550,0 36,4 275,0 140,0 185,7

Вологодская область 100,0 133,8 105,2 84,2 123,4 115,4 119,3

Калининградская область 85,9 256,4 113,5 65,6 66,7 213,9 137,7

Ленинградская область 87,5 239,0 151,4 43,4 104,2 122,3 106,1

Мурманская область 135,7 305,3 87,5 100,5 95,6 122,2 93,6

Новгородская область 108,5 158,4 84,4 78,6 133,3 86,7 157,7

Псковская область 385,3 143,5 72,3 61,8 72,6 227,6 160,6

Санкт-Петербург 90,4 141,8 133,7 54,2 92,2 109,5 148,2

Южный федеральный округ 159,8 151,5 106,1 92,3 116,2 144,6 163,7

Ресцублика Адыгея 183,7 96,7 102,3 68,5 95,1 117,5 156,7

Ресцублика Калмыкия 73,5 142,0 181,7 42,6 172,7 60,8 102,1

Краснодарский край 108,5 270,8 97,6 71,3 108,5 159,4 181,3

Астраханская область 352,1 55,6 184,0 100,0 60,7 244,4 202,3

Волгоградская область 204,3 151,4 86,5 125,8 131,7 125,6 150,1

Ростовская область 158,2 117,0 118,1 113,3 125,0 149,3 147,4

* Составлено по: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ra/statistics/population/motherhood ** Без учета Крымского федерального округа.

П р о д о л ж е н и е

1 2 3 4 5 6 7 8

Северо-Кавказский федеральный округ 105,5 121,8 108,2 82,1 103,0 125,3 112,9

Республика Дагестан 115,7 114,6 143,9 94,3 106,7 108,0 112,6

Республика Ингушетия 93,3 85,7 73,3 118,2 86,5 116,2 79,1

Кабардино-Балкарская Республика 90,5 160,8 90,8 67,2 110,7 131,0 115,2

Карачаево-Черкесская Республика 52,7 183,3 83,0 90,4 90,9 131,7 93,7

Республика Северная Осетия -Алания 115,2 119,8 104,1 42,7 85,6 164,6 98,7

Чеченская Республика 120,0 138,9 86,0 88,4 115,8 122,7 101,9

Ставропольский край 117,0 106,4 102,1 90,7 100,8 149,8 122,2

Приволжский федеральный округ 126,6 212,1 100,5 82,3 100,3 130,3 112,8

Республика Башкортостан 116,5 226,0 88,0 101,6 107,4 120,0 104,8

Республика Марий Эл 112,5 833,3 99,3 88,6 51,5 89,6 97,7

Республика Мордовия 85,7 461,1 130,1 55,6 108,3 148,9 112,9

Республика Татарстан 109,5 314,8 84,2 57,5 116,8 126,7 131,9

Удмуртская Республика 171,6 146,2 141,4 80,5 104,7 124,9 93,3

Чувашская Республика 84,1 163,2 127,2 71,8 125,3 198,7 123,6

Пермский край 258,5 119,0 279,1 104,0 110,6 110,5 75,3

Кировская область 104,7 444,4 50,5 56,4 110,5 105,3 138,8

Нижегородская область 189,9 204,4 98,8 60,8 84,3 192,9 155,2

Оренбургская область 87,9 164,6 88,7 79,4 81,7 120,2 98,7

Пензенская область 43,8 153,3 94,6 150,6 77,9 91,1 172,8

Самарская область 41,7 2546,7 105,5 78,7 63,4 167,3 103,7

Саратовская область 210,0 95,2 102,8 92,8 117,5 112,9 114,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульяновская область 84,5 226,5 116,2 105,4 80,9 250,0 176,3

Уральский федеральный округ 128,9 133,7 85,3 100,8 107,7 153,5 136,2

Курганская область 72,7 315,8 61,4 76,5 133,3 188,4 140,8

Свердловская область 145,6 106,9 84,0 107,2 104,3 169,6 142,2

Тюменская область 84,5 196,3 103,7 61,1 104,9 124,3 135,9

Ханты-Мансийский автономный округ 146,7 132,2 69,7 120,6 113,8 124,2 114,6

Ямало-Ненецкий автономный округ 137,7 145,3 102,9 59,2 114,3 156,0 123,9

Челябинская область 115,3 141,7 113,7 122,1 101,7 140,1 138,6

Сибирский федеральный округ 137,5 169,0 88,2 72,6 97,9 129,5 123,6

Республика Алтай 93,0 102,5 108,5 53,9 193,8 95,2 149,2

Республика Бурятия 107,8 549,1 52,0 58,9 98,4 94,8 130,7

Республика Тыва 93,7 205,1 89,3 74,1 58,8 76,6 122,2

Республика Хакасия 78,1 124,0 86,0 121,3 110,3 149,4 73,8

Алтайский край 118,9 138,8 95,4 77,6 99,0 124,3 121,2

Забайкальский край 180,0 127,0 43,8 114,3 85,0 303,2 117,0

Красноярский край 156,0 156,6 97,2 63,2 76,6 154,3 130,8

Иркутская область 210,4 93,6 74,1 130,7 104,8 100,0 126,7

Кемеровская область 124,2 281,1 94,0 59,0 86,3 140,8 139,7

Новосибирская область 187,1 170,2 96,1 56,7 98,6 174,5 125,5

Омская область 143,5 120,0 128,3 70,1 158,4 119,5 117,4

Томская область 129,5 202,0 93,6 106,8 83,8 101,7 125,4

О к о н ч а н и е

1 2 3 4 5 6 7 8

Дальневосточный федеральный округ 112,5 133,9 103,9 61,1 119,2 132,7 120,7

Республика Саха (Якутия) 145,8 105,1 109,5 69,4 154,6 106,3 98,8

Камчатский край 258,3 216,1 80,6 74,1 107,5 170,0 174,5

Приморский край 108,8 194,6 127,8 36,4 116,4 200,0 107,5

Хабаровский край 117,9 130,0 96,3 47,6 97,1 185,9 116,7

Амурская область 81,5 92,5 82,7 98,8 68,8 96,4 126,4

Магаданская область 68,8 209,1 156,5 55,6 100,0 127,8 52,2

Сахалинская область 63,6 310,7 71,3 82,3 102,0 173,2 238,0

Еврейская автономная область 28,6 150,0 300,0 75,0 144,4 44,4 225,0

Чукотский автономный округ 42,9 566,7 100,0 70,6 75,0 114,3 75,0

Крымский федеральный округ

Республика Крым

г. Севастополь

В современной России действует порядка 20 федеральных законодательных актов, направленных на защиту детей. Основным из них является Семейный кодекс от 29 декабря 1995 г. и закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. запрещает прием на работу детей младше 14 лет. В целом за последние пять лет в России было принято несколько законов по защите прав ребенка.

29 декабря 2010 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который ввел возрастные категории для информационной продукции (для детей до 6 лет, старше 6, 12 и 16 лет), а также запрещенной для распространения среди детей. Поправками в этот и другие законы от 28 июля 2012 г. был создан Единый реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора. 28 декабря 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан». Он был принят в ответ на смерть 8 июля 2008 г. российского сироты Димы Яковлева. Мальчик был усыновлен американской парой и погиб в запертом автомобиле. Законом вводился список ино-

странных граждан, которым запрещен въезд в Россию, введен запрет на усыновление российских детей в США. 29 декабря 2012 г. в России был принят новый закон «Об образовании», который призван обеспечивать право детей на учебу.

В завершении стоит отметить, что в ходе большой пресс-конференции Президента РФ Владимира Путина 17 декабря 2015 г. глава государства заявил, что не будет отменять запрет на усыновление российских детей гражданами иностранных государств. На вопрос журналиста Алексея Соломина «В России, по официальной статистике, до сих пор очень много сирот-инвалидов, которые не устроены в семьи и, может быть, пришло время смягчить запрет на усыновление иностранцами?» Владимир Путин ответил: «Статистика показывает, что в процентном отношении усыновление наших детей-инвалидов иностранцами гораздо меньше, чем здоровых детей. Никто из иностранцев не рвался никогда усыновлять или удочерять больных детей. Это статистика. Поэтому мы не будем спешить с изменениями тех решений, которые были уже приняты»1.

Считаем, что в настоящее время Российской Федерацией выбрано правильное направление в решении вопроса об усынов-

1 URL: http://www.1tv.ru/news/polit/298455

лении иностранными гражданами. До тех пор, пока у нашего государства не появится возможность должным образом отслеживать состояние усыновленного ребенка за границей и его положение в семье, отмена ограничений приведет к негативным последствиям.

Кандидатам же на усыновление следует учитывать, что, усыновляя ребенка, усыновители берут на себя ответственность по сохранности его жизни, здоровью, нравственному и культурному воспитанию. В этом, на наш взгляд, и заключается одна из особенностей данных правоотношений.

Список литературы

1. Арутюнова Э. В. Органы опеки и попечительства как субъекты процедуры усыновления // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 3. - С. 124-126.

2. Арутюнова Э. В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 2. - С. 16-18.

3. Буянова Е. В. Проблемы обеспечения тайны усыновления ребенка на стадии возбуждения дела об усыновлении (удочерении) // Семейное и жилищное право. - 2010. -№ 5. - С. 14-16.

4. Голикова С. В. Реализация принципа семейного воспитания при усыновлении как приоритетной форме устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей в РФ // Право и образование. - 2010. - № 8. - С. 102-109.

5. Ильина О. Ю. Интересы родных и приемных детей: проблема гармонизации и приоритета // Семейное право на рубеже XX-XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. О. Н. Низамиева. - М. : Статут, 2011.

References

1. Arutyunova E. V. Organy opeki i popechitel'stva kak sub#ekty protsedury usynovleniya [Bodies of Guardianship as Subjects of Adoption Procedure]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian Legislation], 2010, No. 3, pp. 124-126. (In Russ.).

2. Arutyunova E. V. Ponyatie i pravovaya priroda usynovleniya [The Notion and Legal Nature of Adoption]. Semeynoe i zhilishchnoe pravo [Family and Housing Law], 2010, No. 2, pp. 16-18. (In Russ.).

3. Buyanova E. V. Problemy obespecheniya tayny usynovleniya rebenka na stadii vozbuzhdeniya dela ob usynovlenii (udocherenii) [The Problem of Providing Secrecy of Adoption at the Stage of Initiating Proceedings of Adoption]. Semeynoe i zhilishchnoe pravo [Family and Housing Law], 2010, No. 5, pp. 14-16. (In Russ.).

4. Golikova S. V. Realizatsiya printsipa semeynogo vospitaniya pri usynovlenii kak prioritetnoy forme ustroystva v sem'yu detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley v RF [Realizing the Principle of Family Upbringing in Case of Adoption as Priority Form of Settlement of Children Left without Parents' Care]. Pravo i obrazovanie [Law and Education], 2010, No. 8, pp. 102-109. (In Russ.).

5. Il'ina O. Yu. Interesy rodnykh i priemnykh detey: problema garmonizatsii i prioriteta [Interests of Own and Adopted Children: the Problem of Harmonization and Priorities]. Semeynoe pravo na rubezhe XX-XXI vekov: k 20-letiyu Konventsii OON o pravakh rebenka, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Family Law on the Turn of 20th -21st Centuries: to the 20th Anniversary of UN Convention about Child's Rights, materials of the International Conference], edited by O. N. Nizamieva. Moscow, Statut, 2011. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.