шимися обстоятельствами, которые и будут ддктоватъ необходимость применения мероприятий, направленных на обеспечение сохранения тайны усыновления, также необходимо ужесточить наказание за разглашении тайны усыновления.
Н.Д. Слюсарева *
ПРОБЛЕМЫ С СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ
С УСЫНОВЛЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ
ГРАЖДАНАМИ
Ключевые слова: незаконное усыновление, уголовная ответственность, фальсификация документов, субъект преступления, попечительство, тайное усыновление, законность.
N.D. Slusareva. Problems with Observers of Legality Relating to the Adoption of Russian Children by Foreigners
This article is devoted criminology capabilities to ensure legality in adoption of Russian children by foreigners. The author believes that criminology is designed to prevent crime, and may prevent the illegal adoption of children. The article also identified a number ofproblems related to the adoption of Russian children by foreign citizens: illegal adoptions involve bribery, abuse of authority, falsification of documents, in illegal adoptions are not provided the necessary documents required by law, providedfalse information on the Adoption of the applicants or their representatives; often officials of care agencies, without evidence or contrary to the restrictions set forth in the law gave a positive opinion on the possibility to transfer the child (children) in foreign families.
Simultaneously, the article raises the problem of security of adopted Russian children abroad, it is alleged that 17 adopted children from Russia died because of abuse in American families. In all cases, signs of illegal adoption are showed, i.e. failure to comply with all procedures, the adoption of Russian children by foreign citizens. Therefore, a correlation of illegal adoption and more serious criminal offenses is showed.
The article analyzes the adoption of children by agreement between the U.S. and Russia, signed July 13, 2011: potential adopters will have to undergo mandatory psychological testing, and the adoption procedure can be performed only by accredited agencies; to adulthood all children adopted by U.S. citizens will retain Russian citizenship, the adoptive parents will provide more detailed information on the health and psychological condition of the child, etc.
* Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [N atali_sun@list. ru]
The author of the article concludes that such agreements should be signed with other countries or international agreement to which as well as the Russian-American agreement, potential adopters will be required to undergo mandatory psychological testing: to adulthood all children adopted by foreigners will have to keep Russian citizenship, the adoptive parents should be given more detailed information on health status and psychological status of the child. Such an agreement, signed with all countries whose citizens adopt Russian children will be able to protect minors from illegal adoption.
Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей (90% из них — «социальные сироты», т.е. дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием)1. Действующая система устройства и воспитания детей-сирот с трудом справляется с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей. Основными формами устройства таких детей, согласно семейному законодательству РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи, детские дома.
В ч. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ устанавливается, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2010 г. усыновлено всего 11 157 детей, из них: иностранными гражданами — 3 355 детей; российскими гражданами — 7 802 ребенка. Вместе с тем на 2010 г. общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 665 987. Наибольшее количество детей усыновляется гражданами США — более 60 тысяч детей были усыновлены, с 1991 по 2011 гг. В 2004 г. гражданами США было усыновлено 5 862 ребенка, тогда как в 2010 г. количество усыновлений американцами российских детей сократилось до 1079 детей.
Процедура усыновления детей иностранными гражданами регламентируется ст. 124, 165 СК РФ, гл. 29 ГПК РФ, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами. Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило — это орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по
1 См.: Мурзин Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семей-но-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.
своему выбору Иностранные граждане предъявляют соответствующему оператору документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляют: заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям; заполненные анкеты граждан; обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ими ребенка; обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка; копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве; заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства — государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье; обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя); обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка; копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов.
Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации.
1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
При выборе гражданином ребенка соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-х-дневный срок орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения указанного ребенка.
Иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении.
Таким образом, досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или соответствующим региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.
Установление усыновления производится соответственно верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.
Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием, помимо усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГПК РФ).
Решение об усыновлении принимает суд, который удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Одной из задач криминалистики является предупреждение преступлений. Поэтому в рамках обеспечения предупреждения незаконного усыновления можно предложить следующее: фиксировать факт ознакомления российских граждан с банком данных детей, оставшихся без попечения родителей и четко определиться с временным периодом, в течение которого приоритетно выбирают российские граждане.
Помимо совершенствования процесса усыновления, нельзя забывать о случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами.
Приведем случай из судебной практики. На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской
детской больницы г. Владивостока. Оба они обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США.
В итоге Ленинским районным судом г. Владивостока вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о незаконном удочерении:
«Ленинский районный суд г. Владивостока полностью согласился с мнением государственного обвинения и признал виновной бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации города Владивостока Любовь Викторовну Задоя в совершении преступления, предусмотренного частью первой ст. 303 Уголовного кодекса Российской Федерации (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив ее к штрафу в размере ста тысяч рублей.
Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 города Владивостока Елена Викторовна Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), частью первой ст. 327 УК РФ (подделка официального документа), частью первой ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), за указанные преступления ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год, штрафа в размере 120 тыс. рублей и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удочерением детей, сроком на два года.
Судебным следствием установлено, что весной 2005 года обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н., 2004 года рождения гражданами Соединенных Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырем российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать ее на воспитание»1.
Из этих примеров и анализа судебной практики становится очевидным, что незаконное усыновление сопряжено со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, фальсификацией документов.
При решении вопроса об усыновлении были выявлены следующие примеры несоблюдения законности. Практика участия прокуроров в рассмотрении дел об усыновлении выявляет наиболее часто встречающиеся следующие проблемы и нарушения закона При решении вопроса об усыновлении прокуратурой были выявлены различные правонарушения. Приведем некоторые из них.
1 Пресс-релиз прокуратуры Приморского края от 9 августа 2005 г. // < http://nadzor.pk. га/ рге88а/>
2 См.: Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. 2006. № 5. С. 14—20.
1. При рассмотрении указанных дел — не предоставляются необходимые документы, согласно ст. 271 ГПК РФ.
2. Предоставляется недостоверная информация заявителями либо их представителями об усыновлении.
3. Зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передать ребенка (детей) в семью иностранных граждан давали должностные лица органов опеки без достаточных оснований либо вопреки установленным в законе ограничениям. При этом компетентные органы заведомо шли на нарушение закона, мотивируя это тем, что «в любой семье ребенку будет лучше, чем в социальном учреждении», либо тем, что, по их мнению, перспектив на усыновление детей российскими гражданами нет.
Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей-граждан России, усыновленных гражданами США. Так, в апреле 2010 г. в аэропорт «Домодедово» рейсом из Вашингтона прибыл семилетний Артем Савельев. При нем была записка, в которой приемная мать объяснила, что считает Савельева психически неуравновешенным и поэтому отказывается от него. Это был не первый инцидент, когда права российских детей нарушались американскими усыновителями. Статистика показывает, что от жестокого обращения в американских семьях скончались, по меньшей мере, 17 детей из РФ.
Следует разделить точку зрения А.И. Чучаева о субъекте ст. 154 УК РФ, которая сводится к следующему: «Субъект преступления — это лицо, достигшее 18 лет, незаконно усыновившее (удочерившее) ребенка, ставшего его опекуном (попечителем) либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий»1. Следует отметить, что в литературе субъект преступления определяется по-разному. Так некоторые авторы считают, что уголовной ответственности по ст. 154 УК РФ подлежат лишь лица, имеющие отношение к процессу усыновления, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи.
Незаконными являются действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные в нарушение установленного законом порядка. Такие как: а) разрешение усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи. Если это противоречит интересам братьев и сестер (ч. 3 ст. 124, п. 2 ч. 2. ст. 154 СК РФ); б) разрешение на усы-
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М., 2010.
новление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК РФ); в) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 125 СК РФ); г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК РФ, п. 2 ст. 35 ГК РФ) (например, подделываются документы о возрасте и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства «закрывают глаза» на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства); д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК РФ); е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129—131 СК РФ) и иные незаконные действия усыновления (дача взятки, подделка документов).
По мнению О.В. Пристанской, многочисленные факты усыновления детей — граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступ-но-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов»1.
По данным Национального совета США по усыновлению, почти во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление \ т.е. дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря коррупции. В этом случае речь идет о незаконном усыновлении.
На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.
1 Пристанская О.В. Деятельность органов прокуратуры государств — участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. М., 2005. С. 140.
2 См.: Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 206.
Поэтому между Россией и США 13 июля 2011 г. было подписано Соглашение об усыновлении детей. Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона.
Кроме того, в документе указано, что до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство.
Усыновителям, в свою очередь, будут предоставлять более подробную информацию о здоровье и психологическом состоянии ребенка.
Российской стороне пришлось столкнуться с особенностями юридической системы США, в которой законы об усыновлении варьируются от штата к штату. В России же усыновление регулируется на федеральном уровне.
Но данное соглашение заключено только с Америкой. При этом другие иностранные граждане усыновляют детей из России по тем правилам, которые и были, зачастую их игнорируя. Думается, что необходимо заключить соглашение со всеми странами, либо международное соглашение, по которому так же, как и в русско-американском соглашении, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование. Также до достижения совершеннолетия все усыновленные иностранными гражданами дети должны будут сохранять российское гражданство. Усыновителям должна предоставляться более подробная информация о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Такое соглашение должно быть подписано со всеми странами, граждане которых усыновляют российских детей, с целью защиты несовершеннолетних от незаконного усыновления.
Все вышеизложенное укрепляет нас в мысли, что необходимо активизировать возможности криминалистики по раскрытию, предупреждению и предотвращению незаконного усыновления иностранными гражданами.